Научная статья на тему 'Роль темперамента водителя в обеспечении безопасности дорожного движения'

Роль темперамента водителя в обеспечении безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
475
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ТРАНСПОРТНЫЙ ЗАТОР / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / TEMPERAMENT / FUNCTIONAL STATUS / TRAFFIC CONGESTION / ROAD SAFETY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Крамарова М. И.

Приведена система элементов «темперамент функциональное состояние время реакции плотность транспортного потока», где каждый последующий элемент зависит от предыдущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Temperament effects on functional status in the driver congestion

Given system of elements "temperament the functional state response time density of traffic flow", where each successive element depends on the previous.

Текст научной работы на тему «Роль темперамента водителя в обеспечении безопасности дорожного движения»

ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

М. И. Крамарова

УДК 656.13

РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА ВОДИТЕЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Приведена система элементов «темперамент - функциональное состояние - время реакции -плотность транспортного потока», где каждый последующий элемент зависит от предыдущего Ключевые слова: темперамент, функциональное состояние, транспортный затор, безопасность дорожного движения

Водитель, являясь главным звеном системы «во-дитель-автомобиль-дорожная среда», обеспечивает бесперебойную работу этой системы. От его психофизиологических качеств во многом зависит безопасность работы системы. При этом важное место занимает его темперамент.

Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Различают четыре основных темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Движение в транспортном потоке связано с транспортными заторами, образующимися в периоды «пик» на перекрестках. Это приводит к ухудшению функционального состояния водителя вследствие временного расстройства его некоторых психических и психологических функций [1].

В зависимости от темперамента водители по-разному реагируют на пребывание в транспортном заторе [2,3]. Проведенный кластерный анализ в работе [4] показал, что все водители делятся на два кластера. В первую группу вошли лица с флегматическим типом нервной системы. Второй кластер составляют водители со всеми остальными типами нервной системы и их комбинациями.

Это свидетельствует о важности проведения исследований по оценке влияния транспортного затора на функциональное состояние водителей различных темпераментов.

В работе [1] рассмотрено влияние транспортного затора на функциональное состояние водителя.

Наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на функциональное состояние водителя во время движения, представлены в работе [5]. Они были получены путем анкетного опроса водителей и экспертных оценок. Наиболее значимым фактором, отрицательно влияющим на функциональное состояние водителя, оказался транспортный затор. Функциональное состояние водителя оценивается путем математического анализа сердечного ритма водителя и определения показателя активности регуляторных систем [6].

В работах [7,8] разработаны регрессионные модели влияния транспортного затора на функцио-

нальное состояние водителя. Однако они требуют уточнений с точки зрения поведения водителя в зависимости от его темперамента.

В работе [3,9] приведены модели изменения функционального состояния водителя-холерика и водителя-сангвинника в транспортном заторе.

В работе [10] исследовано влияние транспортного затора на динамический габарит автомобиля. От изменения функционального состояния водителя зависит плотность, а, соответственно, и безопасность дорожного движения [11,12].

Каждое преодоление «узких мест» в транспортном потоке, таких как перекрестки, транспортные заторы приводит к увеличению времени реакции водителя [13]. От него зависит тормозной путь автомобиля, который в свою очередь влияет на его динамический габарит и безопасность дорожного движения.

Отрезок дороги Ь, который автомобиль занимает во время движения, называется его динамическим габаритом и включает в себя его длину 4, путь реакции водителя vt - время реакции), путь торможения 5т и зазор безопасности 10 до впереди едущего автомобиля:

L — VI + Sт + 1а + !0.

(1)

Как видно из зависимости (1), динамический габарит автомобиля зависит от скорости, времени реакции и тормозного пути. С увеличением скорости автомобиля V (м/с) увеличивается его динамический габарит.

Между динамическим габаритом автомобиля и пропускной способностью полосы движения Р существует связь:

р—

3600у L '

(2)

Максимальная пропускная способность дороги определяется на основе анализа основного уравнения транспортного потока:

(3)

TECHNOLOGY АИ1Т А№ PRODUCTION RESERVES — № 5/1(7), 2012, © М. Игашагоуа

ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ISSN 222Б-37В0

С увеличением плотности потока (X) интенсивность движения (А) возрастает до тех пор, пока не станет равной максимальной пропускной способности дороги (Ртах). Продолжение этого процесса происходит до тех пор, пока плотность потока не достигнет максимального значения, то есть не станет равной плотности затора (Рис. 1) [11].

Рис. 1. Основная диаграмма транспортного потока

Таким образом, из вышеизложенного следует, что темперамент и функциональное состояние водителя влияет на время его реакции, а от него зависит плотность транспортного потока и безопасность дорожного движения.

Литература

1. Гюлев, Н.У. Влияние времени простоя автомобиля в дорожном заторе на функциональное состояние водителя [Текст] / Н.У. Гюлев // Восточно-европейский журнал передовых технологий. — 2011. — Т.1/10(49).

— С. 50 -52.

2. Гюлев, Н.У. К вопросу о зависимости функционального состояния водителя от его индивидуально - типологических свойств [Текст] / Н.У. Гюлев // Комунальне господарство міст: науково-технічний сборник. — Х.: ХНАМГ, 2011. — Вип. № 97. — с. 314-319.

3. Гюлев, Н.У. Влияние темперамента на функциональное состояние водителя в транспортном заторе [Текст] / Н.У. Гюлев, В.К. Доля // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. — 2012. — Т.2/3(56). — С. 39-41.

4. Гюлев, Н.У. Кластерный анализ результатов экспериментальных исследований влияния транспортного затора на функциональное состояние водителей [Текст] / Н.У. Гюлев // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. — 2011. — Т.3/9(51). — С. 59-61.

5. Гюлев, Н.У. Оценка значимости факторов, влияющих на функциональное состояние водителя [Текст] / Н. У. Гюлев // Вестник Национального технического университета «ХПИ». — 2011. — №10. — С. 140-144.

6. Гюлев, Н.У. Выбор рационального количества автобусов на маршрутах города с учетом влияния человеческого фактора : дисс. ... канд. техн. наук [Текст] / Н.У. Гюлев.

— Харьков, 1993. — 139 с.

7. Гюлев, Н.У. Модель влияния транспортного затора на функциональное состояние водителя [Текст] / Н.У. Гюлев // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. — 2011. — Т. 2/6(50). — С. 73-75.

8. Гюлев, Н.У. Уточнение модели влияния транспортного затора на функциональное состояние водителя автомо-

биля [Текст] / Н.У. Гюлев // Вестник Национального технического университета «ХПИ». — 2011. — № 43.

— С. 84 - 88.

9. Гюлев, Н.У. Нелинейная модель изменения функционального состояния водителя - сангвинника в транспортном заторе [Текст] / Н.У. Гюлев, В.К. Доля // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. —2012. —Т.3/4(57). — С. 17-19.

10. Гюлев, Н.У. К вопросу о влиянии транспортного затора на динамический габарит автомобиля [Текст] / Н.У. Гюлев // Вестник Национального технического университета «ХПИ». — 2011. — №23. — С. 118 -122.

11. Гюлев, Н.У. К вопросу о зависимости плотности транспортного потока от функционального состояния водителя водителя [Текст] / Н.У. Гюлев // ВосточноЕвропейский журнал передовых технологий. — 2011.

— Т.6/4(54). — С. 65-67.

12. Гюлев, Н.У. К вопросу о формировании транспортных потоков в городах с учетом психофизиологии водителя [Текст] / Н.У. Гюлев // Комунальне господарство міст : науково-технічний збірник. — Х.: ХНАМГ, 2012. — Вип. №103. — с. 485-489.

13. Гюлев, Н.У. Об изменении времени реакции водителя вследствие пребывания в транспортном заторе [Текст] / Н.У. Гюлев // Вестник Национального технического университета «ХПИ». — 2011. — №2. — С. 117-120.

РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА ВОДІЯ У ЗАБЕЗПЕЧЕННІ БЕЗПЕКИ ДОРОЖНЬОГО РУХУ

М.І. Крамарова

Наведено систему елементів «темперамент - функціональний стан - час реакції - щільність транспортного потоку», де кожний наступний елемент залежить від попереднього

Ключові слова: темперамент, функціональний стан, транспортний затор, безпека дорожнього руху

Марина Іванівна Крамарова, магістр кафедри транспортних систем і логістики Харківської національної академії міського господарства, тел. (063) 604-75-68, e-mail: wildfree-dom89@mail.ru

TEMPERAMENT EFFECTS ON FUNCTIONAL STATUS IN THE DRIVER CONGESTION

М. Kramarova

Given system of elements "temperament - the functional state -response time - density of traffic flow”, where each successive element depends on the previous

Keywords: temperament, functional status, traffic congestion, road safety

Marina Kramarova, master of the department of transportation systems and logistics of the Kharkov National Academy of Municipal Economy, tel. (063) 604-75-68, e-mail: wildfreedom89@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ И РЕЗЕРВЫ ПРОИЗВОДСТВА — № 5/1(7), 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.