Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ'

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДЪЮНКТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Людмила Владимировна, Лазарева Ирина Юрьевна

Введение. В статье анализируется практика проведения учебных занятий будущих преподавателей на основе цифровых технологий, важность и эффективность которых значительно возросла в период цифровизации общества. Основной целью работы является изучение особенностей подготовки обучающихся по программам подготовки кадров высшей квалификации к преподавательской деятельности на основе активного использования потенциала самостоятельной работы обучающихся. Авторы обосновывают необходимость использования цифровых технологий в образовательном процессе, способствующих более глубокому погружению адъюнктов в особенности преподавательской деятельности с использованием творческого потенциала обучающихся, самостоятельного активного поиска. В статье анализируются различные виды цифровых технологий, включающие в себя самостоятельную работу обучающихся с интерактивным учебным материалом, выполнением письменных заданий, направленных на развитие практических навыков. Методы. Особый акцент в статье сделан на использование симуляторов для приобретения навыков проведения различных видов занятий. При проведении анализа существующей практики проведения учебных занятий с адъюнктами были использованы теоретические (анализ педагогической литературы, сравнительный анализ) и эмпирические (беседы, наблюдения, оценка и самооценка адъюнктов и преподавателей) методы. Заключение. В заключении констатируется, что в условиях цифровизации общества качественная подготовка будущих преподавателей потребует пересмотра имеющихся технологий, видов организации учебных занятий на основе активного вовлечения адъюнктов в процесс организации и проведения учебных занятий с использованием цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Людмила Владимировна, Лазарева Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ORGANISATION OF TRAINING SESSIONS FOR FUTURE TEACHERS

The article analyses the practice of giving training sessions of future teachers on the basis of digital technologies, the importance and effectiveness of which have increased significantly in the period of digitalisation of society. The main purpose of the research is to study the peculiarities of training students in higher education programmes for teaching activities on the basis of the potential of their self-independent work. The authors justify the need to use digital technologies in the educational process, contributing to a deeper immersion of post-graduates in the features of teaching activities using the creative potential of students, an independent active search. The article analyses various types of digital technologies, including students’ self-independent work with interactive learning material, written assignments aimed at developing practical skills. Methods. A special emphasis in the article is made on the use of simulators for acquiring skills in conducting various types of classes. In analysing the existing practice of conducting training sessions with postgraduates, theoretical (analysis of pedagogical literature, comparative analysis) and empirical (conversations, observations, evaluation and self-assessment of post-graduates and teachers) methods were used. Conclusion. The conclusion states that in the context of digitalisation of society, quality training of future teachers will require revision of available technologies, types of training sessions organisation based on active involvement of post-graduates in the process of organisation and conducting training sessions with the use of digital technologies.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ»

Научная статья

УДК 378.147

doi: 10.35750/2071-8284-2023-2-208-214

Людмила Владимировна Кузнецова

доктор педагогических наук, профессор https://orcid.org/0000-0002-0027-2466, mikalv_09@mail.ru

Барнаульский юридический институт МВД России Российская Федерация, 656038, Барнаул, ул. Чкалова, 49

Мрина Юрьевна Лазарева

кандидат педагогических наук https://orcid.org/0000-0003-0052-4165, lazareva66@mail.ru

Московский университет МВД России имени А. Я. Кикотя Российская Федерация, 117997, Москва, ул. Академика Волгина, 12

Роль цифровых технологий в организации учебных занятий будущих преподавателей

Аннотация: Введение. В статье анализируется практика проведения учебных занятий будущих преподавателей на основе цифровых технологий, важность и эффективность которых значительно возросла в период цифровизации общества. Основной целью работы является изучение особенностей подготовки обучающихся по программам подготовки кадров высшей квалификации к преподавательской деятельности на основе активного использования потенциала самостоятельной работы обучающихся. Авторы обосновывают необходимость использования цифровых технологий в образовательном процессе, способствующих более глубокому погружению адъюнктов в особенности преподавательской деятельности с использованием творческого потенциала обучающихся, самостоятельного активного поиска. В статье анализируются различные виды цифровых технологий, включающие в себя самостоятельную работу обучающихся с интерактивным учебным материалом, выполнением письменных заданий, направленных на развитие практических навыков.

Методы. Особый акцент в статье сделан на использование симуляторов для приобретения навыков проведения различных видов занятий. При проведении анализа существующей практики проведения учебных занятий с адъюнктами были использованы теоретические (анализ педагогической литературы, сравнительный анализ) и эмпирические (беседы, наблюдения, оценка и самооценка адъюнктов и преподавателей) методы.

Заключение. В заключении констатируется, что в условиях цифровизации общества качественная подготовка будущих преподавателей потребует пересмотра имеющихся технологий, видов организации учебных занятий на основе активного вовлечения адъюнктов в процесс организации и проведения учебных занятий с использованием цифровых технологий.

Ключевые слова: адъюнкты, образовательный процесс, цифровые технологии, цифровая трансформация образования, электронный учебный комплекс, электронный курс, самостоятельная работа

Для цитирования: Кузнецова Л. В., Лазарева И. Ю. Роль цифровых технологий в организации учебных занятий будущих преподавателей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2023. - № 2 (98). - С. 208-214; doi: 10.35750/2071-8284-2023-2-208-214.

Luidmila V. Kuznetsova

Dr. Sci (Ped), Professor https://orcid.org/0000-0002-0027-2466. e-mail: mikalv_09@mail.ru

Barnaul Law Institute of the MIA of Russia 49, Chkalova str., Barnaul, 656038, Russian Federation

Irina U. Lazareva

Cand. Sci. (Ped.) https://orcid.org/0000-0003-0052-4165. lazareva66@mail.ru

Moscow University of the MIA of Russia named after V. Ya. Kikotya 12, Akademika Volgina str., Moscow, 117997, Russian Federation

© Кузнецова Л. В., Лазарева И. Ю., 2023

The role of digital technologies in the organisation of training sessions for future teachers

Abstract: The article analyses the practice of giving training sessions of future teachers on the basis of digital technologies, the importance and effectiveness of which have increased significantly in the period of digitalisation of society. The main purpose of the research is to study the peculiarities of training students in higher education programmes for teaching activities on the basis of the potential of their self-independent work. The authors justify the need to use digital technologies in the educational process, contributing to a deeper immersion of post-graduates in the features of teaching activities using the creative potential of students, an independent active search. The article analyses various types of digital technologies, including students' self-independent work with interactive learning material, written assignments aimed at developing practical skills.

Methods. A special emphasis in the article is made on the use of simulators for acquiring skills in conducting various types of classes. In analysing the existing practice of conducting training sessions with postgraduates, theoretical (analysis of pedagogical literature, comparative analysis) and empirical (conversations, observations, evaluation and self-assessment of post-graduates and teachers) methods were used.

Conclusion. The conclusion states that in the context of digitalisation of society, quality training of future teachers will require revision of available technologies, types of training sessions organisation based on active involvement of post-graduates in the process of organisation and conducting training sessions with the use of digital technologies.

Keywords: post-graduates, educational process, digital technologies, digital transformation of education, e-learning complex, e-course, self-independent work

For citation: Kuznetsova L. V., Lazareva I. U. The role of digital technologies in the organisation of training sessions for future teachers // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023. - № 2 (98). - P. 208-214; doi: 10.35750/2071-8284-2023-2-208-214.

Введение

Подготовка научно-педагогических кадров в настоящий момент находится в состоянии переосмысления и реорганизации. При анализе подготовки кадров высшей квалификации в связи с переходом на федеральные государственные требования возникают вопросы, касающиеся как научной составляющей их подготовки, так и образовательной.

Исследование данного вопроса акцентирует внимание на повышении эффективности подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре. В результате вырисовываются две основные проблемы: недостаточная итоговая результативность адъюнктов как исследователей в плане защит диссертаций, а также необходимость реорганизации самого образовательного процесса, направленного на подготовку преподавателей высшей школы. В связи с этим следует переосмыслить процесс обучения кадров высшей квалификации в образовательных организациях высшего образования МВД России.

Поскольку качество подготовки кадров высшей квалификации оценивается прежде всего уровнем научных исследований, существует тем не менее необходимость подготовки адъюнктов к будущей педагогической деятельности, а, следовательно, становится очевидной необходимость реорганизации обучения, в том числе и за счёт потенциала цифровых технологий.

Таким образом, одной из главных задач подготовки научно-педагогических кадров является формирование специалиста, способного выстраивать своё профессиональное раз-

витие в новых условиях, ориентированного на индивидуализацию обучения. Исходя из этого, основным подходом к организации обучения является изменение мышления обучающихся, умеющих творчески подходить к решению задач, соответствующих требованиям и условиям современного общества. Анализ обучения адъюнктов показывает, что они с большим интересом осваивают особенности преподавательской деятельности, проектирование обучения курсантов с помощью специально подобранных заданий, их организационного и методического обеспечения. Оценивая эффективность процесса обучения с позиции образовательной, мы отмечаем качество обучения и его составляющих. Между тем существует необходимость и возможность усиления научной составляющей подготовки адъюнктов за счёт изменения подхода к образовательному процессу.

Таким образом, организация образовательного процесса в адъюнктуре требует изменения самого подхода к методике проведения традиционных видов учебных занятий, что возможно с использованием цифровых технологий.

Методы

При подготовке статьи были использованы материалы научных исследований в данной области, систематизирован личный опыт, полученный при подготовке научно-педагогических кадров в системе высшего образования МВД России.

Особое внимание авторами уделено опросу адъюнктов и преподавателей об организации образовательного процесса в адъюнктуре. По результатам опроса выделены основные пробле-

мы и трудности, на которые необходимо обратить внимание и внести коррективы в организацию подготовки будущих преподавателей. Такие эмпирические методы, как наблюдение, анкетирование адъюнктов и преподавателей, а также тестирование при изучении частных вопросов позволили скорректировать организацию обучения в сторону реализации личностного потенциала адъюнктов за счёт усиления роли самостоятельной работы.

Описание исследования

Подготовка научно-педагогических кадров реализуется посредством технологий обучения, которые обеспечивают достижение цели подготовки с наивысшей эффективностью. В связи с этим одной из задач становится внедрение цифровых технологий, осуществляющих информационно-организационное сопровождение подготовки адъюнктов. Использование цифровых технологий в образовательном процессе позволяет адъюнктам формировать преподавательский уровень на основе приобретения исследовательских навыков.

Исследуя проблему эффективности подготовки научно-педагогических кадров в образовательных организациях высшего образования МВД России, мы выделяем некоторый дисбаланс времени адъюнктов, которое они тратят на обучение, подготовку к занятиям и исследовательскую работу.

Заявленную тему следует рассматривать с современных позиций, которые определяются прежде всего образовательной средой, изучением учебных дисциплин, осваиваемых с помощью дистанционных образовательных технологий и образовательных ресурсов, позволяющих обучающимся проявлять творчество и самостоятельность при освоении дисциплины, определять оптимальные условия обучения.

При подготовке адъюнктов к преподавательской деятельности необходимо исходить из современных требований к организации образовательного процесса, к использованию образовательных технологий в деятельности преподавателей, необходимость готовности к которой отмечает Т. Б. Гребенюк, анализируя инновационные технологии, применяемые в процессе обучения [1].

Ряд авторов уделяют особое внимание роли цифровых технологий в образовательном пространстве (О. И. Ваганова, Т. Е. Вавилова, А. В. Гладков, Е. И. Еремина, Е. Ю. Коновалова, Т. В. Салынская, М. С. Толкунова, А. Ю. Уваров, Е. Н. Щеголихин и др.). Речь идёт прежде всего о цифровизации общества, появлении различных электронных ресурсов, что, соответственно, приводит к необходимости изменения самого образовательного пространства. А. Ю. Уваров связывает использование цифровых технологий с обновлением содержания, методов и организационных форм учебной работы [2]. Кроме того, особую роль отводят увеличению времени на самостоятельное освоение учебного материала и в связи с этим перестройке всего образова-

тельного процесса [3, 4]. Е. Н. Щеголихин подчёркивает значимость цифровых технологий, способствующих развитию самостоятельности, творческих способностей и мотивации обучающихся: «Самообразование в процессе мультимедийного обучения способствует включённости личности в пополнение знаний, умений и навыков в соответствии с потребностями самоизменения и самовоспитания» [5, с. 64].

Освоение цифровых технологий, работа в новых информационных программах позволяют более эффективно использовать совокупность различных педагогических приёмов и технологий при изучении материала. Применение цифровых технологий на занятиях и при подготовке к ним повышает уровень проведения занятий за счёт расширения информационных возможностей, позволяет получать образование в результате самостоятельных действий обучающихся с использованием цифровых объектов. Анализ практики организации обучения адъюнктов с использованием цифровых технологий позволяет нам выделить следующие аспекты: информационно-справочное обеспечение всех видов учебных занятий, освоение образовательных технологий через их теоретическое осмысление и практическое использование в рамках учебного занятия, проявление осознанности и мотивированности, предоставление адъюнктам свободы выбора содержания, способов освоения информации.

Цифровые технологии способствуют развитию педагогических навыков адъюнктов, умению самостоятельно конструировать свои знания на основе индивидуализации учебного процесса, расширяют возможности проявлять творчество, самостоятельность в организации процесса обучения и контроле своей познавательной деятельности. В этих целях применяются традиционные формы учебных занятий, такие как лекция, семинар, коллоквиум, конференция. У всех них имеются общие характеристики, прежде всего цель, которую имеет каждое учебное занятие, независимо от формы его проведения.

При проведении занятий в традиционной форме рекомендуется использовать различные виды цифровых технологий, которые могут включать как индивидуальную работу адъюнктов с информационными источниками, расширение сектора самостоятельной работы, так и такие формы, как видеоконференция, видеолекция, виртуальные консультации (при дистанционном обучении) и т. д. Этот подход направлен прежде всего на повышение роли адъюнктов в освоении материала. Используемые адъюнктами информационные источники включают самостоятельную работу с интерактивным учебным материалом, различные информационные платформы, способствующие систематизации получаемых знаний и умений и обобщению их в единую систему.

Инновационное развитие образования определяется интенсивностью перехода технологий обучения на новый уровень, увеличе-

нием доли участия адъюнктов в самостоятельной работе с информационными системами. Эффективность данных процессов во многом определяется совершенствованием методики внедрения цифровых технологий в образовательный процесс.

Анализируя организацию обучения адъюнктов на современном этапе, мы выделяем основные цифровые технологии, которые включают мультимедиа-технологии, электронные курсы учебных дисциплин, электронные образовательные программы, платформы, использование программных средств и устройств для работы с различными видами информации, электронные учебные комплексы. Т. В. Салынская, М. С. Толкунова, А. Е. Веретенникова, Е. М. Щеглова, О. С. Коробко подчёркивают важность и особенность современных методов онлайн-обучения, расширяющих возможности обучения, и необходимость готовности к ним [6; 7]. Используемая в настоящее время образовательная платформа «Мооё1е» позволяет обеспечить обучающихся учебным материалом, предоставляет доступ к образовательным ресурсам, системе контроля знаний и т. д. Т. Е. Вавилова и Е. И. Ерёмина положительно оценивают систему «МооШе», характеризуя её как эффективную систему онлайн-обучения, способствующую расширению возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности с использованием интернет-ресурсов [8].

Существенную роль в процессе подготовки адъюнктов играют электронные курсы, являющиеся одной из форм предоставления учебных материалов в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации. Большинство заданий электронного курса должно быть разработано с использованием мультимедиа-средств (педагогических программных средств), с обязательным блоком для самостоятельной работы обучающихся (размещение специальной литературы, творческие задания, например, написание эссе по предлагаемым темам; выполнение практических заданий с использованием интернет-ресурсов, контроль и оценка знаний с использованием тестов и т. д.). Такой подход позволяет адъюнктам самостоятельно осваивать учебный материал, используя различные формы и методы обучения, что способствует формированию таких качеств, как мобильность, способность к самообразованию, творческое мышление, а также овладению различными информационными ресурсами.

Разрабатывая электронный курс для адъюнктов, мы исходим из достаточно высокого уровня их подготовленности. В соответствии с этим пересматриваются методы проведения занятий, делается акцент на практическую направленность занятия и активизацию включения адъюнктов в сам процесс организации и проведения занятия.

Потенциал цифровых технологий в организации самостоятельной работы неоднократно отмечали учёные при рассмотрении вопросов, касающихся совершенствования процесса обу-

чения. Основная роль преподавателя в данном случае заключается в наполнении СДО необходимыми материалами для самостоятельного овладения учебной дисциплиной, конкретной темой, использовании инновационных технологий в системе профессионального образования в полной мере [9; 10; 11; 12]. Ю. С. Максимова полагает, что «важнейшей функцией преподавателя становится разработка, проверка и претворение в жизнь программных средств обучения, включая материал для самоподготовки» [13, с. 166].

Меняется роль преподавателя, он уходит с позиции обычного транслятора знаний через передачу материалов на лекции, его роль расширяется и усложняется. Однако, делая акцент на самостоятельной работе адъюнктов с информацией, мы тем не менее не снижаем роли лекционного материала в системе «Moodle», что позволяет неоднократно обращаться к тексту лекции, конкретизировать и уточнять отдельные аспекты темы с использованием дополнительных функций [14, с. 48-51].

Использование мультимедиа-технологий позволяет реализовать дидактический принцип наглядности. Для создания презентаций мы используем программу «Microsoft PowerPoint», учитывая педагогические и технические требования. При создании и наполнении электронного курса как основного элемента методического обеспечения дисциплины мы обращаем внимание на такие элементы, как стиль, дизайн, техническое оформление. Разрабатывая курс, необходимо прежде всего продумать его структуру: определить цель и задачи курса, выделить разделы, модули, темы с индивидуальным оформлением каждого элемента.

Подобранный и структурированный контент является одним из важных условий организации процесса обучения с использованием цифровых технологий. В свою очередь разделы или модули имеют собственную структуру, включающую лекции с краткой аннотацией, практические, творческие или (и) тестовые задания, вопросы для самоконтроля, при необходимости - краткий глоссарий по изучаемой теме. Все задания разрабатываются с учётом уровня подготовленности адъюнктов, их научной специальности. Большинство заданий разрабатываются с использованием мультимедиа-средств, образовательных платформ. Распределение элементов на информационном портале посредством разноуровневого доступа позволяет организовать работу адъюнктов с большим объёмом информации. Важным аспектом при создании электронного курса является постоянное его обновление, обеспечивающее соответствие содержания учебного курса целям и задачам подготовки кадров высшей квалификации.

Создание электронных ресурсов для подготовки научно-педагогических кадров даёт хорошие результаты. Диагностика учебной деятельности адъюнктов показала, что они чаще обращаются к электронным ресурсам и используют их для освоения учебного курса, осознания

педагогической деятельности и приобретения умений и навыков исследовательской и преподавательской деятельности. В свою очередь это позволяет реализовать существующий потенциал образовательной среды и выстроить на этой основе организационно-методическое обеспечение образовательного процесса, учитывая особенности профессиональной подготовки адъюнктов.

Внедрение цифровых технологий в учебный процесс позволяет совершенствовать профессиональную подготовку научно-педагогических кадров благодаря:

-возможности проявлять профессиональные способности и реализовывать свой профессиональный интерес при использовании мультимедиа-средств;

-развитию навыков проектирования и использования в педагогической деятельности современных цифровых технологий;

-разнообразию форм информационных материалов, образовательных программ за счёт использования интернет-ресурсов;

-возможности контроля знаний как преподавателем, так и самим обучающимся (неоднократный доступ к тестовым и практическим заданиям, размещённым в МооШе).

Важным средством формирования практических навыков являются симуляторы, способствующие погружению обучающихся в их будущую профессионально-педагогическую деятельность. Ф. Ф. Дудырев и О. В. Максименкова определили некоторые признаки, характеризующие симуляторы: «Во-первых, на основе симу-лятора правдоподобно моделируется фрагмент жизненной (производственной) реальности; во-вторых, эта искусственная среда обеспечивает достижение образовательных целей, служит формированию у обучаемых интеллектуальных умений, профессиональных навыков и компетенций» [15, с. 255].

На основе симуляторов облегчается овладение педагогическими навыками, например, чтения лекций. Прежде всего происходит работа с теоретическим материалом, на основании которого адъюнкт готовит фрагмент занятия. Адъюнкты самостоятельно выбирают учебную дисциплину, в основном в соответствии со специальностью обучения (5.1.1. - теоретико-исторические и правовые науки; 5.1.4. - уголовно-правовые науки), форму организации учебного занятия и тему занятия. Следующим этапом является разработка самого занятия с выбором методики, подготовкой слайдов, т. е. адъюнкт разрабатывает модель проведения занятия. Выступая в роли преподавателя, он непосредственно взаимодействует с аудиторией: проводит занятие (начиная с приветствия, определения цели занятия, проверки наличия личного состава и т. д.). Такая форма обучения позволяет увидеть и оценить свои способности (голос, мимика, распределение времени, контакт с аудиторией и т. д.).

Присутствующие в аудитории (адъюнкты, преподаватели) участвуют в обсуждении про-

ведённого занятия (лекции, практического занятия), выделяют не только методические приёмы подачи материала (обращают внимание на формулирование учебных вопросов, комментарии по основной и дополнительной литературе и т. д.), но и умение держаться перед аудиторией, внешний вид и т. д. Особое внимание уделяется грамотному соотношению лекционного материала с соответствующим слайдом, умением расположить материал, выделить основные идеи.

Занятия, проводимые в предложенной форме, вызывают большой интерес у адъюнктов, так как они непосредственно пробуют свои силы в будущей профессии. На вопрос об эффективности данной формы занятий, 100 % ответили: «Да, эффективна». Подобная форма проведения занятий вызывает огромную заинтересованность в подготовке занятий, поиске информации, работе со слайдами, выборе методики проведения занятий.

В нашем опросе адъюнктам задавался вопрос: «Имеет ли смысл проводить лекционные занятия в традиционной форме (лектор транслятор знаний - обучающийся только слушатель)?». Нами были получены следующие ответы: 88,9 % адъюнктов считают, что участие адъюнктов в проведении лекционного занятия (обсуждение заранее сформулированных проблем; подготовленных сообщений; выдвигаемых предложений, видеоматериалов и т. д.) предпочтительнее; 8,3 % адъюнктов ответили, что нет необходимости в проведении занятий в традиционной форме, принятой в высшей школе; 2,8 % адъюнктов полагают, что вообще в такой форме занятий, как лекция, нет необходимости.

Готовясь к проведению занятий в предложенной форме, адъюнкты выбирали вид учебного занятия (лекция, семинар, практическое занятие); определяли тему, структуру занятия; продумывали методы проведения занятия; готовили слайды, используя различные программы.

Анализ вышесказанного показывает, что при подготовке и проведении занятий адъюнктами могут возникать различные ситуации, осмысление и решение которых помогает им в приобретении педагогических умений, что, безусловно, способствует успешному процессу профессиональной подготовки. Главной целью использования симуляторов при изучении учебных дисциплин является формирование практических навыков будущих преподавателей. Занятия с использованием симуляторов позволяют переходить от простой передачи знаний к активному погружению адъюнктов в будущую педагогическую деятельность, формируют их готовность решать научные, профессиональные и методические задачи.

Заключение

Мы пришли к выводу, что уровень подготовленности будущих преподавателей к педагогической деятельности напрямую связан с организацией процесса обучения. Организация учебных занятий будущих преподавателей пред-

полагает использование таких форм обучения, как лекционные, семинарские, практические занятия, а также самостоятельная работа с использованием цифровых технологий. Применение в комплексе активных методов обучения и цифровых технологий способствуют эффективному формированию готовности будущих преподавателей к педагогической деятельности по выбранной специальности в условиях циф-ровизации образовательного пространства.

Современный этап подготовки научно-педагогических кадров предъявляет новые требования к его эффективности и опирается на активное использование цифровых технологий. Оценка эффективности процесса обучения адъюнктов происходит по определённым параметрам, прежде всего по качеству исследовательской деятельности. К показателям эффективности процесса обучения адъюнктов мы также относим организацию учебного процесса, которая характеризуется такими параметрами, как затраты времени для решения определённых задач обучения, возможностями применения средств и методов обучения в соответствии с изменениями целей и задач обучения, внедрением средств мультимедиа, программного обеспечения. Используемые в процессе организа-

ции учебных занятий цифровые технологии способны обеспечить получение информации, проведение учебных занятий, реализацию нового подхода к обучению адъюнктов, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения.

Имеющийся опыт проведения занятий с адъюнктами позволил выдвинуть некоторые положения: прежде всего необходимость реорганизации самого образовательного процесса в сторону его индивидуализации и приоритетности научной составляющей обучения; обеспечение активного включения адъюнктов в образовательный процесс за счёт использования симуляторов; увеличение времени на самостоятельную подготовку с использованием цифровых технологий; изменение роли преподавателя в организации и осуществлении процесса обучения (координирующая, консультативная работа преподавателя).

Выявлено, что готовность адъюнктов к преподавательской деятельности выступает одной из характеристик их профессионального становления и включает исследовательскую деятельность и систему знаний как в области научного исследования, так и педагогическую подготовленность к профессии преподавателя.

Список литературы

1. Гребенюк Т. Б. Подготовка будущего педагога к цифровизации образования как педагогическая проблема // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2020. - № 2 (6), июль. - С. 20-27.

2. Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. - Москва: Изд. дом ГУВШЭ, 2018. - 168 с.

3. Ваганова О. И., Гладков А. В., Коновалова Е. Ю. Цифровые технологии в образовательном пространстве // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 2 (31). - С. 146-148.

4. Шмачилина-Цибенко С. В., Котлярова Т. С. Организация самостоятельной работы обучающихся в условиях использования дистанционных образовательных технологий // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2023. - Т. 28. - № 1 (92). - С. 73-82. Ьйр8:/Мо1.ог^10. 24412/19996241-2023-192-73-82.

5. Щеголихин Е. Н. Условия самореализации личности в мультимедийной образовательной среде вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2021. - Т. 26. - № 1 (84). - С. 61-65. Б01: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-61-65.

6. Салынская Т. В., Толкунова М. С. Современные информационные технологии в системе профессионального образования // Современное педагогическое образование. - 2022. - № 10. -С.132-135.

7. Веретенникова А. Е., Щеглова Е. М., Коробко О. С. Цифровые аборигены и цифровые иммигранты в образовательном процессе высшей школы // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2022. - Т. 27. - № 2 (89). - С. 217-223. Ь«р$:/Ш.ог§/ 10. 24412/1999-6241-2022-289-217-223.

8. Вавилова Т. Е., Еремина Е. И. Применение дистанционных форм обучения при изучении иностранного языка / Педагогика и психология в деятельности правоохранительных органов: интеграция теории и практики : материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург. 30 октября 2020 года / под общ. ред. А. С. Душкина, Н. Ф. Гейжан. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2020. - С. 73-79.

9. Сергеева Е. Н. Организация самостоятельной работы иностранных слушателей в условиях дистанционного и смешанного обучения // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2021. - № 1 (91). - С. 181-188.

10. Соловьев К. С., Иванова О. М. Роль внеаудиторной самостоятельной работы в формировании профессиональных компетенций // Педагогика высшей школы. - 2017. - № 2 (08). - С. 119-122.

11. Свиридова А. И., Султанбеков Т. И. Инновационный потенциал образовательной среды: сущность, содержание // Современное педагогическое образование. - 2022. - № 6. - С. 170-175.

12. Хохлова Н. И., Рустамова Л. Р. Проблема подготовки научно-педагогических кадров в высшей школе // Вестник Брянского государственного университета. - 2017. - № 4 (34). - С. 335-342.

13. Максимова Ю. С. Трансформация парадигмы ролей «педагог-обучающийся» в современном образовательном процессе // Современное педагогическое образование. - 2021. - № 10. - С. 165-169.

14. Батюшкин М. В., Кислицин И. А. Элемент «Лекция» в СДО MOODLE как альтернатива классической видеолекции / Педагогика и психология в деятельности правоохранительных органов: интеграция теории и практики : материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург. 30 октября 2020 года / под общ. ред А. С. Душкина, Н. Ф. Гейжан. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2020. - С. 48-51.

15. Дудырев Ф. Ф., Максименкова О. В. Симуляторы и тренажёры в профессиональном образовании: педагогические и технологические аспекты // Вопросы образования. - 2020. - № 3. - С. 255-276.

References

1. GrebenyukT.B. Podgotovka budushchego pedagoga k tsifrovizatsii obrazovaniya kak pedagogicheskaya problema // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kaliningradskiy vestnik obrazovaniya». - 2020.

- № 2 (6), iyul'. - S. 20-27.

2. Uvarov A. Yu. Obrazovaniye v mire tsifrovykh tekhnologiy: na puti k tsifrovoy transformatsii. -Moskva: Izd. dom GUVSHE, 2018. - 168 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Vaganova O. I., Gladkov A. V., Konovalova Ye. Yu. Tsifrovyye tekhnologii v obrazovatel'nom prostranstve // Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal. - 2020. - T. 9. - № 2 (31). - S. 146-148.

4. Shmachilina-Tsibenko S. V., Kotlyarova T. S. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty obuchayushchikhsya v usloviyakh ispol'zovaniya distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. - 2023. - T. 28. - № 1 (92). - S. 73-82. https://doi. org/10. 24412/1999-6241-2023-192-73-82.

5. Shchegolikhin Ye. N. Usloviya samorealizatsii lichnosti v mul'timediynoy obrazovatel'noy srede vuza // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. - 2021. - T. 26. - № 1 (84). - S. 61-65. DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-1-84-61-65.

6. Salynskaya T. V., Tolkunova M. S. Sovremennyye informatsionnyye tekhnologii v sisteme professional'nogo obrazovaniya // Sovremennoye pedagogicheskoye obrazovaniye. - 2022. - № 10. -S. 132-135.

7. Veretennikova A. Ye., Shcheglova Ye. M., Korobko O. S. Tsifrovyye aborigeny i tsifrovyye immigranty v obrazovatel'nom protsesse vysshey shkoly // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. - 2022.

- T. 27. - № 2 (89). - S. 217-223. https://doi.org/ 10. 24412/1999-6241-2022-289-217-223.

8. Vavilova T. Ye., Yeremina Ye. I. Primeneniye distantsionnykh form obucheniya pri izuchenii inostrannogo yazyka / Pedagogika i psikhologiya v deyatel'nosti pravookhranitel'nykh organov: integratsiya teorii i praktiki : materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Sankt-Peterburg. 30 oktyabrya 2020 goda / pod obshch. red. A. S. Dushkina, N. F. Geyzhan. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii, 2020. - S. 73-79.

9. Sergeyeva Ye. N. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty inostrannykh slushateley v usloviyakh distantsionnogo i smeshannogo obucheniya // Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. -2021. - № 1 (91). - S. 181-188.

10. Solov'yev K. S., Ivanova O. M. Rol' vneauditornoy samostoyatel'noy raboty v formirovanii professional'nykh kompetentsiy // Pedagogika vysshey shkoly. - 2017. - № 2 (08). - S. 119-122.

11. Sviridova A. I., Sultanbekov T. I. Innovatsionnyy potentsial obrazovatel'noy sredy: sushchnost', soderzhaniye // Sovremennoye pedagogicheskoye obrazovaniye. - 2022. - № 6. - S. 170-175.

12. Khokhlova N. I., Rustamova L. R. Problema podgotovki nauchno-pedagogicheskikh kadrov v vysshey shkole // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2017. - № 4 (34). - S. 335-342.

13. Maksimova Yu. S. Transformatsiya paradigmy roley «pedagog-obuchayushchiysya» v sovremennom obrazovatel'nom protsesse // Sovremennoye pedagogicheskoye obrazovaniye. - 2021. - № 10. - S. 165-169.

14. Batyushkin M. V., Kislitsin I. A. Element «Lektsiya» v SDO MOODLE kak al'ternativa klassicheskoy videolektsii / Pedagogika i psikhologiya v deyatel'nosti pravookhranitel'nykh organov: integratsiya teorii i praktiki : materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Sankt-Peterburg. 30 oktyabrya 2020 goda / pod obshch. red A. S. Dushkina, N. F. Geyzhan. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii, 2020. - S. 48-51.

15. Dudyrev F. F., Maksimenkova O. V Simulyatory i trenazhory v professional'nom obrazovanii: pedagogicheskiye i tekhnologicheskiye aspekty // Voprosy obrazovaniya. - 2020. - № 3. - S. 255-276.

Статья поступила в редакцию 07.12.2022; одобрена после рецензирования 17.05.2023; принята к публикации 22.05.2023.

The article was submitted December 07, 2023; approved after reviewing May 17, 2023; accepted for publication May 22, 2023.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи.

The authors have made an equal contribution to the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.