Научная статья на тему 'Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России'

Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
945
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность государства / функциональные составляющие экономической безопасности государства / контрабанда / economic security of the state / functional components of the economic security of the state / smuggling

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Р. Ким

В статье проведен анализ роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России, даны примеры реализации таможенными органами отдельных функций, направленных на поддержание экономической безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Customs Authorities in Ensuring the Economic Security of Russia

The article analyzes the activities of customs authorities in the field of economic security of Russia, reveals cases of implementation of customs functions aimed at improving the economic security of the state.

Текст научной работы на тему «Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России»

УДК 343.37

DOI 10.24412/cl-36450-2022-3-67-74

А. Р. КИМ

Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России

В статье проведен анализ роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России, даны примеры реализации таможенными органами отдельных функций, направленных на поддержание экономической безопасности государства. Ключевые слова: экономическая безопасность государства, функциональные составляющие экономической безопасности государства, контрабанда.

A. R. KIM

The Role of Customs Authorities in Ensuring the Economic Security of Russia

The article analyzes the activities of customs authorities in the field of economic security of Russia, reveals cases of implementation of customs functions aimed at improving the economic security of the state.

Keywords: economic security of the state, functional components of the economic security of the state, smuggling.

Открытость экономик стран, высокая роль внешнеторговой деятельности и внешнеэкономических связей способствуют не только экономическому развитию государств, но и возникновению правонарушений, связанных с неуплатой таможенных платежей, перемещением контрафактных товаров, появлением и увеличением потоков контрабанды. В связи с этим возникает необходимость в обеспечении экономической безопасности государства, в реализации которой участвуют таможенные органы.

Целью исследования является анализ вклада таможенных органов в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации через выполнение своих функциональных обязанностей.

Экономическая безопасность государства представляет собой такое состоянием экономики, при котором обеспечивается постоянный и устойчивый экономический рост, эффективное удовлетворение потребностей общества, рациональное использование национальных ресурсов, а также защита экономических интересов на национальном и международном уровнях [4].

Экономическая безопасность представляет собой комплексное явление, которое состоит из совокупности функциональных составляющих (рис. 1).

КИМ Алина Родионовна, студент экономического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Научный руководитель - Шарощенко Ирина Валерьевна, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики таможенного дела и управления Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Производственная Энергетическая

Технологическая Политико-правовая

Силовая Интеллектуально-кадровая

Финансовая Информационная

Продовольственно-сырьевая Экологическая

Рис. 1. Функциональные составляющие экономической безопасности государства

Таможенные органы участвуют в обеспечении экономической безопасности России путем выполнения отдельных функций государственного контроля, направленных на реализацию функциональных составляющих экономической безопасности государства. Взаимосвязь функций таможенных органов с функциональными составляющими экономической безопасности государства обобщена и представлена в табл. 1.

Таблица 1

Взаимосвязь функций таможенных органов и функциональных составляющих экономической безопасности государства

Виды функций таможенных органов Содержание функций таможенных органов [1; 3] Виды функциональных составляющих экономической безопасности

Фискальная функция взимание таможенных платежей финансовая, информационная

Контрольная функция осуществление таможенного оформления и таможенного контроля экологическая, энергетическая, продовольственно-сырьевая, информационная

контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин финансовая

контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу

обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности интеллектуально-кадровая

Правоохранительная функция выявление, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений экологическая, энергетическая, продовольственно-сырьевая, финансовая

пресечение перемещения наркотических средств, оружия, культурных ценностей и др.

Окончание табл. 1

Виды функций таможенных органов Содержание функций таможенных органов [1; 3] Виды функциональных составляющих экономической безопасности

Регулятивная функция обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений финансовая, политико-правовая, производственная

обеспечениесоблюдения прав и законных интересов лиц при перемещении товаров через таможенную границу политико-правовая

К примеру, фискальная функция реализуется через взимание таможенными органами таможенных платежей и вносит свой вклад в обеспечение финансовой составляющей экономической безопасности России через пополнение доходов федерального бюджета, а также информационной - через представление информации о поступлениях доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами.

Примерами реализации роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государства могут быть:

1) обеспечение стабильности пополнения доходной части федерального бюджета, как пример реализации фискальной функции;

2) защита внутреннего рынка от контрафактных товаров и предотвращение контрабанды.

Динамика доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами Российской Федерации (табл. 2), наглядно показывает реализацию фискальной функции.

Таможенные органы стабильно формируют третью часть доходов федерального бюджета. В 2020 г. в связи с пандемией ковид-19 и сокращением международной торговли произошло снижение таможенных платежей, их вклад в доходы федерального бюджета уменьшился до 25 %. Восстановление торговых потоков в 2021 г. сопровождалось увеличением поступлений от таможенных пошлин (на импортные товары на 26,36 %, на экспортные - на 120 %), что привело к увеличению на 50 % дохода федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, и доли их вклада в бюджет страны (до 38 %). С одной стороны, рост наполнения бюджета способствует росту экономики, но, с другой стороны, увеличение доли таможенных поступлений в структуре доходов бюджета увеличивает бюджетную зависимость государства от конъюнктуры внешних рынков, усиливая экономическую нестабильность России.

Примером реализации контрольной и правоохранительной функций таможенных органов в обеспечении правовой составляющей экономической безопасности Российской Федерации является их работа по противодействию незаконного перемещения товаров участниками ВЭД через таможенную границу (табл. 3). В период 2018-2020 гг. количество возбужденных таможенными органами уголовных дел увеличилось на 5,05 %. Наиболее часто предметами преступлений

становятся товары и стратегически важные ресурсы, которые могут принести нарушителям значительную экономическую выгоду: например, прирост незаконного перемещения леса и лесоматериалов составил 78 %, продукции топливо-энергетического комплекса - 3 %, алкогольной продукции и табачных изделий - 131 %.

Таблица 2

Структура доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами РФ, млрд руб. [5; 6]

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. Абс. откл. Отн. откл.

2020/ 2019 2021/ 2020 2020/ 2019 2021/ 2020

Доходы федерального бюджета, всего 20 188,7 18 719,1 18 765,1 -1 469,6 +46,0 92,72 100,24

в т. ч. доходы, администриру-емые таможенными органами 5 729,1 4 751,8 7 156 -977,3 +2 404,2 82,94 150,59

при импорте товаров 3 345,4 3 444,0 4 352 +98,6 +908,0 102,94 126,36

при экспорте товаров 2 291,3 1 148,1 2 526 -1 143,2 +1 377,9 50,11 220,02

иные платежи 92,4 159,7 278 +67,3 +118,3 172,83 174,07

Экономический результат работы таможенных органов по реализации контрольной и правоохранительной функций представлен на рис. 2.

За период с 2018 по 2020 г. таможенные органы Российской Федерации увеличили сумму доначислений на 161 % (11,1 млрд руб.) и сумму взысканий на 167 % (5,6 млрд руб.). Высокий рост показателей демонстрирует эффективность деятельности ФТС России по обеспечению экономической безопасности, в частности возмещения материального ущерба государству и защиты внутреннего рынка от контрафактной продукции и теневой экономики.

Роль ФТС России в противодействии контрабанде, в обеспечении экологической и правоохранительной составляющей экономической безопасности страны можно проследить на примере реализации правоохранительной функции таможенными органами Дальневосточного региона. Для территории Дальнего Востока, которая обладает богатой экосистемой, сокращение экологического потенциала является серьезной проблемой. Редкость и ценность многих представителей дальневосточной флоры и фауны создают коммерческий интерес для активного оборота и контрабанды растений и животных, их частей и дериватов, многие из которых внесены в списки Приложений СИТЕС (Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения) [8]:

- амурский тигр (код единой ТН ВЭД 0106 19 909 9);

- дальневосточный леопард (код единой ТН ВЭД 0106 00 901 0);

- сибирская кабарга (код единой ТН ВЭД 4103 90 000 0);

- корни женьшеня (код единой ТН ВЭД 1211 20 000 0); и др.

Таблица 3

Динамика уголовных дел, возбужденных таможенными органами РФ в 2018-2020 гг., количество дел [2; 6]

Абс. откл. Отн. откл.

Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2019/ 2018 2020/ 2019 2019/ 2018 2020/ 2019

Возбуждено уголовных дел, всего 1 902 1 928 1 998 +26 +70 101,37 103,63

в т. ч. уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) 338 338 316 0 -22 100,00 93,49

совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на 172 189 171 +17 -18 109,88 90,47

счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193.1 УК РФ)

незаконное перемещение леса и лесоматериалов (ст. 194 и ст. 226.1 УК РФ) 171 222 305 +51 +83 129,82 137,38

незаконное перемещение продукции топливо-энергетического комплекса (ст. 194 и ст. 226.1 УК РФ) 34 35 35 +1 0 102,94 100,00

незаконное перемещение продуктов питания (ст. 194 УК РФ) 38 6 19 -32 +13 15,79 316,67

незаконное перемещение алкогольной продукции и табачных изделий (ст. 194 и ст. 200.2 УК РФ) и др. 52 67 120 +15 +53 128,84 179,10

Объекты фауны, наиболее часто являющиеся предметом контрабанды Дальнего Востока, представлены в табл. 4.

Основными направлениями контрабанды являются:

1) Китай - части и дериваты амурского тигра, лапы и желчь амурского и гималайского медведей, мускусная железа кабарги, рога пятнистого оленя, шкуры пушных животных, живые белухи и др.;

2) Республика Корея - желчь медведя, мускусная железа кабарги.

В табл. 5 приведены статистические данные о случаях незаконного перемещения через таможенную границу контрабанды (ст. 226.1 УК РФ [2]), выявленных

таможенными органами Дальнего Востока, которые включают контрабанду особо ценных диких животных.

С 2019 по 2021 г. общее количество уголовных дел, возбужденных таможенными органами Дальнего Востока сократилось на 18,8 %. Количество уголовных дел по ст. 226.1 УК РФ также сократилось на 62 %, но общая стоимость предметов преступлений увеличилась на 50 % (с 4 до 6 млрд руб.), в том числе, стоимость выявленных стратегически важных ресурсов и особо ценных животных выросла на 61 % (с 3,3 до 5,3 млрд руб.). При этом стоимость контрабанды стратегически важных товаров и особо ценных животных составляет наибольшую долю в общей стоимости предметов преступлений (88 % в 2021 г.).

20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

8,9

18

3,5

3,3

9,5

6,9

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

| I таможенными органами доначислено млрд руб. —•— таможенными органами взыскано млрд руб.

Рис. 2. Динамика показателей-экономических результатов деятельности таможенных органов РФ по пресечению преступлений, 2018-2020 гг. [6]

2018 г

2019 г

2020 г

Таблица 4

Виды диких животных, незаконно вывозимых с территории Дальнего Востока, с 2017 г. по настоящее время

Виды, внесенные в приложения СИТЕС Приложение СИТЕС Образцы (живые особи, части и дериваты)

Амурский тигр I Лапы, клыки, когти, коленные чашечки, шкура, фарш из мяса и др.

Бурый медведь II Лапы, клыки, когти, коленные чашечки, желчные пузыри

Гималайский медведь

Речная выдра II Шкуры

Кабарга II Мускусные железы

Сайгак II Рога

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Белуха II Живые особи

Осетровые виды рыб и др. II Рыбопродукция, икра соленая

Таможенные органы Дальнего Востока играют важную роль в пресечении нелегальной торговли объектами флоры и фауны, предотвращая ущерб государства, снижая темпы сокращения биоразнообразия, способствуя поддержанию

экологического равновесия экономики страны. Таким образом, таможенные органы реализуют правоохранительную функцию, выявляя, предупреждая, пресекая преступления и административные правонарушения, и фискальную - формируя доходную часть федерального бюджета.

Таблица5

Показатели контрабандного вывоза диких животных, выявленного таможенными органами Дальнего Востока, 2019-2021 гг. [7]

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. Отн. откл.

2020/ 2019 2021/ 2020

Возбуждено уголовных дел, всего 277 219 225 79,06 102,74

в т. ч. возбуждено уголовных дел по ст. 226.1 УК РФ 250 154 94 61,60 61,04

Доля уголовных дел по ст. 226.1 УК РФ в общем количестве уголовных дел, % 90,52 70,32 41,78 77,68 88,48

Общая стоимость предметов преступления, млрд. руб. 4 3 6 75,00 200

в т. ч. стоимость контрабанды стратегически важных ресурсов, особо ценных животных, млрд. руб. 3,3 2,3 5,3 69,69 230,43

Доля стоимости контрабанды в общей стоимости предметов преступления, % 82,5 76,67 88,33 92,93 115,21

Список литературы

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза), ст. 354. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.04.2022).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № бЗ-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.04.2022).

3. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.04.2022).

4. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 23.04.2022).

5. Официальный сайт Минфина России. Федеральный бюджет. URL: https:// minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/2019 (дата обращения: 23.04.2022).

6. Официальный сайт ФТС России. Итоговые доклады о результатах деятельности. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-ta tax-deyatel-nosti (дата обращения: 23.04.2022).

7. Официальный сайт ДВТУ. Правоохранительная деятельность. URL: https://dvtu.customs.gov.ru/folder/7465 (дата обращения: 23.04.2022).

8. Официальный сайт Секретариата СИТЕС. Приложения. URL: https:// cites.org/eng/app/appendices.php (дата обращения: 23.04.2022).

УДК 339.9

DOI 10.24412/cl-36450-2022-3-74-86 А. Р. КИМ

Экономико-статистический анализ внешней торговли Российской Федерации товарами группы 02 ТН ВЭД ЕАЭС со всеми странами в период 2010-2021 гг.

В статье проведен анализ внешней торговли Российской Федерации товарами группы 02 ТН ВЭД ЕАЭС за период с 2010 по 2021 г. Рассмотрены основные показатели внешней торговли, проанализирована структура и структурные сдвиги экспорта и импорта товарной группы 02 ТН ВЭД ЕАЭС, изучена динамика импорта рассматриваемой товарной группы и влияние на нее сезонности.

Ключевые слова: экспорт, импорт, структурные сдвиги, сезонность, автокорреляционная функция, частная автокорреляционная функция, операция дифференцирования.

A. R. KIM

Economic and Statistical Analysis of the Foreign Trade

of the Russian Federation in Goods of Group 02 of the FEACN of the EAEU

with All Countries in the Period 2010-2021

The article analyzes the foreign trade of the Russian Federation in goods of group 02 of the FEACN of the EAEU for the period from 2010 to 2021. The main indicators of foreign trade are considered, the structure and structural shifts in export and import of 02 commodity group of the FEACN of the EAEU are analyzed, the dynamics of import of the considered product group and the influence of seasonality on it are studied.

Keywords: export, import, structural shifts, seasonality, autocorrelation function, particular autocorrelation function, differentiation operation.

КИМ Алина Родионовна, студент экономического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Научный руководитель - Пугач Петр Андреевич, старший преподаватель кафедры информатики и информационных таможенных технологий Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.