Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ В СФЕРЕ ЖКХ'

РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ В СФЕРЕ ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление затратами / жилищно-коммунальное хозяйство / цифровизация / маркетинговая деятельность / управляющая компания / cost management / housing and communal services / digital section / marketing activities / management company

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина Наталья Ивановна, Сапрыкина Ольга Анатольевна

Статья посвящена вопросам использования цифровых технологий при взаимодействии управляющих компаний в сфере ЖКХ с жильцами многоквартирных домов. Особое внимание уделено аспекту управления маркетинговой деятельностью, что в целом влияет на эффективность управления затратами управляющей компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воронина Наталья Ивановна, Сапрыкина Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DIGITALIZATION IN OPERATIONS HOUSING AND UTILITIES MANAGEMENT COMPANY

The article is devoted to the use of digital technologies in the interaction of management companies in the field of housing and communal services with residents of apartment buildings. Particular attention is paid to the aspect of marketing management, which generally affects the effective management of the costs of the management company.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ В СФЕРЕ ЖКХ»

УДК 334.72

Воронина Наталья Ивановна, к.э.н, доцент (e-mail: kafedraey@ntirgu.ru) Сапрыкина Ольга Анатольевна, к.э.н, доцент (e-mail: O.Saprykina@inbox.ru)

Новосибирский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», Новосибирск, Россия

РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩЕЙКОМПАНИИВСФЕРЕ ЖКХ

Аннотация. Статья посвящена вопросам использования цифровых технологий при взаимодействии управляющих компаний в сфере ЖКХ с жильцами многоквартирных домов. Особое внимание уделено аспекту управления маркетинговой деятельностью, что в целом влияет на эффективность управления затратами управляющей компании.

Ключевые слова: управление затратами, жилищно-коммунальное хозяйство, цифровизация, маркетинговая деятельность, управляющая компания.

Цифровизация общества в целом и в отдельных отраслях национальной экономики сегодня неизбежна, но следует отметить, что тренды расширения и применения цифровых возможностей в различных сферах происходит с разной скоростью. Жилищно-коммунальное хозяйство в силу своих особенностей всегда считалось консервативной отраслью, однако, с изменением уровня жизни, повышением предпочтений потребителей, повышением их грамотности в вопросах организации личного пространства и его обустройства управляющие компании вынуждены наверстывать упущенное. И в этом им помогают цифровые технологии.

Практика ЖКХ определяет несколько направлений применения «цифры» в в деятельности управляющих компаний. Исходя из подходов к анализу внутренней и внешней среды компании, можно выделить следующие аспекты:

- микроуровень: внутренние процессы компании (использование программных продуктов для ведения учета (например, 1С для управляющих компаний) и управления хозяйственной деятельностью, в том числе с использованием электронного документооборота;

- микроокружение: а) взаимодействие с потребителями (жильцами многоквартирных домов) посредством мобильных приложений, через личный кабинет на сайте управляющей компании и проч.; б) взаимодействие с партнерами (поставщиками коммунальных и прочих услуг); в) оценка конкурентоспособности (анализ конкурентов на основании данных из откры-

тых источников); г) оценка субститутов (замена центрального водо- и теплоснабжения на подключение к автономной котельной);

- макросреда: а) государственный надзор и мониторинг над отраслью в целях принятия обоснованных управленческих решений; б) процесс технологической трансформации путем введения в деятельность ЖКХ все более и боле различных технологий (мобильный интернет, облачные технологии, социальные сети и проч.); в) влияние цифровой экономики на изменение формата экономической деятельности посредством выстраивания новых коммуникативных процессов между управляющими компаниями, клиентами (жителями многоквартирных домов), партнеров и т.д.; г) изменение нормативного обеспечения деятельности управляющих компаний в условиях цифровизации; д) влияние цифровых технологий на информационно-коммуникативную грамотность населения; е) совершенствование процессов взаимодействия регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (например, в Новосибирской области это МУП «Спецавтохозяйство») с юридическими и физическими лицами.

Говоря о развитии маркетинга в сфере ЖКХ, стоит отметить стремительное развитие интернет-технологий и цифровых технологий, которые К.В. Гринченко называет уникальными, современными, электронными и цифровыми моделями маркетинга продвижения [3, С. 23]. Сфера ЖКХ может в своей деятельности значительно продвинуться, опираясь на опыт других организаций из совершенно других отраслей. Так, например, организацией на сайте управляющей компании подачи заявок на ремонт уже удивить невозможно. Но самые развивающиеся управляющие компании идут дальше и предлагают много других способов, перечислим, в качестве примера, прием заявок по мере развития коммуникаций:

- позвонить по телефону в диспетчерскую службу - способ проверенный временем, но все менее удобный в современном мире;

- через личный кабинет на сайте управляющей компании, но для этого нужно быть зарегистрированным на сайте управляющей компании, то есть иметь доступ в свой личный кабинет;

- составить заявку через мобильное приложение «ЖКХ: Личный кабинет», которое устанавливается на мобильный телефон;

- составить заявку через мобильное приложение «ЖКХ: Личный кабинет», которое устанавливается на мобильный телефон;

Интерес представляет интернет-ресурс ГИС ЖКХ (государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства) [4]. На сайте множество данных и сервисов для получателей ЖКХ-услуг, поставщиков услуг. Так, например, предлагаются следующие электронные сервисы: написать обращение, внести показания приборов учета, проверить лицензию УК, найти на карте, узнать о задолженности, оплатить ЖКУ, узнать о капитальном ремонте дома, узнать о субсидиях, льготах.

Деятельность управляющих компаний в сфере ЖКХ связана с удовлетворением потребностей конкретных потребителей. Следовательно, оказы-

ваемые услуги можно назвать персонифицированными. Деятельность компаний ЖКХ осуществляется в рыночных условиях: перед ними стоит задача не только удовлетворения потребностей домохозяйств, но и повышение привлекательности на рынке оказываемых услуг, а также получение прибыли за счет расширения дополнительных услуг. Поэтому в последнее время управляющие компании все чаще обращают внимание на маркетинг, который с учетом специфики деятельности компаний ЖКХ имеет свои особенности.

Так как конкуренция на рынке ЖКХ с каждым годом возрастает, то, безусловно, управляющая компания вынуждена значительно расширить перечень маркетинговых мероприятий, например, ориентация на домохозяйства с целью получения обратной связи для оценки качества предоставляемых услуг; осуществление маркетинговых коммуникаций с целью привлечения потенциальных потребителей. Для этого необходимо проведение маркетинговых исследований, которые позволяют принимать управленческие решения, используя концепцию маркетинга.

Последнее время ученые и практики большое внимание уделяют вопросам развития цифровизации в различных отраслях экономики, в том числе в сфере ЖКХ. Так, А.Л. Малинина [1 с. 386] к «основным направлениям цифровизации жилищного хозяйства» относит приборы учета горячей и холодной воды, газа, мобильные приложения для взаимодействия жителей с управляющими компаниями, домофоны, камеры видеонаблюдения и т.д.

С целью повышения эффективности взаимодействия управляющих компаний с домовладельцами целесообразно использовать инструменты маркетинга. При этом, как известно, концепция маркетинга «4P» разными учеными и практиками расширяется в ту или иную сторону в зависимости от задач, решаемых маркетологами. Поскольку изначально придумывались термины на английском языке (4P - product, price, place, promotion), то впоследствии все новые концепции, расширяющие возможности маркетинга, также строятся на англоязычных терминах. Изначальный комплекс маркетинга, придуманный Н. Борденом содержал 12 элементов, которые складывались им в комплекс: 1) товар; 2) ценообразование; 3) торговая марка; 4) каналы распределения; 5) деятельность торговых представителей; 6) реклама; 7) продвижение; 8) упаковка9) демонстрация товара; 10) обслуживание11) материальная обработка; 12) поиск и анализ данных. Замечательно дана периодизация процесса развития концепции «комплекс 4P» в статье Цзян Чао [2, с. 143], авторы указанной статьи перечислили множество разных предложений по расширению модели комплекса маркетинга в стороны 4С, 4V, 4R. Отдавая должное необходимости развития всех элементов комплекса маркетинга, авторы для наглядности этапы данной периодизации представили в форме таблицы 1.

Таблица 1 - Развитие комплекса маркетинга в различных направлениях _по типу управления (составлено авторами по [2])_

Основоположник Модель Элементы Сущность модели

Дж. Маккарти (1960) 4 Р Product (продукт); Price (цена); Place (канал распространения); Promotion (продвижение товара) Обобщение 12 элементов комплекса в 4 направления

Б. Бумс и М. Бит-нер (1981) 7 Р К модели 4P прибавлены 3 элемента: Process (процесс покупки); People (люди, имеющие отношение к процессу продажи-покупки); Physical Evidence (физические доказательства оказания услуг) Модель лучше соответствует особенностям сферы услуг

Бруннер (1989) 4 С Concept Mix (концепция; Costs Mix (себестоимость); Channels Mix (канал); Communications Mix (коммуникация) Для отражения процесса разработки продукта, удовлетворяющего потребности клиента

Роберт Ф. Лотер-борн (1990) 4 С (2-й вариант) Cost (цена, стоимость, расходы для потребителя); Customer needs and wants (customer value) (нужды и желания потребителей, потребительская ценность); Convenience (удобство для потребителя); Communication (коммуникация) Переориентация с модели 4Р на модель 4С - думать, прежде всего, о потребителе

Дон Э. Шульц (1992) - «отец» интегрированного маркетинга 4R Relevance (релевантность); Respond (реакция); Relation (отношение); Return (возврат, прибыль) Ориентация на соответствующие отношения, быстрое реагирование, связь с потребителем и в результате вознаграждение

Ву Цзиньмин (2001) 4 V Variation (дифференциация); Versatility (многофункциональность); Value added (добавленная стоимость); Vibration (резонанс) Ориентация на удовлетворение различных потребностей конкретного потребителя

Эллиот Эттенберг (2003) 4R (2-й вариант) Relation (отношение); Retrenchment (экономия); Relevance (релевантность); Reward (вознаграждение) Модель перекликается с моделью Дона Э. Шульца -акцент на экономии средств

Е.В. Чиркова отмечает, что интерес представляет направление развития комплекса маркетинга «4, но не Р», приводит в качестве примеров (помимо

перечисленных в таблице 1) такие модели как 4Е, 4 А, 41, предпринимая попытку применить к дошкольному образованию [3, с. 131].

Развивая концепцию «маркетинг-микс», авторы считают возможным поставить акцент на особенности предоставления услуг в ЖКХ: необходимость доступности услуги ЖКХ и ее надлежащего качества. Следует более подробно остановиться на элементах концепции маркетинг-микс в ЖКХ.

Продукт - предоставление услуг по содержанию общего имущества многоквартирных; выполнение работ по индивидуальным заявкам домовладельцев (замена электропроводки, сантехники и др.).

Цена - тариф на содержание общего имущества многоквартирных домов устанавливает собрание собственников жилья; на дополнительные услуги по заявкам домовладельцев - управляющая компания.

Место в ЖКХ следует рассматривать с двух точек зрения: услуги, предоставляемые энергосберегающими организациями и управляющей компанией.

Продвижение - это не только формирование положительного имиджа управляющей компании, но и вовлечение домовладельцев в процесс управления многоквартирными домами и придомовыми территориями.

Если мы говорим о развитии концепции маркетинг-микс в отношении к конкретному потребителю, то, как нам кажется, следует отталкиваться от особенностей потребителя исходя из особенностей самого продукта (товара, работы, услуги).

Таблица 2 - Матрица комплекса маркетинга применительно _к услугам ЖКХ_

Показатель 4Р с учетом «цифры» 4 Я 4 У 4 С

Качество и доступность услуги ЖКХ Продукт (услуга) / оптимизация ассортимента Релевантность Дифференциация Потребитель (ясность)

Тарифы Цена / применение интернет-технологий для поиска по диапазону цены Реакция Многофункциональность Стоимость (затраты)

Многоквартирные дома Место / электронная коммерция Отношение Добавленная стоимость Последовательность (удобство)

Информация от Управляющей компании Продвижение / интернет-маркетинг Прибыль Резонанс Коммуникации (конкурентоспособность)

В данной статье предпринята попытка развить маркетинг-микс по отношению к услугам ЖКХ в условиях цифровизации. В таблице 2 представлена концепция «4 Р-Я-У-С» с учетом показателей услуг ЖКХ и развитии цифровой экономики в комплексе маркетинг-микс «4Р с учетом «цифры» -

4Я - 4У - 4С». Важно понимать, что качество и доступность услуг, предоставляемых ЖКХ, в современных условиях будет повышаться посредством использования цифровых технологий.

С учетом изложенного, авторами сделан вывод о повышении роли циф-ровизации в деятельности управляющей компании в сфере ЖКХ, о чем свидетельствуют следующие факторы:

- цифровые технологии позволяют совершенствовать внутренние процессы деятельности управляющей компании (в том числе, облегчение контроля за управлением активами управляющей компании; мониторинг внештатных ситуаций, что приводит к снижению аварийности объектов; контроль за экономией материальных ресурсов; оптимизация затрат, направляемых на хозяйственную дяетельность; совершенствование бизнес-процессов, что приводит к снижению влияния человеческого фактора);

- стремительное расширение использования цифоровых технологий при взаимодействии управляющих компаний с микро- и макроокружением приводит к тому, что услуги ЖКХ становятся все более доступными и их качество повышается.

Список литературы

1. Малинина А.Л., Цветкова Г.С. Цифровизация как неотъемлемая часть деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ // Современные проблемы цивилизации и устойчивого развития в информационном обществе: Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции (Москва, 20 августа 2022 года), 2022. - С. 385-390.

2. Цзян, Ч. Развитие моделей комплекса маркетинга: 4Р, 7Р, 4С, 4У И 4Я / Ч. Цзян, Е.Б. Кметь // Экономическая наука сегодня: теория и практика: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 143-148.

3. Чиркова, Е.В. Аспекты использования комплекса маркетинга в сфере дошкольного образования / Е.В. Чиркова // Маркетин МВА. Маркетинговое управление предприятием. - 2018. - Том 9. - С. 127 - 142.

4. Гринченко, К. В. Интернет маркетинг и цифровой маркетинг - две электронные модели в маркетинге продвижения / К. В. Гринченко // Вектор экономики. - 2019. - № 21. - С. 23.

5. ГИС ЖКХ (государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства): официальный сайт. - Электронный ресурс. -Режим доступа: https://dom.gosuslugi.rU/#l/main

6. Национальный проект «Цифровая экономика». - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://национальныепроекты.рф/projects/tsifrovaya-ekonomika

Voronina Natalia Ivanovna, candidate of Economic Sciences, Associate Professor

(e-mail: kafedraey@ntirgu.ru)

Saprykina Olga Anatolevna. candidate of Economic Sciences, Associate Professor

(e-mail: O.Saprykina@inbox.ru)

Novosibirsk Institute of Technology (branch) FSBEI HE «Russian State University named after A.N. Kosygin (Technologies. Design. Art)», Novosibirsk, Russia THE ROLE OF DIGITALIZATION IN OPERATIONS HOUSING AND UTILITIES MANAGEMENT COMPANY

Abstract: The article is devoted to the use of digital technologies in the interaction of management companies in the field of housing and communal services with residents of apartment buildings. Particular attention is paid to the aspect of marketing management, which generally affects the efective management of the costs of the management company.

Key words: cost management, housing and communal services, digital section, marketing activities, management company.

УДК 332.142

Генералов Дмитрий Александрович, соискатель

(e-mail: generalov.dm.a@gmail.com)

Жахов Николай Владимирович, д.э.н., доцент

(e-mail: zhakhov@mail.ru)

Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА 13 УСЛОВИЯХПАНДЕМИИСОУГО-19

Аннотация: В представленной работе авторами проводится оценка динамики социально-экономического развития Курской области в условиях пандемии коронавирусной инфекции путем проведения экономико-статистической оценки ключевых показателей. Пандемия коронавирусной инфекции привела к замедлению темпов экономического роста, ухудшению делового и инвестиционного климата, возникновению напряженности на рынке труда, изменению моделей поведения домашних хозяйств, необходимости выделения значительных объемов финансовых и административных ресурсов на нейтрализацию и минимизацию возникших последствий.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, экономическая безопасность, пандемия, рынок труда, валовый региональный продукт.

Детальное изучение влияния пандемии на социально - экономическое развитие способно стать основой повышения готовности, адаптивности общества к потенциальным угрозам и разрабатываемой стратегии для смягчения ущерба, а также разработки действенных механизмов регулиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.