Научная статья на тему 'РОЛЬ TIKTOK В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

РОЛЬ TIKTOK В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4544
564
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TIK-TOK / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дворянчиков Я.В., Шепелева Е.С.

Популярность социальных сетей актуальна как никогда, их создатели придумывают различные способы, как удержать аудиторию именно в своем приложении. Так как среди социальных сетей в настоящее время особенной популярность пользуется приложение Tik-Tok, мы решили разобрать именно его, выявить способы влияния на подрастающее поколение и посмотреть на это приложение, как на инструмент социализации подрастающего поколения, чьё мировоззрение находится в постоянном изменении. Очевидно, что Tik-Tok сильно влияет на социализацию, исходя из того, что контент, коим выступают видео в различных форматах на данной платформе, могут носить не только развлекательный характер, но и идеологический, в данном приложении могут транслироваться ценности и могут быть навязаны. Посему тема для статьи имеет актуальность непосредственно в настоящее время. Цель работы: выявить основные способы социализации подростков. Методы и объекты исследования: в качестве метода исследования выступает анализ данных и контента, объектом исследования является контент социальной сети Tik-Tok. Результаты и выводы: в ходе исследования было выявлено то, что приложение формируя примитивное мышление через соответствующий контент, вырабатывает привычку повторять всё за всеми через систему челленджей, и уже «подготовленному» ребёнку со сломанным критическим мышлением и волей подсовывать те темы, которые нужно повторять.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF TIKTOK IN THE SOCIALIZATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS

The popularity of social networks is more relevant than ever, their creators come up with various ways to keep the audience in their application. Since the Tik-Tok application is currently especially popular among social networks, we decided to disassemble it, identify ways to influence the younger generation and look at this application as a tool for socialization of the younger generation, whose worldview is in constant change. Obviously, Tik-Tok strongly influences socialization, because the content, which are videos in various formats on this platform, can be not only entertaining, but also ideological, values can be broadcast in this application and can be imposed. Therefore, the topic for the article is relevant now. Purpose of the work: to identify the main ways of socialization of adolescents. Methods and objects of research: analysis of data and content acts as a research method, the object of research is the content of the social network Tik-Tok. Results and conclusions: in the course of the study, it was revealed that the application, forming primitive thinking through the appropriate content, develops the habit of repeating everything after everyone through the system of challenges, and already a "prepared" child with broken critical thinking and the will to slip those topics that need to be repeated.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ TIKTOK В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Ф^РУ м

молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Роль TikTok в социализации детей и подростков

Дворянчиков Я.В.,

dvjar@yandex. т

Шепелева Е.С.,

zh.shepeleva2011@yandex.ru

ФГБОУВО «Тверской государственный университет» (г. Тверь, Россия)

УДК 316.774

Аннотация. Популярность социальных сетей актуальна как никогда, их создатели придумывают различные способы, как удержать аудиторию именно в своем приложении. Так как среди социальных сетей в настоящее время особенной популярность пользуется приложение Т1к-Ток, мы решили разобрать именно его, выявить способы влияния на подрастающее поколение и посмотреть на это приложение, как на инструмент социализации подрастающего поколения, чьё мировоззрение находится в постоянном изменении. Очевидно, что Т1к-Ток сильно влияет на социализацию, исходя из того, что контент, коим выступают видео в различных форматах на данной платформе, могут носить не только развлекательный характер, но и идеологический, в данном приложении могут транслироваться ценности и могут быть навязаны. Посему тема для статьи имеет актуальность непосредственно в настоящее время. Цель работы: выявить основные способы социализации подростков. Методы и объекты исследования: в качестве метода исследования выступает анализ данных и контента, объектом исследования является контент социальной сети Т1к-Ток. Результаты и выводы: в ходе исследования было выявлено то, что приложение формируя примитивное мышление через соответствующий контент, вырабатывает привычку повторять всё за всеми через систему челленджей, и уже «подготовленному» ребёнку со сломанным критическим мышлением и волей подсовывать те темы, которые нужно повторять.

Ключевые слова: Tik-Tok, социализация подростков, социальные сети, клиповое мышление.

Role of TikTok in the socialization of children and

adolescents

Dvoryanchikov Ya. V.,

dv.jar@yandex. ru

Shepeleva E.S.,

zh.shepeleva2011@yandex.ru

Tver State University (Tver, Russia)

UDC 316.774

Annotation. The popularity of social networks is more relevant than ever, their creators come up with various ways to keep the audience in their application. Since the Tik-Tok application is currently especially popular among social networks, we decided to disassemble it, identify ways to influence the younger generation and look at this application as a tool for socialization of the younger generation, whose worldview is in constant change. Obviously, Tik-Tok strongly influences socialization, because the content, which are videos in various formats on this platform, can be not only entertaining, but also ideological, values can be broadcast in this application and can be imposed. Therefore, the topic for the

Ф^РУ м

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

article is relevant now. Purpose of the work: to identify the main ways of socialization of adolescents. Methods and objects of research: analysis of data and content acts as a research method, the object of research is the content of the social network Tik-Tok. Results and conclusions: in the course of the study, it was revealed that the application, forming primitive thinking through the appropriate content, develops the habit of repeating everything after everyone through the system of challenges, and already a "prepared" child with broken critical thinking and the will to slip those topics that need to be repeated.

Keywords: Tik-Tok, socialization of adolescents, social networks, clip thinking.

Введение

Для начала отметим, что в настоящее время практически половина подростков проводит более 4 часов в интернете. В основном пользователи используют приложения: для общения (Вконтакте, Телеграм, Вотсап), для обмена фото (Инстаграм), а также для просмотра видео (Ютуб, Тик Ток). И именно Тик-Ток сейчас является самым прогрессирующем инструментом нового интернета. Программа для просмотра огромного количества видео, цепляющих внимание человека, заставляет проводить в ней большое количество времени каждый день. Отходя от самого приложения, важно отметить культурные изменения последних лет, которые сменили ценностные ориентиры практически на 180 градусов.

Чтобы сделать правильные выводы насчёт культурных перемен, проанализируем события, которые произошли на рынке электроники за последние полвека. Приблизительно 40 лет назад интернет был механизмом для хранения данных американских спецслужб, тогда мало кто предполагал, какой рост популярности его ожидает. Вместе с интернетом начинают разрабатывать телефон с сенсорным дисплеем, а в 2007 Стив Джобс показал миру первый айфон. И лишь последние 10 лет, интернет вкупе с телефонией активно развиваются.

Почему же современное поколение детей так зависимо от интернета? Здесь всё достаточно просто: во-первых, лёгкая доступность, то бишь интернет стоит дёшево, телефон, который поддерживает интернет также может позволить себе практически каждый, за очень редкими исключениями. Во-вторых, дети, рождённые в 2005-2010 годах с самого раннего возраста окунаются с головой в интернет, а блогеры, выпускающие контент для детской аудитории, помогают родителям как можно меньше участвовать в воспитании детей.

Основная часть

Как и любая другая индустрия, социальные сети стремились создавать понятные и приятные дизайны, чтобы пользователям было удобно и комфортно проводить в них время.

Приблизительно 10 лет назад проблема зависимости от гаджетов стала актуальной. Дети, которые хотят смотреть мультики всегда, могли себе позволить их посмотреть только в определённое время из-за особенностей телевидения, в интернете - всегда. Дети, которым, чтобы пообщаться с друзьями, необходимо было идти на улицу и не факт, что их друзья живут близко, а в интернете - быстро и много. Все «преимущества» интернета создали сильную зависимость подрастающего поколения.

С всё больше актуальностью мобильных коммуникаций, вызванных прямым эффектом цифровой трансформации, появляются новые социальные сети, такие как Tik-Tok. В последние годы, всё больше социальные сети посещаются с помощью мобильных устройств, но Tik-Tok

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 13 www.forummn.ru

Youth 11 Forun 1,1,1 http://forummn.ru/article-2.6.3.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

является несомненным лидером. К концу первого квартала 2019 года недавно появившееся приложение стало самым популярным, учитывая многомиллионные скачивания из App Store и Google Play. Согласно статистике, опубликованной Институтом исследования интернета, более 40% пользователей Tik-Tok в РФ это подростки до 18 лет. Эти данные подтверждает также сервис Globalwebindex: 41% скачиваний приложения были совершены молодыми людьми в возрасте от 16 до 24 лет. [4]

«ТикТок» (англ. TikTok) — социальная сеть, основная идея которой заключается в возможности делиться короткими видео с удобным интерфейсом, позволяющим за короткое время просмотреть большое количество роликов. Компания стартовала в 2017 году и на данный момент является самым популярным сервисом, обогнав Ютуб и Инстаграм.

Основателем платформы ByteDance (Материнская компания Tik-Tok) и самого приложения является молодой предприниматель из Китая Чжан Иминг. Когда в Китае приложение обрело популярность, то было принято решение выпустить его на международный рынок с всем известным названием Tik-Tok для более запоминающегося восприятия.

Tik-Tok задумывался, как платформа для танцев под музыку, поэтому данная социальная сеть сосредоточена и на музыке, она позволяет быстро продвигать трэки и является отличным лифтом для малоизвестных исполнителей. Из-за того, что самый ходовой материал в Tik-Tok опирается либо на популярную музыку, либо идет в рамках challenge (то есть контент призывает повторить зрителя то, что демонстрируется на видео), либо строиться вокруг юмора, данная площадка обладает огромным потенциалом для виральности (viralty), то бишь высока вероятность того, что данным контентом будут делиться друг с другом. [7, C. 1-5]

Приложением уже были запущены многие трендовые вещи, принеся своим творцам популярность во всём мире. Существует весомое отличие данного феноменально приложения от аналогичных социальных сетей, а разница в том, что TikTok использует алгоритм, основанный на больших данных (сколько времени человек проводит, смотря определённое видео, как он с ним взаимодействует, ставит ли лайки, оставляет ли комментарии, делиться ли этим видео с друзьями) и в дальнейшем предлагают пользователю контент, основанный на его интересах. По поводу алгоритма Tik-Tok существует много слухов, контентмейкеры порой готовы заплатить большие деньги людям, способным приоткрыть завесы тайны, но в итоге всё сводится к интуитивно понятному механизму. Данный алгоритм помогает стать трендовым тот, ролик, автор которого не имеет никакой популярности, да даже если это его первое видео. Касаемо разнообразности контента не существует границ, естественно, что лекций по различным дисциплинам там не встретить (ролики могут длиться максимум 3 минуты на момент конца 2021 года, это ограничение приложения), однако в остальном авторы могут делать любой контент на собственный вкус.

Также Tik-Tok предоставляет возможность участвовать в следующих форматах по умолчанию: в «реакциях», «дуэтах», «челенджах» (challenge) или вкладывать видео под популярным на тот момент хэштэгом, тогда оно сразу попадает в раздел видео всех пользователей, которые также воспользовались данным хэштэгом. В том числе, социальная сеть TikTok отличается от конкурентов простотой, просматривать видео в приложении можно без регистрации, но если пользователь вдруг решит зарегистрироваться, то ему достаточно всего лишь номера телефона и кода, который придёт на него во время авторизации. Для того, чтобы зарегистрироваться в Tik-Tok, не нужен даже пароль. Согласно данным Sensotower в среднем каждый пользователь тратит 58 минут в день, пользуясь приложением Tik-Tok, также ежедневно люди открывают приложение около 8 раз. [6, C. 31-35]

Причины, по которым люди пользуются таким приложением несколько. Одна из них - явление клиповой культуры (clip culture), который впервые описал Э. Тоффлер в книге «Третья волна» для определения культуры в экономически развитых странах. В ее рамках СМИ определяют

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 14 www.forummn.ru

Youth 11 Forun 1,1,1 http://forummn.ru/article-2.6.3.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

существование культурных элементов. Особенностью такой культуры является быстрая смена образов.

Культурологом К.Г. Фрумкином были выделены основные первопричины появления «клипового мышления»: увеличение информации и разноплановой информации в том числе, ускорение темпа жизни, потребность в актуальности информации, скорости ее поступления, необходимость многозадачности 104. Таким образом, так как, согласно данной теории, аудитория воспринимает информацию фрагментарно и кратковременно, в результате чего, ее может интересовать социальная сеть TikTok, идея которой основана на создании коротких и ярких видео.

По мнению психологов, современным детям - подросткам свойственно «клиповое мышление» — это особенность человека воспринимать происходящее в мире через короткий, яркий посыл, воплощённый в форме небольшого видеоклипа. Все вокруг воспринимается не целостно, а фрагментарно, как череда не связанных между собой частей и идей. И вот как раз в «ТикТоке» такой вид восприятия действительности преобладает, так как он представляет собой бесконечную ленту коротких видео с ярким музыкальным сопровождением, не несущих никакой идеи, кроме как развлечь, или шокировать. С помощью этого, создается поколение зомбированных потребителей, которых нужно только развлекать. [1]

Молодой человек готов целые дни проводить в соц. сетях, ища видео, которое его «зацепит» и вызовет реакцию, причем реакцию любой направленности, главное - не оставить равнодушным. Смотреть такие видео одно удовольствие. А после десятков просмотренный неудачных дублеров сама собой в голову приходит мысль:

«Я-то это точно смогу повторить!» И вот! Создаются «челленджи».

Челлендж (англ. Challenge - вызов, бросить вызов) — жанр интернет-роликов, в которых блогер выполняет задание на видеокамеру и размещает его в сети, а затем предлагает повторить это задание своему знакомому или неограниченному кругу пользователей. Своего рода задания на «слабо». Первые челленджи появились на YouTube, позже они стали встречаться в Инстаграм и TikTok.

Такой вид видео является в своей среде двигателем конкуренции: каждый «тиктокер» пытается сделать что-то уникальное, дабы запомнится на фоне других. Тем более, как мы описали выше, пользователи приложения - молодые люди, в чьих жилах бурлит кровь и всё время хочется утверждаться в глазах людей.

Самым крутым считается тот, кто смог повторить уже существующее видео и набрать больше просмотров, чем исходный ролик. Это может быть коротенький, но довольно замысловатый танец. Или же песня со словами, которые практически нельзя повторить. [5, C. 18-22]

Так происходит формирование у детей и подростков обезьяньего инстинкта - привычки подражать. Увидел — повтори. Такое машинальное повторение чужих действий приучает к подчинению чужой воле, что создаёт легко манипулируемого человека, лишённого критического мышления.

Другими словами, это приложение сначала формирует примитивное мышление через соответствующий контент, потом вырабатывает привычку повторять всё за всеми через систему челленджей, и уже «подготовленному» ребёнку со сломанным критическим мышлением и волей подсовывает те темы, которые нужно повторять. Происходит своего рода гипноз.

Одной из самых главных сторон, негативно влияющих на социализацию детей, является тот факт, что чрезмерное использование Интернета может вызывать зависимость, приводящую к депрессии. Джозеф Мейзер, доцент Клемсонского университета, и Андрей Михайлович Ледбеттер, доцент Техасского университета, опубликовали статью, в которой исследовали, как частое времяпровождение в Интернете влияет на возникновение таких проблем, как депрессия и одиночество. [3]

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 15 www.forummn.ru

Youth 11 Forun 1,1,1 http://forummn.ru/article-2.6.3.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Мейзер и Ледбеттер обнаружили, что склонность людей к онлайновым социальным связям привела к тому, что они стали использовать Интернет более навязчивыми способами. Если человек имеет плохие навыки общения в реальном мире, то его, скорее всего, больше привлечет онлайн-общение, которое может способствовать развитию навязчивого использования Интернета. [4, c 112-115]

Тревога, возникающая при общении, стимулирует навязчивое, но не обязательно чрезмерное использование сети. Напротив, люди, проводящие слишком много времени в Интернете, чаще признают онлайн-общение удобным, но ограниченным в коммуникативной эффективности из-за отсутствия различных невербальных сигналов, доступных при реальном взаимодействии.

Другими словами, согласно исследованию Мейзера и Ледбеттера, тревога индивидов, возникающая при живом общении, мотивирует навязчивое желание безопасно общаться в сети, в то время как успешные попытки такого общения повышают количество времени, проводимого в Интернете. Несмотря на это, учитывая широкое распространение социальных сетей, особенно среди молодых пользователей, соцсети в настоящее время являются важным средством поддержания социальных связей. Их существование вызывает важные вопросы относительно индивидуальных особенностей, которые могут повлиять на частоту онлайн-общения, и того, как их чрезмерное использование может способствовать развитию зависимости. [2, C. 4-6]

Учитывая, что воздействие Интернета на социализацию молодежи и людей других возрастов может быть, как положительным, так и отрицательным, необходимо управлять этой технологией в интересах человека. Особую озабоченность вызывает необходимость обеспечения надлежащей безопасности Интернета для предотвращения негативных последствий.

Заключение

Грамотное использование ресурсов сети предоставляет человеку преимущество перед теми, кто не использует или слабо использует его ресурсы, а интернет-среда позволяет удовлетворить многие социальные потребности современного человека, уже сейчас трудно представить мир без различных гаджетов, которые уверенно вошли в жизнедеятельность общества. Как инструмент социализации, Tik-Tok себя показал по большей части с негативной стороны. Безусловно, нет худа без добра, так и в разбираемом приложении существует поучительный контент, помогающий подросткам разобраться в школьных дисциплинах, помогающий обычным людям получить профессиональные знания в интересующей их области, данное приложение невероятно насыщенно такого рода контентом. Однако большую популярность, относительно предыдущих категорий составляет контент развлекательного характера, раскрывая данный конетнт, мы узнали, что главная причина того, почему же так много просмотров - это эмоциональность, ибо социальные сети ставят преимущественно задачу, не оставить человека равнодушным. Если удалось вывести человека на эмоции, значит он этим видео, скорее всего, поделиться с другими, также эмоциональность является причиной того, что данный контент примитивный. То есть, нет определённого тезиса, доносящегося от такого рода видео, есть просто моментальные реакции, получив которые хочется просто пролистнуть далее, чтобы увидеть аналогичное видео.

Библиографический список:

1. Березовская И.П. Проблема методологического обоснования концепта "клиповое мышление" // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2015. № 2 (220).

2. Гуреева А.Ю., Сизов С.В. Интернет-зависимость: современное состояние проблемы // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2015. Т.5. № 2. С. 127-129.

3. Каррыев Б.С. Интернет, краткая история и влияние на общество // М.: LAP LAMBERT Academic Publishing. 2015. 368 с.

Ф^РУ м

молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

4. Нестеров А.Н. Социализация подростков в условиях межличностных отношений в общеобразовательной школе: дис... канд. пед. Наук. Карачаевск, 2005. 193 с.

5. Романов Н. А. Клиповая культура в современном медиапространстве // Человек. Культура. Образование. 2017. №. 3 (25). С. 97-106.

6. Соколова М.Е. Культура смарт-потребления: информационно-безопасностный аспект (к постановке проблемы) // Человек: образ и сущность. 2018. № 4 (35). С. 68-99.

7. Плотникова М.В. Воздействующий потенциал дискурса «новых медиа» в молодежной среде (на примере социальной сети ^кТок) // Вопросы управления. 2021. №2 (69). С. 16-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.