Научная статья на тему 'Роль цвета в рекламе автомобиля'

Роль цвета в рекламе автомобиля Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
542
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛИКА ЦВЕТА / РЕКЛАМА АВТОМОБИЛЕЙ / АВТОМОБИЛЬ / ЦВЕТ / РЕКЛАМНЫЕ ОБРАЗЫ АВТОМОБИЛЕЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль цвета в рекламе автомобиля»

занятие, а вот те, кто хотят чего-то достичь, понимая важность своего дела, остаются на 100 %.

Но профессиональное занятие граффити не проходит бесследно, даже для тех, кто оставил его. Ведь остаются навыки рисования, креативного мышления, работы, можно сказать, в экстремальных условиях. Так, например, первые серьезные граффитеры в Перми (по мнению многих) -Tom, Smoulk, Maleek, оставив граффити, сейчас работают в сфере художественного оформления и дизайна.

Таким образом, на сегодняшний день, основной причиной конфликтов между граффити и обществом является проблема развития самого граффити в Перми. Отсутствие условий, неуверенность в сохранении своего творчества, интересы - все ставится в противовес общественному мнению и стереотипам. Ведь многие могут подумать, что если способствовать развитию граффити в городе, то через какое-то время, все вокруг будет утопать в краске из баллончика. Но это совершенно не так. Масштабность и количественность будет превращаться в качественность. Кто-то будет отсеиваться, а кто-то совершенствоваться. Но это лишь предположения.

Явным же остается то, что граффити - это своеобразная, неотъемлемая часть пермской городской культуры. И оно идет по пути развития, принимая все новые формы и реализуя себя в различных областях культуры. Как отметил один из граффитчиков: «Оно перерастет во что-то большее. Оно не может остаться в контексте написания своего имени, а должно идти к созданию более масштабных работ» (материалы интервью). Несомненно, это необходимо понимать в обществе и стараться создавать условия. Возможно, тогда граффити и общество придет к справедливому для всех компромиссу.

Список литературы

Водопьянов, В. Стена для шедевра // Российская газета, №4615, 19 мая

2008.

Козлов, В. Реальная культура: от Альтернативы до Эмо - СПб., 2008.

Косарецкая, C.B. О неформальных объединениях молодежи. - M., 2004.

Минина, Е. Граффити: искусство или вандализм? // Своя колокольня. Интеллигентный звон. №22, 2008.

Румянцева, Т., Солдаткина, М. - Роль визуальной культуры в формировании личности // Визуальная культура XX века и проблемы современного образования. - Пермь, 1999.

http://www.grafitu.ru « Уличное искусство. История. Стили. Слава»

http://www.rg.ru «Пермь-граффити-стайл»

Баканина A.M., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент Л.Г. Сидорчукова

Роль цвета в рекламе автомобиля

Символика цвета как культурологическая проблема была представлена

в многочисленных исследованиях философов, искусствоведов, историков культуры. Однако в последнее время данная проблематика представлена больше в прикладном, социокультурном ключе. Это подтверждается, например, интересом к колористическим решениям в современной рекламе.

Сделаем попытку определить место автомобиля в современном мире; определить, как цвет в рекламе влияет на психо-эмоциональное состояние человека и его выбор; определить какие цвета в рекламе автомобилей наиболее благоприятно влияют на российскую аудиторию. Иными словами, выяснить, какого цвета должна быть «идеальная реклама». Попытаемся дать культурологическое обоснование вопросу о роли цвета в современной рекламе автомобиля.

В этой связи обратимся к работам швейцарского психолога Макса Люшера, где особое внимание уделяется влиянию цвета на восприятие человека и его психическое состояние. К теоретическим концепциям философа Жана Бодрийяра, а также к исследованиям маркетолога, рекламиста, бизнесконсультанта - Ирины Андреевой; социолога Екатерины Мироновой.

Сегодня широко используется понятие потребительская культура. Автомобиль - элемент потребительской культуры, т. е. средство, которым человек регулярно пользуется в наши дни. Люди подчиняют всё больше и больше вещей своему ненасытному чувству потребления, стремятся владеть большим кругом средств комфорта, поэтому автомобиль для нас - это потребительское благо.

Не даром в своей книге «Система вещей» Жан Бодрийяр особое внимание уделял автомобилю, его роли в обществе, рассматривая его как элемент потребительской культуры. Неудивительно, ведь автомобиль сегодня - неотъемлемая часть современного мира, сложно представить улицы города без движения огромного числа машин. Поэтому, на наш взгляд, уместно рассмотреть автомобиль в культурологическом аспекте. При этом мы считаем необходимым актуализировать цвет, его влияние на психоэмоциональное состояние человека, которое лучше всего воздействует на людей через рекламу.

Цель рекламы - не столько способствовать продаже того или иного конкретного товара, сколько внедрять в сознание людей целостный образ общества, «одаривающего» своих членов материальными благами. Понятое таким образом, потребительство не знает предела и насыщения, поскольку имеет дело не с вещами как таковыми, а с культурными знаками.

Автомобиль включен в систему как элемент, дополнительный ко всем прочим вещам вместе, и каждая из них рядом с ним предстает как нечто частное - не просто менее сложное по устройству, но не занимающее само по себе особого положения в системе. По своей позиционной значимости сравниться с автомобилем способна лишь вся сфера домашнего быта как целое. Передвижение сегодня является необходимостью, скорость -удовольствием. Обладание же автомобилем дает нечто еще большее - как бы

свидетельство о гражданстве; водительские права служат «дворянской грамотой для новейшей моторизованной знати» (Бодрийяр, 1968, с. 37).

Рассмотрим один из аспектов рекламного воздействия - цвет.

Цвет — один из самых значимых элементов печатной рекламы, способный повлиять на решение о покупке не меньше, чем слоган. Это своеобразное связующее звено в рекламном сообщении, которое вносит коррективы в восприятие информации (URL shkolazhizni.ru/archive/O/n-3104/).

В свое время Гете писал: «Цвет... оказывает известное действие на чувство зрения..., а через него и на душевное настроение...». По мнению психологов, цвет - характерная функция восприятия, позволяющая приобрести определенные знания об объекте. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации (Миронова, 2002).

Именно цвет играет немаловажную роль в аварийности автомобиля. Так чаще всего участниками аварий становятся автомобили черного, коричневого и зеленого цветов, потому что они сливаются с окружающей средой и становятся незаметными на дороге в условиях плохой видимости.

Самыми безопасными считаются - серебристые цвета. Яркие автомобили считаются относительно безопасными. Да, они выделяются на дороге, но все же отвлекают водителей, что и приводит к авариям. Нужно помнить, что цвет автомобиля влияет не только на аварийность и безопасность, но и на комфорт водителя и пассажиров в салоне. Черные и темные цвета нагреваются на солнце, что может вызывать дискомфорт у пассажиров. Кроме этого, после мойки на темных машинах будет проявляться некачественно выполненная работа мойщиков.

Каким же странам удаётся добиться более выигрышной рекламы? Какие цвета в рекламе автомобилей наиболее благоприятно влияют на российскую аудиторию? Как воздействуют цветовые предпочтения, отражённые в рекламе, на российских мужчин и женщин? Ответы на эти вопросы мы находим в исследованиях отечественных социологов. В одном из экспериментов были выбраны образцы рекламы автомобилей, изготовленные в разных странах. Автомобиль - интересный товар, с точки зрения культуры и психологии. Во-первых, он существует во всех развитых странах и отношение к нему приблизительно одинаковое, независимо от культурных особенностей и религиозных предпочтений: это удобное средство передвижения. Во-вторых, мужчины и женщины воспринимают автомобиль с разных позиций. Для мужчин он часто является «живым существом», о котором необходимо заботиться, ухаживать. Женщины воспринимают его как игрушку, аксессуар (примерно так же они относятся к сумочке). Поэтому справедливо выделить две группы респондентов: мужчин и женщин - и сравнить их позиции в восприятии рекламы автомобиля (Миронова, 2002).

Ну, и собственно говоря, вот что получилось:

При формировании образа «американской» рекламы насыщенный красный цвет сыграл основную роль. Психологические портреты у мужчин и

женщин получились разными. Для мужчин в «американской» рекламе красный цвет сочетается с серьезностью, движением, консервативностью и индивидуализмом, что не так уж плохо. А для женщин - с чем-то темным, резким, большим, сильным, т.е. образ этой рекламы - пугающий. По мнению специалистов, влияние цвета на восприятие человека зависит от национальной среды страны. Красный цвет в Америке символизирует любовь, теплоту, а в России является символом опасности и запрета, агрессии и раздражения.

Психологический портрет «японской» рекламы получился у мужчин и женщин похожим. В целом, его можно считать положительным. На первое место обе группы ставят четкость. Интересно, что в представлении женщин реклама носит мужской характер. Мужчины видят эту рекламу также серьезной, гармоничной и реальной, а женщины - красивой, индивидуальной, традиционной. По сравнению с «американской» рекламой, данный образец обеими группами воспринимается как более спокойный, приятный и вызывающий доверие. В этой рекламе преобладают холодные, спокойные тона: жёлтый, серебристый, темно-серый, не вызывающие раздражения. Жёлтый цвет в Японии символизирует великолепие, процветание. В России -солнечность, жизнерадостность.

Психологический портрет «российской» рекламы выглядит положительным и у мужчин, и у женщин. Среди наиболее важных характеристик у обеих групп оказалась безопасность. То есть эта реклама воспринимается как безопасная, что не было сказано о двух первых образцах. В понимании мужчин данная реклама яркая, четкая, реальная, а в понимании женщин - добрая, мягкая, красивая. Между тем, в России синий цвет ассоциируется с гармонией, внутренним спокойствием, способен разряжать стресс.

В «немецкой» рекламе обе группы на первое место ставят такие характеристики, как желтый и яркий. Наряду с ними указаны положительные параметры. В представлении мужчин и женщин эта реклама приятная, радующая, гармоничная. У немцев же жёлтый цвет означает стабильность.

Психологический портрет «идеальной рекламы» определяется набором положительных характеристик у обеих групп. Среди наиболее значимых: приятная, радующая, надежная, комфортная, интересная, сильная. Сложившийся образ говорит о том, что в понимании и мужчин и женщин «идеальная реклама» автомобиля должна вызывать доверие, создавать положительные эмоции.

Таким образом, анализ свидетельствует о том, что реклама, выполненная в Японии и Германии, оказалась ближе российскому потребителю по своему цветовому оформлению. Образец американский -дальше. Цветовое оформление данного образца оказало самое отрицательное воздействие (Миронова, 2002).

Итак, в восприятии мужчин преобладает визуальная сторона. Цвет ассоциируется у них, прежде всего, со зрительными параметрами. По их мнению, реклама автомобиля должна быть максимально простой, а значит не

содержать отвлекающих изображений. Такой является немецкая реклама. Для женщин в «идеальной рекламе» важнее всего психологический комфорт, доверие и аудио-ассоциации. Этому отвечает в большей степени «немецкая реклама» и в меньшей - «японская». Российская реклама также далека от «идеальной».

Рекламные образы автомобилей, показанные здесь в национальных вариантах, соответствуют предпочтениям и ценностным ориентациям представителей этих культур. Цвет является культурологическим маркером, посредством которого выражены черты ментальности, особенности восприятия, познавательные механизмы, символические и бытовые установки потребителей, принадлежащих к тем или иным культурам, и поэтому восприятие цвета вызывает соответственные ассоциации.

Источники

Левит Инна. Какова роль цвета в рекламе? [электронный ресурс]. Режим доступа: URL shkolazhizni.rii/archive/O/n-3104/ (дата обращения 19.11. 2009).

Список литературы

Бодрийяр, Ж. Система вещей. - М., 1968. Люшер, М. Сигналы личности. - М., 1974.

Миронова, Е. Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations. - M.,

2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.