РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Алехина А.В.
преподаватель Литвинова С.А.
к.э.н., доцент
Южно-Российский институт управления -филиал Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации г. Ростов-на-Дону, Россия
РОЛЬ SWOT-АНАЛИЗА ПРИ ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация: В статье рассмотрены основные принципы осуществления SWOT-анализа. На примере компании ЗАО «ДонМаслоПродукт» определены сильные и слабые стороны изготовления растительного масла, проанализированы конкуренты предприятия, предложены пути повышения эффективности.
Ключевые слова: SWOT-анализ, конкурентоспособность, пищевая промышленность.
Alyokhina A.V.
teacher Litvinova S.A.
Ph. D., associate Professor South-Russian Institute of management-branch of the Russian presidential Academy of national economy
and public administration, Rostov-on-don, Russia
THE ROLE OF SWOT ANALYSIS IN ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF AN ENTERPRISE
Abstract: The article discusses the basic principles of SWOT analysis. On the example of JSC "Donbasnaftoprodukt". the strengths and weaknesses of vegetable
oil production are identified, the company's competitors are analyzed, and ways to improve efficiency are proposed.
Key words: SWOT-analysis, competitiveness, food industry.
В современном мире, уровень развития экономики достиг высоких значений. Для того, чтобы предприятию оставаться на достигнутом уровне своего экономического положения, необходимо постоянно изучать новые рынки сбыта продукции, анализировать действия конкурентов и отслеживать новшества отрасли, в которой действует организация. Вышеуказанные действия позволяют сформировать, и в дальнейшем корректировать стратегию поведения и развития предприятия на рынке.
На практике разработаны методы, которые позволяют оценить конкурентоспособность предприятия, одним из которых является SWOT-анализ. Данный метод является наиболее простым, доступным и универсальным, так как в общем виде не содержит экономических категорий и может применяться для развития стратегий в различных областях деятельности [3, с. 638].
Основным преимуществом данного анализа является разделение факторов на четыре категории: strehgths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunuties (возможности) и threats (угрозы). SWOT-анализ получил свое название от первых букв составляющих его компонентов. Эти компоненты могут быть представлены в виде матрицы, где они подразделяются на внешние и внутренние. К внешним факторам относят возможности и угрозы, к внутренним -сильные и слабые стороны.
При составлении такой матрицы, первостепенной задачей специалиста является поиск всех важных деталей, которые могут быть упущены при поверхностном изучении деятельности организации. Преимуществом данного метода, является то, что в матрицу заносятся данные, которые специалист узнает, задавая вопросы, и получая ответы на них. Обычно набор вопросов выглядит следующим образом: Какие преимущества перед конкурентами есть у организации? Какая область требует модернизации и пересмотра ее структуры? Возможности в большей части являются постоянными или временными? Существует ли угроза со стороны государства для условий ведения бизнеса?
Компания ЗАО «ДонМаслоПродукт» является одним из крупнейших производителей подсолнечного масла в Ростовской области. Основная идея производства - при использовании современного и высокотехнологичного оборудования, обеспечить высокое качество про-
дукта, гарантировать натуральный вкус продукции. Отличительной особенностью является то, что процесс изготовления не предусматривает применение красителей, ароматизаторов и других химических добавок.
Кроме того, компания вырабатывает до 6000 тонн подсолнечного шрота в месяц. Шрот - это высокобелковый кормовой продукт, который в основном закупают птицефабрики, сельхозпредприятия и комбикормовые заводы. Таким образом, компания может рассчитывать на дополнительный доход от этой деятельности.
Компания занимает 4,1502% рынка «Производство растительных и животных масел и жиров», или 3,59 млрд руб. Общий объем рынка составляет 86,47 млрд руб. в год. Графически эти данные можно представить на рис. 1.
Компания ЗАО «ДонМаслоПродкт» реализует свою продукцию не только в Южном Федеральном округе, но и поставляет ее в Москву и Московскую область, Архангельск, Владивосток, Воронеж.
Рис. 1. Доля рынка ЗАО «ДонМаслоПродукгг» в категории «Производство растительных и животных масел и жиров» в млрд руб [4].
Следует упомянуть, что в Ростовской области данная компания занимает десятую часть доли рынка, около 75% продукции поставляется на экспорт. По последним данным, ЗАО «ДонМаслоПродукт» занимает одну из лидирующих позиций экспортеров фасованного масла по России, объем поставок достигает 15%. Странами экспорта являются: Израиль, Китай, Узбекистан, Афганистан, Туркменистан, Украина, Эфиопия, Вьетнам, Грузия, Страны ЕАЭС, Мьянма [1]. Такому обширному количеству стран, сотрудничающих с компанией, предшествует много факторов, например, выгодное расположение производственной базы, обладание собственными железнодорожными путями, и самое главное - высокие требования к качеству своей продукции.
Основными конкурентами компании являются такие компании как: Юг Руси, Ростовский мыловаренный завод, Кармен, Шанс, ООО Экопродукт - в Ростовской области; ЗАО НПО «Европа-Биофарм», ООО Завод растительных масел - в Волгоградской области; Завод Растительных Масел «Новохоперский», ЗАО «Павловскагропродукт», Маслозавод Третьяковский, Завод растительных масел Бобровский -в Воронежской области; Ейский маслоэкстракционный завод, Калининский маслозавод, Кубанская сказка, Благо - в Краснодарском крае; Корона Ставрополья - в Ставропольском крае.
Для того, чтобы не потерять лидирующих позиций, и оставаться на достигнутом уровне, компании необходимо постоянно исследовать новые рынки сбыта продукции, улучшать показатели деятельности, использовать только качественное сырье при производстве. При выборе правильной стратегии развития SWOT-анализ также позволит повысить конкурентоспособность предприятия и в дальнейшем занять лидирующую позицию в исследуемой области на рынке [6, с. 715].
Рассмотрим применение SWOT-анализа на примере компании ЗАО «ДонМаслоПродукт» и представим интересующие нас характеристики в таблице 1.
Наряду с представленным выше SWOT-анализом, стоит отметить о роли законодательства в дальнейшем развитии компании. В Российской Федерации на законодательном уровне утверждено право вести внешнеэкономическую деятельность организациям при условии, что эта деятельность не запрещается законами страны [2, с. 23]. Изменения законодательных норм могут повлиять на осуществление деятельности компании как внутри страны, так и за ее пределами. Например, при вступлении в силу нового закона об изменении порядка налогообложения, или введения новых тарифов, положение организации может
быть улучшено, и появятся новые возможности для расширения сферы деятельности и увеличения количества рынков сбыта продукции.
Таблица 1
Матрица SWOT-анализа на примере ЗАО «ДонМаслоПродук»
Сильные стороны
Слабые стороны
л л
6
тр £
т
1. Премиальное качество производимого масла.
2. Высококвалифицированный персонал.
3. Наличие высокотехнологического оборудования.
4. Значительный опыт работы на рынках Российской Федерации и за ее пределами.
5. Отлаженная система логистики.
6. Налаженная работа с постоянными клиентами.
1. Недостаток площадей для выращивания подсолнечника.
2. Ограниченное количество собственных средств для проведения инвестиций.
3. Зависимость от курса валют.
4. Относительно не большой ассортимент продукции, поставляемой на рынок.
5. Наличие большого количества конкурентов в отрасли.
Возможности
Угрозы
ы р
ртокаф ф
е н В
1. Рост количества потребителей продукции в Российской Федерации и за ее пределами.
2. Выход на новые рынки сбыта продукции.
3. Модернизация оборудования.
4. Получение инвестиционного кредита для финансирования покупки оборудования.
1. Повышение цен на подсолнечник.
2. Препятствия к доступу сырья, из-за интеграции крупнейших компаний.
3. Отток квалифицированных кадров.
4. Изменение вкусов и предпочтений потребителей.
5. Изменение политической ситуации_
Благоприятным моментом для компании также будет являться сбалансированное налогообложение, которое будет способствовать динамичному развитию организации, увеличению количества постоянных клиентов, повышению продаж, и как следствие, повышению прибыли. Общий уровень экономического развития способствует не только развитию организации, но и взаимодействию всех экономических институтов в совокупности.
В результате исследования деятельности компании ЗАО «Дон-МаслоПродукт», были определены основные преимущества организации перед конкурентами - качественная продукция, значительный
опыт работы (узнаваемость бренда), наличие постоянных клиентов, отлаженная система логистики. Стратегической целью компании является расширение рынков сбыта продукции, что приведет к увеличению количества клиентов, следовательно, и к повышению прибыли.
Немаловажным фактором в развитии компании является грамотная маркетинговая политика. Формирование системы продвижения на аграрном рынке осуществляется в соответствии с выбранной сбытовой стратегией и учетом специфических особенностей отдельных коммуникационных инструментов в сфере агропромышленного комплекса [5, с. 109]. Реклама нужна для того, чтобы привлечь большее количество новых потребителей продукции, и не потерять постоянных клиентов. Кроме того, реклама способна подчеркнуть сильные стороны деятельности компании, и минимизировать угрозы внешней среды.
Для того, чтобы данные, представленные в матрице SWOT-анализа, были достоверны, необходимо организовать эффективный сбор первичной информации. Важная роль при этом принадлежит не только субъективным аспектам, но и отобранным данным, иллюстрирующим внешнюю картину. Достоверная информация, как правило, может гарантировать качественные выводы по завершению проведения анализа. Преимуществом SWOT-анализа можно назвать и то, что он позволяет оценить компанию со стороны потребителей, тех - для кого качество продукции играет первостепенную роль. По итогам проведенного анализа, компания в перспективе может повлиять на внутренние факторы - сильные и слабые стороны, внешние же факторы -возможности и угрозы, не подвластны ее влиянию.
Следует заметить, что при составлении матрицы SWOT-анализа, важно учитывать замечания всех сотрудников из разных подразделений компании, это будет способствовать подведению более точных итогов, охватывающих как можно больше отделов для модернизации. В случае, если деятельность компании имеет несколько направлений, рационально будет сосредоточиться на определенных сегментах, что позволит получить реальную информацию об интересующих показателях.
В качестве вывода отметим, что применение SWOT-анализа в роли метода стратегического планирования позволяет оценить объект с объективной точки зрения, учитывая влияние внутренних и внешних факторов. В целом, применение данного метода не будет являться руководством к каким-либо практическим действиям, - для этого необходимо проводить более детальный анализ количественных и качественных показателей. Тем не менее, если компании важно проанализи-
ровать возможные угрозы с рациональной точки зрения, SWOT-анализ для этого является наиболее подходящим вариантом.
Список литературы
1. Донэкспорт - Портал экспортной деятельности Ростовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://donexport.ru. - (Дата обращения: 09.04.2020).
2. Зыряева Н.П. Развитие внешнеэкономической деятельности организаций аграрного сектора России в условиях импортозамещения / Н.П. Зыряева, О.Н. Кадышева, Н.Л. Леонтьев // Вестник российского университета кооперации. - 2018. - С. 22-27.
3. Лихачева О.И. Анализ конкурентоспособности сферы обращения с отходами в вологодской области на основе SWOT-анализа / О.И. Лихачева // Аллея науки. - 2018. - С. 635-639.
4. Маркетинг Ь2Ь-компаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://bbgl.ru. - (Дата обращения: 08.04.2020).
5. Мицкевич С.М. Особенности формирования и функционирования системы продвижения в агропромышленном комплексе: теоретические аспекты / С.М. Мицкевич// Молодежь в науке - 2017. - 2018. - С. 105-110.
6. Шелепун М.Р. SWOT-анализ как метод оценки конкурентоспособности предприятия / М.Р. Шелепун // Форум молодых ученых. - 2018. - С. 713-715.
Балгабаева В.Т.
кандидат экономических наук, профессор кафедры «Туризм» Ким П.Г., Советкали О.С.
студенты Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева г. Нур-Султан, Казахстан
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В ПЕРИОД КРИЗИСА
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся влияния кризисных явлений на экономику туристической отрасли, а также возможности и тенденции дальнейшего развития индустрии туризма.
Ключевые слова: кризис, коронавирус СОУГО-19, пандемия, туризм, ту-риндустрия, туроператор, туристический бизнес, экономика, эффективность туриндустрии.