Научная статья на тему 'Роль телевидения в становлении личности'

Роль телевидения в становлении личности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
921
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / АГЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / МЕДИАКУЛЬТУРА / TELEVISION / INSTITUTE OF SOCIALIZATION / VALUE ORIENTATIONS / PERSONALITY / AGENT OF SOCIALIZATION / IMPACT / TECHNOLOGICAL PROGRESS / MEDIA CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кудинова Ольга Дмитриевна

Статья посвящена проблеме влияния телевидения на процесс социализации личности. Проведен анализ телевидения как основного из основных агентов социализации современного времени. В статье отмечается, что телевидение оказывает значительное влияние на человека, особенно на того, чьи взгляды и ценности еще не сформированы. В настоящее время телевидение перестает выполнять свои первичные функции, оно направлено на манипулятивное воздействие и коммерческую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of television in becoming an individual

The article is devoted to the problem of the influence of television on the process of personality socialization. The analysis of television as the main of the main agents of socialization of modern time. The article notes that television has a significant impact on a person, especially one whose views and values are not yet formed. At present, television is no longer performing its primary functions, it is aimed at manipulative influence and commercial activity.

Текст научной работы на тему «Роль телевидения в становлении личности»

УДК 316

Кудинова Ольга Дмитриевна

студентка,

Тульский государственный университет ole4ka2la@mail.ru

Роль телевидения

в становлении личности

Olga D. Kudinova

Student,

Tula State University ole4ka2la@mail.ru

The role of television

in becoming an individual

Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния телевидения на процесс социализации личности. Проведен анализ телевидения как основного из основных агентов социализации современного времени. В статье отмечается, что телевидение оказывает значительное влияние на человека, особенно на того, чьи взгляды и ценности еще не сформированы. В настоящее время телевидение перестает выполнять свои первичные функции, оно направлено на манипулятивное воздействие и коммерческую деятельность.

Ключевые слова: телевидение, институт социализации, ценностные ориентации, личность, агент социализации, воздействие, технический прогресс, медиакультура.

Annotation. The article is devoted to the problem of the influence of television on the process of personality socialization. The analysis of television as the main of the main agents of socialization of modern time. The article notes that television has a significant impact on a person, especially one whose views and values are not yet formed. At present, television is no longer performing its primary functions, it is aimed at manipulative influence and commercial activity.

Keywords: television, the institute of socialization, value orientations, personality, agent of socialization, impact, technological progress, media culture.

Социализация - совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация является процессом, играющим значительную роль в жизнедеятельности, как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни.

Проблема становления личности не перестает быть актуальной с тех пор как существует человечество. Особо остро она начала рассматриваться в век технического и информационного прогресса. В настоящий момент в нашей культуре происходят изменения, которые являются результатом противоречивых и сложных процессов исторического развития. Стремительный технический прогресс и произошедшие под его воздействием социально-экономические изменения Х1Х-ХХ века сделали иным общество, искусство и культуру последних десятилетий.

Сегодня радио, телевидение и Интернет оказывают значительное влияние на формирование ценностных ориентаций личности. Стоит отметить, что в последнее время Интернет набирает большую популярность среди людей, однако телевидение все еще не теряет своей актуальности и является главным источником информации, так считают 52 % населения [1].

Современный человек находится под ежедневным влиянием огромной массы информации. Она способна определять алгоритм изменения, как самого человека, так и всего общества. Телевидение, в свою очередь, оказывает существенное влияние на усвоение социальных норм и ценностей людьми всех возрастов.

Следует понимать, что телевидение является ключевым инструментом в системе управления информационным пространством страны, которое способно сформировать культуру просвещённости граждан, а также выступать регулятором состояния информационной безопасности граждан.

Выше упоминалось о том, что телевидение является одним из самых распространенных медиа современного общества. Это может быть связано с тем, что оно охватывает значительную часть аудитории и использует аудиовизуальные коммуникативные инструменты. Также, в последнее время особую популярность обрело кабельно-спутниковое ТВ, что позволяет удерживать лидирующие позиции [2].

Средства массовой информации призваны для того, чтобы принимать участие в формировании культурного пространства, а также повышении культурного уровня. В настоящее время телевидение - необходимое техническое средство информации, главными функциями которого являются: информирование, воспитание, образова-

ние, развлечение, просвещение. Они должны реализовываться в телепрограммах, которые систематически влияют на формирование культурного самосознания зрителя. Однако новые тенденции, происходящие в телепередачах, размывают культурные и нравственные границы.

Телевидение является авторитетным агентом социализации, помогает без труда войти в ценностную и интеллектуальную среду, свойственную сегодняшней эпохе. Кроме того, телевидение дает большому числу людей различного возраста и пола представление о поведении, ценностях, желаниях, о том, что правильно, а что нет. В процессе своего развития телевидение создает особый тип домашней культуры, т.е. такое поведение людей, при котором человеку достаточно информации, представленной на экране телевизоров, для того, чтобы быть компетентным участником мировых событий и знатоком в разнообразных сферах жизни.

Известно, что телевидение воздействует на человека сразу по нескольким каналам - зрительному и слуховому. Особенно хорошо запоминается та информация, которая поступает через зрительный канал в сочетании со звучащим словом, поэтому телевидение является мощным средством психологического воздействия на личность [3]. Телевизионная информация способна влиять на формирование ценностных ори-ентаций и установок индивида. Особенно уязвимыми в этом плане являются дети и подростки, чьи взгляды еще не сформированы. Неразборчивость в выборе программ для просмотра порождает нестабильность ценностной системы, что вызывает ее дисбаланс.

Так как телевидение является доступным и привычным, оно делает жизнь людей достаточно опасной, превращает их в пассивных зрителей и потребителей информации, не всегда качественной. Телевидение способно формировать политические взгляды, эстетические вкусы, нормальные нормы и многое другое. Человек не всегда способен критически оценить увиденное, вследствие чего становится неспособен формировать собственные позицию и суждения.Стоит обратить внимание на то, что иногда человеку бывает сложно переходить грань реального и виртуального, вследствие этого граница между

Литература:

1. Акимова И.А. Телевидение как средство массовой коммуникации: основные черты и специфика их проявления // Общество: философия, история, культура. 2017. № 8. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/televidenie-kak-sredstvo-massovoy-kommunikatsii-osnovnye-cherty-i-spetsifika-ih-proyavleniya (дата обращения 12.09.2019).

2. Попова Т.В. Телевидение и его роль в современном обществе: социологический анализ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 3. URL :

реальностью и телевизионным миром стирается, после чего зрительно становится сложно отличить жизнь от вымышленных событий.

В настоящее время телевидение является механизмом, благодаря которому человек находит необходимый психологический баланс. Это и возможность выйти за пределы обыденной жизни, и выплеск негативных эмоций. Однако телевидение носит и противоположный характер -деструктивный. Можно отметить, что функции информирования, передачи культурного наследия, обозрения мира начинают отходить на задний план. Телевидение перестает соответствовать моральным нормам, ценностям, устоям общества.

Телевизионные передачи стали оказыватьдесо-циализирующие и антивоспитательное воздействие благодаря чрезмерному количеству содержания насилия и агрессии [4]. Регулярный просмотр таких сцен способен формировать агрессивное поведение. Особенно сильное воздействие оказывается на детей, вследствие чего притупляются эмоциональные чувства, развивается жестокость. Попадая в социум, ребенок начинает воспринимать тот способ агрессии, которую он наблюдал на экране, после чего начинает подражать увиденному.

Обобщая вышесказанное, отметим, что телевидение оказывает огромное влияние на развитие личности. В основном наблюдаются негативные тенденции: инициирование агрессивного поведения, показ неправильных примеров и т.д. Телевидение, несмотря на быстрое развитие и популярность Интернета, остается востребованным. Увеличивается число телеканалов, улучшается техническое и эстетическое качество, а зрители имеют возможность узнавать различные точки зрения по интересующему вопросу. Но при всем многообразии инноваций в телевидении, актуальным остается вопрос о развитии личности [5]. Приоритетным в процессе создания телеконтента должно стать повышение качества содержания телепередач для воспитания и образования людей. Только при развитых технологиях, которые направлены на познавательную сферу человека, возможно развитие личности, которая будет служить становлению общества и культуры.

Literature:

1. Akimova I.A. Télévision as a means of mass communication: the main features and specifics of their manifestation // Society: philosophy, history, culture. 2017. № 8. URL : https://cyberleninka.ru/ article/n/televidenie-kak-sredstvo-massovoy-kommunikatsii-osnovnye-cherty-i-spetsifika-ih-proyavleniya (date of the address 12.09.2019).

2. Popova T.V. Television and its role in modern society: sociological analysis // Humanitarian, socioeconomic and social sciences. 2017. № 3. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/televidenie-i-ego-rol-

https://cyberleninka.ru/article/n/televidenie-i-ego-rol-v-sovremennom-obschestve-sotsiologicheskiy-analiz (дата обращения 12.09.2019).

3. Черных Н.А. Влияние телевидения и интернет на личностное развитие подростка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. № 2. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ vliyanie-televideniya-i-internet-na-lichnostnoe-razvitie-podrostka (дата обращения 12.09.2019).

4. Бакеева Д.А. Агрессия и ее медиавоздейст-виенааудитория эфирного телевидения // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 4 (30). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/agres siya-i-ee-mediavozdeystvie-na-auditoriyu-efirnogo-televideniya (дата обращения 12.09.2019).

5. Швец Я.В. Влияние телевидения на информационное пространство современной России // Вестник ПАГС. 2018. № 2. URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-televideniya-na-informatsionnoe-prostranstvo-sovremennoy-rossii (дата обращения 12.09.2019).

v-sovremennom-obschestve-sotsiologicheskiy-analiz (date of the address 12.09.2019).

3. Chernykh N.A. Influence of television and the Internet on the personal development of a teenager // Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology.Sociokinetics. 2014. № 2. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-televideniya-i-internet-na-lichnostnoe-razvitie-podrostka (date of the address 12.09.2019).

4. Bakeeva D.A. Aggression and its media influence on the audience of on-air television // Znak: problem field of media education. 2018. № 4 (30). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ agressiya-i-ee-mediavozdeystvie-na-auditoriyu-efirnogo-televideniya (date of the address 12.09. 2019).

5. Shvets J.V. The influence of television on the information space of modern Russia // Bulletin of BVIM. 2018. № 2. URL : https://cyberleninka.ru/ article/n/vliyanie-televideniya-na-informatsionnoe-prostranstvo-sovremennoy-rossii (date of the address 12.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.