Научная статья на тему 'Роль центрального транспортного коридора Монголии в развитии экономического коридора трех стран'

Роль центрального транспортного коридора Монголии в развитии экономического коридора трех стран Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
419
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая интеграция / международный транспортный коридор / центральный коридор / Монголия / РФ / КНР / Economic integration / international transport corridor / Central corridor / Mongolia / Russia / China

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дорж Т., Даваасурэн А.

Описаны тенденция и характеры развития мировой экономики, выявлены факторы влияния усилению процессов глобализации. Исследованы негативные влияние процессов глобализации на экономическую самостоятельности, от которой отказываются некоторые развитые страны мира. Изложена инициатива «Один пояс и один путь», выдвинутая Китаем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE CENTRAL TRANSPORT CORRIDOR OF MONGOLIA IN THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC CORRIDOR OF THE THREE COUNTRIES

The article describes trends and principles of the world economy development, highlights the impact factors that strengthen globalization processes. It also shows negative effects that globalization processes have on economic independence, the kind of independence some developed countries (nations) have signed away and presents «One belt one road» initiative proposed by China.

Текст научной работы на тему «Роль центрального транспортного коридора Монголии в развитии экономического коридора трех стран»

УДК 339.9(571.3+470+510)

Т. Дорж, А. Даваасурэн

РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА МОНГОЛИИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОРИДОРА ТРЕХ СТРАН

Описаны тенденция и характеры развития мировой экономики, выявлены факторы влияния усилению процессов глобализации. Исследованы негативные влияние процессов глобализации на экономическую самостоятельности, от которой отказываются некоторые развитые страны мира. Изложена инициатива «Один пояс и один путь», выдвинутая Китаем.

Ключевые слова: экономическая интеграция; международный транспортный коридор; центральный коридор; Монголия; РФ; КНР и т.д.

T. Dorj, A. Davaasuren

THE ROLE OF THE CENTRAL TRANSPORT CORRIDOR

OF MONGOLIA IN THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMIC CORRIDOR OF THE THREE COUNTRIES

The article describes trends and principles of the world economy development, highlights the impact factors that strengthen globalization processes. It also shows negative effects that globalization processes have on economic independence, the kind of independence some developed countries (nations) have signed away and presents «One belt one road» initiative proposed by China.

Keywords: Economic integration; international transport corridor; Central corridor; Mongolia; Russia; China; etc.

Сегодня теоретически глобализация является ключевым фактором экономического развития стран мира. Прежде всего на

процесс глобализации влияют различные факторы: углубление международного разделения труда, интесивное развитие научно-технического прогресса в области транспорта и средств связи, географически неравномерность распределения на земном шаре природных ресурсов, в том числе растительного и животного мира, различные почвенно-климатические условия, различная степень развития производительных сил стран мира. Но некоторые ученые мира критикуют, что в самом деле глобализация приносит определенный ущерб в экономическую самостоятельность и самодостаточность развивающихся стран мира. Тем самым глобализация усуглубляет взаимозависимость экономик стран мира, что приводят к потери их финансовой, производственной и технологической независимости развивающихся стран, что создает трудности для устойчивого социально-экономического развития этих стран. В результате этого, экономика становится уязвимой при изменении коньюнктуры мирового рынка.

От процесса глобализации начинают отказаться промышленные развитые страны, в том числе США, некоторые страны Евросоюза, ВеликоБритания, о чем свидетельствуют высказывания Президента США Доналда Трампа «make again America» во время предвыборных компаний. Такая же картина наблюдалась при президентской предвыборной компании Х. Баттулга, засчет которого он избирался Президентом Монголии. Такая позиция может создать сложные ситуации для развития дальнейшего сотрудничества с внешними экономическим партнерами, которые могут предпринять ответные меры.

Через исторически с древних времен существующие так называемые «Шелковый путь», Чайный путь», проходящие через территорию Монголии, населения трех стран перевозили продовольственные товары и продукции первой необходимости, проходили деловые люди, возилась государственные почты и путеще-ствовали иностранные туристы. Такая свообразная транспортная сеть стала традиционной и дошла до сегодняшего дня. Однако в зависимости от тогдашней социально-экономических ситуаций трех стран и мирового развития она проходила путь своего развития (спад и подъём).

Исторически на протяжении многих времен, сложившиеся язык, культура, традиция, образы бытия населения трех стран, одинаковые между собой, взаимодополняющие, взаимозависимые друг от друга, становится культурным наследием и традицонной ценностью. Например, Монгольская империя, образованная Чин-гис ханом в свое время сыграла важную роль в создании и развитии «Шелкового и Чайного пути». главам Китая, России и Монголии необходимо учитывать специфические особенности, уникальные и традиционные наследия транспортной сети, которая сформировалась благодаря совместным усилиям населения трех стран, что может приносит определенные успехи в создание экономического коридора России-Монголии-Китая.

В последнем саммите глав трех государстве в 2016 г. в Ташкенте были утверждены 32 проектов в рамках создания экономического коридора, среди них 13 проектов по развитю транспор-тно-инфраструктурной сети трех стран.

Из них 7 проектов 4 проекты связаны с развитием и модернизацией дорожно-транспортной сферы Монголии в частности с «Улан-Баторской железной дорогой» (УБЖД). Российско-Монгольское совместное предприятие «УБЖД», является основным владельцем инфраструктуры центрального транспортного коридора Монголии.

Несмотря на устарение техники и технологии «Улан-Баторская железная дорога», сегодня она играет особую роль в обеспечении транзитной железнодорожной грузовой и пассажирской перевозки между Россией и Китаей и является основным составляющим дорожно-транспортной сферы страны.

Сегодня в связи с появлением китайской инициативы «Один пояс и один путь» модернизация и развитие «Улан-Баторской железной дороги» становится актуальной. Для этого руководители Российско-Монгольского совместного предприятия «УБЖД» разрабатывали программу модернизации и развития «УБЖД» до 2030 года. Если мы совместно можем осуществить проект по строительства центрального железнодорожного коридора, то тогда железнодорожная линия «УБЖД» на 1200 км короче, чем железнодорожной линии по направлению через пограничный пропускной пункт «Забайкальск-Манжурья-Пекин».

Рис. 1. Направления инициативы «Один пояс и один путь»

Железнодорожная линия «УБЖД» проходит через 3 субъектов (Красноярская, Иркутская области и Республика Бурятия) России, 10 аймаков Монголии (Дархан, Эрдэнэт, Селенгийнский, Центральный, Средне-гобийский, Восточно-гобийский, Южно- го-бийский амймаки), 4 крупных провизции Китая (Внутренняя Монголия, Синьцзян Уйгур, Ганьсу, Нинься-хуй автономные районы), где проживает 71 млн населения.

Рис. 2. Направления создания экономического коридора Россия-Монголия-Китай 45

Монголия намерена строить железную дорогу с протяженностью 1531 км, для осуществления которых требуется 5,0 млрд долларов США, но финансовых возмножностей не имеется в Монголия. Из этих проектов уже готово технико-экономическое обоснование строительства железной дороги «Тавантолгой-Гашуунсухайт» и «Хеет-Бичигт», которое разработано американской компанией «МсК^еу». Что касается строительства железных дорог «Нарийн-сухайт-Шивээхурэн», «Зуунбаян-Ханги», «Эрдэнэт-Овоот», «Богд-хаан железная дорога» то пока идет на стадии проектирования.

Таблица 1

Основные направления проектов по строительству железных дорог Монголии

№ Направления Объем неходи-мых инвестиций (млрд доллар США) Длины железнодорожной линий, км

1 Тавантолгой-Гашуунсухайт 1,031 267

2 Нарийн сухайт-Шивээхурэн 0,111 45,5

3 Хеет-Бичигт 1,065 228,3

4 Зуунбаян-Ханги 1,05 281

5 Эрдэнэт-Овоот 1,2 560

6 Богдхаан железная дорога 0,575 150

7 Всего 5,032 1531,8

Рис. 3. Проекты строительства дорожно-транспортной сферы Монголии

По территории Монголии проходят сети АН3 и АН4 Азиатских автомобильных дорог и в связи с этим было начато первое тестирование для осуществления международных автомобильных перевозок. В апреле 2004 года согласно политике присоединения Монголии к сети Азиатских автомобильных дорог, парламент Монголии утвердил «Межправительственное соглашение о сети Азиатских автомобильных дорог» в котором было отражено присоединение Монголии к сети Азиатских автомобильных дорог по маршрутам АН3, АН4, АН32, имеющую протяженность 4286,0 км. Что касается нашей страны, мы намериваем построить высокоскоростную автомобильную дорогу, проходящую через Алтанбулаг-Замын^уд или по маршруту АНЗ. В рамках этого проекта мы уже начали строить дорогу с четырьмя полосами движения, котораяимеет две полосы движения в одном направлении и две в другом. Эта дорога должна соответствовать международным стандартам автомобильной дороги. В случае стройтельства высокоскоростной автомобильной дороги, мы намерены исследовать такие вопросы: как согласовать с нашим центральным железнодорожным коридором и каково будет влияние от этого воздействия.

В последнее время очень важным проектом стало строительство железной дороги «Эрдэнэт-Овоот-Арцсуурь-Цагаан-толгой-Кызыл», который известен как северный железнодорожный коридор. На сегодняшный день этот проект осуществляется по заказу компании Аспайр Майнинг Лимитед, длиной 540 км по направлению «Эрдэнэт-Овоот» и для координацтт сотрудничества между заинтересованными сторонами в участии строительстве этой железной дороги была создана компания «Нортерн Рейлвейс». Она разработала предварительное технико-экономическое обоснование (ПТЭО) проекта для строительства железной дороги, длиной 330 км по маршрутам Овоот-Арцсуурь и Арцсуурь-Кызыл.

Рис. 4. Направления строительства железной дороги «Арцсуурь-Овоот-Эрдэнэт»

На наш взшляд, в результате этого проекта УБЖД будет подключен к транссибирской железной дороге, которая даёт нам возможность создать самый ближайщий путь, связывающий с Россией и Китаем. А также экономическая основа будет создана для постройки двухпутных, полностью электрофицированных железных дорог. В случае строительства северного коридора, это может создать нам предварительные условия для сооружения нового железнодорожного коридорадаже в западной части Монголии.

Таким образом, создание экономического коридора России, Монголии и Китая, основанного на центральном транспортном коридоре является не только фактором развития нашей страны, но и станет важным инфраструктурным проектом, который даст участникам большую экономическую выгоду, таких как Россия, Монголия, Китай, а также в странах Северо-Восточной Азии.

По нашему мнению, что вопрос о строительстве железнодорожного транспортного коридора в государственной политике на-

ших стран не должен касаться только одной страны. Так как крайне важно, чтобы политика, тенденция развития, и условия наших соседних стран должны быть скоординированы. С этой точки зрения, Монголия разработала новую политику развития железных дорог в 2010 году, но в рамках сложившейся в предыдущих годы практики, нам нужен ещё раз пересмотреть нашу политику. Особенно, с точки зрения сотрудничества между тремья странами, у нас есть много проделанных работ по развитию центрального транспортного коридора. С другой стороны, мы считаем, что у нас не так уж много опыта по развитию железной дороги и это приводит к необходимости разработки соответствюущих документов так как предыдущие документы были разработаны в недостаточной степени. Это становится причиной начатия тесного сотрудничества российских, монгольских и китайским учёных в области данной отрасли.

Для осуществления проектов строительства дорожно-транспортной сферы прежде всего необходимы взаимное доверие, кооперация, тесное экономическое сотрудничество, что становится мостом укрепления взаимодействия народов трех стран. По экономическому значению важно определить регион, в котором будет формироваться экономическое притягивание трех стран и необходимо обосновать направления для сотрудничества в сфере дорожного транспорта между тремя странами. На наш взгляд регион экономического притягивания делится на три части, кооторые размещаются на определенной части территории трех стран (см. табл. 2).

Таблица 2

Регионы притягивания России, Монголии и Китая

Страна Восточный регион Центральный регион Западный регион

Россия Восточная Сибирь: Читинская область, Забайкальский край, Республика Саха Республика Бурятия, Иркутская и Красноярская области Алтайский край, Республика Тыва, Кемеровская область, Республика Хакасия

Монголия Хэнтийский, Восточный, Сухэбатор-ский аймаки Сэлэнгийнский, Дар-ханский, Центральный, Дундгобий-ский, Завханский, Гоби-Алтайский, Ховдинский, Баян улгийский,

Окончание табл. 2

Страна Восточный регион Центральный регион Западный регион

Дорногобийский, Южногобийски, Булганский, Архан-гайский, Увурхан-гайский аймаки Убсан нуурский аймаки

Китай Северовосточные провинции Китая: Провинции Ляонин, Жилин, Хэйлун-жян, Хулунбуйр-ский, Хянганский, Шилийн голский, Улаанхад, Жирэм аймаки Внутренней Монголии, морские порты Жинжоу, Панжин, Далян Провинции Хэбэй, Пекин, Тяньжин, Шэньси, Хэнань Шаньси, Шандун, центральная часть Внутренней Монголии, морские порты Тяньжин, Цинху-андао, Хуйнхуа, Сингань, Таншан Северозападные провинции Китая: Шинжянь, Уй-гарская автономная республика, провинции Цинхай, Гансу, Нинься Западная часть часть Внутренней Монголии

Из табл. 2, видно что классификация железно-дорожных регионов России совпадает с нашими предложениями по созданию регионов взаимодействия трех стран в сфере дорожного транспорта. Восточные регионы Китая довольно быстро развиваются и достигли на новом уровне социально-экономического развития. От этого региона передаются результаты развития и достижение промышленности на западные, где начинаются интесивно развиваться обрабатывающие отрасли промышленности, благодаря чему поднимается спрос на сырья и полуфабрикаты для производства обрабатывающих предприятий.

В заключении следует сказать, что создание экономического коридора представляет собой сильный инструмент для развития региональной экономической интеграций России, Монголии, Китая и сохранения их экономической самодостаточности и самосохранения в условиях мировой глобализации. Политические решения глав наших стран становятся опорой для дальнейшей реализации экономического коридора, при этом наша задача заключается в научном обосновании осуществления этого проекта на

региональном уровне засчет проявления совместных усилий. Для этого нам учёным из трёх стран нужно объединить концепции по созданию экономического коридора.

Информация об авторах

Дорж Т. - доктор экономических наук, профессор, Академик АН Монголии, е-mail: T_dorj@doctor.com.

Даваасурэн А. - доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом Института международных отношений Академии Наук Монголии, е-mail: davaasuren13@yahoo.com.

Authors

Dorj T. - D.Sc. in Economics, Professor, Academician of the Academy of Sciences of Mongolia, е-mail: T_dorj@doctor,com.

Davaasuren A. - D.Sc. in Economics, Professor, Head of Department, Institute of International Relations of the Academy of Sciences of Mongolia, е-mail: davaasuren13@yahoo.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.