РОЛЬ ЦВЕТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ И ЗАПОМИНАНИЯ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОЖИЛЫМИ И МОЛОДЫМИ
ЛЮДЬМИ
THE ROLE OF COLOR IN THE PROCESS OF PERCEPTION AND MEMORIZATION OF SCIENTIFIC INFORMATION BY THE ELDERLY
AND YOUNG PEOPLE
УДК 316.77
Грибер Ю. А., доктор культурологии, доцент кафедры социологии, философии и работы с молодежью, город Смоленск
Филатенкова О. Ю., магистрант, Смоленский государственный университет, социологический факультет, город Смоленск
Griber Y.A., [email protected] Filatenkova O.Y., [email protected]
Аннотация
В данной работе рассмотрено влияние цвета на способность пожилых людей к запоминанию и воспроизведению текстовой информации. Представлены результаты исследования, которое проводилось с пожилыми (20 человек в возрасте от 60 до 89 лет, средний возраст - 64 года) и молодыми (20 человек в возрасте от 20 до 29 лет, средний возраст - 24 года) людьми с целью определения сочетаний цвета фона и шрифта, наиболее эффективных в обучении. В исследовании использовались два метода. На первом этапе проводилось анкетирование, ориентированное на получение данных о зрительных возможностях респондентов, в ходе которого нарушений, препятствующих объективному
проведению эксперимента, установлено не было. На втором этапе использовался метод эксперимента. В ходе эксперимента молодым и пожилым респондентам демонстрировались на экране компьютера 6 слайдов, на каждом из которых было представлено по 4 слова с разными сочетаниями цвета фона и шрифта. По результатам исследования, наиболее эффективно воздействуют на запоминание пожилыми людьми текстовой информации сочетания серый фон - черный шрифт; черный фон - белый шрифт; белый фон - черный шрифт. Для молодых респондентов наиболее эффективными сочетаниями цвета и фона стали «серый фон -черный шрифт», «желтый фон - синий шрифт» «красный фон - черный шрифт».
Annotation
This paper examines the effect of color on the ability of elderly people to memorize and reproduce text information. The paper presents results of a study conducted with the elderly (20 people aged between 60 and 89, mean age - 64 years old) and young (20 people aged between 20 and 29, mean age - 24 years old) people in order to determine the combinations of background and accent colors that are most effective in learning. The study used two methods. At the first stage, we conducted a survey, focused on obtaining data on the visual capabilities of the respondents. No color vision deficiencies were found. At the second stage, the experimental method was used. During the experiment, young and elderly respondents were shown 6 slides, each of which contained 4 words with different combinations of background color and font. According to the research results, the most efficient when transmitting text information for the elderly are combinations of gray background and black font; black background and white font; white background and black font. For young respondents, the most effective font and background combinations were gray background and black font, yellow background anf blue font, red background and black font.
Ключевые слова: цвет, восприятие цвета, пожилые люди, молодые люди, память, геронтология, цвет и обучение, дистанционное обучение.
Keywords: color, color perception, elderly people, young people, memory, gerontology, color and training, distance learning.
Цвета сопровождают людей повсюду. Они оказывают существенное влияние на мышление, память, концентрацию, поступки [4]. С возрастом у любого человека восприятие цвета меняется, но в силу адаптационных психологических процессов люди не замечают этих изменений, поскольку человеческий мозг компенсирует это убеждениями о неизменности вещей, которые нас окружают [2]. Первые цветовые трансформации начинаются уже после 25 лет, но наиболее значительные изменения появляются после 60 [1].
В современном мире, полном различной информации, людям необходимо постоянно изучать что-то новое, пропуская через себя большой массив сведений. Для того чтобы сделать обучение максимально продуктивным для людей пожилого возраста, необходимо учитывать особенности цветового восприятия и его влияние на запоминание текстовой информации у данной возрастной когорты.
Проблема представленного в статье социологического исследования заключается в том, что по мере старения механизмы цветового зрения человека претерпевают серьезные физиологические трансформации, в силу чего процесс обучения пожилых людей требует особого подхода. Чтобы его оптимизировать, необходимо изучить геронтологическую специфику восприятия цвета.
Объектом исследования являются пожилые люди города Смоленска от 60 до 89 лет и молодые люди в возрасте от 20 до 29 лет; предметом -
влияние цветового сопровождения на учебный процесс людей пожилого возраста.
Цель проведения данного исследования - выявление цветовых комбинаций, наиболее эффективных для запоминания пожилыми людьми текстовой информации.
В данном исследовании использовалось два взаимосвязанных метода - метод эксперимента и анкетирование.
На первом этапе исследования проводилось анкетирование, в ходе которого респондентам задавались вопросы социально-демографического характера, а также вопросы, ориентированные на получение данных о визуальных возможностях респондентов. Вопросы анкеты были разработаны на основе научной статьи ^ Ishiharaa и его коллег о влиянии цвета на запоминание информации пожилыми людьми [6].
На втором этапе исследования проводился эксперимент, в котором приняли участие 20 пожилых людей (12 женщин и 8 мужчин) в возрасте от 60 до 89 (средний возраст - 64 года) (см. подр.: [5, с. 49]). Участниками контрольной группы стали 20 молодых людей в возрасте от 20 до 29 лет (средний возраст - 24 года; 11 женщин и 9 мужчин).
Участникам из обеих групп задавались одни и те же вопросы (см. подр.: [5, с. 49]). За основу сценария эксперимента взят инструментарий из статьи К. В. Левшовой и Э. П. Квачантирадзе об изучении влияния цвета на восприятие информации студентами колледжа [3, с. 99].
Результаты анкетирования показали, что пожилые респонденты не страдают нарушениями зрения, препятствующими проведению эксперимента. 13 участников эксперимента отметили важность цвета объектов, которые их окружают. Более 15 человек указали, что они всегда видят, хорошо ли горит пламя газовой плиты, какого цвета сигнал светофора, сколько воды или масла в стакане или бутылке.
Наиболее популярным цветом среди пожилых людей оказался голубой, который отметили 7 человек; 6 респондентов назвали своим любимым цветом зеленый; черный оказался любимым у 4 человек (рисунок 1).
■ голубой зеленый
■ черный
■ синий
■ фиолетовый бежевый серебряный белый
■ красный желтый сиреневый
■ бирюзовый аквамарин серый
■ бардовый
Рисунок 1. Любимые цвета пожилых людей
11 пожилых людей сообщили, что у них есть нелюбимые цвета. Коричневый отметили 4 человека; розовый и черный оказались нелюбимыми у двух человек (рисунок 2).
■ коричневый розовый
■ чёрный
■ фиолетовый
■ красный
Рисунок 2. Нелюбимые цвета пожилых людей
Участники контрольной группы также не имели серьезных нарушений зрения. Среди молодых респондентов 13 участников эксперимента отметили важность цвета объектов, которые их окружают. Более 16 указали, что всегда видят, хорошо ли горит пламя газовой плиты, какого цвета сигнал светофора, сколько воды или масла в стакане или бутылке.
Наиболее популярными любимыми цветами у молодых людей оказались зеленый, который отметили 6 человек, и фиолетовый, который указали 4 человека (рисунок 3).
В числе нелюбимых у молодых респондентов наиболее часто встречались коричневый, синий и розовый, которые отметили по 3 человека (рисунок 4).
зеленый
■ фиолетовый
■ черный
■ красный
■ синий сиреневый серый белый голубой желтый
Рисунок 3. Любимые цвета молодых людей
■ коричневый
■ синий розовый
■ бардовый
■ черный серый
Рисунок 4. Нелюбимые цвета молодых людей
На втором этапе исследования проводился эксперимент. Для этого была создана презентация, состоящая из шести слайдов, содержащая по 4 слова на каждом из них. При разработке экспериментальных образцов использовались цвета системы RGB: белый (255, 255, 255); черный (0, 0, 0); серый (128, 128, 128); красный (255, 0, 0); синий (0, 0, 255); желтый (255; 255; 0) (см. подр.: [5, с. 50]). Презентация была разбита на отдельные слайды и демонстрировалась с помощью Google Forms. Время демонстрации каждого слайда составляло 1 секунду. Задача участников заключалась в том, чтобы посмотреть слайд один раз и записать запомнившиеся слова, представленные на нем.
Полученные в ходе эксперимента данные для удобства последующего анализа были сведены в две таблицы (таблица 1, таблица 2). При анализе информации учитывалось максимальное количество запомнившихся слов на каждом слайде. На основании полученных данных был составлен рейтинг слайдов, слов на которых люди запомнили больше всего.
Анализ данных, полученных в ходе эксперимента с пожилыми респондентами, показал, что наиболее эффективными сочетаниями цвета и фона являются модели «белый фон - черный шрифт», «черный фон -белый шрифт», «серый фон - черный шрифт». Наименее эффективными
для пожилых людей являются модели «красный фон - черный шрифт», «синий фон - желтый шрифт», «желтый фон - синий шрифт» (таблица 1).
Таблица 1.
Ответы пожилых участников эксперимента
Описание слайда
Белый Черный Серый Красный Синий Желтый
Вариант фон, фон, фон, фон, фон, фон,
черный белый черный черный желтый синий
шрифт шрифт шрифт шрифт шрифт шрифт
0 слов 0 0 0 0 2 0
1 слово 2 2 4 10 11 9
2 слова 3 2 1 5 5 7
3 слова 7 7 6 3 2 4
4 слова 8 9 9 2 0 0
Анализ данных, полученных в ходе эксперимента с молодыми респондентами, показал, что наиболее эффективными сочетаниями цвета и фона являются «серый фон - черный шрифт», «желтый фон - синий шрифт» «красный фон - черный шрифт». Наименее эффективными для молодых людей являются модели «белый фон - черный шрифт» «черный фон - белый шрифт», «синий фон - желтый шрифт» (таблица 2).
Таблица 2.
Ответы молодых участников эксперимента
Вариант Описание слайда
Белый Черный Серый Красный Синий Желтый
фон, фон, фон, фон, фон, фон,
черный белый черный черный желтый синий
шрифт шрифт шрифт шрифт шрифт шрифт
0 слов 0 0 0 0 0 0
1 слово 2 2 2 3 3 2
2 слова 6 2 3 1 1 0
3 слова 5 10 1 6 10 4
4 слова 7 6 14 10 6 14
Выводы
В ходе эксперимента установлено, что люди старше 60 лет лучше всего запоминают слова, написанные черным шрифтом на сером фоне, белым шрифтом на черном фоне или черным шрифтом на белом фоне. Это можно объяснить тем, что с возрастом люди начинают хуже видеть хроматические цвета из-за снижения остроты цветового зрения, а, следовательно, хуже запоминать получаемую с помощью данных оттенков информацию. Слова, обозначенные белым шрифтом на черном фоне и черным шрифтом на белом фоне, являются более контрастными, чем цветовые.
Результаты исследования с пожилыми людьми оказались практически противоположны результатам, полученным в ходе проведения аналогичного эксперимента с молодыми испытуемыми, которые лучше всего запомнили комбинации слов, оформленных с использованием моделей «серый фон - черный шрифт», «желтый фон -синий шрифт», «красный фон - черный шрифт».
При этом можно предположить, что эффективность модели «серый фон - черный шрифт» заключается в возможной ассоциативности
выбранных для демонстрации слов (глина, словарь, масло, бумага) с цветом, которым они были обозначены.
Таким образом, при передаче текстовой информации для обучения пожилых людей желательно использовать белые и черные цвета на черном и белом фоне соответственно. Однако наши результаты не означают, что при оформлении учебных материалов для пожилых людей из них стоит полностью исключить хроматические оттенки. Данная тематика нуждается в дальнейшем изучении, поскольку остается открытым вопрос, в каких случаях целесообразно использование хроматических цветов в обучении пожилых людей будет более эффективным.
Литература
1. Грибер Ю. А., Селиванов В. В., Вебер Р. Цвет в образовательной среде для пожилых людей: обзор современных исследований // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 368-383.
2. Грибер Ю. А., Самойлова Т. А. Геронтологическая специфика цветовых предпочтений, связанных с выбором цвета фасада жилого дома // Урбанистика. 2018. № 3. С. 99-113.
3. Левшова К. В., Квачантирадзе Э. П. Роль цвета в процессе восприятия и запоминания научной информации при дистанционном обучении // Международный научный журнал. 2015. № 4. С. 98-100.
4. Сидорчук, Т.А. Психологическое воздействие цвета на обучаемость пожилых людей // Международная научная конференция российского общества цвета / Изд-во СмолГУ. 2020. С. 113-114.
5. Филатенкова О.Ю. Влияние цвета на восприятие и запоминание информации пожилыми людьми // Социологические штудии. 2020. №. 1(3). С. 47-52.
6. Ishiharaa K. et al. Age-related decline in color perception and difficulties with daily activities-measurement, questionnaire, optical and computer-graphics simulation studies // International Journal of Industrial Ergonomics. 2001. № 28. P.153-163.
Literature
1. Grieber Yu. A., Selivanov VV, Weber R. Color in the educational environment for older people: a review of modern research // Prospects for science and education. 2020. No. 5 (47). S. 368-383.
2. Grieber Yu. A., Samoilova TA Gerontological specificity of color preferences associated with the choice of the color of the facade of a residential building // Urban Studies. 2018. No. 3. P. 99-113.
3. Levshova KV, Kvachantiradze EP The role of color in the process of perception and memorization of scientific information in distance learning // International scientific journal. 2015. No. 4. P. 98-100.
4. Sidorchuk, T.A. The psychological impact of color on the learning ability of older people // International Scientific Conference of the Russian Society of Color / SmolSU Publishing House. 2020.S. 113-114.
5. Filatenkova O.Yu. The influence of color on the perception and memorization of information by older people // Sociological studies. 2020. no. 1 (3). S. 47-52.