УДК 33
РОЛЬ ТЕХНОПАРКОВ В РАЗВИТИИ РОССИИ КАК ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Е.Ю. Абрамова
Реализация потенциала российских предприятий в сфере разработки инновационного продукта - одна из основных задач модернизации российской экономики, которую должны помочь решить российские технопарки. Однако попытки перехода к инновационному развитию наталкиваются на существенные препятствия: необходимость дополнения производителей знаний и технологий другими необходимыми звеньями инновационного процесса, такими как привлечение и размещения заказов на НИОКР, формирование спроса, продвижение инновации, сопровождение внедрения инновационных решений и их поддержка у заказчика. Нерешенность этих проблем усугубляется падением инновационной активности ведущих секторов экономики.
Ключевые слова: технопарки, инновации, высокие технологии, бизнес-инкубаторы, трансфер знаний, инновационная активность, инвестиции.
Введение
Развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий являются важным фактором мирового экономического роста. Их широкое применение имеет решающее значение для повышения производительности и оптимизации деятельности предприятий и организаций практически всех отраслей экономики, а также модернизации и повышения эффективности основных институтов государственного управления. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
- устранить административные барьеры для развития российских предприятий и их выхода на мировой рынок;
- создать специализированные технопарки в сфере информационно-коммуникационных технологий;
- обеспечить совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационных технологий в соответствии с современными международными стандартами;
- обеспечить поддержку выхода российских предприятий, выпускающих продукцию с высоким экспортным потенциалом, на мировой рынок.
Основная часть
Ограниченность числа инструментов влияния на инновационную активность предприятий делает необходимым концентрацию интеллектуального капитала и формирование точек роста инновационной экономики по всему циклу - от возникновения идеи до промышленной реализации. Такой организационной формой являются технопарки. Технопарки создаются для предоставления широкого спектра услуг по поддержке инновационного предпринимательства путем развития материально-технической, социально-культурной, информационной и финансовой баз его становления.
10 марта 2006 года распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» [1], согласно которой основными задачами создания технопарков в сфере высоких технологий являются:
- развитие и поддержка российских высокотехнологичных производств;
- повышение инвестиционной привлекательности высокотехнологичных отраслей экономики;
- создание условий для размещения международными компаниями своих производств на территории России;
- увеличение объемов экспорта высокотехнологичной продукции, развитие малых и средних предприятий в сфере высоких технологий.
Создание технопарков в сфере высоких технологий в Российской Федерации обеспечивает территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики.
Технопарки рассматриваются в качестве зон формирования кластеров разработки и производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Создание благоприятных условий для инноваций, максимальное снижение транзакционных издержек за счет расположения всех участников на одной компактной площадке с высокой концентрацией кадров разного профиля является основной целью технопарка как инновационной инфраструктуры. Технопарки объединят предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий, научные организации, учебные заведения, обеспечивающие научный и кадровый потенциал таких предприятий, а также иные предприятия и организации, деятельность которых технологически связана с организациями указанных отраслей или направлена на их обслуживание [2].
Технопарки могут поддерживать компании на разных стадиях развития. На их территории должны осуществлять свою деятельность как бизнес-инкубаторы, поддерживающие проекты только на начальном этапе, деятельность которых направлена на реализацию венчурных проектов в сфере высоких технологий,
Е.Ю. Абрамова
так и коммерческие предприятия, оказывающие юридические, финансовые, информационно-технологические, маркетинговые и другие услуги. Таким образом, технопарки будут предоставлять набор всех необходимых услуг предприятиям, размещенным на их территории в сфере высоких технологий, что позволит этим предприятиям получить значительную экономию расходов и сконцентрироваться на своей основной деятельности.
Государственная программа должна была завершиться в 2010 году. К этому моменту девять высокотехнологичных площадок на территории восьми регионов (Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Тюменской областях, в республике Мордовия и Татарстане) должны были-функционировать, принося прибыль.
По прогнозу общая выручка в 2010 году должна была составить около 26 млрд. руб., на территории технопарков должны были функционировать 677 компаний и созданы 14,5 тыс. рабочих мест. Общий объем инвестиций должен был составить 14 млрд. руб. [3].
Однако к настоящему времени всего три технопарка введены в эксплуатацию, а многие и вовсе находятся на стадии строительства.
Это происходит из-за того, что все инициативы, едва начавшись, гаснут в бюрократической возне, это касается буквально всего - законодательного регулирования, разработки механизма налогообложения, формирования производственной инфраструктуры, привлечения инвестиций и т. д.
На стадии функционирования технопарки в России также сталкиваются со многими проблемами.
Сегодня российские промышленные предприятия отличаются крайне низкой инновационной активностью. В их затратах доминируют расходы на новое оборудование при низком спросе на исследования и разработки.
Для повышения экономической отдачи от резидентов технопарков и реализации инноваций необходимо использование инструментов прямого регулирования инновационной активности государственного сектора экономики, национальных компаний и естественных монополий, стимулирование разработки и реализации инфраструктурных проектов. Существенное влияние на инновационную активность может оказать политика и практика закупок товаров и услуг для государственных нужд. Возможности влияния госзаказа на сферу инноваций пока не находят адекватного отражения в научно-технической политике Российской Федерации. Сегодня требуется усиление прямого регулирования и экономического стимулирования процессов технологической модернизации сырьевого сектора национальной экономики, а также организация государственного контроля реализации политических установок на переход к инновационному развитию.
Отсутствие спроса национальной экономики на инновации не позволяет запустить и поддерживать механизм перехода к инновационному развитию. Для активного использования инноваций в экономике России и формирования спроса на производимую в технопарках продукцию представляется необходимым создание емких внутренних рынков инновационной продукции, приоритетная государственная поддержка отечественных производителей, повышение доли инновационной составляющей в отечественном производстве и формирование инфраструктуры экономики знаний.
Уровень включения стратегических технологий в систему принятия практических решений по научно-техническому развитию и технологической модернизации российской экономики остается крайне низким. Пока не найдено способов их внедрения в практику инновационной деятельности. В этой связи принципиально важной задачей является приведение системы организации и деятельности технопарков в соответствие с приоритетными направлениями, концентрация их интеллектуальных и организационных ресурсов на стратегических технологиях, обладающих сильным потенциалом создания преимуществ во многих отраслях и видах коммерческой деятельности и имеющих международное значение.
Характер российской экономики и традиции финансирования инноваций таковы, что основная часть исследований осуществляется в организациях, контролируемых государством, а участие российского частного сектора в инновациях пока ограничено преимущественно освоением инноваций. В связи с этим на роль лидера инновационного процесса реально претендовать может пока только государство. Для осуществления поддержки предприятий-разработчиков в технопарках и запуске механизма инновационного развития необходимо создать в России национальный центр инновационной активности (подобный агентству перспективных исследований Министерства обороны в США), который будет брать на себя риски инновационного развития на этапе от реализации идеи до создания промышленного образца, когда становится достаточно очевидной коммерческая перспектива новшества.
Неразвитость научных коммуникаций в РФ ограничивает возможности российских исследователей и разработчиков эффективно участвовать в глобальном трансфере знаний и технологий, продвигать результаты интеллектуальной деятельности на отечественный и мировой рынки, привлекать внешние заказы на НИОКР. Создание и поддержка центротрансфера технологий, налаживание взаимодействия разработчиков инновационных продуктов с крупным консалтинговыми компаниями, способными обеспечить их связь с мировым рынком высоких технологий, представляется важным направлением развития инфраструктуры технопарков. Экономической реализации инноваций может способствовать развитие инструментов передачи прав на результаты бюджетных исследований резидентам технопарков для их коммерциализации [4].
Заключение
Для успешной реализации программы создания технопарков в России имеется целый ряд серьезных предпосылок. Разработка новой продукции в сфере информационно-коммуникационных технологий, особенно программного обеспечения, в целом соответствует основному профилю российского высшего образования, ориентированному на обучение естественным и точным наукам. В России создана достаточно эффективная система подготовки квалифицированных инженеров и специалистов в сфере прикладной математики, вычислительной техники и программирования, конкурентоспособных на мировом рынке труда. Студенты российских вузов неоднократно выигрывали и становились призерами всемирных олимпиад по программированию.
На пути перехода России к инновационной экономике создание технопарков в сфере высоких технологий играет очень важную роль, так как производить инновации без технопарков - это то же самое, что производить автомобили без заводов.
Литература
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р // Собрание законодательства РФ. - М.: Юридическая литература, 13 марта 2006. - № 11. - Ст. 1226.
2. Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» // Одобрена Правительством РФ 10 марта 2006 г. - № 328-р.
3. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. - 2001-2009. - Основные параметры и показатели технопарков // Информационный портал Технопарки России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.technoparks.ru/parameters/, своб.
4. Рубанов В.А. Роль и место технопарков в переходе к инновационной стратегии развития России [Электронный ресурс] // В.А. Рубанов / Электронная библиотека У1регеоп / Технопарк, 2008. - Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=486996&soch=1, своб.
Абрамова Елена Юрьевна - Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий,
механики и оптики, аспирант, Abramova-e@bk.ru