Научная статья на тему 'Роль телевидения в формировании политических приоритетов (на примере создания имиджа Президента РФ)'

Роль телевидения в формировании политических приоритетов (на примере создания имиджа Президента РФ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
9007
1153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль телевидения в формировании политических приоритетов (на примере создания имиджа Президента РФ)»

© 2007 г. В.В. Боннер-Смеюха

РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА ПРЕЗИДЕНТА РФ)

Деятельность, осуществляемая средствами массовой информации в информационном политическом пространстве, напрямую связана с созданием общественных представлений о политических процессах, закреплением определенного политического управления, поведения, политических интересов. Информационное политическое пространство формируется в результате деятельности центральных и местных СМИ, причем последние становятся наиболее политически активными в периоды предвыборных кампаний. То есть реализация информационно-политического процесса осуществляется главным образом прессой со статусом центральной и общероссийской.

В качестве субъектов информационного политического пространства выступают правительство, политические партии, организации, политики, социальные группы и общности, пресса, государство, народ в целом. Обмен информацией между названными категориями происходит посредством использования коммуникативных связей - политической коммуникации, представляющей собой вид информационных отношений между субъектами политики, посредством которых обеспечивается производство, распространение, регулирование общественно-политических идей, отношений, систем. Процесс передачи политической информации от ее автора к аудитории происходит в ходе использования одной из форм коммуникации:

- неформальных контактов (межличностная неформальная политическая коммуникация);

- организации (политических партий, объединений, движений),

- средств массовой информации.

Следовательно, СМИ являются одновременно и

субъектом информационного политического пространства, и политической коммуникацией - они активно участвуют в процессе передачи информации от коммуникатора (политической партии, движения, политика, правительства) к аудитории и определяют характер политического процесса - средства массовой информации нацелены на поиск определенной информации, которая не поступает к «потребителям» в «первозданном» виде, а претерпевает определенные изменение, как то: структурирование, оформление, анализ, что предполагает выполнение определенных политических задач. То есть в процессе журналистской деятельности медиа и их сотрудники являются активными участниками политических событий.

С каждым годом значение СМИ в коммуникативном политическом процессе становится все более ощутимым. Причину роста влияния прессы в политической сфере можно объяснить, используя учение О. Тоффлера. Американский социолог и футуролог неоднократно предсказывал трансформацию института власти и связывал столь феноменальное явление в истории человечества с ростом значения знаний и ин-

формационных технологий, «во взаимодействии силы, богатства и знания произошло фундаментальное смещение власти», на смену власти капитала приходит власть информации, информационных технологий [1].

Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Влияние на политику, на формирование политических приоритетов, идеалов, программ СМИ осуществляют, прежде всего, посредством инициирования информационного процесса, что, в свою очередь, позволяет определенным образом координировать общественное мнение.

Ведущую роль в формировании информационного политического пространства выполняет телевидение. Благодаря своим качествам (экранности - передаче сообщений в виде аудиовизуальных образов, непосредственности - отражении события в момент его совершения, если программа идет в записи эффект подлинность времени и пространства сохраняется, вездесущности) оно является наиболее массовым и популярным видом СМИ.

Телевидение - один из важнейших и эффективных инструментов в процессе создания политического имиджа, образа, наделяющего субъект определенными характеристиками, воздействующими на массовое сознание и позволяющими менять отношение аудито -рии к фигуре политического действия. В отечественной имиджелогии примером наиболее удачного и эффективного построения образа политика является создание имиджа Президента РФ В. Путина. В 1999 г. населению страны был представлен неизвестный политик, и за относительно непродолжительный срок его сделали самой популярной фигурой в российском обществе. В процессе формирования идеального портрета первого лица государства превалирующую роль играло телевидение. На сегодняшний день 92 % отечественной аудитории получают информацию о деятельности президента непосредственно в ходе просмотра телевизионных программ [2].

Вся деятельность вначале премьер-министра, затем и.о. президента, а впоследствии президента освещалась государственными телеканалами преимущественно в информационных программах. Новости на телевидении представляют не только обязательный компонент структуры вещания, они являются наиболее рейтинговыми программами - в них отражается информационная картина дня, в соответствии с которой аудитория формирует представление о мире, обществе. Данные суждения влияют на повышение уровня информированности, на менталитет, социокультурные, политические ориентиры. И, что немаловажно, информационные выпуски собирают широкую аудиторию, куда входят «рядовые обыватели», интересующиеся новостями развлекательного плана и граж-

дане, желающие получить последние новости из мира политики, экономики. Поэтому включение в новостные программы сюжетов о деятельности В. Путина было необходимым и всецело оправданным.

С самого начала освещения отечественными телеканалами политической деятельности В. Путина выделилось несколько центральных тем, имевших первостепенное значение в изображении будущего главы государства как сильной, целеустремленной личности, открыто выражающей протест тем явлениям, которые могли бы нанести урон общественному благополучию. Выделить круг проблем не только интересных, но и важных для будущих избирателей было несложно. Существуют многочисленные исследования, представляющие методики завоевания доверия аудитории через апелляцию к ее ценностным ориентациям, т.е. к тому, что вызывает у индивидов наибольший интерес, что способно их заинтересовать и вызвать определенные эмоции. В психологии для обозначения «массовых интересов» существует специальное определение -«мишени воздействия» (те психические структуры, на которые оказывается влияние со стороны инициатора воздействия). Выявлено несколько сфер жизни человека, обращение к которым вызывает неизменный интерес со стороны индивидов, следовательно, гарантирует определенный эффект в процессе их рассмотрения. К «мишеням воздействия» относят потребность в безопасности, пище, чувстве общности.

Согласно исследованиям отечественных ученых, проведенным в 1998 г., для населения России первостепенную значимость имели следующие ценности: правопорядок, жизнь, здоровье, материальное положение, семья, дети, права человека [3]. Из этого следует, что гражданам важно чувствовать себя в безопасности, знать, что государство заботится о поддержании правопорядка, сохранности жизней своих подданных. Именно эти факторы массового интереса использовались при формировании благоприятного имиджа будущего Президента России. В 1999-2000 гг. лидирующими темами телевизионных информационных сюжетов, основным героем которых был В. Путин, стали борьба с терроризмом (сильное впечатление на аудиторию оказали комментарии после взрывов жилых домов в Москве, Волгодонске, Буйнакске), решение социальных проблем, борьба с преступностью. То есть в центре внимания СМИ оказались именно те вопросы, которые относятся к разряду наиболее сильных психологических структур.

С целью усиления имиджа использовалась и «чеченская тема». С сентября по декабрь 1999 г. она была одной из главных, благодаря чему В.Путин «проявил себя в качестве сильного государственного деятеля, полного решимости подавить вооруженное сопротивление террористов и установить конституционный порядок на территории мятежного субъекта Российской Федерации» [4].

Телевизионные выступления В. Путина, выходившие сразу после террористических взрывов, захватов заложников, отличались высокой эмоциональностью, что, несомненно, повышало степень восприятия его образа как человека, не только сочувствовавшего пострадавшим, но и способного «найти непосредственных виновников», которые понесут заслуженное нака-

зание. Такая уверенность в сознании многомиллионной телевизионной аудитории не беспочвенна, во многом она объясняется стилистикой выступлений В. Путина: для его речи характерны жесткие интонации, кроме того, в ней присутствуют непривычные для официально-делового языка лексемы - «народные выражения», которые затем широко обсуждались и обсуждаются в прессе (например, общественный резонанс вызвало заявление «Мы будем мочить их (террористов) в сортире»). В некоторой степени благодаря высказываниям подобного характера В. Путин стал для аудитории «своим парнем», «настоящим мужчиной». По данным независимого исследовательского центра РОМИР, проводившего изучение эффективно -сти выступлений В. Путина в СМИ, телезрители оценивают его заявления как позитивные, в подтверждение приводится ответ одной из респонденток: «Две недели не спала из-за взрывов. А когда Путин сказал, что „будем террористов мочить в сортирах", то после этой фразы успокоилась» [5].

При помощи правильно выбранной тематики в освещении деятельности будущего главы государства тщательно разработанная пиаркампания принесла планируемые результаты - В. Путин стал Президентом РФ. Рейтинг его популярности среди российского населения по-прежнему остается стабильно высоким, что в немалой степени объясняется вниманием отечественного телевидения к его деятельности. Сегодня телеканалы активно участвуют в программе поддержания президентского имиджа - ежедневно в информационных программах присутствуют сообщения, репортажи и отчеты о работе президента, они носят в основном официальный характер: телезрители видят В. Путина в рабочем кабинете, на заседаниях, пресс-конференциях, переговорах. Главными темами его деловых встреч, официальных выступлений остаются антитеррористические вопросы, проблемы борьбы с преступностью. И, как показывают данные социологических опросов, заявления главы государства о борьбе с терроризмом продолжают вызывать интерес у аудитории [6].

Какое место в сегодняшней деятельности Президента РФ занимают указанные вопросы и как часто он обращается к ним, наглядно показывает исследование телевизионных информационных программ. В рамках контент-анализа, проводившегося с 6 февраля по 4 марта 2006 г. с целью изучения характера и специфики телеинформации о В. Путине в вечерних информационных выпусках Первого канала и НТВ («Время» в 21.00 и «Сегодня» в 19.00), было выделено 56 информационных сюжетов, посвященных деятельности главы государства (31 - в программе «Время» и 25 - в «Сегодня»). Из них два сюжета, подготовленных Первым каналом, напрямую связаны с антитеррористической темой: отчет о встрече с заместителем председателя правительства М. Фрадковым, где обсуждался указанный вопрос (7 февраля), и сообщение о подписании В. Путиным Указа о создании национального антитеррористического комитета (16 февраля). Два аналогичных сюжета вышли и на НТВ. В шести сюжетах указанная тема рассматривалась в контексте целого ряда вопросов, обсуждаемых во время официальных встреч (четыре вышли на «Первом канале»: материалы о поездке

В. Путина в Испанию (8, 9 февраля), встрече со спецпредставителем посредников по ближневосточному урегулированию Дж. Вульфенсоном (15 февраля), награждении офицеров в Кремле (21 февраля); и два сюжета - на НТВ: освещение визита в Испанию (9 февраля), переговоры с Дж. Вульфенсоном (15 февраля).

Помимо темы терроризма в телевизионных выступлениях и беседах Президента затрагивались и другие вопросы, связанные с нормализацией мирной жизни населения: межнациональные конфликты, конфликты на религиозной почве, разоблачение ядерных программ вооружения. На протяжении указанного периода в мировой политике произошли события, не отреагировать на которые российская сторона не могла. Это - победа на выборах в Палестине представителей группы «Хамас» и «карикатурный скандал». Отношение россиян к обозначенным проблемам было озвучено первым лицом государства. Первой теме рассматриваемые каналы посвятили пять сюжетов (два подготовлены «Первым каналом» (9, 12 февраля), три сюжета - НТВ (9, 12, 15 февраля).

О том, как одна из крупнейших держав относится к приходу к власти лидеров «Хамас», мировое сообщество узнало из итоговой конференции В. Путина, состоявшейся в заключение его визита в Испанию: «Россия намерена пригласить в Москву руководство „Хамас"», -сообщили отечественные телеканалы. Телекомпания НТВ назвала данное заявление «сенсационным» -группировка «Хамас», известная своей причастностью к международной террористической деятельности, получила первое официальное приглашение к международным переговорам, столь «неожиданный ход» российский президент объяснил тем, что мы (российские граждане) уважаем демократический выбор палестинцев: «Сжигать мосты, особенно в политике, простое, но не очень выгодное дело... Мы осуждаем любые провокации, которые ведут к разжиганию межнациональных конфликтов» («Время», 9 февраля, 21.00; «Сегодня», 9 февраля, 19.00). Продолжение темы «Приглашение

B. Путиным лидеров „Хамас" в Москву» телезрители могли наблюдать 12 и 15 февраля на канале НТВ - после повтора заявления В. Путина, сделанного в Мадриде, с комментарием выступил А. Кудрин; инициатива пригласить в Россию руководство «Хамас» обсуждалась во время встречи с Дж. Вульфенсоном.

Неодобрение «карикатурного скандала» прозвучало в телекомментарии Президента РФ 8 февраля (НТВ, «Сегодня», 8 февраля, 19.00), тема была продолжена во время встречи с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II (Первый канал, «Время», 23 февраля, 21.00).

14 февраля во время встречи Президента РФ с премьер-министром Франции Д. Девельпеном обсуждалась ситуация вокруг «ядерного досье Ирана», после чего, как сообщалось ведущим программы «Время», «Россия и Франция выступили с совместным заявлением. и призывают Тегеран полностью приостановить деятельность, связанную с обогащением и обработкой урана», а 26 февраля, как стало известно из телевизионного отчета, представленного этим же каналом, президент и министр иностранных дел

C. Лавров обсудили результаты переговоров российской делегации в Тегеране.

Таким образом, в течение рассматриваемого периода Первый канал и НТВ подготовили в общей сложности девятнадцать сюжетов на темы участия Президента РФ в антитеррористических, антивоенных, антинационалистических кампаниях, что в достаточной степени способствует восприятию его личности в массовом сознании как активного сторонника мирных стратегий и инициатора программ, направленных на сохранение и поддержание миролюбивых отношений как внутри страны, так и на международном уровне.

В феврале в рабочем распорядке Президента было запланировано два мероприятия, связанных с соблюдением правопорядка на территории РФ: первое -участие В. Путина в коллегии МВД (17 февраля) и награждение бывших офицеров различных силовых структур (21 февраля). На Первом канале и НТВ в эфир вышли отчеты о данных событиях, одними из основных вопросов, поднятых президентом, стали проблемы правопорядка и дисциплины в российских силовых ведомствах. И если на встрече 21 февраля В. Путин был настроен позитивно, чему способствовала предпраздничная обстановка и повод - президент награждал офицеров, то 17 февраля глава государства показал себя в роли сурового и строго руководителя. Ведущая программы «Итоги» прокомментировала действия Президента следующим образом: «. сегодня Путин критиковал работников в серой форме на коллегии МВД, указал на необходимость очищения от коррупции, отказа от участия в корпоративных войнах». Критика В. Путина, как он сам показал, была обоснованной, в своем выступлении Президент указал на негативные тенденции в деятельности правоохранительных органов: высокая статистика преступлений и недоверие людей к представителям организаций по охране общественного порядка. При этом В. Путин обозначил варианты решения названных проблем: «. принципиальным должен быть курс на очищение от мздоимцев, от людей, которые превратили службу в разновидность доходного бизнеса. При этом убежден: нам необходима эффективная система гражданского контроля за работой правоохранительных органов».

Как видно из выступления Президента, реагируя на негативные факторы действительности, он продолжает использовать в своей речи особые лингвистические приемы: глаголы, подчеркивающие его авторитет (в данном случае «убежден»), редко употребляемые в деловой речи лексические единицы («мздоимец»).

Итак, телевидение представляет одно из наиболее важных средств в процессе формирования информационного политического пространства, оно обеспечивает эффективное регулирование информационных потоков и процессов, определяя приоритеты, вкусы, потребно -сти, симпатии аудитории. Телевизионная коммуникация обеспечивает высокую результативность развития имиджевых технологий за счет акцентирования внимания телезрителей на конкретных событиях, темах, субъектах и их поведенческих и вербальных характеристиках. В кампании по освещению деятельности Президента РФ на центральных телеканалах превалирующими являются следующие направления: акцентирование внимания на темах, связанных с общечеловеческими ценностями (обеспечение безопасности жизни, предотвращение угроз национальным, междуна-

родным интересам), тиражирование данной информации за счет ее размещения в наиболее востребованных широкой аудиторией программах - ежедневных информационных выпусках, особой технологии монтирования сюжетов, позволяющей выделить определенные цитаты их выступлений главы государства, сопровождение сюжетов дикторским текстом, в котором заранее очерчен круг проблем, требующих к себе особого внимания со стороны зрителей.

Литература

1. Тоффлер О. Проблемы власти на пороге XXI в. // Свободная мысль. 1992. № 2.

2. Из каких источников россияне получают информацию о деятельности Президента РФ // http://www.svobodainfo.ru

3. Социс. 2003. № 3.

4. Раскин А.В. Особенности освещения общенациональными телеканалами предвыборной президентской кампании 2000 г в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистка. 2001. № 1.

5. Имидж Владимира Путина (по результатам групповых дискуссий) // http:// javascript:histori.go

6. Путин как телегерой // http://www.fom.ru

Ростовский государственный университет

4 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.