О. В. Филатова
(Санкт-Петербург)
Роль центров социальной поддержки
НАСЕЛЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
В статье рассмотрена основная роль организаций по оказанию социальной помощи гражданам, в частности детям и подросткам. Проанализированы характерные проблемы семейных взаимоотношений, причины их возникновения и представлены некоторые способы их решения
В современном обществе бытует мнение, что люди должны помогать друг другу, невзирая ни на какие социальные различия и материальные разногласия. К сожалению, наше общество в последние пару десятилетий, кардинально изменило свое отношение к семье, быту, удобствам и т.п. Материальные и нравственные принципы поменялись местами, воспитание детей уходит на вторую, а зачастую и на последнюю строку приоритетов взрослого человека. Несмотря на возросший во всем мире интерес к изучению семьи со стороны различных наук, многие важные педагогические вопросы семьи и семейного воспитания еще не исследованы. Это можно объяснить наличием чрезвычайно большого количества факторов, находящихся в сложном взаимодействии, от которых зависит воспитание ребенка в семье [1]. С экранов телевизоров, по радио, из средств массовой информации мы только и делаем, что ежедневно слышим об очередных происшествиях с участием детей. Нам постоянно говорят о возросшем детском травматизме, развивающихся детских заболеваниях, о существовании которых до сегодняшнего дня никто и не догадывался, о походах к психотерапевтам в надежде на «волшебное» исцеление и о многих других новшествах, которые приносят нам прогрессирующее общество и инновационный прогресс. Но за всем этим положительным скрывается и другая сторона прогресса - отрицательная. Если говорить о детях, эта проблема особенна актуальна. Число неблагополучных семей растет, всеобщая компьютеризация и распространение интернета несут в большей степени отрицательное влияние на людей с несформировавшейся психикой, то есть на детей и подростков.
Владение таким большим объемом возможностей, которые дал интернет, вовсе не помощь в решении их многочисленных проблем, а зачастую и, наоборот, то, что приносит вред и добавляет сложности в их и так непростую жизнь. Все это, на мой взгляд, нуждается в глубоком изучении, причем неотрывном от процесса развития всех сфер деятельности современного общества.
Многим семьям сложно признаться, в первую очередь для себя самих, что их уклад как-то отличается от общепринятых норм семейных взаимоотношений. Любой родитель прежде всего будет искать проблемы в других, но не в себе. Низкий уровень воспитания в дошкольном образовательном учреждении, некомпетентный педагог, неправильные парты
- все и всё виновны в том, что их ребенок стал плохо учиться либо начал общаться с недостойными, на их взгляд, друзьями. Дети очень подвластны мнению окружающих, но они очень избирательны в том, кого слушать и кому подражать, чье мнение можно проигнорировать, кого вовсе перестать принимать за пример для подражания. Очень часто в полноценных и нравственно приемлемых семьях вырастают дети с отклонениями в соблюдении социальных норм поведения. В качестве примера можно сказать о тех семьях, где у успешных, здоровых, обеспеченных родителей ребенок становился зависимым от алкоголя и наркотиков, совершал преступления, нарушал законы, то есть становился социально опасным. Много можно говорить о плохом воспитании, неправильном отношении, о потере родителями связи с ребенком или утере влияния на него, но никто и никогда не сможет точно сказать, в чем причина того или иного девиантного поведения. Мож-
но изучить большое количество материалов и примеров, составить примерный список причин отклоняющегося поведения, но не существует конкретных заявленных факторов, при которых ребенок начинает примерять на себя ту или иную модель поведения в обществе.
Термин «неблагополучная семья» существует достаточно давно. По мнению В. М. Це-луйко, неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:
- семьи с явной (открытой] формой неблагополучия: конфликтные, проблемные,
асоциальные, аморально-криминальные семьи и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи];
- семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные]: внешне респектабельные семьи, образ жизни которых, взаимоотношения их членов не вызывают беспокойства и нареканий со стороны общественности [3].
Но вариативность таких семей со временем возрастает, появляются новые современные названия различных дефектов и отклонений, новые аддикции и нарушения. Скрытая неблагополучная семья является одной из сложных форм семейных взаимоотношений. Когда родители ведут социально активный образ жизни, окружающие их люди не могут даже и подумать, что внутри семьи, при закрытых дверях, раскрывается весь спектр взаимоотношений. Так, прекрасный отец, отличный сотрудник солидной фирмы, примерный и законопослушный гражданин, может являться для своего ребенка совершенно чужим и посторонним человеком, несмотря на его очевидное хорошее отношение к чаду. Он и сам может не догадываться об этой проблеме, может делать все правильно, перенося способ воспитания ребенка из своего детства и личного примера, на котором его самого растили родители. Но не стоит забывать, что из поколения в поколение переходят не только методы, формы и варианты воспитания, важно брать во внимание то, что с течением времени все вокруг изменяется. Меняются промышленное оснащение, ценности, приоритеты людей, мода и природные условия. Соответственно нужно вносить изменения не только в строительство новых зданий и в исследование природных катаклизмов, но и в семейные воспитательные приемы и расширение границ восприятия происходящего.
Центры социальной поддержки населения имеют большую функциональную нагрузку, у них достаточно широкая сфера деятельности [5]. Одно из ее направлений - поддержка и помощь детям из неблагополучных семей и, по возможности, коррекция их аддиктивного поведения. Как показывает практика, граждане неохотно обращаются за помощью в эти организации, особенно на начальных стадиях потери контроля над ребенком. Родители обеспокоены часто на том этапе, когда уже достаточно сложно произвести коррекцию поведения детей и уже трудно что-либо изменить.
Основная цель данных организаций - коррекция аддиктивного поведения детей, подростков и взрослых. Исследователь А. И. Кочетов выделял пять фаз процесса корректирующего педагогического воздействия на личность подростка: восстановительную,
компенсирующую, стимулирующую, исправительную, профориентацию референтной
группы [2].
Рассмотрим некоторые Центры Санкт-Петербурга, которые занимаются поддержкой населения, а конкретно - оказывают помощь неблагополучным семьям и детям, воспитывающимся в них. Практически в каждом городе существует Аппарат Уполномоченного по правам ребенка. Там работают профессионалы, решающие самые различные проблемы, связанные с детьми, от родительского непонимания до усыновления детей-сирот. Аппарат Уполномоченного, является центральной организацией в городе, это место, куда обращаются граждане с просьбой о помощи [6]. По возможности в каждом районе города также работают Центры Социальной Поддержки населения. Их специфика в том, что они направлены на более узкий круг нуждающихся в помощи людей, проживающих в данном районе.
Так, Центр социальной помощи семье и детям Красногвардейского района Санкт-Петербурга создан в рамках реализации Постановления Правительства Санкт-Петербурга «О концепции развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы» [4]. В стенах Центра осуществляется социальное обслуживание семей, детей и отдельных категорий граждан. Они предоставляют целый комплекс социальных услуг, проводят адаптацию и реабилитацию детей, столкнувшихся с трудностями, а также профилактику безнадзорности несовершеннолетних. Специалисты отделения психоло-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (39] 2014
69
го-педагогической помощи консультируют родителей по вопросам воспитания и развития детей, взаимоотношений между членами семьи, организуют групповые занятия с родителями и детьми. Одним из важнейших направлений этого отделения является консультативная помощь семьям с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. На базе Центра открыто множество программ, студий, клубов, занимающихся организацией досуга населения: «Студия свободной игры», «Студия арт-терапия»; программы: «Ранняя социализация», «Солнечное родительство», «Повышение социальной компетентности подростков» и т.д.
Особо отметим деятельность организации «Новые Шаги». Это Санкт-Петербургский Фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам, который был создан в конце 1990-х гг. рядом специалистов, занимающихся оказанием помощи детям и подросткам, переживающим кризисные ситуации. До создания фонда большинство сотрудников работали в кризисной психологической службе для детей и подростков при городской психиатрии. Ведущим направлением деятельности фонда являются работа в сфере профилактики социального сиротства и преодоления жестокого обращения с детьми, консультации пострадавших детей, их родителей и родственников. Создан большой комплекс организационно-методической работы: помощь специалистам государственных служб и некоммерческих организаций, работающих с детьми и семьями: обучение (пси-
хологов, социальных работников, педагогов, специалистов органов опеки и др.], методическая поддержка, помощь в выстраивании работы с целевой группой, содействие в профилактике и преодолении синдрома профессионального сгорания у специалистов. В качестве отличительной особенности этого фонда можно выделить наличие подросткового волонтерского телефона доверия («Телефона Подростковых Проблем»]. На этом телефоне доверия бесплатно работают подростки 1619 лет - школьники старших классов и студенты младших курсов вузов, прошедшие специальную подготовку под руководством психологов Фонда «Новые шаги». Любой обратившийся к ним ребенок может получить консультацию не только от профессионала, но и от своего сверстника, близкого ему по духу и по мировоззрению. Этот факт значительно упрощает решение проблем, а конфиденциальность и квалифицированная помощь, напротив, привлекают трудных подростков обращаться за помощью именно к ним.
У всех отделений социальной защиты населения стоит первостепенная цель оказания безвозмездной помощи нуждающимся и осуществления корректирующего педагогического воздействия на личность ребенка. Иногда масштабы проблем населения выходят за рамки деятельности таких Центров. Если проблема оказывается решаемой в данном Центре, ее обязательно помогут решить квалифицированные специалисты, волонтеры, многочисленные партнеры, которым небезразлична судьба нуждающихся в помощи людей.
Литература
1. Дзинтаре Д. О. Методы исследования семейного воспитания. - М.: Педагогика, 1979. - С. 202.
2. Кочетов А. И. Перевоспитание подростка. - М.: Педагогика, 1972. - С. 56-64.
3. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - С. 271.
4. О концепции развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 гг. : постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 мая 2006 года № 559 // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 5. - Ст. 1024.
5. Официальный сайт Правительства Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.gov.spb.ru/ ov/admm/otrasl/trud/czn (дата обращения: 20.04.2014).
6. Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. - и^: http://www. spbdeti.org/activity (дата обращения: 23.04.2014).