Научная статья на тему 'Роль учителя в реализации федеральных стандартов'

Роль учителя в реализации федеральных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
659
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салихова Л. Ф.

В данной статье рассмотрена роль учителя в реализации федерального государственного образовательного стандарта, раскрыто значение системы повышения квалификации в подготовке учителя к введению новых ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль учителя в реализации федеральных стандартов»

Список литературы:

1. Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: в 3 т. Т. 3. Социология глобальных процессов. - изд. 2-е, пере-раб. и доп. - М.: РГСУ 2007.

2. Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: в 3 т. Т. 3. Социология глобальных процессов. - изд. 2-е, пере-раб. и доп. - М.: РГСУ 2007.

3. Лизогуб Г.В. Отечественная история: учебн. пособие [Текст]. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005.

4. Марк Блок. Апология истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://read.newlibrary.ru.

5. Марков А. Персонифицированный идеал как ресурс образовательной деятельности // Высшее образование в России. - 2004. - № 2.

6. Отечественная история. Введение в предмет: учебное пособие. - изд. первое. - Тверь, 2007.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

© Салихова Л.Ф.*

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Института педагогики и психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань

В данной статье рассмотрена роль учителя в реализации федерального государственного образовательного стандарта, раскрыто значение системы повышения квалификации в подготовке учителя к введению новых ФГОС.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» намечены основные пути, по которым должна развиваться наша система образования для достижения реальных положительных результатов:

«Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа должна стать центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной деятельности. Необходимо расширять самостоятельность школ, причем как в определении инди-

* Заместитель директора Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доцент кафедры Педагогики ИПП КФУ, к.п.н.

видуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. Ученикам необходимо предоставить возможности дистанционного доступа к урокам лучших преподавателей. Также родители и ученики должны иметь более широкие возможности выбора школ. Необходима серьезная модернизация педагогического образования. Будут внедрены обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации на базе лучших российских вузов» [5].

Главной фигурой во всех этих преобразованиях, конечно же, является учитель. Поэтому так важно было обсудить роль учителя в современном обществе.

К тому же, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации уже три года назад был издан Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. о новом понимании содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС) Закон Российской Федерации № 309-Ф3 «Об образовании», статья 7: «В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования...». Что это значит для школы, для учителя? Это означает выход на принципиально новый уровень образовательных услуг и необходимость включения в процесс освоения новых требований к реализации ФГОС.

Главная роль в реализации основных требований Стандарта отведена учителю. Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса

В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ученик - это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Главная же задача и обязанность учителя - помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать. Наконец, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки. При этом предоставляется свобода учителю в выборе методов, средств и форм обучения - все это находится полностью в компетенции учителя, подчиняясь его личностным особенностям, методическим пристрастиям и т.п. Все эти особенности полностью отвечают особенностям стандарта, с одной стороны, и задает общую систему рамочных требований к педагогическим

технологиям, направленным на достижение Требований стандартов и конкретизирующих их систем планируемых результатов обучения. В условиях реализации нового Стандарта учителю предоставляются большие, чем раньше, возможности быть менеджером в образовании: в большей степени учитывать и использовать личностные особенности и возможности ученика, свои компетенции и методические пристрастия [1, с. 33].

В этой ситуации изменяется подход и к условиям преподавания. Вполне очевидно, что высокий профессионализм учителя должен определяться высоким уровнем его компетентности. Компетентность учителя - новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

При освоении новых образовательных стандартов становится возможным активное внедрение в современную педагогику личностно-ориентированных технологий, ориентированных на признание уникальной сущности каждого ученика и его индивидуальной учебной траектории. В новых условиях обучения учитель и обучающийся выстраивают взаимоотношения на основе диалога, партнерства и сотрудничества. Учитель, выступая в роли менеджера, организовывает индивидуальную образовательную траекторию ученика. При построении индивидуальной образовательной траектории учащихся большая роль отводится выбору, а также определению их индивидуальных особенностей, личностных предпочтений, способностей и интересов. Выбор осуществляется как учителем, так и учеником, но выбор учащихся корректируются другими учителями, родителями, психологами и др. [2, с. 45]. В процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся изменяются функциональные обязанности учителей: они занимаются аналитически-проектирующей, консультирующей, координирующей, организующей и коррекционной деятельностью.

Таким образом, решение основных задач общего образования и его научно-методического обеспечения в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников-главных исполнителей требований ФГОС. Не все работники в одинаковой мере подготовлены к внедрению стандартов и обучению учащихся по новым технологиям. Недостаточна ещё мотивация, отсутствует система контроля за правильным внедрением новых стандартов, остаётся слабым местом комплексное методическое обеспечение стандартов. Особое внимание уделяется способам подготовки кадров в реализации ФГОС. Так как профессионализм педагога в преподаваемой дисциплине, является одним из важных критериев эффективности подготовки выпускника. Существующие методы оценки деятельности педагога не охватывают вопросы, связанные с проверкой результатов его труда по реализации стандарта образования.

Эффективность введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования зависит, главным образом, от готовности администрации школы, педагогов и родителей к сотрудничеству в новых условиях.

Несмотря на существенную и значительную методическую поддержку введения ФГОС со стороны разработчиков (методические рекомендации, пособия и др.), анализ документации ОУ и результатов опросов педагогов позволяет нам констатировать, что остаются ряд проблем: общие, личностные, системные.

Выделим общие проблемы, которые заключаются в неготовности педагогов к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС; изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.

С 1 сентября 2011 года по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования обучались 100 % всех первоклассников. После завершения учебного года, как показывает практика, многим педагогам остались характерными проблемы:

- связанные с особенностями личности педагога;

- в части реализации требований ФГОС к структуре ООП;

- в части реализации требований ФГОС к структуре ООП;

- неготовности к условиям реализации ООП.

Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность и педагогов, и администрации ОУ через повышение их компетентности в данной области.

Немаловажное значение в подготовке учителя к введению и реализации ФГОС ОО имеют учреждения дополнительного профессионального образования.

В связи с модернизацией образования в России, с внедрением ФГОС педагогические работники ОУ нуждаются в повышение квалификации или профессиональной переподготовке. Механизмы, действующие в школе сегодня, не решают этой проблемы в полном объёме. Единственной системой способной подготовить учителя к введению новых ФГОС является система повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки в силу того, что ей присущи следующие качества: гибкость к изменениям, ориентации на существующий спрос и индивидуализацию обучения, ориентацию на последние достижения в науке и технике; использование эффективных методов, технологий и средств обучения.

Решению задачи повышения профессионального мастерства педагогов Республики Татарстан для эффективного управления качеством образовательного процесса в условиях ФГОС способствуют курсы повышения ква-

лификации, обучающие семинары, семинары-тренинги, практикумы, проводимые Приволжским межрегиональным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, который создан в структуре Казанского (Приволжского) федерального университета в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан в мае 2011 года.

Приволжский межрегиональный центр предоставляет широкие возможности профессионального развития работников образования Республики Татарстан и субъектов Российской Федерации в составе Приволжского федерального округа. Реализация программ дополнительного профессионального образования ведется с использованием современных лабораторных комплексов Казанского федерального университета новейших, информационных образовательных технологий, мультимедийных средств обучения, технологий дистанционного обучения. К работе по повышению квалификации работников образования привлекается лучший профессорско-преподавательский состав институтов и факультетов КФУ. Взаимодействие подготовки кадров и повышения квалификации педагогических работников в институтах КФУ позволяет создать устойчивую систему непрерывного педагогического образования с действующим механизмом обратной связи.

Центр осуществляет профессиональную переподготовку работников образования, научное, организационно-методическое и практическое сопровождение ФГОС, реализацию ключевых задач модернизации и развития образования, определенных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральной целевой программе развития образования до 2015 года. Профессорско-преподавательский состав центра уделяет особое внимание вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта, подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ предлагает дополнительное профессиональное образование по следующим формам:

- комбинированная форма повышения квалификации на модульно-компетентностной основе, которая включает в себя следующие модули: дистанционный; содержательно-методический; практикоориентированный; итоговый.

- повышение квалификации в форме дистанционного обучения, путем использования информационных технологий, обеспечивающих доставку слушателям основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие слушателей и преподавателей в процессе обучения, предоставление слушателям возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.

Немаловажное значение уделяется системе стажировки, целью которой является повышение профессиональной компетентности педагогов на базе инновационных образовательных учреждений.

Только целенаправленная организация повышения квалификации на этапе внедрения ФГОС обеспечит создание необходимых условий для реализации ФГОС, повысит уровень профессиональной компетентности педагогов.

В настоящее время перед учреждениями дополнительного профессионального образования стоит задача обучения учителей-предметников среднего звена на курсах повышения квалификации по введению ФГОС в основной школе, ожидаемым результатом которого будет являться профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС ООО, а именно:

- обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;

- принятие идеологии ФГОС основного общего образования;

- освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся;

- овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Список литературы:

1. Губанова Е.В. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС / Е.В. Губанова // Управление начальной школой. - 2012. - № 6. - С. 28-32.

2. Маскаева А.М. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся [Текст] / А.М. Маскаева // Инициативы XXI века. -2010. - № 3. - С. 43-51.

3. Приказ МО и Н РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».

4. Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2010 №246-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

5. Приказ МО и Н РФ № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования».

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

© Тихонова Ю.В.*

Центр детского творчества «Сулпан», г. Уфа

Анализ литературы социально-педагогического и психологического направления показывает, что на здоровье школьников в процессе об-

* Заведующий Социально-педагогическим отделом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.