Н.Г. Благовидова, В.А. Дауэ, Н.В. Юдина DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10066
N.G. Blagovidova, V.A. Daue, N.V. Iudina
Роль транспортной инфраструктуры в формировании непрерывной системы озелененных территорий города
The role of transport infrastructure in the formation of a continuous system of green areas of the city
Ключевые слова: зеленая инфраструктура, мегаполис; экосистема, транспортная инфраструктура. Keywords: green infrastructure; metropolis; ecosystem; transport infrastructure.
Аннотация: В статье рассматривается роль транспортной инфраструктуры как сети связей зеленой структуры города. Цель исследования - рассмотреть возможность преобразования транспортного «барьера» в один из основных связующих элементов городского каркаса.
Abstract: This article discusses the role of transport infrastructure as a network of green infrastructure links. The purpose of this study is to consider the possibility of transforming the transport "barrier" into one of the main connecting elements.
В настоящее время система природного комплекса столицы разорвана, ее природные и озелененные территории расположены по городу неравномерно. Существующее положение системы природного комплекса определяется раздробленностью ядер природно-эколо-гического каркаса, отсутствием экокоридоров, способных обеспечивать взаимосвязь природных территорий, а также их дефицитом: около 30% городских территорий лишены парков и других значительных по площади озелененных пространств. Это является одной из важнейших предпосылок снижения устойчивости природных экосистем к антропогенным воздействиям. Необходимо рассмотреть не только существующие сложившиеся природные комплексы, но также все возможные ресурсы города, с помощью которых при правильной градостроительной политике можно обеспечить взаимосвязь природных компонентов.
Мировая практика в последнее десятилетие демонстрирует большое количество примеров формирования непрерывной системы озелененных территорий города - проектов организации зеленой инфраструктуры (далее сеть ЗИ). Структура сети ЗИ - система взаимосвязанных озелененных открытых пространств, состоящих из ядер и связей между ними. Цели сети ЗИ - формирование, сохранение и устойчивое развитие экологического каркаса города, культурно-исторических ландшафтов, а также улучшение рекреационных функций города. Поставленные цели определяют задачи сети ЗИ: природоохранные - сохранение биоразнообразия и функциональной целостности ландшафтов, а также социальные - удовлетворение потребностей человека в комфортных условиях проживания. Таким образом, сеть ЗИ можно определить как инструмент поддержания экологического каркаса города - его экологической сети и сре-дообразующей системы.
В рамках распоряжения Правительства РФ от 18.12.2012 «Об утверждении Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» и постановления об утверждении изменения границы между Москвой и Московской областью от 01.07.2012 г., Институтом градостроительного
и системного проектирования был разработан «Атлас Экологического каркаса Москвы». Согласно его данным, в зависимости от степени освоенности территории «экологический каркас может разделяться на два типа - природно-экологический и эколого-градостро-ительный». В данном исследовании нас интересует последний: его структурные элементы определяются как автономно функционирующие природоподобные территориальные комплексы, регулируемые деятельностью человека.
Формирование и дальнейшее развитие системы природного комплекса Москвы (далее ПК) осуществляется на базе сохранения городских лесов, лесопарков и крупных парков столицы. При этом основными «зелеными связями» должны стать не только компоненты ПК (цепи бульваров, скверов, парков, поймы рек и пр.) но и территории транспортной инфраструктуры.
Сегодня компоненты транспортной инфраструктуры - автомобильные, железные дороги - принято считать проблемными элементами, дробящими и дезорганизующими системы природных территорий в современном городе. При этом транспортный каркас является одной из самых развитых сетей в мире: квартальные проезды и жилые улицы являются частью более крупных районных и городских улично-дорожных сетей, которые, в свою очередь, имеют продолжение и развитие на более высоких уровнях - межгородском, межрегиональном, вплоть до интернационального. Следовательно, включение улиц и дорог в систему зеленого каркаса в качестве сети связей между мелкими и крупными природными территориями более чем актуально. Цель данного исследования - рассмотреть возможность преобразования транспортного «барьера» в один из основных связующих элементов городского каркаса.
Территории транспортной инфраструктуры, потенциально перспективные для преобразования в элементы такой связующей сети, можно разделить на 2 группы: элементы железнодорожного каркаса и магистральные улицы.
Потенциальными территориями ж/д каркаса, способными участвовать в экологической компенсации
в условиях современного города, являются следующие элементы:
• буферная зелень вдоль ж/д путей: именно такие «зоны отчуждения» осуществляют связь городских биотопов с пригородными. Отечественный опыт показывает, что такие зеленые насаждения могут играть роль антропогенного «зеленого коридора» между периферией и центром города;
• неэксплуатируемые территории ж/д: восстановление общественной функции неиспользуемых технических территорий;
• неэксплуатируемые участки ж/д путей: озеленение заброшенных участков, существующих на 90% территории столичных промышленных зон, более не использующих ж/д транспорт для подвоза сырья и комплектующих для производства и вывоза продукции. Зарубежный опыт демонстрирует немало проектов ревитализации заброшенной промышленной среды в линейные парки на основе как наземных, так и надземных нерегулярно-/неиспользуемых участков ж/д каркаса.
Потенциальными территориями второй группы - магистральных улиц и автодорог в промышленных и коммунально-складских зонах - являются следующие элементы:
• буферная зелень между автомагистралями и их дублерами, аналогичная буферной зелени ж/д;
• улицы, парквеи: преобразование в линейные парки, гринвеи;
• «зеленые» пути наземного общественного транспорта: реорганизация разветвленной сети трамвайного сообщения города в экокоридоры;
• многоуровневые ТПУ.
Преобразование улиц в «зеленые» связи чаще всего характеризуется изменением профиля улицы и насыщением ее как зелеными насаждениями, так и соответствующими инженерными составляющими.
По инициативе NACTO (Национальной ассоциации транспортных департаментов США) в течение нескольких лет разрабатывались новые стандарты проектирования городских улиц, отвечающие запросам современности и вызовам будущего. Результатом стало своего рода подробное руководство, которое также было переведено на русский язык. В данном руководстве описано, как в существующих границах профиля улицы в зависимости от ее класса сузить проезжую часть и расширить пешеходную/буферную зону. В результате территория, полученная вследствие сужения проезжей части, принимается за потенциальную для преобразования в элемент сети ЗИ (рис. 1).
При этом, согласно исследованию бюро McGregor Coxall Greenway master plan, посвященному проектированию ряда линейных парков - Atlanta BeltLine, Chicago 606, Indianapolis Cultural Trail, tte High Line в Нью-Йорке, Superkilen, Bishan Park (Kallang River Naturalisation), Rose Fitzgerald Kennedy Greenway, LA River Revitalisation, Playa Vista Parks, Prince Alfred Park, Plan Del Verde y de la Biodiversidad de Barcelona 2020, Glenor-chy Art & Sculpture Park (GASP), Battery Point Sculpture Trail, City of Adelaide Bike Art Trail, Windsor Street Linear
Reserve, Sydney Park Wetlands, - были выявлены следующие принципы организации линейных озелененных пространств:
• соучаствующее проектирование;
• доступность разных групп общества к проектируемым объектам;
• формирование пространственных связей - организация маршрута по местным точкам интереса;
• повышение биоразнообразия - создание взаимосвязанных экокоридоров;
• культурно-функциональное насыщение пространства;
• формирование идентичности окружающего городского пространства;
• проектирование инженерной коммуникации с учетом новейших «зеленых» технологий.
Сценарный подход Indianapolis cultural trail при изменении профиля улиц города привносит не только рекреационную, но и образовательную функцию в открытое общественное пространство, где с помощью приемов ландшафтной архитектуры и инсталляций раскрывает историю города ее жителям и туристам.
Также примечательна стратегия Barcelona green infrastructure and biodiversity plan 2020. Местное управление добивается связности и поддержания биоразнообразия именно за счет включения улиц города в сеть ЗИ и преобразования пешеходной части в линейные парки, соседствующие с системой автомобильных улиц и проездов.
Однако преобразование элементов транспортной сети в «зеленые» связи прежде всего определяется переориентацией в экологически полноценного участника зеленой инфраструктуры. Определение потенциала всех категорий улиц и дорог и реорганизация их профиля в «зеленую» связь должны происходить с учетом рекомендаций как биологов и экологов, так и транспортных инженеров.
В 2019 Институт стандартов Великобритании утвердил систему «пространственно-экологического дренажа», обеспечивающую целостность и связность уличных зеленых насаждений. Она основывается на инженерной системе биодренажа, способной обеспечивать фильтрацию и управление потоком ливневых сточных вод, что способствует снижению риска наводнений. Несущая конструкция - каркасные ячейки для дренажа - представляет собой пространственную решетку, которая обеспечивает вариативность покрытий улиц, дорог, пешеходных путей и участков озеленения на них. Такая система может существенно сократить процент запечатывания почв, а также создать необходимые условия для развития корневой системы - максимально эффективно использовать доступные объемы грунта, обеспечить закрепление почвы под корневыми системами растений.
Основной задачей при преобразовании транспортного «барьера» в один из основных связывающих элементов - создание условий, обеспечивающих функциональность городского биоразнообразия. Улица - наиболее яркий пример, где при организации непрерывности озелененных территорий важным является принцип не
Рис. 1. Изменение профиля улиц по данным ЫЛСТО (Национальной ассоциации транспортных департаментов США)
Plan del Verde de la Biodiversidad de Barcelona
Рис. 2. Проект зеленой инфраструктуры и план сохранения биоразнообразия Барселоны-2020
Рис. 3. Схема «зеленой» транспортной инфраструктуры. Разработано Дауэ В.А. по схеме «Городская зона организации градо-экологического каркаса» Института экологии города
замещения, а совмещения природного элемента и антропогенной среды. Необходимо учитывать свойства и характеристики зеленых насаждений: внесезонность, стрессоустойчивость к внешним факторам проезжей части улицы, поглощение CO2 для обеспечения эффективного снижения загрязнения воздуха и пр. Таким образом, в разрабатываемой системе сеть уличных зеленых насаждений становится также частью экологического каркаса города.
Согласно данным ИГСП «Атлас экологического каркаса Москвы», для обеспечения связности градо-эко-логического каркаса определена городская зона для его организации на основе функциональных элементов озелененных территорий общественного использования, где ключевым связующим элементом будут выступать именно участки транспортной инфраструктуры (рис. 3).
На примере ул. Дмитрия Ульянова рассмотрим возможность ее организации как «зеленой связи»: улица соединяет долину малой реки Котловка и систему ПК МГУ, при этом проходит через жилые кварталы, вну-тридворовое озеленение которых предлагается к преобразованию в так называемый community парк - систему взаимосвязанных садов в жилой застройке; помимо этого авторами учитывается потенциал ряда районных ПК и территорий долин малых рек, протекающих в коллекторах, для преобразования их в линейные парки, а также участки промышленности - их реновацию с частичной/полной реорганизацией территории с возможностью благоустройства в пост-индустриальный парк. Также с учетом рекомендаций исследований Института планирования и развития Праги предлагается к изменению профиль улицы.
Таким образом, улица как криволинейная ось «собирает» вышеописанные «зеленые» включения и становится основой сети ЗИ этого района и, следовательно, одним из важных элементов градоэкологического каркаса города.
Список цитируемой литературы:
1. Атлас экологического каркаса Московской агломерации / Институт Градостроительного и Системного Проектирования,
Институт экологии города. - Москва, 2014.
2. Дауэ В.А. Анализ формирования непрерывной зеленой инфраструктуры города в мировой практике/ В.А. Дауэ // Наука, образование и экспериментальное проектирование: Тезисы докладов международной научно-практической конференции, 6-10 апреля 2019 г. Московский архитектурный институт. Том 1. - Москва: МАРХИ, 2019. - С. 326.
3. Дауэ В.А. Эволюция и новые импульсы в формировании общественных пространств / В.А. Дауэ, Н.А. Муравьева, О.А. Шурупова // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: материалы международной научно-практической конференции. - Москва: МАРХИ, 2019. - С. 162.
4. Кривощекова Н.С. Формирование природного каркаса в генеральных планах города / Н.С. Кривощекова. - Москва, 2010. - 183 с. - (Специальность: архитектура). - ISBN 9785-9647-0200-9.
5. Микулина Е.М. Архитектурная экология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Архитектура» / Е.М. Микулина, Н.Г. Благовидова. - Москва: Академия, 2013. - 248 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-7695-9507-3.
6. Разгулова А.М. Возможность создания линейных парков на основе неиспользуемых элементов железнодорожных путей: анализ зарубежного опыта / А.М. Разгулова // Academia. Архитектура и строительство. - 2015. - №4 / [официальный сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnost-sozdaniya-lineynyh-parkov-na-osnove-neispolzuemyh-elemen-tov-zheleznodorozhnyh-putey-analiz-zarubezhnogo-opyta (дата обращения: 19.04.2020).
7. Barcelona green infrastructure and biodiversity plan 2020 / Municipal government to the Commission of Urban Habitat and Environment, 2014 / www.barcelona.cat: [website]. - URL: https://ajuntament.barcelona.cat/ecologiaurbana/en/what-we-do-and-why/green-city-and-biodiversity/green-and-biodiversity-plan (date of access: 15.04.2020).
8. Greenway master plan / McGregor Coxall, 2018 / www.innerwest. nsw.gov.au: [website]. - URL : https://www.innerwest.nsw.gov. au/live/environment-and-sustainability/sustainability-programs/ greenway (дата обращения: 14.04.2020).
9. Prague Public Space Design / Prague Institute of Planning and Development, IPR Praha, Prague, 2016-02 / en.iprpraha.cz: [website]. - URL: http://en.iprpraha.cz/clanek/1361/public-space (дата обращения: 17.04.2020).
10. Trees and water sensitive urban design / UK National Standards Body - BSI, 2019. / [website]. - URL: https://www.greenblue.com (дата обращения: 18.04.2020).
11. Urban Street Design Guide / National Association of City Transportation Officials, 2012 / nacto.org: [website]. - URL: https://nacto. org/publication/urban-street-design-guide/streets/street-design-principles/ (дата обращения: 19.04.2020).