СОЦИАЛЬНЫЕ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Степанова-ТретьяковаН.С. ст. преп.
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
РОЛЬ ТРАДИЦИЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ РИСУНКА НА ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Техническое образование в России, в данный момент с успехом осуществляет переход на двухуровневую систему, которая включает в себя не просто профессиональный фактор, но и мобильность, коммуникабельность, интерактивность, и творческий подход. Поэтому качеству подготовки бакалавров направления архитектуры отводится главенствующее место. Три основополагающих компонента лежат в основе этой специальности: функция, конструкция и красота. Поэтому формирование художественных умений должно быть равносильным развитию конструктивно-пространственного мышления. А сочетание таких дисциплин как рисунок и архитектурный проект - взаимодополняющим.
Академическая школа рисунка, это исторически сложившаяся система художественного образования. Осваивая её закономерности графического изображения не только художники, но и архитекторы постигают законы изображения, развивают свои художественные умения и творческое мышление.
Ключевые слова: художественные умения, академическая система рисования, контурно-схематический, геометрально-математический, конструктивно-пространственный и пластический способы.
Методология. Методика преподавания традиций академической школы рисунка предполагает, прежде всего, обучение студентов технических высших учебных заведений специальности архитектура. Она нацелена на обретение знаний по рисунку, которые развивают художественные умения. Приобщает студентов-архитекторов к освоению окружающей среды, положительному влиянию на её благоустройство, на развитие пространственного и творческого мышления, формирование художественных и профессиональных умений.
Основная часть. Академическая школа рисунка, представляет собой огромное сложившееся наследие России, которое включает в себя целую систему накопленного опыта. Она является истинной духовной и материальной исторически сформировавшейся ценностью мировой культуры. Представляет собой мощный фундамент во всём историческом развитии художественного образования и культуры России. Как отмечал доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой художественного образования и истории искусств ХГФ Курского государственного университета Н.К. Шабанов: «Становление подлинно реалистической школы рисунка проходило в условиях столкновения идеалистических и материалистических взглядов на задачи и сущность школы и искусства, на
отжившие и новые формы обучения, на догматические и прогрессивные тенденции в педагогических методов обучения» [1]. Таким образом, в нашей стране произошло взаимопроникновение различных школ. А именно сочетание итальянского, голландского, французского, английского, немецкого художественного образования. Именно эта благотворная почва подарила таких замечательных педагогов как А.П. Сапожников, П.П. Чистяков, А. Ашбе, Д.Н. Кардовский, В.А. Фаворский, Н.Э. Радлов и многих других, внёсших огромный вклад не только в развитие художественного образования, но и повлиявших на культуру всей России. Именно они оказали большое влияние на творчество таких выдающихся художников как И.Е. Репин, В.И. Суриков, В. А. Серов, Б.М. Кустодиев, М. А. Врубель, И. И. Левитан, В.М. Васнецов, И. И. Шишкин, И.Н. Крамской и т.д. Академический рисунок включает в себя все закономерности, выразительные средства реалистического изображения. Поэтапное, системное осваивание его в процессе обучения приводит к полному пониманию художественного образа. Это в свою очередь оказывает влияние не только на формирование художественных умений доведённых до создания собственного стиля, манеры будущего художника, но и на развитие, обогащение культуры в целом. Художественный образ содержит
в себе все компоненты, необходимые, как и в процессе обучения, так и в дальнейшем творческом пути. Он включает в себя: материалы и технологию, технический приём, закономерности изображения, психологические аспекты создания и восприятия произведения, интеллектуальный опыт зрителя и художника [2]. Такой параметр закономерностей изображения как тон, является одним из главных в рисунке академической системы образования, а также относится к категориям художественного образа. Он сопоставим с колоритом в живописи. Их объединяет единая функция - гармонизация контрастирующих средств. Наличие тонального рисунка говорит о цельности не только графической работы, но и о целостности восприятия рисующего, имеет ли он понятие о гармонии. Тон является хорошим тестом для определения уровня художественных умений у студентов не только художественно графического факультета, но и учащихся специализации архитектуры. Ведь он включает в себя такие параметры как светотеневая моделировка, воздушная перспектива, удалённость предметов от источника освещения, окрашенность предметов, светлота и насыщенность, характер освещения (дневное, утреннее, вечернее, ночное, естественный, искусственный источники освещения), форма, включающая в себя контурно-схематический, геометрально-математический, конструктивно-пространственный и пластический способы изображения, фактура бумаги, технический приём (характер штриха). А это всё в совокупности является мощным фундаментом для формирования художественных умений, развития творческого потенциала и доведённого до профессионализма. История искусств показывает, что многие великие мастера не только в области изобразительного искусства, но и непосредственно архитектуры прошли через школу академического рисунка, прежде чем приобрести профессиональные умения, найти собственную манеру и внести свой вклад для всего человечества, для своих потомков. Чем больше рисует будущий архитектор, тем больше он творчески формируется, развивает художественные умения. Рисунок - эта дисциплина, которая вырабатывает у учащихся умение видеть и чувствовать натуру, развивает мышление, память, воображение, скрупулезность, терпение, усидчивость. Он закаляет характер, волю, открывает новые возможности для восприятия мира. Одним словом эта дисциплина развивает художественные умения, которые оказывают непосредственное влияние на формирование профессионализма.
Бесспорно, главенствующую роль в преподавании рисунка педагоги делают акцент на
восприятии формы изображаемого предмета или объекта. А конструктивное построение является одной из главных составляющих в методике преподавания такой специфической специальности как архитектура. Ведь именно специалисты данной области решают сложную проблему
- связь художественного решения с техническим оснащением, взаимосвязь науки и искусства. Поэтому методика преподавания в техническом обучении акцентируется на развитии конструктивно - логического мышления. Доказательством служат слова Ю.В. Чернышева: «Мыслительные способности человека определяются многими показателями, один из которых является конструктивно-пространственное мышление» [3]. Но в данном случае не стоит умалять и параметры тона. Очень часто увлекаясь только конструктивным построением, студенты - архитекторы игнорирую другие очень важные моменты при изображении натуры. К ним относятся: полный набор светотеневой моделировки, светлота и насыщенность, передача материальности предметов, воздушная перспектива, удалённость предмета или объекта от источника освещения, характер освещения и др. Такие результаты приводят к очень грубым нарушениям, например, отсутствие разница между планами, нет определённого направления освещения, неполный набор светотени и т.д. (рис. 1).
Упуская их, студенты не будут чувствовать взаимосвязь между предметом, объектом со средой в рисунке, что существенно понизит художественный уровень, и в результате приведёт к существенным ошибкам в профессиональной деятельности. Отсутствие у будущих архитекторов понимания взаимоотношения предмета и среды на плоскости листа ведёт зачастую к непониманию гармоничных сочетаний проектируемых объектов, отсутствие комфорта. Бесспорно, такой результат приведёт к отсутствию художественного образа в проектах, к негативному воздействию на психофизическое состояние человека, и жизнедеятельности социума в целом. А ведь новая двухуровневая система образования ставит, прежде всего, формирование профессиональных умений, основанных на творческом начале. Поэтому нужна комплексная система в обучении будущих архитекторов. Доказательством служат слова Ю.В. Чернышева: «В решении одной из важнейших и наиболее сложных проблем подготовки будущих специалистов
- развитие конструктивно-пространственного мышления и творческого воображения, что в свою очередь является базой для комплексного обучения в процессе графической и проектной подготовки» [4]. Поэтому к обучению студентов в направлении архитектуры надо подойти по-
этапно систематично от простых упражнений к более сложным. Именно такой подход в рисунке осуществляет академическая школа рисования, основанная на реалистическом изображении.
Ведь от уровня подготовки будущих специалистов в данной области в дальнейшем зависит и качество жизнедеятельности человека [5].
Рис. 1. Ошибки в работах студентов направления архитектуры
Выводы. Традиции реалистической школы рисунка вырабатывают у учащихся чёткое представление о средствах художественной выразительности, законов изображения. Из вышесказанного следует, что академическая система рисования включает в себя понятие формы, тона, технического приёма как единого целого. Учитывая особенности структуры этой многовековой системы рисования, студент развивает художественные умения, креативное мышление. Более того, успешное освоение закономерностей графического изображения побуждает будущего архитектора к созиданию. Это позволяет более осознанно подходить к осознанию и созданию единого стилевого направления, к передаче определённого, конкретного образа. Поэтому роль академического рисунка очень значима как в профессиональной и творческой жизни будущих специалистов, так и в развитии художественного образования и обогащении культуры России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Шабанов Н.К. Экскурс в область истории подготовки учителей изобразительного искусства в России/Н.К. Шабанов// Художественная педагогика XXI века. Курск, 2010 С. 3-18.
2. Стариченко Н.Л. Принцип многообразия в детских рисунках - основа художественного развития личности // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания. Сборник научных статей. - М.: Институт художественного образования РАО, 2003. С. 165 - 169.
3. Чернышев Ю.В. К проблеме развития конструктивно-пространственного мышления инженеров-архитекторов в процессе обучения архитектурному рисунку // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2010. №3. С. 183186.
4. Чернышев Ю.В. Исторический аспект развития архитектурного рисунка как дисциплины художественного цикла в архитектурном образовании // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2010. №2. С. 190-193.
5. Гузаиров В.Ш., Зайцев С.А. Повышение качества образования как социальная проблема // Тенденции развития общества: единство самоорганизации и управления: сборник материалов международной научно-практической конференции (приуроченной к 80-ию со дня рождения Г.А. Котельникова, - Белгород, 2011 - С.133 -135.