Научная статья на тему 'Роль учителя в решении проблемы неуспеваемости школьников с трудностями в обучении'

Роль учителя в решении проблемы неуспеваемости школьников с трудностями в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
520
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубова Л. В.

Проблема неуспеваемости школьников с трудностями в обучении одна из важнейших проблем современной школы. Выявление причин трудностей в обучении и адаптации к школе, девиантного поведения учащихся, создание здорового психологического климата в классе да ют возможность учителю решать задачи своевременной помощи неуспевающим ученикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль учителя в решении проблемы неуспеваемости школьников с трудностями в обучении»

лесниковой, науч.ред. Н.Б. Крылова - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 288 с.

3. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: ACADEMIA, 1999. - 510 с.

4. Сластенин, В.А. Учитель и время // Сов.педагогика. - 1990. - № 9.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ © Зубова Л.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 25, г. Череповец

Проблема неуспеваемости школьников с трудностями в обучении -одна из важнейших проблем современной школы. Выявление причин трудностей в обучении и адаптации к школе, девиантного поведения учащихся, создание здорового психологического климата в классе да -ют возможность учителю решать задачи своевременной помощи неуспевающим ученикам.

Общение во всех его проявлениях длительное время является предметом пристального внимания и детального изучения в различных отраслях психологической науки. Наиболее высокий интерес к проблеме общения обнаруживается в рамках социальной, педагогической и возрастной психологии (Л.И. Божович, В.Н. Князев, А.Г. Ковалев, С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, Л.А. Петровская, В.А. Сонин и другие), которые рассматривают общение с позиций, выработанных в рамках общей психологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и др.).

В практике своей работы учитель неизбежно сталкивается с проблемой самооценки своих профессиональных усилий в воздействии на личность ученика, вообще людей, с которыми он общается. Учитель должен учитывать большое количество факторов, оценивая не только себя, но и своего партнера в общении. Ведь для того, чтобы оценить возможности своих усилий (эффективность педагогического воздействия), необходимо особенно хорошо знать качества тех, с кем имеешь дело, общаешься. Следует отметить, что воспитательную деятельность в общении учитель может осуществить лишь тогда, когда он хорошо знает потребности, интересы, желания, жизненный опыт, информированность и вообще характер тех, с кем он постоянно работает. Сегодня педагогическая работа уже не может строиться только на интуиции, она должна проводиться на основе и с помощью глубоких и обстоятельных исследований личности каждого конкретного челове-

* Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

ка. Сбор и систематизация разнообразной информации (сведений) о каждой конкретной личности человека через регулярные беседы, наблюдения за ним в разных практических ситуациях жизнедеятельности позволяют выявить те или иные положительные и отрицательные его свойства и тем самым облегчить учителю восприятие этого человека (ученика), оптимизировать контакты с ним, а значить - усиливать и постоянно совершенствовать процессы обучения и воспитания. Не следует забывать, что отрицательная информация порой может оказывать на мнение о человеке гораздо большее влияние, чем положительная, заглушая все разумные доводы, формировать стойкое предупреждение против данного человека. Именно поэтому необходимы взвешенные оценки всего диапазона качеств личности человека, чтобы общение всегда основывалось на наиболее полной и достоверной информации, объективном знании о человеке. Только тогда, когда он будет владеть разносторонней информацией о своем ученике, он сможет свободно определять свои педагогические, воспитательные действия, оценивая степень и качество своих усилий в этом направлении [1].

Следует отметить, что проблема школьной неуспеваемости - одна из актуальных проблем современной школы, особенно при обучении детей с трудностями в усвоении знаний по разным предметам. За последние годы в школах увеличивается количество учащихся, которые не успевают по одному или нескольким предметам. Среди них - дети с проблемами психического развития (интеллектуального и речевого) и связанными со здоровьем. Результаты мониторингового исследования, которое было проведено Вологодским научно- координационным центром ЦЭМИ РАН, показали, что с 1995 года по 2004 год произошло ухудшение здоровья новоровденных детей. Дети 1 группы (здоровые дети) в 1995 году составляли 8,3 %, в 1998 году - 5,5 %, в 2001 году - 5,8 %, в 2004 году - 1,2 %. Дети 2 группы (дети, имеющие функциональные и морфологические отклонения) в 1995 году составляли 29,2 %, в 1998 году - 46,3 %, в 2001 году - 58,5 %, в 2004 году - 34 %.

Данные исследования показали, что от 4 до 7 лет снижается потенциал здоровья детей, особенно с 6 до 7 лет. При этом увеличивается количество детей 3,4 групп (дети, имеющие хронические заболевания). В 1995 году таких детей в возрасте 6 лет было 18 %, 7 лет - 26 %, в 1998 году в возрасте 6 лет - 18,1 %. Анализ динамики недомоганий у детей показывает, что с возрастом увеличивается количество детей, испытывающих боли в животе (7 лет - 24 %, 8 лет - 26,5 %, 9лет - 34,9 %), быструю утомляемость (7 лет

- 20 %, 8 лет - 24,5 %, 9 лет - 39,5 %), головную боль (7 лет - 20 %, 8 лет

- 20,4 %, 9 лет - 34, 9 %).

Обучение в школе увеличивает физическую и психо-эмоциональную нагрузку на организм ребенка, что приводит к тому, что такие дети испытывают трудности в обучении и адаптации к школе. Опросы педагогов, работающих в школах, показали, что такие дети отличаются низким уровнем знаний, различными формами девиантного поведения на уроках и во внеурочное время, что можно считать компенсацией неуспеваемости по одному

или нескольким предметам. «Проходящие реформы затронули содержательную и организационную составляющие школьного образования... Но с точки зрения формирования здоровья ребенка процесс школьного образования не только не изменился к лучшему, но и усугубился, поскольку новые программы внедряются в старых гигиенических условиях - при изношенном оборудовании, переполненности учебных классов, неудовлетворительной организации питания, работе школ в две смены. Сочетание избыточной умственной и эмоциональной перегруженности детей с начального звена обучения ведет к снижению потенциала здоровья школьников» [2, с. 75].

В практике своей работы учителя отмечают, что нет специальных (официальных) методик и технологий работы с такими детьми, не вносятся изменения в образовательные программы по предметам. По мнению ученых, 40 % программ и новых учебников рассчитаны на детей, имеющих высокие учебные возможности, но таких детей около 20 %. Все это приводит к серьезным проблемам в обучении школьников. Осложняется положение и тем, что в школах введено предпрофильное и профильное обучение, проводятся элективные курсы, научно- практические конференции учащихся, творческие конкурсы, школьники сдают ЕГЭ, участвуют в интеллектуальных играх («Кенгуру», «Русский медвежонок»), в предметных олимпиадах. Учитель заинтересован в особом подходе к способным и одаренным детям. Нами выделено несколько примеров проявления стереотипа ожидания в практике:

1. Стереотип проявляется в отношении ответов учащихся. Хороших учеников вызывают чаще и активнее поддерживают;

2. Стереотип сказывается и на характере помощи при ответах. Незаметно для себя учитель подсказывает и помогает «хорошим», чтобы подтвердить свои ожидания;

3. Стереотип порождает характерные высказывания в адрес успевающих и неуспевающих учащихся. Плохих критикует больше и резче с использованием обобщений.

В то же время особого внимания от педагога требует проблема школьной дезадаптации тех, кто испытывает трудности в обучении («образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития» [3, с. 119].

Следует сказать, что причинами школьной дезадаптации являются стресс, фрустрация, депривация, внутренний конфликт. Формами проявления в этих случаях являются: несформированность навыков учебной деятельности, неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения в учебной деятельности, неумение приспособиться к темпу учебной жизни, школьный невроз или «боязнь школы», несформированность школьной мотивации. Педагоги отмечают, что такие дети не успевают по нескольким предметам, отличаются от сверстников неорганизованностью, невнимательностью, высоким уровнем тревожности, недисциплинированностью.

Результаты нашего исследования показывают, что многое зависит от педагога, так как в классном коллективе вместе оказываются и одаренные, и способные, и неуспевающие дети. Если педагог использует в своей работе демократический стиль руководства учащимися, опираясь на коллектив класса, формируя актив, рассчитывая на поддержку педагогов и родителей, возможности социально-психологической службы школы, постоянно изучает своих воспитанников, он может создать и поддерживать здоровый психологический климат в классе и успешно организовать активную совместную деятельность учащихся, опираясь не только на успевающих детей, но и привлекая неуспевающих. Использование на уроках возможностей индивидуальной, дифференцированной, коллективной работы будет способствовать решению проблемы неуспеваемости в классе.

Итак, проблема школьной неуспеваемости - одна из важных проблем современной школы. Только совместная работа педагогов, психологов, социальных педагогов, изучение учащихся, выявление причин трудностей в обучении и адаптации к школе, продуманная организация работы учителем учащихся на уроке и во внеурочное время дадут возможность избежать школьной дезадаптации, девиантного поведения учащихся и решать задачи своевременной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации школе.

Список литературы:

1. Грехнев B.C. Культура педагогического общения: Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1990. - 144 с. - (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).

2. Репродуктивный потенциал населения региона: состояние, тенденции, перспективы. Коллектив авторов под рук. д. э. н., профессора В.А. Ильина. -Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2005. - 208 с.

3. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.: Владос 1995. - 544 с.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ © Моисеева А.Л.*

Средняя общеобразовательная школа № 45, г. Ульяновск

В статье говорится о том, что учитель музыки даёт не только знания и умения, он развивает личность ребёнка творчески, и учит применять музыкальные знания и умения на практике и во взрослой жизни.

* Учитель музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.