Научная статья на тему 'Роль технопарков в развитии России как инновационного общества'

Роль технопарков в развитии России как инновационного общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
423
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОПАРКИ / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HIGH TECHNOLOGIES / БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / BUSINESS INCUBATORS / ТРАНСФЕР ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE TRANSFER / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / INDUSTRIAL PARKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова Елена Юрьевна

Реализация потенциала российских предприятий в сфере разработки инновационного продукта одна из основных задач модернизации российской экономики, которую должны помочь решить российские технопарки. Однако попытки перехода к инновационному развитию наталкиваются на существенные препятствия: необходимость дополнения производителей знаний и технологий другими необходимыми звеньями инновационного процесса, такими как привлечение и размещения заказов на НИОКР, формирование спроса, продвижение инновации, сопровождение внедрения инновационных решений и их поддержка у заказчика. Нерешенность этих проблем усугубляется падением инновационной активности ведущих секторов экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INDUSTRIAL PARKS IN DEVELOPMENT OF RUSSIA AS INNOVATIVE SOCIETY

Potential realization of the Russian enterprises in the innovative product creation sphere is one of the primary goals of the Russian economy modernization, and Russian industrial parks are to help solving it. However, transition attempts to innovative development come upon essential obstacles: necessity to add other necessary links of innovative process to manufacturers of knowledge and technologies, such as attraction and placing of research orders for development, formations of demand, innovation advancement, introduction maintenance of innovative decisions and their support with the customer. Indetermination of these problems is aggravated with falling of innovative activity of leading economy sectors.

Текст научной работы на тему «Роль технопарков в развитии России как инновационного общества»

УДК 33

РОЛЬ ТЕХНОПАРКОВ В РАЗВИТИИ РОССИИ КАК ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Е.Ю. Абрамова

Реализация потенциала российских предприятий в сфере разработки инновационного продукта - одна из основных задач модернизации российской экономики, которую должны помочь решить российские технопарки. Однако попытки перехода к инновационному развитию наталкиваются на существенные препятствия: необходимость дополнения производителей знаний и технологий другими необходимыми звеньями инновационного процесса, такими как привлечение и размещения заказов на НИОКР, формирование спроса, продвижение инновации, сопровождение внедрения инновационных решений и их поддержка у заказчика. Нерешенность этих проблем усугубляется падением инновационной активности ведущих секторов экономики.

Ключевые слова: технопарки, инновации, высокие технологии, бизнес-инкубаторы, трансфер знаний, инновационная активность, инвестиции.

Введение

Развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий являются важным фактором мирового экономического роста. Их широкое применение имеет решающее значение для повышения производительности и оптимизации деятельности предприятий и организаций практически всех отраслей экономики, а также модернизации и повышения эффективности основных институтов государственного управления. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

- устранить административные барьеры для развития российских предприятий и их выхода на мировой рынок;

- создать специализированные технопарки в сфере информационно-коммуникационных технологий;

- обеспечить совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационных технологий в соответствии с современными международными стандартами;

- обеспечить поддержку выхода российских предприятий, выпускающих продукцию с высоким экспортным потенциалом, на мировой рынок.

Основная часть

Ограниченность числа инструментов влияния на инновационную активность предприятий делает необходимым концентрацию интеллектуального капитала и формирование точек роста инновационной экономики по всему циклу - от возникновения идеи до промышленной реализации. Такой организационной формой являются технопарки. Технопарки создаются для предоставления широкого спектра услуг по поддержке инновационного предпринимательства путем развития материально-технической, социально-культурной, информационной и финансовой баз его становления.

10 марта 2006 года распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» [1], согласно которой основными задачами создания технопарков в сфере высоких технологий являются:

- развитие и поддержка российских высокотехнологичных производств;

- повышение инвестиционной привлекательности высокотехнологичных отраслей экономики;

- создание условий для размещения международными компаниями своих производств на территории России;

- увеличение объемов экспорта высокотехнологичной продукции, развитие малых и средних предприятий в сфере высоких технологий.

Создание технопарков в сфере высоких технологий в Российской Федерации обеспечивает территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики.

Технопарки рассматриваются в качестве зон формирования кластеров разработки и производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Создание благоприятных условий для инноваций, максимальное снижение транзакционных издержек за счет расположения всех участников на одной компактной площадке с высокой концентрацией кадров разного профиля является основной целью технопарка как инновационной инфраструктуры. Технопарки объединят предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий, научные организации, учебные заведения, обеспечивающие научный и кадровый потенциал таких предприятий, а также иные предприятия и организации, деятельность которых технологически связана с организациями указанных отраслей или направлена на их обслуживание [2].

Технопарки могут поддерживать компании на разных стадиях развития. На их территории должны осуществлять свою деятельность как бизнес-инкубаторы, поддерживающие проекты только на начальном этапе, деятельность которых направлена на реализацию венчурных проектов в сфере высоких технологий,

Е.Ю. Абрамова

так и коммерческие предприятия, оказывающие юридические, финансовые, информационно-технологические, маркетинговые и другие услуги. Таким образом, технопарки будут предоставлять набор всех необходимых услуг предприятиям, размещенным на их территории в сфере высоких технологий, что позволит этим предприятиям получить значительную экономию расходов и сконцентрироваться на своей основной деятельности.

Государственная программа должна была завершиться в 2010 году. К этому моменту девять высокотехнологичных площадок на территории восьми регионов (Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Тюменской областях, в республике Мордовия и Татарстане) должны были-функционировать, принося прибыль.

По прогнозу общая выручка в 2010 году должна была составить около 26 млрд. руб., на территории технопарков должны были функционировать 677 компаний и созданы 14,5 тыс. рабочих мест. Общий объем инвестиций должен был составить 14 млрд. руб. [3].

Однако к настоящему времени всего три технопарка введены в эксплуатацию, а многие и вовсе находятся на стадии строительства.

Это происходит из-за того, что все инициативы, едва начавшись, гаснут в бюрократической возне, это касается буквально всего - законодательного регулирования, разработки механизма налогообложения, формирования производственной инфраструктуры, привлечения инвестиций и т. д.

На стадии функционирования технопарки в России также сталкиваются со многими проблемами.

Сегодня российские промышленные предприятия отличаются крайне низкой инновационной активностью. В их затратах доминируют расходы на новое оборудование при низком спросе на исследования и разработки.

Для повышения экономической отдачи от резидентов технопарков и реализации инноваций необходимо использование инструментов прямого регулирования инновационной активности государственного сектора экономики, национальных компаний и естественных монополий, стимулирование разработки и реализации инфраструктурных проектов. Существенное влияние на инновационную активность может оказать политика и практика закупок товаров и услуг для государственных нужд. Возможности влияния госзаказа на сферу инноваций пока не находят адекватного отражения в научно-технической политике Российской Федерации. Сегодня требуется усиление прямого регулирования и экономического стимулирования процессов технологической модернизации сырьевого сектора национальной экономики, а также организация государственного контроля реализации политических установок на переход к инновационному развитию.

Отсутствие спроса национальной экономики на инновации не позволяет запустить и поддерживать механизм перехода к инновационному развитию. Для активного использования инноваций в экономике России и формирования спроса на производимую в технопарках продукцию представляется необходимым создание емких внутренних рынков инновационной продукции, приоритетная государственная поддержка отечественных производителей, повышение доли инновационной составляющей в отечественном производстве и формирование инфраструктуры экономики знаний.

Уровень включения стратегических технологий в систему принятия практических решений по научно-техническому развитию и технологической модернизации российской экономики остается крайне низким. Пока не найдено способов их внедрения в практику инновационной деятельности. В этой связи принципиально важной задачей является приведение системы организации и деятельности технопарков в соответствие с приоритетными направлениями, концентрация их интеллектуальных и организационных ресурсов на стратегических технологиях, обладающих сильным потенциалом создания преимуществ во многих отраслях и видах коммерческой деятельности и имеющих международное значение.

Характер российской экономики и традиции финансирования инноваций таковы, что основная часть исследований осуществляется в организациях, контролируемых государством, а участие российского частного сектора в инновациях пока ограничено преимущественно освоением инноваций. В связи с этим на роль лидера инновационного процесса реально претендовать может пока только государство. Для осуществления поддержки предприятий-разработчиков в технопарках и запуске механизма инновационного развития необходимо создать в России национальный центр инновационной активности (подобный агентству перспективных исследований Министерства обороны в США), который будет брать на себя риски инновационного развития на этапе от реализации идеи до создания промышленного образца, когда становится достаточно очевидной коммерческая перспектива новшества.

Неразвитость научных коммуникаций в РФ ограничивает возможности российских исследователей и разработчиков эффективно участвовать в глобальном трансфере знаний и технологий, продвигать результаты интеллектуальной деятельности на отечественный и мировой рынки, привлекать внешние заказы на НИОКР. Создание и поддержка центротрансфера технологий, налаживание взаимодействия разработчиков инновационных продуктов с крупным консалтинговыми компаниями, способными обеспечить их связь с мировым рынком высоких технологий, представляется важным направлением развития инфраструктуры технопарков. Экономической реализации инноваций может способствовать развитие инструментов передачи прав на результаты бюджетных исследований резидентам технопарков для их коммерциализации [4].

Заключение

Для успешной реализации программы создания технопарков в России имеется целый ряд серьезных предпосылок. Разработка новой продукции в сфере информационно-коммуникационных технологий, особенно программного обеспечения, в целом соответствует основному профилю российского высшего образования, ориентированному на обучение естественным и точным наукам. В России создана достаточно эффективная система подготовки квалифицированных инженеров и специалистов в сфере прикладной математики, вычислительной техники и программирования, конкурентоспособных на мировом рынке труда. Студенты российских вузов неоднократно выигрывали и становились призерами всемирных олимпиад по программированию.

На пути перехода России к инновационной экономике создание технопарков в сфере высоких технологий играет очень важную роль, так как производить инновации без технопарков - это то же самое, что производить автомобили без заводов.

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р // Собрание законодательства РФ. - М.: Юридическая литература, 13 марта 2006. - № 11. - Ст. 1226.

2. Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» // Одобрена Правительством РФ 10 марта 2006 г. - № 328-р.

3. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. - 2001-2009. - Основные параметры и показатели технопарков // Информационный портал Технопарки России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.technoparks.ru/parameters/, своб.

4. Рубанов В.А. Роль и место технопарков в переходе к инновационной стратегии развития России [Электронный ресурс] // В.А. Рубанов / Электронная библиотека У1регеоп / Технопарк, 2008. - Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=486996&soch=1, своб.

Абрамова Елена Юрьевна - Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий,

механики и оптики, аспирант, Abramova-e@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.