Научная статья на тему 'Роль торговли в рамках новой экономической политики в 1920-х гг. (на примере кубаночерноморской области)'

Роль торговли в рамках новой экономической политики в 1920-х гг. (на примере кубаночерноморской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1514
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЭП / ЧАСТНАЯ ТОРГОВЛЯ / КООПЕРАЦИЯ / ОПТОВАЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / NEP / PRIVATE TRADE / COOPERATION / WHOLESALE / RETAIL / PUBLIC SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яхутль Юрий Асланбиевич

С развитием рыночных отношений в современной России начался процесс становления института частной собственности и формирования слоя предпринимателей. На современном этапе в ходе становления рыночных отношений, немаловажное значение приобретают исследования источников и путей развития частного предпринимательства, выбор форм государственного регулирования и определение его места и роли в экономике страны. Для успешного решения новых задач немаловажное значение имеет использование опыта рыночных преобразований периода новой экономической политики (1920-е гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TRADE IN THE FRAMEWORK OF THE NEW ECONOMIC POLICY IN the 1920-S (ON THE EXAMPLE OF THE KUBAN-BLACK SEA REGION)

With the development of market relations in modern Russia the process of formation of the institution of private property and the layer of entrepreneurs began. At the modern stage in the course of market relations formation the study of the sources and the ways of private entrepreneurship development, the choice of state regulation forms and the definition of its place and role in the economy of the country have been of considerable importance. For the successful solution of new tasks the use of market transformations experience of the period of the new economic policy (NEP) is equally important (the 1920s).

Текст научной работы на тему «Роль торговли в рамках новой экономической политики в 1920-х гг. (на примере кубаночерноморской области)»

УДК 94.1

Яхутль Юрий Асланбиевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории истории государства и права Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (филиала в г. Краснодаре) тел.: (918) 117-47-57

РОЛЬ ТОРГОВЛИ В РАМКАХ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В 1920-х гг.

(НА ПРИМЕРЕ КУБАНО-ЧЕРНОМОРСКОЙ ОБЛАСТИ)

С развитием рыночных отношений в современной России начался процесс становления института частной собственности и формирования слоя предпринимателей. На современном этапе в ходе становления рыночных отношений, немаловажное значение приобретают исследования источников и путей развития частного предпринимательства, выбор форм государственного регулирования и определение его места и роли в экономике страны. Для успешного решения новых задач немаловажное значение имеет использование опыта рыночных преобразований периода новой экономической политики (1920е гг.).

Ключевые слова: нэп, частная торговля, кооперация, оптовая, розничная торговля, государственный сектор.

Yakhutl Yuriy Aslanbievich

PhD in History, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Saint-Petersburg Institute of External Economic Relations, Economics and Law (affiliated branch in Krasnodar)

tel.: (918) 117-47-57

THE ROLE OF TRADE IN THE FRAMEWORK OF THE NEW ECONOMIC POLICY IN THE

1920-S (ON THE EXAMPLE OF THE KUBANBLACK SEA REGION)

With the development of market relations in modern Russia the process of formation of the institution of private property and the layer of entrepreneurs began. At the modern stage in the course of market relations formation the study of the sources and the ways of private entrepreneurship development, the choice of state regulation forms and the definition of its place and role in the economy of the country have been of considerable importance. For the successful solution of new tasks the use of market transformations experience of the period of the new economic policy (NEP) is equally important (the 1920s).

Key words: NEP, private trade, cooperation, wholesale, retail, public sector.

Развитие торговли было одним из элементов государственного капитализма. Руководство Советской России расценивало торговлю как единственную возможную форму связи между миллионами земледельцев и промышленностью. При помощи торговли необходимо было обеспечить экономический обмен между промышленностью и сельским хозяйством, между городом и деревней, без которого невозможна была нормальная хозяйственная жизнь общества.

Официально, частная торговля советским правительством была разрешена с мая 1921 г., и почти сразу стала приоритетной сферой применения частного капитала. С этого периода начинается экспансия индивидуального предпринимателя, который стал доминировать в этом секторе экономики. Удельный вес частных торговых предприятий от общего числа торговых заведений страны составлял около 80%. Они имели ряд особенностей: во-первых, были представлены мелкими и средними торговыми заведениями, а во-вторых, предпочитали заниматься заготовкой сельскохозяйственной продукции.

На начальном этапе новой экономической политики частное предпринимательство доминировало в сырьевых заготовках и имело ряд преимуществ перед государственными заготовительными организациями, но по основному показателю, торговому обороту, частный сектор уступал крупному государственному сектору торговли.

Развитие частного сектора торговли способствовало решению сложных социальноэкономических задач, как в масштабах страны, так и отдельно взятого региона. Одним из главных достоинств частной торговли являлось то, что в большинстве случаев цены на товары в них были ниже, чем в государственном и кооперативном секторе. Одним из источников, позволявшим им удерживать низкие цены на товары, были максимально низкие затраты на содержание аппарата. Многие частные предприниматели имели опыт занятий торговлей в предшествующий период, что позволяло им грамотно ориентироваться в рыночных условиях. В свою очередь государственный и кооперативный сектор торговли состоял из громоздкого управленческого аппарата и в их деятельности зачастую преобладали политические мотивы, чем экономически обоснованная деятельность. Государство вынуждено было в целях повышения конкурентоспособности государственной и кооперативной торговли прибегать к административно-правовым действиям, подкрепляя их агитационной и пропагандисткой работой. Зачастую используя административные меры воздействия, государство способствовало возникновению товарного дефицита, росту спекуляции, что станови-

лось препятствием для реализации рыночных принципов нэпа.

Это было присуще и развитию торговых отношений в Кубано-Черноморской области в первой половине 1920-х гг. Попытки административного влияния на формирование и развитие местного рынка товаров и услуг со стороны Кубано-Черноморского облисполкома не способствовали поступательному развитию экономики.

Необходимо было принимать меры экономического стимулирования по снижению цен на продукты широкого потребления и в первую очередь продукты питания, так как экономика региона во многом зависела от цен на хлеб. Первые шаги были направлены на увеличение доли государства в оптовой торговле. Цель - вытеснить частного предпринимателя, посредника в заготовке продуктов питания и сельскохозяйственного сырья для промышленности. Надежды на возможности кооперативной торговли на начальном этапе нэпа не оправдались.

Признавалось, что в условиях советского хозяйствования торговля является одним из действенных, а во многом главным рычагом, осуществляющем смычку национализированной государственной промышленности с крестьянским хозяйством. Реализация этой политики во многом зависела от деятельности Акционерного общества «Хлебопродукт». В Кубано-Черноморской области действовало четыре конторы АО «Хлебопродукт»: «Краснодарская», «Армавирская», «Кропоткинская», «Тимашев-ская». Задача состояла в снабжении крестьян товарами первой необходимости. Но организовано это было на недостаточном уровне по ряду объективных причин.

Потребности в заготовке зерна были оценены в сумму 1,5 трлн р., а товарной массы (мануфактуры) насчитывалось всего 50 000 пуд. Согласно балансу на 1 июля 1923 г. АО «Хлебопродукт» получил товаров на сумму 181 039 506 тыс. р. Общая сумма материальных средств, которую возможно было использовать для заготовок зерна, составляла 13 043 682 р. На эту сумму в 1923 г. можно было заготовить 1 836 701 пудов пшеницы. Хронически не доставало керосина, топлива, мануфактура была низкого качества [1, а 35].

«Ввиду огромного значения развития сельской мелкой кустарной промышленности, торговли в деле восстановления сельского хозяйства - поручить областному финансовому отделу с особой тщательностью и осторожностью проводить обложение кустарей и торговые предприятия с предоставлением им всевозможных льгот» [2, а 174]. Таким образом, руководство области вынуждено было признать значение малого бизнеса и его влияния на восстановление местной экономики. Первые шаги были предприняты в сторону увеличения роли государственных органов в оптовой торговле. В соответствии с постановлением Президиума Кубано-Черноморского областного экономического совещания от 6 мая 1922 г. была создана Краснодарская торговая биржа. Все государственные учреждения, предприятия, тресты и хозяйственные объединения, равно как и «Куб-союз», «Кубсельсоюз» и объединенные в них кооперативы, ведущие торговые операции, вступили в состав биржи. При совершении операций на бирже требовалось строгое соблюдение требований декрета от 27 декабря 1921 г. Оно заключалось в том, что в торговых операциях первоочередные преимущества получали государственные и кооперативные торговые организации, и только в случае отказа с их стороны позволительно было обратиться к частным торговым представительствам. Под оптовыми торговыми сделками на бирже считались торговые операции на сумму свыше 5 тыс. р. Операции на бирже можно было избежать, в случае если торговые сделки проводились трестами с участием государственных предприятий и кооперативов [3, а 15].

Количество торговых предприятий в г. Краснодаре за период с 1921 по 1924 гг. выросло до 3 339, из них государственных - 198, кооперативных - 113, частных - 3 028. Государственный сектор преобладал в оптовой торговле и составлял 49% от общего числа торговых предприятий. На 145 тыс. жителей города общий товарооборот вырос и составил 373 251 тыс. р., из них на долю частной торговли приходилось 47%, государственного сектора - 34%, кооперации - 19%. Что касается оптовой торговли, то здесь было полное доминирование государственных торговых предприятий - 62%, доля кооперации составляла 25%, а частного сектора - 13% [4, с. 60].

За период с 1923 г. по 1925 г. оборот оптовой и крупной розничной торговли в Кубано-Черноморской области вырос на 78%. За этот период государство увеличило свой оборотный капитал на 444%, кооперация на 131%, а доля частного сектора снизилась на 62%. И в розничной торговле доля частного капитала продолжала иметь тенденцию к снижению (до 32%), а государственный сектор в свою очередь достиг 151% роста. Рост оборота государственного сектора торговли объяснялся государственной поддержкой и проводимой ценовой политикой. Наценки на товары, реализуемые кооперацией, и частным сектором достигали 20-25% от стоимости, в то время как государственный сектор торговли устанавливал в оптовой торговле от 5 до 10%, а в розничной до 15% наценки. При этом следует отметить ряд существенных факторов, во-первых, увеличения числа торговых заведений в сель-

ской местности, во-вторых, ограниченный ассортимент товаров в государственном секторе торговли, в-третьих, продолжающийся рост покупательской способности крестьян. Но в этот период потребительский рынок региона был удовлетворен в мануфактурных изделиях лишь на 60-70%.

В Краснодарском районе на 1 июля 1924 г. было зарегистрировано 182 торговых заведения, из которых кооперативных - 11, частных - 171, с общим оборотом в 537 250 р., в т. ч. частный сектор с торговым оборотом 30 250 р. Эти показатели качественно изменились на 1 июля 1925 г.: всего было зарегистрировано 270 торговых предприятий, в т. ч. государственных 2 (оборот 1 720 р.), кооперативных 43 (1 483 328 р.), частных 225 (оборот 493 799 руб.) [5, а 27].

В 1923-1924 бюджетном году оборот государственного сектора торговли в Кубанском округе составил 13 861 575 р. (16%), кооперативного 20 827 549 р. (24%), частного 52 304 817 р. (61%). В течение года эти пропорции значительно изменились, произошло перераспределение, при котором доля государственного сектора торговли составила 26 928 805 р. (31%), кооперативного 29 510 899 р. (34%), частного 31 104 789 р. (35%). Весь годовой оборот торговых заведений области составил 86 993 941 р. Следует отметить, что в первом полугодии 1924-1925 гг. торговый оборот выражался в 87 487 545 р., что незначительно превышал предыдущий период. При этом индекс цен, связанный с ростом цен на продукцию сельского хозяйства по отношению к продукции промышленного производства составлял лишь 0,04%. На пленуме Кубанского окружного комитета РКП (б) 6 августа 1924 г. была принята резолюция, которая требовала принятия неотлагательных мер по снижению цен на товары широкого потребления. С этой целью кустарям и ремесленникам были предоставлены льготы по местным налогам, отменены ряд административных мер в отношении представителей частной торговли [6, с. 22].

Преждевременная политика вытеснения частного сектора в торговле замедлила рост продажи промышленных товаров, а это в свою очередь порождало финансовые проблемы в промышленности и нарастание кризисных явлений в экономике. Были приняты меры по поддержке частной торговли. Основным инициатором этой политики в масштабах страны выступил Ф. Дзержинский. Но в общей либеральной тенденции 1925 г. эти меры не могли активизировать в целом весь сектор торговли. В связи с ростом покупательской способности крестьян предполагалось увеличить долю государственного сектора торговли на 6,7%. В связи с ростом объемов торговли с середины двадцатых годов с 219 млн р. до 235,5 млн р. предполагалось довести долю государственного сектора торговли до 86,4%.

В 1925-1926 гг. тенденции, наметившиеся в предшествующий период, имели продолжение. По Кубанскому округу было зарегистрировано 8 153 торговых предприятий, в том числе государственных 296 (4%), кооперативных 796 (10%), частных 7 061 (86%). Основные торговые заведения располагались в городах округа. Оборотные средства и степень влияния остались практически неизменными и соответственно выражались в следующих цифрах: государственный сектор 31%, кооперативный 34%, частный 35%. Государственный сектор торговли стал переориентироваться с оптовых структур на розничные с тем, что бы вытеснить из этого сектора активного частника. Этого требовали вопросы хлебозаготовок. В результате, из всего количества собранного зерна на Кубани (27 759 800 пудов) 11 924 300 пудов было приобретено государственными заготовительными конторами.

В 1926 г. количество торговых учреждений в округе увеличилось и достигло 9 837, из которых государственных - 248 (2%), кооперативных - 913 (9%), частных - 8 767 (89%). В городах было зарегистрировано 4 067 торговых предприятий, в том числе государственных - 134 (3%), кооперативных -223 (4%), частных - 3 710 (93%). В сельской местности работало 5 861 торговое учреждение, в том числе государственных 114 (2%), кооперативных 690 (11%), частных 5 057 (86%). Но качественные показатели работы свидетельствовали о вытеснении частного сектора из торговли. Доля государственного сектора в товарообороте составила 34%, кооперативного - 31%, а частного - 35%. Государственный и кооперативный сектор торговли занимал 2/3 общего товарооборота Кубанского округа.

В целом по Северокавказскому краю торговля наращивала свой потенциал. В 1924-1925 гг. на долю государственного и кооперативного сектора торговли приходился товарооборот на сумму 680 млн р., а в 1926 г. оборот достиг 1 150 млн р. Частная торговля продолжала демонстрировать свой рост и увеличила товарооборот с 344 млн до 412 млн р. Но при этом удельный вес государственного кооперативного сектора торговли в общем объеме вырос за год с 60% до 73%, а доля частного капитала снизилась с 39% до 36% [7, а 24].

Либеральный период реформ, в том числе в отношении частного сектора торговли закончился в 1926 г. В оптовой торговле государственный сектор (59,1%) стал доминировать, кооперативный занимал одну треть сегмента, а частный лишь 8,9%. Параллельно ухудшилось отношение к зажиточной части казачества, сопровождавшиеся усилением ограничений административного характера. Частный сектор впал в немилость, и он перестал получать дефицитные товары, которыми снабжались кооперативные организации, так как был обвинен в нарастании товарного дефицита. На самом деле это усу-

губляло ситуацию на местном рынке товаров широкого потребления. С середины 1926 г. руководство страны пришло к выводу об окончательном вытеснении частного сектора из торговли и промышленности. Дальнейшее широкое использование частного элемента (капитала) в экономике страны в связи с начавшимся социалистическим строительством считалось нецелесообразным.

В 1927 г. это соотношение изменилось следующим образом: доля государственного сектора торговли составила 40%, а частного лишь 0,1%. В розничной сфере торговли частный сектор продолжал сохранять свои позиции (30%), но это были в основном кустарные и полукустарные предприятия, которые не могли составлять серьезную конкуренцию государственному сектору торговли.

С середины двадцатых годов начинается процесс вытеснения частного сектора из розничной и оптовой торговли. При сокращении товарооборота в год на 1,2% наблюдался рост общественного сектора торговли, главным образом кооперативного. Удельный вес частного сектора снизился с 31,5% до 19,2% к концу двадцатых годов. Но кооперативные торговые организации не могли в полной мере удовлетворить потребности внутреннего рынка. Торговая сеть видоизменялась и представляла собой следующее: 1925-1926 гг. доля государственного и кооперативного секторов составляла 52%, частного 48%, в 1927-1928 гг. соответственно 81% и 19%, а в 1928-1929 гг. - 89% и 11%. Но при этом произошло снижение товарооборота по Кубанскому округу. И связано это было с падением сельскохозяйственного производства.

Весь товарооборот округа в 1925-1926 гг. составил 250 млн р., 1926-1927 гг. - 223 млн р. 1927-1928 гг. - 219 млн р. Снижение объемов торговли было связано с кризисными явлениями в аграрном секторе экономики региона. Плановые показатели на 1929 г. предполагали рост до 235,5 млн р. товарооборота, но они не удовлетворяли потребностям и объему внутреннего рынка. Этот рост был рассчитан на повышение покупательной способности крестьянства. В 1925-1926 гг. крестьяне приобрели товаров на сумму 3 596 млн р., что составляло 44% общей массы промышленных товаров прошедших через механизм рыночных отношений. Одно крестьянское хозяйство приобретало товаров на сумму 108 р. Планировалось, что рост потребительского рынка произойдет за счет роста кредитования. Крестьяне должны были получить дополнительные доходы за счет повышения закупочных цен на сельхозпродукцию. Однако экономические прогнозы не оправдались и курс на социалистическое строительство с агрессивными методами государственного регулирования в области торговли привели к нарастанию экономического кризиса.

«Административные меры были экономически не оправданными и диктовались, в первую очередь, упрощенными идеологическими соображениями в сочетании с низким уровнем экономической компетентности» [8, а 44]. Это выдержка из докладной записки ОГПУ в СНК СССР на имя Председателя Совета Народных Комиссаров А.И Рыкова о необходимости применения репрессий в отношении частных торговцев датирована 27 октября 1927 г. В промышленных районах наблюдался острый дефицит продуктов питания и предметов широкого потребления. Пользуясь объективными причинами на рынке продуктов питания, спекулянты необоснованно поднимали цены на муку, растительное масло, кожевенное сырье и полуфабрикаты, шерсть, пряжу и т.д. «Спекулянты, извлекая крупные барыши от продаж по вздутым ценам дефицитных товаров на рынках с ненормально высокой конъюнктурой, вырученные этим путем средства бросают на заготовки и дезорганизуют заготовительные рынки чрезмерным повышением конвенционных цен, что приводит в ряде случаев к резкому сокращению государственных и кооперативных заготовок. Борьба с изложенными выше преступными явлениями на рынках, в порядке нормального судопроизводства, не дает никаких абсолютно результатов. Здесь нужно применение быстрых репрессий, производящих на рынке немедленное оздоровляющее влияние» [9, с. 101].

Местные органы власти, выполняя решение ХV съезда партии, большевиков продолжали политику вытеснения частного сектора из торговли. В розничной торговле Северокавказского края в 1927 г. государственно-кооперативный сектор занимал 60%, а частный около 40%. В 1928 г. процесс сокращения частного сектора продолжился и достиг 25% в общем секторе торговли. Немаловажное значение в крае имела потребительская кооперация, которая охватывала 75% населения, сельскохозяйственная кооперация охватывала до 50% населения. Если эта статистика соответствовала действительности, то это означало серьезное вытеснение частного сектора с рынка внутренней торговли.

В период 1927-1928 гг., когда возникли проблемы в хлебозаготовительной кампании, обострилась ситуация на внутреннем потребительском рынке. Сельская местность Кубанского округа получила хлопчатобумажных изделий в количестве 292 (94%) вагонов при потребности в 312 вагонах, в том числе сукна шерстяного на сумму 985 тыс. р. (45%) при потребности в 2 200 тыс. р., кожаной обуви на сумму 4 140 тыс. р. (71%) при потребности в 5 800 тыс. р., лесоматериалов в количестве 1 236 (61%) вагонов при потребности 2 030 вагонов. Городское население округа в сравне-

нии с жителями станиц, испытывало острый дефицит товаров широкого повседневного потребления. Потребности городского рынка товаров были удовлетворены на 30%, что вызывало объективное недовольство и в первую очередь рабочих причерноморских городов.

Позиции частного сектора укрепились в период либерализации экономической политики (1925 -сер. 1926 г.). В эти годы частное торговое предпринимательство переживало наибольший подъем в своем развитии. Одно из главных достоинств частного сектора торговли заключалось в её конкурентоспособности, высокой рентабельности. Откровенный государственный протекционизм в отношении государственного и кооперативного сектора торговли в конечном итоге сформировал ряд кризисов нэпа и способствовал свертыванию процесса рыночных реформ. Тесная экономическая связь торговли с успехами в сельском хозяйстве были продемонстрированы на примере Кубано-Черноморской области в 1920-х гг. в ходе новой экономической политики.

В целом преобразования 1920-х гг. характеризовались острыми противоречиями, отсутствием целостности подходов к управлению и решительной схваткой между экономическими и административными методами руководства. Вопрос «кто кого» в торговле был решен в пользу государственного сектора в 1926-1927 гг., когда доля частного сектора в розничной торговле в стране уменьшилась с 55% (1924-1925 гг.) до 35% (1927 г.), а в оптовой торговле с 9% до 5% [10, с. 340]. Главной задачей государства было установление верных пропорций между государственным и рыночным методами регулирования. Административно-командная система сначала ограниченно допустила частный капитал в торговлю, затем определила его границы, создавая механизмы контроля и регулирования, а затем подготовила условия для последующего его вытеснения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК) Ф. Р-990. Оп. 2. Д. 437. Л. 35.

2. Там же. Л. 174.

3. ГАКК. Ф. Р-686. Оп. 1. Д. 8. Л. 15.

4. ГАКК. Ф. Р-226. Оп.1. Д. 1. Л. 60.

5. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК) Ф. 8. Оп. 1. Д. 111. Л. 27.

6. ГАКК. Ф. Р-686. Оп.1. Д. 13. Л. 22.

7. ЦДНИКК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 200. Л. 24.

8. Голан Ю. Кризисы, разрушившие НЭП. Валютное регулирование в период НЭПа: изд. 2-е, доп. М., 1998.

9. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927-1929. Документы и материалы: в 5 т. / под. ред. В. Данилова, Р. Маннинг, Л. Виолы. М., 1999. т.1.

10. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История Советского государства: изд. 2-е, доп. и перераб. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.