УДК 004.9+378.046.4
С. М. Ажыкулов
РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕДАГОГА
В настоящее время в Кыргызстане реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития цифровой экономики, что в свою очередь повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. Первостепенное значение имеет «Стратегия развития информационного общества»; приоритетным проектом является «Современная цифровая образовательная среда в Кыргызской Республике» в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» [1]. Проект нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.
Технические и информационные средства, обеспечивающие жизнедеятельность человека как в профессиональной сфере, так и в быту, стали неотъемлемой частью жизни [2]. Процесс информатизации современного общества сопровождается и существенными изменениями в педагогике, связанных с внесением корректив в
содержание технологий обучения. Последние должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению человека в информационное общество. Использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания [3—4]. Особую роль в этом процессе играют информационные технологии, поскольку их применение способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, а интерактивность и наглядность способствует лучшему представлению, пониманию и усвоению учебного материала.
Основные педагогические цели информационных технологий на занятиях состоят в:
• развитии личности обучающегося, включающее в себя: развитие творческого, конструктивно-поискового мышления, развитие коммуникативных способностей;
• развитии умения принимать неординарные решения в сложных ролевых ситуациях;
• совершенствовании навыков исследовательской деятельности.
Направления применения информационных технологий в образовательном процессе включают не только разработку педагогических программных средств различного назначения (обучающие, диагностирующие, контролирующие, моделирующие, тренажеры, игровые), но и разработку web-сайтов учебного назначения, разработку методических и дидактических материалов, позволяющих эффективно осуществлять управление реальными объектами (учебными ботами), организацией и проведением компьютерных экспериментов с виртуальными моделями, пр.
При использовании информационных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности — познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Наиболее широко в данный момент используются интегрированные уроки с применением мультимедийных средств. Обучающие презентации становятся неотъемлемой частью обучения, но это лишь простейший пример применения информационных технологий. В последнее время учителя создают и внедряют авторские педагогические программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Чтобы эти
потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями (далее ИКТ-компе-тентность) [5].
Таким образом, педагог, использующий ИКТ в своей профессиональной деятельности просто обязан быть ИКТ-компетентным.
ИКТ-компетентность педагога включает в себя три компонента:
1. Общепользовательский компонент.
2. Общепедагогический компонент.
3. Предметно-педагогический компонент.
Остановимся кратко на каждом из этих компонентов.
Общепользовательская ИКТ-компетентность включает в себя пользовательские навыки, в том числе использование видео- и фотосъемки, умение использования систем мгновенных сообщений, навыки поиска в сети Интернет и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ.
Общепедагогическая ИКТ-ком-петентность связана с глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования: применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности; индивидуальной, групповой, коллективной; планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ; использование доступных ресурсов Интернета; использование
интерактивных моделей, виртуальных лабораторий; использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий; подготовка заданий и тестов в электронном виде и привлечь учащихся к активному участию в образовательном процессе (в ИС).
Немаловажной является задача педагога — привлечение обучающихся к активному участию в образовательном процессе, используя для этого современные средства коммуникаций: электронную почту, форум, Skype, AVNпорталы, Kelbil, ZOOM, Jitsi Meet, Kahoot, Bandicam, Whatsapp, telegram и через другие платформы и т. п.
Эффективно зарекомендовали себя платформы с электронным и дистанционным ресурсом — электронным и Moodle, Open Edx, Canvas, Google Classroom и др. Бесплатные онлайн-курсы по различным учебным дисциплинам расширили возможности в профессиональном становлении педагогов; они также стали мотивирующим фактором в учебной мотивации многих школьников и студентов вузов.
Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность соответствует области деятельности и определена следующим образом: учителю необходимо владеть расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе.
Таким образом, в приведенном стандарте требования к ИКТ-
компетенциям преподавателя можно условно разделить на два уровня — технологический и методический. К первому следует отнести позиции, в которых предусматривается пользовательское владение информационными технологиями. Второй уровень требований — методический — предполагает владение преподавателем методами применения ИКТ в учебной и воспитательной работе с учащимися.
Оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТкомпетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов:
• наличие действующего государственного образовательного стандарта (любой ступени образования);
• наличие достаточной технологической базы (требование ГОС): широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному компьютеру, инструментарий информационной среды (ИС), установленный в университете;
• наличие потребности у учителя и установки администрации образовательной организации на действительную реализацию ГОС, принятие локальных нормативных актов о работе коллектива образовательной организации в ИС;
• начальное освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации с аттестацией путем экспертной оценки его деятельности в ИС образовательного учреждения — самообразование учителя в области ИКТ-компетентности.
Урок (занятие) как основная форма организации обучения — это то место, где сходятся результаты долгих дидактических и методических поисков, где происходит встреча субъектов, в результате которой каждый из них меняется, приобретая что-то новое. В информационно-образовательной среде уроки (занятия) приобретают свои особенности: изменяется позиция учителя на уроке, учебный процесс индивидуализируется, в связи, с чем активизируется познавательная деятельность обучающихся, возможность сочетания различных форм познаватель-
ной деятельности вне рамок одной образовательной организации, совместная интерактивная деятельность не только педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока, но и учебный диалог между удаленными группами обучающихся, использование баз данных и лабораторных комплексов с удаленным доступом. Все это требует от педагога высокого уровня владения ИКТ, а движущийся вперед научно-технический прогресс побуждает постоянно совершенствоваться в этом направлении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция по развитию образовательной системы Кыргызской Республики с элементами медиа-грамотности // URL: https://kao.kg/ wp-content/uploads/2019/Об/Концеп-ция_06.2019-.pdf (дата обращения: 18.06.2022).
2. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011. 190 с.
3. Худик В. А. Возможности использования электронного образования на основе платформы Moodle при обучении студентов-дефекто-логов // Коррекционно-педагогиче-ское образование. 2018. № 3 (15) // URL: https://cyberieninka.ra/artide/n/ vozmozhnosti-ispolzovaniya-elektronnogo-obrazovaniya-na-
osnove-platformy-moodle-pri-obuchenii-studentov-defektologov (дата обращения: 06.09.2022).
4. Красносельских Т. В., Тель-нюк И. В., Худик В. А. Перспективы использования дистанционного обучения в образовательном процессе медицинского вуза // Преподаватель XXI век. 2020. №3-1 // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ispolzovaniya-distantsionnogo-obucheniya-v-obrazovatelnom-protsesse-meditsinskogo-vuza (дата обращения: 18.06.2022).
5. Стариченко Б. Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компе-тенции педагога // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. С. 6-15.
REFERENCES
1. Concept for the development of the educational system of the Kyrgyz Republic with elements of media literacy // URL: https://kao.kg/wp-content/ uploads/2019/ 06/Ko^en^a_06.2019-. pdf (date of application: 18.06.2022).
2. Ivanova E. O., Osmolovskaya I. M. Theory of learning in the information society. M.: Education, 2011. 190 p. (In Russ.).
3. Khudik V. A. Possibilities of using e-education based on the Moodle platform in teaching students-defecto-logists // Pedagogic Correction Education Journal. 2018. No. 3 (15) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vozmozhnosti-ispolzovaniya-elektronnogo-obrazovaniya-na-osnove -
platformy-moodle-pri-obuchenii-studentov-defektologov (date of application: 06.09.2022).
4. Krasnoselskikh T. V., Telnyuk I. V., Khudik V. A. Prospects for the use of distancelearningintheeducationalprocess of a medical university // Lecturer XXI century. 2020. No. 3-1 // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ispolzovaniya-distantsionnogo-obucheniya-v-obrazovatelnom-protsesse-meditsinskogo-vuza (date of application: 18.06.2022).
5. Starichenko B. E. Professional standard and ICT competencies of a teacher // Pedagogical education in Russia. 2015. No. 7. P. 6-15. (In Russ.).
Поступила в редакцию 11.10.2022 г.