Научная статья на тему 'Роль связочного глагола в формировании сказуемого со значением квалификации'

Роль связочного глагола в формировании сказуемого со значением квалификации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
500
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ / СВЯЗКА / СЕМАНТИКА ПРЕДИКАТА / КВАЛИФИЦИРУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова Лариса Владиславовна

В статье анализируются предикативные конструкции с именем существительным и связочными глаголами, формирующими значение квалификационного признака. Усматривается связь типологии предикатов не только с семантической структурой существительного, но и с логическим значением связки. Определяется роль связочных глаголов в выражении модальных, оценочных, стилистических оттенков значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE COPULAR VERB IN FORMATION OF THE PREDICATE WITH THE MEANING OF QUALIFICATION

Predicative constructions with a noun and copular verbs forming the meaning of a qualifying attribute are analyzed. The connection of the typology of predicates with both the semantic structure of a noun and the logic meaning of a copular verb is perceived. The role of copular verbs in expressing modal, evaluative, stylistic shades of meaning is determined.

Текст научной работы на тему «Роль связочного глагола в формировании сказуемого со значением квалификации»

УДК 8П.Ш.Г367

ПОПОВА Лариса Владиславовна, кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 32 научных публикаций, в т.ч. одной монографии

РОЛЬ СВЯЗОЧНОГО ГЛАГОЛА В ФОРМИРОВАНИИ СКАЗУЕМОГО

СО ЗНАЧЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ

В статье анализируются предикативные конструкции с именем существительным и связочными глаголами, формирующими значение квалификационного признака. Усматривается связь типологии предикатов не только с семантической структурой существительного, но и с логическим значением связки. Определяется роль связочных глаголов в выражении модальных, оценочных, стилистических оттенков значения.

Именное сказуемое, связка, семантика предиката, квалифицирующее значение

Морфологической основой именного сказуемого в русском языке служат два важнейших класса слов: имя прилагательное и имя существительное. «Классическими» неглагольными предикатами признаются качественные прилагательные, обозначающие признаки и свойства самых различных реалий. Для имени существительного предикативная функция является вторичной, в позиции сказуемого категориальное значение существительного «приспосабливается» к выражению значения предикативного признака. Рассматривая нарицательные существительные как предикативные знаки, Н.Д. Арутюнова отмечает полноту их семантической структуры, то есть способность получать и сигнификативное, и денотативное со-держание1. Несмотря на то, что для предикатов важна прежде всего способность обозначать, а не называть, существительные не могут полностью освободиться от номинативной функции и поэтому часто совмещают понятийное и денотативное содержание.

© Попова Л.В., 2011

Семантика субстантивного предиката представляет собой результат взаимодействия значения пассивного предикативного признака, обусловленного позицией сказуемого, категориального значения существительного (предметности), значения лексико-грамматического разряда, а также значения падежной или предложно-падежной формы. Имя существительное в позиции сказуемого проявляет более сложную, многокомпонентную семантику, в отличие от имени прилагательного. Именно на базе существительного в современном русском языке формируются и активно развиваются новые предикативные формы, обогащая составное именное сказуемое и структурно, и семанти-чески2. Именное субстантивное сказуемое позволяет отражать различный характер логических операций при характеризации предмета.

В предложениях со сказуемым, выраженным существительным, семантику именного компонента можно свести к следующим типам:

номинация, квалификация, характеризация (качество) и состояние3. В основе характера логико-грамматических отношений между предметом и его признаком лежит семантика именного компонента как основного выразителя предиката. Так, имена собственные выступают в качестве предикатов в предложениях именования, оценочные или признаковые существительные служат опорой для предложений характеризации, нарицательные имена с доминирующим денотативным значением обычно формируют предложения квалификации. В то же время позиция предиката позволяет проявлять существительному гетерогенность значения, что снимает вопрос об изолированности выделенных типов. Например, номинация может быть одновременно и квалификацией или совмещаться с оценочной семантикой: И не случайно то, что с давних пор До хрипоты счастливой, до срыванья Частушечный разбойный перебор Над Волгой называется «страданье» (Е. Евтушенко).

Однако следует отметить, что в формировании типового значения предиката немаловажную роль играет и служебный компонент -связка (связочный глагол). Связка осуществляет не только грамматическую, но и логическую связь между предметом и его предикативным признаком. В системе связочных глаголов русского языка можно выделить единицы, закрепленные за определенным логико-грамматическим типом предложений. Причем, если некоторые единицы своей типизированной связочной семантикой предопределяют тип отношений (например, связки походить на, напоминать, смахивать всегда указывают на отношения сходства/подобия), то другие проявляют значение в тесной зависимости от характера именного компонента.

Рассмотрим некоторые конструкции именного сказуемого, обозначающего квалификацию предмета. Нас интересуют формальная и семантическая специфика такого сказуемого, обусловленная не только именным компонентом, но и характером связочного глагола. Особое внимание отводится тем глаголам, связочное функционирование которых ограничено со-

четаемостью с существительными квалификационной семантики.

Квалификация понимается как отнесение предмета к какой-либо категории, группе. Объединение множества отдельных предметов естественного мира в классы и определение принадлежности конкретного предмета к некому множеству, виду, системе, разряду представляют собой важнейшие мыслительные операции. Логической основой значения квалификации являются отношения включения и пересечения.

Предикаты с квалификационным значением всегда содержат информацию сложного типа. Сведения о вхождении в какой-либо класс соединяются со значением о существовании предмета (это подчеркивают и связки быть, являться, стать и др.), а также со значением характеризации. Квалификация предмета предполагают характеристику предмета с точки зрения каких-либо отношений в различных системах (множествах): родо-видовые, социальные, профессиональные, родственные и шире

- смысловые, понятийные отношения; отношения таксономии.

В сказуемом со значением квалификации используются обычно конкретные имена существительные. В квалифицирующих высказываниях позицию предиката занимает имя с более индивидуальным значением, например, имя собственное (Павел - староста нашей группы); дейктическое местоимение (Я - казак); инди-видность предмета может проявляться указанием на конкретный предмет (Этот врач -француз), отнесенностью к участникам ситуации (Моя мама - врач). Логико-грамматическое значение предиката соответствует коммуникативному заданию предложения: отнесение предмета к множеству предметов, на основе совпадения признака (признаков). Суть предложений с квалифицирующим предикатом «заключаются не в указании на двуименность одного предмета, а в констатации того факта, что различные признаки и свойства (накопленная информация) имеют одного носителя»4.

1. Центральный элемент связочной системы

- связка быть характеризуется практически

неограниченной сочетаемостью с именным компонентом. Связка обладает в высокой степени абстрактным отвлеченным значением, поэтому семантика предложения зависит от значений двух номинативов, а также от характера возникающих между ними отношений. Связка усиливает значение существования, бытийности признака, истинности признака, а также указывает на его временную характеристику.

Грамматические формы связки быть, включая ее нулевую форму, указывают на соотнесенность признака со временем: - Что ж? Я был сам некогда юнкером... (М. Лермонтов); Я - больная, он - врач (И. Грекова); Наш отец Чимша Гималайский был из кантонистов (А. Чехов). Особое внимание обратим на предложения квалификации, используемые в научных определениях или в выражении всеобщих истин. В таких случаях может использоваться нулевая форма связки или стилистически окрашенная связка есть, выражающая значение вневременности, постоянства отнесения предмета к классу: Земля есть планета. Но, как сказал наш общий друг Аристотель, человек есть животное общественное (А. Солженицын).

2. Связка являться в большей степени специализируется на формировании сказуемого со значением квалификации лица или предмета. Связка, в основном, сочетается с именами существительными квалификационного или понятийного значения: Я являюсь единственным наследником покойного Берлиоза (М. Булгаков); Тот факт, что человек является ученым или писателем, еще не определяет сам по себе его социальное положение и поведение (А. Зиновьев). Значение этого связочного глагола («быть, служить, становиться чем-либо») предназначено для выражения квалифицирующей характеристики. Конструкция со связкой являться обычно используется в информативном регистре с целью первого знакомства с каким-либо лицом (предметом). Связка проявляет оттенок «показа, предъявления, презентации».

Связка являться редко сочетается с существительными оценочной семантики, но харак-

теризующее значение может совмещаться со значением квалификации: Какой обузой для меня являлся несчастный зверь (М. Булгаков); При тогдашней озабоченной жизни и сон являлся трудом (А.Платонов); Смерть многое искупает, когда она является поступком (А. Рыбаков). В научном и официальном стилях активно используется конструкция со связкой являться и именным компонентом отвлеченного понятийного содержания: задачей, целью, достижением, результатом: Нашей задачей являлось разрешение проблемы личности и общества (А. Чаянов).

Конструкции со связкой являться не допускают трансформации предиката в подлежащее, что обусловлено коммуникативным заданием предложения: охарактеризовать предмет путем обозначения его класса.

Расшифровка квалифицирующего или таксономического значения требует определенных знаний о свойствах данного класса, множества. Исследователи замечают, что таксономическая предикация обусловлена «энциклопедической» информацией. Это справедливо по отношению к любому квалифицирующему предикату. Целью квалифицирующего предиката является не только установить принадлежность того или иного предмета к какому-либо классу, разряду, множеству, но и тем самым обозначить его признаки, позволяющие отнести его к данному классу

3. Связки состоять в, числиться чаще всего сочетаются с существительным со значением квалификации по функциональному, служебному, профессиональному признаку: В пансионе я состою заведующим хозяйственной частью (А. Чехов); Я числюсь «экспертом» по «современному искусству» в одном из фондов России (Т. Толстая).

В значении связки числиться выявляется оценочный оттенок формального отнесения к какому-либо разряду, составу Это значение может усиливаться в контексте: «только числился», «числился на бумаге», «числился., а на самом деле был.». Кроме того, может актуализироваться модальный оттенок недостоверности чьего-либо мнения или неистинности оценки, обусловливающий синонимию со связ-

кой считаться: Я числюсь расстрелянным,

да я и был расстрелян (С. Эфрон). В современном употреблении конструкция с глаголом числиться часто используется с оттенком иронии (самоиронии, самокритики): Числюсь я в режиссерах относительно тонких, есть как бы и погрубее меня, но сам-то я, к счастью, осознаю, сколь топорен (А. Эфрос); А на мне галстук и брюки, я числюсь мужчиной (В. Жаботинский).

В случае если именной компонент при связках состоять, числиться представлен формой множественного числа предложного падежа, подчеркивается множественность класса, таксономическое тождество предмета: С тех пор вот я в рыболовах и числюсь (И. Тургенев); Ответ прост: числюсь в приятелях у одной особы, а ее принесло сюда за крестами (Б. Васильев).

4. Квалификационным значением обладает именной компонент при связках приходиться, доводиться. Он представлен ограниченной группой существительных со значением родства. Обычно это неблизкое родство (тетка, кума, племянник, брат, шурин, сват, дядя): Она доводится родной теткой мне и бестии моему брату (Н. Гоголь); Спроси Мит-рофана-плотника. Он ему шурин приходится (Н. Лейкин); ...Колюша приходится ему двоюродным внучатым племянником (Д. Гранин).

Кроме того, встречаются конструкции, в которых не указывается на конкретное родство, а только обозначаются родственные отношения между лицами. Именной компонент в таком случае представлен существительными родственник, родня или наречием сродни: Де-шерт был помещик и нам приходился как-то отдаленно сродни (В. Короленко).

Возможно сочетание связок приходиться, доводиться с существительным, указывающим не на родственные, но достаточно близкие отношения между людьми (соседи, друзья, товарищи, приятели, подруги и т.п.): Арестанты говорили, что Федор Бесприютный приходится Хомяку товарищем по прежним бродяжничествам (В. Короленко).

Установление родства означает реляционную характеристику субъекта, его отношения с объектом, обязательно названным в предложении. Такой предикат не дает представлений о качестве субъекта, скорее, это дефиниция, отражающая реляционные признаки. Данная подгруппа связок со значением родства включает всего два глагола, она не пополняется новыми связками, имеет узкое значение и ограничена разговорным стилем.

В значении связок приходиться и доводиться выявляется сема «случайности, вынужденности». Она проявляется и в конструкции глагольного сказуемого «случаться + инфинитив»: Мне приходилось (доводилось, случалось) там бывать. Такие связки указывают на предикативный признак, который не зависит от субъекта, а лишь отображает сложившиеся отношения между лицами, иногда и нежелательные для субъекта. Может быть, поэтому в сочетании с данными связками неупотребительны (или малоупотребительны) слова, указывающие на близкое родство (мать, отец) или семейные отношения, предполагающие волю субъектов в их формировании (жена, муж).

5. Именной компонент при связках со значением таксономического тождества определяет предмет как неединичный, входящий в какое-либо множество предметов. Значение включения актуализируется и частично сохранившимся конкретным значением связочных глаголов: принадлежать к, относится к, входить в, состоять в.

Характеристика через отнесение к какому-то классу указывает на стандартизированность предмета, проявление свойств, совпадающих со свойствами класса. Индивидуальные признаки предмета представлены через признаки класса. В семантике именного компонента такого сказуемого всегда совмещается и классификация и качественно-оценочное значение.

Таксономический предикат обладает многокомпонентным значением, опирающимся на научные знания, чувственный опыт, эмоционально-оценочные и эстетические ассоциации. Таксономическая предикация более сложна для

понимания смысла высказывания, чем каче-ственно-характеризующая, так как она побуждает адресата самому сделать выводы о качествах субъекта на основе сопоставления субъекта и объекта таксономии. Для этого и у слушающего и у говорящего должны быть (и совпасть) энциклопедические знания и чувственные представления о предмете и его таксономическом классе. Если в высказывании назван только класс и не назван конкретный признак, то слушающий должен обладать определенным «запасом» знаний: Графлон принадлежит к типу объемных волокон (Из газет); Японская (восточная) хурма принадлежит к семейству эбеновых (А. Дружинина).

В роли обозначения таксономического класса могут выступать и имена собственные, если они становятся эквивалентом имени нарицательного. В таком случае у субъекта подразумеваются признаки, совпадающие с отличительными признаками конкретного лица (выраженного именем собственным). Значение класса создается грамматической формой множественного числа. Для правильного понимания смысла высказывания необходимо не только иметь представление о конкретном лице, но и понимать, какой именно признак, свойство лица позволяет отождествлять двух разных субъектов. В предложении К такому типу фанатиков идеи, к Робеспьерам, Кальвинам, Торквемадам, принадлежит и Раскольников, но не всецело, а только одною из сторон своего существа (Д. Мережковский) первая часть именного компонента «К такому типу фанатиков идеи...» содержит качественнооценочное значение и является определенной «подсказкой». Если же предположить, что слушатель ничего не знает о названных далее людях, то оценка субъекта для него останется неясной.

Кроме энциклопедических знаний, от участников речевой ситуации требуется способность к ассоциациям, уподоблению. Значение таксономического тождества связано и со значением подобия (возможна синонимия со связками походить, напоминать и др.). В таксономической предикации могут быть заложены

различные коннотативные элементы значения: эстетические, нравственные, культурные.

Значение таксономического класса или совокупности однотипных предметов формируется с помощью различных лексических и грамматических средств. К ним относятся форма множественного числа; существительные со значением собирательности, совокупности (часть, половина, отряд, состав, семья, число, тип); существительные, обозначающие родовое понятие (люди, явления, факты, события и т.п.).

Слова типа человек, животное, явление называют самые широкие классы естественных реалий, но в качестве таксономического предиката они семантически недостаточны, так как обладают слишком широким значением. Для правильной интерпретации оценки необходимо эксплицировать признаки предмета, что обычно делает зависимый компонент с качественной или оценочной семантикой: По наружности Соболь-ко принадлежал к типу так называемых «промысловых» собак (Д. Мамин-Сибиряк). Таксономическая предикация подчеркивает функциональное или качественное значение конкретного предмета и группы предметов.

Если в позиции присвязочного компонента используется существительное классифицирующей семантики, не сообщающее ничего нового

о субъекте, то конкретизация значения может быть в придаточном предложении, соотнесенном с коррелятом - выделительным местоимением (к таким, к тем): Достоевский принадлежит к тем писателям, которым удалось раскрыть себя в своем художественном творчестве (Н. Бердяев); Он не принадлежал к числу тех стариков, которые надоедают вечными похвалами старому времени или порицаниями новому (Н. Гоголь). Наличие в составе именного субстантивного компонента зависимых слов, конкретизирующих качества, свойства предметов одного класса, позволяет раскрыть свойство предмета «методом дробления класса»5. В поэзии Алексея Толстого мотивы любви и патриотизма принадлежат к самым характерным и симпатичным (В. Соловьёв).

Практически все из рассмотренных связочных глаголов могут быть заменены идеальной связкой быть, в которой, как мы уже отмечали, нет указания на конкретный характер логико-грамматической семантики предиката. Использование связочных глаголов, специализирующихся на выражении квалифицирующего предикативного значения, обусловлено желанием подчеркнуть, актуализировать

характер предикативного признака. Кроме того, подобные связки проявляют стилистические, модально-оценочные, смысловые оттенки значения. Внимание к синтагматическим свойствам связочных глаголов позволяет не только обнаружить особенности внутренней формы именного сказуемого, но и выявить характер типового значения различных групп связок.

Примечания

1 АрутюноваН.Д. Язык и мир человека. М., 1999. С. 4.

2 Лекант П.А. Развитие форм сказуемого // Мысли о современном русском языке. М., 1968. С. 140-154.

3 ПоповаЛ.В. К вопросу о тождестве предложений с именным сказуемым // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2009. J№ 1. С. 110.

4Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 2002. С. 305.

5 Она же. Язык и мир человека. М., 1999. С. 209.

Popova Larissa

THE ROLE OF THE COPULAR VERB IN FORMATION OF THE PREDICATE WITH THE MEANING OF QUALIFICATION

Predicative constructions with a noun and copular verbs forming the meaning of a qualifying attribute are analyzed. The connection of the typology of predicates with both the semantic structure of a noun and the logic meaning of a copular verb is perceived. The role of copular verbs in expressing modal, evaluative, stylistic shades of meaning is determined.

Контактная информация: e-mail: [email protected]

Рецензент - ПетровА.В., доктор филологических наук, доцент кафедры истории русского языка и диалектологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.