Научная статья на тему 'Роль туристско-краеведческой деятельности школьников в формировании кластеров социального туризма'

Роль туристско-краеведческой деятельности школьников в формировании кластеров социального туризма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
431
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРПОХОД В ПРОФЕССИЮ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / TOURISM / TOURIST AND LOCAL LORE ACTIVITY / HIKE IN PROFESSION / SOCIALIZATION OF THE CHILD / TOURIST CLUSTER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казурова Ольга Алексеевна

В статье рассматривается сложившееся противоречие доступности детских туристско-краеведческих походов в советской истории и сложности организации данной деятельности в современной России. Представлен опыт использования преимуществ условий загородного детского лагеря для проведения организованных походов для школьников. Рассматривается возможность создания туристского кластера на основе туристско-краеведческой деятельности с вовлечением социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of tourism and local lore activity of schoolchildren in the formation of clusters of social tourism

The article discusses the contradiction of the availability of children's tourism and local history of the campaigns in Soviet history and complexity of the organization of this activity in contemporary Russia. Presents the experience of using benefits conditions country children's camp for organized trips for schoolchildren. Creating a tourism cluster on the basis of tourist and local activities involving the society.

Текст научной работы на тему «Роль туристско-краеведческой деятельности школьников в формировании кластеров социального туризма»

УДК 379.835; 37.03

О. А. Казурова

РОЛЬ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ КЛАСТЕРОВ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА

В статье рассматривается сложившееся противоречие доступности детских туристско-краеведческих походов в советской истории и сложности организации данной деятельности в современной России. Представлен опыт использования преимуществ условий загородного детского лагеря для проведения организованных походов для школьников. Рассматривается возможность создания туристского кластера на основе туристско-краеведческой деятельности с вовлечением социума.

The article discusses the contradiction of the availability of children's tourism and local history of the campaigns in Soviet history and complexity of the organization of this activity in contemporary Russia. Presents the experience of using benefits conditions country children's camp for organized trips for schoolchildren. Creating a tourism cluster on the basis of tourist and local activities involving the society.

Ключевые слова: детский туризм, туристско-краеведческая деятельность, турпоход в профессию, социализация ребенка, туристский кластер.

Keywords: tourism, tourist and local lore activity, hike in profession, socialization of the child, the tourist cluster.

Возникший в середине XIX в., организованный педагогами детский туризм существует и в настоящее время, однако форму его существования не назовешь легко доступной миллионам школьников. В современном мире педагоги не стремятся покинуть с детьми привычную «среду обитания» из-за опасностей бюрократического характера - опасаются многих «нельзя» со стороны чиновников, руководителей и даже родителей школьников.

Почему небогатые советские родители не боялись отпустить свое чадо в поход без снаряжения, точных карт, калорийной пищи?

Почему российские родители при наличии систем навигации по спутнику, сублимированных продуктов и мембранной одежды не поддерживают страсть ребят к палаточной романтике? Как же сложилась данная ситуация?

Туристская школьная деятельность начала усиленно развиваться после издания в 1910 г. циркуляра Министра народного просвещения, отменяющего летние каникулярные работы учеников и рекомендовавшего директорам и педагогическим советам учебных заведений в период каникул проводить оздоровительные прогулки и путешествия. Уже в начале XX в. Министерство народного просвещения включило экскурсии в число необязательных занятий в каникулярное время и рекомендовало учебным заведениям выделять несколько дней в рамках учебной программы для проведения экскурсий с осмотром

музеев, посещения выставок, прогулок в окрестностях городов и тому подобным разумным развлечениям.

После революции перед органами народного просвещения встали задачи изменения методов обучения, при этом одним из основных признавался метод наглядного обучения, в котором значительное место отводится экскурсиям и пешеходным походам, которые в то время назывались кочевками.

В целях развития экскурсий как одной из самых действенных форм наглядного обучения, регулирования приема школьников в Москве, в декабре 1918 г. при самом активном участии Н. К. Крупской, в самый разгар Гражданской войны, Народным комиссариатом просвещения было создано одно из первых внешкольных учреждений в стране - Центральное бюро школьных экскурсий. От этой даты и идет отсчет создания государственной системы внешкольной работы, в том числе и детско-юношеского туризма [1].

Уже в начале 1920-х гг. ставились задачи по развитию силами школьников изыскательской деятельности для нужд народного хозяйства. Краеведческий подход к изучению природы родного края, лежащий в основе этой работы, позволял расширять кругозор, а также сферу приложения сил детей. Это были сложные годы становления советской экономики, однако Наркомпрос в своих указаниях ставил перед школой задачу вести работу по изучению местного края, чтобы прививать ученикам «полезные навыки в этом государственном деле».

Н. К. Крупская уделяла большое внимание развитию школьного краеведения, указывая, что краеведческий материал должен раскрывать исторические особенности и отражать основные этапы в развитии края, дополняя школьные учебники. Данная позиция государственного деятеля позволяла педагогам нарисовать перед воспитанниками перспективы развития общества и помочь ребятам найти профессию, определить свою активную роль в светлом будущем Родины.

В целях массового развития туристско-краеведческой работы, приобщения детей к народно-хозяйственной деятельности, Академия наук СССР совместно с органами народного образования в 1940 г. призвали школьников взяться за исследования малых рек. Были организованы тысячи экспедиционных отрядов, участники которых изучали характеристики рек, искали полезные ископаемые, собирали коллекции представителей флоры и фауны, проводили метеорологические наблюдения.

Особое развитие туристско-краеведческая деятельность в общеобразовательных учреждениях получила в послевоенные годы, когда в школу пришли учителя-мужчины, прошедшие Великую Отечественную войну. Они начали проводить туристские походы по местам боев, боевых путей своих частей и соединений. По материалам этих походов стали создаваться школьные музеи боевой славы, которые большей частью продолжали действовать почти до развала Советского Союза.

Толчок развитию туристско-краеведческой деятельности способствовал тому, что в 1956 г. газетой «Пионерская правда» совместно с Центральной

детской экскурсионно-туристской станцией РСФСР была объявлена Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников, которую посвятили 40-летию Великого Октября. Так создалась организационная основа деятельности туристских клубов под патронажем органов образования на несколько десятилетий вперед, которая определила место в системе проведения экспедиции, начиная от Министерства просвещения РСФСР до школ и внешкольных учреждений, с привлечением различных научных и государственных организаций, которые разрабатывали для участников туристской экспедиции различные задания.

В ходе Третьей Всесоюзной экспедиции пионеров и школьников, объявленной в 1960 г., приняли участие более 350 тысяч экспедиционных отрядов, в которых объединилось около пяти миллионов участников. Они собирали документы по истории пионерской организации, рассказы о первых пионерских вожатых, материалы о деятельности пионерских отрядов.

Резкий толчок росту туристско-краеведческой деятельности, развитию поисковой работы среди школьников и молодежи дал Первый Всесоюзный туристский слет победителей похода по местам боевой славы советского народа, который был посвящен 20-летию Победы советского народа и проводился в крепости-герое Бресте. Всесоюзные слеты участников походов по местам боевой и трудовой славы советского народа, среди которых большинство составляли учащиеся и студенты, проводились регулярно до конца 1980-х гг. и способствовали развитию поисковой работы, созданию школьных музеев, привлечению ветеранов войны и труда к работе с детьми и молодежью.

В 1985 г. Всероссийская экспедиция пионеров и школьников «Мое Отечество» трансформировалась во Всесоюзную туристско-краеведческую экспедицию «Моя Родина - СССР». Волею судеб первым местом моей работы был туристский кружок, так назывались тогда объединения дополнительного образования, в средней общеобразовательной школе. Я была студенткой географического факультета, а мои подопечные - пятиклассники. Целый учебный год два раза в неделю мы готовились к походу - изучали туристские премудрости - узлы, типы костров, укладку рюкзака, компас, карты. Маршрут похода выбирали сами, без навигатора, по карте чертили, переводили в масштабе в метры и минуты пути. Вопроса о безопасности тогда не стояло, впрочем, и о питании в полевых условиях тоже. На станции туристов города Владимира мы получили палатки, спальники, рюкзаки, тушенку, сгущенку, рис и гречку. А ведь это были «годы застоя», когда в магазине получали продукты по талонам.

Сейчас все изменилось. Я уже не готова вести ребят в одиночку в поход. Страшно попасть между «молотом» разрешительных структур проверяющих органов и «наковальней» - разбойниками «с большой дороги» и террористическими идеями. Но как же быть? Ребятам все так же хочется спать в палатке, есть из котелка.

В нашем загородном лагере «Олимп» (Владимирская область) мы решили этот вопрос - построили рядом с забором сантехнические модули,

организовали кемпинг. Теперь ребята готовы приезжать и останавливаться в палатках, которые можно взять в «Олимпе» напрокат. Требования Роспотребнадзора соблюдаются, так как горячая, холодная вода, душ и туалет в открытом доступе круглосуточно. Территория кемпинга охраняется сотрудниками лагеря, да и место для кострищ оборудовано. А в остальном -романтика похода. Если же ребята не справляются с подгоревшей кашей, то повара столовой всегда выручат.

Однако сидеть сутками в бивуаке скучно. Используя туристский потенциал окружающей территории, ребята с вожатыми разработали радиальные пешеходные маршруты, которые объединились звучным названием «Турпоход в профессию».

Я бы ПОВАРОМ пошёл... - это познавательное путешествие для школьников. Тип маршрута: двухдневный, пешеходный (вело/авто).

Протяженность пешеходного перехода - 15 километров.

Программа похода включает прибытие в кемпинг «Олимп», размещение в палатках, завтрак, пешеходную экскурсию в с. Бабаево (3 км) на молочную ферму, завтрак с дегустацией молочной продукции, пешеходную экскурсию в пос. Ставрово (5 км) в музейно-выставочный центр истории и краеведения с рассказом о питании наших предков, пешеходную экскурсию до Куриловских прудов (8 км), обед, рыбалку, возвращение в кемпинг на автобусе, мастер-класс по приготовлению пищи на костре, ночевку в палатке.

Я б ЭКОЛОГОМ пошёл... - это познавательное путешествие для школьников. Тип маршрута: однодневный, пешеходный (вело/авто).

Протяженность пешеходного перехода - 15 километров.

Программа похода включает прибытие в кемпинг «Олимп», размещение в палатках, завтрак, выбор рыболовной снасти, знакомство с картой похода, пешеходную экскурсию через с. Бабаево и пос. Ставрово до Куриловских прудов, обед, рыбалку, ужин, возвращение в кемпинг на автобусе. Нет, кажется, ничего проще, как взять удочку, насадить червячка или кусок хлеба, закинуть в воду и, когда погрузится поплавок, вытащить рыбу на берег. «Ни рыбы вам, ни чешуи!» - советуют бабушки на завалинке.

Я б в УЧЁНЫЕ пошёл... - это учебно-исследовательское путешествие.

Тип маршрута: однодневный, пешеходный (вело/авто).

Объект исследования - флора и фауна, гидрология, орография малых рек.

Протяженность пешеходного перехода - 5-10 километров, в зависимости от физической подготовленности туриста.

Программа похода включает знакомство с рекой Колокшей - обзорную экскурсию с изучением речного природного комплекса. Исследование при помощи приборов особенностей рельефа, климата, химии воды, растительного и животного мира. Путешествуя, ребята могут увидеть главного обитателя реки Колокши - бобра. Разве можно отказаться от этого путешествия?

Я б в ИСТОРИКИ пошёл. - это учебно-исследовательское путешествие.

Тип маршрута: однодневный, пешеходный.

Объект исследования - пос. Ставрово (существует с XI в. и входит в состав всего двух во Владимирской области исторических населенных мест России).

Протяженность маршрута - 5-10 километров, в зависимости от физической подготовленности туриста.

Продолжительность - 10 часов.

Программа похода по с. Бабаево (церковь Архангела Михаила 1683 г.) и пос. Ставрово (церковь Успения Пресвятой Богородицы 1798 г., музейно-выставочный центр истории и краеведения).

Это путешествие знакомит с историей возникновения населенных пунктов, научит исследовать структуру поселений, собирать экспонаты для школьного музея, узнать устройство храмов и православные традиции. Своей родословной рабочий поселок Ставрово гордится по праву.

Что заберут ребята из похода?

Эмоции, так как при реализации программы отдается преимущество активным формам работы, что предусматривает организацию решения беседы, диспута, краеведческих викторин, поиск проблем.

Знания, так как реализация программы предполагает подготовку учащимися сообщений, докладов, учебных исследовательских работ. А может быть, это будут первые журналистские открытия и этнографические находки.

Экспонаты домашнего или школьного музея в виде разнообразной наглядности (альбомы, раскладушки, плакаты), которая пополнит научно-вспомогательный фонд музея, а также участие кружковцев в разнообразных культурно-массовых мероприятиях, проводимых на базе музея (экскурсии, музейные часы, вечера встреч).

Именно в походе реализуется принцип воспитания свободой, который диктует предоставление учащимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, уровня усвоения материала, формирование чувства ответственности за результат своего выбора. И точно так же, как в начале века, процесс успешного развития навыков неразрывно связан с активной умственной деятельностью обучающихся, индивидуальной и коллективной работой по выполнению обязанностей в походе. Воспитанники соучаствуют в выработке, анализе и реализации действий по решению стоящих задач, решении возникающих проблем бытового и исследовательского характера.

Педагогическая эффективность похода-экспедиции будет выше, если каждый ребенок будет включен в туристско-краеведческую деятельность посредством выполнения соответствующим его возрастным особенностям и индивидуальным творческим способностям, мотивам и интересам должностей (ролей): организационно-хозяйственных и познавательно-краеведческих. При этом педагогу необходимо формировать у воспитанников ответственное отношение к исполнению должностно-ролевых обязанностей, пунктуальность, инициативность, коллективизм.

Данные активности пользуются огромной популярностью среди детей и педагогов.

Однако пожилое население, так же как дети, нуждается в положительных эмоциях. Вспомнив, что все лучшее «из детства», мы поняли, что бабушки и

дедушки уже были когда-то пионерами и сдавали нормы ГТО, пели песни у костра и ели кашу из котелка. Как же дать им понять, что они не «за бортом» кипящей жизни? Что этот праздник и для них? Мы придумали ностальгический тур «В детство счастливый билет». Каждый счастливчик приглашается принять участие в ностальгической программе: пионерская зарядка, сдача норм ГТО, пионерский обед и песни у костра. А присутствие внуков и детей приветствуется.

Таким образом, несмотря на жесткий запрет Роспотребнадзора о взаимодействии детей и взрослых в пункте 1.11 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей» - «При организации отдыха и оздоровления детей на базе других стационарных загородных организаций не допускается совместное проживание, питание, пребывание в общих местах пользования детей и взрослых» [2], туристский кластер уже существует в условиях загородного детского оздоровительного лагеря. Данная организация туристско-краеведческой деятельности позволяет ускорить социализацию подрастающего поколения и помочь ребятам выбрать не только будущую профессию, друзей, но и свой образ жизни в будущем взрослом мире.

Примечания

1. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм : учеб.-метод. пособие. 2-е изд., стер. М. : ФЦДЮТиК, 2008. 600 с. : ил.

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 73 от 27.12.2013 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»

УДК 796.51; 796.035

А. В. Логинов, Д. В. Смирнов

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ АКТИВНОГО ПЕШЕХОДНОГО ТУРИЗМА

Представлена сравнительная характеристика организации различных видов пешеходных путешествий: спортивные походы, треккинг, хайкинг, бэкпэкинг, оздоровительные и познавательные путешествия. Охарактеризованы факторы и индикаторы оздоровительного воздействия на организм туристов различных по форме и напряженности туристских прогулок, походов и экспедиций с активными формами передвижения.

The comparative characteristics of the organization of various types of pedestrian travel are presented: sports tours, trekking, hiking, backpacking, health and educational travel. The factors

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.