RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism
Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика
2020 Vol. 25 No. 2 324-333
http://journals.rudn.ru/ literary-criticism
DOI 10.22363/2312-9220-2020-25-2-324-333 Научная статья
УДК 654.197
Роль телевидения в реализации государственной национальной политики России: типология, жанры, форматы
Е.К. Рева, С.Д. Кубрин
Пензенский государственный университет
Российская Федерация, 440026, Пенза, ул. Красная, 40
Аннотация. В статье представлены результаты анализа реализации задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года средствами телевидения. Исследование проводилось на основе телевизионных информационно-аналитических продуктов, определенных Планами мероприятий по реализации задач Стратегии. Рассматриваются телевизионные программы, включенные в Планы, в период с 2013 года по настоящее время с учетом непрерывности действия Стратегии как основного доктринального документа в области национальной политики. При изучении роли СМИ в реализации Стратегии предлагаемый в статье подход применен впервые. В ходе анализа проведена выборка и систематизация телевизионных программ относительно задач Стратегии. В результате исследования представлены типологические особенности телевизионных каналов, жанровые характеристики телевизионных программ, определены журналистские приемы реализации задач, выявлено, какие программы, обозначенные в Планах, в большей или меньшей степени соответствуют задачам Стратегии государственной национальной политики. По результатам исследования сделан вывод о том, что большинство телевизионных продуктов отвечают задачам Стратегии, реализуют их.
Ключевые слова: Стратегия государственной национальной политики, журналистика, телевидение
Долгосрочное действие Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, рассчитанное до 2025 года, определяет вектор государственной национальной политики страны и обуславливает актуальность научного осмысления этого процесса. С момента утверждения в 2012 года Стратегии значительно увеличилось количество предпринимаемых действий, направленных на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развитие их национальных языков и культур. Ежегодно проводятся десятки этнических фестивалей, форумов и конференций, где поднимаются вопросы этнокультурной специфики народов России, активную работу ведут профильные комитеты и ведомства. При этом в контексте проводимой национальной политики ключевая роль, на наш взгляд, принадлежит
© Рева Е.К., Кубрин С.Д., 2020
(gv Q I Tliis work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License iti^Bi^e https://creativecomn10ns.0rg/licenses/by/4.O/
средствам массовой информации и медиа в целом. По мнению профессора Е.Л. Вартановой, средства массовой информации являются важнейшим социально-политическим институтом и потому в разных национальных контекстах рассматриваются либо как институт демократии, способствующий свободному избирательному процессу, либо как институт формирования общественного мнения, либо как эффективный инструмент манипулирования им [1]. В аспекте обозначенной проблемы для нас концептуальное значение имеет постулат о том, что средства массовой информации могут выступать институтом сохранения и развития национальной идентичности [2]. Под идентичностью, согласно теории академика В.А. Тишкова, понимается чувство сопричастности к чему-то: стране, своему краю, если речь идет о малой родине, своей культуре или традициям [3]. При этом этнолог склоняется к употреблению синонима этого термина - самосознание, национальное самосознание, если речь идет об общероссийской идентичности [4]. Уточнение В.А. Тишкова об общероссийской идентичности имеет концептуальное значение в процессе самосознания, который детерминируется условиями поликультуры. Ученый поясняет, что культурное многообразие России - это «не просто номенклатура проживающих на территории страны народов, а многообразные, в том числе множественные и многоуровневые формы идентичности в рамках российского народа» [3. С. 142]. В условиях этнокультурного многообразия, но с учетом глобалистских тенденций, задачей средств массовой информации является регулярное информирование массовой аудитории об особенностях народов, населяющих страну. Все вышесказанное обусловливает актуальность настоящего исследования.
Принятие Стратегии послужило выработке государственных функциональных решений, в связи с чем был разработан соответствующий План мероприятий по ее реализации, который детализируется и обновляется каждые три года. План утверждается Председателем Правительства РФ, состоит из нескольких разделов, включающих конкретные мероприятия по достижению задач приоритетных направлений государственной национальной политики. В настоящий момент Стратегия конкретизируется Планом на период с 2019 по 2021 год, третьим по счету. Несмотря на условную смену действия Планов, каждый имеет идентичную друг другу структуру, представляя оптимальное отражение функционала Стратегии. Планы включают структурные элементы, которые определяются в соответствии с задачами Стратегии. Такими структурными элементами являются «наименование мероприятия», «срок исполнения», «ответственные исполнители», «источники финансирования», «задачи Стратегии», «индикаторы для контроля исполнения мероприятия», «документы, подтверждающие исполнение мероприятия», а также разделы «Совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации», «Обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных отношений», «Содействие сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов России» и др.
В ходе изучения раздела «Информационное обеспечение» Планов мероприятий выявлено, что большинство медийных продуктов, за которыми за-
креплены задачи Стратегии, - это интернет-ресурсы и телевизионные программы. На наш взгляд, телевидение к контексте функционирования современных информационных ресурсов остается значимым средством в процессе обеспечения «социокультурных потребностей в получении и обновлении ценностных знаний» [5. С. 14]. К тому же «зритель воспринимает программу как череду "инфомолекул", в восприятии каждой из которых он - соавтор, для него предусмотрена особая роль, оставлено пространство для автокоммуникации в канале "Я - Я"» [6. С. 170].
В настоящей статье определяется роль телевидения в реализации Стратегии государственной национальной политики РФ посредством анализа содержания информационно-аналитических программ, их жанровой принадлежности, журналистских приемов. Анализ телевизионных материалов проведен без градации по срокам действия Планов и редакциям Стратегии, поскольку последняя носит непрерывный характер действия, что указывает на необходимость именно единого подхода к ее изучению. Заявленные в Плане мероприятий по реализации Стратегии телепроекты - это в основном телевизионные программы и циклы документальных фильмов.
Таблица
Задачи Стратегии, реализуемые телевизионными продуктами
Задачи Стратегии
Телевизионные продукты
Обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе идей единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, российского патриотизма
1. Еженедельная информационно-аналитическая программа на телеканале «Моя планета».
2. Цикл телевизионных документальных фильмов «Пряничный домик» на телеканале «Россия К».
3. Цикл документальных фильмов о народах России (Россия-1).
4. Цикл передач на телеканале «Россия К» о традициях и обычаях народов России, о людях, занимающихся сохранением и развитием русского языка и культуры, «Россия - любовь моя»
Распространение знаний об истории и культуре народов РФ
1. Еженедельная информационно-аналитическая программа на телеканале «Моя планета».
2. Цикл телевизионных документальных фильмов «Пряничный домик» на телеканале «Россия К».
3. Цикл документальных фильмов о народах России (Россия-1).
4. Тематическая передача «Диаспоры».
5. Цикл передач на телеканале «Россия К» о традициях и обычаях народов России, о людях, занимающихся сохранением и развитием русского языка и культуры, «Россия - любовь моя»
Формирование культуры межнационального (межэтнического) общения в соответствии с нормами морали и традициями народов Российской Федерации
1. Цикл публицистических телепрограмм «Русский вопрос».
2. Цикл программ «Право голоса»
Распространение рекламной и промышленной продукции, производство и размещение в теле- и радиоэфире роликов социальной рекламы и иной видеопродукции, поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации
1. Еженедельный цикл документальных фильмов на телеканале «Россия К» о жизни провинции «Письма из провинции».
2. Цикл программ на телеканале «Россия К» с сюжетами о традициях, этике и этикете народов России «Правила жизни».
3. Информационные программы на телеканале «Россия К» о развитии национальных культур и межнациональных связей
В ходе исследования с применением метода сопоставительного анализа как основного систематизированы информационно-аналитические продукты в соответствии с задачами, которые за ними закреплены. В результате систематизации (см. таблицу) мы пришли к выводу, что Планами определено десять телевизионных программ и четыре задачи, которые реализуют информационно-аналитические продукты. Большая часть информационных продуктов направлена на реализацию задач, связанных с «обеспечением сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе идей единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, российского патриотизма» (четыре продукта), а также задач по «распространению знаний об истории и культуре народов РФ» (пять продуктов). Оставшиеся задачи связаны с формированием культуры межнационального общение (задачу реализуют три телевизионных продукта) и поддержкой создания тематических передач (задачу реализуют два продукта). При этом последняя задача вычленена нами, поскольку ее полное определение сформулировано как «распространение рекламной и промышленной продукции, производство и размещение в теле- и радиоэфире роликов социальной рекламы и иной видеопродукции, поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации» [7], и, на наш взгляд, требует дифференциации.
Генеральная совокупность телевизионных материалов, рассмотренных в исследовании, представлена 1064 выпусками.
Цикл телевизионных документальных фильмов «Пряничный домик» транслируется на телеканале «Россия К» с 2013 года, что совпадает с периодом реализации Стратегии. На текущий момент в эфир вышло 164 выпуска. На основе метода целевой аналитической выборки установлено, что большая часть выпусков определена региональным признаком, и только 27 выпусков имеют национально-этническую основу. Под региональным признаком понимается, что выпуски посвящены региональным культурным особенностям («Традиции суздальской земли», «Псковское ткачество», «Город солнца»). Национально-этническую основу имеют выпуски, репрезентирующие этнокульту-ру народов России. В целях набольшей репрезентации проведена классификация программ по их тематической направленности: история музыкальных инструментов («Песня абрикосового дерева», «Музыкальные инструменты народов Севера»), традиционная одежда («Якутский костюм», «Кавказский костюм»), исторические промыслы и ремесла («Оружейное дело», «Золотое руно Кавказа»), конкретная территория и уникальная местность («Жители края земли», «Табор возвращается»). Определяющим фактором в данном случае выступает культуроформирующая функция журналистики, направленная на трансляцию культурных особенностей народов России. Е.П. Прохоров пишет о том, что, воспитывая уважение к культуре, журналистика работает на повышение общей культуры населения и одновременно действует в области пробуждений творческих потенций масс [8].
Тематическая передача «Диаспоры» выпускается в эфир ЗАО «Межгосударственная телерадиокомпания "Мир"» с 2013 года. Установлено, что среди
всего массива выпусков (на момент исследования в эфир вышло 182 программы) лишь незначительная часть может классифицироваться по национальному признаку (7 выпусков, или меньше 4 % от общего числа), тогда как в основу 173 программ (более 96 %) заложен региональный признак.
«Диаспоры» репрезентирует культурные особенности представителей народов, которые не входят в состав Российской Федерации, но проживают на ее территории. Незначительное число (5 выпусков) из рассматриваемого цикла посвящено особенностям жизни и культуры Северного Кавказа, («Ханская жена», «Курды Адыгеи», «Люди гор»), а также традициям и обычаям коренных народов Сибири («На краю Земли», «Голендры Сибири»). Каждый выпуск содержит отчетливый видеоряд, линейную смену кадров и планов (демонстрация семейного быта в горном поселке, процедура чаепития, выгул скота, внутрисемейные отношений и т. д.), что создает точную и ясную пространственно-временную ориентацию зрителя в демонстрируемом телевизионном ракурсе.
Несмотря на системное единство двух вышеуказанных задач, между ними наблюдаются весомые различия. Так, задача по распространению знаний об истории и культуре народов России имеет непосредственную связь с самой журналистикой, поскольку одной из функций последней является культурно-просветительская. По мнению С.П. Суворовой, просветительская функция журналистики приводит к тому, что «массив текстов становится стимулом к осознанному выбору адресатом информации знаний, норм и ценностей, что в конечном счете ведет к росту массового сознания» [9. С. 11].
Цикл передач о традициях и обычаях народов России, о людях, занимающихся сохранением и развитием русского языка и культуры, «Россия - любовь моя». Выходит на телеканале «Россия К». На момент проведения исследования насчитывает 203 выпуска. Среди максимального числа выпусков (126), отобранных по национальному признаку, значительное число направлено на раскрытие культурных особенностей Северного Кавказа. Часть выпусков презентует традиции и обычаи народов Кавказа («Культура и традиции адыгейцев», «Ингушская свадьба»), представляют гастрономический аспект, раскрывая уникальность кавказской кухни («Семейный очаг адыгов», «Адыгская кухня» и др). Значительное число телевизионных выпусков отражает этнокультурные особенности народов Севера.
Каждый выпуск представляет собой сюжетное повествование с телевизионной экспозицией, обособляющей конкретную культурную атрибутику, при этом формат передачи представляет собой включение жанра интервью, комментарии героев, приглашенных ученых и исследователей.
Цикл документальных фильмов о народах России. Планом определен выпуск данного цикла на телеканале «Россия-1». При этом не указано ни количество таких циклов, ни их наименование. За исследуемый период времени (2013-2019 годы) на телеканале «Россия-1» вышли такие программы, как «Народы России», «Человек Мира с Андреем Панкратовым» (в частности, выпуски, посвященные культуре народов России: «Чечня», «Крымские каникулы», «Адыгея. Заоблачный маршрут»), «Заповедная Россия» («Национальный парк Алания»), «Мастера», «Вся Россия». «Свадебный генерал».
Так, телепрограмма «Свадебный генерал», выпускаемая ВГТРК, представляет собой цикл передач о свадебных традициях народов, проживающих как в России, так и за ее пределами. Передача носит развлекательный характер, что позволяет раскрыть познавательную основу.
В 2015 году телеканал «Россия-1» презентовал два цикла документальных фильмов: «Антология антитеррора» (12 серий), и «Россия без террора» (5 серий). Авторы данных телевизионных проектов уделили внимание истории и культуре народов Северного Кавказа.
Цикл публицистических программ «Русский вопрос» - еженедельная авторская программа, транслируемая на телеканале «ТВЦ». Данная программа входила в План мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии и не отмечается ни в действующем Плане, ни в предыдущем. Всего в телевизионный эфир вышло 119 выпусков. Среди всего тематического многообразия 3 выпуска занимают передачи, посвященные проблематике Северного Кавказа. В каждом выпуске передачи автор ставит к разрешению ту или иную проблему, вызывающую, как правило, острый общественный и социальный дискурс. Информационная патетика выпусков при этом направлена на естественную необходимость коренного воссоединения и предшествующих этому социально-экономических реформ.
Передача «Русский вопрос» содержит различный контент. Жанровое своеобразие включат форму интервью, которое сопровождается беседой ведущего и приглашенных участников, анализом приоритетных направлений и разрешением вопросов, стоящих на повестке национальной политики страны.
Цикл программ «Право голоса» выходила на телеканале «ТВЦ» с 2010 года, последний выпуск датирован 13 июля 2019 года. Программа имеет политический характер и ориентирована на укрепление патриотических основ общественного сознания. М.С. Тимофеев пишет: «Нравственной основой силы и жизнеспособности государства является патриотизм, выступая в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности» [10. С. 116-117].
Направленность выпусков связана с поиском возможных решений проблем, стоящих в отношениях между Россией и Украиной. В ходе исследования установлено, что тематика программ не связана с вопросами межнационального общения и, соответственно, не раскрывает содержание культуры и традиций народов, входящих в состав России. В этой связи не выполняется и поставленная задача по «формированию культуры межнационального общения в соответствии с нормами морали и традициями народов Российской Федерации».
Цикл документальный фильмов «Письма из провинции»; цикл программ «Правила жизни»; информационные программы о развитии национальных культур и межнациональных связей. Проведен комплексный анализ данных информационных продуктов, каждый из которых направлен на реализацию задач государственной национальной политики Российской Федерации. Планом обозначена задача по поддержке создания таких телепередач. Так, цикл документальных фильмов «Письма из провинции» рассказывает о людях, сохраняющих народную культуру, традициях и обычаях народов России. В ос-
нову каждой программы ложатся исторические документы, письма русских писателей и художников, дневники, семейные архивы. Героями фильмов, как правило, являются жители глубинки, представители разных национальностей. На момент подготовки настоящей статьи в эфир вышло 379 выпусков. В ходе анализа были отобраны передачи по национальному признаку. Прослеживается тенденция обращения к народам Северного Кавказа (особым вниманием авторов пользуются Адыгея, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария). Видеоряд представлен кадрами неспешной жизни, общие планы позволяют с максимальной достоверностью передать национальную атмосферу региона, отразить специфику жизни населения.
Передача «Правила жизни» выпускается на телеканале «Россия К» и представляет студийный разговор ведущего Алексея Бегака с гостями (социологами, антропологами, культурологами, историками) в целях понимания того, как возникли определенные обычаи и традиции, безусловные для современного человека, живущего в России. В ходе общения затрагиваются вопросы поведения и этикета, отношений и морали, этики и эстетики, культуры и истории.
По результатам анализа можно заключить, что основными исполнителями информационного сопровождения государственной национальной политики выступают федеральные каналы, что, на наш взгляд, обусловлено их большей зрительской аудиторией. Так, основным ответственным исполнителем в процессе реализации задач Стратегии выступает Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания, представленная в Плане федеральными каналами «Россия 1» и «Россия К», а также ОАО «ТВ Центр» и ЗАО «Межгосударственная компания "Мир"», которые привлекаются по согласованию.
В этой связи определена также жанровая и тематическая специфика указанных телевизионных передач. Анализ по жанровой специфике проводился по жанрообразующим признакам (предмет, цель и метод отображения действительности). В ходе исследования сделан вывод, что для таких телевизионных продуктов, как «Русский вопрос» и «Право голоса», характерным предметом являются отдельные события либо их ряд (например, вхождение Республики Крым в состав России и следующие за этим событийные последствия), что присуще аналитическим жанрам. В свою очередь, для художественно-публицистических жанров характерным предметом может выступать личность. Например, каждый выпуск передачи «Диаспоры» презентует историю отдельно взятого человека, связавшего свою жизнь с Россией, в цикле передач «Письма из провинции» тоже уделяется внимание конкретному герою (местному жителю того или иного региона, заслуживающего авторского внимания), а сама передача выступает ярким примером жанра портретного телеочерка.
Установлено, что все телевизионные передачи, определенные Планами, направлены на отражение и презентацию исторических и культурных особенностей народов России, что выступает общим и единообразующим элементом их жанрового устройства. Так, телепередачи, отнесенные к художественно-публицистическим («Пряничный домик», «Диаспоры», «Россия - любовь моя», «Письма из провинции», «Правила жизни», «Цикл документальных фильмов о народах России»), имеют цель, связанную с наглядно-образной демонстраци-
ей культурных и исторических особенностей народов, их традиций и обычаев. Целью аналитических передач («Русский вопрос», «Право голоса») выступает исследование проблемных вопросов на основе дискуссии, комментариев компетентных лиц, тогда как информационные телепередачи направлены на трансляцию значимых актуальных новостей в контексте общего национального аспекта.
Специфика жанров исследуемых телевизионных продуктов связана с их тематикой. Обнаружено, что телепередачи, определенные Планами, имеют единую общую тему, посвященную культуре народов России. При этом передачи художественно-публицистического жанра, как правило, раскрывают тему национальных особенностей, традиций и обычаев. В свою очередь, передачи аналитической направленности имеют в основе тему, в которой заложен конфликт или спорный дискуссионный вопрос (межнациональные конфликты на Северном Кавказе, активность радикально настроенных национальных групп и т. д.), тогда как тематика информационных программ связана с актуальной повесткой, где заранее установленная тема отсутствует, а выступает лишь средством (базисом) построения сюжетной новостной формы. Также установлено, что наибольшее количество рассмотренных телевизионных материалов относятся к художественно-публицистическим жанрам, при этом по два телепродукта приходится на информационную и аналитическую группы жанров.
Список литературы
[1] Вартанова Е.Л. Теоретический анализ российской медиасистемы: между общим и особенным, формальным и неформальным // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 2. С. 7-19.
[2] Скворцов Н.Г. Формирование национальной идентичности в современной России // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 20. № 4. С. 53-60.
[3] Тишков В.А. Этнология и политика. М.: Наука, 2005. 382 с.
[4] Тишков В.А. Что есть Россия и российский народ // Наследие империй и будущее России. М.: Фонд «Либеральная миссия». 2008. С. 455-491.
[5] Уразова С.Л. Экранные коммуникации в формате социальных трансформаций // Экранная коммуникация как фактор социализации медиапространства: межвузовская коллективная монография / под ред. С.Л. Уразовой; Научно-исследовательский сектор ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии». М.: Академия медиаин-дустрии, 2019. С. 10-26.
[6] Кемарская И.Н. От инфомолекул к инфоатомам: коды драматургии электронных медиа // Экранная коммуникация как фактор социализации медиапространства: межвузовская коллективная монография / под ред. С.Л. Уразовой; Научно-исследовательский сектор ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии». М.: Академия медиаиндустрии, 2019. С. 160-175.
[7] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 г. № 1226-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://government.ru/docs/3229/ (дата обращения: 4 мая 2020 г.).
[8] Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2009. 351 с.
[9] Суворова С. П. Реализация просветительской функции журналистики на страницах современных общероссийских газет // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2006. № 6. C. 11-15.
[10] Тимофеев М.С. Патриотизм как духовно-нравственная основа сильного российского государства // Вестник юридического факультета: сборник научных статей. Чебоксары: ЧКИ, 2017. C. 115-120.
История статьи:
Дата поступления в редакцию: 10 февраля 2020 г. Дата принятия к печати: 14 марта 2020 г.
Для цитирования:
Рева Е.К., Кубрин С.Д. Роль телевидения в реализации государственной национальной политики России: типология, жанры, форматы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020. Т. 25. № 2. С. 324-333. http://dx.doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-2-324-333
Сведения об авторах:
Рева Екатерина Константиновна, доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики Пензенского государственного университета. E-mail: [email protected]
Кубрин Сергей Дмитриевич, аспирант кафедры журналистики Пензенского государственного университета. E-mail: [email protected]
DOI 10.22363/2312-9220-2020-25-2-324-333 Research article
The role of television in the implementation of Russian state national policy: typology, genre, formats
Ekaterina K. Reva, Sergei D. Kubrin
Penza State University
40 Krasnaya St, Penza, 440026, Russian Federation
Abstract. The article presents the results of the analysis of the implementation of the tasks of the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the period up to 2025 by television. The study was conducted on the basis of television information and analytical products defined by the Action Plans for the implementation of the Strategy's objectives. Television programs included in the Plans are considered from 2013 to the present, taking into account the continuity of the Strategy, as the main doctrinal document in the field of national policy. In studying the role of the media in the implementation of the Strategy, the approach proposed in the article was applied for the first time. The analysis sampled and systematized television programs on the objectives of the Strategy. As a result of the study, typological features of television channels, genre characteristics of television programs are presented, journalistic techniques of implementation of tasks are defined, which programs identified in the Plans are more or less in line with the tasks of the Strategy of State National Policy are revealed. The study concluded that most television products meet the objectives of the Strategy and implement them.
Keywords: Strategy of the State National Policy, journalism, television
References
[1] Vartanova, E.L. (2103). Teoreticheskii analiz rossiiskoi mediasistemy: mezhdu obshchim i osobennym, formal'nym i neformal'nym [Theoretical analysis of the Russian media
system: between general and special, formal and informal]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, (2), 7-19.
[2] Skvortsov, N.G. (2016). Formirovanie natsional'noi identichnosti v sovremennoi Rossii [The formation of the national identify of modern Russia]. Gumanitarii Yuga Rossii, 20(4), 53-60.
[3] Tishkov, V.A. (2005). Etnologiya i politika [Ethnology and politics]. Moscow, Nauka Publ.
[4] Tishkov, V.A. (2008). Chto est' Rossiya i rossiiskii narod [What is Russian and the Russian question]. Nasledie imperii i budushchee Rossii [Legacy of empires and the future of Russia] (pp. 455-491). Moscow, Liberal'naya missiya Fund.
[5] Urazova, S.L. (2019). Ekrannyye kommunikatsii v formate saotsial'nykh transformatsiy [Screen communications in the format of social transformations]. Ekrannaya kommuni-katsiya kak faktor sotsializatsii mediaprostranstva [Screen communication as a factor of socialization of the media space]: an interuniversity collective monograph (pp. 10-26). Moscow, Akademiya mediaindustrii Publ.
[6] Kemarskaya, I.N. (2019). Ot infomolekul k infoatomam: kody dramaturgii elektronnykh media [From info-molecules to info-atoms: electronic media dramaturgy codes]. Ekrannaya kommunikatsiya kak faktor sotsializatsii mediaprostranstva [Screen communication as a factor of socialization of the media space]: an interuniversity collective monograph (pp. 160-175). Moscow, Akademiya mediaindustrii Publ.
[7] Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 15.07.2013 g. No. 1226-r "Ob utverzhdenii plana meropriyatii po realizatsii v 2013-2015 godakh Strategii gosudar-stvennoi natsional'noi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda" [Order of the Government of the Russian Federation of 15.07.2013 No. 1226-R "On approval of the action plan for the implementation in 2013-2015 of the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the Period up to 2025".]. Retrieved May 4, 2020 from http://government.ru/docs/3229/
[8] Prokhorov, E.P. (2009). Vvedenie v teoriyu zhurnalistiki [Introduction to journalism theory]: study guide. Moscow, Aspekt Press, 2009.
[9] Suvorova, S.P. (2006). Realizatsiya prosvetitel'skoi funktsii zhurnalistiki na stranitsakh sovremennykh obshcherossiiskikh gazet [Realization of the educational function of journalism in the pages of modern national newspapers]. VestnikMoskovskogo univer-siteta. Seriya 10: Zhurnalistika, (6), 11-15.
[10] Timofeev, M.S. (2017). Patriotizm kak dukhovno-nravstvennaya osnova sil'nogo rossiis-kogo gosudarstva [Patriotism as the spiritual and moral foundation of a strong Russian state]. Vestnikyuridicheskogo fakul'teta: collection of scientific articles (pp. 115-120). Cheboksary, ChKI Publ.
Article history:
Received: 10 February 2020
Revised: 29 February 2020
Accepted: 14 March 2020
For citation:
Reva, E.K., & Kubrin, S.D. (2020). The role of television in the implementation of Russian
state national policy: Typology, genre, formats. RUDN Journal of Studies in Literature and
Journalism, 25(2), 324-333. http://dx.doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-2-324-333
Bio notes:
Ekaterina K. Reva, Doctor of Philology, Associate Professor, Head of the Department of
Journalism of Penza State University. E-mail: [email protected]
Sergei D. Kubrin, Ph.D. student of the Department of Journalism of Penza State University.
E-mail: [email protected]