РОЛЬ ТРАНСПОРТА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
Е.А. Корсакова, канд. экон. наук, доцент
Уральский государственный экономический университет
(Россия, г. Екатеринбург)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-11-2-83-87
Аннотация. В статье рассматриваются основные функции, которые транспорт выполняет в системе общественного воспроизводства. Повышение степени транспортной освоенности территорий способствует расширению возможностей, связанных с вовлечением в хозяйственный оборот экономических ресурсов. Цель исследования состоит в выяснении роли, которую играет транспорт в формировании рациональной пространственной организации производства и совершенствовании экономических связей между регионами. В статье отмечается, что состояние транспорта должно соответствовать потребностям регионов в транспортных услугах, а также создавать условия для развития интеграционных процессов между предприятиями, расположенными в разных регионах.
Ключевые слова: транспорт, территориальное разделение труда, размещение производства, региональные экономические связи, транспортная система страны.
Среди экономических проблем, от решения которых зависит ускорение экономического роста в России, важное место занимает проблема развития транспорта. В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года подчеркивается, что в России, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей экономики, важнейшей составной частью производственной инфраструктуры [1].
Уровень развития транспорта определяет характер и эффективность экономических связей между регионами страны. От доступности транспортных услуг зависят возможности рационализации территориального разделения труда, размещения производства по территории страны, т.е. совершенствование территориальной организации производства.
Необходимым условием дальнейшего развития экономики России является совершенствование экономических связей между регионами, объединение ее регионов в единое экономическое пространство с помощью транспортных коммуникаций. В связи с этим актуальным становится дальнейшее исследование функций транспорта, раскрытие механизма его воздействия на совершенствование экономиче-
ских связей между регионами, а также определение направлений развития транспортной системы страны.
Экономические связи между регионами возникают и развиваются в результате территориального разделения труда. Этот объективно протекающий процесс предполагает закрепление конкретных видов производства за определенными территориями, в которых имеются благоприятные сочетания ресурсов для развития этих видов производства. Целью этого процесса является повышения производительности труда и снижения издержек производства. Объективным результатом специализация производства в регионах является обмен результатами деятельности между территориями. Важнейшую роль в процессе обмена результатами деятельности между регионами играет транспорт.
Экономическая роль транспорта заключается в перемещении по территории страны экономических ресурсов к месту производства готового продукта, а затем перемещении готового продукта к месту его потребления, пространственно отдаленное от места производства. Развитие транспорта способствует развитию территориальной специализации производства, обеспечивая реальное кооперирование ре-
гионов, совершенствование экономических связей, функционирование экономики страны как целостного территориально-производственного комплекса.
Уровень экономического развития страны с большой территорией в значительной степени определяется тем, какими средствами она располагает для осуществления экономических связей между различными регионами. Формирование этих связей связано с определенной пространственной организацией производства, которая проявляется в размещении производства по территории страны. Поэтому к числу важнейших факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства по территории страны и совершенствование экономических связей между регионами, относится развитие транспорта. Особенно большую роль в развитии экономических связей между регионами играет густота транспортной сети в стране и экономических районах.
Значение транспорта в развитии экономики не сводится к выполнению функции связующего звена между видами производства. От развития транспорта как отрасли экономики зависят развитие и специализация регионов, размеры затрат общества на перемещение экономических
ресурсов и готовой продукции по территории страны. Развитие транспорта для страны с большой территорией является необходимым условием для вовлечения в хозяйственный оборот экономических ресурсов. От степени транспортной освоенности территорий зависит также вовлечение в экономическое пространство страны новых территорий.
Развитие транспорта как самостоятельной отрасли экономики, удовлетворяющей потребности общества в перевозках, опережает развитие других отраслей. В 2019 и в 2021 гг. транспортный сектор рос опережающими развитие обрабатывающего производства темпами. Коэффициент опережения, который определяется как соотношение темпов прироста физического объема выпуска в сфере транспорта и обрабатывающих производствах, составил в 2019 году 1,01, а в 2021 году - 1,04. Это убедительно свидетельствует об опережающем развитии транспорта по сравнению с развитием обрабатывающих производств (табл. 1). Быстрое развитие этой отрасли обусловлено изменениями в территориальном разделении труда, ростом потребности сферы обращения в перевозках товаров и людей.
Таблица 1. Индексы физического объема выпуска по базовым отраслям экономики (в процентах к предыдущему году) [5]____
Отрасли экономики 2019 2020 2021
Обрабатывающие производства 102,8 99,5 105,2
Транспортировка и хранение 103,4 89,3 109,4
Транспорт имеет большое значение для развития российской экономики. По данным Росстата в 2020 году на долю транспортного сектора экономики приходилось почти 6,4% валовой добавленной стоимости. В структуре ВВП по счету производства 2021 гг. доля транспортировки и хранения составила в 2021 г. 6%. В отраслевой структуре транспорта важнейшим его видом был и остается железнодорожный транспорт. На всех этапах своей исторической эволюции железнодорожный транспорт оказывал существенное влияние на
состояние российской экономики. Железнодорожный транспорт относится к наиболее экономичным видам транспорта. По уровню себестоимости перевозок он уступает лишь трубопроводному транспорту. В 2021 году на железнодорожный транспорт в России приходилось более 60% грузооборота. Железные дороги в России несут основную транспортную нагрузку, особенно в отношении грузов. Об этом убедительно свидетельствуют данные таблицы 2.
Таблица 2. Интенсивность перевозок грузов по основным видам путей сообщения (миллионов тонно-километров на один километр длины путей) [5] ___
Виды путей сообщения 2019 2020 2021
Железнодорожные пути общего пользования 29,9 29,3 30,3
Автомобильные дороги общего и необщего пользования 0,2 0,2 0,2
Магистральные трубопроводы 10,7 9,7 10,4
В публикациях, посвященных анализу результатов первого этапа реформы, проводимой на железнодорожном транспорте, отмечалось, что современный уровень развития железнодорожного транспорта недостаточен для удовлетворения растущих потребностей регионов в услугах данного вида транспорта. В результате в хозяйственный оборот не вовлекаются природные ресурсы, не выстраиваются интеграционные связи между предприятиями, расположенными в разных регионах. Из-за отсутствия железнодорожного сообщения, низкого уровня транспортной обеспеченности в хозяйственный оборот не вовлекаются многие крупные месторождения полезных ископаемых особенно, в восточных и северных регионах страны. Ряд субъектов Российской Федерации не имеют железных дорог. Из-за территориальных диспропорций в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, транспортной обеспеченности регионов в ряде регионов уровень загрузки части железных дорог превышает оптимальный [2].
Уровень развития транспорта и его отраслевая структура в каждом экономическом районе оказывают огромное влияние на развитие отдельных регионов и экономики страны в целом. Недостаточное развитие транспортной системы входит в число причин усиления диспропорций в развитии регионов наряду с несбалансированной структурой производства, низкими темпами технологического развития [3].
Образование на востоке России производств, потребляющих большое количество энергии и материалов, требует развития магистрального транспорта, создания внутрирайонной транспортной сети, обеспечивающей доставку грузов к магистральным линиям. Промышленное освоение новых территорий требует ускоренного развития транспорта, способствующего быстрому освоению природных богатств,
сокращению затрат на производство и транспортировку продукта.
Интеграции удаленных на большие расстояния друг от друга регионов страны будет способствовать снижение транспортных издержек. В результате роста тарифов на грузоперевозки доля транспортной составляющей в цене готовой продукции имеет тенденцию увеличиваться. По данным Росстата, прирост тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом в процентах к предыдущему году составил в 2020 году 3,5%, а в 2021 году -3,7%. Дальнейшее совершенствование и развитие транспорта, в том числе и железнодорожного транспорта на инновационной основе открывает возможности для снижения транспортных издержек в стоимости конечного продукта.
Потребность в развития железнодорожного транспорта на основе современных достижений науки и техники объективно обусловлена необходимостью совершенствования экономических связей между регионами России. Развитие железнодорожного транспорта предполагает дальнейшую его электрификацию, строительство вторых путей, что будет способствовать увеличению скорости поездов и росту пропускной способности магистральных линий и линий внутри регионов. Строительство новых дорог на электрифицированной основе позволит устранить диспропорции между ростом грузооборота и протяженностью железнодорожных путей, повысит степень транспортной обеспеченности и доступности регионов.
В условиях научно-технического прогресса происходят неизбежные изменения в развитии всех отраслей транспорта. Функция связующего звена в общественном производстве сохранится за транспортом. При решении вопросов развития экономики, размещении производства по территории страны, оптимизации экономиче-
ских связей между регионами по-прежнему важную роль будет играть транспортный фактор. Но в условиях научно-технического прогресса появятся условия для выбора наиболее эффективных способов транспортировки грузов и пассажиров, для повышения степени транспортной доступности районов, ранее недоступных для промышленного освоения.
Серьезной проблемой в развитии железнодорожного транспорта становится согласование деятельности по удовлетворению потребности в перевозках грузов и пассажиров с другими видами транспорта, занимающими в грузообороте страны и экономических районов преобладающее положение. В настоящее время открывается возможность применительно к конкретной территории использовать различные виды транспорта. Современный научно-технический прогресс вызывает глубокие изменения самой организации транспортной системы и управления ею. Серьезные изменения в способах и методах управления транспортной системой происходят сегодня под воздействием процесса циф-ровизации.
От развития транспорта зависят темпы экономического роста. Развитие железно-
Библиографический список
1. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrans.gov.ru/documents/.
2. Щербанин Ю.А. К вопросу о результатах реформы, проводимой на железнодорожном транспорте // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2010. - № 3. - С. 106-111.
3. Антипин И.А., Власова Н.Ю., Иванова О.Ю. Стратегические приоритеты управления пространственными диспропорциями социально-экономического развития регионов России // Управленец. - 2020. - Т. 11, № 6. - С. 28-43.
4. Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков А.А. Государственно-частное партнерство - основная форма реализации транспортно-транзитного потенциала России // Экономика региона. - 2017. - Т. 13, Вып. 1. - С. 1-12.
5. Российский статистический ежегодник. 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2022.pdf.
дорожного транспорта воздействует на экономический рост посредством рационализации перевозок грузов, ускорения доставки экономических ресурсов к месту производства продукции и готовой продукции к месту ее потребления, снижения стоимости транспортировки грузов по железной дороге, повышения производительности труда и степени использования.
Развитие транспорта является важным условием прогрессивных сдвигов в территориальном разделении и совершенствовании экономических связей между регионами. В результате развития транспорта как связующего звена в процессе производства и обмена происходят изменения в размещении центров производства продукции и рынков, совершенствуется территориальная организация производства.
Состояние транспортной системы определяет во многом условия экономического роста. Ключевое значение для ускорения экономического роста имеет развитие транспортной системы на инновационной основе с организацией на территории России производств товаров и услуг с максимально высокой добавленной стоимостью [4].
THE ROLE OF TRANSPORT IN IMPROVING THE TERRITORIAL ORGANIZATION OF PRODUCTION
E.A. Korsakova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Ural State University of Economics (Russia, Ekaterinburg)
Abstract. The article discusses the main functions that transport performs in the system of social reproduction. Increasing the degree of transport development of territories contributes to the expansion of opportunities associated with the involvement of economic resources in economic circulation. The purpose of the study is to clarify the role played by transport in the formation of a rational spatial organization of production and improvement of economic relations between regions. The article notes that the state of transport should meet the needs of the regions for transport services, as well as create conditions for the development of integration processes between enterprises located in different regions.
Keywords: transport, territorial division of labor, location of production, regional economic relations, transport system of the country.