Научная статья на тему 'Роль церкви в формировании парадигмы социума Юстиниана Великого'

Роль церкви в формировании парадигмы социума Юстиниана Великого Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
273
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Григорьева С. Н.

Рассматривается церковная политика византийского императора Юстиниана Великого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Григорьева С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль церкви в формировании парадигмы социума Юстиниана Великого»

ТЕОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2007. № 3. С. 107-110.

УДК 27

С.Н. Григорьева

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

РОЛЬ ЦЕРКВИ В ФОРМИРОВАНИИ ПАРАДИГМЫ СОЦИУМА ЮСТИНИАНА ВЕЛИКОГО

Рассматривается церковная политика византийского императора Юстиниана Великого

Имя самого знаменитого императора Византийской империи Юстиниана Великого связано с эпохальным периодом в истории этого государства. Невозможно переоценить многогранность деятельности одного из величайших реформаторов на пути преобразования ромей-ского общества.

Он родился в крестьянской семье в деревне Тауресий, расположенной близ городка Бедериана (провинция Дардания, диоцез Дакия, префектура Иллирик). Его отца звали Савватий, сын же получил имя Петра Савватия. Родным языком Юстиниана была латынь. Его бездетный дядя Юстин I, волею судьбы ставший императором (518-527 гг.), вызвал племянника в Константинополь и усыновил его в 527 г. под именем Юстиниан. С присоединением традиционного имени восточноримских цезарей Флавий полное имя теперь звучало как Флавий Петр Савватий Юстиниан. В столице будущий император освоил греческий язык и премудрости придворной службы. Блестящее умение быстро реагировать на растущие и изменяющиеся общественные потребности своего времени привели к постановке Юстинианом задачи создания универсального социума в границах единой империи с единой верой, единым законом (законодательством), единой формой частной собственности, единой формой семьи, единым языком, объединяющим людей, едиными правами для свободных граждан [1].

Поистине обширная и разнообразная деятельность императора раскрывается в полной мере в его «Новеллах» (Iustiniani novellae). В. А Сметанин, один из ведущих византинистов, указывает дату, с которой начинается радикальное преобразование ромейского социума - 1. 01. 535 г. -день обнародования первой новеллы [2]. Главное отличие новелл (новых конституций) от других законодательных источников состоит в идее «постоянного законодательного процесса» [Nov. Iust., 2:10.15 ]. На протяжении 30 лет (с 1.01.535 по 26.04.565 г.) Юстиниан издал 173 новеллы, проводя в жизнь новую форму законодательства. Новизна заключалась в быстром реагировании на изменяющиеся реалии общественной жизни и незамедлительном принятии новых законоположений. Таким образом, новеллы Юстиниана представляют собой уникальныйисточ

© С.Н. Григорьева, 2007

ник, отражающий все коллизии ромей-ского общества на протяжении VI в.

Среди реформ, проведенных в жизнь василевсом, - аграрная, административная, военная. Не было обойдено вниманием и церковное обустройство.

VI в. можно назвать временем расцвета христианства на территории Византии. В представлении византийского общества религия занимала центральное место и «общество представлялось как союз Всемирного государства со Вселенской церковью» [3]. Считая церковь одним из самых важных составляющих нового общественного устройства, Юстиниан уделял большое внимание церковной проблематике. Будучи главой христианского государства и в то же время наследником римских цезарей, автократор подчеркивал то, что он избран Богом. В антропонимической формуле имени Юстиниана в ряде юссий встречаются следующие определения: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа Император Цезарь Флавий Юстиниан Але-маннский, Готский, Франкский, Германский, Антский, Аланский, Вандальский, Африканский, благочестивый, счастливый, прославленный, победный и победоносный всегдашний Август», «император

божественный Юстиниан, отец отечества, Август» [4]. Кроме того, автократор в своих преобразованиях социума уповал прежде всего на Бога, рассчитывал на неизбывную солидарность священнической власти: «Мы верим, что надежда на Бога -единственная для нас поддержка в течение всего существования нашего государства и царственности...» [5]. Являясь православным философом-богословом и глубоко верующим человеком, Юстиниан как глава государства принимал непосредственное участие в церковной жизни. Он сам проводил Второй Константинопольский, или Пятый Вселенский собор, проходивший с 5 мая по 1 июня 553 г., активно боролся в ересями разнообразного толка, издавал эдикты, касающиеся ряда вопросов религиозного содержания.

Сознавая необходимость перемен в вопросах церковного переустройства путем проведения реформ сверху, автокра-тор из 173 дъятаксисов 36 полностью посвятил этой злободневной и сложной проблеме. Круг вопросов, обсуждаемых в новеллах, достаточно широк, но по пре-скрипциям (заголовкам) можно сказать,

какие проблемы волновали императора прежде всего. Это количество клириков, вопросы монастырского обустройства, хиротония, вопросы отчуждения церковного имущества, привилегии церкви, о статусе епископа, о вере и т. д.

Какова же была роль православной церкви в формировании нового общества?

Реализация замыслов императора о восстановлении былого величия Римской империи была определенным планом в восстановлении политического и религиозного единства страны. В 533 г. в одном из законов Юстиниан писал: «Об одном мы умоляем святую и славную Деву Марию, чтобы по ходатайству Ее удостоил Господь меня, Своего последнего раба, воссоединить с Римской империей то, что от нее отторгнуто, и довести до конца высочайший долг наш» [6]. Присоединив ряд территорий, автократор распространил нормы византийского права на вновь завоеванные земли. Рассматривая подробнее вопрос влияния института церкви на происходящие изменения внутри социума, важно отметить, что во внутренней политике Юстиниан придерживался идеи консонанции светской и церковной властей.

Воссоздав огромную империю, Юстиниан активно сотрудничал с местными представителями духовенства, находя таким образом опору в лице духовной элиты. Эта позиция явно прослеживается в документе, называемом Прагматическая санкция (Pragmatica sanctione). Этот законодательный акт был издан императором для устройства провинции Италия 13 августа 554 г. и опубликован в издании Р. Шёлля и Г. Кролля во втором приложении II Appendix constitutionum dis-persarum.

Pragmatica sanctio - это чрезвычайный императорский указ по особо важному публично-правовому вопросу [7], которым регламентировались политические и гражданские отношения новых подданных. Из содержания этого дъятаксиса следует, что василевс смотрел на Италию как на провинцию, которая ничем не должна отличаться в своем устройстве от других византийских административнотерриториальных единиц; поэтому общее законодательство империи и впредь имевшие выходить новеллы признавались

Роль церкви...

109

обязательными также и в Италии [8]. Результатом войны, длившейся с 536 г., явился развал экономики страны, массовое бегство рабов с земель, отсутствие дееспособного правительства. К числу

требующих немедленного решения проблем император причисляет:

1) соблюдение законности на территории страны;

2) охрану частной собственности;

3) организацию власти во вновь присоединенной провинции, а именно создание институтов управления, их функции и обязанности;

4) организацию условий для нормального функционирования торговли;

5) упорядочение денежного обращения;

6) восстановление римских городов и

сёл;

7) поддержку населения Рима и других жителей в тяжелых условиях послевоенного времени.

В условиях тяжелейшего кризиса ва-силевс рассчитывал на поддержку высшего духовенства Рима. Уже в первой главе санкции, в которую включено предисловие, Юстиниан пишет: «Сообразно с просьбой Вигилия, весьма достойного, почитаемого человека, епископа Рима, мы подумали, что существует некоторое отношение, которое нужно упорядочить для блага всех тех, кто, как известно, проживает в западных областях» [9]. Являясь по сути духовным главой империи, Юстиниан с большим уважением относится к Папе Римскому, называя его «наиправеднейшим папой» (...ЪеаНББ^о рарае...) [10]. Из главы 19 видно, что глава римской церкви активно участвует в социально-экономической жизни страны наряду с членами Сената: «Чтобы не возникал никакой случай обмана либо ущерба в провинциях, мы приказываем, чтобы товары и деньги давались и принимались в тех мерах и весах, которые наиправеднейшему папе и самому уважаемому сенату установило наше правосудие в настоящем» [11].

В главе 12 епископы, помимо исполнения своих непосредственных обязанностей, принимают участие в выборах на должность провинциальных судей: «Мы приказываем, чтобы избирались провинциальные судьи из епископов и знатных каждой области, достойные того, чтобы их избирали, и подходящие для управле-

ния местностей именно из самих провинций...» [12]. Таким образом, явственно прослеживается стремление императора снизить социальное напряжение путем активного взаимодействия светской и духовной властей.

Проводя политику укрепления христианства и самого института церкви, ибо сильным является государство с богатыми духовными традициями, Юстиниан главу 17 Прагматической санкции посвятил «Девам, посвященным Богу». Согласно этому постановлению, «женщины, Богу посвященные и которые, изменяя свое религиозное состояние, вышли замуж»

[13] во времена «тиранической дикости» (т. е. во время правления тирана Тотилы) имели право вернуться в монастырь или церковь «к священным помыслам, которым были обращены», либо при нежелании «вторично исключались своими монастырями и церквями». Во время войны многие монастыри и церкви были разграблены, клир разбежался. Весьма вероятно, что в сложившейся ситуации многие монашки, кто по доброй воле, кто под влиянием обстоятельств, меняли свой образ жизни, в том числе выходя замуж. Согласно уставам церквей и монастырей, такие женщины были исключены настоятелями из обителей. Предписание главы 17 открывало возможность послушницам получить прощение и отпущение грехов и вернуться в лоно Церкви. Учитывая нехватку служителей и необходимость как можно скорее восстановить разрушенные монастыри и церкви, узаконение императора являлось мудрым решением. Как уже упоминалось, при нежелании возвращения бывшие послушницы исключались во второй раз. Кроме того, выбравшие жизнь в миру не имели права «владения или изъятия, быть может, внесенного

приданного» [14]. То есть имущество, подаренное монастырю при постриге (аналог русской дарственной), не возвращалось и оставалось собственностью монастыря. Это предотвращало растаскивание церковного имущества в столь тяжелые времена консолидации общества. Необходимо сделать еще один немаловажный вывод, следующий из главы 17, а именно: Юстиниан предоставлял женщинам свободу выбора, ведь никакого наказания за невозвращение в монастырь не следовало, как не преследовались за грехи те, кто

вернулись к духовной жизни. Это положение подчеркивает гуманистическую направленность деяний императора наряду с укреплением истинной веры, ведь возвращались служители, по-настоящему желающие посвятить себя божественным помыслам.

Итак, стремление Юстиниана Великого к созданию сильного, процветающего государства на основе единой религии -православия, принесло свои плоды. Централизация власти на основе православного мировосприятия привела к превращению Византийской империи в мощнейшую геополитическую силу того времени. Укрепленная благодаря нововведениям автократора сильная церковь стала мощной организующей силой на пути создания социума с новыми реалиями жизни. Единение церкви и государства позволило Византии первой из европейских стран перейти на новый этап общественных отношений и вступить в Средневековье.

[1] Сметанин В.А. Византийское общество XIII- XV

вв. (по данным эпистолографии). Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1987. С. 117.

[2] Там же. С. 118.

[3] Иоанн Мейендорф. Духовное и культурное воз-

рождение XIV века и судьба Восточной Европы // Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия: Науч. сб. / Под общей ред. С.С. Хоружего. М., 1995. С. 9.

[4] Iustiniani novellae / Ed. Schoell R. et Krollg. //

Mommsen Th., Krueger P. Corpus Iuris Civilis.

Berolini, 1895. II. Appendix constitutionum dis-persarum. Р. 799.

[5] Сметанин В.А. Указ. соч. С. 155.

[6] Успенский Ф.И. История византийской империи

VI-IX вв. М.: Мысль, 1996. С. 270.

[7] Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М.: Русский язык, 2002. С. 615.

[8] Iustiniani novellae. Р. 800.11.38-39.

[9] Iustiniani novellae. Р. 799.12-13.

[10] Iustiniani novellae. Р. 801.45-46.

[11] Iustiniani novellae. Р. 801.44-46

[12] Iustiniani novellae. Р. 800.43-45.

[13] Iustiniani novellae. Р. 801.29-30

[14] Iustiniani novellae. Р. 801.30-31.

ЛИТЕРАТУРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.