Научная статья на тему 'РОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО'

РОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / CUSTOMS POLICY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SAFETY / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / CUSTOMS DUTIES / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / BUDGETARY POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болдырева Инна Александровна

В статье с позиции оптимизации таможенной политики рассматривается проблема обеспечения экономической безопасности России в посткризисный период в условиях членства во Всемирной торговой организации. Дается краткая оценка угроз экономической безопасности в связи с вступлением России в эту организацию. Обосновывается потребность в изменении вектора реализации таможенной политики с целью обеспечения экономической безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Болдырева Инна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CUSTOMS POLICY IN SOLVING THE CONTEMPORARY ISSUES OF ECONOMIC SECURITY UNDER THE CONDITION OF MEMBERSHIP IN WTO

In the article the problem of ensuring the economic safety of Russia in post crisis period in condition of the membership in World trade organization is examined from the perspectives of optimization of the customs policy. The short estimation of the threats to economic safety in view of entering by Russia in WTO is given. The necessity in changing the vector of realization of customs policy with intent of ensuring the economic safety of Russia is substantiated.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО»

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА

Н. а. Болдырева

РОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО

В статье с позиции оптимизации таможенной политики рассматривается проблема обеспечения экономической безопасности России в посткризисный период в условиях членства во Всемирной торговой организации. Дается краткая оценка угроз экономической безопасности в связи с вступлением России в эту организацию. Обосновывается потребность в изменении вектора реализации таможенной политики с целью обеспечения экономической безопасности России.

Ключевые слова: таможенная политика; экономическая безопасность; таможенные пошлины; внешнеэкономическая деятельность; конкурентоспособность; бюджетная политика.

Одним из важных функциональных императивов деятельности таможенных органов любого государства является обеспечение экономической безопасности. В документе Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО) «Таможня в XXI в. Усиление роста и развития путем упрощения процедур торговли и безопасности границ» глобальная миссия института таможни определена как развитие и применение интегрированного комплекса мер и процедур, обеспечивающих повышение защиты и безопасности, эффективную поддержку торговли, сбор доходов в госбюджеты [1, с. 5].

В Стратегическом плане ВТамО обозначены основные задачи таможенных служб всех государств: пополнение доходов госбюджетов, обеспечение национальной безопасности, защита общественных интересов, упрощение процедур торговли, сбор статистических данных о торговле.

В то же время в указанном плане обозначен целый ряд проблем, с которыми сталкиваются администрации таможенных органов по всему миру, а именно:

- необходимость реагирования таможенного сообщества на глобальный финансовый кризис и объединения усилий по поддержанию доверия к торговой системе;

- необходимость установления контроля за распространением региональных торговых соглашений о введении преференций;

- повышение информированности о факторах, усиливающих уязвимость международной торговли;

- установление более сложных процедурных требований, связанных с выполнением международных обязательств и стандартов по оказанию таможенных услуг;

- повышенное внимание к негативным экономическим и социальным последствиям нарушения прав интеллектуальной собственности;

- усиление роли таможенных служб государств как ключевого фактора экономического роста, социального развития и национальной безопасности;

- необходимость работы таможенных служб в условиях ограниченного финансирования и одновременно высоких ожиданий со стороны государства;

- необходимость постоянной корректировки организационной и административной структуры таможенных органов с учетом изменений государственной политики.

Таможенная политика, являясь составной частью внутренней и внешней политики государства, определяет основные цели, задачи и функции таможенного дела в РФ.

Согласно Стратегии Федеральной таможенной службы до 2020 г. под таможенной политикой России понимается государственная политика в области таможенного дела, включающая систему мер, осуществляемых Федеральной таможенной службой (далее - ФТС России) в целях эффективной реализации возложенных на нее функций и решения стоящих перед ней задач в сфере внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) [2]. Данное определение показывает взаимосвязь и взаимообусловленность таких понятий, как «таможенное дело» и «таможенная политика», но не раскрывает содержания таможенной политики.

Анализируя общие признаки многочисленных трактовок содержания понятия «таможенная политика», предлагаемых учеными и практиками, представляется возможным дать следующее ее определение: «таможенная политика - это система целенаправленных мер государства в сфере обеспечения собственных экономических интересов и безопасности посредством методов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности».

Усиление международной экономической интеграции, либерализация ВЭД России определяют потребность в формировании эффективной таможенной политики как инструмента отражения угроз экономической безопасности. Проблема обеспечения экономической безопасности России актуализируется в последние годы в связи с двумя обстоятельствами:

1) зависимость внутренних финансово-бюджетных процессов от состояния мирового финансового рынка. Последствия мирового финансового кризиса показали неустойчивость многих национальных экономик и их зависимость от внешних угроз. Сохраняющаяся ситуация повышенных рисков финансовой дестабилизации в мировой экономике предопределяет необходимость проведения ответственной бюджетной политики федеральными правительствами тех стран, где доходы бюджета находятся в сильной зависимости от экспорта сырьевых ресурсов и конъюнктуры цен на мировых рынках. Для России данное обстоятельство особо значимо, так как доходы федерального бюджета страны на 40% формируются за счет экспортных таможенных пошлин на нефть и газ;

2) расширение и углубление внешнеэкономических связей России после вступления во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). По оценкам экспертов, снижение импортных ставок таможенных пошлин и обострение конкуренции с иностранными производителями могут осложнить функционирование предприятий и компаний, ныне обеспечивающих около 40% совокупного объема выпуска в экономике и 60% занятости в промышленности и сельском хозяйстве РФ [3,

с. 10]. Поддержание конкурентных позиций отечественных предприятий в рамках присоединения России к ВТО ставит проблемы структурной перестройки экономики в ряд первоочередных задач государственной политики.

В этих условиях повышается роль таможенной политики как инструмента, способствующего переходу российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышению глобальной конкурентоспособности. Основные направления таможенно-тарифной политики России, ежегодно разрабатываемые правительством, отражают высокий динамизм ее приоритетов, целей и задач в период с 2009 по 2012 г. (табл. 1). Ежегодная корректировка основных направлений таможенно-тарифной политики была обусловлена следующими причинами:

- мировым финансовым и экономическим кризисом;

- углубляющейся рецессией в большинстве стран и значительным сужением совокупного мирового спроса;

- переносом кризисных явлений в экономику России и необходимостью разработки антикризисных мер;

- созданием Таможенного союза;

- переговорным процессом по присоединению России к ВТО.

Таблица 1

Задачи таможенно-тарифной политики в период с 2009 по 2012 г.

Этап реализации Задачи таможенно-тарифной политики

2009-2010 гг. Защита внутреннего рынка и содействие развитию импортозамещающих производств при одновременном поддержании эффективной конкурентной среды. Поддержка и стимулирование экспорта. Усиление фискального эффекта таможенно-тарифного регулирования с использованием мер и инструментов, не обременительных для потребителей и не ведущих к росту инфляции, при одновременном снижении фискальной нагрузки на социально значимые товары

2011-2012 гг. Содействие преодолению кризисных явлений и посткризисному развитию российской экономики, диверсификации и повышению ее глобальной конкурентоспособности за счет эффективного применения инструментов таможенно-тарифного регулирования в сочетании с нетарифными и другими мерами торговой и общеэкономической политики. Развитие конкурентной среды на внутреннем рынке, в том числе за счет постепенного снижения уровня таможенно-тарифной защиты. Содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передового иностранного оборудования и технологий, повышения инвестиционной привлекательности высокотехнологичных секторов. Наращивание экспортного потенциала, последовательная, с использованием таможенно-тарифных инструментов, поддержка экспорта и мероприятий по усилению глобальной конкурентоспособности отечественных обрабатывающих отраслей и сферы услуг. Обеспечение стабильности и транспарентности применения мер таможенно-тарифного регулирования

Реализация таможенно-тарифной политики в 2013-2014 гг. будет осуществляться в качественно иных торгово-политических и рыночных условиях. В свете вступления России в ВТО таможенно-тарифное регулирование будет определяться обязательствами имплементационного периода и поэтапного снижения ставок ввозных таможенных пошлин в конкретных отраслях экономики. В рамках переговоров по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок достигнуты договоренности о единовременном снижении Россией ввозных таможенных пошлин более чем по трети тарифных позиций. По четверти тарифных позиций

снижение ставок должно быть произведено не позднее трех лет после даты присоединения.

Таблица 2

Обязательства России, взятые при вступлении в ВТО

Взятое обязательство Условия и параметры обязательства

1. Снижение ставок импортных пошлин и импортных квот Средневзвешенная импортная ставка сократится с 10 до 7,8%. При этом снижение среднеарифметического значения импортной ставки составит 3,7 процентных пункта (с 12,9 до 9,2%), а средневзвешенной ставки -4,8 процентных пункта (с 11,9 до 7,1%)

2. Снятие административных барьеров на допуск иностранных компаний к отечественным рынкам Количественные ограничения на импорт (квоты, запреты, разрешения, предварительные санкции, лицензирование или другие требования или ограничения), которые не подтверждены ВТО и не проводятся под ее ревизией, должны быть исключены без возможности введения повторно. Кроме того, Россия принимает на себя обязательства по облегчению допуска иностранных компаний на рынок по 116 из 155 секторов услуг

3. Сокращение экспортных пошлин Россия обязалась снизить ставки примерно на 700 товарных позиций. Нефтегазовый экспорт при этом не будет затронут, а максимальный эффект будет достигнут для черных и цветных металлов, где экспортные ставки снизятся до 0%

Оценки, даваемые различными экспертами о последствиях вступления России в ВТО, неоднозначны, а порой противоречивы. По оценкам Всемирного банка, присоединение России к ВТО даст 3,3% дополнительного прироста ВВП сразу и прибавку в 11% впоследствии [3].

В качестве выгод, приобретаемых Россией от вступления в ВТО, в основном приводятся следующие:

- возможность в дальнейшем оказывать влияние на формирование правил развития мировых торговых связей в соответствии со своими национальными интересами;

- увеличение прямых иностранных инвестиций, производимых многонациональными поставщиками услуг, благодаря принятым обязательствам по либерализации сферы услуг для иностранных инвесторов;

- повышение производительности благодаря притоку импортных технологий в результате снижения российских тарифных барьеров;

- улучшение режима в отношении российских экспортеров при рассмотрении случаев антидемпинга;

- создание правовых рамок для цивилизованного рыночного развития страны.

По мнению экспертов, негативно оценивающих вступление России в ВТО, потери экономики страны в 2020 г., обусловленные вступлением в ВТО, составят 3% ВВП и около 19% годового производства в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве [4, с. 23].

В качестве отрицательных последствий присоединения России к ВТО, как правило, приводятся следующие:

- снижение защиты многих российских отраслей и производителей, находящихся сегодня в кризисном состоянии, в условиях значительного облегчения доступа на российский рынок иностранных товаров и услуг за счет снижения импортных пошлин;

- сокращение доходной части федерального бюджета в условиях снижения импортных пошлин;

- ограничение свободы государства в области применения тех или иных эффективных мер регулирования ВэД, особенно ограничивающих импорт;

- осложнение продвижения по пути интеграции России со странами СНГ, в частности, в рамках Таможенного союза.

По каждой представленной позиции можно привести множество как аргументов, так и контраргументов. Существенным представляется тот аргумент, что в России в последнем десятилетии фактически уже было проведено одномоментное снижение импортных пошлин в отношении всех ввозимых товаров. В течение 2001-2002 гг. Правительство РФ внесло кардинальные изменения в импортный тариф, сократив количество применяемых ставок пошлин и проведя их унификацию в отношении товаров с однородными или близкими характеристиками. эта тарифная новация по существу осталась незамеченной российскими товаропроизводителями и не привела к прекращению роста производства в промышленности [5, с. 33].

Очевидно, что на современном этапе значительно повышаются требования к обоснованности, гибкости и оперативности таможенно-тарифного регулирования за счет совершенствования качественных параметров таможенного тарифа, корректировки ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин, оптимизации национальной системы тарифных преференций и льгот, повышения эффективности таможенного администрирования и т. д.

В условиях присоединения к ВТО, когда возможность диверсификации в области принятия таможенно-тарифных решений снижается, возникает необходимость активизации нетарифных мер, таких как применение специальных защитных антидемпинговых и компенсационных пошлин. Вероятнее всего, в будущем появится необходимость повышения эффективности адресных мер защиты рынка, которые должны быть оперативно задействованы в случаях, когда снижение уровня тарифной защиты ведет к росту импорта и ущербу для отечественного производства.

Отдельно следует остановиться на проблеме финансовой безопасности, связанной с предполагаемыми потерями федерального бюджета в результате снижения таможенных пошлин. Факт вступления России в ВТО окажет существенное воздействие на изменение показателей бюджетного планирования в ближайшем трехлетнем периоде. По оценкам экспертов, связанная со вступлением в ВТО либерализация внешнеторговой деятельности, скорее всего, приведет к усугублению положения в ряде отраслей народного хозяйства в силу их низкой конкурентоспособности, что, в свою очередь, снизит налоговые поступления в федеральный бюджет от реального сектора экономики. Предполагается, что снижение импортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию, лекарства, продукцию машиностроения, промышленные самолеты приведет к серьезным проблемам в этих отраслях, с чем связывается снижение налоговых поступлений в бюджет от реального сектора в размере 160 млрд. руб. [4, с. 23].

За счет снижения импортных таможенных пошлин ожидается сокращение и самих таможенных доходов. В структуре доходов федерального бюджета ввозные таможенные пошлины составляют 4-6% (табл. 3). Однако даже незначительное снижение ставок ввозных таможенных пошлин будет способствовать

вестник российской таможенной академии • № 2 • 2013

уменьшению доходов федерального бюджета в объемах от 200 до 300 млрд. руб. в год. Так, до ратификации договора о вступлении в ВТО в первоначальном проекте федерального бюджета на 2012 г. планировалось увеличение поступлений от ввозных таможенных пошлин до 803,8 млрд. руб., а в 2013 г. -до 911,8 млрд. руб. за счет роста налогооблагаемых объемов импорта и роста курса доллара США по отношению к рублю. Однако в соответствии с «Основными направлениями бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», обнародованными Минфином России 18 июля 2012 г., из-за снижения средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин доходы федерального бюджета в 2013 г. снизятся на 187,8 млрд. руб., в 2014 г. - на 256,8 млрд. руб., в 2015 г. - на 365,9 млрд. руб.

Таблица 3

Динамика таможенных пошлин в структуре доходов федерального бюджета РФ*

Годы Доходы федерального бюджета, млрд. руб. Ввозные пошлины** Вывозные пошлины**

млрд. руб. в структуре доходов бюджета, % млрд. руб. в структуре доходов бюджета, %

2008 9 275,9 625,6 6,7 2 797,6 30,1

2009 7 337,8 467,2 6,4 2 014,8 27,4

2010 8 305,4 345,0 4,1 2 469,5 29,7

2011 11 366,0 2,2 - 3 653,3 32,1

2012 12 853,7 0,01 - 4 099,7 31,9

* Рассчитано по данным Минфина России: http://info.minfin.ru/fbdohod.ph.

Без учета доходов по соглашениям между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в рамках Таможенного союза.

Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что сокращение объема ввозных таможенных пошлин из стран дальнего зарубежья складывается под воздействием двух составляющих: 1) снижения импорта за счет опережающего расширения торговли внутри Таможенного союза в связи с процессом замещения товаров из дальнего зарубежья товарами из стран Таможенного союза; 2) снижения ставок ввозных таможенных пошлин в связи с вступлением России в ВТО.

В то же время продолжает сохраняться на высоком уровне доля доходов от экспортных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты, что подтверждает устойчивую тенденцию преобладания конъюнктурной составляющей в формировании доходов федерального бюджета.

Таким образом, реализация фискальной функции таможенных органов в значительной степени зависит от колебаний неконтролируемых Россией цен на импортные и экспортные товары.

С позиции повышения эффективности таможенного механизма представляется необходимым усиление его стимулирующей и регулирующей функций, направленное на развитие экономики страны, создание благоприятных условий для осуществления ВЭД при сбалансированном использовании методов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Стимулирующее и регулирующее воздействие таможенного механизма на экономику может быть реализовано за счет оптимизации комплекса методов и инструментов:

- дифференциации ставок таможенных пошлин в зависимости от степени переработки продукции (минимальные пошлины - на сырье, материалы, комплектующие, максимальные - на готовые товары и изделия), способствующей переносу производств на территорию РФ за счет создания более привлекательных условий для изготовления продукции в России по сравнению с импортом;

- обеспечения сбалансированности регулирования импорта за счет применения таких специфических тарифных инструментов, как сезонные пошлины, тарифные квоты в аграрной сфере, а также применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

- снижения ставок ввозных таможенных пошлин на прогрессивное технологическое оборудование, не имеющее отечественных аналогов, в условиях сохранения защитных ввозных таможенных пошлин на конкурентоспособное оборудование, производимое отечественными предприятиями;

- оптимизации системы тарифных преференций и льгот как в части уточнения перечня развивающихся и наименее развитых стран, так и по линии сокращения тарифных льгот (например, в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал организаций с иностранными инвестициями);

- совершенствования практики планирования и прогнозирования таможенных платежей, в частности, переход в прогнозировании доходов от экспорта сырья с метода «от достигнутого» к многофакторному анализу и планированию, учитывающему не только количественные составляющие (цены на сырье, курс иностранной валюты, натуральный объем экспорта, ставки таможенных платежей, льготы и преференции), но и качественные характеристики (политические риски, изменение нормативно-правовой базы и т. д.) [6];

- повышения результативности финансового контроля (за полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей, таможенной стоимости с целью снижения потерь от недостоверного декларирования, проверки правомерности применения налогоплательщиком нулевой ставки НДС при экспорте товаров), в том числе за счет усиления взаимодействия таможенных и налоговых органов;

- активизации применения элементов риск-менеджмента с учетом факторов риска внутренней и внешней среды: рисков самой системы таможенных органов (профессиональная компетентность сотрудников, надежность технической системы таможенной инфраструктуры) и рисков, связанных с поведением участников ВЭД (соблюдение таможенного законодательства и финансовая устойчивость участников ВэД).

В заключение необходимо отметить, что условия посткризисного состояния экономики России и факт вступления в ВТО требуют консолидации усилий государственной власти, таможенных органов, бизнес-сообщества в направлении обеспечения экономической безопасности государства.

Использованные источники

1. Customs in the 21st century: Enhancing Growth and Development through Trade Facilitation

and Border Security. Electronic text data. 2008. Mode of access [Электронный ресурс]. http://

www.wcoomd.org.

2. Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 г., утв. приказом ФТС России от 27.06.2009 № 1333 «О решении коллегии ФТС России от 26 июня 2009 года "О проекте Стратегии Федеральной таможенной службы до 2020 года"».

3. Резерфорд Т., Тарр Д. Вступление России в ВТО: влияние на экономику, отрасли, рынок труда и домохозяйства [Электронный ресурс]. URL: http:// www.worldbank.org/trade/ russia-wto.

4. Бабкин К. А., Кузнецов А. В., Корчевой Е. А., Пронин В. В., Самохвалов В. А. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации. М.: ООО «Радуга», 2012.

5. Оболенский В.П. Обязательства России в ВТО: плюсы и минусы // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 2. С. 18-36.

6. Чернышова Е. Г. Факторы формирования таможенных платежей от экспорта энергоносителей // Вестник Российской таможенной академии. 2011. № 4. С. 19-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.