Научная статья на тему 'Роль телевидения в формировании политических приоритетов (на примере создания имиджа Президента РФ)'

Роль телевидения в формировании политических приоритетов (на примере создания имиджа Президента РФ) Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
946
111
Поделиться

Текст научной работы на тему «Роль телевидения в формировании политических приоритетов (на примере создания имиджа Президента РФ)»

© 2007 г. В.В. Боннер-Смеюха

РОЛЬ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА ПРЕЗИДЕНТА РФ)

Деятельность, осуществляемая средствами массовой информации в информационном политическом пространстве, напрямую связана с созданием общественных представлений о политических процессах, закреплением определенного политического управления, поведения, политических интересов. Информационное политическое пространство формируется в результате деятельности центральных и местных СМИ, причем последние становятся наиболее политически активными в периоды предвыборных кампаний. То есть реализация информационно-политического процесса осуществляется главным образом прессой со статусом центральной и общероссийской.

В качестве субъектов информационного политического пространства выступают правительство, политические партии, организации, политики, социальные группы и общности, пресса, государство, народ в целом. Обмен информацией между названными категориями происходит посредством использования коммуникативных связей - политической коммуникации, представляющей собой вид информационных отношений между субъектами политики, посредством которых обеспечивается производство, распространение, регулирование общественно-политических идей, отношений, систем. Процесс передачи политической информации от ее автора к аудитории происходит в ходе использования одной из форм коммуникации:

- неформальных контактов (межличностная неформальная политическая коммуникация);

- организации (политических партий, объединений, движений),

- средств массовой информации.

Следовательно, СМИ являются одновременно и

субъектом информационного политического пространства, и политической коммуникацией - они активно участвуют в процессе передачи информации от коммуникатора (политической партии, движения, политика, правительства) к аудитории и определяют характер политического процесса - средства массовой информации нацелены на поиск определенной информации, которая не поступает к «потребителям» в «первозданном» виде, а претерпевает определенные изменение, как то: структурирование, оформление, анализ, что предполагает выполнение определенных политических задач. То есть в процессе журналистской деятельности медиа и их сотрудники являются активными участниками политических событий.

С каждым годом значение СМИ в коммуникативном политическом процессе становится все более ощутимым. Причину роста влияния прессы в политической сфере можно объяснить, используя учение О. Тоффлера. Американский социолог и футуролог неоднократно предсказывал трансформацию института власти и связывал столь феноменальное явление в истории человечества с ростом значения знаний и ин-

формационных технологий, «во взаимодействии силы, богатства и знания произошло фундаментальное смещение власти», на смену власти капитала приходит власть информации, информационных технологий [1].

Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Влияние на политику, на формирование политических приоритетов, идеалов, программ СМИ осуществляют, прежде всего, посредством инициирования информационного процесса, что, в свою очередь, позволяет определенным образом координировать общественное мнение.

Ведущую роль в формировании информационного политического пространства выполняет телевидение. Благодаря своим качествам (экранности - передаче сообщений в виде аудиовизуальных образов, непосредственности - отражении события в момент его совершения, если программа идет в записи эффект подлинность времени и пространства сохраняется, вездесущности) оно является наиболее массовым и популярным видом СМИ.

Телевидение - один из важнейших и эффективных инструментов в процессе создания политического имиджа, образа, наделяющего субъект определенными характеристиками, воздействующими на массовое сознание и позволяющими менять отношение аудито -рии к фигуре политического действия. В отечественной имиджелогии примером наиболее удачного и эффективного построения образа политика является создание имиджа Президента РФ В. Путина. В 1999 г. населению страны был представлен неизвестный политик, и за относительно непродолжительный срок его сделали самой популярной фигурой в российском обществе. В процессе формирования идеального портрета первого лица государства превалирующую роль играло телевидение. На сегодняшний день 92 % отечественной аудитории получают информацию о деятельности президента непосредственно в ходе просмотра телевизионных программ [2].

Вся деятельность вначале премьер-министра, затем и.о. президента, а впоследствии президента освещалась государственными телеканалами преимущественно в информационных программах. Новости на телевидении представляют не только обязательный компонент структуры вещания, они являются наиболее рейтинговыми программами - в них отражается информационная картина дня, в соответствии с которой аудитория формирует представление о мире, обществе. Данные суждения влияют на повышение уровня информированности, на менталитет, социокультурные, политические ориентиры. И, что немаловажно, информационные выпуски собирают широкую аудиторию, куда входят «рядовые обыватели», интересующиеся новостями развлекательного плана и граж-

дане, желающие получить последние новости из мира политики, экономики. Поэтому включение в новостные программы сюжетов о деятельности В. Путина было необходимым и всецело оправданным.

С самого начала освещения отечественными телеканалами политической деятельности В. Путина выделилось несколько центральных тем, имевших первостепенное значение в изображении будущего главы государства как сильной, целеустремленной личности, открыто выражающей протест тем явлениям, которые могли бы нанести урон общественному благополучию. Выделить круг проблем не только интересных, но и важных для будущих избирателей было несложно. Существуют многочисленные исследования, представляющие методики завоевания доверия аудитории через апелляцию к ее ценностным ориентациям, т.е. к тому, что вызывает у индивидов наибольший интерес, что способно их заинтересовать и вызвать определенные эмоции. В психологии для обозначения «массовых интересов» существует специальное определение -«мишени воздействия» (те психические структуры, на которые оказывается влияние со стороны инициатора воздействия). Выявлено несколько сфер жизни человека, обращение к которым вызывает неизменный интерес со стороны индивидов, следовательно, гарантирует определенный эффект в процессе их рассмотрения. К «мишеням воздействия» относят потребность в безопасности, пище, чувстве общности.

Согласно исследованиям отечественных ученых, проведенным в 1998 г., для населения России первостепенную значимость имели следующие ценности: правопорядок, жизнь, здоровье, материальное положение, семья, дети, права человека [3]. Из этого следует, что гражданам важно чувствовать себя в безопасности, знать, что государство заботится о поддержании правопорядка, сохранности жизней своих подданных. Именно эти факторы массового интереса использовались при формировании благоприятного имиджа будущего Президента России. В 1999-2000 гг. лидирующими темами телевизионных информационных сюжетов, основным героем которых был В. Путин, стали борьба с терроризмом (сильное впечатление на аудиторию оказали комментарии после взрывов жилых домов в Москве, Волгодонске, Буйнакске), решение социальных проблем, борьба с преступностью. То есть в центре внимания СМИ оказались именно те вопросы, которые относятся к разряду наиболее сильных психологических структур.

С целью усиления имиджа использовалась и «чеченская тема». С сентября по декабрь 1999 г. она была одной из главных, благодаря чему В.Путин «проявил себя в качестве сильного государственного деятеля, полного решимости подавить вооруженное сопротивление террористов и установить конституционный порядок на территории мятежного субъекта Российской Федерации» [4].

Телевизионные выступления В. Путина, выходившие сразу после террористических взрывов, захватов заложников, отличались высокой эмоциональностью, что, несомненно, повышало степень восприятия его образа как человека, не только сочувствовавшего пострадавшим, но и способного «найти непосредственных виновников», которые понесут заслуженное нака-

зание. Такая уверенность в сознании многомиллионной телевизионной аудитории не беспочвенна, во многом она объясняется стилистикой выступлений В. Путина: для его речи характерны жесткие интонации, кроме того, в ней присутствуют непривычные для официально-делового языка лексемы - «народные выражения», которые затем широко обсуждались и обсуждаются в прессе (например, общественный резонанс вызвало заявление «Мы будем мочить их (террористов) в сортире»). В некоторой степени благодаря высказываниям подобного характера В. Путин стал для аудитории «своим парнем», «настоящим мужчиной». По данным независимого исследовательского центра РОМИР, проводившего изучение эффективно -сти выступлений В. Путина в СМИ, телезрители оценивают его заявления как позитивные, в подтверждение приводится ответ одной из респонденток: «Две недели не спала из-за взрывов. А когда Путин сказал, что „будем террористов мочить в сортирах", то после этой фразы успокоилась» [5].

При помощи правильно выбранной тематики в освещении деятельности будущего главы государства тщательно разработанная пиаркампания принесла планируемые результаты - В. Путин стал Президентом РФ. Рейтинг его популярности среди российского населения по-прежнему остается стабильно высоким, что в немалой степени объясняется вниманием отечественного телевидения к его деятельности. Сегодня телеканалы активно участвуют в программе поддержания президентского имиджа - ежедневно в информационных программах присутствуют сообщения, репортажи и отчеты о работе президента, они носят в основном официальный характер: телезрители видят В. Путина в рабочем кабинете, на заседаниях, пресс-конференциях, переговорах. Главными темами его деловых встреч, официальных выступлений остаются антитеррористические вопросы, проблемы борьбы с преступностью. И, как показывают данные социологических опросов, заявления главы государства о борьбе с терроризмом продолжают вызывать интерес у аудитории [6].

Какое место в сегодняшней деятельности Президента РФ занимают указанные вопросы и как часто он обращается к ним, наглядно показывает исследование телевизионных информационных программ. В рамках контент-анализа, проводившегося с 6 февраля по 4 марта 2006 г. с целью изучения характера и специфики телеинформации о В. Путине в вечерних информационных выпусках Первого канала и НТВ («Время» в 21.00 и «Сегодня» в 19.00), было выделено 56 информационных сюжетов, посвященных деятельности главы государства (31 - в программе «Время» и 25 - в «Сегодня»). Из них два сюжета, подготовленных Первым каналом, напрямую связаны с антитеррористической темой: отчет о встрече с заместителем председателя правительства М. Фрадковым, где обсуждался указанный вопрос (7 февраля), и сообщение о подписании В. Путиным Указа о создании национального антитеррористического комитета (16 февраля). Два аналогичных сюжета вышли и на НТВ. В шести сюжетах указанная тема рассматривалась в контексте целого ряда вопросов, обсуждаемых во время официальных встреч (четыре вышли на «Первом канале»: материалы о поездке

В. Путина в Испанию (8, 9 февраля), встрече со спецпредставителем посредников по ближневосточному урегулированию Дж. Вульфенсоном (15 февраля), награждении офицеров в Кремле (21 февраля); и два сюжета - на НТВ: освещение визита в Испанию (9 февраля), переговоры с Дж. Вульфенсоном (15 февраля).

Помимо темы терроризма в телевизионных выступлениях и беседах Президента затрагивались и другие вопросы, связанные с нормализацией мирной жизни населения: межнациональные конфликты, конфликты на религиозной почве, разоблачение ядерных программ вооружения. На протяжении указанного периода в мировой политике произошли события, не отреагировать на которые российская сторона не могла. Это - победа на выборах в Палестине представителей группы «Хамас» и «карикатурный скандал». Отношение россиян к обозначенным проблемам было озвучено первым лицом государства. Первой теме рассматриваемые каналы посвятили пять сюжетов (два подготовлены «Первым каналом» (9, 12 февраля), три сюжета - НТВ (9, 12, 15 февраля).

О том, как одна из крупнейших держав относится к приходу к власти лидеров «Хамас», мировое сообщество узнало из итоговой конференции В. Путина, состоявшейся в заключение его визита в Испанию: «Россия намерена пригласить в Москву руководство „Хамас"», -сообщили отечественные телеканалы. Телекомпания НТВ назвала данное заявление «сенсационным» -группировка «Хамас», известная своей причастностью к международной террористической деятельности, получила первое официальное приглашение к международным переговорам, столь «неожиданный ход» российский президент объяснил тем, что мы (российские граждане) уважаем демократический выбор палестинцев: «Сжигать мосты, особенно в политике, простое, но не очень выгодное дело... Мы осуждаем любые провокации, которые ведут к разжиганию межнациональных конфликтов» («Время», 9 февраля, 21.00; «Сегодня», 9 февраля, 19.00). Продолжение темы «Приглашение

B. Путиным лидеров „Хамас" в Москву» телезрители могли наблюдать 12 и 15 февраля на канале НТВ - после повтора заявления В. Путина, сделанного в Мадриде, с комментарием выступил А. Кудрин; инициатива пригласить в Россию руководство «Хамас» обсуждалась во время встречи с Дж. Вульфенсоном.

Неодобрение «карикатурного скандала» прозвучало в телекомментарии Президента РФ 8 февраля (НТВ, «Сегодня», 8 февраля, 19.00), тема была продолжена во время встречи с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II (Первый канал, «Время», 23 февраля, 21.00).

14 февраля во время встречи Президента РФ с премьер-министром Франции Д. Девельпеном обсуждалась ситуация вокруг «ядерного досье Ирана», после чего, как сообщалось ведущим программы «Время», «Россия и Франция выступили с совместным заявлением. и призывают Тегеран полностью приостановить деятельность, связанную с обогащением и обработкой урана», а 26 февраля, как стало известно из телевизионного отчета, представленного этим же каналом, президент и министр иностранных дел

C. Лавров обсудили результаты переговоров российской делегации в Тегеране.

Таким образом, в течение рассматриваемого периода Первый канал и НТВ подготовили в общей сложности девятнадцать сюжетов на темы участия Президента РФ в антитеррористических, антивоенных, антинационалистических кампаниях, что в достаточной степени способствует восприятию его личности в массовом сознании как активного сторонника мирных стратегий и инициатора программ, направленных на сохранение и поддержание миролюбивых отношений как внутри страны, так и на международном уровне.

В феврале в рабочем распорядке Президента было запланировано два мероприятия, связанных с соблюдением правопорядка на территории РФ: первое -участие В. Путина в коллегии МВД (17 февраля) и награждение бывших офицеров различных силовых структур (21 февраля). На Первом канале и НТВ в эфир вышли отчеты о данных событиях, одними из основных вопросов, поднятых президентом, стали проблемы правопорядка и дисциплины в российских силовых ведомствах. И если на встрече 21 февраля В. Путин был настроен позитивно, чему способствовала предпраздничная обстановка и повод - президент награждал офицеров, то 17 февраля глава государства показал себя в роли сурового и строго руководителя. Ведущая программы «Итоги» прокомментировала действия Президента следующим образом: «. сегодня Путин критиковал работников в серой форме на коллегии МВД, указал на необходимость очищения от коррупции, отказа от участия в корпоративных войнах». Критика В. Путина, как он сам показал, была обоснованной, в своем выступлении Президент указал на негативные тенденции в деятельности правоохранительных органов: высокая статистика преступлений и недоверие людей к представителям организаций по охране общественного порядка. При этом В. Путин обозначил варианты решения названных проблем: «. принципиальным должен быть курс на очищение от мздоимцев, от людей, которые превратили службу в разновидность доходного бизнеса. При этом убежден: нам необходима эффективная система гражданского контроля за работой правоохранительных органов».

Как видно из выступления Президента, реагируя на негативные факторы действительности, он продолжает использовать в своей речи особые лингвистические приемы: глаголы, подчеркивающие его авторитет (в данном случае «убежден»), редко употребляемые в деловой речи лексические единицы («мздоимец»).

Итак, телевидение представляет одно из наиболее важных средств в процессе формирования информационного политического пространства, оно обеспечивает эффективное регулирование информационных потоков и процессов, определяя приоритеты, вкусы, потребно -сти, симпатии аудитории. Телевизионная коммуникация обеспечивает высокую результативность развития имиджевых технологий за счет акцентирования внимания телезрителей на конкретных событиях, темах, субъектах и их поведенческих и вербальных характеристиках. В кампании по освещению деятельности Президента РФ на центральных телеканалах превалирующими являются следующие направления: акцентирование внимания на темах, связанных с общечеловеческими ценностями (обеспечение безопасности жизни, предотвращение угроз национальным, междуна-

родным интересам), тиражирование данной информации за счет ее размещения в наиболее востребованных широкой аудиторией программах - ежедневных информационных выпусках, особой технологии монтирования сюжетов, позволяющей выделить определенные цитаты их выступлений главы государства, сопровождение сюжетов дикторским текстом, в котором заранее очерчен круг проблем, требующих к себе особого внимания со стороны зрителей.

Литература

1. Тоффлер О. Проблемы власти на пороге XXI в. // Свободная мысль. 1992. № 2.

2. Из каких источников россияне получают информацию о деятельности Президента РФ // http://www.svobodainfo.ru

3. Социс. 2003. № 3.

4. Раскин А.В. Особенности освещения общенациональными телеканалами предвыборной президентской кампании 2000 г в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистка. 2001. № 1.

5. Имидж Владимира Путина (по результатам групповых дискуссий) // http:// javascript:histori.go

6. Путин как телегерой // http://www.fom.ru

Ростовский государственный университет

4 декабря 2006 г.