Научная статья на тему 'Роль таможенной стоимости товара в регулировании механизма ввоза оборудования'

Роль таможенной стоимости товара в регулировании механизма ввоза оборудования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1071
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ВВОЗ ОБОРУДОВАНИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / CUSTOMS VALUE / IMPORT OF EQUIPMENT / CUSTOMS PAYMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сукманов Эдуард Валентинович, Новосельский Святослав Олегович, Сергеев Евгений Николаевич

В статье исследуются вопросы определения таможенной стоимости товаров и его влияния на организацию механизма ввоза оборудования. Также в работе проводится анализ динамики и структуры таможенных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сукманов Эдуард Валентинович, Новосельский Святослав Олегович, Сергеев Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE CUSTOMS VALUE OF THE GOODS IN THE REGULATION MECHANISM FOR IMPORTING OF EQUIPMENT

The article examines the issues of determining the customs value of goods and its impact on the organization of the mechanism of importation of equipment. The paper also analyzes the dynamics and structure of customs duties

Текст научной работы на тему «Роль таможенной стоимости товара в регулировании механизма ввоза оборудования»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018

УДК 339

Сукманов Эдуард Валентинович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Курский государственный университет e-mail: edik-24@yandex.ru

Новосельский Святослав Олегович, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета анализа и аудита ФГБОУ ВО КГУ e-mail: nsvyatoslav@yandex.ru

Сергеев Евгений Николаевич, студент 5 курса, факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО КГУ e-mail: Evgen1810@inbox.ru

РОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРА В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕХАНИЗМА ВВОЗА ОБОРУДОВАНИЯ

Аннотация: в статье исследуются вопросы определения таможенной стоимости товаров и его влияния на организацию механизма ввоза оборудования. Также в работе проводится анализ динамики и структуры таможенных платежей.

Ключевые слова: таможенная стоимость, ввоз оборудования, таможенные платежи.

Sukmanov Eduard Valentinovich, Candidate of Economic Sciences, associate professor of economy Kursk state university e-mail: edik-24@yandex.ru

Novoselskiy Svyatoslav Olegovich, Candidate of Economic Sciences, the associate professor of accounting of the analysis and audit FGBOU IN KGU e-mail: nsvyatoslav@yandex.ru

Sergeyev Evgeny Nikolaevich, the student of the 5th course, faculty of economy and management FGBOU IN KGU

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018

e-mail: Evgen1810@inbox.ru

THE ROLE OF THE CUSTOMS VALUE OF THE GOODS IN THE REGULATION MECHANISM FOR IMPORTING OF EQUIPMENT

Abstract: the article examines the issues of determining the customs value of goods and its impact on the organization of the mechanism of importation of equipment. The paper also analyzes the dynamics and structure of customs duties.

Keywords: customs value, import of equipment, customs payments.

Таможенные платежи играют существенную роль в системе таможенного регулирования России. Значимость таможенных платежей в системе таможенного регулирования проявляется в нескольких аспектах. В первую очередь стоит отметить фискальную функцию таможенных платежей. Значимость данного функции состоит в том, что таможенные платежи являются существенным источником пополнения доходов бюджета. Таким образом, использование таможенных платежей является одним из факторов роста экономической безопасности страны. С другой стороны важной особенностью таможенных платежей является их протекционистский характер, то есть таможенные платежи призваны с экономической точки зрения защитить отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке функционирования того или иного товара.

При расчете таможенных платежей существенную играет таможенная стоимость товаров. Говоря о таможенной стоимости, необходимо ознакомиться с основными нормативно-правовыми актами, устанавливающими порядок определения таможенной стоимости. Так, во главе иерархии нормативно-правовых актов находится Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), затем следует Таможенный кодекс ЕАЭС [3], в частности глава 8 «Таможенная стоимость товаров»; Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1(ред. от 28.12.2016) «О таможенном тарифе» и Федеральный закон от 27.11.2010 г. №311- ФЗ «О таможенном регу-

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 лировании в Российской Федерации». Так, именно в этих документах заложены правовые основы для применения в практике национального таможенного законодательства основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости. Помимо вышеуказанных нормативно-правовых актов существует и множество других Соглашений, Решений Комиссии ЕАЭС, приказов ФТС, постановлений Правительства РФ [1], [2].

Дальнейшее развитие и совершенствование нормативной национальной базы по таможенной стоимости осуществляется путем ее все большей гармонизации с международными нормами и правилами в этой области. Так, основными факторами, влияющими на таможенную стоимость являются [5]:

1. Цена и общая сумма контракта;

2. Валюта расчета;

3. Объем партии (так как в современной торговле общим правилом является уступка продавца в цене при увеличении объема заказа покупателем);

4. Инфляция (иначе поправка на инфляцию или дату продажи оцениваемого товара);

5. Условия поставки (от этих условий она варьируется от себестоимости товара, до стоимости, которая включает в себя все дополнительные расходы, в том числе и ввозную таможенную пошлину);

6. Условия платежа (наличный, авансовый или их сочетание);

7. Страхование;

8. Прочие коммерческие факторы, учитывающие коммерческие условия совершаемых операций.

Базисные условия поставок - это особые условия, которые характеризуют обязанности продавца и покупателя при поставке товара и определяют момент исполнения продавцом обязанностей по доставке товара и перехода риска гибели или повреждения товара с одной стороны на другую, а также возможных в связи с этим расходов. Толкование базисных условий приведено в сборнике Инкотермс 2010. Классификация цен в зависимости от базисных условий поставки занимает особое место, так как она широко применяется не только на

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 внутреннем рынке, но и на внешнем, в частности в международной торговле. Так как, обязательства по доставке товаров распределяются между продавцом и покупателем, в зависимости от принятых условий поставки в международном договоре купли - продажи, базисные условия поставки стоит определять только на основе Инкотермс-2010 [4].

Инкотермс фиксирует важные коммерческие и юридические аспекты договора купли продажи. К примеру, место и момент исполнения обязанностей продавца по передаче товара, переход рисков с продавца на покупателя, также распределение обязанностей по оплате, получение экспортных и импортных лицензий, распределение обязанностей по транспортировке товара, страхование. Стоит отметить, что цена товара является очень важной характеристикой и в том числе необходимым условием сделки. Цена сделки или иначе стоимость, должна быть указана с достаточной точностью, с полным описанием ее формирования и со всеми разъяснениями, оговорками. Ведь именно цена товара, определенная во внешнеторговом контракте и является исходной базой для определения таможенной стоимости товаров. Таким образом, мы пришли к выводу, что именно цена предмета сделки, установленная на определенных условиях поставки, должна отражать фактические расходы его производства, реализации и доставки до места прибытия в страну потребления.

Базисные условия поставки являются базисом внешнеторговой цены товара, который определяет ее наполняемость в зависимости от распределения транспортных расходов по доставке груза между контрагентами.

Так, транспортные расходы экспортера по доставке товара автоматически входят в цену товара. Иногда транспортная составляющая цены товара достигает 40-50 % цены контракта. Еще одним важным элементом при определении общей составляющей транспортных расходов сторон по доставке товара до места назначения является распределение между контрагентами расходов по таможенной очистке товара при ввозе или вывозе. Чаще всего, продавец несет расходы по таможенной очистке для вывоза, а покупатель - для ввоза. Но данное правило не применимо при EXW и DDP - двух крайних базисов. Правиль-

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 ный выбор базиса поставки имеет огромное значение для эффективного исполнения внешнеторговой сделки. Естественно, каждая сторона стремится зафиксировать в международном контракте наиболее выгодные для себя условия. Порой, самый высокий базис, а следовательно и самая высокая цена далеко не всегда является самой выгодной для экспортера и соответственно наоборот. Обычно, декларант совместно с логистом на предприятии прорабатывают маршрут доставки товара, вид транспорта на котором перемещается товар. Также они занимаются поиском перевозчиков [6].

Не стоит забывать и об правильном документальном оформлении сделки и всех ее элементов, так как в практике часты случаи, когда в счет - фактуре на доставку груза и в договоре перевозки груза отсутствует раздельное указание расходов по доставке товаров до и после места ввоза на таможенную территорию и в связи с этим в таможенную стоимость включается общая стоимость доставки, что в свою очередь приведет к переплате таможенных платежей.

Таким образом, очень важно правильно подобрать условия поставки, так как именно от них будет зависеть дальнейший расчет контрактной цены, которая в дальнейшем станет основой формирования таможенной стоимости товара и послужит базой для исчисления таможенных сборов, пошлин, налогов. И конечно же, важную роль играет определение структурных компонентов и установление контрактной цены с учетом базисных условий поставки, в первую очередь, в таможенных целях на этапе планирования импортной операции, так как это позволит, с одной стороны, минимизировать издержки участников ВЭД, обусловленные перемещением предмета коммерческой сделки через таможенную границу, а с другой стороны, увеличить объем поступлений в доход федерального бюджета от внешнеторговой деятельности страны [5].

Для определения значимости таможенных платежей в финансово-экономической системе государства необходимо рассмотреть их динамику, а также определить роль в формировании величины доходов федерального бюджета. В этой связи в таблице 1 отразим динамику таможенных платежей, поступивших в доходы федерального бюджета. На основе расчетов в таблице 1

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018

можно сделать вывод о том, что за период исследования величина таможенных платежей, поступивших в доходы федерального бюджета РФ имеет разнонаправленную тенденцию. В первую очередь стоит отметить, что в 2016 году по сравнению с 2015 годом величина таможенных платежей выросла на 9,41 %, но в 2017 году по сравнению с 2016 годом величина таможенных платежей сократилась на 11,82 %. В основе данного явления находятся ряд факторов, но основным из них является сокращение величины вывозных таможенных пошлин. Расчеты показали, что в 2017 году по сравнению с 2016 годом величина вывозных таможенных пошлин сократилась на 26,12 %. В тоже время в 2016 году по сравнению с 2015 годом значение данного показателя выросло на 9,83 %. На рисунке 2 отразим динамику таможенных платежей, поступивших в доходы федерального бюджета.

Таблица 1 - Динамика таможенных платежей, поступивших в доходы феде-

рального бюджета

Вид таможенного платежа 2015 год 2016 год 2017 год 2016 год в % к 2015 году 2017 год в % к 2016 году

Общая величина доходов федерального бюджета, админи-стрируемых таможенными органами, млрд. руб. 4567,6 4997,6 4406,9 109,41 88,18

в том числе: НДС, млрд. руб. 1509,7 1643,5 1762,8 108,86 107,26

ввозные таможенные пошлины, млрд. руб. 453,7 484,2 489,8 106,72 101,16

вывозные таможенные пошлины, млрд. руб. 2531,5 2780,4 2054,1 109,83 73,88

акцизы при ввозе товаров, млрд. руб. 33,8 47,5 58,8 140,53 123,79

таможенные пошлины, уплачиваемые физическими лицами, млрд. руб. 7,5 8,8 5,6 117,33 63,64

таможенные сборы, млрд. руб. 15,7 16 16,9 101,91 105,63

иные платежи, млрд. руб. 15,7 17,2 18,9 109,55 109,88

Источник: составлено автором при использовании источника [7]

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018

На основе проведенных расчетов можно также заключить, что в 2016 году по сравнению с 2015 годом происходит рост величины НДС, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС на 8,86 %, а в 2017 году по сравнению с 2016 годом величина данного показателя увеличилась на 7,26 %. Положительную динамику на протяжении всего периода изучения имеет величина ввозных таможенных пошлин. Анализ показал, что размер поступления ввозных таможенных пошлин в федеральный бюджет в 2016 году вырос по сравнению с 2015 годом на 6,72 %, а в 2017 году увеличился по сравнению с 2016 годом на 1,16 %. Существенный прирост отмечается при анализе величины акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, величина которых в 2016 году по сравнению с 2015 годом выросла на 40,53 %, а в 2017 году выросла по сравнению с 2016 годом на 23,79 %. Кроме того следует отметить резкое сокращение в 2017 году по сравнению с 2016 годом величины таможенных пошлин, уплачиваемых физическими лицами в размере 36,36 %.

Таможенные платежи устанавливаются и реализуются в рамках таможенной политики России. Таможенная политики России является составной часть её финансово-экономической политики, которая направлена на исчисление и взимание таможенных платежей при соблюдении необходимых для этого условий. Сам институт таможенных платежей создан и функционирует в рамках государственной политики таможенного дела. В рамках данной политики государство строит и реализует экономический механизм, который направлен на создание условий по исчислению и уплате таможенных платежей в России.

Таким образом, в целом можно сделать вывод о том, что динамика таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет остается относительно стабильной на протяжении исследуемого периода времени. В тоже время нельзя не отметить наличие определенных структурных изменение в величине поступивших таможенных платежей, но в целом можно констатировать, что таможенные платежи занимают существенное место в структуре доходов федерального бюджета. В данном аспекте стоит отметить фискальную функцию та-

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018 моженных платежей. Значимость данного функции состоит в том, что таможенные платежи являются существенным источником пополнения доходов бюджета. Таким образом, использование таможенных платежей является одним из факторов роста экономической безопасности страны.

Список источников:

1. «Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур" (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/ (дата обращения: 02.03.2018г.)

2. Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994 г.- URL: Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 02.03.2018г.)

3. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=215315&fld= 134&dst=1000000001,0&md=0.6533203649734765#0(дата обращения: 02.03.2018г.)

4. Новосельский С.О. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью / С.О. Новосельский, И.Н. Щедрина, В.А. Криулин // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. -2016. - №7.ч.2. - С.23-28

5. Новосельский С.О. Оценка развития малого и среднего предпринимательства в РФ: международный аспект / С.О. Новосельский, М.В. Макин, О.В. Пшеничникова, В.И.Садыкова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2016. - №8.ч.2. - С. 121-125

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (19), 2018

6. Новосельский С.О. Российский рынок банковского кредитования: современное состояние и перспективы развития / С.О. Новосельский, Э.Р. Шами-лова, Е.А. Ашуркова, О.М. Рождественская // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - №5.ч.6. - С.58-64

7. Официальный сайт Федеральной Таможенной Службы РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru дата: обращения 02.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.