Литература:
1. Дробышевская, Н.С. Организация вокальной работы в Придворной певческой капелле (взгляд через фонды РГИА) / Н.С. Дробышевская // Университетский научный журнал. - 2017. - № 28. - С. 43-51.
2. Николаева, Е.В. История музыкального образования: Древняя Русь: Конец X - середина XVII столетия: [Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений]. - Москва: Владос, 2003. - 208 с.
3. Никольская-Береговская, К.Н. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XX века: [Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений]. - Москва: Владос, 2003. - 304 с.
4. Осеннева, М.С. Работа с детским хором : учебное пособие / М.С. Осеннева, В.А. Самарин. - Москва: Музыка, 2015. - 206 с.
5. Шевлягина, В.Ф. Музыкально-просветительская деятельность С.И. Танеева в Первой народной консерватории в России / В.Ф. Шевлягина // Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / О.А. Апраксина. - Москва: Просвещение, 1990. - С. 31-38.
Педагогика
УДК 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ковчегова Марина Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Горшенина Наталия Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
РОЛЬ ЦЕННОСТНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье обосновывается значимость эмоционального развития и выделены особенности эмоциональных проявлений у детей в системе дошкольного образования. Подчеркивается значение родителей в становлении эмоциональной сферы ребенка, начиная с раннего детства. Приведены результаты констатирующего эксперимента по изучению сформированности ценностно-смыслового и мотивационного компонента педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Сделан вывод о необходимости специальной работы с целью повышения его уровня во взаимодействии с педагогами дошкольных образовательных организаций. Одним из средств рассматривается постоянно действующая «Школа молодых родителей». Обозначены требования к проектированию ее содержания и формам организации. Сделан вывод, «Школа молодых родителей» должна способствовать эмоциональному просвещению родителей и формированию у них ответственности за процесс эмоционального развития ребенка.
Ключевые слова: дошкольное образование, ранний возраст, педагогическая компетентность родителей, ценностно-смысловой и мотивационный компонент, эмоциональное развитие ребенка.
Annotation. The article substantiates the importance of emotional development and highlights the features of emotional manifestations in children in the system of preschool education. The importance of parents in the development of the emotional sphere of the child, starting from early childhood, is emphasized. The results of a stating experiment on the study of the formation of the value-semantic and motivational component of the pedagogical competence of parents raising young children are presented. The conclusion is made about the need for special work in order to increase its level in cooperation with teachers of preschool educational organizations. One of the means is considered a permanent "School of Young Parents". The requirements for the design of its content and forms of organization are outlined. It is concluded that the "School of Young Parents" should contribute to the emotional education of parents and the formation of their responsibility for the process of emotional development of the child.
Key words: preschool education, early age, pedagogical competence of parents, value-semantic and motivational component, emotional development of the child.
Введение. Педагогическую компетентность родителей, воспитывающих детей раннего возраста мы рассматриваем как «результат их личностного развития, готовность проявлять свою педагогическую культуру, непрерывно повышать уровень образованности, оказывая воспитательное и развивающее воздействие, адекватное возрасту ребенка» [3, С. 102]. В ее структуру нами включаются «ценностно-смысловые и мотивационные, когнитивно-содержательные, коммуникативно-деятельностные и рефлексивно-оценочные» компоненты [3, С. 102].
Целью данной статьи является изучение сформированности ценностно-смыслового и мотивационного компонента. Это обусловлено тем, что уровень его развития влияет на эмоциональное становление детей и определяется возможностью родителей устанавливать субъект-субъектное эмоционально-положительное взаимодействие с ребенком, обеспечивая ему состояние защиты и благополучия.
Изложение основного материала статьи. Проблема эмоционального развития детей раннего возраста раскрывается в различных психолого-педагогических исследованиях (В.Н. Белкина, Л.С. Богданова, Дж. Готман, Т.А. Данилина, А.В. Запорожец, И.О. Карелина, И.Ф. Ключникова, Ю.А. Лаптева, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн и др.). В научных публикациях указывается на значимость эмоций и эмоционального общения для психологического и мотивационного развития ребенка, предлагаются характеристики эмоциональных проявлений в конкретных ситуациях. В исследовании К.Э. Изард обосновывается положение, согласно которому «одной из причин возникновения человеческих эмоций является необходимость обеспечения социальной связи между матерью и ребенком». Как указывает автор, посредством эмоций ребенок выражает свое отношение к окружающему миру и познает его [6, С. 22].
Следует подчеркнуть, что у детей раннего возраста эмоции и эмоциональные переживания проявляются довольно ярко и непосредственно, но имеют кратковременный и неустойчивый характер, а эмоциональные реакции на ситуацию могут возникнуть с опозданием. «Когда маленькие дети видят, что другим плохо, они часто приходят в замешательство. Они могут засмеяться или не знают, как им откликнуться» [5, С. 78]. Способность сознательно использовать внешние эмоциональные проявления как средство общения формируется постепенно: уже к старшему дошкольному возрасту, дети начинают контролировать отрицательные эмоции, распознавать эмоции других людей по выражению лица. А.В. Запорожец указывал, что «эмоции играют своеобразную регулирующую и ориентирующую роль в той деятельности, в которой они
формируются, они оказывают специфическое влияние на актуализацию мотивов поведения, формирование новых мотивов» [5, С. 94].
Таким образом, эмоциональное развитие - это способность личности адекватно проявлять эмоции на определенные явления действительности. Исследования показывают, что проявление эмоций является достаточно сложным процессом для детей дошкольного возраста, поскольку они затрудняются правильно определять эмоциональное состояние и давать ему верную характеристику. Однако именно развитие эмоциональной сферы ребенка определяется как значимый фактор для его последующей социализации и достижения успешности. Используемые стратегии воспитания и создание эмоционального климата и комфорта в семье рассматриваются как условия психологического благополучия ребенка [4]. В раннем возрасте достижение ребенком благополучного состояния означает, что ему комфортно, он активен и доверяет окружающему миру.
В педагогике, в том числе, раннего возраста, отмечается особая роль психологического состояния и поведения родителей на эмоциональное развитие детей.
Анализ публикаций свидетельствуют о способности детей с раннего возраста хорошо воспринимать эмоциональные сигналы родителей. Например, чувства тревожности или радости, которые демонстрируют родители, «зеркально отражаются» на эмоциональном состоянии ребёнка и меняют характер его поведения.
В то же время, родители детей раннего возраста в большей степени ориентируются на раннее интеллектуальное развитие своего ребёнка, не уделяя должного внимания развитию эмоциональной сферы, что приводит к снижению уровня эмоциональных и социальных навыков ребенка. Это может выражаться в агрессивных реакциях и аффективном поведении, повышенной тревожности, беспокойном сне, обидчивости, упрямстве и других эмоционально негативных состояниях. В качестве причин, приводящих к проблемам в области эмоционального развития ребенка, можно отметить недостаточность знаний родителей по данному направлению воспитания, не умение влиять на развитие эмоций в раннем детстве, а также, низкий уровень эмоционального развития самих родителей.
При оценке детско-родительских взаимодействий выделяют положительные и отрицательные индикаторы невербальных эмоциональных реакций. Положительные индикаторы выражаются проявлением радости, удивления, восторга. Это взгляд «глаза в глаза», улыбка, смех, теплый тон голоса, живая мимика лица, соответствующая ситуации жестикуляция. К отрицательным индикаторам невербальных эмоциональных реакций можно отнести отсутствие длительное время зрительного контакта, взгляд «сквозь ребенка», эмоциональную непоследовательность (резкий переход от положительных реакций к отрицательным и наоборот), негативный или «заученный» неестественный позитивный тон голос, скованность мимики лика («лицо-маска»), резкая жестикуляция. Следовательно, родители должны стать для ребенка своего рода «эмоциональными тренерами». Благодаря преобразованию эмоций в слова (комментирование эмоционального состояния ребенка), взрослый помогает ребенку формировать «эмоциональный словарь», который будет с возрастом расширяться.
Контент-анализ исследований показывает, что достаточно широко представлены различные направления, раскрывающие особенности эмоционального развития детей, а также влияния родителей на становление эмоциональной сферы ребенка, в том числе, в раннем детстве. Однако важность исследуемой проблемы обуславливает необходимость ее решения во взаимодействии родителей с педагогами дошкольных образовательных организаций.
Мы предполагает, что развитие эмоций у детей в раннем детстве будет более эффективным, если этот процесс основывается на показателях эмоционального развития детей, уровня сформированности педагогической компетентности у родителей, а также обеспечивается система специальных занятий, упражнений для снижения эмоциональной напряженности детей, как в дошкольной образовательной организации, так и в условиях семьи.
Как отмечалось выше, ценностно-смысловой и мотивационный компонент педагогической компетентности у родителей, воспитывающих детей раннего возраста, оказывает выраженное влияние на эмоциональное развитие ребенка. Поэтому в рамках экспериментальной работы нами было проведено исследование с целью определения уровня его сформированности. В исследовании участвовали родители детей группы раннего возраста, посещающих МБДОУ «Детский сад №102 «Светлячок» города Нижнего Новгорода в количестве 52 человек.
Полученные данные позволяют сделать следующие выводы.
30% опрошенных продемонстрировали высокий уровень сформированности ценностно-смыслового и мотивационного компонента, что свидетельствует о понимании родителями особенностей детей раннего возраста и важности эмоциональной близости с ребенком, желание постоянно саморазвиваться с целью обогащения своих знаний. Родители разрешают своим детям выражать отрицательно окрашенные эмоции, так как уверены в том, это является немаловажным условием в правильном эмоциональном становлении личности ребёнка. Большинство родителей высокого уровня отметили, что они могут успокоить своего ребенка, не используя методы наказания, часто привлекают детей к совместной деятельности (например, вместе вымыть посуду или фрукты, чтобы потом красиво накрыть стол). 18% родителей этой группы отметили, что всегда сохраняют спокойный и уравновешенный тон, даже если ребенок капризничает.
Большинство родителей (46%) находятся на среднем уровне. Ответы данной группы родителей показывают, что они не владеют достаточными знаниями о психофизиологических особенностях детей раннего возраста, не всегда учитывают детские интересы, испытывают сложности при взаимодействии в ситуациях, когда ребенок капризничает, иногда могут накричать и отругать ребенка. 22% родителей среднего уровня отметили, что им трудно сохранять спокойствие, особенно, если ребенок не выполняет правила, «о которых они устали ему повторять». Многие родители отметили, что не умеют поддержать эмоциональное состояние своего ребенка и проявляют отстраненное поведение, если он долго плачет или упрямится. В то же время, понимая имеющиеся проблемы, родители демонстрируют готовность к саморазвитию и стремление к повышению своей компетентности.
Низкий уровень продемонстрировали 24% родителей. Ответы этой группы родителей выявили такие проблемы, как эмоциональная дистанция с ребенком, нетерпимость к ребенку, не принятие его эмоциональных состояний, интересов и потребностей, отсутствие стремления к изучению особенностей воспитания и развития ребенка раннего возраста. Они не читают специальную литературу в области психологии и педагоги раннего возраста и считают, что «в детском саду всему научат». Часто используют методы наказания.
В целом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости специальной работы с целью повышения уровня ценностно-смыслового и мотивационного компонента педагогической компетентности у родителей, воспитывающих детей раннего возраста.
Одним из средств может стать постоянно действующая «Школа молодых родителей», деятельность которой базируется «на партнерских отношениях как в процессе информационного обмена между родителями и педагогами, так и при выработке единых подходов к развитию и воспитанию детей» [3, С. 103]. Целевая направленность «Школы молодых родителей» предполагает формирование у родителей индивидуального опыта эмоционально положительного взаимодействия с ребенком, развитие умений определять его реальное эмоциональное состояние и регулировать способы своего поведения, правильно выбирая соответствующие методы и приемы.
Определяя темы, необходимо учитывать выявленные проблемы, поэтому основное содержание может реализовываться по следующим направлениям: «Особенности общения с детьми раннего возраста», «Как играть с ребенком?», «Как научиться понимать своего ребенка?», «Почему ребенок капризничает?», «Как вести себя, если ребенок капризничает?», «Как определить, какие эмоции испытывает ребенок?» и др. Кроме того, для родителей следует продумать и подготовить комплекты специальных дидактических игр и игровых упражнений для домашнего использования.
При проведении «Школы молодых родителей» целесообразно применение таких форм взаимодействия, которые позволяют сочетать теоретическое изучение проблемы и активизировать родителей в процессе практического применения конкретных способов и методов [1, 2, 7]. В этой связи выделим следующие формы: игровые, тренинговые, диалоговые, информационно-коммуникативные, др. Участие специалистов (медицинских работников, педагога-психолога) позволит конкретизировать индивидуальные формы работы на основе потребностей и запросов родителей, а также включать специальные тренинги на общих занятиях. Например, психогимнастические этюды, анализ собственного поведения, обсуждение проблемных ситуаций позволит родителям приобрести как важные для них знания, так и опыт эмоционального выражения своих чувств приемлемыми способами. Подчеркнем, что содержание и формы организации «Школы молодых родителей» по повышению уровня ценностно-смыслового и мотивационного компонента педагогической компетентности должны способствовать эмоциональному просвещению родителей и формированию у них ответственности за процесс эмоционального развития ребенка. Важно обеспечить обучение родителей умению понимать эмоциональное состояние (собственное и ребенка), причины возникновения различных эмоциональных проявлений и правильно относиться к эмоциональным реакциям ребенка, особенно, негативным.
Выводы. В статье представлены результаты констатирующего эксперимента по изучению уровня сформированности одного компонента педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей раннего возраста, а именно, ценностно-смыслового и мотивационного. Значимость исследования определяется следующими положениями.
Во-первых, процесс эмоционального развития ребенка раннего возраста предполагает установление особых отношений с родителями, способствующих развитию состояния взаимной привязанности и положительного эмоционального настроя. Именно через привязанность ребенка и родителей формируется необходимый социально-эмоциональный опыт и обеспечивается своевременное эмоциональное развитие.
Во-вторых, развитие у родителей способности эмоционально поддерживать своего ребенка оказывает влияние на процесс его эмоционального становления и приобретения последующего опыта положительного взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми.
В то же время, проблема развития у родителей детей раннего возраста педагогической компетентности в комплексе всех ее компонентов, к которым мы относим ценностно-смысловой и мотивационный, когнитивно-содержательный, коммуникативно-деятельностный, рефлексивно-оценочный, обуславливает проведение исследования уровня их сформированности и проектирование содержательных и технологических направлений «Школы молодых родителей» по выявленным проблемам каждого из компонента во взаимодействии с педагогами дошкольных образовательных организаций.
Литература:
1. Бичева, И.Б. Методические основы воспитания эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста / И.Б. Бичева, А.С. Большакова, Е.И. Пушкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. -С. 47-50.
2. Бичева, И.Б. Организационно-методические основы взаимодействия педагогов с родителями в дошкольном образовании / И.Б. Бичева, Н.В. Вялова, Е.А. Рязанова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№ 67-4. - С. 44-47.
3. Моделирование развития педагогической компетентности родителей в дошкольной образовательной организации / Бичева И.Б., Ковчегова М.Б., Горшенина Н.М., Самохвалова Н.В. [и др.] // Современные наукоемкие технологии. - 2021. -№ 11-1. - С. 101-105.
4. Бурина, Е.А. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства / Е.А. Бурина, А.Е. Кудинова // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №1. - С. 6.
5. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. Эмоциональное развитие дошкольников / А.В. Запорожец. - М.: Знание, 2018. - 402 с.
6. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб.: Питер. - 2016. - 464 с.
7. Рязанова, М.В. Интерактивные формы работы педагога с родителями воспитанников / М.В. Рязанова, Т.Г. Ханова // Детский сад от А до Я. - 2021. - № 2 (110). - С. 18-26.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат психологических наук, доцент Боцоева Анна Владимировна
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Краснодарский филиал Финуниверситета) (г. Краснодар);
преподаватель кафедры «Философия, история и право» Иваненко Татьяна Александровна
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Краснодарский филиал Финуниверситета) (г. Краснодар);
кандидат философских наук, доцент Чупрова Альбина Алексеевна
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)
ЭТАПЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ АВТОРСКОГО ОНЛАЙН-КУРСА В КОНТЕКСТЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается проблема концепций рассмотрения образования как тренда. Ставится серьезный вопрос о том, какие силы в современном социуме влияют на рост рынка образовательных услуг. Каждому современному прогрессивному и конкурентоспособному преподавателю хочется быть в тренде. Авторы убеждены, что преподаватель, задумавший создание своего онлайн-курса, в первую очередь, должен сформировать представление о том, чем легендарные продукты отличаются от обычных. Современная образовательная среда, ориентированная на поколение сегодняшних студентов, диктует необходимость понимания, что должно быть заложено в алгоритм своего продукта, чтобы курс был востребованным для студентов и интересным от начала до конца. При формировании данного представления на приоритетные позиции выходят, так называемые, принципы разработки продукта-легенды, чтобы реализовать их на