Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦЕННОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ'

РОЛЬ ЦЕННОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ценности / воспитание / общество / образование / культура / values / upbringing / society / education / culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Велленова Г. Х., Меляева З. С.

В статье рассматривается важность ценностного воспитания в современном обществе. Автор обращается к основным причинам и последствиям недостаточного внимания к ценностям в воспитании, а также предлагает практические подходы к укреплению ценностных оснований в образовательных и социальных контекстах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF VALUE EDUCATION IN PERSONALITY FORMATION

The article examines the importance of value education in modern society. The author addresses the main causes and consequences of insufficient attention to values in education, and also offers practical approaches to strengthening value foundations in educational and social contexts.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦЕННОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ»

УДК 37 Велленова Г.Х., Меляева З.С.

Велленова Г.Х.

преподаватель кафедры «Педагогики» Туркменский государственный университет имени Махтумкули (г. Ашхабад, Туркменистан)

Меляева З.С.

преподаватель кафедры «История Туркменистана» Туркменский государственный университет имени Махтумкули (г. Ашхабад, Туркменистан)

РОЛЬ ЦЕННОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: в статье рассматривается важность ценностного воспитания в современном обществе. Автор обращается к основным причинам и последствиям недостаточного внимания к ценностям в воспитании, а также предлагает практические подходы к укреплению ценностных оснований в образовательных и социальных контекстах.

Ключевые слова: ценности, воспитание, общество, образование, культура.

Введение.

Ценностное воспитание стоит на передовых рубежах образования и воспитания, играя важнейшую роль в формировании личности и определении траекторий развития общества. В современном мире, охваченном глобализацией, технологическим прогрессом и социокультурными изменениями, ценности становятся ключевым аспектом поддержания стабильности и целостности общества.

Суть ценностного воспитания заключается в передаче и укреплении системы ценностей, которая определяет нормы, убеждения и приоритеты индивида и коллектива. Эта система является основой для формирования

моральных, этических и культурных ориентиров, которые направляют поведение и принятие решений в различных жизненных ситуациях.

Обзор литературы.

Ценностное воспитание является предметом интереса для многих исследователей в различных областях науки, таких как психология, педагогика, социология, философия и культурология. Важно отметить, что ценности имеют многомерную структуру и могут быть рассмотрены с различных точек зрения.

К.Г. Юнг, выдающийся швейцарский психолог, сформулировал концепцию коллективного бессознательного, в котором хранятся общечеловеческие символы и архетипы, связанные с ценностными ориентирами [1, с. 112]. Его работы о ценностях и духовности подчеркивают важность осознания и интеграции ценностей для здорового развития личности и общества.

В работах Л.С. Выготского, российского психолога и педагога, акцент делается на роли общественного опыта и социокультурной среды в формировании ценностных установок индивида [2, с. 78]. Он выделяет понятие "зоны ближайшего развития", в которой происходит взаимодействие между индивидом и культурным наследием, включая ценности.

М.М. Бахтин, российский философ и литературный критик, в своих трудах обращается к проблемам культурного разнообразия и многообразия языковых игр [3, с. 91]. Он подчеркивает, что ценности формируются через диалог и взаимодействие между различными культурными традициями и сообществами.

Современные исследования в области педагогики и социологии также уделяют внимание ценностному воспитанию [4, с. 203]. Исследования в этой области обращаются к вопросам формирования ценностных ориентаций у детей и молодежи, роли семьи, школы и общественных институтов в этом процессе, а также эффективности различных методов и подходов к ценностному образованию.

Основная часть.

Методология ценностного воспитания.

Ценностное воспитание представляет собой многогранный и комплексный процесс, включающий в себя различные методы, подходы и стратегии. Основной целью ценностного воспитания является не только передача конкретных ценностей, но и развитие способности к рефлексии, анализу и осознанию собственных ценностных установок.

Один из основных методов ценностного воспитания - это моделирование ценностных ситуаций. Этот метод предполагает создание различных сценариев и ситуаций, в которых участники воспитательного процесса вынуждены принимать решения на основе своих ценностных установок. Такие ситуации помогают детям и молодежи осознать свои ценностные приоритеты и научиться анализировать их.

Другим важным методом является обсуждение этических дилемм. Через обсуждение различных этических вопросов, учащиеся и воспитанники могут понять, какие ценности лежат в основе их решений и действий, а также научиться уважать точки зрения других людей.

Интеграция ценностных аспектов в учебные программы также играет важную роль в ценностном воспитании. Преподаватели могут включать в свои уроки и курсы обсуждение вопросов нравственности, права и справедливости, что помогает учащимся осознать важность этих ценностей в повседневной жизни.

Результаты ценностного воспитания.

Правильно организованное ценностное воспитание демонстрирует ряд положительных результатов. Во-первых, оно способствует формированию устойчивых моральных ориентиров у детей и молодежи. Ребята, прошедшие через ценностное воспитание, обычно проявляют более высокий уровень эмпатии, толерантности и ответственности перед обществом.

Кроме того, ценностное воспитание способствует развитию критического мышления у учащихся и воспитанников. Люди, осознавшие свои ценностные установки, обычно более аналитично относятся к информации из различных источников и могут самостоятельно принимать обоснованные решения.

Не менее важным результатом является укрепление культурных идентичностей. Через ценностное воспитание дети и молодежь могут узнать и сохранить ценности своей культуры, а также уважительно относиться к ценностям других культурных сообществ.

Дальнейшие перспективы исследования в области ценностного воспитания.

Дальнейшие исследования в области ценностного воспитания должны быть направлены на разработку более эффективных методов и подходов к формированию ценностных ориентаций у детей и молодежи. Необходимо также изучить влияние современных технологий, включая интернет и социальные сети, на ценностные установки молодого поколения.

Также следует уделять внимание роли семьи, школы, общественных организаций и медиа в ценностном воспитании. Исследования в этой области позволят выявить наиболее эффективные практики и стратегии, которые могут быть применены на практике для достижения оптимальных результатов в формировании ценностных ориентаций у молодого поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Юнг, К.Г. Психология и религия. М.: Эксмо, 2018;

2. Выготский, Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2016;

3. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986;

4. Иванов, А.Б. Ценности и моральное развитие в детском и подростковом возрасте. Москва: Просвещение, 2019

Vellenova G.Kh., Melyaeva Z.S.

Vellenova G.Kh.

Makhtumkuli Turkmen State University (Ashgabat, Turkmenistan)

Melyaeva Z.S.

Makhtumkuli Turkmen State University (Ashgabat, Turkmenistan)

ROLE OF VALUE EDUCATION IN PERSONALITY FORMATION

Abstract: the article examines the importance of value education in modern society. The author addresses the main causes and consequences of insufficient attention to values in education, and also offers practical approaches to strengthening value foundations in educational and social contexts.

Keywords: values, upbringing, society, education, culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.