УДК 336.24(517.3) Н. ОТГОНСАЙХАН
ББК 65.428(5Мон) Байкальский государственный университет экономики и права
РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА МОНГОЛИИ*
Анализируется роль таможенных пошлин в формировании государственного бюджета Монголии на современном этапе. Рассматриваются функции таможенных пошлин и общие проблемы поступления высоких таможенных пошлин в доход бюджета.
Ключевые слова: Монголия; налоговый доход; государственный бюджет; таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акциз.
N. OTGONSAIKHAN
Baikal State University of Economics and Law
ROLE OF CUSTOMS DUTIES IN FORMING THE STATE BUDGET OF MONGOLIA
The author analyzes the role of customs duties in forming the state budget of Mongolia at the present stage. The article deals with the functions of customs duties and with general issues of receipts from high customs duties into the state budget.
Keywords: Mongolia; revenue from taxes; state budget; customs duty; value-added tax; excise tax.
В Монголии, как и в любой рыночной стране, основную часть доходов бюджета составляют налоговые доходы, доля которых превышает 80%. В 2011 г. по сравнению с предыдущим годом доход бюджета увеличился на 40,9%, а налоговые поступления — на 35,3%. Рост произошел в основном за счет увеличения налога на добавленную стоимость (НДС) на 529,2 млрд тугр., в том числе НДС на импортные товары — на
381,3 млрд тугр., а также таможенной пош-
лины — на 144,1 млрд тугр. В частности, в 2011 г. налоговые доходы составили 82,6% от общего дохода и 87,8% от общей суммы текущих доходов (табл. 1).
Налоговая система Монголии построена по распространенному в мире образцу унитарных государств. Она включает в себя два уровня налогов: государственные и местные. В настоящее время, согласно «Общему закону о налогах» (ст. 7.3), к государственным относятся следующие налоги: налог на
Таблица 1
Доля налоговых доходов в госбюджете Монголии за 1995—2011 гг.
Доходы 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Госбюджет, млрд тугр. 144,6 351,1 837,9 1 360,4 1 880,5 2 170,4 1 994,0 3 122,5 4 400,6
Госбюджет (доходы к ВВП), % 26,3 33,6 30,1 36,6 40,8 33,1 30,2 37,3 40,6
Текущие доходы, млрд тугр. 135,7 346,2 832,6 1 354,1 1 856,0 2 151,0 1 972,6 3 078,3 4 141,3
В том числе налоговые 105,5 260,6 692,2 1 128,1 1 502,3 1 890,9 1 620,5 2 688,2 3 636,9
Налоговые доходы в общем госбюджете, % 73,0 74,2 82,6 82,9 79,9 87,1 81,3 86,1 82,6
Налоговые доходы в текущем доходе, % 77,8 75,3 83,1 83,3 80,9 87,9 82,2 87,3 87,8
Налоговая нагрузка, % 19,1 24,8 24,9 30,3 32,6 28,8 24,5 32,3 33,6
Составлено по данным статистических сборников Нацкомстата Монголии за 1995—2011 гг.
* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты формирования устойчивого экономического роста регионов Сибири в условиях усиления процессов глобализации», реализуемого в рамках государственного задания Минобрнауки РФ в 2012—2014 гг. (шифр заявки 6.1839.2011; номер регистрации в ФГНУ ЦИТиС 01201256019).
© Н. Отгонсайхан, 2013
прибыль предприятий; таможенный налог (пошлина); налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на автобензин и дизельное топливо (налог специального назначения); платежи за пользование полезными ископаемыми (роялти); платежи за разведку и добычу минеральных ресурсов (для специального разрешения); платежи за загрязнение воздуха; сбор за визу (гербовый сбор)1.
Все указанные налоги выполняют различные функции и по-разному участвуют в формировании доходов госбюджетов. Уровень налоговых поступлений в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом снизился на 3,5%, вследствие уменьшения налога на повышение цен — в 7,6 раза (в 2010 г. — 423,2 млрд тугр., в 2011 г. — 55,8 млрд тугр.) и акциз — на 2 процентных пункта в связи со снижением акциза на бензин и топливо (табл. 2).
Как следует из табл. 2, основное место в бюджете Монголии занимают косвенные на-
1 Общий закон о налогах ; в ред. от 20 мая 2008 г. — Гл. 2, ст. 7.
логи (НДС, акцизы) и таможенные пошлины. В указанном периоде эти три налога составляют примерно 24-40% доходов бюджета Монголии.
Налоговые доходы от внешней торговли (НДС и акцизы на импортные товары, таможенная пошлина) составили в 1995 г. 16% в общем доходе бюджета и 21,9% в общем налоговом доходе бюджета. В связи с увеличением роста внешней торговли в последние 3 года они увеличиваются: так, в 2011 г. соответственно — 30,7% и 37,2%, в том числе НДС 22,1%, таможенная пошлина 9,3%, акциз 5,5% (рис. 1).
К числу важнейших косвенных налогов Монголии относятся таможенные пошлины. Они являются инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего монгольского рынка при его взаимодействии с мировым рынком.
В последние годы таможенная пошлина в доходах государственного бюджета Монголии составляет 5,3-7,7% (см. табл. 2), а среди налоговых поступлений в бюджет — 6,4-9,3% (см. рис. 1).
Таблица 2
Структура налоговых доходов бюджета Монголии за 1995—2011 гг., %
Доходы 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Всего 73,0 74,2 82,6 82,9 79,9 87,1 81,3 86,1 82,6
В том числе налог на прибыль 33,6 17,9 21,3 35,1 34,5 34,8 26,1 31,2 18,9
НДС 11,2 21,7 21,6 17,7 14,1 17,0 16,3 18,5 25,2
акцизы 5,9 11,7 9,4 7,4 7,1 8,2 8,4 8,6 6,7
таможенные пошлины 6,6 6,4 6,8 5,3 5,4 6,5 5,8 6,2 7,7
платежи за пользование полезными ископаемыми (роялти) 3,8 3,3 5,0 5,0 5,4 5,4 5,7
прочие налоги и сборы 15,7 16,5 19,7 14,1 13,7 15,6 19,3 16,2 18,4
Составлено по данным статистических сборников Нацкомстата Монголии за 1995-2011 гг.
1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
| I НДС (импорт), % I I Акцизы (импорт), %
| IНалог на бензин и топливо, % I ¡Таможенные пошлины, %
■ Доля доходов от ВТ в общем объеме доходов бюджета Доля доходов от ВТ в налоговом доходе бюджета
Рис. 1. Удельный вес налоговых доходов от внешней торговли в общем налоговом доходе госбюджета Монголии за 1995—2011 гг.
(Составлено по данным статистических сборников Нацкомстата Монголии за 1995—2011 гг.; таможенных статистик Главного таможенного управления Монголии за 1989—2011 гг.)
Доходы государства от таможенных пошлин появились в глубокой древности. Во время империи Чингис-хана от иноземных купцов требовалась плата за разрешение торговать на своей земле, за провоз товаров через свою территорию.
В годы социалистического строительства доходы от таможенных пошлин составляли довольно значительную долю в общих доходах до 1990 г., например, в 1961-1970 гг. они составляли около 70%, а в 1971-1990 гг. — 25-40% (рис. 2).
чО^— '•О^— '•О^— '•О^— '•О^— »-П
Щ'хО'хОГ^Г^ОООООООО
^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ о о
Рис. 2. Динамика доли таможенных пошлин в общем доходе госбюджета Монголии за 1956-2011 гг., %
(Составлено по данным статистических сборников Нацкомстата Монголии за 1995-2011 гг.; [3, с. 129-131])
В последние годы доля таможенных пошлин в общем доходе бюджета Монголии существенно сократилась. В 2011 г. она составила 7,7% всех доходов бюджета против 25-70 % в 1956-1990 гг. (см. рис. 2).
Среди таможенных пошлин большую долю занимают импортные таможенные
пошлины: кроме периода 1997-2000 гг.1 доля импортных таможенных пошлин составляла больше 90% (в 1995 г. — 100% или 9,6 млрд тугр.; в 2001 г. — 96,3% или 27,5 млрд тугр.; в 2009 г. — 95,9% или 116 млрд тугр.; в 2011 г. — 99,9% или
337,4 млрд тугр.) в общей сумме таможенных пошлин2 (рис. 3).
Доходы от таможенной пошлины составляли довольно значительную долю в общих доходах почти всех государств в течение XVII—XIX вв. В последнее время, благодаря заключенным многосторонним (ВТО) и региональным соглашениям, им удалось значительно снизить тарифные барьеры и перейти на более либеральный режим внешней торговли. Поэтому для некоторых, особенно для развитых, стран характерно постепенное снижение доли доходов от таможенной пошлины в общем объеме бюджета. Например, в 2010 г. они составляли в США около 1%, в Канаде 1,2%, в ЕС 0,02%, в Японии 1,4%, в Австралии 1,9%, а в некоторых странах сохряняются более высокие по сравнению с
1 В 1997 г. парламентом было принято решение отказа от таможенных пошлин, для того чтобы снабжать отечественное производство импортным сырьем и оборудованием. Однако в результате этого решения возникла совершенно противоположенная тенденция, вследствие чего почти все сектора отечественного производства оказались на грани банкроства и свертывали свои производства, которые попали в критическое состояние. По данным Главного таможенного управления Монголии, в 1997 г. импорт был освобожден на сумму 161,1 млрд тугр., в 1998 г. — 142,1 млрд тугр., в 1999 г. — 145,4 млрд тугр.
2 Здесь не учтены таможенные сборы и платежи.
100
80
60
40
20
99,9
193,3
49,6
140,8
22,3 27,5 24,6 32,6 44,7 72,1
102,5
9,6 13,9 8,8 1,5 9,0 22,3 2',5 24,6 “'Г Пп Г|П
, = Пп_ ПП= пп_ ПП= ПП= I Ь
0 I—II—I I II I---- I—и---1=
116,0
400.0
300.0
200.0 100,0
= 0,0
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 і 'Таможенные пошлины і ¡Импортные пошлины
^Таможенные пошлины ■ Экспортные пошлины
Доля импортных пошлин, %
Рис. 3. Динамика таможенной пошлины за 1995-2011 гг., млрд тугр.
(Составлено по данным статистических сборников Нацкомстата Монголии за 1995-2011 гг.; таможенных статистик Главного таможенного управления Монголии за 1989-2011 гг.)
мировым уровнем, например, в России — 25,6%, в Индии — 12,8% (табл. 3).
Таблица 3
Доля доходов от таможенной пошлины в общем объеме дохода бюджета некоторых стран мира
Страны 1990 1995 2000 2005 2010
Совокупная мировая пошлина 5,2 3,8
Монголия 11,0 6,6 6,4 6,8 6,2
Россия 24,2 25,6
США 1,0 1,09 1,2
Канада 3,7 3,1 2,8 3,3 1,2
ЕС 0,13 0,12 0,03 0,02
Япония 1,5 1,4
Австралия 2,2 2,2 1,9
Корея 11,8 6,5 4,3 3,4 4,0
Китай 9,8 7,5 9,8 -16,2 3,7
Индия 28,6 24,2 18,9 14,4 12,8
Бразилия 2,1 1,9 3,6 1,9 2,1
Филиппины 24,7 29,0 18,7 17,5 21,5
Непал 25,6 26,0 23,5 19,0 16,3
Сьерра-Леоне 38,1 38,7 29,4 23,5 15,9
Содружество Багам 64,7 56,9 56,1 55,0 38,2
Составлено по данным сайта Всемирного банка.
На первый взгляд, можно сделать вывод о том, что чем больше доходов от таможенной пошлины, тем лучше для бюджета. Если смотреть глубже, становится ясно, что высокая доля доходов от таможенной пошлины делает бюджет не очень устойчивым: во-первых, если преобладают экспортные пошлины, то это зависит от уровня цен на экспортные товары; во-вторых, если преобладают импортные пошлины, то снижение таможенных тарифов в условиях глобализации и интеграции1 приводит к уменьшению доходов от таможенной пошлины и может привести к бюджетному дефициту в стране.
А с другой стороны, как свидетельствуют теория и практика взимания таможенных платежей, объективным следствием применения высоких ставок таможенных пошлин в фискальных интересах является уклонение участников внешнеэкономической деятельности от их уплаты. В этой связи вопросы установления ставок таможенных пошлин должны найти оперативное и научно обоснованное решение со стороны заинтересованных органов.
1 Чисто фискальный подход для установления пошлины был характерен для эпохи протекционизма, когда устанавливались высокие ставки пошлин, однако с началом интеграционных процессов стало происходить ослабление роли пошлины в формировании доходов государств.
Известный российский экономист А.П. Киреев считает, что тариф как инструмент бюджетных доходов может быть оправдан только для слаборазвитых стран, у которых нет другого средства сформировать доходную часть бюджета [3, с. 227].
Следует отметить, что относительно небольшое значение удельного веса таможенных пошлин в общей структуре налоговых поступлений в Монголии в целом является положительным результатом. Но подобная зависимость от доходов от внешней торговли выглядит чрезмерной, в перспективе ее, конечно, надо уменьшать за счет более быстрого роста доходов от внутренних источников. В то же время уровень применение таможенного тарифа свидетельствует о том, что в Монголии преобладает именно фискальная направленность [5, с. 137].
По нашему мнению, регулирующая функция таможенных пошлин является лишь вспомогательной, а первоочередной функцией является пополнение доходной части бюджета Монголии. Если в стране преобладает регулирующая роль таможенных пошлин, то эффективно реализуется тарифное регулирование. Оно должно направляться на развитие отечественных производств, за счет чего налоговая база может быть расширена. Следовательно, пополнение бюджета может осуществляться за счет внутренних источников.
Таким образом, регулирующая и фискальная функции таможенных пошлин тесно взаимосвязаны. Они должны комплексно учитываться при формировании и изменении тарифа.
Конечно, следует подчеркнуть, что таможенный тариф будет приносить доход государству лишь в том случае, если он не настолько высок, чтобы полностью перекрыть дорогу импортным товарам. Г оворя о доходах государства от введения таможенного тарифа, необходимо иметь в виду, что одновременно государство будет нести и определенные расходы, связанные с разработкой самого тарифа, ведением необходимой документации, содержанием таможенной службы и т.д. [4, с. 87]. Поэтому необходимы новые подходы к исследованию переориентации таможенного тарифа с фискальной функции на регулирующую. При установлении ставок таможенных пошлин необходимо предусмотреть избирательную защиту отдельных отраслей экономики и
принцип тарифной эскалации1. Также должны быть учтены и максимально сбалансированы интересы государства и общества в соответствии с проблемами, условиями, целями и возможностями, имеющимися в стране.
Кроме того, таможенный тариф должен быть более детализирован по товарной номенклатуре для разработки перспективных мероприятий таможенно-тарифной политики, а также при заключении соглашения о свободной торговле с другими странами2.
Разрабатывая план реформы торговой политики, правительство сталкивается с проблемой нахождения баланса между стра-
1 Для стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов повысить уровень таможенного тарифа по мере роста степени их обработки. И, наоборот, для сокращения вывоза сырья и полуфабрикатов, необходимых для отечественных производств, снижать экспортный тариф по мере роста степени их обработки в рамках ВТО. Надо учитывать, что введение тарифов на импорт не поможет надежно защитить отечественное производство, если потребители считают отечественную продукцию низкокачественной.
2 Страна имеет тем больше возможностей для
маневра в ходе переговоров по согласованию взаимных тарифных уступок, чем больше товарных позиций содержится в ее импортном таможенном тарифе.
тегической целью минимизации искажений, вносимых торговой политикой в экономическую систему, и задачей минимизации потерь в бюджетных доходах.
Следует отметить, что после обнуления импортных таможенных тарифов3 в результате заключения Соглашения о свободной торговле с Россией в 2015 г. доходы от импортных таможенных пошлин будут уменьшены на 10,6%, другие прямые и косвенные налоги определенно увеличатся, а в итоге общий объем бюджетного дохода от налога снизится на 0,5%, к 2020 г. не произойдет большого изменения в статьях дохода таможенной пошлины и общий рост налога будет составлять 0,9% [1, с. 73].
Кроме того, на потери в доходах может влиять низкий уровень налоговой дисциплины, когда импортеры оказываются в состоянии использовать различные методы уклонения от тарифных платежей. В связи с этими проблемами одним из приоритетных направлений является вопрос стратегии таможенного контроля, основанного на системе управления рисками.
3 В случае заключения Соглашения о свободной торговле будет применяться тариф «нулевого» уровня.
Список использованной литературы
1. Батнасан Н. Возможности и риски заключения соглашения о свободной торговле с основными торговыми партнерами-странами / Н. Батнасан, Н. Отгонсайхан, Д. Нарандалай. — Улан-Батор, 2012. — 119 с.
2. Идшинноров С. Краткая история Монгольской таможни / С. Идшинноров, Б. Шаравсамбуу. — Улан-Батор, 1996. — 140 с.
3. Киреев А. П. Международная экономика : учеб. пособие для вузов : в 2 ч. / А. П. Киреев. — Ч. 1: Международная микроэкономика: движения товаров и факторов производства. — М. : Междунар. отношения, 2005. — 416 с.
4. Миклашевская Н. А. Международная экономика: учеб. / Н. А. Миклашевская, А. В. Холопов ; под общ. ред. А. В. Сидоровича. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Дело и Сервис, 2004. — 354 с.
5. Отгонсайхан Н. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли Монголии / Н. Отгонсайхан // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2012. — № 1 (81). — С. 135—138.
References
1. Batnasan N. Vozmozhnosti i riski zaklyucheniya soglasheniya o svobodnoi torgovle s osnovnymi torgovymi рагїпегаті-Б+гапаті / N. Batnasan, N. Otgonsaikhan, D. Narandalai. — Ulan-Bator, 2012. — 119 s.
2. Idshinnorov S. Kratkaya istoriya Mongol'skoi tamozhni / S. Idshinnorov, B. Sharavsambuu. — Ulan-Bator, 1996. — 140 s.
3. Kireev A. P. Mezhdunarodnaya ekonomika: ucheb. posobie dlya vuzov: v 2 ch. / A. P. Kireev. — Ch. 1: Mezhdunarodnaya mikroekonomika: dvizheniya tovarov i faktorov proizvodstva. — M. : Mezhdunar. otnosheniya, 2005. — 416 s.
4. Miklashevskaya N. A. Mezhdunarodnaya ekonomika: ucheb. / N. A. Miklashevskaya, A. V. Kholopov ; pod obshch. red. A. V. Sidorovicha. — 3-e izd., pererab. i dop. — M.: Delo i Servis, 2004. — 354 s.
5. Otgonsaikhan N. Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie vneshnei torgovli Mongolii / N. Otgonsaikhan // Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii. — 2012. — № 1 (81). — S. 135—138.
Информация об авторе
Отгонсайхан Нямдаагийн — аспирант, кафедра налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Otgonsaikhan Nyamdaagiin — post-graduate student, Chair of Taxes and Customs, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin Street, Irkutsk, 664003, e-mail: [email protected].