Научная статья на тему 'РОЛЬ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ'

РОЛЬ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
124
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / МОНОГОРОД / БАКАЛ / ВЕРХНИЙ УФАЛЕЙ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лаптева Дарья Сергеевна

В условиях цифровизации экономики у субъектов Российской Федерации возникают проблемы инновационного и инвестиционного развития. Основными проблемами связаны с недостаточным количеством программ стратегического развития регионов, дефицит высококвалифицированных кадров, низкая инвестиционная привлекательность регионов. В этой связи становится очевидной необходимость трансформации экономики регионов, а именно развития территорий опережающего социальноэкономического развития (ТОСЭР). Территории опережающего социально-экономического развития создаются в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения развития и создания комфортных условий для жизнедеятельности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PRIORITY DEVELOPMENT TERRITORIES IN ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE CHELYABINSK REGION

In the digitalization of the economy, the constituent entities of the Russian Federation face problems of innovation and investment development. The main problems are associated with an insufficient source of regional development programs. In this regard, the need to transform the economy of the regions becomes obvious, namely the territories of advanced socio-economic development (TASED). The territory of economic development of conditions for creating favorable conditions for attracting investments, ensuring development and comfortable conditions for the life of the population.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

РОЛЬ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

THE ROLE OF PRIORITY DEVELOPMENT TERRITORIES IN ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE CHELYABINSK REGION

El

УДК 332

Лаптева Дарья Сергеевна, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Челябинский Филиал

Lapteva Darya Sergeevna, d_lapteva.00@mail.ru

Аннотация

В условиях цифровизации экономики у субъектов Российской Федерации возникают проблемы инновационного и инвестиционного развития. Основными проблемами связаны с недостаточным количеством программ стратегического развития регионов, дефицит высококвалифицированных кадров, низкая инвестиционная привлекательность регионов. В этой связи становится очевидной необходимость трансформации экономики регионов, а именно развития территорий опережающего социальноэкономического развития (ТОСЭР). Территории опережающего социально-экономического развития создаются в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения развития и создания комфортных условий для жизнедеятельности населения.

Abstract

In the digitalization of the economy, the constituent entities of the Russian Federation face problems of innovation and investment development. The main problems are associated with an insufficient source of regional development programs. In this regard, the need to transform the economy of the regions becomes obvious, namely the territories of advanced socio-economic development (TASED). The territory of economic development of conditions for creating favorable conditions for attracting investments, ensuring development and comfortable conditions for the life of the population.

Ключевые слова: территория опережающего развития, Челябинская область, моногород, Бакал, Верхний Уфалей, индустриальный парк, социально-экономическое развитие. Key words: territory of advanced development, Chelyabinsk region, single-industry town, Bakal, Verkhny Ufaley, industrial park, socioeconomic development.

Введение. Вопросы, касающиеся социально-экономического развития регионов России, всегда являются актуальными для органов государственной власти. В связи с этим был принят федеральный законопроект от 29.12.2014 года «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Согласно данному закону последние годы на территории России появляются специальные зоны, которым дают название территории опережающего развития. Другими словами, это экономические зоны, которые имеют общие налоговые льготы, упрощенные административные процедуры, а так же другие условия, способствующие привлечению инвестиций в данный регион. Целью этого всего является развитие бизнеса и инфраструктуры, а за счет этого и региона в целом. Актуальность выбранной темы заключается в том, что на данный момент территории опережающего развития есть практически во всех субъектах

Российской Федерации, и Челябинская область не исключение. В 2020 году Челябинская область стала лидером по количеству ТОСЭР. Объект исследования - Территории опережающего развития в Челябинской области.

Предмет исследования - Роль территорий опережающего развития в обеспечение устойчивого развития Челябинской области на примере г. Бакал и г. Верхний Уфалей.

Цель работы - Выявить роль территорий опережающего развития в Челябинской области, как инструмента для устойчивого развития данного субъекта.

Задачи:

1. Изучить основные показатели социально-экономического положения Челябинской области.

2. Выявить основные проблемы моногородов Челябинской области.

3. Рассмотреть основные направления развития моногородов Челябинский области.

4. Систематизировать полученную информацию.

5. Выявить роль территорий опережающего развития в Челябинской области.

Методы исследования. Методологическую основу исследования в данной статье составили: наблюдение, теоретический анализ, систематизация, оценка и обобщение полученной информации. На основе проведенного исследования выявлена роль территорий опережающего развития для Челябинской области. Обсуждение. Челябинская область - это субъект Российской Федерации, который входит в состав Уральского федерального округа и является частью Уральского экономического района. Челябинская область имеет все факторы, которые могут способствовать устойчивому развитию региона. В их число входит обогащенность природными ресурсами, выгодная транспортная развязка, промышленные производства и многое другое. По результатам

исследования РИА Рейтинг в 2020 году Челябинская область заняла 17 место среди регионов России по результатам развития социальноэкономического положения. Данный показатель характеризует состояние области в целом, не давая субъективную оценку отдельным населенным пунктам региона. Является ли улучшение социальноэкономического положения региона следствием появления в нем территорий опережающего развития или этому способствуют иные факторы? На этот вопрос постараемся ответить в данной статье.

Основные показатели социально-экономического роста за последнее время приведены приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные показатели социально-экономического развития

Челябинской области за январь-сентябрь 2020 года

Показатель 2019г. В % к январюсентябрю 2019 г. Сентябрь 2020г. в % к

Сентябрю 2019г. Августу 2020 г.

Реальные располагаемые денежные доходы населения - 99,2 - -

Индекс промышленного производства - 96,9 104,1 102,9

Инвестиции в основной капитал 131 468,8 112,7 - -

Объем платных услуг населению 118 477,6 88,2 96,5 102,5

Прибыль прибыльных предприятий 75 134,0 61,2 - -

Оборот розничной торговли 418 025,1 100,5 100,0 95,1

Данные таблицы 1 в целом позволяют судить о положительной динамике социально-экономического положения области. Инвестиции в основной капитал увеличились на 12,7 %, несмотря на то, что по РФ снизились на 4,0%. Кроме того, увеличилась и средняя заработная плата на 3,5%, реальная заработная плата на 0,5%. Отрицательные тенденции в январе-сентябре 2020 года у таких показателей, как объем платных услуг населению (11,8%), индекс промышленного производства (3,1%) и прибыль прибыльных организаций (38,8%).

Прогнозные показатели приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Основные показатели прогноза социальноэкономического

развития Челябинской области на 2021-2023 годы

Показатель Прогноз 2021г Прогноз 2022г. Прогноз 2023г.

базовый целевой базовый целевой базовый целевой

Численность населения, в тыс. чел. 3450,8 3457,6 3443,2 3451,1 3434,6 3444,0

ВРП млн. руб. 1723911,2 17776268,2 1816707,2 1905248,6 1921229,1 2046931,8

Индекс физического объема ВРП, % 101,2 103,0 101,6 103,4 102,2 103,8

Индекс промышленного производства 101,2 103,8 101,8 104,4 102,6 104,9

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами. млн. руб. 1968794,7 2086379,9 2017467,0 2207240,1 2083332,6 2347194,7

Фонд заработной платы 516808,8 528976,4 544132,2 563586,2 574109,9 601116,8

Среднегодовая численность занятых в экономике тыс. чел. 1777,0 1775,0 1778,0 1776,0 1780,5 1777,0

Инвестиции в

основной 309205,8 319348,9 337333,6 352036,2 371180,6 401954,9

капитал

По результатам прогнозных показателей на 2021-2023 гг. предполагается продолжать эффективное улучшение показателей развития Челябинской области. Так, например, планируется увеличение объема валового регионального продукта. По прогнозам до 2023г. индекс физического объема ВРП планируется увеличить на 2,6%, а ВРП в 2023 году должен составить 2046931,8 млн. руб. На данный момент министерство экономического развития Челябинской области по итогам 2020 года, наоборот прогнозирует снижение ВРП на 2.6% за текущий год. На данный момент этот показатель равен 883068,0 млн. руб.

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) -является одним из способов развития региона, по средствам создания благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, с целью привлечения инвестиций. В Челябинской области на 2020 год насчитывается 16 моногородов. Первый город в регионе, который получил статус ТОСЭР, стал г. Бакал в марте 2017г, затем данный статус получили такие города, как Верхний Уфалей и Миасс. Кроме того, три города имеют статус ЗАТО - Снежинск, Озерск и Трехгорный.

Градообразующими отраслями в таких городах, как Бакал, Верхний Уфалей и Миасс были металлургия и машиностроение, но ресурсы истощаются, а предприятия, на которых «держались» города закрываются. Следствием этого является миграция населения и безработица. В таблице 3 можно посмотреть показатели численности населения в городах Бакал и Верхний Уфалей за последние 10 лет.

Таблица 3 - Численность населения 2010-2020 гг. (Верхний Уфалей, Бакал)

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Верхний 30 30 29 29 29 28 28 27 27 26 26

Уфалей 481 434 976 518 096 580 267 879 498 885 716

20 20 20 20 20 20 19 19 19 19 18

Бакал

940 910 708 485 256 153 942 590 264 009 706

По данным показателям из таблицы мы видим, что численность населения за последние 10 лет значительно сократилась. В основном города покидают молодые люди, специалисты, которые не смогли реализовать свой потенциал и не нашли работу. Программа ТОСЭР направлена на то, чтобы исправить данную ситуацию и привлечь в города специалистов, открывая новые предприятия. На данный момент распространенным методом развития экономики моногородов и привлечения инвестиций является создание индустриальных парков. Они представляют собой специально-организованные площадки для размещения новых производств, на которых находится инфраструктура для производственной деятельности. Они могут располагать на себе одно или несколько разных отраслей. Характеристика индустриального парка в городе Бакал представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Характеристика индустриального парка в г. Бакал

Название индустриального парка Региональный индустриальный парк «Рудничный» ( Бакал)

Тип Гринфилд

Действующие резиденты -

Потенциальные резиденты НПО «Гамма» - проект «Строительство шприцевого завода»

Объем инвестиций в развитие производств более 9 млрд. рублей

Количество рабочих мест 1134

Меры поддержки резидентов Льготы по налогу на прибыль, по налогу на имущество организаций и на добычу полезных ископаемых, понижение ставки тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Так же в следующем году планируется начать строительство цементного завода в городе Бакал и в пригородных поселках Катавка, Иркускан и Рудничный. На строительство нового производства планируется выделить 130 гектаров земли рядом с поселком Иркускан. Холдинг НПРО «Урал», куда входит Бакальское рудоуправление, совместно с китайскими инвесторами решили реализовать этот проект и вложить в это предприятие 250-300 млн. долларов США. Ежегодно данное производство будет приносить до 2,5 млн. тонн цемента высокого качества марки «400». По прогнозам специалистов предприятие даст 400 новых рабочих мест.

В Верхнем Уфалее в 2020 на территории закрытого градообразующего предприятия ОАО «Уфалейникель» решили начать строительство двух новых предприятий, которые помогут улучшить социально-экономическое положение г. Верхний Уфалей. Рассмотрим каждый из проектов более подробно.

Первый проект реализуется ООО «Полимет Инжиниринг» и подразумевает строительство завода по производству цинка стоимостью 21,4 млрд. руб. В проекте прописано о том, что его мощность составит 120 тыс. т. цинка в год. Данное производство решит одну из главных проблем Верхнеуфалейского городского округа - снизит уровень безработицы. На производстве будет создано около 820 рабочих мест. За 20 лет работы планируется, что общий объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней превысит 20 млрд руб. Еще одним немаловажным положительным фактором для развития округа

является то, что данное предприятие будет осуществлять все в соответствии с экологическим законодательством. За счет инновационных технологий и оборудования воздействие на окружающую среду будет минимизировано. Расположение данного предприятие инвестор обосновывает тем, что инфраструктура местности достаточно развита. Есть подъездные железнодорожные пути, мощность электроэнергии, газ, и, конечно, ТОСЭР, который предоставляет определенные налоговые льготы. Этот проект уже одобрила комиссия при минэкономразвития Челябинской области и вскоре он официально станет резидентом территории опережающего социально-экономического развития.

Второй проект на территории Верхнеуфалейского городского округа будет реализовывать ООО «Формат-ЕК». Данная компания планирует построить завод так же на территории бывшего завода «Уфалейникель» и заняться производством стальных мелющих шаров для мельниц горно-обогатительных предприятий. Объем инвестиций в данный проект составит 5 млрд. руб. Производственная мощность - 246 тыс. т шаров в год. Будут созданы новые рабочие места, на данный момент их насчитывают около 240. Общий объем налоговых отчислений составит около 6 млрд руб.

Оба завода планируют запустить в середине 2022 года. Создание ТОСЭР позволит диверсифицировать экономику городов, снизить зависимость от градообразующих предприятий, повысить инвестиционную привлекательность территории города, создать постоянные рабочие места и привлечь инвестиции.

Вывод. Изучая особенности географического положения, климатических условий и другие факторы влияющие на развитие, мы можем прогнозировать на чем необходимо специализироваться моногородам Челябинской области для успешного развития.

Такие города как Снежинск, Озерск и Трехгорный могут стать центрами науки и высоких технологий, изучения ядерных технологий в мирных целях,

развитие атомной энергетики. Верхний Уфалей может стать центром для развития различных видов туризма и рекреации, а Бакал имеет все возможности для размещения филиалов крупных промышленных предприятий, объектов горнодобывающей и обогатительной промышленности.

Таким образом, мы видим, что создание территорий опережающего развития в Челябинской области поможет повысить устойчивость местной экономики, используя различные механизмы и методы. Пути развития моногородов в области, направлены на решение главных проблем: миграция населения и преодоление высокого уровня безработицы.

Список литературы:

1. Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" от 29.12.2014 N 473-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 172962/ (дата обращения 28.11.2020)

2. Гундарев А. А. Моногорода Челябинской области: актуальные проблемы, потенциал и перспективы развития // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2013. Т. 13. № 1. С. 87-89.

3. Ряховская А. Н., Кован С. Е., Крюкова О. Г. Роль государственных программ в развитии моногородов. М.: Инфра-М, 2014. 63 с.

4. «О прогнозе социально-экономического развития Челябинской области на 2020 - 2024 годы». Постановление Правительства Челябинской области от 24 октября 2019 года N 459-П [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://docs.cntd .ru/document/561611431 (дата обращения 27.11.2020)

5. О создании территории опережающего социальноэкономического развития «Бакал» (Челябинская область). Постановление Правительства

РФ от 06.03.2017 № 265. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/26683/ (дата обращения 28.11.2020)

6. О создании территории опережающего социально-

экономического развития «Верхний Уфалей» (Челябинская область). Постановление Правительства РФ от 13.11.2017 № 1369.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/30192/ (дата обращения: 28.11.2020).

List of literature:

1. Federal Law" On Territories of Advanced Socio-Economic Development in the Russian Federation " of 29.12.2014 N 473-FZ (latest edition) [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (accessed 28.11.2020)

2. Gundarev A. A. Single-industry towns of the Chelyabinsk region: current problems, potential and prospects of development // Bulletin of the South Ural State University. Series: Construction and architecture. 2013. Vol. 13. no. 1. pp. 87-89.

3. Ryakhovskaya A. N., Kovan S. E., Kryukova O. G. The role of state programs in the development of single-industry towns. Moscow: Infra-M, 2014. 63 p.

4. "On the forecast of socio-economic development of the Chelyabinsk region for 2020-2024". Resolution Government of the Chelyabinsk Region of October 24, 2019 N 459-P [Electronic resource]. - Access mode: http://docs.cntd.ru/document/561611431 (accessed 27.11.2020)

5. On the creation of the territory of advanced socio-economic development "Bakal" (Chelyabinsk region). Resolution of the Government of the Russian Federation of 06.03.2017 No. 265. [Electronic resource]. - Access mode: http://government.ru/docs/26683/ (accessed 28.11.2020)

6. On the creation of the territory of advanced socio - economic development "Verkhny Ufaley" (Chelyabinsk region). Resolution of the Government of the

Russian Federation No. 1369 of 13.11.2017.[Electronic resource]. - Access mode: http://government.ru/docs/30192/ (accessed: 28.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.