Научная статья на тему 'Роль туризма в предупреждении геополитических конфликтов'

Роль туризма в предупреждении геополитических конфликтов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
424
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
1 / 2-ТУРИЗМ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / 2-TOURISM / GEO-POLITICAL CONFLICTS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лучшева Л. В.

Индустрия туризма выступает важной отраслью мировой и национальной политики. Активное развитие туризма в современном мире превращает его в фактор геополитического характера. Туристический рынок страны является одним из показателей ее участия в позитивной геополитике, способной влиять на предупреждение сложных международных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль туризма в предупреждении геополитических конфликтов»

УДК316.7 (450+531)

Л. В. Лучшева

РОЛЬ ТУРИЗМА В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

Ключевые слова: 1,2-туризм, геополитические конфликты.

Индустрия туризма выступает важной отраслью мировой и национальной политики. Активное развитие туризма в современном мире превращает его в фактор геополитического характера. Туристический рынок страны является одним из показателей ее участия в позитивной геополитике, способной влиять на предупреждение сложных международных конфликтов.

Keywords: 1,2-tourism, geo-political conflicts.

The tourism industry is playing an important sector of the global and national policy. Active development of tourism in the modern world makes it a factor of geopolitical nature. Tourist market of the country is one of the indicators of participation in positive geopolitics, able to influence the prevention of complex international conflicts.

Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Под туризмом понимают как деятельность, связанную с путешествием и пребыванием человека вне места своего постоянного проживания, в ходе чего возникает ряд явлений и отношений социокультурного характера. Туризм в целом - это специфический социальный институт и феномен человеческой культуры.

По определению Всемирной туристской организации, турист - это лицо, которое путешествует, пребывает в местах, отличных от мест его обычного существования, на срок не более года с любой целью, кроме занятий, оплачиваемых из источников посещаемом месте. В законе турист определяется как «лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-

деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением доходов от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки стране (месте) временного пребывания» [1].

Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Выделяют несколько критериев, позволяющих отличить туристов от других путешествующих лиц - сезонных рабочих, мигрантов, дипломатов и др.: во-первых, выезд за пределы обычной среды, во-вторых, фиксированная продолжительность пребывания в месте поездки, в-третьих, цель путешествия - личные мотивы, выражающие свободное волеизъявление. В отличие от других перемещающихся лиц такими посетителями движут туристские мотивы (отдых, лечение, знакомство с новой культурой, посещение родных). Человек в туристской поездке приобщается к миру своей собственной или иной культуры, ее истории и ценностям. В таком широком смысле туризм является глобальным социокультурном феноменом.

Социокультурные влияния туризма дополняются экономическими. Индустрия туризма выступает важной отраслью мировой и национальной политики. Как феномен глобального

порядка, туризм все более становится геополитическим явлением.

Говоря о геополитике как контроле над территорией, распределении и перераспределении сфер влияния различных государств и межгосударственных объединений следует учитывать ее конфликтную природу. Борьба за сферы влияния неизменно приводит к геополитическим конфликтам которые могут вызваны к жизни различными экономическими, демографическими и социальнокультурными факторами. Для предупреждения геополитических конфликтов необходима работа с данными факторами, оптимизация организационно-управленческих и объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Используя переговорные процессы, посреднические процедуры, арбитраж и различные политико-экономические санкции в урегулировании международных конфликтов политики часто упускают из внимания опосредованный, но такой важный положительный фактор в предупреждении геополитических конфликтов как туризм.

Еще с 20-х годов ХХ века туристические услуги становятся объектом международного регулирования. Лига Наций и первый международный съезд туристических организаций в 1925году обратили свое внимание на ряд проблем касающихся туризма. В последствии был создан Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО) который в 1975 году положил начало Всемирной туристической организации (World Tourism Organization).

В 1960-70-х годах международный туризм приобрел всемирный характер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны. Продвижение туристических активов конкретной страны становится для нее важнейшим компонентом продвижения в целом. Развитие туристической инфраструктуры, правовых документов по туризму, упрощение туристских формальностей привело к появлению масштабных туристических потоков, движению капиталов в этой сфере. Число международных прибылей возросло с 25 миллионов

в 1950г. до 1035 миллиона в 212г. Впервые за всю историю в 2012г. число международных туристов перевалило за один миллиард [2].

Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Прибытие туристов связано с притоком иностранной валюты в принимающую страну, активизируя ее платежный баланс. Во многих странах туризм превратился в одну из ведущих отраслей экономики и является надежным источником пополнения бюджета. Поэтому туристическая индустрия не случайно считается самой высокорентабельной отраслью экономики даже в таких индустриально развитых странах как США, Франция, Англия и Австрия.

В настоящее время центром мирового туристического движения является Средиземное море. Страны этого региона - Испания, Франция, Италия, Турция и Греция привлекают наибольшее количество туристов, странами отправляющими наибольшее количество туристов являются Англия и Германия. По данным Всемирной туристической организации (ВТО) комплексное обслуживание одного туриста эквивалентно созданию 9 новых рабочих мест, стоимость создания которых в несколько раз ниже, по сравнению с другими отраслями народного хозяйства.

Сфера туризма в отличие от других отраслей экономики объединяет предприятия различной отраслевой принадлежности. Рост объектов производства в индустрии туризма сказывается на развитии других отраслей экономики (создаются новые рабочие места, расширяется торговый оборот, возрастает поток инвестиций), которые, в свою очередь, через налогообложение приносят пользу государству.

Кроме того, туризм является наилучшим способом знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Несмотря на то, что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» [3].

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

Межкультурное взаимодействие,

обусловленное потоками туристов, оказывает сильнейшее влияние на геополитику. Например,

большое количество российских туристов в Египте и Турции привело к распространению русского языка в этих странах, местное население здесь склонно поддерживать политические шаги своего правительства направленные на улучшение связей с Россией. Развитие туризма требует политического сближения. Таким образом, туризм помимо экономических и культурных функций выполняет социальных функций: способствует ослаблению межгосударственной напряженности, развивает взаимопонимание между народами посредствам интернационального обмена.

Влияние туризма на развитие экономики, гармонизацию межкультурных и межэтнических отношений позволяют рассматривать туризм как фактор преодоления политической напряженности и предупреждения геополитических конфликтов. Массовые туристические потоки готовят почву для соответствующих экономических и политических решений, например, решения об открытии границ или таможенных послаблений.

Вместе с тем развитие самого туризма зависит от многих объективных и субъективных причин как внешнего, так и внутреннего порядка: криминальной обстановки, межнациональных конфликтов, политической и экономической ситуации региона. На развитие выездного туризма в высокоразвитых странах влияют экономические и социальные факторы к числу которых, прежде всего, относят рост личных доходов граждан (потенциальных туристов), который должен быть значительно выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей [4]. К субъективным причинам относится деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывание на ее территории иностранных граждан и др. Развитие международного туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса.

В настоящее время объём выездного туризма в России преобладает над объёмами въездного и внутреннего туризма. Несмотря на приоритет развития внутреннего, въездного и социального туризма, провозглашённый

Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 года, в стране наиболее активно функционирует всё-таки рынок выездного туризма. Это значит, что преобладает не только выезд туристов над въездом, но и вывоз за рубеж денег (валюты) над их поступлением в национальную экономику страны.

Безусловно, Россия должна стать активным игроком на рынке туризма, что в свою очередь расширит ее политические и экономические возможности. Согласно Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы» в течение 8 лет на развитие туризма в России будет выделено около

100 млрд. рублей. Деньги должны быть потрачены на самые привлекательные инвестиционные проекты, которые будут реализовываться на территориях с наибольшим туристически-рекреационным потенциалом. Направление средств планируется, в том числе, и на развитие инфраструктуры: строительство дорог, аэропортов, отелей и кемпингов.

Таким образом, развитие туристического рынка является одним из показателей участия государства в позитивной геополитике, способной влиять на предупреждение сложных международных конфликтов. Современные проблемы развития туризма связаны с ростом потребности человека в свободном познавательном, социокультурном перемещении с целью отдыха и реализации своих духовных и физических потребностей. Индустрия туризма выступает важной отраслью мировой и национальной экономики способной покорять этнокультурное пространство.

Литература

1. Об основах туристической деятельности в Российской Федерации / Федеральный Закон Российской Федерации от 24.11.1996, №132-ФЗ (ред.от 03.05.2012). - М., 2012.

2. Игнатьева И.Ф. Динамика мировых туристических потоков в геополитическом аспекте //Вестник Национальной академии туризма. - 2011, №2(18). - С.12 - 15.

3. Сергеев С.А., Сергеева З.Х. Казань: культурные ценности и «гений места» // Вестник Казанского технологического университета. - Казань: Изд-во КНИТУ 2024, №3. - С. 166-170

4. Салагаев А. Л., Сергеев С.А., Лучшева Л.В. Республика Татарстан: социокультурный портрет в динамике развития // Вестник Казанского технологического университета. - Казань: Изд-во КНИТУ 2010, №3. -С.327-328.

© Л. В. Лучшева - канд. социол. наук, доц. каф. социальной и политической конфликтологии КНИТУ, [email protected].

© L. V. Luchsheva, Ph D in Sociology, Associate Professor of Social and Political Conflict Studies Department, Kazan National Research Technological University, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.