Научная статья на тему 'Роль транспорта в экономике России'

Роль транспорта в экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10821
714
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЬ ТРАНСПОРТА В ЭКОНОМИКЕ / THE ROLE OF TRANSPORT IN THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поваров Г.В., Селезнёва А.В.

Наряду с такими базовыми отраслями, как промышленность, строительство, торговля и сельское хозяйство, транспорт занимает важное место в экономике России. Базовые отрасли участвуют в создании валового внутреннего продукта и национального дохода, создают гарантию целостности страны, её экономической независимости и национальной безопасности. При этом транспорту отведена особая роль, так как он доставляет изготовленную продукцию потребителям и тем самым завершает производственный процесс. Поэтому в условиях развивающихся рыночных отношений важно установить роль и место транспорта в экономике страны. Таким образом, продукция транспорта абсолютно специфична и имеет качественную оценку услуги по скорости, надежности и безопасности. Технология производственного процесса на транспорте отличается от остальных отраслей экономики по пространственным и временным характеристикам, по составу и структуре затрат на производство, по специфике труда и его режима. Специфика технологического процесса на транспорте определяет особую организацию управления производством, организацию и оплату труда, состав расходов при формировании себестоимости продукции, а также особые методы управления трудовыми коллективами и оценки результатов в условиях территориального рассредоточения эксплуатируемого имущества предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Поваров Г.В., Селезнёва А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TRANSPORT IN THE RUSSIAN ECONOMY

In addition to such basic sectors as industry, construction, trade and agriculture, transport plays an important role in the Russian economy. Basic industries are involved in the creation of the gross domestic product and national income and guarantee the integrity of the country, its economic independence and national security. This transport has a special role, as it delivers made products to customers, and thus completes the production process. Therefore, in the context of developing market relations, it is important to establish the role and place of transport in the country’s economy Thus, production of transport is absolutely specific and has a high quality evaluation services to speed, reliability and security The technology of production of transport different from other sectors of the economy at the spatial and temporal characteristics of the composition and structure of production costs, according to the specifics of work and his regime. The specifics of the process of transport determines the particular organization of production management, organization and labor costs, the expenses of the formation of the cost of production, as well as special methods of management of labor collectives and evaluation in a geographically dispersed enterprises operated property.

Текст научной работы на тему «Роль транспорта в экономике России»

ТРAНCПOРТ

Литература:

1.Сураева, М.О. Новая парадигма управления инновационным развитием железнодорожного транспорта [Текст] М.О. Су-раева //Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. -Самара, 2011. - № 11. - С. 81-85. - 0,62 печ. л.

2. Рачек С.В., Пикалин Ю.А., Обухова О.В. Экономический анализ деятельности региональных структур железнодорожного транспорта в условиях внедрения инноваций/ Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2012. № 1.

3. Развитие инновационных процессов в отраслях промышленности. Сафронова А.А. В сборнике: Актуальные проблемы экономики, управления, права. Материалы межвузовской кон-

ференции. Ответственный редактор Ю.А. Соколова. 2008. С. 82-93.

4. Инновации как основа циклического развития экономики. Сафронова А.А. Евразийский союз ученых. 2015. №10-5(19). С. 153-155.

5. Концепция сбалансированного развития инновационных систем. Егоров А.Ю., Красовский А.С., Герасимов П.С. Транспортное дело России. 2012. №5. С. 58-61.

6. Формирование благоприятного инновационного климата как основа осуществления инновационной деятельности предприятия. Егоров А.Ю., Егорова О.С. Транспортное дело России. 2010. №12S. С. 66-70.

УДК 658

РОЛЬ ТРАНСПОРТА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Поваров Г.В., Заслуженный работник речного транспорта, академик Академии транспорта РФ, д.э.н., профессор Селезнёва А.В., к.э.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

Наряду с такими базовыми отраслями, как промышленность, строительство, торговля и сельское хозяйство, транспорт занимает важное место в экономике России. Базовые отрасли участвуют в создании валового внутреннего продукта и национального дохода, создают гарантию целостности страны, её экономической независимости и национальной безопасности. При этом транспорту отведена особая роль, так как он доставляет изготовленную продукцию потребителям и тем самым завершает производственный процесс. Поэтому в условиях развивающихся рыночных отношений важно установить роль и место транспорта в экономике страны.

Таким образом, продукция транспорта абсолютно специфична и имеет качественную оценку услуги по скорости, надежности и безопасности. Технология производственного процесса на транспорте отличается от остальных отраслей экономики по пространственным и временным характеристикам, по составу и структуре затрат на производство, по специфике труда и его режима. Специфика технологического процесса на транспорте определяет особую организацию управления производством, организацию и оплату труда, состав расходов при формировании себестоимости продукции, а также особые методы управления трудовыми коллективами и оценки результатов в условиях территориального рассредоточения эксплуатируемого имущества предприятий.

Ключевые слова: роль транспорта в экономике.

THE ROLE OF TRANSPORT IN THE RUSSIAN ECONOMY

Povarov G., honored worker of river transport, academician of the Academy of Transport of the Russian Federation, Doctor of Economics, Professor Selezneva A., Ph.D., assistant professor, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping»

In addition to such basic sectors as industry, construction, trade and agriculture, transport plays an important role in the Russian economy. Basic industries are involved in the creation of the gross domestic product and national income and guarantee the integrity of the country, its economic independence and national security. This transport has a special role, as it delivers made products to customers, and thus completes the production process. Therefore, in the context of developing market relations, it is important to establish the role and place of transport in the country's economy.

Thus, production of transport is absolutely specific and has a high quality evaluation services to speed, reliability and security. The technology of production of transport different from other sectors of the economy at the spatial and temporal characteristics of the composition and structure of production costs, according to the specifics of work and his regime. The specifics of the process of transport determines the particular organization of production management, organization and labor costs, the expenses of the formation of the cost of production, as well as special methods of management of labor collectives and evaluation in a geographically dispersed enterprises operated property.

Keywords: the role of transport in the economy.

Наряду с такими базовыми отраслями, как промышленность, строительство, торговляи сельское хозяйство, транспорт занимает важное место в экономике России.Базовые отрасли участвуют в создании валового внутреннего продукта и национального дохода,создают гарантию целостности страны, её экономической независимости и национальной безопасности. При этом транспорту отведена особая роль, так какон доставляет изготовленную продукцию потребителям и тем самым завершает производственный процесс. Поэтому в условиях развивающихся рыночных отношений важно установить роль и место транспорта в экономике страны.

По признаку используемых путей сообщения на транспорте выделяются следующие подотрасли: железнодорожный и автомобильный, морской и внутренний водный, авиационный и трубопроводный виды транспорта.

Продукцией транспорта является перемещение. Для этого используются транспортные средства - подвижной состав, пути сообщения, топливо и электроэнергия. Поэтому без работы транспорта невозможно функционирование остальных отраслей экономики.

Продукцию транспорта измеряют в тоннах доставленного груза, услуги транспорта - в количестве перевезенных пассажиров, а работу - соответственно в тонно-километрах и пассажиро-километрах. Показатели «грузооборот» и «пассажирооборот» не отражают про-

дукцию транспорта, а показывают результаты его работы.

Одной из основных задач транспорта является своевременная и безопасная доставка грузов и пассажиров. К другим факторам, влияющим на качество перевозок, относятся: сохранность, доступность по времени, точность, регулярность, надежность, уровень комфортности, состав и качество дополнительных услуг грузоотправителям и пассажирам в пунктах отправления и прибытия.

Скорость доставки грузов и пассажиров представляет собой средневзвешенную скорость, определенную с учетом затрат времени не только на следование в пути, но и на задержки по разным причинам (остановки на переформирование состава, дополнительную погрузку или выгрузку, вынужденные простои из-за перегруженности транспортной сети и т.п.).

Сохранность грузов обеспечивается при соблюдении правил перевозки и перевалки грузов, а также технической эксплуатации транспортных средств. Безопасность перевозки включает в себя безопасность для людей и окружающей среды, а также безопасность самих транспортных средств.

Доступность по времени - это степень совпадения момента возникновения потребности в перевозке и момента, когда эта потребность может быть удовлетворена. Чем меньше данное совпадение по времени, тем больше время ожидания.

286 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №6 2015 j

ТРАНСПОРТ

Точность - это согласованность движения транспорта с установленным расписанием или графиком. Регулярность - это предложение транспортной услуги в заранее определенное время и в определенном месте, которое обеспечивается соблюдением расписания или графика движения транспортных средств.

Надежность транспорта связана со скоростью, зависимостью от внешних условий, регулярностью и точностью. Снижение надежности может быть следствием зависимости транспорта от климатических и метеорологических условий, аварийности, перегрузки транспортной сети, низким уровнем экспедиторского обслуживания в транспортных узлах.

Увеличение скорости доставки грузов приводит к уменьшению доли продукции, находящейся в процессе перемещения, т.е. ускорению оборачиваемости оборотных средств различных предприятий и отраслей, что положительно сказывается на их эффективности. К тому же ускорение доставки имеет большое значение в связи с ростом оборачиваемости подвижного состава и выполнением большего объема перевозок действующими транспортными средствами.

Существует ряд особенностей транспорта, отличающих его от остальных отраслей и определяющих его роль и значение для экономики страны.

Первая особенность заключается в том, что продукцией транспорта является перемещение, увеличивающее стоимость перевозимых грузов.

Вторая особенность состоит в том, что от развития транспортной сети зависит размещение различных производств на всей территории страны, так как оно обычно ориентировано на снижение затрат по доставке сырья, топлива, материалов и вывозу готовой продукции.

Третья особенность заключается в том, что без работы транспорта невозможна деятельность других отраслей экономики и предприятий страны. В отличие от промышленности, строительства и сельского хозяйства, имеющих связи с определенным кругом других предприятий (поставщиков сырья, топлива, материалов и потребителями готовой продукции), у транспорта производственные связи гораздо шире, так как включают в себя практически все предприятия районов.

Четвертая особенность состоит в том, что транспорт завершает процесс производства, доставляя грузы конечным потребителям.

Пятая особенность транспорта заключается в том, что он не потребляет сырья и использует лишь топливо, смазочные и вспомогательные материалы, что отражается на структуре транспортных издержек, включаемых в стоимость реализованной продукции.

Шестая особенность состоит в том, что на транспорте процесс производства и потребления его продукции соединены и совершаются одновременно. Транспортную продукцию невозможно накопить и сохранить в ожидании изменения спроса на перевозки, в результате чего транспортные предприятия должны иметь резервы пропускной и провозной способности для удовлетворения спроса в период пика, связанного с сезонным увеличением сельскохозяйственных грузов или пассажиропотоков. Наличие резервов транспортных средств и портовых мощностей вызывает дополнительные расходы транспортных предприятий по их содержанию в период спада объемов работы. Поэтому такие расходы включаются в стоимость транспортной продукции и оплачиваются грузовладельцами и пассажирами при оплате перевозок.

Седьмая особенность заключается в том, что транспорт относится к отраслям естественных монополий вследствие того, что его услуги жизненно необходимы и незаменимы. Во избежание завышения монопольной цены государство и в рыночных условиях регулирует ценообразование на продукцию естественных монополистов, ограничивая специальными соглашениями пределы средних показателей рентабельности их продукции, а также путем введения специальных ограничительных правил ценообразования по некоторым видам и категориям потребителей на разные виды продукции. Например, на транспорте используется практика заключения с муниципальными и федеральными органами управления соглашений об установлении социальных тарифов на перевозки для социально незащищенных групп населения.Одним из направлений антимонопольных мер является разукрупнение предприятий по выполняемым функциям в целях создания конкурентной среды, в результате чего на транспорте создаются предприятия-операторы: частные перевозчики, стивидорные компании, компании по специализированному обслуживанию и ремонту транспортных средств. Также принимаются меры контроля над соблюдением антимоно-

польного законодательства.

Восьмая особенность состоит в более высокой фондовооруженности и фондоёмкости транспортной продукции, чем в других отраслях экономики, что вызывает повышенную зависимость транспорта от объемов капитальных вложений.

Девятая особенность заключается в том, что на транспорте вся производственная обслуживающая инфраструктура (транспортные средства, ремонтные базы, склады и т.п.) рассредоточена по территориям различных административных образований и даже других государств. Поэтому на транспорте действует особая, отличная от других отраслей организация документооборота по учету доходов, расходов и формированию себестоимости, уплате налогов и расчету прибыли.

Десятая особенность состоит в особом характере и режиме труда основного контингента работников: плавсостава, поездных бригад, летного состава, водителей автотранспорта. Их труд коллективный, где у каждого члена бригады есть обособленная функция, от качественного выполнения которой зависит общая безопасность. Труд бригады или экипажа состоит в управлении и эксплуатационном круглосуточном обслуживании подвижного транспортного средства, которое представляет собой источник повышенной опасности, поэтому от скоординированной работы всего экипажа зависит безопасность перевозки пассажиров и сохранность грузов при выполнении рейса. Члены экипажей и бригад в течение длительного периода рейса находятся в отрыве от мест проживания, поэтому на судах, в самолетах, в локомотивных бригадах организуется коллективное питание, оплачиваемое за счет стоимости перевозок. Рабочее время экипажей не вписывается в продолжительность трудовой недели, установленной общим трудовым законодательством государства, поэтому на транспорте установлены вахтовые трудовые режимы, при которых работнику предоставляется оплачиваемый отдых («суммированный отгул»), а для замены отдыхающих экипажей транспортные предприятия содержат резервный (подменный) состав работников.Сложность и напряженность труда вахтовым методом отражается на распределении работников по полу-на транспорте работают, в основном, мужчины. И коллективное питание, и суммированные отгулы увеличивают расходы предприятий по содержанию транспортного подвижного состава.

Таким образом,продукция транспорта абсолютно специфична: не имеет вещественной формы, заключается в работе транспортных средств и имеет качественную оценку услуги по скорости, надежности и безопасности.Технология производственного процесса на транспорте отличается от остальных отраслей экономики по пространственным и временным характеристикам, по составу и структуре затрат на производство, по специфике труда и его режима. Специфика технологического процесса на транспорте определяет особую организацию управления производством, организацию и оплату труда, состав расходов при формировании себестоимости продукции, а также особые методы управления трудовыми коллективами и оценки результатов в условиях территориального рассредоточения эксплуатируемого имущества предприятий.

Литература:

1. Поваров Г.В. «Транспорт в системе материального производства». Экономика и управление водным транспортом: актуальные вопросы развития и подготовки специалистов: Материалы научно-методической конференции. - СПб.: СПбГУВК, 2004. - с.291-300.

2. Суворова Л.П. Экономика транспорта. Часть 1: учеб. Пособие. Изд. 2-е, испр., перераб. и доп. / Л.П.Суворова, А.В. Селезнёва, А.Б. Красюк / под общ.ред. проф. Л.П. Суворовой. - СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2014. - 116 с.

ТКАШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №6 2015 | 287

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.