СОВРЕМЕННЫЕ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
РОЛЬ ТЕМПА В ОРГАНИЗАЦИИ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ СПОНТАННОГО МОНОЛОГА
М.В. Голощапова
Кафедра фонетики английского языка Московский педагогический государственный университет Ул. М. Пироговская, 1, 119992, Москва, Россия
В статье излагаются некоторые результаты экспериментально-фонетического исследования, посвященного изучению роли временного компонента интонации (темпа) в семантической организации спонтанного монологического текста.
Среди интонационных характеристик спонтанной речи временная организация считается, по мнению многих исследователей, основным интонационным параметром, отличающим данный вид речевой деятельности от других видов, например, речи с опорой на письменный текст. С лингвистической точки зрения, именно особенности реализации темпорального компонента интонации создают специфику спонтанной речи.
Целью настоящего исследования является изучение роли временного фактора в структурно-семантической организации спонтанного монолога в рамках организующей функции речевой интонации. В работе под темпом речи понимается «общая временная характеристика речи, оценивающая речь с точки зрения скорости ее протекания во времени и определяемая скоростью артикуляции, длительностью и количеством пауз в речи» [2, с. 23].
Актуальность работы продиктована необходимостью исследования особенностей временной организации спонтанного монолога с целью решения практических задач, связанных с обучением неподготовленной иноязычной речи. Спонтанная монологическая речь информационного характера — один из наиболее распространенных видов речи, применяемых при обучении иностранному языку. Это — сообщение, доклад, изложение, пересказ, описание и т.д. Знание общих закономерностей временного оформления сложного речевого высказывания имеет большое значение для эффективности общения. Кроме того, в современной интонологии одним из наиболее перспективных и актуальных направлений научного поиска является направление, занимающееся проблемами поиска интонационных закономерностей передачи смысла в спонтанной речи. Известно, что указанная проблема лежит в русле проблем, связанных с описанием организующей функции интонации [5]. Под организующей функцией интонации понимается способность интонационных средств организовывать речевой поток как на уровне содержательном, так и на уровне формально-структурном. Организующую функцию интонации можно представить в виде совокупности трех взаимосвязанных подфункций: делимитативной,
интегративной и выделительной. Реализация организующей функции интонации направлена на оптимизацию процесса передачи информации. Для всестороннего понимания и описания особенностей реализации организующей функции интонации необходимо комплексное изучение интонационных способов передачи смысла, учитывающее взаимосвязь составляющих интонацию компонентов, в первую очередь временного, позволяющего раскрыть законы внутриязыковой организации звуковых последовательностей.
В качестве единицы анализа звучащего текста была выбрана диктема. Диктема является элементарной единицей текста. Понятие диктемы развивает и преобразует понятие сверхфразового единства, или сложного синтаксического целого, выработанное в отечественном языкознании в сороковых годах [1, с. 61]. Структурно диктема может состоять из одного или нескольких предложений (в последнем случае диктема в некотором смысле приравнивается к сверхфразовому единству) и, как составная часть более сложной структуры — текста, она выделяется своей четкой функцией в русле своего собственного интегративно-текстового назначения выражать определенную тему [1, с. 62]. В спонтанной монологической речи диктема совпадает с фоноабзацем.
Известно, что языковым феноменом, воплощающим организующую функцию интонации, является смысловое членение текста. В настоящем исследовании анализ смысловой структуры текста базируется на теории актуального членения, которая составляет один из ведущих разделов современной лингвистики. Она ближе всего подходит к проблеме развертывания речи и является той основой, на которой строится коммуникативный подход к изучению единиц текстового уровня.
В данной работе теория актуального членения излагается нами в рамках организующей функции интонации применительно к диктеме — предельной топикаль-ной единице текста. В нашем исследовании единицами структуры текста признаются: тематический компонент (данное, введенное в речевой контекст), рематический компонент (новое). Последний представляет собой неоднородное образование, В структуре рематического компонента мы различаем ядерные рематические синтагмы и фоновые рематические синтагмы. Ядерные рематические синтагмы — информативно значимые сегменты текста, которые являются своеобразными ключами, смысловыми вехами текста, задающими его смысловое развитие. Ядерные рематические синтагмы образуют смысловую вертикаль текста. Фоновые рематические синтагмы — информативно избыточные сегменты текста, развивающие, поясняющие, детализирующие смысловую вертикаль.
Материалом настоящего исследования являются спонтанные монологические тексты, принадлежащие информационному интонационному стилю. В работе используется классификация стилей, разработанная на кафедре фонетики английского языка МПГУ [4]. Материал исследования был подвергнут аудиторскому и электроакустическому (компьютерному) анализу. В статье приняты следующие графические обозначения изменений темпа речи: синтагмы, реализованные в ускоренном темпе, отмечены символом >», в замедленном — символом «< [3]. Синтагмы, реализованные в быстром темпе, обозначены символом »> и курсивом.
В ходе анализа экспериментального материала в структуре спонтанного монологического текста были выделены несколько темповых зон: замедленная, средняя, ускоренная, быстрая. Каждой из выделенных зон соответствуют смысловые центры (СЦ) определенного объема и степени выделенное™: 1, 2, 3, (степень выделенное™ убывает от 1 к 3).
Анализ распределения СЦ первой и второй степени выделенное™, репрезентирующих на интонационном уровне ядерные рематические синтагмы, показал, что для замедленного и среднего темпа характерна последовательность двух-четырех СЦ, выраженных группой слов или единичные СЦ, выраженные группой слов или одним словом; для ускоренного и быстрого — слово, редко — группа слов. Количество ядерных рематических синтагм возрастает в зонах замедленного и среднего темпа, т.е. наблюдается их контактное расположение. В следующей диктеме синтагмы, реализованные в замедленном темпе, формируют ядерный рематический компонент текста-дискурса:
well | yes | <«but confidence comes j <«if people seem to like it | or ...| <«I don’t mean readers particularly | »>suppose that was quite important | <«but I mean if the so-called publishing world or something | <«seems to like it | then | (eh) you'do get more confident I think ||
Согласно полученным данным, ядерные рематические синтагмы преимущественно реализуются в среднем темпе, реже — в замедленном.
Ускорение характерно для фоновых рематических синтагм, либо для тематического компонента (более или менее известного, повторяющегося). Ускорение в таком случае воспринимается как пробегание мимоходом по материалу второго плана (мыслям, аналогиям, предметным связям), создает впечатление динамизма, неустойчивости, устремленности к главному:
»>because physics is the | the basic science | »>it’s...| >»it’s the base of the pyramid‘-.| >:>>upon which everything else is built ||
В данной диктеме синтагма | »>because physics is the | относится к тематическому компоненту, синтагма | the basic science | является ядерной рематической, последующие речевые сегменты формируют фоновый рематический компонент.
Быстрый темп также маркирует второстепенные в смысловом отношении сегменты текста. Говорящий не может использовать быстрый темп на длительном участке, как правило, в быстром темпе реализована одна или последовательность из двух синтагм. Представляется, что говорящий стремится «побыстрее» реализовать готовую единицу, не характеризующуюся большой смысловой нагруженностью, например:
»> our inquisitiveness is given to us | »>and we should be using it | »>and we have free will | »>to use it either for good or for evil ||
Важно отметить, что ускоренный темп не всегда способствует нивелированию интонационных показателей. Экспериментальный материал содержит большое количество примеров, когда в зонах ускоренного темпа проступают перцептивно яркие элементы. Представляется, что данные сегменты актуализируют ядерные рематические синтагмы и являются наиболее выделенными в фоноабзацах, сигнализируя о начале новой подтемы. В следующем примере это синтагма | »>and we also do workshops in schools |:
»>and we've...| »>we've had occasions | »>and we also do workshops in schools | and I remember once | we did a workshop | we were ... did the Mozart clarinet quintet | «< in an area | where the children really had never ever heard such music before ||
Необходимо отметить значительный контраст по длительности между предъя-дерной частью и ядром в подобных синтагмах: длительность синтагмы | »>and we also do workshops in schools | составила 1616 мле, длительность предъядерной части — 1100 мле, длительность ядра (schools) — 516 млс. Контраст по длительности способствует восприятию синтагмы как значительно выделенной, как на уровне фоноабзаца, так и на уровне текста. Представляется, что интонационная выделенность
синтагмы посредством темпа реализует интегрирующую подфункцию организующей функции интонации.
Итак, в семантической структуре текста выделяются ядерные рематические синтагмы, фоновые рематические и тематические синтагмы. На интонационном уровне ядерным рематическим синтагмам соответствуют смысловые центры первой и второй степени выделенности. Фоновым рематическим и тематическим синтагмам соответствуют СЦ второй и третьей степени выделенности.
Каждый из анализируемых сегментов речи — ядерные рематические синтагмы, фоновые рематические и тематические синтагмы — характеризуется определенным набором интонационных параметров, которые изменяются в зависимости от вида темпа. В данной работе исследовались модификации следующих параметров: акцентно-ритмическая структура синтагмы, мелодический и динамический компоненты.
Для замедленного и среднего темпа характерно: одно-, двух- и трехакцентные синтагмы; сокращение слогового состава синтагмы; сокращение межакцентного интервала; использование среднего высотного уровня; расширение высотного диапазона; увеличение интервала тональных изменений; увеличение скорости изменения ЧОТ; средняя громкость произнесения.
Для ускоренного и быстрого темпа характерно', одно-, двух- и трехакцентные синтагмы; увеличение слогового состава синтагмы; увеличение межакцентного интервала; повышение или понижение (по сравнению со средним темпом) общего высотного уровня; сужение высотного диапазона; уменьшение интервала тональных изменений; уменьшение скорости изменения ЧОТ; средняя громкость произнесения.
Проведенное исследование позволило выявить определенный набор инвариантных и вариативных признаков для каждого из исследуемых градаций темпа речи. К наиболее константным показателям интонационных характеристик относятся следующие: тип ядерных тонов; тип шкал; тип предшкалы; количество акцентированных слогов в синтагме; соотношение ударных и безударных слогов в синтагме, громкость произнесения. В зависимости от темпа речи модификациям подвергаются значения следующих интонационных параметров: тональный (частотный) уровень; тональный (частотный) диапазон; интервал тональных изменений; скорость изменения ЧОТ; величина межакцентного интервала; слоговой состав синтагмы.
Таким образом, изменение темпа с необходимостью вызывает изменения в локализации и характере смысловых центров, модификации интонационной организации спонтанного монологического текста. В ходе исследования было также установлено, что существуют инвариантные интонационные признаки, реализация которых не зависит от темпа речи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блох М.Я. Диктема в уровневой структуре языка // Вопросы языкознания. — 2000, —№4, —С. 56-67.
2. Борзенко И. А. Темп русской речи (сравнительное исследование темпа речи разных поколений москвичей). Дис. ... канд. филол. наук. — М., 1989.
3. Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. — Тверь, 1998.
4. Соколова М.А., Гттовт К.П., Тихонова КС., Тихонова P.M. Теоретическая фонетика английского языка. — М., 1996.
5. Тихонова P.M. Просодический код как основа понимания речи // Лингвистика и лингвистическое образование в современном мире: Материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора В.Д. Аракина / Отв. ред. О.Г. Чупрына, Е.А. Никулина. — М., 2004. — С. 290-292.
THE ROLE OF TEMPO IN THE ORGANIZATION OF THE SEMANTIC CONTENT OF A SPONTANEOUS MONOLOGUE
M.V. Goloschapova
Department of English Phonetics Moscow Pedagogical State University Malaya Pirogovskaya st., 1, 119992 Moscow, Russia
The article is an overview of the results of the intonation analysis, dedicated to the role of the temporal component of intonation (tempo) in the semantic organization of a spontaneous monologue.