Научная статья на тему 'Роль таможенной политики России в развитии международных экономических отношений'

Роль таможенной политики России в развитии международных экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1418
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова О.С.

Эффективность внешнеэкономической деятельности любой страны в условиях глобализации мировой экономики определяется влиянием большого числа факторов, среди которых одним из главных является механизм государственного регулирования экспортных и импортных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль таможенной политики России в развитии международных экономических отношений»

Вопросы экономики

роль таможенной политики россии в развитии международных экономических отношений

о.с. романова,

кандидат экономических наук, руководитель отдела международных отношений

Института налогового консультирования

Эффективность внешнеэкономической деятельности любой страны в условиях глобализации мировой экономики определяется влиянием большого числа факторов, среди которых одним из главных является механизм государственного регулирования экспортных и импортных операций.

Важную роль в этом процессе выполняет таможенная служба государства, которая является промежуточным звеном в системе международных экономических отношений, соединяя интересы национальной экономики (и ее представителей, осуществляющих свою деятельность на мировом и российском рынках) с интересами хозяйствующих субъектов иностранных государств. Расширение участия России в международном разделении труда и развитии мирохозяйственных связей предъявляет особые требования к деятельности таможенных органов страны. Ставя генеральной целью обеспечение народнохозяйственного, бюджетного, экологического эффектов, таможенная служба тем самым создает благоприятные условия отечественным предприятиям, осуществляющим внешнеторговую деятельность. Это достигается в результате повышения оперативности, упрощения и ускорения таможенного оформления, расширения системы консультирования и информирования, более надежной конфиденциальности информации, улучшения кадрового потенциала, совершенствования контроля таможенных операций и т. д. Одна из главных функций таможенной системы — не пропускать на таможенную территорию России недоброкачественные товары, прежде всего продукты питания, в целях сохранения здоровья населения, снижения заболеваемости и смертности, а также улучшения демографической ситуации. Важной составляющей системы таможенного регулирования является налоговая (фискальная) политика, от которой во многом

зависит эффективность таможенной деятельности по формированию и расходованию бюджетных средств, связанных с внешнеторговыми операциями. Таким образом, деятельность таможенных органов является многоаспектной и представляет исключительную важность для обеспечения безопасности страны.

Следует отметить, что открытие национального рынка для зарубежных компаний и выход нашей страны на внешний рынок дали определенный положительный эффект. Это позволило обеспечить потоки товаров в страну и решить проблему их дефицита, прежде всего на потребительском рынке, приостановить спад во многих сферах экономики; прибрести опыт ведения конкурентной борьбы путем совершенствования производственной и сбытовой деятельности; открыть доступ к инвестициям (в том числе иностранным), необходимым для модернизации производства. В последние годы (начиная с 2000 г. и по настоящее время) стала наблюдаться позитивная тенденция в социально-экономическом развитии страны, хотя по основным макроэкономическим показателям не удалось достигнуть уровня 1990 г. Вместе с тем либерализация внешнеэкономической деятельности вызвала ряд негативных проявлений в развитии национальной экономики, прежде всего во внешнеторговой сфере. Одним из главных отрицательных моментов стало нарушение структурных пропорций экспорта и импорта — важнейших индикаторов национальной экономической безопасности. Об этом свидетельствует более чем троекратный рост экспортной квоты в валовом внутреннем продукте страны по сравнению с дорыночным периодом. Главными причинами тому стали: резкое сокращение внутреннего производства, деформация структуры внешней торговли, преимущественно за счет экспорта топливно-сырь-

финансы и кредит

71

евых ресурсов и продукции первого передела. При этом заработанные валютные средства зачастую не были направлены на модернизацию национального производства и в значительном объеме нелегально ушли за рубеж. В результате массированной экспансии импортной продукции многие отечественные товаропроизводители оказались неспособными противостоять конкурентному давлению иностранных компаний, имеющих богатый опыт работы на международных рынках, прежде всего по ценовым параметрам ввозимых товаров. Захват отечественных внутренних (особенно продовольственного и других потребительских) рынков России иностранной продукцией по своим масштабам не имел аналогичного прецедента ни в одной из стран, перешедших на рыночную модель ведения хозяйственной деятельности. Существенным пробелом в системе государственного регулирования импортных потоков стало игнорирование факта, что при тарифной декомпозиции международной торговли резко возросло количество мер нетарифного ограничения товарного ввоза из-за рубежа за счет применения антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин, санитарных норм, технических стандартов и т. п. Иностранные капиталовложения не смогли стать активным фактором насыщения потребности инвестиций в реальном секторе экономики, даже в отраслях, ориентированных на экспорт. В итоге несмотря на развитие внешнеэкономических связей, не удалось кардинальным образом изменить неэффективную международную специализацию российской экономики. Это поставило нашу страну в крайне уязвимое экономическое положение и резко усилило зависимость от конъюнктуры мирового рынка.

Сегодня в структуре внешнеторгового товарооборота значительно преобладает доля импортной продукции, которая находится на грани предельного уровня. В мировой практике пороговое значение этого показателя не превышает 30 % [1], тогда как в России с середины 1990-х гг. он никогда не опускался ниже 40 %, а в отдельные годы даже превышал 50 %-ный уровень [2, 3, 4] (см. рис.), что указывает на крайнюю необходимость сбалансирования структурных пропорций экспорта и импорта.

5%

39

56%

□ Импорт ■ Экспорт

□ Прочие

Структура таможенных платежей в Федеральном бюджете России

Предпосылками создавшегося дисбаланса стало то, что регулирование экспортно-импортных операций проводилось без учета национальных интересов хозяйствующих субъектов и с отрывом от существующих внутренних экономических и социальных реалий. Среди главных причин организационно-методического характера, обусловивших такое положение, следует выделить: постоянные изменения системы тарифного, нетарифного, налогового и валютного регулирования, а также методов контроля внешнеторговых операций; ужесточение и либерализация режимов лицензирования и квотирования; отмена обязательной регистрации контрактов; необходимость подтверждать соответствие цены, количества и качества экспортируемых товаров; паспортизация экспортных, импортных и бартерных сделок; унификация ставок ввозных таможенных пошлин и др. Принятые федеральные законы в сфере внешнеэкономической деятельности в подавляющем большинстве случаев не носили характера прямого действия и часто противоречили друг другу, а их практическая реализация передавалась многочисленным ведомствам, что способствовало росту коррумпированности и криминализации бизнеса. Таким образом, со стороны государства не были обеспечены благоприятные условия для эффективного выхода российских участников внешнеэкономической деятельности на внешние рынки в силу отсутствия стабильности, предсказуемости и транспарентности (понятности, прозрачности, четкости) национальной законодательной базы. Все это подчеркивает необходимость корректировки как самой внешнеторговой политики, так и совершенствования законодательно-нормативной базы (системы) государственного регулирования таможенными институтами внешней торговли с учетом проявления новых тенденций в развитии мирохозяйственных связей.

Для противостояния негативному воздействию глобализации мировых экономических процессов на российскую экономику, с которым страна не в состоянии справиться самостоятельно, России необходима интеграция с крупными международными альянсами. По данным экспертов ООН, в настоящее время в мире функционирует в общей сложности около 300 региональных и двусторонних торговых соглашений, во многом определяющих конъюнктуру мирового рынка, и на которые приходится свыше 50 % мировой торговли. Специалисты справедливо считают, что интересы сотрудничества таких альянсов с Россией ориентированы лишь на ее огромный ресурсный потенциал, гигантский по

своим масштабам внутренний рынок и уникальное географическое положение. Поэтому сегодня перед страной стоит крайне сложная проблема нахождения оптимального варианта сотрудничества на основе рациональной таможенной политики. При этом страна должна опираться на собственные силы, гибко реагируя на сложившуюся расстановку геоэкономических и геополитических сил и учитывая возможные последствия принятых стратегических решений в долгосрочной перспективе. Особую актуальность данные вопросы приобретают в свете грядущего вступления РФ во Всемирную торговую организацию, в состав которой входят 149 стран, на долю которых приходится около 90 % всей мировой торговли. Это требует соответствующей адаптации к международным нормам и правилам, значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе в области таможенных процедур: снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей. Государства-члены ВТО в таможенной политике используют в основном следующие приемы защиты своих продовольственных рынков: тарифно-таможенное регулирование; квотирование импорта и экспорта; применение специальных технических барьеров; инициирование антидемпинговых расследований. По оценкам экспертов Всемирного банка, наибольшие потери при присоединении России к ВТО понесут наряду с другими отраслями сельское хозяйство и пищевая промышленность. Так, они считают, что размер потерь составит около 4 млрд долл. США, а за счет превышения импорта агро-продовольственных товаров над их экспортом — до 7,3 млрд долл США ежегодно [5].

Все это требует формирования эффективной внешнеэкономической деятельности путем совершенствования таможенного механизма как одного из главных государственных регуляторов, определяющих результативность экспортных и импортных операций. Такой механизм должен быть построен на принципах таможенного администрирования, основу которых составляют правовые и экономические нормы и правила, обеспечивающие соблюдение баланса интересов для всех участников внешнеэкономической деятельности как отдельных предпринимательских структур, так и государств. В этих условиях таможенная политика как составная часть внешнеэкономической политики становится мощным рычагом, при помощи которого государство может стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе экспорта продукции, и создавать выгодные для

страны условия при ввозе импортных товаров, тем самым активно вовлекая отечественных производителей в конкурентную борьбу. Согласно расчетам специалистов, таможенная служба России приносит стране ежегодно эффект (с учетом всех его видов) до 2 млрд долл. США [5].

Однако в этой области также существует ряд серьезных проблем в основном из-за того, что вопросы совершенствования таможенного регулирования не являлись предметом специальных углубленных исследований. Прежде всего, не получила всестороннего отражения процедура взаимодействия регулирующих, контрольных органов, включая таможенную службу, с участниками ВЭД (различными корпорациями, ассоциациями, ТНК и пр.). Кроме того, отсутствие методических рекомендаций не позволяет привести в соответствие процедуры таможенного оформления, уплаты таможенных платежей, определения таможенной стоимости, проведения таможенного контроля, а также разработать эффективный механизм, обеспечивающий координированное взаимодействие таможенных органов с операторами внешней торговли.

В этой связи среди основных направлений совершенствования таможенной деятельности необходимо выделить следующие:

• координация внешнеторговой политики и системы регулирования внешней торговли России с правилами международной торговли, определяемыми мировыми экономическими организациями;

• отработка технологии таможенного контроля с учетом интересов экспортеров и импортеров путем ее упрощения, ускорения и повышения транспарентности;

• развитие внешней торговли России на уровне интеграционных региональных структур и двусторонних соглашений;

• совершенствование таможенного механизма, способного оптимально сочетать тарифные, нетарифные, налоговые и валютные инструменты и адекватно реагировать на изменения, происходящие как на российском, так и на международных рынках;

• учет интересов страны при разработке таможенного механизма (на уровне федерации и регионов), экспортеров и импортеров товаров;

• совершенствование контроля таможенной стоимости товара, возмещения НДС, реализации соглашений о разделе продукции, уплаты таможенных платежей;

финансы и кредит

73

• создание более надежной облегченной и прозрачной системы контроля таможенной стоимости;

• разработка упрощенной системы организации уплаты таможенных платежей;

• более широкое участие таможенных органов в совершенствовании законодательной и нормативной базы;

• поддержание отечественного товаропроизводителя;

• создание посредством внешнеторгового и таможенного регулирования благоприятных условий для конкуренции на внешнем и внутреннем рынках;

• оптимизация структуры экспорта и импорта товаров;

• упрощение таможенных процедур и контроля, повышение его надежности и качества;

• расширение взаимодействия федеральных и региональных таможенных органов с другими контролирующими ведомствами;

• оптимизация схемы размещения таможенных органов по территории страны;

• совершенствование информационного обеспечения;

• сокращение времени таможенного оформления и контроля посредством усиления взаимодействия с пограничной, ветеринарной, санитарной службами.

Современные реалии ВЭД должны опираться на эффективно действующий механизм регулирования внешнеторговых сделок, обеспечивающий баланс интересов государства, а также экспортеров

и импортеров товаров. При этом система государственного регулирования внешней торговли должна быть транспарентной и базироваться на правовом поле, на котором эффективно осуществляют свою деятельность и участники ВЭД, и государственные органы, их контролирующие.

Правильно координированная и подкрепленная соответствующим инструментарием и законодательством внешняя политика государства создает благоприятные условия для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом и внутреннем рынках, стимулы для реализации стратегии импортозамещения, предпосылки для формирования доходной части бюджета, что способствует укреплению экономической безопасности страны.

Литература

1. Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес / Пер. с англ. под ред. А. Г. Медведева. — СПб.: Питер, 2005.

2. Россия и страны мира, 2004: Стат. сб. / Ростам. — М.: 2004.

3. Российский статистический ежегодник, 2005: Стат. сб. / Росстат. — М.: 2006.

4. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. Сборник 2000. М.: Государственный таможенный комитет, 2001.

5. Тарасов В.И. О перспективах использования опыта государств-членов ВТО в разработке способов защиты продовольственного рынка России / Сборник научных трудов МПА: Вып. III / Под ред. В. А. Бутковского. - М.: ГИОРД, 2005.

Подписка cUBRARty.RU

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.