Научная статья на тему 'Роль У. Гладстона в выработке проекта гомруля'

Роль У. Гладстона в выработке проекта гомруля Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
801
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРЛАНДИЯ / ГОМРУЛЬ / ЦЕРКОВНЫЙ ВОПРОС / ЛИБЕРАЛЫ / ГЛАДСТОН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махир Хамед Джасим Мохаммед Аль-Нура

В статье рассматриваются вопросы решения ирландского вопроса в Соединённом Королевстве в период первого Кабинета либералов. В центре внимания авторов находятся проблемы подготовки Гладстоном предпосылок билля о гомруле. Гладстон подчеркивал сложную взаимосвязь, которая, с его точки зрения, существовала между национальными, политическими и, особенно, религиозными аспектами этой проблемы. С его точки зрения, в основе всех несчастий ирландского народа лежит религиозная подоплека, а именно то, что в уже упомянутом письме он назвал «протестантским господством» над католическим большинством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль У. Гладстона в выработке проекта гомруля»

УДК 94

Махир Ха мед Джасим Мохаммед Аль-Нура

аспирант кафедры истории нового и новейшего времени Воронежского государственного университета maher_alnoora@mail.ru

Родь У. ГЛАДСТОНА В ВЫРАБОТКЕ ПРОЕКТА ГОМРУЛЯ

Al-noora Mahir Hamed Jasim

graduate student at the Department of the history of modern and the latest times Voronezh State University maher_alnoora@mail.ru

U. Gladstone role in DEVELOPMENT OF THE COMRUL PROJECT

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы решения ирландского вопроса в Соединённом Королевстве в период первого Кабинета либералов. В центре внимания авторов находятся проблемы подготовки Гладстоном предпосылок билля о гомруле. Гладстон подчеркивал сложную взаимосвязь, которая, с его точки зрения, существовала между национальными, политическими и, особенно, религиозными аспектами этой проблемы. С его точки зрения, в основе всех несчастий ирландского народа лежит религиозная подоплека, а именно то, что в уже упомянутом письме он назвал «протестантским господством» над католическим большинством.

Ключевые слова: Ирландия, гомруль, церковный вопрос, либералы, Гладстон.

Annotation. The issues of the decision of the Irish question in the United Kingdom during the first Cabinet of the Liberals are considered. The focus of the article is on the problem of preparing by Gladstone prerequisites for the First Home Rule Bill. Gladston difficult interrelation which, from his point of view, existed between national, political and, especially, religious aspects of this problem. From his point of view, the religious background, namely that in already mentioned letter it called «Protestant domination» over the Catholic majority is the cornerstone of all misfortunes of the Irish people.

Keywords: Ireland, home rule, ecclesiastical matters, liberals, Gladstone

После формирования в 1868 г. первого министерства Гладстона, вопрос о реформе начальной школы стал одним из наиболее неотложных. Сторонники школьной реформы создали новые организации. Радикалы и нонконформисты объединились в «Национальную лигу образования» и начали кампанию за обязательное, бесплатное, свободное в религиозном отношении начальное образование [1]. В конце 1860-х гг. оформился также «Национальный союз образования». Союз выступал, прежде всего, против введения школьного налога, но признавал необходимость введения обязательного начального обучения для детей до 13 лет; предполагалось вместе с тем, что половину рабочего дня дети должны работать [2].

Билль, представленный парламенту в первом чтении Уильямом Эдвардом Форстером (18181886), вице-президентом комитета по образованию Тайного совета, предполагал совмещение отдельных элементов старой и новой школьных систем. Частные школы получали льготы сроком на один год. В тех районах, где начальное образование было поставлено неудовлетворительно, создавались специальные местные школьные комитеты, которые имели право взимать местный школьный налог. Из этих налогов финанси-

ровались: уже существовавшие школы; вновь основанные государственные школы; производилась оплата за обучение детей из бедных семей. Школьные комитеты определяли, на основе какой именно религиозной доктрины будет основываться преподавание во вновь создаваемых школах [3]. Билль Форстера активно обсуждался в парламенте и в стране, в результате чего в июне 1870 г., во втором чтении, правительство по предложению Гладстона внесло изменения в билль. В новом варианте законопроект предусматривал: сохранение религиозного характера образования, но без разъяснения англиканской доктрины; запрещение субсидировать частные школы за счет школьного налога; увеличение государственного финансирования начальной школы на 70 %; прекращение субсидий частным школам на строительство; сохранение годичной льготы для частных школ [4]. Несмотря на критику билля в парламенте и за его пределами, законопроект прошел третье чтение и стал законом.

Школьная реформа 1870 г. была, возможно, крупнейшим достижением первого министерства Гладстона. Закон был нацелен на достижение простого результата: дети должны были учиться в школе, и неграмотность должна быть ликвидирована. Введение светской школы отвечало од-

77

ному из важнейших принципов классического либерализма и защищало право на свободу совести. Вместе с тем, реформа начального образования была ответом на существующие вызовы общества и отражала социальную ориентированность реформ первого кабинета Гладстона.

Другим важным реформаторским мероприятием Гладстона в первый срок его премьерства стала армейская реформа. С момента завершения Крымской войны и вплоть до начала реформ в 1868 г. вопрос о том, какой должна была стать армия Великобритании, и о роли, которая отводилась ей в обеспечении безопасности британских владений, остро волновал представителей британской политической элиты. Идея о необходимости военных преобразований «витала в воздухе»: деятельность ряда королевских комиссий, созванных еще в конце 50-х годов XIX в. для решения вопросов реорганизации армии, сопровождалась публикацией многочисленных памфлетов, писем и статей в публицистических журналах [5]. С точки зрения Гладстона, армия должна была отвечать двум основным условиям: она должна быть дешевой по содержанию и эффективной в применении. Поэтому с самого начала своего первого министерства он уделял серьезное внимание этому вопросу, поставив во главе военного ведомства одного из близких своих сотрудников, Эдуарда Кардуэлла (18131886), который считался крупным специалистом в военной сфере. Между тем, противников военной реформы также хватало: начиная с главнокомандующего английской армией, двоюродного брата королевы Виктории герцога Кембриджского и кончая купившими свои офицерские патенты членами палаты общин. Тем не менее, уже в 1868 г. Кардуэлл отменил телесные наказания рядового состава, а в 1870 г. изменил срок армейской службы: 6 лет в регулярной армии и 6 лет в резерве; в том же году королева подписала правительственный декрет (Order in Council) о подчинении главнокомандующего армией военному министру. Важным шагом стала принятая в июле 1871 г. парламентом, несмотря на сопротивление палаты лордов, отмена покупки офицерских патентов и должностей в армии. Одновременно был отменен специальный налог на содержание войск, английские гарнизоны отозваны из самоуправляющихся колоний в метрополию, а расходы по содержанию местных переложены войск на сами колонии [6].

Результаты военной реформы были противоречивы. С одной стороны, усиление профессиональной составляющей британской армии и удешевлении ее содержания для бюджета метрополии вряд ли подлежит сомнению. С другой стороны, несмотря на все реформы, британская армия рубежа XIX-XX вв. оказалась не слишком боеспособной, что показала уже англо-бурская война.

Несмотря на важность описанных выше реформ, главным вопросом первого министерства Уильяма Гладстона, несомненно, стал ирландский вопрос. Не случайно сам Гладстон в письме генералу Грею от 28 марта 1869 г. писал, что главную задачу своего правительства он видит в «умиротворении Ирландии» [7], которое на дол-

гие годы станет важнейшим направлением его внутриполитического курса. При этом Гладстон отчетливо осознавал, что поставленная им задача чрезвычайно сложна, как в силу исторически сформировавшихся англо-ирландских противоречий, так и в связи со значительным разбросом мнений в политических и властных кругах Англии по поводу ирландской проблемы. Кроме того, он подчеркивал сложную взаимосвязь, которая, с его точки зрения, существовала между национальными, политическими и, особенно, религиозными аспектами этой проблемы. С его точки зрения, в основе всех несчастий ирландского народа лежит религиозная подоплека, а именно то, что в уже упомянутом письме он назвал «протестантским господством» над католическим большинством [8].

На протяжении XIX в. английским политикам приходилось неоднократно сталкиваться с ирландским вопросом, но за все это время решение не было найдено. Поэтому к последней трети XIX в. он стал одной из главных проблем британской политики, и государственным деятелям приходилось посвящать много времени и усилий для его решения. Причин этому было множество, как в самой Ирландии, так и в Англии, поскольку это были проблемы не только социальноэкономического, но и социально-политического характера. Кроме того, все стороны взаимоотношений Англии и Ирландии пронизывала религиозная проблема.

В Ирландии очень острыми были социальные проблемы, особенно в отношении землевладения. С одной стороны, наблюдался рост крестьянских волнений в Ирландии, гораздо лучше организованных, чем раньше, с другой - возрастало влияние национализма и требование самоуправления. Ирландская парламентская партия становилась более сплоченной и влиятельной, и как следствие, росло ее влияние на британскую политику, и через палату общин, и через мобилизацию голосов избирателей-ирландцев в неирландских избирательных округах. Ирландия остро нуждалась в решении этих проблем. Вопросы земельной реформы, реформы самоуправления и использования силы для подавления беспорядков доминировали в мыслях и действиях политиков в отношении ирландского вопроса [9].

Естественно, и внимание Гладстона к ирландской проблеме было не случайно. На протяжении своей политической деятельности он неоднократно интересовался проблемами Ирландии, но на раннем этапе его парламентской карьеры этот момент не был особо существенным.

Гладстон впервые серьезно обратился к этой проблеме в 1865 г., когда публично заявил о своем желании отделить ирландскую церковь от государства. Во время летней парламентской сессии 1865 г. он принял участие в дебатах по ирландскому вопросу и признал, что у Англии есть определенный моральный долг перед Ирландией, частью которого была государственная церковь. Именно в ее устранении он видел «выплату долга гражданской справедливости, исчезновение национального, почти всемирного

78

бесчестья, условие, необходимое для успеха любой попытки обеспечить мир и довольство этой страны ...» [10]. Он придерживался мнения, что «для того, чтобы решить вопрос ирландской церкви, эта церковь в качестве государственной церкви должна прекратить свое существование» [11].

Осознавая, что одной из важнейших свобод личности является свобода совести, понимаемая, прежде всего, как свобода вероисповедания, Уильям Гладстон уже в годы студенчества отдавал себе отчет в политическом значении вопроса о свободе вероисповедания, прежде всего, в связи с вопросом о положении католиков. Билль об эмансипации католиков, принятый в 1829 г. палатой общин минимальным большинством голосов, был встречен Гладстоном с энтузиазмом. Результатом этой победы могли воспользоваться, по его мнению, и религиозные диссиденты других конфессий [12]. Как религиозный мыслитель и как верующий Гладстон постепенно продвигался к признанию права на свободу веры, вне зависимости от господствующей церкви и общественного мнения. Он дважды предпринимал попытки систематизировать свои взгляды на религиозные проблемы, а также на соотношение морали и политики. В 1838 г. им было написано сочинении «Государство в его отношениях с церковью», в котором, как уже указывалось в первой главе диссертации, он защищал государственную церковь [13], а в 1868 г. - «Глава автобиографии» - краткий, блестящий по стилю и легко читаемый памфлет на 63 страницах, опубликованный по случаю обсуждения в парламенте Ирландского церковного билля. Гладстон отстаивал в «Главе автобиографии» идею о разумности и «совести» государства, целиком отождествляя эту «государственную разумность» как с текущими практическими задачами, в том числе и в ирландском вопросе, так и с фундаментальными принципами государственного строя Англии [14].

К моменту победы на парламентских выборах 1868 г. консолидация либеральной партии полностью еще не завершилась. В кабинет Гладстона в декабре 1868 г. вошло 15 человек. Преобладали в нем бывшие виги - 7 министров, но наряду с ними в кабинет входили прежние пили-ты, радикалы, а также представители других группировок формирующейся либеральной партии. Почти все члены кабинета, за исключением Дж. Брайта (квакера по религиозным убеждени-

Литература:

1. Adamson J.W. English Education. 1789-1902. Cambridge, 1930. P. 351.

2. Ibid. P. 352.

3. Adamson J.W. Op. cit. P. 354-355.

4. Ibid. P. 357.

5. Cm.: Partridge M. Gladstone. L. N.Y., 2003. P. 111.

ям), принадлежали к англиканской церкви. Парадоксально, но именно вопрос об ограничении прав государственной церкви (фактически, об отделении англиканской церкви в Ирландии от государства), позволил различным группировкам -вигам, пилитам, радикалам - объединиться в либеральной партии [15]. Активизация политической борьбы в Ирландии и фенианского движения привели Гладстона к убеждению в неотложной необходимости религиозных и политических реформ для «умиротворения Ирландии». Именно в духе этого «умиротворения» и были проведены две важнейшие ирландские реформы первого кабинета Гладстона - реформа ирландской церкви 1869 г. и земельный акт 1870 г.

С самого начала первого премьерства Гладстона вопрос о реформе церкви в Ирландии оказался в центре его внимания. Уже на аудиенции у королевы Виктории по поводу формирования кабинета 13 декабря 1868 г. Гладстон, по его собственным словам, «сформулировал наметки [реформы] ирландской церкви, что было встречено с определенной благосклонностью» [16].

Гладстон, однако, судя по всему, несколько преувеличил степень этой «благосююнности», поскольку на следующей аудиенции, данной ему Викторией в резиденции на острове Уайт 23 января 1869 г., королева отказалась читать окончательно подготовленный им 17-18 декабря прошлого года меморандум, а еще через неделю в письме высказала «беспокойство [по поводу акта], которое я попытался рассеять» [17]. «Беспокойство» королевы выразилось в предложении, сформулированном епископом Питерборо Уильямом Мэги (1821-1891), которое предполагало, что церковная собственность в Ирландии должна быть разделена на две части: та, что датировалась временем до реформации XVI в. возвращалась католикам, а послереформационная оставалась за англиканской церковью. Это предложение настолько расходилось с идеями Гладстона, что он был вынужден вежливо, но очень решительно отказать королеве: «Было бы более, чем тщетно, и менее, чем честно, если бы м-р Гладстон скрыл от Вашего Величества тот факт, что никакая договоренность, основанная на предложенных принципах, не может быть одобрена, или, если такое произойдет, не может привести к сколько-нибудь положительным результатам. Равным образом, м-р Гладстон не сможет убедить принять подобные договоренности Кабинет, а Кабинет, в свою очередь, Палату Общин...» [18]. Королева была вынуждена отступить.

Literature:

1. Adamson J.W. English Education. 1789-1902. Cambridge, 1930. P. 351.

2. Ibid. P. 352.

3. Adamson J.W. Op. cit. P. 354-355.

4. Ibid. P. 357.

5. Cm.: Partridge M. Gladstone. L. N.Y., 2003. P. 111.

79

6. См.: Matthew H.C.G. Gladstone: 1809-1898. Oxford, 1997. P. 438-439.

7. The Gladstone Diaries, VII: January 1869 - June 1871: With Cabinet Minutes and Prime-ministerial Correspondence: 1869 - June 1871. Oxford, 1982. P. 51.

8. Ibid. P. 51-52.

9. См.: Мирошников А.В. Три века Ирландии : в 3 кн. Воронеж, 2009. Кн. 2: 1845-1900; Hammond J.L. Gladstone and the Irish Nation. N.Y., 1938. P. 14-18.

10. The Gladstone Diaries, VI: 1861-1868. Oxford, 1978. P. 638.

11. Correspondence on Church and Religion of William Ewart Gladstone. L., 2013. P. 252.

12. Cm.: The Gladstone Diaries, I: 1825-1832. Oxford, 1968. P. 543-544.

13. См.: Гл. I.

14. Gladstone W.E. A Chapter of Autobiography. L., 1868.

15. См.: Айзенштат МЛ. Британия нового времени. Политическая история. М., 2007. С. 144145; Douglas R. Liberals: A History of the Liberal Party, 1850-2004. L., 2005. P. 34-35; Parry J.P. Democracy and Religion. Gladstone and the Liberal Party, 1867-1875. Cambridge, 1986. P. 153-154.

16. The Gladstone Diaries, VI: 1861-1868. Oxford, 1978. P. 704.

17. The Gladstone Diaries, VII: January 1869 - June 1871. P. 47-48.

18. Correspondence on Church and Religion. P. 261-262.

6. Cm.: Matthew H.C.G. Gladstone: 1809-1898. Oxford, 1997. P. 438-439.

7. The Gladstone Diaries, VII: January 1869 - June 1871: With Cabinet Minutes and Prime-ministerial Correspondence: 1869 - June 1871. Oxford, 1982. P. 51.

8. Ibid. P. 51-52.

9. Miroshnikov A.V. Three centuries of Ireland : in 3 vols. Voronezh, 2009. Vol. 2: 1845-1900; Hammond J.L. Gladstone and the Irish Nation. N.Y., 1938. P. 14-18.

10. The Gladstone Diaries, VI: 1861-1868. Oxford, 1978. P. 638.

11. Correspondence on Church and Religion of William Ewart Gladstone. L., 2013. P. 252.

12. Cm.: The Gladstone Diaries, I: 1825-1832. Oxford, 1968. P. 543-544.

13. Ch. I.

14. Gladstone W.E. A Chapter of Autobiography. L., 1868.

15. Aizenshtat M.P. Britain of New Time. Political History. M., 2007. P. 144-145; Douglas R. Liberals: A History of the Liberal Party, 1850-2004. L., 2005. P. 34-35; Parry J.P. Democracy and Religion. Gladstone and the Liberal Party, 1867-1875. Cambridge, 1986. P. 153-154.

16. The Gladstone Diaries, VI: 1861-1868. Oxford, 1978. P. 704.

17. The Gladstone Diaries, VII: January 1869 - June 1871. P. 47-48.

18. Correspondence on Church and Religion. P. 261-262.

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.