через рынок. Для возникновения совершенной конкуренции должны быть соблюдены следующие условия:
1) небольшое количество товаров, произведенных разными фирмами;
2) продукция каждой фирмы одинакова;
3) потребители хорошо информированы о ценах;
4) продавцы действуют самостоятельно, не согласовывая цены;
5) отсутствие барьеров для входа и выхода производителей из отрасли;
6) Должно быть много производителей и покупателей того или иного товара.
Реализация вышеуказанных условий обеспечивает свободное взаимодействие производителей и покупателей и формирование рыночных цен. Но рыночная конкуренция имеет свои преимущества и недостатки.
В условиях несовершенной конкуренции ряд продавцов или покупателей может оказывать адаптивное влияние на рыночные цены. Несовершенная или монополистическая конкуренция является преемницей свободной конкуренции. Затем усиливается накопление капитала, создание акционерных обществ, контроль над природными ресурсами, материальными и финансовыми ресурсами. Монополии увеличивают потребительский спрос за счет проведения выставок, продвижения товаров, усиления своего влияния на потребителей и брокеров через различные финансовые и медийные каналы. Список использованной литературы:
1. Пурлиев Б. Основы экономики. Туркменская государственная издательская служба, 2013 г;
2. Ханаева Ж. Экономика труда. Туркменская государственная издательская служба, 2018 г.
3. Экономика/ Под ред. А.С. Булатова М.: Юрист, 1999.
© Байрамов Х., Аннаева А., Пенаева М., 2023
УДК 338.48
Байрамов Х.Р.
кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры «Мировой экономики» Туркменского государственного института экономики и управления.
Овелеков К.
студент Туркменского государственного института экономики и управления
Туркменистан, город Ашгабад
РОЛЬ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В ЭКОНОМИКЕ ТУРКМЕНИСТАНА
Аннотация
В статье рассматривается роль свободных экономических зон в экономике Туркменистана и анализируются ее особенности.
Ключевые слова:
мировая экономика, роль свободных экономических зон.
После обретения независимости вопрос о создании свободных экономических зон в стране впервые обсуждался 14 декабря 1992 года на заседании Народного Совета по созданию 7 свободных экономических зон. Это зоны Челекен-Экерем, Бахарлы-Сердар, Ашхабад-Абадан, Ашхабад-Анев, Мары-Байрамалы, Дашогуз-Аэропорт, Туркменабат-Сейди. Также 5 марта 1995 года был принят «Ашхабад-
Аэропорт», 14 июня 1995 года «Солнечный Туркменистан», а в мае 1996 года «Сарахский этрап Ахалского велаята». Наряду с вышеизложенным, в соответствии с постановлением Туркменистана от 16 мая 1995 года «О вопросах Министерства текстильной промышленности Туркменистана», ряду текстильных предприятий Туркменистана был присвоен статус свободной торгово-экономической зоны. Также в целях развития туризма Президент Туркменистана в июне 2007 года принял решение о создании национальной туристической зоны «Аваза».
Создание этих зон позволяет привлекать иностранный капитал и развивать экономику Туркменистана. Общая площадь земель, выделенных в целях создания свободных экономических зон в Туркменистане, составляет 600 тыс. га. (без учета национальной туристической зоны «Аваза») равны. Экономико-географические условия этих зон позволяют предпринимателям развивать различные виды производства. Эти зоны расположены недалеко от железных и автомобильных дорог, воды, энергии ветра, центров рабочей силы и экономических центров.
19 мая 1993 года были приняты законы «О внешнеэкономической деятельности», «Об иностранных инвестициях в Туркменистане», 8 октября 1993 года «Об экономических зонах свободной торговли», закрепившие правовую основу этой деятельности и все экономическая позволила определить цели развития зоны.
Об этом в учебном пособии Уважаемого Президента под названием «Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана» «В настоящее время предприятия с иностранными инвестициями основываются на совершенных законах, положениях и положениях, действующих в стране. Эти документы определяют способы обеспечения правильной и эффективной работы предприятий, а также управления всеми производственными линиями и механизмами. Среди таких важных документов: «Об инвестиционном деле», «Об иностранных инвестициях», «Об иностранных концессиях», «О горном деле», «Об углеводородных ресурсах», «Государственная поддержка и стимулирование частных производителей», Законы Туркменистана «Об Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства», «О туризме», «О страховании отдельных видов предпринимательства», «О внешнеэкономической деятельности», «Об экономической зоне свободного предпринимательства», Заключительный Закон Туркменистана «О земле», Налоговый кодекс и другие. К ним относятся порядок вложения иностранного капитала в объекты предпринимательства, права, обязанности и ответственность сторон, а также правила налогообложения, размер и сроки их уплаты и др. четко определен. Налажено долгосрочное финансирование бизнеса по приоритетным направлениям в стране на льготных условиях. Принят Закон Туркменистана «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства». отмечен как
То есть недавно отредактированные и дополненные соответствующие законы создали прочную правовую базу для ведения бизнеса в свободных экономических зонах страны.
Эти зоны открывают широкий путь для бизнеса и привлечения иностранного капитала. В свободных экономических зонах предприятиям различных типов разрешается заниматься любым видом экономической деятельности, не запрещенным законодательством. В этих зонах также возможно строительство предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам. В целях ускорения бизнеса государство предоставляет стимулы для открытия предприятий и ведения хозяйственной деятельности. Предприятия и индивидуальные предприниматели покупают воду, электроэнергию, газ по льготным ценам на срок до 3 лет.
Список использованной литературы:
1. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: Дело и сервис; Издание 3-е, перераб. и доп., 2018. - 272 с.
2. Альманах Альманах Центра исследований экономической культуры факультета свободных искусств и наук 2013 / Альманах. - М.: Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, 2020. - 306 с.
3. Альманах Альманах Центра исследований экономической культуры факультета свободных искусств и наук 2014 / Альманах. - М.: Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, 2019. - 564 с.
© Байрамов Х. Р., Овелеков К., 2023
УДК 338.48
Байрамов Х.Р.
кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры «Мировой экономики» Туркменского государственного института экономики и управления.
Гелдимурадов Д.
студент Туркменского государственного института экономики и управления
Туркменистан, город Ашгабад
РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В ЭКОНОМИКЕ ТУРКМЕНИСТАНА
Аннотация
В статье рассматривается роль международной торговли в экономике Туркменистана и анализируются ее особенности.
Ключевые слова:
мировая экономика, роль международной торговли.
Внешнеэкономический комплекс является частью народнохозяйственного комплекса, представляет собой совокупность отраслей, объединений, предприятий, организаций, производящих и реализующих экспортные ресурсы, потребляющих импортные товары, осуществляющих все виды внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая политика - это целенаправленные действия государства и его органов по определению порядка регулирования внешнеэкономических связей страны и организации отношения страны к международному разделению труда в соответствии с требованиями.
Основными направлениями внешнеэкономической политики являются:
• внешнеторговая политика, в том числе экспортно-импортная политика государства;
• политика привлечения иностранного капитала и иностранных инвестиций;
• курсовая политика и другие.
Одним из важных условий реализации внешнеэкономической политики является ее правовая и законодательная база. В настоящее время такая правовая база создана в Туркменистане. Эти законы и постановления позволяют регулировать внешнеэкономическую деятельность на территории страны. Среди них законы Туркменистана «О внешнеэкономической деятельности в Туркменистане», «Об иностранных инвестициях в Туркменистане», «Об углеводородных ресурсах», «О связи», Постановление Президента Туркменистана о Национальной туристической зоне «Аваза» и другие.
Внешнеторговая политика Туркменистана является частью внешнеэкономической политики страны. Он улучшит экспортную и импортную политику страны, порядок их регулирования, законодательную базу для организации этого бизнеса и т.д. включает
За годы независимости во внешнеторговых связях Туркменистана достигнут значительный прогресс. Эти достижения находят свое отражение в качественных и количественных изменениях. Количественно внешнеторговый оборот страны увеличился в несколько раз.