сервисный продукт, который мы условно назовем «восстановление справедливости»)? На наш взгляд, в общем случае такой услуги не оказывается - деятельность УИС по восстановлению справедливости (путем обеспечения несения приговоренным наложенного на него наказания) направлена не на потерпевшего, а на все общество в целом. Однако в отдельных ситуациях говорить об оказании услуги потерпевшему все же правомерно - речь идет в первую очередь о том, что УИС обеспечивает выполнение осужденным своих обязательств по возмещению ущерба потерпевшему (например, изымая из его зарплаты определенную сумму и переводя ее потерпевшему). В этом случае УИС взаимодействует с потерпевшим и оказывает ему услугу по обеспечению его законных интересов.
Мы прекрасно понимаем, что предложенный нами подход к анализу сущности деятельности УИС спорен. Тем не менее, надеемся, что он вызовет интерес у специалистов по уголовно-исполнительному праву и сможет стать основой (хотя бы как объект опровержения) для более детального изучения сущности деятельности УИС.
Литература
1. Джагрунов А. А. Цели наказания в правоприменительной практике в рамках уголовного права // Вопросы управления. 2013. № 2.
2. Емельянова Е. В. Исполнение наказаний в условиях глобализации // Вестник Владимирского юридического института. 2013. № 2.
3. Запесоцкий А. Платное образование - не услуга, студент - не клиент // Высшее образование в России. 2002. № 2.
4. Зубкова В. И. Исполнение лишения свободы в целях ресоциализации осужденных: проблемы и перспективы развития // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 2.
5. Кванина В. В. Проблемы отраслевой принадлежности договора на оказание возмездных образовательных услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2005. № 8.
6. Котляров И. Д. Применение аутсорсинга в государственной деятельности в Российской Федерации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 2.
7. Курганов С. И. Наказание. Уголовно-правовой, уголовно-исполнительный и криминалистический аспекты. М., 2008.
8. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
10. Хагуров Т. А. Высшее образование: между служением и услугой // Высшее образование в России. 2011. № 4.
УДК 340.15 (091) ББК 67
© 2015 г. К. В. Казарян, Е. В. Тутинас
РОЛЬ ТЕОРИИ ИНТУИТИВНОГО ПРАВА Л. И. ПЕТРАЖИЦКОГО В РАЗРЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Статья посвящена анализу психологической теории Л. И. Петражицкого в контексте разрешения социальных конфликтов. На взгляд авторов, созданная Л. И. Петражицким концепция политики права может служить результативным средством для решения социальных конфликтов, которые стали модельными конфликтами в современном российском обществе.
Ключевые слова: правовая политика, Л. И. Петражицкий, психологическая теория права, политика права, социальный конфликт, интуитивное право, справедливость.
ROLE OF L. I. PETRAZHITSKY'S THEORY OF INTUITIVE LAW IN SOCIAL CONFLICTS
RESOLVING
Article is devoted the analysis of the psychological theory of L. Petrazhitsky in a context of the permission of social conflicts. By sight authors the developed L. I. Petrazhitsky the concept of a policy of the right, can serve as an effective remedy for the permission of the social conflicts, which steels modelling conflicts in a modern Russian society.
Keywords: legal policy, L. Petrazhitsky, psychological theory of the right, policy of the right, social conflict, intuitive right, justice.
В настоящее время в отечественной юридической науке все больше встречаются обращения к более глубокому исследованию онтологии и теорий происхождения права в рамках осмысления современных проблем развития Российского государства на основе изучения идей и теорий различных научных школ. Некоторые авторы говорят о прямой связи развития современной юриспруденции и позитивной теории права как перспективы развития российской правовой системы. Однако не все научные школы востребованы в равной степени, в том числе это касается и психологической теории права Л. И. Петражицкого. Современные реалии развития Российского государства, стремление построить гражданское общество и правовое государство выдвигает на первый план, по нашему мнению, необходимость изучения именно психологической теории права.
Психологическое осмысление права определяет место человека как субъекта правоотношений и показывает его ценность. В настоящее время формируется концепция защиты прав и свобод человека и гражданина, требующая учета интересов конкретного человека с его потребностями с учетом внутреннего ощущения справедливости в отношениях с другими индивидами и государством [1].
При разделении права на позитивное и интуитивное и исследуя категорию справедливости, мы приходим к выводу, что здесь наблюдаем интуитивно-правовой феномен. Согласно данному подходу правовые обычаи, нормативно-правовые акты, имеющие форму закона, критикуются с точки зрения справедливости как некой высшей меры. Одни признаются как отвечающие требованиям категории справедливости, другие отрицаются, так как не отвечают требованиям справедливости, и как следствие этому - справедливость означает интуитивно-правовые нормы. «В случае противоречия, несогласия чьего-либо поведения с требованиями интуитивного права судящего этому поведению приписывается (проецируется на него) противоположное свойство - "несправедливость" ("несправедливый поступок")» [2, с. 509].
Нам представляется, что данное осознание категории справедливости выражает более усиленное воздействие на поведение индивида, нежели императивное, нравственное сознание в первозданном виде. И как следствие этого - справедливость понимается как интуитивное право. Справедливость и позитивное право имеют как
общие черты и согласованность действий, так и различные расхождения и даже конфликты.
Сознание справедливости влияет «на толкование, применение и научную разработку позитивного права, а равно является (мирно или революционно действующим) фактором создания, разрушения и изменения позитивного права» [2, с. 512].
По мнению Петражицкого, право включает в себя взаимосогласованные, двусторонние причинные связи с различными социальными и психологическими процессами жизни человека.
Во-первых, право представляется одним из катализаторов социальной и психологической жизни, порождает различные процессы в области психики и поведения, как конкретных индивидов, так и многочисленных лиц.
Во-вторых, право само есть результат действия отдельно социальных и психических процессов, формируется и модифицируется ими. Как следствие этому, теория причинного действия права должна быть психологической теорией. Тогда как обычное право формулирует волю сильных и «является орудием развития и поддержания социально-правового неравенства, кастовых и сословных привилегий, рабства и крепостного права, бесправия женщин и т. д.» [2, с. 569].
По мнению А. В. Овчинниковой, Л. И. Пет-ражицкий являлся в целом представителем позитивистского подхода к пониманию права, однако он во многом расширил пределы позитивистской методологии, обогатив ее различными идеями и методами психологического анализа явлений общественной жизни, и, в первую очередь, права [3, с. 18]
Л. И. Петражицкий считал, что «внедряя в понятие права случайный признак того или иного отношения к нему государства, наука сбивается на ложный путь, наука лишается возможности разложения мира правовых явлений на простейшие элементы и синтеза сложных правовых комплексов, в том числе и государства, из простейших элементов» [4, с. 215].
Таким «простейшим элементом» у Л. Петра-жицкого выступает человек. Им было предложено устранить деление права на естественное и позитивное, заменив его делением на интуитивное и позитивное. Интуитивное право - это спонтанный эмоциональный процесс в человеческом организме. Фактически можно отождествлять право с правосознанием, с той его частью, которая относится к правовым чувствам, эмоциям, волнениям людей [ 5].
Там, где правовая эмоция возникала безкако-го-либо авторитета (норм, установленных государственной властью, религией, социальной группой), право носило интуитивный характер. Его источником было автономное определение личности [2, с. 488].
Л. Петражицкий обозначил эмоцию как специфический, нерасторжимый процесс возбуждения-торможения в человеческом организме, появляющийся в связи с духовными и материальными благами при взаимодействии людей. Данная первоначальная идея позднее превратилась в единую, отработанную правовую теорию, в которой такие юридические понятия, как «норма права», «структура права», «субъекты права», «правоотношения», «юридические факты» получили нетрадиционное понимание благодаря новейшим категориям [6, с. 230-231].
Интуитивное право признавалось похожим на природный регулятор средства, оказывающего мотивационное давление на индивидов.
По мнению Л. Петражицкого, «интуитивное право как первичный и древнейший вид права было в истории бессознательно удачным массовым психическим приспособлением» [7, с. 174]. Интуитивное право сочетало в себе идею единства права и человека.
Выступая регулятором правового поведения личности, эта часть правосознания играет важную роль в определении его качества и направленности. Формирование позитивных свойств правового поведения личности невозможно без внедрения в ее сознание устойчивых, социально-типичных черт и свойств. Индивид нуждается в обобщенном опыте поведения в правовой сфере жизни общества, опыте борьбы за соблюдение норм права, упрочение правопорядка [8].
Проблеме индивидуального правосознания в русской юридической литературе уделялось значительное внимание. Большинство авторов признавало его исключительность и в качестве единственной формы существования правосознания. Наиболее ярко эта позиция проявлялась у Л. Пет-ражицкого. В частности, он отмечал, что «вообще всякое право, все правовые явления, в том числе и такие правовые суждения, которые встречают согласие и одобрение со стороны других, представляют, с нашей точки зрения, чисто и исключительно индивидуальные явления...» [7, с. 105]. Даже юристы, критиковавшие крайний субъективизм психологической школы права, во многом свое представление о правосознании сводили к индивидуальному сознанию.
Так, Н. М. Коркунов правосознание понимает «как необходимое проявление индивидуальной
психической жизни..» [9, с. 276]. По его мнению, «представить себе юридический быт, который бы определялся одним положительным правом без всякого участия субъективного правосознания, также невозможно, как представить себе господство положительной религии без религиозного чувства, нравственности - без сознания нравственного долга, народного хозяйства - без личной производительной деятельности» [9, с. 277]. Более сложный подход исповедовал Г. Ф. Шерше-невич. Он писал: «Никакой общественной души не существует . . Общественные настроения, стремления, симпатии разрешаются всегда в сумму психических состояний тех индивидов, которые составляют общество» [10, с. 133].
Таким образом, в данном месте своих рассуждений он отрицает наличие общественного сознания. В то же время Г. Ф. Шершеневич, по-сущест-ву, признает существование общественного сознания в форме типического индивидуального правосознания. «Общественное сознание, - отмечает он, - как господствующее психическое переживание, имеет огромное значение для всей общественности, так как оно указывает каждому индивиду, с какой стороны он может ожидать к себе сочувствия или противодействия» [10, с. 134].
Интуитивное право - это своего рода психологическая оценка поведения индивида, базирующаяся на понимании справедливости. В условиях правового государства сущность права должна быть основана на справедливости. Значение такого права и осознание необходимости и значимости его исполнения обусловливает степень регулирования правового поведения человека. В результате реальное поведение может совпасть с интуитивными представлениями, придавая им современную трактовку. Выбор личностью социальной стабильности, обладание определенным благом в ряде случаев способствовало возникновению разного рода ограничений, нарушений прав и свобод, противоправной деятельности отдельных государственных органов, в конечном итоге - возникновению социальных конфликтов.
По мнению Л. Ю. Головиной, теория Л. И. Пет-ражицкого разъясняет закономерность существования каждой из форм режима реализации государственной власти предпочтением населения соответствующей ему справедливости.
Необходимо учитывать положения теории понимания права Л. И. Петражицкого для предотвращения спекуляции теорией права и использования ее для оправдания необходимости нарушения прав человека [11, с. 9].
Политика права, по Л. Петражицкому, устанавливает роль права в разрешении социальных
конфликтов. Правовое регулирование проявляется в обнаружении противоречий интересов, юри-дизации конфликтов и создании механизмов их разрешения. Право может усилить конфликт, показывая противоречия, тогда как правовая политика должна содействовать разрешению такого конфликта.
Отличительным признаком интуитивного права, имеющего сугубо личный характер, является то, что оно является ядром социального порядка, тогда как позитивное право используется лишь при возникновении конфликтных эпизодов и для урегулировании отдельных вопросов, носящих технический характер.
Интуитивное право связано с решением вопросов причинения добра и зла, получения благ и обременений чем-либо. Вопросы технического, формального характера, безразличные к распределению добра и зла, получения благ и обреме-нений, регулируются только позитивным правом. Данные вопросы имеют существенное значение для обеспечения социального порядка при помощи унификации правоотношений, поэтому социальная жизнь не может развиваться только на основе интуитивного права [12].
Социальный конфликт является в своем роде особой, мало изученной формой отношений в области сотрудничества, соседства и соперничества. И именно социальный конфликт с его позитивными и негативными свойствами рассматривается как среда «справедливой» реализации прав и свобод личности. Данную разновидность конфликта надлежит отнести к разряду юридических, исходя из нижеперечисленных причин.
Во-первых, он принимает юридические формы при соблюдении трех уровней: уровне межгосударственных отношений взаимно независимых субъектов, в том числе и государственных образований в рамках одной федерации, на уровне отношений внутри федерации по «вертикали» и на уровне отношений внутри одного государства.
Во-вторых, социальные конфликты надлежит разрешать путем не только правового содействия, но и использовать политические, экономические и организационные средства, которые в совокупности образуют международные и внутригосударственные механизмы предупреждения и разрешения конфликтов. Данные механизмы переплетаются с юридическими процессами защиты прав индивидов. Все это также накладывает на конфликт свой правовой отпечаток.
В-третьих, основополагающими началами, содержанием социального конфликта являются те общественные отношения, которые носят юридический характер или трансформируются в опре-
деленных условиях. В частности, это отношения по поводу принадлежности власти, отношения собственности или территориального суверенитета и др.
В-четвертых, социальный конфликт должен формироваться в пределах правового поля, выход за его рамки рассматривается как нецивилизованные формы существования конфликта.
В-пятых, основными субъектами конфликта являются субъекты правовой системы, права, правовых отношений, что, естественно, юридизи-рует конфликт.
В-шестых, негативные последствия конфликта проявляются в, частности, в нарушении прав индивидов, их правовых статусов. Они также затрагивают процессы реализации Конституции и иных законодательных актов Федерации, ее субъектов, соглашения между регионами или ветвями власти.
Нам представляется, что необходимо признать юридическим любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями или состояниями) и, следовательно, субъекты, либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладает правовыми признаками, а конфликт влечет юридические последствия.
В любом случае личность как субъект того или иного вида конфликта, обладая правовым статусом, включающим правосубъектность, субъективные права, законные интересы и обязанности, юридическую ответственность, гражданство, правовые принципы и правоотношения общего типа, вносит юридические аспекты в содержание данного конфликта. Поэтому изучение различных форм влияния социальных конфликтов на процесс защиты прав личности является объектом юридической науки.
В настоящее время разработанная Л. Петра-жицким концепция политики права является действенным средством для разрешения социальных конфликтов, которые стали модельными конфликтами в современном российском обществе.
Литература
1. Халиков А. Н. Психологические основы права // Юристъ-Правоведъ. 2014. № 3.
2. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1910. Т. II.
3. Овчинникова А. В. Проблемы правогене-за и онтологии права в психологической теории Л. И. Петражицкого: автореф. дис. ... канд. юрид. наук, СПб., 2006.
4. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности СПб., 2002.
5. Болдырев О. Н. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого: методологические основания // Юристъ-Правоведъ. 2014. № 2 (63).
6. История русской православной мысли: биографии, документы, публикации. М., 1998.
7. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. 2-е изд. СПб., 1909. Т. 1.
8. Працко Г. С. Естественное право и правовые законы как фактор развития правосознания и
правовой культуры личности // Философия права. 2014. № 3.
9. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1898.
10. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1910. Вып. 1.
11. Головина Л. Ю. Теория понимания права Л. И. Петражицкого: история и современность: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
12. Сачкова Е. А. Справедливость как инструмент социальной регуляции: критерии актуализации // Философия права. 2013. № 4.
УДК 159.9 : 796 ББК 88
© 2015 г. Э. В. Солоницкая, Е. Н. Митракова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАРТОВОГО СОСТОЯНИЯ СТРЕЛКА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
В статье анализируются проблемы предстартового состояния стрелка-спортсмена на соревнованиях, пути их решения, которые требуют особого рода психологической подготовки с использованием знаний психологии в тренировочной работе.
Ключевые слова: стрелок, спортсмен, предстартовое состояние, психологическая подготовка, психическое напряжение.
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PRESTART STATE OFA SHOOTER: PROBLEMS AND SOLUTIONS
This article deals with the problems ofpre-start condition of a sportsman shooter at the competitions, ways of solving them which require special physiological training which involve physiological knowledge in training process.
Keywords: shooter, sportsman, pre-start, physiological training, physiological tension.
Бесспорным нам представляется мнение о том, что квалификация спортсмена-стрелка определяется, прежде всего, имеющимся у него арсеналом побед в соревнованиях, его физической готовностью, позитивным опытом участия в соревнованиях, а также стрессоустойчивостью, в том числе эффективностью его деятельности в условиях повышенной напряженности. Между тем изучение потребностей и специфики деятельности стрелка показало, что одним из элементов его профессионального мастерства должна выступать психологическая компетентность.
Согласно исследованиям В. Андерсена, одним из наиболее важных факторов, определяющих величину «зоны стабильности», является мотивированность человека на профессиональную деятельность, включающая в себя главными
составляющими осознание им правоты и значимости своего дела (мировоззренческий аспект), а также личностную значимость профессиональной деятельности в системе его ценностей и жизненных целей [1].
В настоящее время является актуальным вопрос о качественной подготовке спортсменов к соревнованиям, не только уделяется огромное внимание его физической подготовке, но используя современные психотехнологии, тренер старается подготовить стрелка и психологически. С учетом психологических данных необходимо применять знания комплексно, учитывая индивидуальные особенности стрелка, его темперамент, характер, ценностные ориентации, склонности и наклонности, затем выстраивать индивидуальную программу психологической подготовки.