РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ СРОКА БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ, НА ПРИМЕРЕ ДОРОЖНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, ЭКСПЛУАТИРУЕМОЙ НА _ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
Асалханов Михаил Вячеславович
Эксперт, заместитель начальника центра технической диагностики ООО «Назаровское Горно-Монтажное Наладочное Управление», г.Красноярск
Колиниченко Виктор Павлович
Главный специалист центра технической диагностики ООО «Назаровское Горно-Монтажное Наладочное Управление», г.Красноярск
Якушенко Олег Викторович
Главный специалист центра технической диагностики ООО «Назаровское Горно-Монтажное Наладочное Управление», г.Красноярск
Синкин Дмитрий Викторович
Эксперт, Общество с ограниченной ответственностью «Сибирская экспертная организация»,
г. Прокопьевск
THE ROLE OF TECHNICAL DIAGNOSTICS IN THE ASSESSMENT OF SAFE USE OF TECHNICAL DEVICES, EG ROAD AND CONSTRUCTION EQUIPMENT, OPERATED AT HAZARDOUS PRODUCTION FACILITIES Mikhail V. Asalhanov, Expert, Deputy Head of Technical Diagnostics Center ООО «Nazarovskoye Gorno-Montaznoe Naladochnoe Upravlenie», Krasnoyarsk
Viotor P. Kolinichenko, Expert, Deputy Head of Technical Diagnostics Center ООО «Nazarovskoye Gorno-Montaznoe Naladochnoe Upravlenie», Krasnoyarsk
Oleg V. Yakushenko, Expert, Deputy Head of Technical Diagnostics Center ООО «Nazarovskoye Gorno-Montaznoe Naladochnoe Upravlenie», Krasnoyarsk
Sinkin Dmitry, Expert, Limited liability Company «Siberian expert organization» Prokopyevsk АННОТАЦИЯ
Важнейшей частью определения сроков безопасной эксплуатации технических устройств является фактическое состояние объектов исследования. В данной статье оценивается возможность применения различных способов диагностирования для полноценной оценки состояния дорожной и строительной техники, используемой на опасных производственных объектах. ABSTRACT
The most important part of the definition of the terms of safe operation of technical devices is the actual state of the research subjects. This paper evaluated the possibility of using different methods of diagnosis for a full assessment of the state of the road and construction equipment, used at hazardous production facilities.
Ключевые слова: Диагностирование; диагностический параметр; фактическое состояние; оценка работоспособности; безопасная эксплуатация.
Keywords: Diagnosis; diagnostic parameter; the actual state; assessment of performance; safe operation.
На сегодняшний день, согласно действующим на территории Российской Федерации требованиям промышленной безопасности, технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, подлежат экспертизе промышленной безопасности. При этом, должны производится расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы (технического устройства), включающие определение срока дальнейшей безопасной эксплуатации.
Определение данного срока осуществляется на основе нескольких факторов:
— оценка условий и параметров эксплуатации объекта экспертизы, сопоставление их с проектными значениями;
— анализ результатов предыдущих обследований;
— оценка системы текущих обслуживаний и ремонтов, качества их выполнения;
— установление фактического технического состояния;
— расчет остаточного ресурса технического устройства.
Наиболее ответственной и трудоемкой частью, как проведения экспертизы в целом, так и определения срока безопасной эксплуатации в частности, является установление фактического состояния объекта. Данная процедура происходит путем проведения ряда диагностических мероприятий с использованием методов неразрушающего контроля - технического диагностирования.
В общем смысле, диагностирование - это процесс определения технического состояния машины и перспектив дальнейшей ее эксплуатации. При диагностировании, происходит процедура сравнения измеренных диагностических параметров с нормативными или заводскими значениями. В результате чего, формируется картина о наличии/отсутствии несоответ-
ствий, способных повлиять на работоспособность технического устройства, безопасность оператора, обслуживающих лиц и окружающей среды.
Основными задачами диагностирования дорожных и строительных машин, используемых на опасных производственных объектах, являются:
— поиск дефектов и проверка работоспособности, как отдельных сборочных единиц, так и машины в целом;
— определения потребности и объема выполне-
ния контрольно-регулировочных, наладочных, ремонтных, профилактических работ;
— сбор и обработка информационных материалов для прогнозирования остаточного ресурса.
При выполнении диагностических работ рекомендуется применять структурный метод, то есть диагностирование должно проводиться в определенной последовательности. Условно этот процесс можно разделить на несколько уровней. Пример условной структуры диагностирования приведен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура диагностирования
Первый уровень диагностирования - этап, где происходит анализ основных характеристик машины в целом, оценивается способность работать на установленных параметрах и выполнять поставленные задачи. На дорожных и строительных машинах, к примеру, возможна оценка таких параметров, как расход топлива, производительность, тяговая мощность.
На втором уровне диагностирования происходит оценка работоспособности отдельных узлов машины: двигателя, трансмиссии, электрооборудования, рабочего оборудования и т.д. Например, при оценке работоспособности двигателя в целом, учитываются легкость его запуска, устойчивая работа под нагрузкой, цвет выхлопных газов.
Третий этап - самый трудоемкий. На данном этапе происходит детальное обследование отдельных сис-
тем, механизмов, деталей, мест их соединения, осуществляется поиск и идентификация дефектов. Здесь применяются различные методы неразрушающего контроля, а также используются специальные диагностические приборы и оборудование.
Например, при диагностировании металлоконструкций рамы наиболее распространенной дорожно-строительных машины - трактора К-700А «Кировец», возможно применение таких методов неразрушающего контроля, как контроль магнитной памяти металла (позволяет диагностировать до 100% металлоконструкций), контроль проникающими веществами (наиболее актуально в местах соединения передней и задней полурамы, рисунок 2), ультразвуковая толщинометрия (схема проведения ультразвуковой толщинометрии задней полурамы, представлена на рисунке 3).
Рисунок 2 - Зона контроля проникающими веществами рамы трактора К-700А «Кировец».
Рисунок 3 - Схема проведения ультразвуковой толщинометрии задней полурамы трактора К-700А «Кировец».
Диагностирование двигателя внутреннего сгорания возможно специальным оборудованием по следующим диагностическим параметрам: измерения давления сжатия (компрессии) в каждом цилиндре, замер газа в картере, замеры угара масла, замер показателей разрежения камеры сгорания, проведения хромо-тографического анализа моторного масла.
При проведении диагностики электрооборудования дорожных и строительных машин с двигателями внутреннего сгорания, необходимо проведение поэлементной оценки состояния аккумуляторной батареи, генератора, стартера и других потребителей электроэнергии. При оценке работоспособности аккумулятора, как правило, достаточно проверки заряда батареи, замера плотности электролита, наличия короткого замыкания пластин. Для определения работоспособности генератора, проверяется частота вращения якоря генератора, устойчивость работы под нагрузкой, наличие искрений на щетках коллектора. Оценка работоспособности стартера производится по параметрам режимов холостого хода и развиваемой мощности.
В целом, список возможных методов и применяемого оборудования достаточно широк и зависит, во-первых, от регламентируемых диагностических параметров, необходимых эксперту для формирования заключения промышленной безопасности и расчета остаточного ресурса, а во-вторых, от желания лица, эксплуатирующего техническое устройство, иметь максимально полную и четкую картину о состоянии ма-
шины.
В любом случае, при выполнении диагностических работ следует помнить: чем полнее и достовернее проведено обследование, тем выше вероятность определения и идентификации дефектов на ранних стадиях развития и их своевременного устранения. Что, в свою очередь, ведет к снижению количества отказов, повышает качественную оценку состояния технического устройства и увеличивает возможности его безопасной эксплуатации.
Список литературы:
1. Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов №116-ФЗ от 20.06.1997г.
2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные приказом N538 от 14 ноября 2013 г.
3. ГОСТ 25646-95 Эксплуатация строительных машин. Общие требования.
4. ГОСТ 12.2.011-2012 Система стандартов безопасности труда. Машины строительные, дорожные и землеройные. Общие требования к безопасности.
5. А.Н. Максименко, Г.Л. Антипенко, Г.С. Лягушев: Диагностика строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин. Учебное пособие. Санкт-Петербург. - «БХВ-Петербург», 2008 год.