Научная статья на тему 'РОЛЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА'

РОЛЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЛИЧНОСТЬ / БУДУЩИЙ ПСИХОЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цуруев Шамхан Шарипович

Цель - изучить сущность толерантности и ее роли в профессиональной деятельности будущего психолога. Методы. Анализ научно-методической литературы, обобщение, наблюдение. Результат. В статье выявлена роль толерантности в профессиональной деятельности будущего психолога. Вывод. В статье сделан вывод о том, что толерантность, прежде всего, терпимость к мнению и поступкам посторонних людей. Толерантность является важным и многогранным понятием, которое изучается многими учеными. Основным пониманием толерантности является ее право людей на любые отличия. Такими отличиями может считаться национальность, пол, вероисповедание и другие отличия людей. Толерантность - это, прежде всего, принятие другого человека таким, каков он есть, уважение его. Толерантность, бесспорно, относиться к позитивному социальному феномену, так как она открывает психологу поле для бесспорного осуждения, так и определенное поле для примирения с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цуруев Шамхан Шарипович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TOLERANCE IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE FUTURE PSYCHOLOGIST

The aim of the article is to Identify the role of tolerance in the professional activity of a future psychologist. Methods. Analysis of scientific and methodological literature, generalization, observation. Result. The author of the article uncovers the role of tolerance in the professional activity of a future psychologist. Conclusion. The author of the article concludes that tolerance is, first of all, tolerance for the opinions and actions of strangers. Tolerance is an important and multifaceted concept that is being studied by many scientists. The main understanding of tolerance is its right of people to any differences. Such differences can be considered nationality, gender, religion, and other differences of people. Tolerance is, first of all, acceptance of another person as he is, respect for him. Tolerance, undoubtedly, refers to a positive social phenomenon, since it opens the psychologist a field for undisputed condemnation, and a certain field for reconciliation with it.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА»

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020

Khutorsky. Moscow, Eydos Publ.; IHE Publ., 2012.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Салманова Джамила Абдулкафаровна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: djamila05@mail.ru

Чупанов Абдулла Хизриевич, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: achu-68@mail

Принята в печать 14.01.2020 г.

198 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHO RS Affiliations Dzhamila A. Salmanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: djamila05@mail.ru

Abdulla Kh. Chupanov, Doctor (Pedagogy), professor, the chair of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: achu-68@mail.ru

Received 14.01.2020.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-106-111

Роль толерантности в профессиональной деятельности будущего психолога

Цуруев Ш. Ш.

Министерство образования и науки Чеченской Республики, Грозный, Россия; e-mail: Shah_tsuruev@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - изучить сущность толерантности и ее роли в профессиональной деятельности будущего психолога. Методы. Анализ научно-методической литературы, обобщение, наблюдение. Результат. В статье выявлена роль толерантности в профессиональной деятельности будущего психолога. Вывод. В статье сделан вывод о том, что толерантность, прежде всего, терпимость к мнению и поступкам посторонних людей. Толерантность является важным и многогранным понятием, которое изучается многими учеными. Основным пониманием толерантности является ее право людей на любые отличия. Такими отличиями может считаться национальность, пол, вероисповедание и другие отличия людей. Толерантность - это, прежде всего, принятие другого человека таким, каков он есть, уважение его. Толерантность, бесспорно, относиться к позитивному социальному феномену, так как она открывает психологу поле для бесспорного осуждения, так и определенное поле для примирения с ним.

Ключевые слова: толерантность, толерантное восприятие, личность, будущий психолог.

Формат цитирования: Цуруев Ш. Ш. Роль толерантности в профессиональной деятельности будущего психолога // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 106-111. 001: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-106-111

The Role of Tolerance in the Professional Activity of the Future Psychologist

Shamkhan Sh. Tsuruev

Ministry of Education and Science of the Chechen Republic, Grozny, Russia; e-mail: Shah_tsuruev@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to Identify the role of tolerance in the professional activity of a future psychologist. Methods. Analysis of scientific and methodological literature, generalization, observation. Result. The author of the article uncovers the role of tolerance in the professional activity of a future psychologist. Conclusion. The author of the article concludes that tolerance is, first of all, tolerance for the opinions and actions of strangers. Tolerance is an important and multifaceted concept that is being studied by many scientists. The main understanding of tolerance is its right of people to any differences. Such differences can be considered nationality, gender, religion, and other differences of people. Tolerance is, first of all, acceptance of another person as he is, respect for him. Tolerance, undoubtedly, refers to a positive social phenomenon, since it opens the psychologist a field for undisputed condemnation, and a certain field for reconciliation with it.

Keywords: tolerance, tolerant perception, personality, future psychologist.

For citation: Tsuruev Sh. Sh. The Role of Tolerance in the Professional Activity of the Future Psychologist. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 106-111. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1- 106-111(In Russian)_

Введение

Психолог - это в первую очередь профессионал, который осуществляет свою деятельность в такой сложной и разнообразной системе «человек-человек». Его личности присуща индивидуальность, которая в дополнении с профессиональными характеристиками, а именно стандартами профессии и профессионально-

этическими принципами, исполняет наиважнейшую функцию поддержки и воспитания подрастающего поколения.

Психолог как субъект деятельности является прежде всего личностью с заложенными в нее качествами. Как субъекта деятельности его определяют две основных составляющих: возможность оказывать помощь клиенту и готовность прийти на помощь клиенту.

Из этого следует, что психолог - это постоянно развивающаяся личность, и при надобности может быстро приобрести необходимые навыки для осуществления квалифицированной помощи населению.

В связи с этим следует отметить, что специалист в данной сфере деятельности должен обладать определенными профессионально-важными качествами, присущими данной профессии. Так как работа социальных педагогов, осуществляющих

свою деятельность в системе «человек-человек», подвержена риску получить эмоциональное истощение.

Целью исследования являлось изучение сущности толерантности и ее роли в профессиональной деятельности будущего психолога.

Методы - анализ научно-методической литературы, обобщение, наблюдение.

Результаты и обсуждение.

Для психолога можно выделить четыре группы наиболее важных профессиональных качеств: первую группу составляют интеллектуально-профессиональные качества, в состав которой входят, компетентность, профессионализм, культура, интеллектуальный уровень, владение технологиями, знаниями в области психологии, юриспруденции, педагогики и других необходимых знаний.

Во вторую группу включены моральные качества, такие как любовь, к ближнему, милосердие, гуманность, толерантность, вежливость, желание бескорыстно помочь человеку, терпимость и ответственность.

Третью группу составляют коммуникативные качества, это тактичность, общительность, умение слышать и слушать, умение контактировать с людьми, поддерживать беседу, стимулировать и распозна-

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020

вать в человеке его внутренние скрытые резервы и возможности.

Четвертую группу качеств составляют волевые качества, к ним относятся организаторские способности человека, такое немаловажное качество как настойчивость, инициативность, выдержка характера, самообладание, ответственность за свои действия, умение доводить начатое дело до конца.

Так же можно выделить такие качества, как справедливость, честность, порядочность, готовность к психологическому дискомфорту, работоспособность, гуманность.

Все эти качества важны для личности психолога, без них он не сможет оказывать качественную и квалифицированную помощь населению. Именно поэтому, для психолога в первую очередь важна его профессиональная подготовка и личностное развитие. Личностное развитие психолога - это важная стадия его развития.

В России за последнее десятилетие возросло количество социально незащищенных граждан и семей, а значит, возросла потребность в оказании им квалифицированной помощи, а также содействии, защиты и поддержки со стороны государства. Для психолога очень важны знания в области социальной психологии, этики и культуры речи.

Все эти знания очень важны для оказания квалифицированной психологической помощи социально незащищенным категориям населения, а именно детям из малообеспеченных, многодетных, опекунских семей и семей, оказавшихся в опасном социальном положении.

Нужно отметить, что помимо необходимых знаний, умений и навыков психологи должны обладать набором необходимых личностных качеств, одним из важнейших качеств является толерантность.

Толерантность можно охарактеризовать как терпимость к иному мировоззрению, поведению, вероисповеданию, национальности, образу жизни и многому другому.

Толерантность чрезвычайно важна в деятельности психолога, которая полна разнообразием действий и ответственности за приятые им решения. Для этого он должен быть не только разносторонне развит в различных областях знаний, но и развивать свою личность, в процессе чего приобретает и развивает необходимые для работы в профессиональной сфере качества.

Исследованием толерантности на современном этапе занимаются такие ученые, как Е. В. Оборина, Г. У. Солдатова, Е. А. Пугачева, О. А. Кравцова, Г. Г. Кравцов, О. Е. Хух-лаев, Л. А. Шайгерова. [1; 2; 3].

Толерантность - это многогранное социально-педагогическое понятие. Данное понятие является предметом изучения множества наук, например: социальной работы, педагогики, философии и многих других. Толерантность заключает в себе такие значения, как терпимость, милосердие и сострадание.

Терпимостью называют умение мириться с чужим мировоззрением, мнением, быть терпеливым к чужому поведению и чужому мнению. Человек, который обладает такой чертой характера, как толерантность, терпеливо относится к чужому мнению и поступкам.

Толерантность имеет неразрывную связь с основными правами человека, предоставленными ему государством. Толерантность складывается на основании утверждения свобод и прав человека в государстве, на демократии, которая доминирует в российском обществе.

Человеку, который обладает таким качеством личности как толерантность, чужды такие аспекты общественной жизни людей как: ксенофобия, религиозная нетерпимость, терроризм и любого вида деятельность экстремиского характера.

Современное положение вещей, постоянное проявление мирового терроризма, организация различных группировок повлияли на формирование у людей толерантности.

Особое внимание развитию толерантности стало проявляться в образовательных учреждениях и учреждениях культурно-досуговой деятельности, а также учреждениях социального обслуживания.

Во всех этих учреждениях проводится тщательная работа по развитию толерантности у детей и подростков при помощи таких мероприятий, как классные часы, собрания, тематические мероприятия, посвященные проблемам развития толерантности.

Для развития толерантности одним из главных шагов современного общества являлось подписание «Декларации принципов толерантности». По настоящее время в России разрабатываются различные про-

граммы по развитию толерантности и толерантных установок сознания в обществе.

В России понятию толерантности и его развитию многие ученые, психологи и философы посвятили свои многочисленные труды. Из них наиболее точно понятие толерантности охарактеризовал Б. З. Вульфов.

По его мнению, толерантность - это способность группы людей или человека принимать образ жизни других людей, их мнение. Процесс воспитания понимается как осознание и взаимодействие с другими людьми, а также сообществами.

В социально-педагогическом контексте понятие толерантности отсутствует, хотя этот термин имеет достаточно обширные характеристики в философии, социологии и социальной работе.

В разных источниках терминология толерантности характеризуется как проявление терпимости к людям и их действиям. Толерантность представляется как восприятие людей такими, какие они есть, с их вероисповеданием, национальными традициями, обычаями и многим другим.

Толерантность характеризуют как уважение и правильное принятие мира, со всеми его многообразиями, самовыражениями и проявлениями человеческой индивидуальности. Толерантность представлена как гармония в многообразии мнений.

Толерантность представляют как качество личности человека, которое проявляет гуманистическую направленность, развитые ценности самой личности человека в целом. Во многих источниках отечественной литературы понятие толерантности понимается как готовность личности к осознанным действиям, которые определяются гуманистическими направленностями и бережным отношением к окружающим.

Толерантностью называют интегрированное качество личности человека. Оно проявляется в разных жизненных ситуациях, в которых принимает участие человек, проявляет себя во взаимоотношении с другими людьми и показывает личностное отношение человека и других людей.

Толерантность занимает важное место в деятельности людей, которые оказывают социально-педагогические услуги, педагогические и социальные услуги получателям социальных услуг, ведь обычно получателями социальных услуг являются дети из малообеспеченных, многодетных и неполных семей и их законные представители.

Опыт многих ученых и педагогов показывает, что человек может быть гуманным и терпимым к своим близким людям, но к посторонним людям он показывает свою нетерпимость и пренебрежительное отношение.

Для этих случаев характерно поднимать вопрос о социальной и межличностной, а также национальной толерантности и всеохватывающей терпимости со стороны человека.

Толерантность является активным качеством личности человека. Именно поэтому социальные педагоги должны развивать это качество. Толерантность - это качество личности человека, которое проявляется как признание основных прав и свобод людей, терпимость к их вероисповеданию, привычкам, поступкам и многому другому [4].

Толерантная личность - это в первую очередь личность, которая хорошо знает и понимает себя и других людей.

Толерантность - это в первую очередь гибкость и гуманное принятие чужих мнений, уважение к чужим ценностям и гуманное отношение к жизненным позициям других людей.

На сегодняшний день, толерантность пронизывает деятельность всех социальных институтов общества. Толерантность подразумевает терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.

Толерантность является основой демократии и прав человека, а нетерпимость в полиэтническом, поликонфессиональном, либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.

Можно отметить, что со стороны этики толерантность происходит из гуманистических аспектов деятельности человека, в которых ярко выражены достоинства людей, их успехи и отличия, которые подчеркивают их индивидуальность.

Со стороны политики, толерантность подчеркивает уважение мнений, которые формируются у людей в обществе, предоставление свободы слова для людей.

Рассматривая понятие толерантности с психолого-педагогической стороны, можно заметить два аспекта: присутствие в личности педагога-психолога установок толерантного сознания; формирование

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• ОЭРи ЮийММ. Уо!. 14. N0. 1. 2020

установок толерантного сознания у воспитанников.

В современном постоянно развивающемся мире присутствует постоянно нагнетающаяся ситуация экономической, политической, религиозной напряженности и нетерпимости.

В таких ситуациях для психолога важно сформировать у своих воспитанников установки, направленные на развитие толерантности к окружающим, миролюбия, и веротерпимости. Социальный педагог должен и сам проявлять чувства эмпатии, терпения и сопереживания к людям, нуждающимся в этом.

Именно от того, насколько у психолога сформировались установки толерантности, зависит и толерантность его воспитанников, ведь нет лучшего метода обучения, чем личный пример педагога.

Выделяют следующие формы деятельности педагога-психолога:

- индивидуальные беседы;

- вовлечение детей в кружки, секции, мероприятия;

- проведение тренинговых занятий;

- проведение социальных уроков;

- профориентационная работа;

- проведение акций, операций;

- проведение мероприятий, праздников;

- проведение диагностики, анкетирования.

Объектами деятельности педагога-

психолога являются дети и молодежь. Целью деятельности психолога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Прежде чем реализовать цель своей деятельности, психолог должен хорошо представлять особенности развития ребенка,

ческое содержание понятия толерантности // Вестник российского государственного гуманитарного университета. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2010. № 17 (60). С. 110112.

2. Оборина Е. В. Педагогический аспект феномена толерантности // Педагогическое

среду его обитания, негативные факторы, влияющие на его развитие.

Следует помнить, что объектом деятельности психолога является ребенок, однако в процессе деятельности психолог и ребенок вступают в субъектно-субъектные отношения, при котором ребенок является активным участником процесса решения своих проблем, когда это возможно, с помощью психолога или других специалистов.

Таким образом, можно выделить следующие личностные качества психолога:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- гуманистические качества;

- психологические характеристики;

- психоаналитические качества;

- психолого-педагогические качества.

Вывод

Толерантность - это прежде всего терпимость к мнению и поступкам посторонних людей. Толерантность является важным и многогранным понятием, которое изучается многими учеными. Основным пониманием толерантности является ее право людей на любые отличия. Такими отличиями могут считаться национальность, пол, вероисповедание и другие. Толерантность - это, прежде всего принятие другого человека таким, каков он есть, уважение к нему.

Толерантность в деятельности психолога помогает терпеливее относиться к своей работе, она проявляется там и тогда, где и когда социальная действительность, поведение, привычки и облик людей подвергаются оценке, и результат этой оценки потенциально действителен.

Толерантность, бесспорно, относится к позитивному социальному феномену, так как она открывает психологу поле для бесспорного осуждения, так и определенное поле для примирения с ним.

ной конференции (г. Москва, апрель 2012 г.). М. : Буки-Веди, 2012. С. 27-29.

3. Пугачева Е. А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2008. 233 с.

4. Цуруев Ш. Ш. Педагогический аспект толерантности // Современные педагогические

Литература

1. Кравцов Г. Г., Таебех Нури. Психологи- мастерство: материалы Международной науч-

технологии профессионального образования: сборник статей по материалам Международной

content of the concept of tolerance. Vestnik ros-sijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo uni-versiteta. Seriya «Psihologiya. Pedagogika. Obra-zovanie» [Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series "Psychology. Pedagogy. Education"]. 2010. No. 17 (60). Pp. 110-112. (In Russian)

2. Oborina E. V Pedagogical aspect of the phenomenon of tolerance. Pedagogicheskoe master-stvo: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konfer-encii (g. Moskva, aprel' 2012g.) [Pedagogical skills: proceedings of the International scientific conference (Moscow, April 2012). Moscow, Buki-Vedi Publ., 2012. Pp. 27-29. (In Russian)

3. Pugacheva E. A. Formirovanie tolerantnosti studentov v polikul'turnoj srede vuza: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk [Formation of students'

заочной научно-практической конференции. М., 2019. С. 334-337.

university: abstract of diss. ... of Pedagogy]. Nizhny Novgorod, 2008. 233 p. (In Russian)

4. Tsuruev Sh. Sh. The pedagogical aspect of tolerance. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii professional'nogo obrazovaniya: sbornik statej po materialam Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Modern pedagogical technologies of vocational education: collection of articles based on the proceedings of the International Distance Learning Scientific and Practical Conference]. Moscow, 2019. Pp. 334-337. (In Russian)

References

1. Kravtsov G. G., Taebekh Nuri. Psychological tolerance in the multicultural environment of the

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Принадлежность к организации Affiliation

Цуруев Шамхан Шарипович, помощник Shamkhan Sh. Tsuruev, undersecretary of

министра образования и науки Чеченской the Minister of Education and Science of Che-

Республики, Министерство образования и chen Republic, Ministry of Education and Sci-

науки Чеченской Республики, Грозный, Рос- ence of the Chechen Republic, Grozny, Russia;

сия; e-mail: Shah_tsuruev@mail.ru e-mail: Shah_tsuruev@mail.ru

Принята в печать 11.01.2020 г.

Received 11.01.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.