Научная статья на тему 'РОЛЬ ТЕКСТОВЫХ КОГНИТИВНЫХ АТТРАКТОРОВ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ВАРИАТИВНЫХ ТЕКСТОВЫХ МИРОВ'

РОЛЬ ТЕКСТОВЫХ КОГНИТИВНЫХ АТТРАКТОРОВ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ВАРИАТИВНЫХ ТЕКСТОВЫХ МИРОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
101
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ТЕКСТОВЫХ МИРОВ / ТЕКСТОВЫЕ КОГНИТИВНЫЕ АТТРАКТОРЫ / ЧИТАТЕЛЬ-АДРЕСАТ / ЧИТАТЕЛЬ-РЕЦИПИЕНТ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Даниленко Илья Александрович

Цель работы - выявить текстовые когнитивные аттракторы при построении текстового мира. Определить роль автора и читателя в создании текстового мира. Процедура и методы. В статье рассматривается процесс построения текстового мира посредством текстовых когнитивных аттракторов. Автор даёт определение понятию «текстовый когнитивный аттрактор» и приводит их классификацию, определяет роль читателя-адресата и читателя-реципиента в процессе создания текстового мира. Использован метод сплошной выборки и метод когнитивно-герменевтического анализа для выявления «авторских», контекстуальных номинантов. Выдвигается идея о том, что часть номинантов, входящих в номинативное поле концепта-доминанты, формирует текстовые когнитивные аттракторы. Результаты. Текстовые когнитивные аттракторы являются одним из ключевых элементов, которые обусловливают вариативность построения текстовых миров в зависимости от языковой личности читателя. Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в последующих исследованиях в рамках теории текстовых миров и теории когнитивных текстовых аттракторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TEXT COGNITIVE ATTRACTORS AT THE CONSTRUCTIONOF VARIABLE TEXT WORLDS

Aim. To analyze the role of cognitive text attractors within the process of text world constructing. To determine the role of the author and the reader in the process of text world creating. Methodology. The article discusses the process of constructing a text world by means of textual cognitive attractors. The author of the article defines the concept of a textual cognitive attractors, gives their classification and determines the role of a reader-addressee and a reader-recipient in the process of creating a text world. In the process of identifying author’s textual cognitive attractors the method of continuous sampling from a literary text was used, as well as the method of cognitive-hermeneutic analysis to identify "author's" nominees. An idea is put forward that some of the nominees included in the nominative field of the dominant concept can be considered as text attractors. Results. The study demostrates that text cognitive attractors are one of the key elements that determine the variability of the construction of textual worlds depending on the linguistic identity of the reader. Research implications. The results obtained can be used in subsequent studies within the framework of the text worlds theory and the theory of cognitive text attractors.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТЕКСТОВЫХ КОГНИТИВНЫХ АТТРАКТОРОВ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ВАРИАТИВНЫХ ТЕКСТОВЫХ МИРОВ»

теория языка

УДК 81'42

DOI: 10.18384/2310-712X-2022-1-6-13

роль текстовых когнитивных аттракторов при построении вариативных текстовых миров

Даниленко И. А.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет 308015, г. Белгород, ул. Победы, д. 85, Российская Федерация

Аннотация

Цель работы - выявить текстовые когнитивные аттракторы при построении текстового мира. Определить роль автора и читателя в создании текстового мира.

Процедура и методы. В статье рассматривается процесс построения текстового мира посредством текстовых когнитивных аттракторов. Автор даёт определение понятию «текстовый когнитивный аттрактор» и приводит их классификацию, определяет роль читателя-адресата и читателя-реципиента в процессе создания текстового мира. Использован метод сплошной выборки и метод когнитивно-герменевтического анализа для выявления «авторских», контекстуальных номинантов. Выдвигается идея о том, что часть номинантов, входящих в номинативное поле концепта-доминанты, формирует текстовые когнитивные аттракторы. Результаты. Текстовые когнитивные аттракторы являются одним из ключевых элементов, которые обусловливают вариативность построения текстовых миров в зависимости от языковой личности читателя.

Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в последующих исследованиях в рамках теории текстовых миров и теории когнитивных текстовых аттракторов.

Ключевые слова: теория текстовых миров, текстовые когнитивные аттракторы, читатель-адресат, читатель-реципиент, художественный текст

the role of text cognitive attractors at the construction of variable text worlds

I. Danilenko

Belgorod State National Research University 85 ulitsa Pobedy, 308015 Belgorod, Russian Federation

Abstract

Aim. To analyze the role of cognitive text attractors within the process of text world constructing. To determine the role of the author and the reader in the process of text world creating.

© CC BY Даниленко И . А . , 2022.

w

Methodology. The article discusses the process of constructing a text world by means of textual cognitive attractors. The author of the article defines the concept of a textual cognitive attractors, gives their classification and determines the role of a reader-addressee and a reader-recipient in the process of creating a text world. In the process of identifying author's textual cognitive attractors the method of continuous sampling from a literary text was used, as well as the method of cognitive-hermeneutic analysis to identify "author's" nominees. An idea is put forward that some of the nominees included in the nominative field of the dominant concept can be considered as text attractors. Results. The study demostrates that text cognitive attractors are one of the key elements that determine the variability of the construction of textual worlds depending on the linguistic identity of the reader.

Research implications. The results obtained can be used in subsequent studies within the framework of the text worlds theory and the theory of cognitive text attractors.

Keywords: text worlds theory, textual cognitive attractors, reader-addressee, reader-recipient, literary text

Введение

Текст - это один из основных объектов, которые изучает когнитивная лингвистика. В рамках художественного текста раскрывается весь интерпретативный потенциал когнитивно-герменевтического метода исследования, под которым мы понимаем процесс интерпретации номинативных единиц, выявленных в когнитивных структурах, составляющих кон-цептосферу художественного текста как совокупность художественных концептов, поскольку именно художественные концепты составляют концептосферу художественного текста. Концепты, реализуясь в художественном тексте, приобретают дополнительные оттенки и смыслы, а их интерпретация является задачей когнитивной лингвистики

Так, И . Р. Гальперин отмечает, что «текст - это произведение речетвор-ческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа; произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых языковых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, стилистической связи, имеющих определенную целенаправленность и прагматическую установку» [2, с . 14].

В то же время Н . Ф. Алефиренко указывает, что текст - это «целостное коммуникативное образование, компоненты

которого объединены в единую иерархически организованную семантическую структуру коммуникативной интенцией его автора» [1, с. 303]. Именно интенция автора является решающим фактором отбора языкового материала для формирования концептов на этапе создания текста Наряду с интенцией автора, «все элементы текста интегрируются текстовым целым, обретают в нем большую или меньшую степень релевантности для раскрытия глубинного текстового смысла, воздействуют на когнитивную систему читателя, до сознания которого художник стремится донести свою истину» [10, с. 142].

Художественный текст может быть интерпретирован с различных точек зрения

результаты авторского исследования

Роль автора при построении текстовых миров

Концептосфера художественного текста состоит из художественных концептов, отсюда исследование художественного текста как формата реализации художественных концептов представляет собой выявление авторского замысла, поскольку в концепте «зафиксированы целые комплексы семантических смыслов» [5, с. 113]. Е. А. Ерёменко высказывает идею об индивидуальности художественного концепта в силу того, что он «происходит из индивидуального сознания ав-

тора» [4, с . 122]. Эта «индивидуальность» художественного концепта и порождает плюрализм его восприятия: В сознании не каждого читателя индивидуально-авторский художественный концепт вызовет те же самые образы и ассоциации, которые в него были заложены писателем Если послание автора, переданное при помощи текста, правильно расшифровано читателем, то текстовый мир считается созданным . Теория текстовых миров наглядно описывает взаимоотношения автора и читателя: один создаёт текст, а второй его воспринимает

Текст, как сюжетно-тематическая рамка, формируется под влиянием интенции и идиостиля автора. Название, как компонент текста, привлекает читателя. Частотность употребления ядерных номи-нантов художественных концептов или номинантов, входящих в приядерную зону, выполняет схожую функцию Вслед за З . Д . Поповой и И. А. Стерниным мы рассматриваем структуру концепта как полевую, состоящую из ядра, приядерной зоны, ближней и дальней периферии [7].

Изначально выбор читателя основывается на названии произведения Читатель, желающий прочесть художественный текст о войне, будет обращать внимание на название, коррелирующее с военной темой Сам текст по отношению к названию является его «пояснением», своеобразной расшифровкой

В рамках концептосферы художественного произведения некоторые из художественных концептов, в связи с их сюжетно-тематической обусловленностью, могут приобретать статус концепт-доминанты, который решает задачу автора донести до читателя главную идею произведения . Концепт-доминанта репрезентирован в рамках художественного текста наибольшим количеством номинативных единиц, входящих в его номинативное поле, и служит основой для построения сюжета

Рассмотрение концептов-доминант нацелено на изучение их номинативных

полей, в которые входят различные но-минанты: слова, словосочетания и даже целые предложения .

Отметим, что в художественном тексте среди концептов-доминант есть один сюжетообразующий концепт. Кроме того, возможно наличие нескольких концептов-доминант. Под сюжетообразующим концептом мы понимаем один из концептов-доминант, который служит основой для построения сюжета

Например, в романе немецкого писателя Эриха Марии Ремарка "Der Funke Leben"1 (Искра жизни) рассказывается

0 немецких заключённых концентрационного лагеря во время Второй Мировой войны Примечательно, что действие происходит в апреле 1945 г. и заключённые догадываются о скором завершении войны Идея надежды на выживание получила отражение и в названии романа «Искра жизни» . Исследование показало, что идея Э Ремарка рассказать историю о том, как немцы поступали со своим же народом и о личных историях людей представлена концептами-доминантами -KRIEG (ВОЙНА), (LEBEN) (ЖИЗНЬ), HOFNUNG (НАДЕЖДА). Среди перечисленных концептов-доминант концепт-доминанта ЖИЗНЬ является сюже-тообразующим, поскольку вокруг него строится сюжет романа

Лексические единицы, формирующие название текста, как правило, входят в номинативное поле сюжетообразующего концепта В названии рассматриваемого романа выявлена лексема, которая является ядром этого концепта - имя существительное Leben. Другая лексема - имя существительное Funke (искра), так же входит в номинативное поле художественного концепта HOFNUNG (НАДЕЖДА) В своём романе Э М Ремарк отождествляет человеческую жизнь с огнём Свободный человек живёт полной жизнью - огонь горит Люди, заключённые в концлагере, нахо-

1 См . : Remarque E . M . Der Funke Leben // ЛитМир: электронная библиотека. URL: https://www.litmir. me/br/?b=99739 (дата обращения: 19.08.2021) .

w

дятся на краю смерти, они не живут - они выживают. Заключённые всё время живут надеждой на возможное освобождение, но их жизни не угольки пассивно дотлевающие: заключённые борются, строят планы восстания, собирают оружие. Их жизни как маленькие искры, готовые вырваться на свободу и разжечь пожар Искра представлена Э. М. Ремарком как надежда на борьбу, как вызов, который заключённые бросают лагерной охране

Читатель, желающий прочесть роман о тяготах военного времени, о том, как люди боролись за жизнь, обратит внимание именно на этот роман . Если же читатель имеет намерение найти роман непосредственно о войне, военных действия и подвигах солдат, то он, скорее всего, не остановит своё внимание на романе "Der Funke Leben".

Исследование показало, что в номинативное поле сюжетообразующего концепта часть лексических единиц может становится текстовыми когнитивными аттракторами, поддерживая таким образом интерес читателя в процессе чтения

текстовые когнитивные аттракторы

в номинативном поле концепта-доминанты

Текстовые когнитивные аттракторы рассматриваются как «доминантные смысловые маркеры, посредством которых привлекается и удерживается внимание читателя к сюжету литературно-художественного произведения» [6, с . 87].

Всё многообразие текстовых когнитивных аттракторов можно распределить по следующим типам:

1) текстовый проксемный когнитивный аттрактор;

2) текстовый темпоральный когнитивный аттрактор;

3) текстовый пейзажный когнитивный аттрактор;

4) текстовый эмотивный когнитивный аттрактор;

5) текстовый персонажный когнитивный аттрактор;

6) текстовый коллоративный когнитивный аттрактор;

7) текстовый световой когнитивный аттрактор;

8) текстовый сюжетный когнитивный аттрактор [6, с 87]

Какие номинативные единицы, входящие в номинативное поле концепта-доминанты, составляют текстовые когнитивные аттракторы? Какие условия должны быть соблюдены, чтобы исследователь мог с уверенностью отнести тот или иной номинант к структуре текстового когнитивного аттрактора?

Если рассматривать ядро концепта-доминанты в качестве текстового когнитивного аттрактора, то в романе "Der Funke Leben" номинант LEBEN, который является ядром, встречается 343 раза В приядерной зоне концепта LEBEN находятся номинанты zu retten (спасать) и Rettung (спасение), они употребляются около 20 раз . Автор на протяжении всего романа возвращается к идее выживания и спасения, тем самым удерживая внимание читателя Эти результаты были нами получены посредством сплошной выборки номинантов

Отметим, однако, что применение метода сплошной выборки номинантов сюжетообразующего концепта не даёт точных результатов. При применении метода сплошной выборки не учитываются лексические единицы, входящие в номинативное поле художественного концепта, так называемые авторские номинанты, а только лексические единицы, формирующие соответствующий ему познавательный концепт Поэтому для получения более точных результатов нужно применять и когнитивно-герменевтический анализ в дополнение к методу сплошной выборки, поскольку он «позволяет интерпретировать именно авторские репрезентанты и сделать вывод о вхождении их в номинативное поле определённого концепта» [3, с . 32]. Так, в рассматриваемом романе посредством когнитивно-герменевтического анализа

нами было установлено, что любые упоминания о наступающей американской армии следует относить к номинативному полю концепта-доминанты LEBEN (ЖИЗНЬ): заключённые отчётливо осознают, что с приходом союзников для них наступит освобождение, жизнь .

Роль читателя при построении текстовых миров

Со стороны автора художественного текста подбор ключевых элементов текста определяется его замыслом, но для того, чтобы они стали когнитивными аттракторами, их должен «заметить» читатель . В этой связи интересна идея, предложенная В. Шмидтом: «адресат -это предполагаемый или желаемый отправителем получатель, т е тот, кому отправитель направил своё сообщение, кого он имел в виду, а реципиент - фактический получатель, о котором отправитель может и не знать» [9, с . 24]. Всю совокупность адресатов обычно называют целевой аудиторией

Если текст достигает свою целевую аудиторию, своих адресатов, то текстовые когнитивные аттракторы будут истолкованы читателем верно, то есть данные сегменты текстового мира совпадут в сознании читателя и писателя Если же текст воспринимается случайным получателем - реципиентом, на которого автор не рассчитывал, то когнитивный аттрактор, возможно, не будет воспринят как таковой и не выполнит своей роли

Согласно теории текстовых миров, мир текста возможен только при наличии двух участников: отправителя - автора и получателя - читателя [11]. Они являются равноправными «творцами», а текст выступает посредником . С нашей точки зрения, одним из главных элементов текста при построении текстового мира является текстовый когнитивный аттрактор

Смоделируем ситуацию восприятия художественного текста. Гипотетический читатель посредством аттракторов ищет роман о войне, в котором описывались

бы боевые действия или личные истории участников войны. Рассматриваемый нами роман "Der Funke Leben" удовлетворяет его запросам . Боевые действия в романе не описываются и, как следствие, аттракторов милитарной тематики крайне мало: Der Panzer (танк) - 1, der Soldat (солдат) - 15, der Flugzeug (самолёт) - 15, die Waffen (оружие) - 19, schießen (стрелять) - 25. Если бы военная тематика была единственным интересом, то читатель бы не заинтересовался романом, и текстовый мир не был бы построен

Однако, личные истории участников войны, наоборот, рассказаны очень подробно, о чём свидетельствует большое количество текстовых когнитивных аттракторов, описывающих личные переживания людей, выраженных словами: das Hoffnung (надежда) - 13, das Leben (жизнь) - 54, der Freund (друг) - 21, der Tod (смерть) - 57. Таким образом, читатель становится адресатом - тем человеком, для которого роман и был написан

Возможен и другой вариант: читателя интересует роман о Первой Мировой войне, одним из самых известных писателей по этой теме является Эрих М. Ремарк. Читатель выбирает роман "Der Funke Leben", ориентируясь по автору. Но он неожиданно понимает, что этот роман о Второй Мировой войне, а значит там нет ни одного когнитивного текстового аттрактора, который отсылал бы читателя к событиям Первой Мировой войны . В этой ситуации читатель не является адресатом, для которого было написано это произведение, а становится реципиентом

Оговоримся, однако, что отсутствие ожидаемых когнитивных текстовых аттракторов не обязательно делает текст не интересным для читателя Проведённые исследования показали, что в процессе ознакомления с содержанием читатель может открыть для себя совершенно другие элементы текста, которые покажутся ему интересными и которые сам автор воспринимал как второстепенные То есть появляется так называемый случайный ат-

трактор. Случайный текстовый аттрактор - это элемент художественного текста, который привлекает и удерживает внимание читателя, но при этом сам автор текста не вкладывал в него функции аттрактора, он становится аттрактором только в процессе чтения текста. «Это важно, потому что он может внезапно стать основным аттрактором когнитивной системы при изменении условий» [8, с . 203]. Текстовый мир при этом так же считается построенным, но он значительно отличается от того, который был построен с участием адресата Пол Верт в своей теории прямо указывает, что каждый построенный текстовый мир отличается от другого Текстовые когнитивные аттракторы являются одним из компонентов, которые обеспечивают эту вариативность [11].

Текстовый когнитивный аттрактор формируется как автором, так и читателем: писатель наполняет художественный текст лексическими единицами, которые должны привлечь адресата Адресат, в свою очередь, в процессе ознакомления с текстом находит интересные для себя художественные детали, которые мы и называем когнитивными текстовыми аттракторами

заключение

Итак, текстовый мир, согласно теории, предложенной П Вертом, твориться в равной степени автором (писателем) и читателем . Одним из основных положений теории является вариативность построенных миров в зависимости от читателя Каждый отдельный читатель, взаимодействуя с автором посредством текста, выстраивает свой собственный текстовый мир Если текст не доступен для понимания или не интересен читате-

лю, то в таком случае текстовый мир считается не построенным или искажённым Текстовые когнитивные аттракторы выступают гарантом выполнения важного условия при построении текстового мира - гарантом наличия читателя Текстовые когнитивные аттракторы привлекают читателя, возбуждают в нём интерес к выбору определённого текста Часть лексических единиц, входящих в номинативное поле концепта-доминанты становятся текстовыми когнитивными аттракторами Одним из таких аттракторов выступает название текста и название главы

Не менее важным условием для построения текстового мира является и ознакомление читателя с его полным содержанием Текстовые когнитивные аттракторы призваны не только привлекать, но и удерживать внимание читателя к тексту. Каждый новый читатель находит что-то интересное для себя: в зависимости от интересов читателя в текстовом мире актуализируются разные текстовые когнитивные аттракторы, в том числе и случайные - те, которые на задумывал даже сам автор

Благодаря тому, что при каждом новом прочтении художественного текста актуализируются разные текстовые когнитивные аттракторы, выходя таким образом на первый план, то выстраиваются новые текстовые миры

Таким образом, текстовые когнитивные аттракторы являются не только отправной точкой при построении текстового мира, привлекая читателей, но и обеспечивают вариативность построения текстовых миров

Статья поступила в редакцию 05.10.2021

ЛИТЕРАТУРА

1. Алефиренко Н . Ф. Спорные проблемы семантики: монография . М. : Гнозис, 2005. 326 с.

2 . Гальперин И . Р. Текст как объект лингвистического исследования . М. : URSS, 2008. 144 с .

3 . Даниленко И . А . Когнитивно-герменевтическое моделирование художественного концепта

(на материале романа Э . М. Ремарка "Der Funke Leben") // Гуманитарные исследования . 2021. № 1 (77). С 26-32. DOI: 10.21672/1818-4936-2021-77-1-026-032.

V1V

4. Еременко Е. А. К вопросу о статусе понятия «художественный концепт» // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И . Вернадского . Серия «Филология . Социальные коммуникации» . 2006. Том 19 (58). № 3 . С 120-124.

5 . Жирова И . Г. От слова к значению слова и концепту // Филологические науки. Вопросы теории

и практики. 2016. № 1-1 (55). С 111-115 .

6 . Огнева Е. А . Концепция текстовой когнитивной аттракции // Лингвистические горизонты:

междунар. сб . науч . тр . Вып. VI / отв. ред. Е. А. Огнева, И . Б . Акиншина. Белгород: ООО «Эпицентр», 2018 . С 87-92.

7 . Попова З . Д . , Стернин И. А . Интерпретационное поле национального концепта и методы его

изучения // Культура общения и ее формирование. Вып. 8 . Воронеж: ВГУ, 2001. С. 27-30.

8 . Прокопчук Ю . А . Скрытые аттракторы и «скачки» когнитивных динамических систем // Тези-

сы докладов XIX Всероссийской научной конференции «Нейрокомпьютеры и их применение» (Москва, 30 марта 2021 года). М: МГППУ, 2021. С 202-207.

9 . Шмид В . Нарратология . М . : Языки славянской культуры, 2003. 312 c .

10 . Щирова И . А. К проблеме смыслового конструирования в художественном тексте // Studia

Linguistica . Вып. XXIX. Стратегии развития современных лингвистических исследований . Традиции и поиск нового: сборник научных трудов . СПб . : Политехника сервис, 2020. С. 142-150. 11. Werth P. Text Worlds: Representing Conceptual Space in Discourse . Harlow: Longman, 1999. 390 p.

I. Alefirenko N . F. Spornye problemy semantiki [The controversial Problems of Semantics]. Moscow, Gnozis Publ. , 2005. 326 p.

2 . Galperin I . R . Tekst kak ob"ekt lingvisticheskogo issledovaniya [Text as an object of linguistic research].

Moscow, URSS Publ. , 2008. 144 p .

3 . Danilenko I . A. [Cognitive-hermeneutic modeling of a literary concept (based on the novel by

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E. M. Remark "Der Funke Leben")]. In: Gumanitarnye issledovaniya [Humanitarian Researches], 2021, no. 1 (77), pp. 26-32. DOI: 10.21672/1818-4936-2021-77-1-026-032. 4. Eremenko E . A . [To the issue of the status of "artistic concept"]. In: Uchenye zapiski Tavricheskogo natsionalnogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Seriya: Filologiya. Sotsialnye kommunikatsii [Scientific notes of the Taurida National V. I . Vernadsky University Series "Philology. Social Communications"], 2006, Vol . 19 (58), no . 3, pp . 120-124. 5 . Zhirova I . G . [From word to word meaning and concept]. In: Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i

praktiki [Philology Theory & Practice], 2016, no. 1-1 (55), pp. 111—115 . 6. Ogneva E. A. [Conception oftext cognitive attraction]. In: Lingvisticheskiegorizonty. Vip. VI [Linguistic Horizons. Iss. VI]. Belgorod, LLC "Epicentre Publ", 2018, pp. 87-92.

7 . Popova Z . D. , Sternin I . A . [Interpretation field of the national concept and methods of its study]. In:

Kul'tura obshcheniya i ee formirovanie. Vip. 8 [Culture of communication and its formation . Iss . 8]. Voronezh, Voronezh State University Publ. , 2001, pp. 27-30.

8 . Prokopchuk Yu. A . [Hidden Attractors and Jumps in Cognitive Dynamic Systems]. In: Tezisy dokladov

XIX Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii «Neirokomp'yutery i ikh primenenie» (Moskva, 30 marta 2021 goda) [Abstracts of the XIX All-Russian scientific-practical conference "Neurocomputers and their application" (Moscow, March 30, 2021)]. Moscow, Moscow State University of Psychology and Education Publ. , 2021, pp. 202-207.

9 . Shmid V. Narratologiya [Narratology]. Moscow, Yazyki slavyanskoi kul'tury Publ. , 2003. 312 p.

10 . Schirova I . A . [On the issue of meaning construal in a fictional text]. In: Studia Linguistica. Vip. XXIX.

Strategii razvitiya sovremennykh lingvisticheskikh issledovanii. Traditsii i poisk novogo: sbornik nauch-nykh trudov [Studia Linguistica . Iss . XXIX. Strategies for the development of modern linguistic research . Traditions and the search for something new: a collection of scientific papers]. St . Petersburg, Politekhnika servis Publ. , 2020, pp. 142-150.

II. Werth P Text Worlds: Representing Conceptual Space in Discourse . Harlow, Longman, 1999. 390 p.

REFERENCES

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Даниленко Илья Александрович - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Белгородского государственного национального исследовательского университета; e-mail: danilenko_ia@bsu. edu. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ilya A. Danilenko - Cand. Sci. (Philology), Assoc . Prof. , Department of foreign languages, Belgorod State National Research University; e-mail: danilenko_ia@bsu. edu. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Даниленко И . А . Роль текстовых когнитивных аттракторов при построении вариативных текстовых миров // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2022. № 1. С 6-13 . DOI: 10.18384/2310-712X-2022-1-6-13

FOR CITATION

Danilenko I . A . The role of text cognitive attractors at the construction of variable text worlds . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Linguistics, 2022, no . 1, рр . 6-13 . DOI: 10.18384/2310-712X-2022-1-6-13

V1V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.