DOI: 10.38197/2072-2060-2023-244-6-123-143
РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ И РЫНКОВ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ПЕРЕХОДЕ: МИРОВОЙ ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ
THE ROLE OF TECHNOLOGY AND MARKETS IN THE ENERGY TRANSITION: WORLD EXPERIENCE FOR RUSSIA
ЖУКОВ Станислав Вячеславович
Заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук» (ИМЭМО РАН), доктор экономических наук, член-корреспондент РАН
Stanislav V. ZHUKOV
Deputy Director for Scientific Work Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO), Dr. Sci. (Econ.), RAS Corresponding Member
КОПЫТИН Иван Александрович
Руководитель Центра энергетических исследований ФГБНУ «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук» (ИМЭМО РАН), кандидат экономических наук
Ivan A. KOPYTIN
Head of Center for Energy Research Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO), Cand. Sci. (Econ.)
АННОТАЦИЯ
В статье проанализированы технологические и рыночные решения, которые ведущие мировые частные нефтегазовые компании используют в своих стратегиях адаптации к императивам энергетического перехода. Показано, что Россия и отечественные компании располагают значительным технологическим и природным потенциалом для реализации эффективных стратегий по декарбонизации и деметанизации. Важно, что активная климатическая политика позволит не только обеспечить выполнение стратегических национальных целей по низко углеродному развитию, но и поддержит достаточно высокие темпы роста национальной экономики. Особое внимание уделено анализу рынков углерода на базе природных решений, развитие которых позволяет компаниям интегрировать низко углеродные технологические решения в корпоративные бизнес-модели.
ABSTRACT
The article analyzes the technological and market solutions that the world leading private oil and gas companies use in their strategies for adapting to the imperatives of energy transition. It is shown that Russia and Russian companies possess significant technological and natural potential to implement effective decarbonization and demethanization strategies. It is important that an active climate policy will not only ensure the implementation of strategic national goals for low carbon development, but will also support rather high rates of growth of national economy. Particular attention is paid to the analysis of carbon markets built upon nature-based solutions, development of which allows companies to integrate low-carbon technological solutions into corporate business models.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Энергетический переход, декарбонизация, деметанизация, системы улавливания, использования и хранения углерода (CCUS), водород, рынки углерода, природные решения.
KEYWORDS
Energy transition, decarbonization, demethanization, carbon capture, utilization and storage systems (CCUS), hydrogen, carbon markets, nature-based solutions.
Мировой энергетический переход и стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов
Устойчивой тенденцией современного мирового развития является энергетический переход, содержание которого состоит в повышении энергоэффективности, диверсификации топливно-энергетического баланса за счет низко эмиссионных источников энергии и сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу. Универсальной модели энергетического перехода не существует. Его структура и скорость определяются специфическими условиями развития и индивидуальными характеристиками стран и интеграционных объединений [1].
В России стратегия энергетического перехода реализуется в соответствии с положениями, закрепленными в ряде директивных документов, в первую очередь климатической доктрине РФ [2], национальном плане мероприятий второго этапа адаптации к климатическим изменениям [3], стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года [4], региональными планами адаптации к изменениям климата [5].
Мир и Россия находятся на начальных этапах энергоперехода, успех и временные рамки которого критически определятся тем насколько быстро компании реального сектора экономики предложат эффективные и масштабируемые технологические и рыночные технологии перехода, которые могут быть органично встроены в корпоративные бизнес-модели. Пока многие технологии отрабатываются в тестовом режиме, работают неэффективно и развиваются исключительно благодаря субсидиям и другим формам поддержки со стороны государства. С учетом высокого уровня неопределенности, зашумленности анализа энергоперехода по идеологическим и политическим мотивам, особую значимость для России и отечественных компаний имеет изучение и оценка политики декарбонизации и деметанизации, проводимой крупнейшими мировыми нефтегазовыми компаниями [6-7].
Технологии декарбонизации и деметанизации
Энергетический переход предъявляет запрос и открывает возможности для развития очень широкого веера технологий. Остановимся на двух крупнейших технологических кластерах, включая: во- первых, кластер неоднородных технологий, которые можно условно объединить общим понятием энергоэффективность; во-вторых, специализированные технологии, такие как системы улавливания, хранения и использования углерода (CCUS), технологии получения зеленого, голубого, бирюзового, желтого и розового водорода, технологии деметанизации.
Именно технологии повышения энергоэффективности определят скорость и параметры энергоперехода. В целом эти технологии хорошо отработаны и все более широко и глубоко внедряются в самых разных секторах и отраслях экономики. В России достаточно крупный размер внутреннего рынка позволяет эффективно в рыночном смысле продвигать энергосберегающие технологии практически на всех видах транспорта, в жилищном строительстве, промышленности стройматериалов, металлургии, топливно-энергетическом комплексе и т.д. При этом внедрение энергосберегающих технологий позволит отечественной экономике поддерживать высокие темпы экономического роста [8].
Второй кластер объединяет новые специальные технологии, которые создаются для решения задачи митигации, то есть абсолютного снижения выбросов парниковых газов углерода и метана, причём на метан в последние два–три года в мировой практике делается даже больший акцент, чем на углерод. Следует отметить, что специальные технологии энергоперехода находятся в начальной фазе своего развития, что создает принципиальную возможность для российских компаний встроиться в формирующееся международное разделение труда в новых технологических направлениях на самой начальной стадии его формирования. Также важно учитывать, что эти технологии экономически будут реализованы как межотраслевые кластеры, что убедительно демонстрирует опыт США, которые, в отличие от Европейского Союза, проявляют очень прагматичный подход к энергопереходу [9]. Российские нефтегазовые компании также могут выступить инновационными ядрами для формирования межотраслевых взаимодействий, потому что специальные технологии энергоперехода решают проблемы не только нефтяной, газовой и угольной промышленности, но также необходимы металлургии, производителям цемента и других строительных материалов и др.
Международное энергетическое агентство (МЭА) выделило пять ключевых направление, которые позволяют нефтегазовым компаниям добиться существенного снижения эмиссии парниковых газов с наиболее низкими издержками: во-первых, сокращение выбросов метана; во-вторых, прекращение сжигания газа в факелах; в-третьих, перевод электропотребления на низко эмиссионные источники; в-четвертых, развитие проектов улавливания, использования и хранения углерода (CCUS); в-пятых, переход к «зеленому» водороду на нефтеперерабатывающих предприятиях [10]. В сценариях развития энергетики в долгосрочном периоде технологиям CCUS отводится решающая роль в решении задачи декарбонизации. Без них цель достижения чистых нулевых выбросов к середине текущего века является недостижимой.
Улавливание, использование и хранение углерода (CCUS)
Первые проекты CCUS были реализованы в начале 1970-х годов в США и Норвегии. На начало 2023 г. пять крупнейших мировых частных вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний реализовали 8 проектов CCUS совокупной мощностью около 16 млн тонн двуокиси углерода (табл. 1). Примерно к 2030 г. пятерка супермейджеров планирует довести объем мощностей проектов CCUS до более, чем 200 млн тонн СО2.
Таблица 1
Супермейджоры: проекты по улавливанию, использованию и хранению углерода
Действующие Строящиеся Планируемые
число проектов мощности, млн тонн СО2 в год число проектов мощности, млн тонн СО2 в год число проектов мощности, млн тонн СО2 в год
BP нет 0 нет 0 7 42
Chevron 3 5,7 нет 0 3 5
ExxonMobil 4 13 2 3,2 7 33
Shell 3 5,6 2 1,9 21 105
TotalEnergies 1 0,7 1 1,5 13 35
5 компаний* 8 15,9 4 5,1 46 184
* - исключая повторный счет, ряд проектов компании реализуют в партнерстве.
Источники: рассчитано по [11].
У России большой потенциал по хранению углекислого газа, объем природных хранилищ CO2 оценивается не менее чем в 4,6 гигатонн [12]. На горизонте до 2030 г. реализовать проекты CCUS планирует большое число российских компаний, в том числе «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», «Новатэк», «Еврохим», «Северсталь» [13-14].
Деметанизация
Потенциальный вклад метана в глобальное потепление в 28 раз сильнее потенциального вклада углекислого газа на временном горизонте в 100 лет, на горизонте 20 лет – в 84 раза. Для крупнейших мировых вертикально интегрированных нефтегазовых компаний деметанизация производственной деятельности является одним из самых быстрых и сравнительно дешевых направлений по снижению выбросов парниковых газов. До 2030 г. им нужно инвестировать всего 4,3 млрд. долл. с тем, чтобы снизить выбросы метана в объемах, необходимых для выполнения цели достижения чистых нулевых выбросов парниковых газов [15].
В России главным источником выбросов в атмосферу метана являются коммунальные и сельскохозяйственные отходы [16]. Вместе с тем для энергетических компаний, особенно нефтегазовых, деметанизация должна стать приоритетом в том числе и из-за активизации экологической повестки (ESG) на корпоративном уровне
Водород
По прогнозам МЭА, для достижения цели чистых нулевых выбросов к 2050 г. потребление в мире водорода должно вырасти до 150 млн тонн к 2030 г. [17]. Россия обладает конкурентными преимуществами для развития водородной энергетики, включая значительный энергетический потенциал и ресурсную базу, географическую близость к потенциальным потребителям водорода, научный задел в сфере производства, транспортировки и хранения водорода, наличие действующей транспортной инфраструктуры. Энергетическая стратегия РФ поставила цель довести экспорт водорода к 2035 г. до 2 млн тонн. Крупнейшие российские энергетические корпорации «Газпром» и «Росатом» активно развивают водородное направление бизнеса [18].
Природные решения как инструмент энергетического перехода
Важной составной частью разворачивающегося энергоперехода является формирование регулируемых и нерегулируемых (добровольных) рынков углерода. В конечном счете именно рынки углерода должны позволить компаниям реального сектора интегрировать технологические решения в свои бизнес-модели. Особенно далеко в развитии регулируемого рынка углерода продвинулся Евросоюз. В США в последние годы ускорилось развитие регулируемых рынков углерода на уровне штатов – в 2023 г. специальные программы по рынкам углерода запустили Нью-Йорк и Вашингтон. После десятилетних экспериментов с региональными рынками углерода Китай в 2022 г. запустил национальный рынок торговли разрешениями на выбросы парниковых газов, первоначально для электроэнергетики. В 2023 г. о создании национальных рынков торговли разрешениями на эмиссию парниковых газов объявили Бразилия и Индонезия.
Особо следует остановиться на перспективах развития рынков углерода на базе так называемых природных решений или мер по защите, восстановлению и управлению устойчивым развитием природных экосистем, которые позволяют улавливать углерод из атмосферы и связывать его. Еще в первом докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) в 1990 г. в качестве одной из мер в стратегии борьбы с глобальным потеплением упомянуто «расширение лесов как потенциальных резервуарах углерода» [19]. Две трети стран, представивших в ООН национально определенные цели по выбросам парниковых газов, в том или ином виде включили природные решения в свои климатические стратегии [20]. По некоторым оценкам, природные решения могли бы обеспечить до 37% сокращения эмиссии парниковых газов, необходимых для недопущения повышения глобальной температуры более чем на 2 градуса Цельсия в период до 2030 г. и на 20% в период до 2050 г. [21]. Хотя более поздние работы не исключают, что эти оценки могут быть завышены [22].
В американском штате Калифорния природные решения, в том числе проекты по управлению лесами, используются в качестве инструмента реализации климатической стратегии с 2012 г. [23]. В последние годы к масштабированию природных решений присоединилось федеральное правительство США. Цель Соединенных Штатов заключается в снижении цены инструментов, используемых для решения проблемы глобального потепления. Еще на саммите COP26 в 2021 г. министерство энергетики США выступило с инициативой Carbon Negative Earthshot, одной из составных частей которой является связывание атмосферного углерода за счет природных решений, включая поглощение углерода почвой, биомассой и лесами.
Крупные нерегулируемые рынки углерода функционируют в Индии, Китае, Турции, Бразилии, Колумбии, Индонезии, Кении, Перу, Зимбабве. В последние два-три года к масштабированию природных решений на глобальном уровне присоединились крупнейшие глобальные информационно-коммуникационные компании. Использование природных решений для решения проблемы глобального потепления и целей митигации и адаптации к изменениям климата было впервые упомянуто в документах климатического саммита ООН СOP27 в Египте в ноябре 2022 г.
Для компаний с высоким углеродным возможности трансформировать бизнес под императивы декарбонизации ограничены, и покупка углеродных единиц (офсетов) являются, возможно, единственным решением для его сохранения и поддержания. Объем рынка добровольных офсетов в 2022 г. достиг примерно 2 млрд. долл. По сценарным прогнозам, к 2030 г. объем рынка углеродных единиц может достичь 10–50 млрд. долл. Международные организации, компании и финансовые институты, отраслевые объединения активно вовлечены в поддержку проектов на стороне предложения углеродных кредитов, финансируя специальные программы преимущественно в развивающихся странах. Важную роль в развитии рынка углеродных кредитов/офсетов на базе сохранения, поддержки и эффективного управления лесами играет механизм ООН REDD+. Отраслевую программу CORSIA по поддержке рынков углеродных офсетов реализует Международная организация гражданской авиации (ИКАО).
Практически все крупнейшие мировые нефтегазовые компании активно вовлечены в развитие направления природных решений. Однако только два супермейджора публикуют отчетность по масштабам использования углеродных офсетов в корпоративных стратегиях декарбонизации (табл. 2).
Таблица 2
Chevron и Shell: углеродные офсеты в стратегиях декарбонизации, млн тонн СО2экв
2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022
млн тонн СО2экв
Chevron 4 4 3 1 2 13 10
Shell 0 0 … 2,7 4,3 6,4 5,8
% от эмиссии парниковых газов по охвату 1
Chevron 6 6 4 2 4 23 19
Shell 0 0 0 4 7 11 11
% от эмиссии парниковых газов по охвату 1 + 2
Chevron 6 6 4 2 4 22 19
Shell 0 0 0 3 6 9 10
Источники: составлено и рассчитано на базе [24-27].
Для России проблема создания рыночных механизмов декарбонизации, особенно рынка углеродных кредитов/офсетов на выбросы парниковых газов имеет принципиальное значение. Во-первых, РФ обладает потенциальными конкурентными преимуществами на стороне предложения углеродных кредитов. Во-вторых, учитывая высокую структурную зависимость ключевых отраслей национальной экономики от экспорта, приобретение углеродных офсетов на внутреннем рынке поддержит глобальную конкурентоспособность отечественных компаний в формирующемся низкоуглеродном мире. В-третьих, по мере развития национальный рынок углерода имеет хорошие перспективы для интернационализации за счет привлечения компаний и инвесторов из третьих стран. Важно, что развитие рынка может разворачиваться исключительно на национальной основе.
Развитие крупного национального рынка на базе природных решений в принципе позволяет России выступить с активной позитивной программой по решению проблем климата и декарбонизации и занять одно из центральных мест в глобальной политической повестке, включая форматы ООН, G20 и БРИКС, которая в возрастающей степени учитывает императивы энергоперехода, построения «зеленой» экономики, сохранения биоразнообразия и во многом формирует содержание двусторонних отношений между ключевыми державами.
Заключение
Россия располагает значительным потенциалом для развития технологических и рыночных решений по декарбонизации и деметанизации экономического роста. В вопросах построения рынков углерода, интегрирующих в единое торговое пространство технологические и природные решения, Россия при проведении грамотной экономической политики может стать мировым лидером. РФ обладает потенциальными конкурентными преимуществами на стороне предложения углеродных кредитов. Учитывая высокую структурную зависимость ключевых отраслей национальной экономики от экспорта это может поддержать глобальную конкурентоспособность отечественных компаний в формирующемся низкоуглеродном мире. По мере развития национальный рынок углерода имеет хорошие перспективы для интернационализации за счет привлечения компаний и инвесторов из третьих стран. Это позволит занять одно из центральных мест в глобальной политической повестке, включая форматы ООН, G20 и БРИКС, которая в возрастающей степени учитывает императивы энергоперехода, построения «зеленой» экономики, сохранения биоразнообразия и во многом формирует содержание двусторонних отношений между ключевыми державами.
Библиографический список
1. Резникова О.Б., Синицын М.В., Гахокидзе И.З. Долговременные сценарии развития мировой электроэнергетики: основные тенденции и неопределенности // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. — 2022. №15(2). С.33-48. https://doi.org/10.31249/kgt/2022.02.02
2. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2023 № 812 "Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации". — URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310260009?index=1 (дата обращения: 1.11.2023).
3. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 11 марта 2023 г. № 559-р. [электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/DzVPGlI7JgT7QYRoogphpW69KKQREGTB.pdf (дата обращения: 1.11.2023).
4. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Правительство Российской Федерации Распоряжение от 29 октября 2021 г. № 3052-р. [электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/ADKkCzp3fWO32e2yA0BhtIpyzWfHaiUa.pdf (дата обращения: 1.11.2023).
5. Г. Орденов: Планы адаптации к изменениям климата утверждены в 66 регионах. 5 декабря 2023. [электронный ресурс]. — URL: http://council.gov.ru/events/news/150858/ (дата обращения: 10.12.2023).
6. Копытин И. А. Электроэнергетика в стратегии компании Shell: экономические аспекты // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. — 2023. № 2 (218). С. 70-77. DOI 10.33285/1999-6942-2023-2(218)-70-77.
7. Копытин И.А. Попадько А.М. Водородные стратегии крупнейших европейских энергетических компаний // Современная Европа. — 2021. № 4. С. 83-94. DOI 10.15211/soveurope420218394.
8. Порфирьев Б., Широв А., Колпаков А. Стратегия низкоуглеродного развития: перспективы для экономики России // Мировая экономика и международные отношения. — 2020. Т. 64. № 9. С.15-25. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-9-15-25.
9. Жуков С.В., Резникова О.Б. Энергетический переход в США, Европе и Китае: новейшие тенденции // Проблемы прогнозирования. — 2023. № 4 (199). С. 15-31. DOI 10.47711/0868-6351-199-15-31.
10. Emissions from Oil and Gas Operations in Net Zero Transitions. A World Energy Outlook Special Report on the Oil and Gas Industry and COP28, International Energy Agency. June 2023. [электронный ресурс]. — URL: https://iea.blob.core.windows.net/assets/2f65984e-73ee-40ba-a4d5-bb2e2c94cecb/EmissionsfromOilandGasOperationinNetZeroTransitions.pdf (дата обращения 1.10.2023)
11. IEA’s CCUS Projects Database. International Energy Agency. Paris. 2023 [электронный ресурс]. — URL: https://www.iea.org/data-and-statistics/data-product/ccus-projects-database (дата обращения 25.05.2023).
12. Потенциальные хранилища СО2 в России могут вместить 4,6 Гт газа. 28 августа 2023. [электронный ресурс]. — URL: https://m.interfax.ru/918063 (дата обращения 10.10.2023)
13. Савенкова Д., Милькин В. Госкомиссия по запасам оценила потенциал России по хранению CO2. 29 августа 2023. [электронный ресурс]. — URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/08/29/992310-goskomissiya-po-zapasam-otsenila-potentsial-rossii-po-hraneniyu-co2 (дата обращения 10.10.2023).
14. Осипцов А., Гайда И., Грушевенко Е., Капитонов С. Технологии улавливания, полезного использования и хранения двуокиси углерода (CCUS). Scoltech. 2022 [электронный ресурс]. – URL: https://www.skoltech.ru/app/data/uploads/2022/11/CCUS-Skolteh-2022-11-10.pdf (дата обращения 10.12.2023).
15, Financing Reductions in Oil and Gas Methane Emissions. A World Energy Outlook Special Report on the Oil and Gas Industry and COP28. International Energy Agency, June 2023. [электронный ресурс]. — URL: https://iea.blob.core.windows.net/assets/ff747fc8-a8d9-4eda-9bc9-0e2b628cb019/Financingreductionsinoilandgasmethaneemissions.pdf (дата обращения 1.10.2023).
16. Клименко В. и др. Перспективы России в снижении выбросов метана и присоединении к Глобальному соглашению по метану // Энергетическая политика. —№11(190). ноябрь 2023. С.56-73. DOI 10.46920/2409‑5516_2023_11190_56.
17. International Energy Agency. Global Hydrogen Review 2023. 176 P. [электронный ресурс]. — URL: https://iea.blob.core.windows.net/assets/8d434960-a85c-4c02-ad96-77794aaa175d/GlobalHydrogenReview2023.pdf (дата обращения 1.10.2023).
18. Мастепанов А. М. Водородная энергетика России: состояние и перспективы // Энергетическая политика — 2022. №12. С.54–65. https://doi.org/10.46920/2409-5516_2020_12154_54.
19. The Intergovernmental Panel on Climate Change. Climate Change: The IPCC Response Strategies, Working Group III contribution to First Assessment Report. 1990. p.xxvii. [электронный ресурс]. — URL: https://www.ipcc.ch/site/assets/uploads/2018/03/ ipcc_far_wg_III_full_report.pdf (дата обращения 1.10.2023).
20. Seddon N. et al. Nature-based Solutions in Nationally Determined Contributions. IUCN, Gland, Switzerland and the University of Oxford. Oxford, UK. 2019. [электронный ресурс]. — URL:https://portals.iucn.org/ library/sites/library/files/documents/2019-030-En.pdf (дата обращения 25.1.2023).
21. Griscom, B.W., J. Adams, P.W. Ellis, et al. Natural climate solutions // Proceedings of the National Academy of Sciences. Oct 2017. №114(44). PP.11645–11650. DOI: 10.1073/pnas.171046511.
22. Reise et al. Nature-based solutions and global climate protection. German Environment Agency. 2022. [электронный ресурс]. — URL:https://www.umweltbundesamt.de/sites/default/files/medien/1410/publikationen/2022-01-03_climate-change_01-2022_potential_nbs_policy_paper_final.pdf (дата обращения 25.1.2023).
23. Coffield S.R. Using remote sensing to quantify the additional climate benefits of California forest carbon offset projects // Global Change Biology. Vol.28. Issue 22. November 2022. PP.6789-6806 https://doi.org/10.1111/gcb.16380 (дата обращения 25.1.2023).
24. Enabling Human Progress. Chevron 2022 corporate sustainability report. [электронный ресурс]. — URL: https://www.chevron.com/-/media/shared-media/documents/chevron-sustainability-report-2022.pdf (дата обращения 1.11.2023).
25. Chevron 2020 Corporate Sustainability Report. [электронный ресурс]. — URL: https://www.chevron.com/-/media/shared-media/documents/chevron-sustainability-report-2020.pdf (дата обращения 1.11.2023).
26. Responsible Energy. Shell plc Sustainability Report 2022. [электронный ресурс]. — URL: https://reports.shell.com/sustainability-report/2022/_assets/downloads/shell-sustainability-report-2022.pdf (дата обращения 1.11.2023).
27. Responsible Energy. Royal Dutch Shell PLC Sustainability report 2020. [электронный ресурс]. — URL: https://reports.shell.com/sustainability-report/2020/servicepages/downloads/files/shell-sustainability-report-2020.pdf (дата обращения 1.11.2023).
References
1. Reznikova O., Sinitsyn M., Gahokidze I. (2022). Long-term scenarios of world electricity development. Contours of Global Transformations. 2022. №15(2). S. 33-48. https://doi.org/10.31249/kgt/2022.02.02
2. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 26.10.2023 № 812 "Ob utverzhdenii Klimaticheskoj doktriny Rossijskoj Federacii". — Text: electronic. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310260009?index=1 (date of access: 1/11/2023).
3. Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii. Rasporjazhenie ot 11 marta 2023 g. № 559-r. — Text: electronic. — URL: http://static.government.ru/media/files/DzVPGlI7JgT7QYRoogphpW69KKQREGTB.pdf (date of access: 1/11/2023).
4. Strategija social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii s nizkim urovnem vybrosov parnikovyh gazov do 2050 goda Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii Rasporjazhenie ot 29 oktjabrja 2021 g. № 3052-r. — Text: electronic. — URL: http://static.government.ru/media/files/ADKkCzp3fWO32e2yA0BhtIpyzWfHaiUa.pdf (date of access: 1/11/2023).
5. G. Ordenov: Plany adaptacii k izmenenijam klimata utverzhdeny v 66 regionah. 5 dekabrja 2023. — Text: electronic. — URL: http://council.gov.ru/events/news/150858/ (date of access: 10/12/2023).
6. Kopytin I. A. Jelektrojenergetika v strategii kompanii Shell: jekonomicheskie aspekty // Problemy jekonomiki i upravlenija neftegazovym kompleksom. 2023. № 2 (218). S. 70-77. DOI 10.33285/1999-6942-2023-2(218)-70-77
7. Kopytin I.A. Popad'ko A.M. Vodorodnye strategii krupnejshih evropejskih jenergeticheskih kompanij // Sovremennaja Evropa. 2021. № 4. S. 83-94. DOI 10.15211/soveurope420218394.
8. Porfir'ev B., Shirov A., Kolpakov A. Strategija nizkouglerodnogo razvitija: perspektivy dlja jekonomiki Rossii // Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. 2020. T. 64. № 9. S.15-25. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-9-15-25
9. Zhukov S.V., Reznikova O.B. Jenergeticheskij perehod v SShA, Evrope i Kitae: novejshie tendencii // Problemy prognozirovanija. 2023. № 4 (199). S. 15-31. DOI 10.47711/0868-6351-199-15-31.
10. Emissions from Oil and Gas Operations in Net Zero Transitions. A World Energy Outlook Special Report on the Oil and Gas Industry and COP28/ International Energy Agency. June 2023. — Text: electronic. — URL: https://iea.blob.core.windows.net/assets/2f65984e-73ee-40ba-a4d5-bb2e2c94cecb/EmissionsfromOilandGasOperationinNetZeroTransitions.pdf (date of access: 1/10/2023)
11. IEA’s CCUS Projects Database. International Energy Agency. Paris. 2023. — Text: electronic. — URL: https://www.iea.org/data-and-statistics/data-product/ccus-projects-database (date of access: 25/05/2023).
12. Potencial'nye hranilishcha SO2 v Rossii mogut vmestit' 4,6 Gt gaza. 28 August 2023. Text: electronic. — URL: https://m.interfax.ru/918063 (date of access: 10/10/2023)
13. Savenkova D., Mil'kin V. Goskomissiya po zapasam ocenila potencial Rossii po hraneniyu CO2. 29 August 2023. Text: electronic. — URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/08/29/992310-goskomissiya-po-zapasam-otsenila-potentsial-rossii-po-hraneniyu-co2 (date of access: 10/10/2023).
14. Osipcov A., Gajda I., Grushevenko E., Kapitonov S. Tehnologii ulavlivanija, poleznogo ispol'zovanija i hranenija dvuokisi ugleroda (CCUS). Scoltech. 2022. — Text: electronic. — URL: https://www.skoltech.ru/app/data/uploads/2022/11/CCUS-Skolteh-2022-11-10.pdf (date of access: 10/12/2023)
15. Financing Reductions in Oil and Gas Methane Emissions. A World Energy Outlook Special Report on the Oil and Gas Industry and COP28. International Energy Agency, June 2023. — Text: electronic. — URL: https://iea.blob.core.windows.net/assets/ff747fc8-a8d9-4eda-9bc9-0e2b628cb019/Financingreductionsinoilandgasmethaneemissions.pdf (date of access: 1/10/2023),
16. Klimenko V. i dr. Perspektivy Rossii v snizhenii vybrosov metana i prisoedinenii k Global'nomu soglasheniju po metanu // Jenergeticheskaja politika. №11(190). nojabr' 2023. S.56-73. DOI 10.46920/2409‑5516_2023_11190_56
17. International Energy Agency. Global Hydrogen Review 2023. 176 P. — Text: electronic. — URL: https://iea.blob.core.windows.net/assets/8d434960-a85c-4c02-ad96-77794aaa175d/GlobalHydrogenReview2023.pdf (date of access: 1/10/2023).
18. Mastepanov A. M. Vodorodnaja jenergetika Rossii: sostojanie i perspektivy // Jenergeticheskaja politika. 2022. №12. S. 54–65. https://doi.org/10.46920/2409-5516_2020_12154_54.
19. The Intergovernmental Panel on Climate Change. Climate Change: The IPCC Response Strategies, Working Group III contribution to First Assessment Report. 1990. p.xxvii. — Text: electronic. — URL: https://www.ipcc.ch/site/assets/uploads/2018/03/ ipcc_far_wg_III_full_report.pdf (date of access: 1/10/2023)
20. Seddon N. et al. Nature-based Solutions in Nationally Determined Contributions. IUCN, Gland, Switzerland and the University of Oxford, Oxford, UK. 2019. — Text: electronic. — URL: https://portals.iucn.org/ library/sites/library/files/documents/2019-030-En.pdf (date of access: 25/1/2023).
21. Griscom, B.W., J. Adams, P.W. Ellis, et al. Natural climate solutions // Proceedings of the National Academy of Sciences. Oct 2017. №114(44). PP. 11645–11650. DOI: 10.1073/pnas.171046511.
22. Reise et al. Nature-based solutions and global climate protection. German Environment Agency. 2022. — Text: electronic. — URL: https://www.umweltbundesamt.de/sites/default/files/medien/1410/publikationen/2022-01-03_climate-change_01-2022_potential_nbs_policy_paper_final.pdf (date of access: 25/1/2023).
23. Coffield S.R. Using remote sensing to quantify the additional climate benefits of California forest carbon offset projects // Global Change Biology. Vol.28. Issue 22. November 2022. PP.6789-6806. — Text: electronic. — URL: https://doi.org/10.1111/gcb.16380 (date of access: 25/1/2023).
24. Enabling Human Progress. Chevron 2022 corporate sustainability report. — Text: electronic. — URL: https://www.chevron.com/-/media/shared-media/documents/chevron-sustainability-report-2022.pdf (date of access: 1/11/2023).
25. Chevron 2020 Corporate Sustainability Report.— Text: electronic. — URL: https://www.chevron.com/-/media/shared-media/documents/chevron-sustainability-report-2020.pdf (date of access: 1/11/2023).
26. Responsible Energy. Shell plc Sustainability Report 2022. 91 P. — Text: electronic. — URL: https://reports.shell.com/sustainability-report/2022/_assets/downloads/shell-sustainability-report-2022.pdf (date of access: 1/11/2023).
27. Responsible Energy. Royal Dutch Shell PLC Sustainability report 2020. 102 P. — Text: electronic. — URL: https://reports.shell.com/sustainability-report/2020/servicepages/downloads/files/shell-sustainability-report-2020.pdf (date of access: 1/11/2023).
Контактная информация / Contact information
ФГБНУ «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук» (ИМЭМО РАН)
117997, Москва, ул. Профсоюзная, 23.
Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO, Russian Academy of Sciences.
23, Profsoyuznaya Str., Moscow, 117997, Russian Federation
Жуков Станислав Вячеславович / Stanislav V. Zhukov
zhukov@imemo.ru
Копытин Иван Александрович / Ivan A. Kopytin
kopytin@imemo.ru