Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕДАГОГА'

РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МУЛЬТИМЕДИА / САМООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ажыкулов Сапарбек Мажитович

Отмечается роль цифровой образовательной среды в оптимизации учебного процесса в учебных заведениях различного уровня; показаны условия, при которых наблюдается успешное становление профессиональных качеств педагога. Приведены примеры образовательных платформ, обеспечивающих проектирование учебных программ и возможности осуществления дистанционного обучения. Обсуждаются возможности реализации различных цифровых образовательных программ в аспекте формирующейся социальной и медиа-грамотности субъектов совместной образовательной деятельности - обучающихся и педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ажыкулов Сапарбек Мажитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER

The role of the digital educational environment in the optimization of the educational process in educational institutions of various levels is noted; the conditions under which the successful development of the professional qualities of a teacher is observed are shown. Examples of educational platforms that provide the design of curricula and the possibility of implementing distance learning are given. The possibilities of implementing various digital educational programs are discussed in the aspect of the emerging social and media literacy of the subjects of joint educational activities - students and teachers.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕДАГОГА»

УДК 004.9+378.046.4

С. М. Ажыкулов

РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕДАГОГА

В настоящее время в Кыргызстане реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития цифровой экономики, что в свою очередь повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. Первостепенное значение имеет «Стратегия развития информационного общества»; приоритетным проектом является «Современная цифровая образовательная среда в Кыргызской Республике» в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» [1]. Проект нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

Технические и информационные средства, обеспечивающие жизнедеятельность человека как в профессиональной сфере, так и в быту, стали неотъемлемой частью жизни [2]. Процесс информатизации современного общества сопровождается и существенными изменениями в педагогике, связанных с внесением корректив в

содержание технологий обучения. Последние должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению человека в информационное общество. Использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания [3—4]. Особую роль в этом процессе играют информационные технологии, поскольку их применение способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, а интерактивность и наглядность способствует лучшему представлению, пониманию и усвоению учебного материала.

Основные педагогические цели информационных технологий на занятиях состоят в:

• развитии личности обучающегося, включающее в себя: развитие творческого, конструктивно-поискового мышления, развитие коммуникативных способностей;

• развитии умения принимать неординарные решения в сложных ролевых ситуациях;

• совершенствовании навыков исследовательской деятельности.

Направления применения информационных технологий в образовательном процессе включают не только разработку педагогических программных средств различного назначения (обучающие, диагностирующие, контролирующие, моделирующие, тренажеры, игровые), но и разработку web-сайтов учебного назначения, разработку методических и дидактических материалов, позволяющих эффективно осуществлять управление реальными объектами (учебными ботами), организацией и проведением компьютерных экспериментов с виртуальными моделями, пр.

При использовании информационных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности — познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Наиболее широко в данный момент используются интегрированные уроки с применением мультимедийных средств. Обучающие презентации становятся неотъемлемой частью обучения, но это лишь простейший пример применения информационных технологий. В последнее время учителя создают и внедряют авторские педагогические программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Чтобы эти

потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями (далее ИКТ-компе-тентность) [5].

Таким образом, педагог, использующий ИКТ в своей профессиональной деятельности просто обязан быть ИКТ-компетентным.

ИКТ-компетентность педагога включает в себя три компонента:

1. Общепользовательский компонент.

2. Общепедагогический компонент.

3. Предметно-педагогический компонент.

Остановимся кратко на каждом из этих компонентов.

Общепользовательская ИКТ-компетентность включает в себя пользовательские навыки, в том числе использование видео- и фотосъемки, умение использования систем мгновенных сообщений, навыки поиска в сети Интернет и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ.

Общепедагогическая ИКТ-ком-петентность связана с глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования: применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности; индивидуальной, групповой, коллективной; планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ; использование доступных ресурсов Интернета; использование

интерактивных моделей, виртуальных лабораторий; использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий; подготовка заданий и тестов в электронном виде и привлечь учащихся к активному участию в образовательном процессе (в ИС).

Немаловажной является задача педагога — привлечение обучающихся к активному участию в образовательном процессе, используя для этого современные средства коммуникаций: электронную почту, форум, Skype, AVNпорталы, Kelbil, ZOOM, Jitsi Meet, Kahoot, Bandicam, Whatsapp, telegram и через другие платформы и т. п.

Эффективно зарекомендовали себя платформы с электронным и дистанционным ресурсом — электронным и Moodle, Open Edx, Canvas, Google Classroom и др. Бесплатные онлайн-курсы по различным учебным дисциплинам расширили возможности в профессиональном становлении педагогов; они также стали мотивирующим фактором в учебной мотивации многих школьников и студентов вузов.

Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность соответствует области деятельности и определена следующим образом: учителю необходимо владеть расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе.

Таким образом, в приведенном стандарте требования к ИКТ-

компетенциям преподавателя можно условно разделить на два уровня — технологический и методический. К первому следует отнести позиции, в которых предусматривается пользовательское владение информационными технологиями. Второй уровень требований — методический — предполагает владение преподавателем методами применения ИКТ в учебной и воспитательной работе с учащимися.

Оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТкомпетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов:

• наличие действующего государственного образовательного стандарта (любой ступени образования);

• наличие достаточной технологической базы (требование ГОС): широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному компьютеру, инструментарий информационной среды (ИС), установленный в университете;

• наличие потребности у учителя и установки администрации образовательной организации на действительную реализацию ГОС, принятие локальных нормативных актов о работе коллектива образовательной организации в ИС;

• начальное освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки его деятельности в ИС образовательного учреждения — самообразование учителя в области ИКТ-компетентности.

Урок (занятие) как основная форма организации обучения — это то место, где сходятся результаты долгих дидактических и методических поисков, где происходит встреча субъектов, в результате которой каждый из них меняется, приобретая что-то новое. В информационно-образовательной среде уроки (занятия) приобретают свои особенности: изменяется позиция учителя на уроке, учебный процесс индивидуализируется, в связи, с чем активизируется познавательная деятельность обучающихся, возможность сочетания различных форм познаватель-

ной деятельности вне рамок одной образовательной организации, совместная интерактивная деятельность не только педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока, но и учебный диалог между удаленными группами обучающихся, использование баз данных и лабораторных комплексов с удаленным доступом. Все это требует от педагога высокого уровня владения ИКТ, а движущийся вперед научно-технический прогресс побуждает постоянно совершенствоваться в этом направлении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция по развитию образовательной системы Кыргызской Республики с элементами медиа-грамотности // URL: https://kao.kg/ wp-content/uploads/2019/Об/Концеп-ция_06.2019-.pdf (дата обращения: 18.06.2022).

2. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011. 190 с.

3. Худик В. А. Возможности использования электронного образования на основе платформы Moodle при обучении студентов-дефекто-логов // Коррекционно-педагогиче-ское образование. 2018. № 3 (15) // URL: https://cyberieninka.ra/artide/n/ vozmozhnosti-ispolzovaniya-elektronnogo-obrazovaniya-na-

osnove-platformy-moodle-pri-obuchenii-studentov-defektologov (дата обращения: 06.09.2022).

4. Красносельских Т. В., Тель-нюк И. В., Худик В. А. Перспективы использования дистанционного обучения в образовательном процессе медицинского вуза // Преподаватель XXI век. 2020. №3-1 // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ispolzovaniya-distantsionnogo-obucheniya-v-obrazovatelnom-protsesse-meditsinskogo-vuza (дата обращения: 18.06.2022).

5. Стариченко Б. Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компе-тенции педагога // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. С. 6-15.

REFERENCES

1. Concept for the development of the educational system of the Kyrgyz Republic with elements of media literacy // URL: https://kao.kg/wp-content/ uploads/2019/ 06/Ko^en^a_06.2019-. pdf (date of application: 18.06.2022).

2. Ivanova E. O., Osmolovskaya I. M. Theory of learning in the information society. M.: Education, 2011. 190 p. (In Russ.).

3. Khudik V. A. Possibilities of using e-education based on the Moodle platform in teaching students-defecto-logists // Pedagogic Correction Education Journal. 2018. No. 3 (15) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vozmozhnosti-ispolzovaniya-elektronnogo-obrazovaniya-na-osnove -

platformy-moodle-pri-obuchenii-studentov-defektologov (date of application: 06.09.2022).

4. Krasnoselskikh T. V., Telnyuk I. V., Khudik V. A. Prospects for the use of distancelearningintheeducationalprocess of a medical university // Lecturer XXI century. 2020. No. 3-1 // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ispolzovaniya-distantsionnogo-obucheniya-v-obrazovatelnom-protsesse-meditsinskogo-vuza (date of application: 18.06.2022).

5. Starichenko B. E. Professional standard and ICT competencies of a teacher // Pedagogical education in Russia. 2015. No. 7. P. 6-15. (In Russ.).

Поступила в редакцию 11.10.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.