Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦЕНТРОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА В КИТАЕ'

РОЛЬ ЦЕНТРОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическое воспитание / патриотизм / педагогика Китая / национальный дух / национальное единство / базы (центры) патриотического воспитания / patriotic education / patriotism / Chinese pedagogy / national spirit / national unity / bases (centers) of patriotic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Шуан, Надежда Валентиновна Карнаух

В настоящее время имеется немалое количество научных работ, посвященных проблеме патриотического воспитания молодежи, выполненных как гражданами Китая, так и России, но она по-прежнему остается особо значимой для любой страны. Выявление подходов к отбору значимого содержания, эффективных форм и методов патриотического воспитания не теряет своей актуальности. Проявление патриотизма всегда было почетной традицией для китайской нации. Целью исследования является выявление роли центров патриотического воспитания в реализации идеи национального единства в Китае. Данная идея была провозглашена генеральным секретарем Си Цзиньпином, обозначившим патриотизм как основу национального духа китайского народа, духовной силы, объединяющей китайскую нацию. Идея национального единства, наряду с конфуцианскими принципами, идеей Дэн Сяопина о развитии национальной гордости и достоинства, составляет теоретическую основу исследования. При обсуждении результатов исследования акцентируется внимание на правовых основах развития идей патриотического воспитания в стране. Отмечается, что принятие в 2024 году «Закона КНР о патриотическом воспитании» стимулировало развитие как традиционных, так и новых форм организации патриотического воспитания. Особое внимание уделяется центрам патриотического воспитания, деятельность которых направлена на решение задач формирования у молодежи ценностных ориентаций, а также умений содействовать укреплению национального единства в стране. В исследовании рассмотрены различные типы центров, их структура. Центры патриотического воспитания — значимое место для формирования патриотических чувств и национального духа, а также дополнительного образования молодежи по осмыслению сущности национального единства. Основным методом данного исследования является сравнительный анализ разного вида источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PATRIOTIC EDUCATION CENTERS IN THE REALIZATION OF THE IDEA OF NATIONAL UNITY IN CHINA

Nowadays, there are a lot of scientific works devoted to the problem of patriotic education of young people, executed by citizens of China and Russia, but it still remains particularly significant for any country. Finding out the approaches to the selection of relevant content, effective forms and methods of patriotic education never loses its applicability. Demonstration of patriotism has always been an honorable tradition of the Chinese nation. The purpose of the research is to identify the role of patriotic education centers in the realization of the idea of national unity in China. This idea was proclaimed by General Secretary Xi Jinping, who declared patriotism as the basis of the national spirit of the Chinese people, the spiritual power that unites the Chinese nation. The theoretical basis of the research includes the idea of national unity, together with Confucian principles and Deng Xiaoping’s idea of developing national pride and dignity. When discussing the results of the research, attention is focused on the legal basis for the development of ideas of patriotic education in the country. It has been noted that the implementation of the “Law of the People’s Republic of China on Patriotic Education” in 2024 stimulated the development of both traditional and new forms of organizing of patriotic education. The particular attention is paid to centers of patriotic education, whose activities are aimed to developing system of values of young people, as well as the ability to support the growth of national unity in the country. The research examines various types of centers and their structure. Centers for patriotic education are important places for the formation of patriotic feelings and national spirit, as well as additional education for young people to understand the essence of national unity. The main method of this study is a comparative analysis of different types of sources.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦЕНТРОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА В КИТАЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 5 (101). С. 55-72. Domestic and foreign pedagogy. 2024. Vol. 1, no. 5 (101). P. 55-72.

Научная статья УДК 37.017.4

doi: 10.24412/2224-0772-2024-101-55-72

РОЛЬ ЦЕНТРОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА В КИТАЕ

Чжан Шуан

Чжан Шуан1, Надежда Валентиновна Карнаух2

1 Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск, Россия, Хэйлунцзянский политехнический университет, провинция Хэйлунцзян, Цзиси, Китай

2 Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск, Россия

1 cythian@yeah.net

2 pedagog31@mail.ru, SPIN-код 4643-8101, ORCID 009-0000-2939-4259

Аннотация. В настоящее время имеется немалое количество научных работ, посвященных проблеме патриотического воспитания молодежи, выполненных как гражданами Китая, так и России, но она по-прежнему остается особо значимой для любой страны. Выявление подходов к отбору значимого содержания, эффективных форм и методов патриотического воспитания не теряет своей актуальности. Проявление патриотизма всегда было почетной традицией для китайской нации. Целью исследования является выявление роли центров патриотического воспитания в реализации идеи национального единства в Китае. Данная идея была провозглашена генеральным секретарем Си Цзиньпином, обозначившим патриотизм как основу национального духа китайского народа, духовной силы, объединяющей китайскую нацию. Идея национального единства, наряду с конфуцианскими принципами,

Н. В. Карнаух

© Чжан Шуан, Карнаух Н. В., 2024

идеей Дэн Сяопина о развитии национальной гордости и достоинства, составляет теоретическую основу исследования. При обсуждении результатов исследования акцентируется внимание на правовых основах развития идей патриотического воспитания в стране. Отмечается, что принятие в 2024 году «Закона КНР о патриотическом воспитании» стимулировало развитие как традиционных, так и новых форм организации патриотического воспитания. Особое внимание уделяется центрам патриотического воспитания, деятельность которых направлена на решение задач формирования у молодежи ценностных ориентаций, а также умений содействовать укреплению национального единства в стране. В исследовании рассмотрены различные типы центров, их структура. Центры патриотического воспитания — значимое место для формирования патриотических чувств и национального духа, а также дополнительного образования молодежи по осмыслению сущности национального единства. Основным методом данного исследования является сравнительный анализ разного вида источников.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, педагогика Китая, национальный дух, национальное единство, базы (центры) патриотического воспитания

Для цитирования: Чжан Шуан, Карнаух Н. В. Роль центров патриотического воспитания в реализации идеи национального единства в Китае // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 5 (101). С. 55-72. doi: 10.24412/2224-0772-2024-101-55-72

Original article

THE ROLE OF PATRIOTIC EDUCATION CENTERS IN THE REALIZATION OF THE IDEA OF NATIONAL UNITY IN CHINA

Zhang Shuang1, Nadezda V. Karnaukh2

1 Blagoveshchensk State Pedagogical Institute, Blagoveshchensk, Russia, Heilongjiang University of Technology, Heilongjiang Province, Jixi, China

2 Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russia

1 cythian@yeah.net

2 pedagog31@mail.ru, SPIN-код 4643-8101, ORCID 009-0000-2939-4259

Abstract. Nowadays, there are a lot of scientific works devoted to the problem of patriotic education of young people, executed by citizens of China and Russia, but it still remains particularly significant for any country. Finding out the approaches to the selection of relevant content, effective forms and methods of patriotic education never loses its applicability. Demonstration of patriotism has always been an honorable tradition of the Chinese nation. The purpose of the research is to identify the role of patriotic education centers in the realization of the idea of national unity

in China. This idea was proclaimed by General Secretary Xi Jinping, who declared patriotism as the basis of the national spirit of the Chinese people, the spiritual power that unites the Chinese nation. The theoretical basis of the research includes the idea of national unity, together with Confucian principles and Deng Xiaoping's idea of developing national pride and dignity. When discussing the results of the research, attention is focused on the legal basis for the development of ideas of patriotic education in the country. It has been noted that the implementation of the "Law of the People's Republic of China on Patriotic Education" in 2024 stimulated the development of both traditional and new forms of organizing of patriotic education. The particular attention is paid to centers of patriotic education, whose activities are aimed to developing system of values of young people, as well as the ability to support the growth of national unity in the country. The research examines various types of centers and their structure. Centers for patriotic education are important places for the formation of patriotic feelings and national spirit, as well as additional education for young people to understand the essence of national unity. The main method of this study is a comparative analysis of different types of sources.

Keywords: patriotic education, patriotism, Chinese pedagogy, national spirit, national unity, bases (centers) of patriotic education

For citation: Zhang Shuang, Karnaukh N. V. The role of patriotic education centers in the realization of the idea of national unity in China. Domestic and Foreign Pedagogy. 2024;1(5):55-72. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2024-101-55-72

Введение

В разных странах мира одной из фундаментальных проблем является воспитание молодежи в духе патриотизма, так как существование государства, его социальная и политическая стабильность во многом зависят от преемственности поколений. Понятие «патриотизм» в широком значении слова может быть истолковано как значимая составляющая коллективного сознания, которая проявляется в отношении к своему народу, его истории, культуре, системе приоритетных ценностей. Все это должно быть воспринято молодым поколением.

В Большой китайской энциклопедии патриотизм определяется как исторически сложившиеся у людей представления, чувства и поведение, выражающие любовь и преданность своей родине [8].

В работах китайских ученых отмечается, что конкретное содержание понятия «патриотизм» зависит от определенных исторических условий. Известный китайский исследователь Сюй Лянбо в своей работе акцентирует внимание на том, что патриотизму свойственны без-

условные национальные характеристики [22]. Исследователь отмечает, что изъявление патриотизма всегда было почетной традицией для китайской нации, руководством по регулированию отношений между личностью и Родиной. Он подчеркивает, что свидетельством развитого чувства патриотизма является то, что граждане Китая испытывают сильное чувство зависимости от своей Родины и стремятся внести посильный вклад в ее развитие. Патриотизм воплощает в себе позитивное восприятие отдельными людьми или коллективами своей страны и нации.

Известный китайский педагог ХХ века Тао Синчжи в своих работах неоднократно отмечал, что проявление чувства любви к Родине является долгом каждого члена общества. Размышляя о формах проявления патриотизма, Тао Синчжи исходил из того, что все люди имеют разное социальное положение, отличаются между собой по характеру, в связи с этим у них разные способы проявления любви к Родине. Обращаясь к молодежи, он отмечал, что любовь к Родине проявляется в добросовестном труде на ее пользу, в хорошей учебе: чем большим объемом знаний и умений овладеют учащиеся, тем большую пользу они принесут в будущем своей Родине [25]. Тао Синчжи обращал внимание молодежи и на необходимость проявления уважения к закону, так как человек, искренне любящий свое Отечество, должен соблюдать законы, принятые в нем, начиная с законов, по которым живет учебное заведение, в котором он учится [25]. Не менее важным в патриотическом воспитании молодежи, считал Тао Синчжи, является развитие чувства уважения к общественному достоянию, умения противостоять тем, кто портит общественное имущество[25].

В настоящее время имеется значительное количество научных работ о патриотическом воспитании молодежи в Китае, выполненных на русском языке как гражданами Китая, так и России [1]. В них рассматриваются вопросы о способах, средствах и условиях формирования патриотических чувств у студентов современных вузов Китая. Отмечается, что в основу системы патриотического воспитания в стране закладывается проявление прежде всего любви к социализму, коммунистической партии, делается акцент на формировании готовности к защите единства Родины и национальной сплоченности [6]. Патриотизм рассматривается авторами как одна из ключевых ценностей социализма, основа единства и могущества многонациональной страны [2].

Многими авторами подчеркивается, что основу концепции патриотического воспитания в Китае составляет учение Конфуция [1; 7]. Согласно ему, патриотизм — это один из базисных ценностных ориентиров в жизни человека.

В публикациях китайских исследователей достаточно внимания уделяется анализу результатов использования в процессе патриотического воспитания молодежи как традиционных форм и методов, так и инновационных педагогических технологий [4]. Заслуживают внимания исследования, посвященные сравнительному анализу подходов к решению данной проблемы в разных странах: в Китае, США, Израиле, России [3; 5]. Авторами отмечается, что патриотическое воспитание молодежи во многих странах является систематическим процессом, который влияет на формирование у молодых людей жизненных ценностей, связанных со своей Родиной.

Несмотря на то что изучением проблемы патриотического воспитания молодежи в разных ее аспектах занимались многие ученые и общественные деятели, она по-прежнему остается особо значимой для любой страны. Рассуждения о содержании, формах организации, направления и методах патриотического воспитания не теряют своей актуальности.

Целью данного исследования является выявление роли центров патриотического воспитания в реализации идеи национального единства в Китае.

Методология и методы исследования

Основным методологическим подходом в исследовании является цивилизационный. Он позволяет учитывать особенности становления национальной системы воспитания в Китае, особенности социализации подрастающего поколения в условиях цивилизационного развития страны.

Основы патриотического воспитания в Китае имеют многовековую историю, они связаны с национальными традициями: почитанием семьи, родителей, истории своего рода. Забота и уважительное отношение к своим родным переносится на отношение к своей стране, нации. Это находит отражение в конфуцианской теории, где семья являлась прототипом отношений в социуме. Профессор Цзяо Гочен отмечает, что в патриотическом воспитании молодежи необходимо придерживаться значимых конфуцианских принципов, к которым относятся следующие:

- искренность (чэн). Следование данному принципу позволяет построить достойные взаимоотношения между людьми, характеризующиеся доверием, открытостью, желанием оказать помощь ближнему;

- ритуальность (ли). На основе данного принципа утверждаются нормы, правила, складываются традиции, утверждаются церемонии. Для соблюдения данного принципа необходимо научиться умению уважать окружающих и самого себя;

- уступчивость (жан). Следование этому принципу позволит преодолеть такой недостаток, как упрямство, научиться уступать, избегать конфронтации, проявлять выдержку и деликатность во взаимоотношениях с людьми;

- гармония (хэ). Это значимый принцип, его необходимо придерживаться для установления стабильности как на уровне общества, так и во взаимоотношениях между отдельными людьми. Необходимо уметь сглаживать конфликты и противоречия, идти на компромисс;

- гуманность (жень). Данный принцип объединяет все перечисленные и является конечной целью человеческого сосуществования [26].

Воспитание молодежи, осуществляемое в Китае в новую эпоху, основывается на конфуцианских традициях. Стремление к самосовершенствованию, определенное Конфуцием в качестве основной цели воспитания, отражается в устремленности к повышению уровня образования, подготовке высококвалифицированных специалистов для прогрессивного развития страны. Конфуцианская теория способствует определению ценностных установок молодежи, развитию у нее нравственных качеств, осознания обязанностей и ответственности перед своей семьей, обществом и своей страной.

Как отмечает китайский исследователь Ли Теин, одним из основополагающих ценностных ориентиров в современном мире является патриотизм, который олицетворяет собой признание людьми интересов государства как своих собственных [15]. Патриотическое воспитание является основополагающей идеей китайской педагогики.

Наиболее значимыми для современной китайской педагогики являются идеи выдающегося китайского реформатора Дэн Сяопина о формировании системы патриотического воспитания с учетом китайской специфики. В качестве основополагающих положений идеи патриотизма Дэн Сяопином были обозначены: процветание родины, развитие экономики, счастье народа, а также поддержка независимости и самостоятельности Китая, отстаивание государственного суверените-

та и национального достоинства страны. Он считал особо значимым развитие национального достоинства и гордости как важных факторов патриотического воспитания. По мнению Дэн Сяопина, большой честью для китайского народа является возможность продемонстрировать свою любовь к Отчизне, готовность приложить все силы к ее дальнейшему развитию и укреплению [11].

Значимым событием в истории Китая является XVIII съезд КПК, который состоялся в 2012 году. На нем была подтверждена важность реализации концепции специфического социализма в Китае и обозначены ключевые ценности социализма, на которые необходимо ориентироваться [6]. К ним были отнесены: богатство и могущество страны, цивилизованность, демократия, руководящая роль коммунистической партии, равенство, свобода, верховенство закона, справедливость, патриотизм, самоотверженность, мирное развитие, открытость, социальная гармония. На основе анализа обозначенных ценностей можно сделать вывод о том, что некоторые из них совпадают с конфуцианскими принципами. Следует отметить, что патриотизм также относится к этим значимым ценностям.

После XVIII Всекитайского съезда Си Цзиньпин неоднократно говорил о том, что патриотизм является основой национального духа китайского народа. Под данным термином понимается духовная сила, которая крепко объединяет китайскую нацию и побуждает ее адаптироваться к переменам, связанным с реформами в стране. В его выступлениях постоянно подчеркивается, что судьба Родины и судьба партии и социализма неразрывно связаны. Только придерживаясь этого единства, можно усилить патриотизм, что является важнейшим воплощением национального духа в современном Китае [20].

Си Цзиньпин отмечает, что на протяжении всей мировой истории любая нация, добившаяся успеха, славилась своим уникальным духом, отмечал, что великий национальный дух, основанный на патриотизме, стал решающим фактором в победе китайского народа в войне с Японией.

Основным методом данного исследования является сравнительный анализ разного вида источников: нормативных документов, сочинений известных китайских педагогов и политических деятелей, публикаций в китайских и российских периодических изданиях, электронных ресурсов.

Результаты исследования, обсуждение

Патриотическое воспитание является главной идеей всей китайской педагогики. Правовую основу для реализации идей патриотического воспитания в стране составляет специальное законодательство. В Китае основные положения патриотического воспитания отражены в таких документах, как «Конституция КНР» (1982), «Закон об образовании в КНР» (1995), «Закон о высшем образовании в КНР» (1998), «Основные положения по реализации патриотического воспитания в новую эпоху» (2019).

В новую эпоху задачи воспитания значительно изменились. В целях укрепления и развития духа патриотизма, готовности оказать содействие возрождению китайской нации, а также подготовки молодежи к участию в комплексном строительстве современной социалистической страны, в октябре 2023 года был принят Закон Китайской Народной Республики о патриотическом воспитании (далее — Закон о патриотическом воспитании). В январе 2024 года он вступил в силу. Этот закон распространяется на всех, но особое внимание в нем уделяется молодежи, в том числе студентам высших учебных заведений. В нем были определены специфика и формы работы с молодежью. Согласно Закону, в школах, вузах, общественных учреждениях должна реализо-вываться программа патриотического воспитания [12].

В Общих положениях этого Закона отмечено, что патриотическое воспитание должно быть интегрированным в повседневную жизнь, адаптироваться к местным условиям и ориентироваться на получение реальных результатов [12].

В одной из статей Закона обозначено содержание патриотического воспитания, которое включает в себя знакомство молодежи с идеями марксизма-ленинизма, Мао Цзэдуна, теориями Дэн Сяопина и Си Цзиньпина, изучение истории Коммунистической партии Китая, истории реформ, происходивших в стране, и истории развития китайской нации. Обращается внимание на то, что подрастающему поколению и молодежи Китая необходимо владеть информацией о содержании таких видов культуры в своей стране, как традиционная, революционная и развитая социалистическая. Большое значение имеет разъяснение подрастающему поколению значения национальных символов и знаков, порядка проведения ритуалов почитания их [17]. В Законе отмечается, что у молодежи должны быть сформированы представления об историческом и культурном наследии Родины,

понимание и принятие концепции национального единства, национальной безопасности и национальной обороны [12]. Это позволит ей демонстрировать патриотические чувства, понимать и отождествлять себя с путем, который прошла страна, с теориями и системами, которые она сформировала, а также наследовать и развивать социалистическую культуру [27].

Кроме того, в Законе КНР о патриотическом воспитании отмечено, что данное качество должно сочетаться с пониманием открытости и толерантности по отношению к внешнему миру: необходимо считаться с историческими особенностями и культурными традициями других стран, а также осваивать все выдающиеся достижения мировой цивилизации [12].

Принятие этого закона имеет большое значение для регулирования деятельности по патриотическому воспитанию молодежи и повышения патриотического сознания и активности граждан. Ученые и эксперты из разных университетов до настоящего времени продолжают обсуждать статьи данного документа. В Исследовательском центре гражданского и нравственного воспитания состоялся академический семинар, посвященный его выходу. Кроме того, на страницах периодической печати развернулась дискуссия по поводу понимания сущности Закона о патриотическом воспитании [24]. Подобные дискуссии помогают углубить понимание содержания этого законодательного документа и последующего эффективного применения его в сфере образования.

Прежде всего патриотическое воспитание должно стать частью национальной системы образования, патриотические идеи должны находить отражение в разных учебных предметах. В связи с этим в университетах и колледжах Китая введены специальные занятия по идейно-политическому воспитанию, они считаются обязательными на всех уровнях образования (бакалавриат, магистратура, докторантура). Для студентов-иностранцев предусмотрены занятия по изучению китайской культуры, истории [23].

В Уханьском технологическом университете реализуется программа, посвященная разработке и освоению преподавателями гражданственности и политики «золотого курса». Под таким курсом понимается инновационный высококачественный курс, направленный на повышение уровня академической грамотности студентов. В нем должно сочетаться разумное увеличение сложности и глубины содер-

жания, а также расширение возможности обучаемых в выборе дисциплин для изучения. Инновационность курса отражается в современном и передовом характере его содержания, в интерактивной форме преподавания, а также в персонализированном характере результатов обучения [16]. В данном случае этот инновационный курс должен включать в себя знания, которые бы содействовали формированию у студентов чувства патриотизма, национальной гордости.

Государство постоянно поддерживает развитие теоретических исследований в области воспитания патриотизма. Еще в сентябре 2003 года в Пекинском педагогическом университете был основан Исследовательский центр гражданского и нравственного воспитания. Он стал первым комплексным исследовательским центром в Китае, который занимается гражданским и нравственным воспитанием в качестве основной области исследований и объединяет научные исследования, преподавание, социальное служение и международное академическое сотрудничество. Исследовательский центр гражданского и нравственного воспитания Пекинского педагогического университета является одной из важнейших платформ для осуществления научных исследований в данной области. Им с первых дней своего основания осуществляется деятельность, направленная на формирование у молодежи основ гражданской грамотности [13].

Принятие Закона о патриотическом воспитании стимулировало развитие как традиционных форм и методов патриотического воспитания молодежи, так и новых педагогических технологий.

В одной из статей Закона речь идет о центрах (базах) патриотического воспитания, которым необходимо активизировать свою работу: обогащать содержание, обновлять методы взаимодействия с молодежью [12].

Создание и деятельность таких центров является фундаментальным проектом, направленным на решение задач формирования у молодежи позитивных идеалов, убеждений, ценностных ориентаций, а также умений содействовать укреплению национального единства в стране. Начало этого проекта относится к 1994 году, когда Отделом пропаганды и агитации ЦК КПК была опубликована Программа осуществления патриотического воспитания, в которой было отмечено, что в воспитании патриотизма большое значение имеет наличие платформы (места), где могут осуществляться мероприятия патриотического содержания. В связи с этим важными объектами патриотического воспитания должны стать все виды музеев, мемориальных

комплексов жертв японской агрессии, а также боевые мемориальные объекты, созданные на месте важных битв, происходивших в истории Китая. В этот комплекс должны войти культурные объекты, отражающие многовековую культуру Китая, живописные ландшафты, а также крупные строительные проекты, демонстрирующие результаты социалистического строительства в Китае [18]. В Программе подчеркивалась важность достижения воспитательных результатов через разнообразную практическую деятельность.

В мае 1995 года были опубликованы рекомендации для начальных и средних школ, согласно которым чтение ста патриотических книг, просмотр ста патриотических фильмов и исполнение ста патриотических песен становились важными средствами патриотического воспитания школьников.

На Шестом пленуме ЦК КПК было рекомендовано шире использовать активные средства пропаганды патриотизма с целью повышения уровня национального самоуважения китайского народа. В соответствии с данными рекомендациями партийными комитетами и руководящими органами разных провинций совместно с различными профильными ведомствами был определен ряд демонстрационных баз (центров) патриотического воспитания, которым предназначалось выполнять функции наглядной платформы для проведения мероприятий по патриотическому воспитанию. По замыслу, в этих центрах необходимо было реалистично воспроизводить славные годы истории, этапы жизни великих героев, их мужественные поступки, демонстрировать природные богатства страны и сотворенные великие чудеса, реализацию великих архитектурных проектов, гениальные изобретения и открытия, фиксировать прошлое и настоящее страны, освещать ее будущий потенциал [19].

В Китае придается большое значение созданию и использованию центров патриотического воспитания. В стране разработаны и действуют различные типы подобных центров. В соответствии с тематикой и содержанием деятельности они подразделяются на три категории: историко-культурные центры, центры памяти революции и центры архитектурных достижений.

В 1996 году были созданы первые 100 показательных центров (баз) патриотического воспитания, из которых 19 отражали многовековую историю и культуру китайской нации, 9 — империалистическую агрессию против Китая и борьбу китайского народа за свое освобождение,

75 — революционную борьбу в период социалистического строительства. В 2001 году были открыты еще 100 центров патриотического воспитания, которые в основном отражали историю партии. Содержание работы центров формировалось вокруг ключевых событий в период революционной борьбы под руководством Компартии Китая с 1921 по 1949 год.

Генеральный секретарь Си Цзиньпин, посетив в 2019 году один из центров патриотического воспитания, отметил, что необходимо организовать проведение в подобных центрах как можно больше мероприятий патриотического содержания на постоянной основе [21].

С каждым годом количество этих центров (баз) в Китае увеличивается. К настоящему времени их число уже достигло 585. В содержании деятельности центров находят отражение история Коммунистической партии Китая, история нового Китая, история экономических реформ в стране, история развития социализма.

Центры воспитания патриотизма обычно включают в себя следующие пространства:

1. Зона демонстрации: экспозиции достижений развития страны, передовых образцовых поступков, страниц истории революционной борьбы в виде фотографий, культурных реликвий, предметов. Наглядный показ позволяет людям узнать о процессе развития страны и подвигах героев, воздействовать на их патриотические чувства.

2. Павильоны интерактивного опыта. Здесь посетителям предоставляется возможность посредством имитации деятельности, игр, квестов и других форм принять воображаемое участие в каком-либо историческом событии. Это позволяет участникам осознать трудности, которые преодолела страна на пути к своему процветанию [10].

3. Пространство с лекционными залами и аудиториями, в которых регулярно организуются лекции, симпозиумы, образовательные мероприятия. Их участниками становятся выдающиеся люди — представители разных профессий, эксперты и ученые. Во время своих выступлений они говорят о важности развития патриотических чувств, о методах патриотического воспитания, развития социального опыта, что позволяет еще больше укреплять патриотическое сознание посетителей. Одной из традиционных форм патриотического воспитания молодежи является прослушивание лекций ветеранов войны, которые были участниками этих тяжелых для страны событий. Их рассказы не только эмоциональны, но и имеют историческое значение, так как

способны помочь молодежи понять историю страны, роль коммунистической партии, оценить вклад ветеранов в историю страны. Данная форма патриотического воспитания отличается высокой степенью интерактивности: молодежь имеет возможность лично пообщаться с ветеранами, задать им свои вопросы и высказать свое мнение по поводу оценки исторических событий и значимой роли их участников. Такое взаимодействие способствует улучшению взаимопонимания между поколениями [26].

4. Территория мемориалов и кладбищ. В эту зону входят музеи, мемориалы и кладбища героев и жертв военных событий. Их посещения организуются с целью сохранения памяти о своих предках, о героях, отдавших жизнь за страну, формирования у молодежи национальной гордости.

5. Зона тематических выставок и культурных мероприятий. Для повышения уровня эстетической культуры и идеологического настроя посетителей в этой зоне организуются постоянно действующие выставки патриотических документальных и художественных произведений. В этой зоне предоставляется возможность познакомиться с национальными традициями, праздниками [9].

В целях развития патриотических чувств, эмоций широко используются пение и музыка. Китай имеет в своем культурном наследии большое количество патриотических песен, в которых выражается любовь к своей стране, ее истории и культуре, гордость за ее достижения. В этой зоне проводятся музыкальные конкурсы, например, на лучшее исполнение государственного гимна. Одним из популярных конкурсов в КНР является «Конкурс красных песен». Красный цвет символизирует в стране пролетарскую революцию и социализм, исходя из этого красными песнями называют те, в которых прославляется революция, Родина. Как правило, они характеризуются сильным чувством ритма и эмоциональной окраской. В процессе подготовки к конкурсу участники выбирают песни, разучивают их. Это позволяет молодежи погрузиться в историческую эпоху того периода, о котором идет речь в песне, понять творческий замысел и смысл текста песни, что позволяет ощутить патриотические чувства и национальную гордость, передаваемые этими песнями. Кроме того, во время подготовки к конкурсу и участия в нем, участники могут продемонстрировать свои умения работать в команде, пережить эмоции, проявляющиеся во время коллективного творчества [28].

6. Онлайн-павильон. «Моя родина» — онлайновый павильон центров патриотического воспитания. Эта онлайновая колонка, созданная CNTV (China Network Television) в 2009 году для презентации содержания экспозиций более трехсот национальных центров патриотического воспитания. Здесь при помощи цифровых технологий представлены исторические материалы и ценные реликвии, хранящиеся в коллекциях разных музеев и мемориальных залов страны. По сравнению с обычной экскурсией в музей, виртуальные экспонаты, их эмоциональное представление с комментариями специалистов и экспертов, производят на участников экскурсии неизгладимое впечатление [10].

Одним из эффективных методов воспитания патриотизма является просмотр и последующий анализ фильмов патриотического содержания. Этот метод позволяет оценить героические поступки китайского народа в период революционной борьбы, войны с японскими захватчиками, в период строительства социализма, поставить себя на место героев фильма, испытать чувство национальной гордости и сплоченности [14].

В центрах патриотического воспитания всесторонне представлена многовековая история страны, славный путь героической борьбы китайского народа с врагами и выдающаяся культура китайской нации. Новый формат, насыщенность содержания, наглядное представление делают Центры все более значимой платформой и неотъемлемой частью патриотического воспитания. Учебные заведения всех уровней и типов стремятся к сочетанию учебной деятельности в стенах класса (аудитории) с внеурочной практической деятельностью обучающихся в период пребывания их в центрах патриотического воспитания. Знакомство с историей, культурой, искусством и другими разнообразными материалами способно помочь молодежи понять глубокий смысл патриотизма с разнообразных позиций и стимулировать проявление у них эмоциональных переживаний.

Заключение

В результате проведенного анализа разного вида источников по обозначенной теме были определены методологические и теоретические основы исследования. В качестве таковых были обозначены философские идеи конфуцианства и сформированные на их основе идеи укрепления национального духа и национального единства, формирования системы патриотического воспитания с учетом китайской

специфики, провозглашенные лидерами Коммунистической партии Китая Си Цзиньпином и Дэн Сяопином. Данные идеи олицетворяют стремление к укреплению государства, сохранению культурного наследия страны, стимулированию патриотических настроений. Согласно этим идеям, воспитание молодежи в Китае ориентировано на формирование личности, обладающей высокими моральными качествами, уважающей традиции и историю своего Отечества, испытывающей чувство гордости за свою страну и стремящейся внести свой вклад в ее процветание. Значимую роль в достижении обозначенной цели играют центры патриотического воспитания. В исследовании они рассматриваются как комплекс социальных ресурсов, тесно взаимосвязанных между собой и ориентированных на сплочение национального духа, единство нации, укрепление основных социалистических ценностей. Научная новизна исследования заключается во введении данного понятия в терминологический аппарат сравнительной педагогики, теоретическая значимость — в рассмотрении генезиса идеи создания центров патриотического воспитания, определении их образовательного потенциала.

Список источников

1. Ван Сюань. Подготовка будущих учителей к работе по патриотическому воспитанию учащихся в КНР: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ростов-на-Дону, 2022. 17 с.

2. Куликова А. А. Роль патриотизма в реализации «китайской мечты» [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_30317853_90385262.pdf (дата обращения: 29.05.2024).

3. Лунева Е. В. Поляруш А. А. Селиванова Е. В. и др. Патриотическое воспитание молодежи как направление реализации государственной политики (на примере России, Китая и Израиля) // Alma mater. Вестник высшей школы. Общество. Наука. Образование. 2019. № 4. С. 117-120.

4. Тун Баохуэй, Сы Цзюньцинь. О патриотическом воспитании в России и Китае // Образование и право. 2020. № 9. С. 87-91.

5. Федорченко Л. В. Политика патриотического воспитания студентов в США и Китае // Научно-аналитический журнал Обозреватель-Observer. 2019. № 5. C. 83-90.

6. Фидель Е. С. Патриотизм как элемент воспитания нации на примере КНР // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 2 (5). С. 222-227.

7. Цзинь Синьсинь. Гуманитарные ценности конфуцианства в формировании духовно-нравственных качеств китайских студентов // Известия РГПУ им А. И. Герцена. 2009. № 96. С. 345-349.

8. [МПЬЖ:ФЯ*1Ж£^ЙМ±.1986:699. (Большая китайская энциклопедия (том национальности). Пекин, 1986, 699 с.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009;03:221-224 (Ван Личунь, Чжао Хун, Чжан Хонгян, Лун Жунся. Университеты осуществляют инновационное преподавание культуры традиционных праздников // Журнал Чуаньшань, 2009. № 3. С. 221-2240).

10. шт. гиш^к, 2012:10 цуо жуй.

Исследование образовательной функции базы воспитания патриотизма [D]. Гуансийский педагогический университет, 2012:10).

11. ЯИ^. = 1994 (Дэн Сяопин. Избранное. Т. III. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 1994).

12. : 2023 ^ 10 П 24 0«, 2024 ^ 1 П 1 04 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/yaowen/liebiao/202310/content_6911481.htm

(Закон КНР о воспитании патриотизма: принят 24 октября 2023 года, вступил в силу 1 января 2024 года) (дата обращения: 02.02.2024).

13. JtÄJi^A^ÄS^ÄiSÄWWÄ'i't (Исследовательский центр гражданского и нравственного образования Пекинского педагогического университета) https://ccme.bnu.edu. cn/zngg/index.htm

14. 2024-

03-13(011). (Ли Кеян. Основная тема исследования — роль коммерческих фильмов в идеологическом и политическом воспитании патриотизма в колледжах и университетах. Новости кино Китая, 2024-03-13 (011).

15. 2002, (05): 3. 6-18. (Формирование ценностных ориентаций китайской нации в XXI веке. Чжэсюэ яньцзю, 2002. № 3. С. 6-18).

16.

2024,(03):14-17. (Лю Сяося, Гуань Дунсун. Краткое обсуждение ритуализации патриотического воспитания для обычных студентов. Образование в Хэйлунцзяне (теория и практика). 2024. № 3. С. 14-17).

17. [M]. ^ЯВ:^К2ЙМ±,1999. (Лю Цзайфу. Линь Ган. Традиция и китайский язык. Пекин, 1999).

18. + 1994:9. (Программа осуществления патриотического воспитания. Бюро Отдела пропаганды и агитации ЦК КПК. Пекин: 1994: 9).

19. 2019:13. (Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет. План реализации патриотического воспитания в новую эпоху. Пекин: China Rule of Law Press, 2019:13).

20. 2014. 624. (Си Цзиньпин об управлении. Пекин: Foreign Languages Press, 2014. С. 624).

21.

2021(10) (Си Цзиньпин. Эффективно используйте революционные ресурсы, наследуйте революционный ген и передавайте его из поколения в поколение. Цюши, 2021.10).

22. 1998(04):62-64. (Сюй Лянбо. Новая теория патриотизма // Чанбай. 1998(04):62-64).

23. --

Ä[J]Ä 2024,(Z2):133-135. (Тан Цзинь. Унаследовать революционный дух и продолжать писать славу времени. Предварительное исследование стратегий интеграции героического духа в школьное патриотическое образование // Современные исследования. 2024, № 2. С. 133-135).

24. fli#S.^S:gH±.XÄWWÄ[J].ÄW^ft,2024,20(01):31. (Тан Чжуанбао. Исследования по воспитанию патриотизма // Журнал образования. 2024.20(01):31).

25. (Тао Синчжи. Собрание сочинений в 5 томах: Hunan Education Press, 1984).

26. ttÄ: 2000. (Цзяо Гоочэн Традиционная этика и ее современная ценность. Пекин. 2000).

27. щ^ж, гй. 2022,

(11):68-70. (Чжай Шаорун, Ван Янь. Исследование новых путей патриотического воспитания в

колледжах и университетах новой эпохи // Школьное партийное строительство и идеологическое образование. 2022. № 11. С. 6S-70).

^ЧЧ^Щ^Щ) ,2016,37(05):262-264. (Чэпь Сяохуапь. Исследование по укреплению патриотического воспитания студентов на основе традиционной китайской культуры // Журнал Университета Чифэп. 2016. № 37 (05). С. 262-264).

References

1. Van Sjuan. Podgotovka budushhih uchitelej k rabote po patrioticheskomu vospitaniju uchashhihsja v KNR: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.0S. Rostov-na-Donu, 2022. 17 s.

2. Kulikova A. A. Rol' patriotizma v realizacii «kitajskoj mechty» [Jelektronnyj resurs]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_303l7S53_903S5262.pdf (data obrashhenija: 29.05.2024).

3. Luneva E. V. Poljarush A. A. Selivanova E. V. i dr. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi kak napravlenie realizacii gosudarstvennoj politiki (na primere Rossii, Kitaja i Izrailja) // Alma mater. Vestnik vysshej shkoly. Gbshhestvo. Nauka. Gbrazovanie. 2019. № 4. S. 117-120.

4. Tun Baohujej, Sy Czjuncin. G patrioticheskom vospitanii v Rossii i Kitae // Gbrazovanie i pravo. 2020. № 9. S. S7-91.

5. Fedorchenko L. V. Politika patrioticheskogo vospitanija studentov v SShA i Kitae // Nauchno-analiticheskij zhurnal Gbozrevatel'-Gbserver. 2019. № 5. C. S3-90.

6. Fidel' E. S. Patriotizm kak jelement vospitanija nacii na primere KNR // Nauchnyj dajdzhest Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. 2020. № 2 (5). S. 222-227.

7. Czin Sirisiri. Gumanitarnye cennosti konfucianstva v formirovanii duhovno-nravstvennyh kachestv kitajskih studentov // Izvestija RGPU im A. I. Gercena. 2009. № 96. S. 345-349.

S. 699. (Bol'shaja

kitajskaja jenciklopedija (tom nacional'nosti). Pekin, 19S6, 699 s.).

9. штжчвхит^шяштлш^,

2009;03:221-224 (Van Lichun, Chzhao Hun, Chzhan Hongjan, Lun Zhunsja. Universitety osushhestvljajut innovacionnoe prepodavanie kul'tury tradicionnyh prazdnikov // Zhurnal Chuan'shan, 2009. № 3. S. 221-2240).

10. тт. ш.Я±хш~щтштштт%т гиш^^к, 2012:10 (Guo zhuj.

Issledovanie obrazovatel'noj funkcii bazy vospitanija patriotizma [D]. Guansijskij pedagogicheskij universitet, 2012:10).

11. ЯИ^. = 1994 (Djen Sjaopin. Izbrannoe. T. III. Pekin: Izdatel'stvo literatury na inostrannyh jazykah, 1994).

12. 2023 ^ 10 ñ 24 0«, 2024 ^ 1 ñ 1 04 ffio [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.gov.cn/yaowen/liebiao/2023l0/content_69ll4Sl.htm (Zakon KNR o vospitanii patriotizma: prinjat 24 oktjabrja 2023 goda, vstupil v silu 1 janvarja 2024 goda) (data obrashhenija: 02.02.2024).

13. + (Issledovatel'skij centr grazhdanskogo i nravstvennogo obrazovanija Pekinskogo pedagogicheskogo universiteta) https://ccme.bnu.edu.cn/zngg/ index.htm

14. 2024-03-13(011). (Li Kejan. Gsnovnaja tema issledovanija — rol' kommercheskih fil'mov v ideologicheskom i politicheskom vospitanii patriotizma v kolledzhah i universitetah. Novosti kino Kitaja, 2024-03-13 (011).

15. 2002, (05): 3. 6-1S. (Formirovanie cennostnyh orientacij kitajskoj nacii v XXI veke. Chzhjesjuje janczju, 2002. № 3. S. 6-1S).

2024,(03):l4-l7. (Lju Sjaosja, Guan' Dunsun. Kratkoe obsuzhdenie ritualizacii patrioticheskogo vospitanija dlja obychnyh studentov. Gbrazovanie v Hjejlunczjane (teorija i praktika). 2024. № 3. S. 14-17).

17. [M]. (Lju Czajfu. Lin' Gan.

Tradicija i kitajskij jazyk. Pekin, 1999).

18. ФЙФАЙ^Ш^ШШ^.ЙН^ЙШ^ШШМ^Ш^ЙМй, 1994:9. (Programma osushhestvlenija patrioticheskogo vospitanija. Bjuro Otdela propagandy i agitacii CK KPK. Pekin: 1994: 9).

19. 2019:13. (Central'nyj komitet Kommunisticheskoj partii Kitaja i Gosudarstvennyj sovet. Plan realizacii patrioticheskogo vospitanija v novuju jepohu. Pekin: China Rule of Law Press, 2019:13).

20. 2014. 624. (Si Czin'pin ob upravlenii. Pekin: Foreign Languages Press, 2014. S. 624).

2021(10) (Si Czin'pin. Jeffektivno ispol'zujte revoljucionnye resursy, nasledujte revoljucionnyj gen i peredavajte ego iz pokolenija v pokolenie. Cjushi, 2021.10).

22. 1998(04):62-64. (Sjuj Ljanbo. Novaja teorija patriotizma // Chanbaj. 1998(04):62-64).

23. —

Ä[J]Ä 2024,(Z2):133-135. (Tan Czin'. Unasledovat' revoljucionnyj duh i prodolzhat' pisat' slavu vremeni. Predvaritel'noe issledovanie strategij integracii geroicheskogo duha v shkol'noe patrioticheskoe obrazovanie // Sovremennye issledovanija. 2024, № 2. S. 133-135).

24. Ш^.#®:ЙН±Я.ЙШЗДЯиШШ^Ш,2024,20(01):31. (Tan Chzhuanbao. Issledovanija po vospitaniju patriotizma // Zhurnal obrazovanija. 2024.20(01):31).

25. (Tao Sinchzhi. Sobranie sochinenij v 5 tomah: Hunan Education Press, 1984).

26. ÄH$.'í#•ШЯÄÄШmЩM]. jtÄ: 2000. (Czjao Goochjen Tradicionnaja jetika i ee sovremennaja cennost'. Pekin. 2000).

27. Щ^Ж, гй. 2022, (11):68-70. (Chzhaj Shaorun, Van Jan'. Issledovanie novyh putej patrioticheskogo vospitanija v kolledzhah i universitetah novoj jepohi // Shkol'noe partijnoe stroitel'stvo i ideologicheskoe obrazovanie. 2022. № 11. S. 68-70).

28.

,2016,37(05):262-264. (Chjen' Sjaohuan'. Issledovanie po ukrepleniju patrioticheskogo vospitanija studentov na osnove tradicionnoj kitajskoj kul'tury // Zhurnal Universiteta Chifjen. 2016. № 37 (05). S. 262-264).

Информация об авторах

Чжан Шуан — аспирант

Н. В. Карнаух — доктор педагогических наук, профессор

Information about the authors

Zhang Shuang — Graduate student

N. V. Karnaukh — Dr. Sc. (Education), Professor

Статья поступила в редакцию 29.07.2024; одобрена после рецензирования 14.08.2024; принята к публикации 17.09.2024.

The article was submitted 29.07.2024; approved after reviewing 14.08.2024; accepted for publication 17.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.