Научная статья на тему 'Роль торговли в развитии экономики Дагестанской области конца ХIХ - начала ХХ вв'

Роль торговли в развитии экономики Дагестанской области конца ХIХ - начала ХХ вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
107
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль торговли в развитии экономики Дагестанской области конца ХIХ - начала ХХ вв»

Нуратинов Д. А.

Роль торговли в развитии экономики Дагестанской области конца Х1Х - начала ХХ вв1

Все народы Дагестана с незапамятных времен занимались различными отраслями сельского хозяйства, разнообразными видами ремесла и торговлей. Торговля в экономике региона играла ключевую роль, главным торговым центром Дагестана с раннего средневековья был Дербент. Сохраняя свое торговое значение всегда, то, угасая, то, расцветая, в зависимости от внутренних и внешних факторов. С присоединением Казани и Астрахани к России открылся волжско-каспийский торговый путь. Сухопутная дорога из Астрахани в Закавказье также проходила через территорию Дагестана. Таким образом, с этого времени Дагестан вошел в орбиту торговых отношений России с Востоком. В 1810 г. Комитет Министров утвердил специальное положение о развитии торговли с горскими народами. По этому положению предусматривалось создание меновых дворов по Кавказской линии2.

7 ноября 1810 г. исполняющий должность пакгаузного инспектора Дербентской таможенной заставы сообщал о прибытии из нагорного Дагестана товара на 8 вьюках. В его же рапорте от 4 декабря 1810 г. говорится о привозе коломенским купцом Шапошниковым разных товаров, в том числе хлопчатобумажных3. Имеется журнальная запись чиновника Дербентской таможенной заставы от 6 октября 1810 г. о вывозе в Баку 40 пудов меди в ломе дербентским жителем Мешади Расулом; 170 ведер вина в Астрахань - жителем Кизляра4. Зафиксирована просьба дербентского жителя о разрешении ему вывоза товаров в Кизляр5.

В ведомости Дербентской таможенной заставы за 1813 г. имеются данные о вывозе из Дагестана большого количества бурок, овчин, шафрана, паласов, тулупов и др. товаров6. 14 мая 1814 г. Дербентская таможенная застава выдала свидетельство дербентским купцам о получении от них торговых пошлин за провоз товаров в Астрахань7.

Об усилении торговли Дагестана с Кизляром и Астраханью свидетельствует тот факт, что 26 ноября 1814 г. министр финансов дал указание Дербентской таможенной заставе выдать без ограничения свидетельства купечеству на провоз товаров в Астрахань8.

За пределы Дагестана, в Кизляр, Астрахань, Нуху, Шемаху, Тифлис дагестанцы вывозили сухофрукты, орехи, сукна, бурки, ковры и холодное оружие; в частности в Грузию вывозили " в весьма большом количестве сукно, большею частью темных цветов, на одежду всех обитателей Грузии; шерстяные бурки в таком же количестве, оружие всякого рода в серебряной оправе с позолотой и без оной, попоны шерстяные для лошадей и покрывала для вьюков; шкуры куньи и лисьи, воск и шелк сырец" 9.

О значительном развитии дагестанской торговли в начале Х1Х в. свидетельствуют данные по Дербенту. Здесь было 420 лавок, принадлежащих 80 торговцам, 3 караван - сарая. Хождение имели голландские золотые монеты, русские серебряные рубли, мелкие медные деньги и ассигнации.

Крупным торговым и экономическим центром для всего Кавказа и Закавказья в первой половине Х1Х в. был Кизляр. Он вел торговлю, с одной стороны, с Нижегородской, Екатеринославской, Харьковской и другими губерниями, а с другой стороны, с горскими народами. В 30 - х годах Х1Х в. из 9.000 жителей Кизляра более 1000 были купцы. В 1834 г. в Кизляре было продано русских и персидских товаров на 1130 тыс. рублей, в том числе хлопчатобумажных тканей на 829,5 тыс. рублей10. Обнаружен документ о торговых связях горцев с г. Кизляром в начале 40 - х годов Х1Х века. Это составленная жандармским подполковником Прянишниковым " Ведомость товарами иностранного происхождения, привезенным мирными горцами в 1842 году на продажу в город Кизляр ".

Шелковых изделий

Платков 468 штук

Тафты 32

Бумажных изделий

Бязь 13.836

Ситцу 1514

Ковров 153

Одеял 1841

Выбойки 1878

Пестряди 34

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант №04-02-00081а).

2 ЦГИАЛ, ф. 1268, оп. 1/68 д.575, л. 43.

3 ЦГА ДАССР, ф. 20, оп. 1, д. 1,л.7.

4 Там же, д.2, л.. 14.

5 Там же, л. 33.

6 ЦГА ДАССР. Ф. 20, оп. 1, д. 4, лл. 144-146.

7ЦГА ДАССР. Ф. 20, оп. 1, д. 4, лл. 174-175.

8 Там же, л. 206.

9 Акты, т.5, с.334.

10 Акты, т. VII, с.509.

В примечании к этой ведомости говорится, что товары эти привезены горцами северного Дагестана, преимущественно тарковскими жителями1. Амир - Аджи - Юртовская таможенная застава находилась на территории северного Дагестана и дагестанские товары в Кизляр проходили через нее. В 1844 г. через эту заставу было провезено в Кизляр:

Сорочинского пшена 35 мешков

Ружей 185 штук

Отверток 239 штук

Марены 21 мешок

Сандалового дерева 1 пуд

Плетей 13 штук

Невыдел. воловьих кож 53 штуки

Зипунов 172

Сукна 550 пар

Шкур лисьих 1487 штук

Шашек 11

Медных кувшинов 26

Ножей 30

Сафьянов 6721

Шапок 241

Ноговиц 6 пар

Шуб овечьих 30 шт.

Поясов 1347

Шкур заячьих 219

Башмаков 145 пар.

Из отчета за 1843 г. начальника Каспийской области, в состав которой входила и часть Дагестана, видно, что крупные базары в области были только в 20 пунктах с оборотом 363.610 руб. серебром. Торговлю он разбивает на 5 разрядов:

1 с оборотом 160.000 руб. серебром.

2 с оборотом до 70.000 руб. серебром

3 с оборотом до 30.000 руб. серебром

4 с оборотом до 5.000 руб. серебром

Главными товарами внутренней торговли являлись щелк, хлопчатобумажные ткани, рис, хлеб, фрукты, марена, кожи, ковры, паласы, попоны, переметные сумки, простые сукна, бязь, медная посуда, ружья, кинжалы, ножи, сабли, пистолеты, шелковые и полушелковые материи, шали.

В 50-х годах Х1Х в. наряду с Дербентом на плоскости большое торговое значение приобрели Порт - Петровск и Темир -Хан - Шура. В 1857 г. в Темир - Хан - Шуре 117 строений и 108 лавок принадлежали торговцам2. По переписи 1886 г. в одном Даргинском округе было 186 торговцев, большинство которых вели разносную торговлю3. Торговые свидетельства, выданные купеческому сословию в Дагестане, служат показателем роста торговли в области: если в 1896 г. было выдано 1680 торговых свидетельств, то 1896 г. их число выросло 2565 свидетельств. До ввода в эксплуатацию Дагестанской железной дороги поступления от торговых свидетельств возрастали ежегодно в среднем на 2,5 %, а после ввода ее в эксплуатацию рост поступлений составил уже 17 %.

Железная дорога способствовала более интенсивному распространению товарно-денежных отношений в Дагестанской области появились крупные торгово-промысловые центры (в различных округах Дагестанской области), которыми стали Ахты, Касумкент, Кази-Кумух, Маджалис, Ботлих, Кубачи, Цудахар, Дженгутай, Губден и Аксай, Костек в Хасавюртовском округе. В 40 аулах Дагестана базары были еженедельными. Торговали на них в основном привозными продовольственными и промышленными товарами (хлеб, мануфактура, строительные материалы, мебель).

На развитие торговли, особенно большое влияние, оказало строительство железной дороги и развитие морского порта. Быстро растущая российская буржуазия была заинтересована в установлении железнодорожного сообщения Дагестана и России, так как этот громадный край с большими сырьевыми и трудовыми ресурсами оставался экономический слабо связанным с Центральной Россией.

Русские ученные обратили внимание местного населения на значение транспортных связей для ускорения экономического развития Дагестана.

Е. Марков писал, что "единственно, что может двинуть будущее просвещение дагестанских гор - это настежь открыть ворота в его дебри и ущелья, хорошая дорога - вот первая артерия, по которой, обыкновенно, вливается в страну цивилизация "4

"4

1 ЦГИАЛ, ф. 1268, оп.1,д.424,л. 8.

2 Е. И. Козубский. Очерки истории города Темир-Хан-Шуры. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып. 19,Тифлис, 1894, с. 41. Акты, т. 12,с.415.

3 Дагестанская область. Свод статистических данных, извлеченных из посемейных списков. Тифлис, 1890, с. 81.

4 Марков Е. Очерки Кавказа .СПб.- М 1887

Проведение железной линии для Дагестанской области было событием века, так как она связала народы области как с Россией, так с Закавказьем. Важную роль сыграла в судьбах народов гор и линия, соединившая Темир -Хан - Шуру с Порт -Петровским уже в начале ХХ в. Строительство, железной дороги явилось существенным фактором, способствовавшим дальнейшему развитию старых и появлению новых отраслей экономической деятельности у народов Дагестанской области.

Дагестанские торговцы получили реальную возможность для вывоза на российский рынок без больших потерь мясо, рыбу и рыбные продукты, свежие фрукты, мясомолочные продукты и.т.д.

С открытием движения по Петровской ветви Владикавказской железной дороги облегчившей и ускорившей транспортировку грузов во внутренние губернии России, для дагестанских сушенных фруктов, винограда и виноградных вин и других товаров открылись новые рынки с обширным спросом и количество отправляемых из Дагестана по железнодорожной линии с каждым годом стало расти, что показано в нижеследующей таблице!

Таблица 1.

Вывоз за 1896 год (пуд) товаров из Дагестана

Наименование товаров Из морского порта "Пет- С железнодорожной

ровск" станции

Виноградное вино 1735 23160

Виноград 5 3688

Сухие фрукты 9503 3688

Свежие фрукты 1270 33734

В 1900г. вывоз из Дагестана свежих и сухих фруктов и овощей составил уже 11200 пуд. Вывоз консервов возрос с 1300 ц. в 1903 г. до 50.000 ц. в 1916 г.

Привоз разных товаров в область и вывоз из нее производились каботажем (морским путем) через города Дербент и Пет-ровск. В Дербент каботажем в 1898 г. было привезено 1245181 пуд на 1880743 руб., а вывезено было из Дагестана 552121 пуд. на 810740 рублей; в 1899 г. привезено был всего 676128 пуд. товаров на 1473190 рублей., а вывезено 407545 пуд. на 548540 рублей.

Железнодорожная линия открыла новые рынки для продукции народного хозяйства Дагестана, привела к увеличению вывоза шерсти, кожевенного сырья, скота, некоторые округа с каждым годом увеличивали вывоз товарной продукции животноводства, особенно овцеводства. Из Гунибского округа в 1999 г. вывезли за пределы области 9031 овцу и 5765 пуд. шерсти, а в 1914 г. - 51.000 овец и 14584 пуда шерсти. Казикумухский округ в 1902 г. поставил на внешний рынок около 6.000 овец и 880 пудов шерсти1.

С проведением, железной дороги увеличился поступавший промысловый налог, что было доказательством расширения торговых отношений как, за пределами Дагестанской области сумм промыслового налога и добавочных к нему в казну сборов 101.222 рублей или на 15336 рублей больше чем за 1911 г. (85886р.). Это было следствием естественного роста торговли, а так же возникновения новых торговых предприятий.

О росте торговли в Дагестане свидетельствуют и данные о выдаче торговых свидетельств. В 1892 г. было выдано 1680 свидетельств, а в 1896г. - 2565, а в 1911г.- 3466 свидетельств. Поступления от торговых свидетельств после ввода в эксплуатацию железных дорог возросли до 17 % (до ввода эти данные составляли 2,5 %)2.

Основными предметами вывоза из Дагестана до 90-х годов Х1Х в. служили скот и шерсть, марена и шафран, сухофрукты и орехи, шерстяные сукна и бурки, ковры, сумахи и паласы, холодное оружие. По мере укрепления политических и экономических позиций царизма на Кавказе, Дагестан втягивался в орбиту капиталистического развития России. Под стимулирующим воздействием более развитых в центральных районах производственных отношений быстрее росли производительные силы области, более интенсивно вызревали элементы капитализма.

1 Вагабов М.М. Указ соч. с 47.

2 Нахшунов И.Р. Указ соч. с 129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.