Научная статья на тему 'Роль учета уровня и динамики развития скоростно-силовых качеств при занятиях теннисом'

Роль учета уровня и динамики развития скоростно-силовых качеств при занятиях теннисом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
694
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / АСИММЕТРИЯ СИЛЫ РУК / HIGH-SPEED AND POWER QUALITIES / SPORTS TRAINING / TECHNICAL SKILL / ASYMMETRY OF FORCE OF HANDS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пулатов Шерзод Азодович, Пулатов Фарход Азодович

Анализируются результаты исследования уровня и динамики развития приоритетных физических качеств у юных теннисистов. Установлено, что тренировочные занятия, проводимые по существующей программе, не обладают свойством интенсивно развивать у юных теннисистов специальные скоростно-силовые качества. Предполагается, что эффективное развитие этих качеств может быть достигнуто посредством использования подвижных игр, адаптированных к специфике тенниса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пулатов Шерзод Азодович, Пулатов Фарход Азодович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE ACCOUNTING OF LEVEL AND DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF HIGH-SPEED AND POWER QUALITIES AT STUDIES BY TENNIS

In work results of research of level and dynamics of development of young tennis players’ priority physical qualities are analyzed. It is established that the training lessons, given in the existing program don't possess property intensively to develop special high-speed and power qualities at young tennis players. It is supposed that effective development of these qualities can be reached by means of use of the outdoor games adapted for specifics of tennis.

Текст научной работы на тему «Роль учета уровня и динамики развития скоростно-силовых качеств при занятиях теннисом»

УДК 796.342

РОЛЬ УЧЕТА УРОВНЯ И ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ТЕННИСОМ

Ш.А. Пулатов, Ф.А. Пулатов

Анализируются результаты исследования уровня и динамики развития приоритетных физических качеств у юных теннисистов. Установлено, что тренировочные занятия, проводимые по существующей программе, не обладают свойством интенсивно развивать у юных теннисистов специальные скоростно-силовые качества. Предполагается, что эффективное развитие этих качеств может быть достигнуто посредством использования подвижных игр, адаптированных к специфике тенниса.

Ключевые слова: скоростно-силовые качества, спортивная тренировка, техническое мастерство, асимметрия силы рук.

Выполнение технико-тактических действий в кортовом теннисе также как и в любых видах спортивных игр, как известно, протекает в условиях внезапно возникающих и экстренно меняющихся ситуациях. Следовательно, все виды перемещения по площадке с последующим выполнением скачков, рывков, поворотов, вращений и т. п., завершающиеся реализацией финально-смысловой задачи игрового действия, должны отвечать запросам тактики игры соперника. Если учесть тот факт, что эти процессуально-финальные компоненты игровых действий в соревнованиях по теннису многократно повторяются на протяжении продолжительного времени, то становится понятным насколько необходимым являются для теннисиста достаточно развитые специализированные физические качества скоростно-силовой направленности. Согласно мнениям учёных и специалистов по теннису такие интегральные двигательно-игровые способности можно будет успешно развивать в том случае, если их тренировать с самого начального этапа обучения с последующим продолжением данной процедуры на всем протяжении многолетнего цикла спортивной подготовки с обязательным учётом результатов контроля уровня и динамики развития специальных физических качеств, что необходима для внесения соответствующей коррекции в процесс спортивного совершенствования (1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 13).

Целью настоящего исследования явилось изучение уровня и динамики развития приоритетных физических качеств у юных теннисистов групп начальной подготовки. В исследованиях приняли участие от 46 до 90 юных теннисистов 9-10 лет, занимающихся в теннисном клубе «Динамо» и спортивно-оздоровительном центре «Юнусабад» г. Ташкента. Применялись следующие тесты:

- бег на 60 метров;

- челночный бег 2*11 метров;

- прыжок в длину с места;

- динамометрия, сила сгибателей кистей (правой и левой рук). Сравнительный анализ результатов исследований показал, что по

мере спортивной подготовки юных теннисистов групп начального обучения наблюдается слабо выраженная тенденция ступенчатообразного улучшения изучаемых параметров скоростно-силовых качеств (табл.).

Динамика проявления скоростно-силовых качеств у юных теннисистов 9-10 лет на начальном этапе обучения

Исследуемые показатели 1 этап 2 этап 3 этап

п Min-max Х±5 Min-max Х±5 Min-max Х±8

Бег на 60 м (сек) 49 10,0-15,7 13,1±1,7 10,7-13,8 11,8±0,7 10,0-13,2 11,4±0,6

Челночный бег 2*11 м (сек) 46 4,4-6,7 5,5±0,7 4,5-6,4 5,4±0,6 4,3-6,2 5,2±0,5

Прыжок в длину с места (см) 49 101-171 136,8±14,8 100-196 143,2±21,4 130-200 154,8±17,0

Сила сгиба- правая 92 12-27 19,1±2,4 12-25 20,3±2,5 15-26 22,2±2,4

телей кистей рук (кг) левая 92 9-24 16,8±2,2 12-23 17,9±2,0 14-25 18,8±2,2

Исключением являются средние показатели прыжка в длину с места, исходное выражение которых составило 136,8±14,8 см (1 этап тестирования), а на 2 и 3 этапах тестирования прослеживается последовательное увеличение длины прыжка соответственно на 6,4 см и 11,6 см. При этом видно, что по данным статистической обработки результатов прыжка в длину выявлена весьма высокое стандартное отклонение (14,8; 21,4; 17,0) и большой диапазон разброса минимальных и максимальных величин длины прыжка (101-171 см; 100-196 см; 130-200 см), что свидетельствует о значительном межиндивидуальном различии проявления этого качества.

Следует подчеркнуть, что значительная вариативность прослеживается и по другим показателям скоростно-силовых качеств, среднее значение которых характеризуется слабо выраженной тенденцией возрастания по мере продолжения спортивной подготовки. Так, результаты бега на 60 м на первом этапе тестирования варьировали в пределах 10,0-15,7 сек, составляя в среднем 13,1±1,7 сек. На втором этапе - эти показатели приобрели следующие выражения: 10,7-13,8 сек (11,8±0,7) а на

третьем - 10,0-13,2 сек (11,4±0,62).

Интересно отметить, что по данным М.С. Бриля (1980) время бега на 60 м у юных баскетболистов 10 лет составляло 8,93 сек, у юных волейболистов этого же возраста - 8,90 сек, а у юных теннисистов 9-10 лет результаты бега на эту дистанцию варьируют в пределах 10,8-11,6 сек и 10,4-10,8 сек, соответственно. Сопоставление этих показателей с результатами, полученными в наших исследованиях, позволяет констатировать, что время бега на 60 м у юных теннисистов 9-10 лет лишь на раннем этапе подготовки (1 этап тестирования) оказалось гораздо хуже (13,1 сек). По мере углубления процесса спортивной подготовки (2 и 3 этапы тестирования) среднестатистические результаты бега на 60 м становятся всё ближе к установленным данным.

Результаты челночного бега 2*11 м у обследованных нами юных теннисистов были гораздо хуже, чем нормативные показатели, установленные другими авторами (46,50). Так, на первом этапе время челночного бега варьировало в пределах 4,4-6,7 сек (5,5±0,7). На втором -вариативность этого показателя несколько уменьшается и поэтому, очевидно, укорачивается и среднестатистическое значение скорости бега -5,4±0,6 сек. На третьем этапе тестирования диапазон разброса минимальных и максимальных величин времени бега практически остаётся на таком же уровне, как на 2 этапе. Видно, что скоростное качество у юных теннисистов групп начального обучения по данным времени бега на 60 м и челночного бега на 2*11 м всё же характеризуется тенденцией слабо выраженного прогрессирования по мере углубления процесса спортивной подготовки. Однако такая малозначительная динамика последовательного развития скоростных качеств обследованных юных теннисистов за относительно продолжительный период (19 месяцев) не свидетельствует об адекватности используемых средств, совершенствующих скоростные способности.

Важность и необходимость симметричного развития право и левосторонних двигательных функций, в том числе силовых качеств при занятиях спортом подчёркивались многими авторами [2, 9, 10, 11, 12]. Многие из них считают, что при подборе и использовании средств симметричного развития силовых способностей следует обязательно учитывать специфику избранного вида спорта. Сила мышц сгибателей кистей рук вообще и степень симметричности её проявления, в частности, имеют исключительно важное значение при занятиях теннисом. Следовательно, достижение необходимого уровня развития силы мышц сгибателей кистей обеих рук на начальном этапе обучения является одним из приоритетных условий для эффективного формирования технического мастерства юных теннисистов при выполнении ими ударных движений с переводом мяча в нужное направление.

Динамометрические исследования уровня и динамики развития

силы мышц сгибателей кистей рук у юных теннисистов групп начальной подготовки позволили установить значительную вариативность и выраженную асимметричность проявления изучаемых параметров. Так, на первом этапе тестирования сила мышц сгибателей кисти правой руки варьировала в пределах 12-27 кг, а левой - 9-24 кг, составляя в среднем соответственно: 19,1±2,4 кг и 16,8±2,2 кг. При этом диапазон рассеивания минимальной и максимальной величин силы мышц кистей обеих рук составляет 15 кг, а средняя асимметричность проявления силы кистей правой и левой рук составляет 2,3 кг. Следует подчеркнуть, что по индивидуальным данным проявления силовой активности мышц кистей рук подобная асимметричность нередко достигает 4-7 кг (в 48 случаях).

На втором этапе тестирования разница крайних величин проявления силы мышц сгибателей кистей правой и левой рук становится меньше и составляет 13 кг и 11 кг при средних значениях 20,3±2,5 кг и 17,9±2,0 кг, соответственно. При этом асимметричность проявления силы между сгибателями кистей правой и левой рук почти не изменяется по отношению к исходному значению асимметрии. Видно, что даже через 9 месяцев после исходного тестирования среднестатистические величины мышц сгибателей кистей правой и левой рук возрастают незначительно (сила правой кисти на 1,2 кг, кисть левой на 1,1 кг).

На третьем этапе диапазон разброса минимальных и максимальных величин изучаемых параметров почти не меняется (разница силы кистей обеих рук составляет по 11 кг). А среднестатистический прирост силы мышц сгибателей правой руки по сравнению с результатами первого этапа тестирования составил всего лишь 3,1 кг, левой - 2,0 кг, а по данным второго этапа тестирования -1,9 кг и 0,9 кг, соответственно, что отражает крайнюю замедленность темпа развития силовой активности кистей рук у обследованных юных теннисистов по мере их возрастного созревания и углубления процесса спортивной подготовки. Следует подчеркнуть и тот факт, что асимметричность проявления силы мышц кистей правой и левой рук по результатам второго и третьего этапа тестирования имела тенденцию к возрастанию (с 2,4 кг до 3,4 кг). Такую выраженную асимметричность, обнаруженную нами на фоне незначительного уровня развития силы мышц сгибателей кистей рук, следует отнести к числу неблагоприятных факторов, ограничивающих процесс разностороннего овладения двигательными навыками на самых ранних этапах спортивной подготовки.

Заключение. Стадия начального обучения юных спортсменов как установочно-базовый этап многолетнего цикла спортивной тренировки ориентирована решать задачу формирования функционально-физических ресурсов разносторонней подготовки, обеспечивающей надёжность становления спортивного мастерства в избранном виде спорта. Однако результаты поэтапно-фоновых исследований, проведённых нами на

контингенте юных теннисистов, показали недостаточный и неравномерный уровень проявления показателей скоростно-силовых качеств. Причём неравномерность и слабо выраженная динамика роста изучаемых показателей наблюдались и по мере возрастного развития и углубления процесса спортивной подготовки, что свидетельствует о недостаточной эффективности используемых средств в тренировочных занятиях, проводимых по действующей программе.

Предполагается, что для равномерно-пропорционального развития специальзированных к специфике тенниса скоростно-силовых качеств необходимо использовать в тренировке юных теннисистов адаптированные ситуационно-моделированные подвижные игры с элементами тенниса.

Список литературы

1. Белиц-Гейман С.П. Теннис: школа чемпионов, игры и подготовка. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. 223 с.

2. Бернштейн Н.А. Новые линии развития в физиологии и биологии активности // Хрестоматия по возрастной физиологии / сост. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. М.: Академия, 2002. С. 102-105.

3. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. М.: ФиС, 1980. 127 с.

4. Верхошанская Н.Ю. Некоторые особенности методики скоростно-силовой подготовки теннисиста // Теннис: Ежегодник. М.: ФиС, 1982. С. 29-33.

5. Всеволодов И.В., Голенко В.А. Теннис: Примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР. М.: Советский спорт, 2005. 138 с.

6. Голенко В.А., Скородумова А.П., Тарпищев Ш.А. Азбука тенниса. М.: Терра Спорт, 1999. 126 с.

7. Голенко В., Скородумова А., Тарпищев Ш. Академия тенниса. М.: Дедалус, 2002. 236 с.

8. Голенко В.А. Скородумова А.П., Тарпищев Ш.А. Школа тенниса. М.: Дедалус, 2001. 190 с.

9. Масловский Е.А. Сопряженно-игровой метод формирования техники движений с развитием скоростных качеств детей на внеурочных занятиях: учеб. пособие. Мн.: Беларусь, 1992. 63 с.

10. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций: монография. М.: ТиПФК, 2003. 258 с.

11. Немцов О.Б. Место точности движений в структуре физических качеств // Теория и практика физической культуры. 2003, № 8. С. 22-26.

12. Тополь А.И. Сопряженная методика тренировки, направленная на воспитание скоростно-силовых и двигательно-координационных

качеств юных спортсменов 12-13 лет в игровых видах спорта (на примере тенниса): автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2001. 25 с.

13. Тучашвили И., Янчук В. Некоторые перспективы развития современного тенниса // Человек в мире спорта: мат. Конгресса. М.: Физкультура, образование и наука, 1998. С. 244-245.

Пулатов Шерзод Азодович, канд. пед. наук, доц., [email protected], Узбекистан, Ташкент, Узбекский государственный институт физической культуры,

Пулатов Фарход Азодович, соискатель, [email protected], Узбекистан, Ташкент, Узбекский государственный институт физической культуры

ROLE OF THE ACCOUNTING OF LEVEL AND DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF HIGH-SPEED AND POWER QUALITIES AT STUDIES BY TENNIS

Sh.A. Pulatov, F.A. Pulatov

In work results of research of level and dynamics of development of young tennis players' priority physical qualities are analyzed. It is established that the training lessons, given in the existing program don't possess property intensively to develop special high-speed and power qualities at young tennis players. It is supposed that effective development of these qualities can he reached hy means of use of the outdoor games adapted for specifics of tennis.

Key words: high-speed and power qualities, sports training, technical skill, asymmetry of force of hands.

Pulatov Sherzod Azodovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, volleyhall-20l0@,mail.rн, Uzbekistan, Tashkent, Uzbek State Institute of Physical Culture,

Pulatov Farkhod Azodovich, competitor, vollevhall-20l0@,mail.rн, Uzhekistan, Tashkent, Uzhek State Institute of Physical Culture

УДК 796.012:611,612

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ

СТЕЛЬКИ

К.Е. Рябина, А.В. Федоров, В.В. Епишев

Рассматривается литературный анализ изучения спортивного плоскостопия. Рассматриваются причины и возможные последствия спортивного плоскостопия. Показаны современные технологии и методы изготовления ортопедических стелек. Представлен краткий подход оригинального решения представленной проблемы.

Ключевые слова: стопа, спортивное плоскостопие, сила удара на стопу при беге, ортопедические стельки.

Интенсивность тренировочного процесса вносит различные изменения в состояние психоэмоциональной сферы, сердечнососудистой и нервно-мышечной систем, вызывая кроме развития утомления, состояния

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.