Научная статья на тему 'Роль цифровизации в развитии экономико-туристического пространства региона: опыт Мурманской области'

Роль цифровизации в развитии экономико-туристического пространства региона: опыт Мурманской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровизация туризма / цифровые технологии в туризме / цифровой туризм / цифровая экономика / арктический туризм / туризм Мурманской области / digitalization / tourism digitalization / digital technologies in tourism / digital tourism / digital economy / Arctic tourism / tourism of the Murmansk region

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Черевичко Татьяна Викторовна, Темякова Татьяна Витальевна

Введение. В работе рассматривается туристско-рекреационный потенциал Мурманской области, являющейся жемчужиной арктического туризма. Теоретический анализ. В ходе теоретического анализа установлено, что в экономике Мурманской области действует туристский мультипликатор, способствующий развитию туристской отрасли региона. Акселерационный эффект в отрасли при этом наблюдается за счет внедрения цифровых технологий. Эмпирический анализ. Анализ экономических показателей туристской отрасли Мурманской области дал неоднозначные результаты. Динамика многих показателей является положительной, хотя и нельзя однозначно утверждать, что туристская отрасль является флагманской отраслью региона. Вместе с тем в области идет активное применение достижений цифровизации, хотя и недостаточное. В качестве инструментов продвижения региональные объекты туристской индустрии используют виртуальные экскурсии. Однако популяризации Мурманской области будут способствовать и другие механизмы цифровизации, в частности, проведение экскурсий посредством прямых трансляций для лиц с ограниченными возможностями здоровья, производство игр с ландшафтами Кольского полуострова, создание приложения со встроенной навигационной функцией по заранее проложенному маршруту, а в перспективе построение персональных маршрутов самодеятельными туристами самостоятельно с помощью данного приложения. Результаты. Предложения по внедрению цифровых технологий в деятельность средств размещения, использованию игр с локациями региона, наращиванию экскурсионных стримов способны привести к ускорению мультипликационного эффекта в Мурманской области и увеличить туристский поток в регион.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of digitalization in regional economic and tourist space development: The Murmansk region experience

Introduction. The Murmansk region is the pearl of Arctic tourism, and its tourist and recreational potential is considered in the work. Theoretical analysis. During the theoretical analysis, it was found that a tourist multiplier operates in the economy of the Murmansk region, contributing to the development of the regional tourism industry. At the same time, the acceleration effect in the industry is observed due to the introduction of digital technologies. Empirical analysis. The analysis of the tourism industry economic indicators the Murmansk region gave mixed results. However, the dynamics of many indicators is positive, although it cannot be unequivocally stated that the tourism industry is the flagship industry of the region. At the same time, there is an active application of digitalization achievements in the region, although insufficient. Regional tourist industry facilities use virtual excursions as promotion tools. However, other digitalization mechanisms will also contribute to the popularization of the Murmansk region. In particular, they include conducting excursions through live broadcasts for people with disabilities, producing games with the landscapes of the Kola Peninsula, creating an application with a built-in navigation function along a pre-laid route, and, in the future, building personal routes by amateur tourists independently using this application. Results. Proposals for the introduction of digital technologies into the activities of accommodation facilities, the use of games with locations in the region, and the increase in excursion streams can lead to an acceleration of the cartoon effect in the Murmansk region and increase the tourist flow to the region.

Текст научной работы на тему «Роль цифровизации в развитии экономико-туристического пространства региона: опыт Мурманской области»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 160-168 Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 160-168

https://eup.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1994-2540-2024-24-2-160-168, EDN: NGMUHC

Научная статья УДК 338.48

Роль цифровизации в развитии экономико-туристического пространства региона: опыт Мурманской области

Т. В. Черевичко, Т. В. Темякова '

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Черевичко Татьяна Викторовна, доктор экономических наук, профессор кафедры туризма и культурного наследия, директор Института истории и международных отношений, tvcherevichko@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-9645-1513

Темякова Татьяна Витальевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и культурного наследия, temyakova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1767-7240

Аннотация. Введение. В работе рассматривается туристско-рекреационный потенциал Мурманской области, являющейся жемчужиной арктического туризма. Теоретический анализ. В ходе теоретического анализа установлено, что в экономике Мурманской области действует туристский мультипликатор, способствующий развитию туристской отрасли региона. Акселерационный эффект в отрасли при этом наблюдается за счет внедрения цифровых технологий. Эмпирический анализ. Анализ экономических показателей туристской отрасли Мурманской области дал неоднозначные результаты. Динамика многих показателей является положительной, хотя и нельзя однозначно утверждать, что туристская отрасль является флагманской отраслью региона. Вместе с тем в области идет активное применение достижений цифровизации, хотя и недостаточное. В качестве инструментов продвижения региональные объекты туристской индустрии используют виртуальные экскурсии. Однако популяризации Мурманской области будут способствовать и другие механизмы цифровизации, в частности, проведение экскурсий посредством прямых трансляций для лиц с ограниченными возможностями здоровья, производство игр с ландшафтами Кольского полуострова, создание приложения со встроенной навигационной функцией по заранее проложенному маршруту, а в перспективе построение персональных маршрутов самодеятельными туристами самостоятельно с помощью данного приложения. Результаты. Предложения по внедрению цифровых технологий в деятельность средств размещения, использованию игр с локациями региона, наращиванию экскурсионных стримов способны привести к ускорению мультипликационного эффекта в Мурманской области и увеличить туристский поток в регион.

Ключевые слова: цифровизация, цифровизация туризма, цифровые технологии в туризме, цифровой туризм, цифровая экономика, арктический туризм, туризм Мурманской области

Для цитирования: Черевичко Т. В., Темякова Т. В. Роль цифровизации в развитии экономико-туристического пространства региона: опыт Мурманской области // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 160-168. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2024-24-2-160-168, EDN: NGMUHC Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

The role of digitalization in regional economic and tourist space development: The Murmansk region experience

T. V. Cherevichko , T. V. Temyakova K

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

Tatiana V. Cherevichko, tvcherevichko@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-9645-1513

Tatiana V. Temyakova, temyakova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1767-7240

Abstract. Introduction. The Murmansk region is the pearl of Arctic tourism, and its tourist and recreational potential is considered in the work. Theoretical analysis. During the theoretical analysis, it was found that a tourist multiplier operates in the economy of the Murmansk region, contributing to the development of the regional tourism industry. At the same time, the acceleration effect in the industry is observed due to the introduction of digital technologies. Empirical analysis. The analysis of the tourism industry economic indicators the Murmansk region gave mixed results. However, the dynamics of many indicators is positive, although it cannot be unequivocally stated that the tourism industry is the flagship industry of the region. At the same time, there is an active application of digitalization achievements in the region, although insufficient.

Regional tourist industry facilities use virtual excursions as promotion tools. However, other digitalization mechanisms will also contribute to the popularization of the Murmansk region. In particular, they include conducting excursions through live broadcasts for people with disabilities, producing games with the landscapes of the Kola Peninsula, creating an application with a built-in navigation function along a pre-laid route, and, in the future, building personal routes by amateur tourists independently using this application. Results. Proposals for the introduction of digital technologies into the activities of accommodation facilities, the use of games with locations in the region, and the increase in excursion streams can lead to an acceleration of the cartoon effect in the Murmansk region and increase the tourist flow to the region. Keywords: digitalization, tourism digitalization, digital technologies in tourism, digital tourism, digital economy, Arctic tourism, tourism of the Murmansk region

For citation: Cherevichko T. V., Temyakova T. V. The role of digitalization in regional economic and tourist space development: The Murmansk region experience. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 160-168 (in Russian). https://doi. org/10.18500/1994-2540-2024-24-2-160-168, EDN: NGMUHC

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Арктический туризм представляет собой туризм в Арктической зоне нашей страны, целью которого является популяризация ресурсного потенциала данной территории, прежде всего его исторической, культурной и природной составляющих. Данное понятие раскрывается в ГОСТ Р 59850.1-2021. В рамках представленной работы будет рассмотрен только один субъект Российской Федерации, он находится на территории Кольского полуострова, речь идет о Мурманской области. Мурманскую область по праву можно назвать жемчужиной арктического туризма. В настоящее время осуществляется массированное освоение северных территорий нашей страны, и туристская активность в богатом рекреационными ресурсами Мурманском регионе - тому доказательство. Рост туристского интереса к Крайнему Северу, строительство соответствующей инфраструктуры и развитие туристской навигации стали предпосылками для создания целой серии нормативно-правовой документации в сфере арктического туризма. Закрепив тем самым сам факт существования подобного нишевого продукта, есть основания надеться и ожидать обеспечения безопасности туристских маршрутов и требуемого качества к организации арктических путешествий.

Теоретический анализ

В конце 2023 г. был утвержден перечень опорных населенных пунктов в Арктической зоне Российской Федерации. Арктическая зона РФ - это одна из крупнейших особых экономических зон в мире, где действуют специальные режимы административного и налогового регулирования. Опорные населенные пункты станут базой для реализации инфраструктурных и экономических проектов. Их перечень состоит

из 16 агломераций, находящихся на территории девяти регионов, которые относятся к Арктической зоне РФ. В составе Мурманской агломерации опорными городами стали Мурманск, Се-вероморск, а также Кольский муниципальный район. Комплексный анализ территорий будет завершен к июлю 2024 г. Результат обследования должен показать важность развития не только промышленного производства, но и сервисной сферы, в частности туристской отрасли.

Мурманская область обладает богатым потенциалом, который подлежит освоению в том числе и в сфере туризма. К числу преимуществ региона можно отнести наличие богатых водных биологических ресурсов - основы гастрономического туризма, базы атомного ледокольного флота (ледовые круизы), широкой минерально-сырьевой базы (промышленный туризм по горно-обогатительным комбинатам, заводам, карьерам) и других, а обеспеченность тремя морскими портами, двумя аэропортами, развитой железнодорожной сетью свидетельствует о доступности региона для туристов. Богатый ресурсами регион уже активно участвует в процессах институционализации государственно-частного партнерства, что имеет отношение в том числе и к туристской отрасли.

В результате в сфере туризма срабатывает мультипликационно-акселерационный эффект. Автономные инвестиционные, государственные расходы на объекты туриндустрии через рост туристской привлекательности региона приводят к прямым расходам туристов, что оборачивается доходами туристских предприятий, которые после уплаты налогов, оплаты импортной продукции, использованной в производстве туристских услуг, выплаты зарплат, прибылей, часть которых уходит из оборота в виде сбережений, снова генерируют экономическую деятельность. Следовательно, туристская индустрия становится системой, обладающей

интегративными свойствами, поскольку свойства этой организованной совокупности не равны сумме свойств каждого из ее элементов. Одним из таких интегративных свойств и становится мультипликационно-акселерационный эффект, ибо туристская отрасль способствует развитию сопряженных видов экономической деятельности, но вместе с тем и активно сама использует достижения других отраслей экономики. Так, туризм активно вбирает в себя в настоящее время достижения цифровизации. Цифровые технологии становятся значимым инструментом не только в продвижении туристских продуктов, но и в формировании самих туристских услуг. Сегодня

туристские услуги могут быть исключительно только в цифровом формате. В результате можно утверждать, что цифровизация и становится тем самым акселератором, который ускоряет мультипликационные процессы в туристской сфере.

Эмпирический анализ

По данным, на конец 2022 г. в Мурманской области функционировало 199 коллективных средств размещения, львиную долю которых составляли гостиницы (132 объекта). Проанализируем показатели туристской отрасли данного региона (таблица).

Динамика показателей туристской отрасли Мурманской области

в 2015-2022 гг. [1] Table. Dynamics of the Murmansk region tourism industry indicators in 2015-2022 [1]

Год Туристский поток, тыс. чел. Доходы от предоставляемых услуг коллективных средств размещения, тыс. руб.

2022 539,4 3460,5

2021 486,2 3531,1

2020 350,0 2258,1

2019 458,0 2850,6

2018 438,0 2476,7

2017 413,7 2357,0

2016 330,0 1900,9

2015 305,4 1546,1

Стоит обратить внимание на то, что оба показателя изменяются линейно в прямой зависимости. На протяжении рассматриваемого периода наблюдался рост обоих показателей, исключением стал 2020 г., что было вызвано пандемией COVID-19. Индустрия туризма в целом (туристская отрасль Мурманской области в частности) оказалась одной из наиболее пострадавших сфер от угрозы распространения коронавирусной инфекции и введенного локда-уна. Однако в 2021 г. отмена ограничений положительно сказалась на стабилизации индустрии туризма в рассматриваемом регионе.

Примечательно, что суммарные доходы Мурманской области в 2022 г. были равны 105,97 млрд руб. [2], следовательно, доходы от предоставляемых услуг коллективных средств размещения составили всего 0,003% от совокупных доходов региона. Не пытаясь преувеличить или преуменьшить роль турист-

кой отрасли в экономике региона, проанализируем имеющие статистические данные.

Применив к значениям величины туристского потока в Мурманскую область и доходам от предоставляемых услуг коллективных средств размещения алгоритм построения модели парной линейной регрессии, можно обнаружить тесную связь между данными показателями. Так, расчетный коэффициент корреляции составляет 0,948, а коэффициент детерминации - 0,899, это означает, что в 89,9% случаев результирующий фактор, т.е. доходы от предоставляемых услуг коллективных средств размещения (КСР), объясняется числом приездов посетителей в Мурманскую область с туристскими целями. Фактическое значение Б-критерия Фишера больше табличного, следовательно, можно считать коэффициент детерминации статистически значимым. Само линейное уравнение регрессии имеет

вид у = 8,166 • х - 841,871. Им можно воспользоваться в целях прогноза доходов КСР в будущие периоды.

Выходит, что большинство лиц, посещающих Мурманскую область, совершают в регионе минимум одну ночевку в коллективных средствах размещения. Это неудивительно. Чем дальше находится туристский регион от места постоянного жительства туристов и чем с большими временными затратами на транспортировку сопряжены поездки, тем длительнее время пребывания туристов в регионе, а большинство субъектов нашей страны априори находятся на значительном удалении от Кольского полуострова. Впрочем, в 2022 г. наблюдалась обратная зависимость анализируемых показателей, что, на первый взгляд, может быть связано с уменьшением числа ночевок в КСР в расчете на одного туриста при общей тенденции к росту туристского потока.

Однако анализ данных Росстата [3, с. 51] свидетельствует о том, что в 2022 г. число ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения составило 904,8 тыс. ед., следовательно, на каждого второго посетителя Мурманской области приходилась примерно одна ночевка. Собственно, за период с 2018 по 2022 г. данный показатель был стабильным. Итак, сокращение доходов КСР при росте туристского потока и неизменном числе ночевок в расчете на одного туриста в Мурманской области в 2022 г. по сравнению с 2021 г. может быть объяснено лишь сокращением индекса потребительских цен (ИПЦ) на услуги гостиниц и прочих мест проживания. Действительно, ИПЦ на рассматриваемые услуги составил в 2022 г. 97,0% к декабрю предыдущего года, в то время как по итогам 2021 г. ИПЦ на гостиничные услуги был равен 115,7% [3, с. 116]. Обнаруженные тенденции связаны с ростом туристской привлекательности Мурманской области.

По итогам 2021 г. валовый региональный продукт по гостиничным услугам и услугам предприятий общественного питания составил 1,3% от совокупного ВРП Мурманской области. По-прежнему в разрезе видов экономической деятельности, составляющих ВРП, лидируют обрабатывающие производства (33,6%), добыча полезных ископаемых (12,0%), рыболовство и рыбоводство (11,5%), что в совокупности составило более 57,0% вновь созданных стоимостей товаров и услуг в экономике региона в 2021 г. [3, с. 53]. По итогам 2022 г. доля прибыльных

предприятий в сфере услуг общественного питания и гостиничных услуг составила 55,6%. К сожалению, отдельных данных по деятельности гостиниц в открытом доступе не содержится, однако, если учесть, что даже в период угрозы распространения СОУШ-19 большинство предприятий общественного питания в регионах благодаря услугам доставки и работы на вынос смогли обеспечить окупаемость своего бизнеса, показатель, соответственно, убыточных предприятий по двум видам экономической деятельности (44,4%) в большей степени характеризует сальдированный финансовый результат именно сферы гостиничных услуг.

Кстати, по собирательной классификационной группировке «Туризм» доля прибыльных организаций в общем их количестве в 2022 г. составила 50%, т.е. ровно половина предприятий Мурманской области, оказывающих услуги средств размещения, общественного питания, розничной торговли туристскими товарами, транспортные услуги, услуги по аренде автотранспорта, осуществляющих деятельность турагентств и туроператоров, деятельность в сфере культуры и др. [4], были убыточными. Кроме того, по той же собирательной группировке «Туризм» рентабельность продукции в 2022 г. имела отрицательное значение и равнялась -8,1%. Это означает, что каждый рубль продаж приносил туристским организациям Мурманской области 8,1 руб. убытка. Примечательно, что на протяжении трех лет этот показатель вырос почти в три раза, однако на конец 2022 г. по-прежнему оставался неудовлетворительным. При этом инвестиции в основной капитал туристских предприятий на протяжении 2018-2022 гг. не превышали 1,3% от совокупного объема инвестиций. И по данному показателю, как и в случае с долей ВРП по услугам гостиниц и предприятий общественного питания, лидировали добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства.

Однако, несмотря на проведенный анализ статистических данных, можно утверждать, что в настоящее время все же наблюдается положительная динамика в сфере туризма анализируемого региона. Туристический поток в Мурманскую область по сравнению с 2015 г. вырос на 76,6%, прирост объема платных услуг, оказанных населению в регионе в сфере туризма (включая коллективные средства размещения), за восемь лет составил 175,4%, количество функционирующих предприятий

коллективных средств размещения увеличилось с 2015 по 2022 г. практически в два раза, число региональных туроператоров возросло по сравнению с 2019 г. на 28 единиц и т. д. [1].

Развитию арктического туризма во многом способствуют национальные и региональные проекты, имеющие место на территории Мурманской области. Так, на реализацию проекта «Развитие туристической инфраструктуры» утвержденные бюджетные назначения на 2022 г. составили 262 404,7 тыс. руб. [2], и они были исполнены в полном объеме. Указанный проект вместе с такими проектами, как «Повышение доступности туристических продуктов» и «Совершенствование управления в сфере туризма», на территории региона до конца 2024 г. реализуется в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В Мурманской области общая сумма государственной помощи объектам индустрии туризма и гостеприимства за период с 2019 по 2022 г. составила около 350 млн руб., денежные средства пошли на поддержку 115 проектов. Например, создание двух систем искусственного оснежения для горнолыжных трасс северного и южного склонов горы Айкуайвенчорр способствовало притоку туристов; введение объектов придорожного сервиса, среди которых многофункциональный сервисный комплекс «Atlas» на 1517-м км федеральной трассы Р-21 «Кола» и кафе «Титовка» на трассе Р-21 «Кола» по пути из Печенгского округа в Мурманск, создали дополнительные удобства временным посетителям региона [5].

В настоящий момент в области реализуется национальный туристический маршрут «Заполярный калейдоскоп», дающий возможность познакомиться с Мурманском и его достопримечательностями, посетить атомный ледокол «Ленин», увидеть воды Северного Ледовитого океана, Териберку. Кстати, одним из важнейших событийных мероприятий является Арктический фестиваль «Териберка», который занимает почетное место в календаре ТОП-50 мероприятий Национального календаря событий уже два года подряд. Кроме того, из Мурманска начинаются кольцевые ледовые круизы. Маршруты пролегают через Землю Франца Иосифа к Северному полюсу, однако подобные путешествия не являются массовыми ввиду их чрезвычайной дороговизны, около 2,6 млн рублей [6], ярко выраженной сезонности и небольшой вместимости атомоходов (ледокол «50 лет Победы» может взять на борт 120 туристов).

Не стоит забывать и о том, что Мурманская область заняла в 2023 г. 1-3-е места в национальной премии Russian Travel Awards в номинациях «Территории гастрономического туризма», «Территория Арктического туризма», «Территория приключенческого туризма», «Лучшая региональная стратегия развития туризма и индустрии гостеприимства».

Так, в 2023 г. в Мурманской области был открыт загородный круглогодичный отель на побережье Титовки, имеющей выход в Баренцево море. Это позволило создать 25 рабочих мест, отель рассчитан на 50 гостей [7]. Новое средство размещения располагается на территории Арктической зоны РФ. Также в Мурманской области появился еще один резидент АЗРФ - ООО «Грин Флоу Хибины», который планирует к 2026 г. ввести в эксплуатацию первый арктический хилинг-отель. Средство размещения будет представлять собой гостинично-термальный комплекс на 150 номеров с расширенной SPA- и оздоровительной инфраструктурой [8]. Активное строительство новых средств размещения объясняется растущим интересом к Мурманской области со стороны как отечественных, так и зарубежных туристов.

Согласно данным Росстата, численность лиц, размещенный в КСР, в 2023 г. выросла по сравнению с предыдущим годом на 12,4% [9]. По мнению представителей пресс-службы Российского союза туриндустрии, туристский поток растет столь интенсивно, что уже сегодня наблюдается практически полная бронь мурманских гостиниц до конца марта 2024 г. Комитет по туризму Мурманской области утверждает, что турпоток на новогодние каникулы превысил 93 тыс. чел., это на 6% больше, чем за аналогичный период 2022 г. [10]. Сказанное связано с тем, что в настоящее время Мурманскую область как туристский регион туроператоры стали предлагать не только в летний сезон, сегодня она становится открытой для посещения ее туристами в течение всего года. Для приема растущего притока посетителей необходима достаточная величина номерного фонда, т.е. требуется ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих услуги временного размещения, уровня и качества, соответствующего запросам туристов, включая иностранных. Так, например, в новогодний период 2023/2024 гг. туристский поток в Мурманскую область вырос в том числе благодаря туристам из Китая. Этому способствовало соглашение с Китаем о групповом безвизовом туризме. Кроме

того, падение курса рубля привело к удешевлению групповым туров в Мурманск для китайских гостей. Помимо китайцев, посетителями региона являются иранцы, турки, индийцы, таиландцы. Иностранцев привлекает на Кольском полуострове арктическая кухня, а также возможность увидеть северное сияние, северных оленей и китов, посетить Териберку.

В целях популяризации и развития арктического туризма в регионе был создан Туристический портал Мурманской области [11], который, по сути, позиционируется как цифровой гид в сфере туризма. Действительно, на сайте можно увидеть 17 маршрутов. Визуализируются маршруты с помощью видео как совокупности кадров, нарезанных с Яндекс.Карт и смонтированных, которыми можно воспользоваться при самостоятельном прохождении маршрутов. Весьма интересным является маршрут для автопутешественников и караванеров «От Белого до Баренцева моря». Путешествие, по оценке Туристического портала, займет 15 дней, общее время переездов между объектами интереса - около 1 дня 5 часов. На отдельной вкладке находится описание автомаршрута с рекомендуемыми местами для ночлега, описанием достопримечательностей.

Стоит признать интересной идею использования Яндекс.Карт с целью формирования маршрутов и обеспечения к ним доступа максимально возможного числа потенциальных туристов. Подобные маршруты открывают доступ к объектам туристского интереса без посредничества туроператоров. И использование бюджетной версии Яндекс.Карт в туристических целях сегодня приобретает популярность. Однако лишь коммерческая версия сервиса позволит путешественникам использовать его как навигатор. Сверка в незнакомой местности, которую турист посещает впервые, с фото на Яндекс.Картах может превратиться в целый квест для автотуристов. Тем не менее по-прежнему признаем и утверждаем, что использование бесплатной версии Яндекс. Карт является важным, но только первым шагом на пути к цифровизации туристской отрасли Мурманской области.

Отметим также, что на сайте Туристического портала звучит призыв к совместному проектному творчеству. По сути, это попытка использовать краудсорсинг, т. е. инструмент, позволяющий работать с интеллектом масс. Речь идет об обращении к неопределенному кругу лиц по поводу добавления на сайт новых туристских маршрутов, интересных объектов,

отправки советов по улучшению уже существующих туров. Активное участие населения в освоении туристского потенциала Мурманской области может принести выгоду производителям туристских услуг в виде появления дополнительного источника формирования замыслов новых туристских маршрутов, а возможно, и реализации внесенных предложений организованным группам туристов. С другой стороны, готовые маршруты также могут быть полезны самодеятельным туристам. Они самостоятельно получат доступ к объектам туристского интереса в местах временного пребывания путем прямого обращения к производителям туристских услуг без посредников.

Вместе с тем лишь создание полноценного приложения с добавлением навигационной функции по представленным на сайте маршрутам, а также расширение функционала цифрового продукта путем наделения его возможностью прокладывать самодеятельные маршруты и вести туристов по этим самостоятельно созданным маршрутам с помощью навигатора [12] способно создать дополнительные удобства для временных посетителей Мурманской области.

Однако среди уже реализованных и действующих проектов по использованию преимуществ цифровизации в целях привлечения внимания и формирования устойчивого интереса к объектам туристского показа в дестинации можно назвать Музейно-выставочный центр «Галерея безопасности Мурманской области». Виртуальный тур по галерее дает возможность просмотреть экспозицию как в автоматическом, так и в управляемом режимах [13]. К услугам экскурсантов предлагается аудиогид и осмотр выставочных экспонатов с помощью очков и шлемов виртуальной реальности. Также в открытом доступе находится виртуальный тур по историко-краевед-ческому музею города Полярный Мурманской области. Здесь можно увидеть флору и фауну Кольского полуострова, экспозиции, посвященные рождению города, военным действиям в Мурманске, послевоенному периоду Полярного [14]. Объекты показа с помощью функции приближения можно увеличить, однако четкость деталей недостаточно велика, именно поэтому отсутствует возможность рассмотреть какие-либо элементы фотодокументов или предметов.

Считаем абсолютно правильным и важным через виртуальные прогулки по достопримечательностям региона формировать потребность в знакомстве и познании объектов туристско-

го интереса. Объемность изображения всегда ограничивается параметрами экрана гаджета, на котором оно воспроизводится. Виртуальные же экскурсии приближают экскурсанта к условиям реального нахождения в туристском регионе, поскольку позволяют удовлетворить любопытство периферического зрения об объектах, оказавшихся за пределами периметра экрана, с помощью функции сферической панорамы пространства, предметов, интерьера и т. д.

Кроме того, суровый край должен быть доступен для осмотра и наслаждения лицам с ограниченными возможностями здоровья. И здесь снова на помощь могут прийти цифровые технологии. Так, предлагаем экскурсоводам использовать камеру со стабилизатором, наушники и другое необходимое оборудование и программное обеспечение для того, чтобы проводить экскурсии для организованных групп инвалидов, постоянно находящихся в пределах своего места жительства. Идея заключается в том, чтобы не турист доставлялся к месту оказания экскурсионных услуг, а туристские объекты посредством средств связи входили в дом к каждому гражданину, имеющему ограничения, например, в двигательной активности. В настоящее время определенно существует большое количество блог-каналов, на части из которых выложены достаточно профессионально снятые и смонтированные ролики туристской тематики. На Туристическом портале Мурманска даже есть обзорная пятидесятиминутная экскурсия по региональному центру [15]. Однако ничто не способно заменить живое общение экскурсовода с экскурсантами. Экскурсанты, которые, конечно, в статистике туризма в качестве таковых учтены не будут, ибо они не покидают своей обычной среды обитания, должны иметь возможность в режиме онлайн фактически глазами экскурсовода увидеть красоты Кольского полуострова. Только полное погружение, только полное ощущение момента, реализация способности находиться в конкретной точке пространства в конкретный момент времени благодаря прямому эфиру экскурсовода (без записи стрима) в любом доступном мессенджере, социальной сети (технические требования и площадка для трансляции могут быть обговорены предварительно) дадут возможность окунуться в красоту полярной ночи или увидеть воды Северного Ледовитого океана.

Популяризировать Мурманскую область можно также с помощью компьютерных игр,

в которых создаются локации, повторяющие ландшафт, архитектуру Кольского полуострова. Если разместить в игровой локации достопримечательности, турист, попав в реальную локацию, т.е. приехав в Мурманскую область, узнает эти объекты, ранее увиденные в игре. Таким образом можно продвигать абсолютно любой регион Российской Федерации. Одним из примеров популяризации исторических событий на территории нашей страны является российская игра «Смута». Разработчики ее показали прекрасные локации: Нижний Новгород, Ярославль, Москва. У игроков после прохождения «Смуты» вполне предсказуемо появится желание посетить эти города, если они в них раньше не были. Это касается и иностранных туристов при условии локализации игры. Данное направление продвижения регионов сегодня получает дополнительный толчок: АНО «Институт развития интернета» объявил об открытии конкурса на создание «национального контента» для широкой аудитории [16]. В перечень объектов национального контента входят в том числе и игры, по всей видимости, соответствующие русской самобытности, а значит, игры соответствующей исторической тематики в локации Мурманской области могут иметь шанс на успех и в коммерческом плане для ее создателей, и в плане положительных экстерналий в отношении туристской отрасли.

Результаты

У арктического туризма в Мурманской области весьма большие перспективы. Развитие ту-ристско-рекреационной инфраструктуры будет способствовать росту туристского предложения. Увеличение числа коллективных средств размещения в перспективе приведет к удешевлению стоимости туристских продуктов. Автоматизация же процесса бронирования, регистрации и проживания в номерном фонде во время тура на основе банковской карты будет содействовать снижению нагрузки на администраторов отелей, повышению общей эффективности. Цифровые технологии сегодня стоят на страже оптимизации бизнес-процессов, поэтому активное использование навигационных функций в приложениях Туристического портала Мурманской области, внедрение игровых технологий в процесс формирования туристского интереса к региону могут стать весьма ценным инструментом в продвижении туристской дестинации.

Список литературы

1. Комитет по туризму Мурманской области : [сайт]. URL: https://tourism.gov-murman.ru (дата обращения: 13.02.2024).

2. Заключение на годовой отчет об исполнении областного бюджета за 2022 год, г. Мурманск, 2023 г. URL: https://minfin.gov-murman. ru/about/byudzhet-ministerstva/vypusk_30/ksp_. pdf?ysclid=lu9gh6xhr6173811609 (дата обращения: 13.02.2024).

3. Мурманская область в цифрах - 2023 : стат. сб. Мурманск : Мурманскстат, 2023. 127 с.

4. Собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности «Туризм» на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

5. Отчет губернатора: 115 новых проектов в сфере туризма реализуется в Мурманской области. URL: https://opershtab.gov-murman.ru/news/485973/ (дата обращения: 13.02.2024).

6. Клуб полярных путешествий. URL: https://northpole. polartravelclub.ru (дата обращения 13.02.2024).

7. Резидент АЗРФ открыл в Мурманской области загородный круглогодичный отель // МК в Мурманске. URL: https://murmansk.mk.ru/economics/2023/08/23/ rezident-azrf-otkryl-v-murmanskoy-oblasti-zagorodnyy-kruglogodichnyy-otel.html?ysclid=lu9flofq9q461981785 (дата обращения: 14.02.2024).

8. Первый в Арктической зоне РФ хилинг-отель появится в Кировске // Известия. URL: https:// iz.ru/1453576/2023-01-12/pervyi-v-arkticheskoi-zone-rf-khiling-otel-poiavitsia-v-kirovske (дата обращения: 14.02.2024).

9. Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения 14.02.2024)

10. РСТ: туристы из России и Китая раскупили места в отелях Мурманска до конца марта // Ведомости. Северо-Запад. URL: https://spb.vedomosti.ru/society/ news/2024/01/18/1015713-rst-turisti-iz-rossii-i-kitaya-raskupili-mesta-v-otelyah-murmanska-do-kontsa-ma rta?ysc lid=lslgsvegnn90333256 (дата обращения: 13.02.2024).

11. Туристический портал Мурманской области. URL: https://murmansk.travel/ (дата обращения: 13.02.2024).

12. Виртуальный тур по Музейно-выставочному центру «Галерея безопасности Мурманской области». URL: https://www.mospano.ru/museums/2020/ murmansk/?ysclid=lsllgnk8ni256545492 (дата обращения: 14.02.2024).

13. Виртуальный тур по историко-краеведческому музею города Полярный. URL: http://o-delo.ru/3d/polar/ (дата обращения: 14.02.2024).

14. Черевичко Т. В., Темякова Т. В. Парадокс цифровизации туризма // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 246-254. https://doi. org/10.18500/1994-2540-2023-23-3-246-254, EDN: DXOGAS

15. Экскурсия по городу-герою Мурманску // Туристический портал города Мурманска. URL: https:// tour.citymurmansk.ru/o-gorode/ekskursiya-po-gorodu-murmansku?ysclid=lslsfswtv0387412692 (дата обращения: 14.02.2024).

16. Институт развития интернета открыл конкурс на создание «национального контента» - для разработчиков игр правила изменились // 3ДНьюс. URL: https://3dnews.ru/1100160/institut-razvitiya-interneta-otkryl-konkurs-na-sozdanie-natsionalnogo-kontenta-dlya-razrabotchikov-igr-pravila-izmenilis?ysclid=lslu6 bj8m942749331 (дата обращения: 14.02.2024).

References

1. Murmansk Region Tourism Committee. Site. Available at: https://tourism.gov-murman.ru (accessed February 13, 2024) (in Russian).

2. Conclusion on the annual report on the execution of the regional budget for 2022, Murmansk, 2023. Available at: https://minfin.gov-murman. ru/about/byudzhet-ministerstva/vypusk_30/ksp_. pdf?ysclid=lu9gh6xhr6173811609 (accessed February

13, 2024) (in Russian).

3. Murmanskaya oblast' v tsifrakh - 2023: Statisticheskiy sbornik [Murmansk Region in numbers - 2023. Statistical collection]. Murmansk, Murmanskstat, 2023. 127 p. (in Russian).

4. Collective classification grouping of types of economic activity "Tourism" based on the All-Russian classifier of types of economic activity (OKVED2) OK 029-2014 (KDES Ed. 2). ATP «Garant» [electronic resource] (in Russian).

5. Governor's Report: 115 new tourism projects are being implemented in the Murmansk region. Available at: https://opershtab.gov-murman.ru/news/485973/ (accessed February 13, 2024) (in Russian).

6. Klub poliyrnykh puteshestviy (The Polar Travel Club). Available at: https://northpole.polartravelclub.ru (accessed February 13, 2024) (in Russian).

7. A resident of the Russian Arctic has opened a year-round foreign hotel in the Murmansk region. MK in Murmansk. Available at: https://murmansk.mk.ru/ economics/2023/08/23/rezident-azrf-otkryl-v-mur-manskoy-oblasti-zagorodnyy-kruglogodichnyy-otel. html?ysclid=lu9flofq9q461981785 (accessed February

14, 2024) (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. The first healing hotel in the Arctic zone of the Russian Federation will appear in Kirovsk. Izvestia. Available at: https://iz.ru/1453576/2023-01-12/pervyi-v-arkticheskoi-zone-rf-khiling-otel-poiavitsia-v-kirovske (accessed February 14, 2024) (in Russian).

9. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki (Federal State Statistics Service. Site). Available at: https:// rosstat.gov.ru/statistics/turizm (accessed February 14, 2024) (in Russian).

10. Russian Union of Tourism Industry: tourists from Russia and China bought up places in Murmansk hotels by the end of March. Vedomosti. NorthWest. Available at: https://spb.vedomosti.ru/society/ news/2024/01/18/1015713-rst-turisti-iz-rossii-i-kitaya-raskupili-mesta-v-otelyah-murmanska-do-kontsa-marta?ysclid=lslgsvegnn90333256 (accessed February 13, 2024) (in Russian).

11. Turisticheskiy portal Murmanskoy oblasti (Tourist portal of the Murmansk region). Available at: https://murmansk. travel (accessed February 13, 2024) (in Russian).

12. Virtual'nyy tur po Muzeyno-vystavochnomu tsentru «Galereya bezopasnosti Murmanskoy oblasti» (Virtual tour of the Museum and Exhibition Center "Gallery of security of the Murmansk region"). Available at: https:// www.mospano.ru/museums/2020/murmansk/?ysclid= lsllgnk8ni256545492 (accessed February 14, 2024) (in Russian).

13. Virtual'nyy tur po istoriko-krayevedcheskomu muzeyu goroda Polyarnyy (Virtual tour of the local history Museum of the city of Polyarny). Available at: http://o-delo. ru/3d/polar/ (accessed February 14, 2024) (in Russian).

14. Cherevichko T. V., Temyakova T. V. Tourism digitaliza-tion paradox. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2023, vol. 23, iss. 3, pp. 246-254 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1994-2540-2023-23-3-246-254, EDN: DXOGAS

15. Tour of the hero city of Murmansk. Turisticheskiy portal goroda Murmanska (Tourist portal of the city of Murmansk). Available at: https://tour.citymurmansk. ru/o-gorode/ekskursiya-po-gorodu-murmansku?ysclid= lslsfswtv0387412692 (accessed February 14, 2024) (in Russian).

16. The Internet Development Institute has opened a competition to create "national content" - the rules have changed for game developers. 3DNews. Available at: https://3dnews. ru/1100160/institut-razvitiya-interneta-otkryl-konkurs-na-sozdanie-natsionalnogo-kontenta-dlya-razrabotchik-ov-igr-pravila-izmenilis?ysclid=lslu6bj8m942749331 (accessed February 14, 2024) (in Russian).

Поступила в редакцию 17.02.2024; одобрена после рецензирования 05.03.2024; принята к публикации 05.03.2024 The article was submitted 17.02.2024; approved after reviewing 05.03.2024; accepted for publication 05.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.