ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ Шмиголь Н.С.,
к.э.н., доцент кафедры государственных и муниципальных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Шмиголь Н.Н.,
студент 4 курса бакалавриата, Финансовый университет при Правительстве РФ
E-mail: [email protected]
РОЛЬ СУВЕРЕННЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
В условиях высоких рисков дестабилизации российской экономики под воздействием экономических санкций, введенных против наиболее конкурентоспособных отраслей и сфер экономики, сохраняющейся геополитической напряженности проблема обеспечения стабильных источников финансирования инвестиций является одной из наиболее актуальных. В статье предлагается реализовать потенциал инвестиционного развития экономики Российской Федерации за счет приоритетного использования средств бюджетов бюджетной системы и средств суверенных фондов на этапах разработки и реализации крупных инвестиционных проектов.
Проведенное в статье исследование возможностей использования средств суверенных фондов, и преимущественно Фонда национального благосостояния, на финансирование инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики основано на общенаучных методах и приемах познания, в том числе методе восхождения от аб-
страктного к конкретному, методе формализации, методе сравнения, методе моделирования, методе индукции и дедукции.
На основе анализа инвестиционного дохода от размещения средств российских суверенных фондов за последние годы показано, что его величина является крайне низкой и средства фондов имеют тенденцию к обесценению. Сделан вывод о том, что использование средств Фонда национального благосостояния в качестве источника «длинных денег» позволит стимулировать инвестиционную активность и снизить риск неопределенности, риск роста корпоративного долга и валютный риск для российских компаний, реализующих крупные инвестиционные (инфраструктурные) проекты. Однако для эффективного использования средств фонда на финансирование инвестиционных проектов необходимо четко определить состав приоритетных отраслей и сфер экономики, установить предельно допустимый лимит использования средств фонда на инвестиционные цели на долгосрочной основе, создать прозрачный механизм отбора инвестиционных проектов и разработать адекватную инвестиционную стратегию с учетом финансовых и макроэкономических рисков.
Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти при уточнении методологических основ управления средствами Фонда национального благосостояния в ходе использования средств фонда на реализацию приоритетных инвестиционных проектов.
Ключевые слова: суверенные фонды, Фонд национального благосостояния, Резервный фонд, инвестиции, финансирование инвестиций, инвестиционная политика.
Shmigol N.S., ShmigolN.N.
THE ROLE OF SOVEREIGN WEALTH FUNDS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN PROVIDING INVESTMENT ECONOMICS' DEVELOPMENT
In terms of high risk of destabilization of the Russian economy under the impact of economic sanctions imposed against the most competitive industries and sectors of the Russian economy, continuing geopolitical tensions the problem of providing stable finance sources for investments is one of the most important.It proposes to realize the potential of investment development of the Russian economy through the priority use of the budget funds and sovereign wealth funds on the stages of development and implementation of large investment projects.
The consideration of the possibilities of using the sources of sovereign wealth funds and mostly the National Wealth Fund to finance investment projects in priority sectors of the Russian economy are based on scientific methods and techniques of knowledge, including the method of ascent from the abstract to the concrete, the method of formalization, the comparison method, the method of modeling, the method of induction and deduction.
Based on the analysis of investment income of the Russian sovereign wealth funds during the last years it shows that funds value is extremely low, and funds tend to depreciation. It is concluded that the use of National Wealth Fund (NWF) as the source of "long money" will stimulate investment activity and reduce the risk of uncertainty, the risk of rising corporate debt and currency risk for Russian companies that implement major investment (infrastructure) projects. However, for effective use of NWF to finance investment projects should clearly
define the structure of the priority industries and sectors of the economy, to set the maximum allowable limit use of NWF for investment purposes on a long term basis, to create a transparent mechanism for the selection of investment projects and to develop adequate investment strategy taking into account the financial and macroeconomic risks.
The results can be used by public authorities to refine methodological bases of managing the NWF in its use for the implementation of priority investment projects.
Keywords: sovereign wealth funds, National Wealth Fund, Reserve Fund, investment, investment financing, investment policy.
Одной из ключевых задач современной социально-экономической политики Российской Федерации является создание необходимых условий для стимулирования инвестиций. Решение данной задачи в ближайшее время будет осуществляться в крайне неблагоприятной экономической среде, вызванной сложной геополитической ситуацией и действием санкций против компаний, функционирующих в наиболее конкурентоспособных отраслях российской экономики. В сложившихся обстоятельствах трудно мотивировать частный бизнес к инвестированию средств в долгосрочные инвестиционные проекты, так как такие инвестиции имеют очень высокие риски. Также трудно рассчитывать на такой источник инвестиций, как собственные средства организаций, поскольку в условиях стагнации экономики и кризиса в финансовой сфере резко снижается объем выручки от реализации товаров и услуг и прибыль компаний. Представляется, что в условиях продолжающегося падения объема инвестиций за счет собственных и привлеченных на финансовом рынке средств главным источником стимулирования инвестиционной активности в экономике должны
стать средства бюджетов бюджетной системы и средства суверенных фондов Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования на осуществление инвестиционной деятельности являются одним из главных источников государственного финансового стимулирования инвестиций. Основными формами выделения бюджетных средств на сегодняшний день являются:
- бюджетные инвестиции;
- субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность;
- межбюджетные субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности;
- взносы в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями.
Вместе с тем на сегодняшний день существует ряд проблем в ходе осуществления бюджетного процесса, отрицательно влияющих на эффективность бюджетных расходов инвестиционного характера, среди которых:
> неравномерное выделение денежных средств в течение финансового года (рис. 1) и, как следствие, значительные остатки субсидий капитального характера на конец финансового года, которые субъекты РФ не успевают освоить;
^оля ежемесячного финансирования бюджетных инвестиций 2 4 6 8 О о О ,0 О О О 0 0 0 0 0 0 О О О О О О %%%%%%
январь феврал ь март апрель май июнь июль август сентябр ь октябрь ноябрь декабр ь
2013 г. 1,10% 2,70% 3,10% 3,70% 3,00% 4,50% 8,50% 5,70% 6,40% 7,30% 9,90% 44,10%
2012 г. 0,30% 1,40% 5,90% 3,90% 5,20% 7,20% 4,50% 4,40% 7,50% 6,90% 7,30% 45,70%
Рисунок 1 - Кассовое исполнение расходов федерального бюджета в части бюджетных инвестиций в 2012-2013 гг.
Источник: составлен автором по данным официального сайта Федерального казначейства
> большое количество изменений, вносимых в государственные (муниципальные) инвестиционные программы, в том числе в федеральную адресную инвестиционную программу в течение финансового года; нерешенные вопросы обоснованности оценки инвестиционного проекта, планируемого к реализации за счет бюджетных средств;
> несогласованность действий федеральных органов исполнительной власти в ходе реализации инвестиционных проектов; недостаточная степень финан-
совой ответственности за невыполнение государственными (муниципальными) органами власти значений показателей результативности использования бюджетных средств на инвестиционные цели. Представляется, что повысить эффективность бюджетных расходов на инвестиционные цели возможно, только решив эти проблемы с использованием механизмов, которые предлагаются как учеными-экономистами, так и практическими работниками [1].
Анализ доходности от размещения средств российских суверенных фондов показывает, что величина инвестиционного дохода от управления средствами фондов за все время их существования является крайне низкой, не покрывает уровень инфляции, а выбранная инвестиционная стратегия ведет к обесценению средств фондов. Так, в структуре совокупного дохода Резервного фонда, исчисленного в рублях, доля доходов от размещения его средств составила 20% объема дохода, а 80% прироста объема фонда было достигнуто в результате переоценки его средств в иностранной валюте по действующему рыночному курсу. Среднегодовая номинальная доходность средств Резервного фонда за рас-
сматриваемый период составила 2,1%, а среднегодовая реальная доходность, рассчитанная с учетом инфляции, минус 6,1% [2, с. 5]. Величина инвестиционного дохода от размещения средств Фонда национального благосостояния (далее -ФНБ) за 2008-2013 гг. составила около 190 млрд руб., что соответствует среднегодовой номинальной доходности в 1,4% или среднегодовой реальной доходности в минус 6% [3, с. 4]. Таким образом, средства Резервного фонда и ФНБ имели тенденцию к обесцениванию в среднем в 6% в год, и в целом объем средств суверенных фондов в долларах США постепенно сокращается (рис. 2).
Рисунок 2 - Динамика совокупного объема суверенных фондов Российской Федерации в 2008-2014 гг. (млрд долл. США)
Источник: составлен автором по данным официального сайта Минфина России
Очевидно, что в данных обстоятельствах необходимо ставить задачу повышения эффективности функционирования суверенных фондов, недопущения их нерационального расходования и обеспечения достойного инвестиционного дохода и сохранности средств фондов в долгосрочной перспективе. Представляется, что отчасти решить эту задачу возможно путем использования средств российских суверенных фондов
на финансирование инвестиций в стратегически важные инфраструктурные проекты и передовые технологии.
В настоящее время разработаны организационно-правовые основы привлечения средств Фонда национального благосостояния для финансирования приоритетных инвестиционных программ, связанных прежде всего с реали-
зацией самоокупаемых инфраструктурных проектов1.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.06.2014 № 522 была увеличена до 60% максимальная доля вложений средств ФНБ в финансовые инструменты на внутреннем финансовом рынке, в том числе: на реализацию самоокупаемых инфраструктурных проектов - до 40% объема средств фонда; на вложения в проекты Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) - до 10% средств ФНБ; на инвестиции в проекты Росатома - до 10% средств фонда. В настоящее время Министерство экономического развития Российской Федерации предлагает увеличить лимит использования средств ФНБ до 80%, предусмотрев выделение до 20% средств фонда, но не более 709 млрд руб., на субординированные кредиты крупным российским банкам. Полученные банками из ФНБ средства должны будут направляться на финансирование инвестиционных проектов: до 40% суммы кредита - по ставке, превышающей ключевую ставку ЦБ не более чем на 1 процентный пункт, то есть не более чем под 10,5% годовых (ключевая ставка ЦБ сейчас составляет 9,5%), а оставшиеся 60% суммы кредита предполагается предоставлять на рыночных условиях.
Вместе с тем, по мнению ряда ученых-экономистов и практиков [3, 4, 5, 6], использование 60% средств ФНБ
1 См.: ст. 96.11 Бюджетного кодекса РФ; Постановление Правительства РФ от 05.11.2013 № 991 «О порядке проведения оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счет средств ФНБ и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе»; Постановление Правительства РФ от 05.11.2013 (ред. от 31.10.2014) № 990 «О порядке размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов» и др.
является предельно допустимым лимитом с учетом требуемого уровня ликвидности инвестиций и необходимости сохранения средств ФНБ в долгосрочной перспективе. Представляется более обоснованным, не увеличивая лимит использования средств ФНБ, выделять часть средств ФНБ на ранее одобренные инфраструктурные проекты через ведущие российские банки по следующей схеме: банк получает субординированный кредит за счет ФНБ и обязан эти деньги направить на финансирование инфраструктурных проектов. В результате использования данной схемы будет решаться двойная задача: ведущие российские банки будут докапитализиро-ваны, что обеспечит сохранение текущей устойчивости банковской системы, а ФНБ сохранит необходимый уровень ликвидности инвестиций. Кроме того, финансирование инвестиционных проектов через банковскую систему будет гарантировать стабильное и равномерное выделение денежных средств в течение финансового года.
В Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ от 4 декабря 2014 г. также была поставлена задача реализовать программу докапитализа-ции ведущих отечественных банков за счет резервов, прежде всего Фонда национального благосостояния. При этом Президент РФ отметил, что деньги будут предоставляться при условии их использования на кредитование наиболее значимых проектов в реальном секторе экономики по доступной процентной ставке. Кроме того, банки должны будут обеспечить внедрение механизмов проектного финансирования.
Значительные выгоды в результате привлечения средств ФНБ получат и компании, реализующие инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики. Прежде всего для них средства ФНБ - это долгосрочный, достаточно дешевый источник привлечения инвестиций. Во-вторых, предоставление
компании средств ФНБ на долгосрочной основе поднимает ее устойчивость и привлекательность в глазах частного инвестора, поскольку такого рода государственные инвестиции являются гарантом устойчивого функционирования компании и реализации инвестиционного проекта в долгосрочной перспективе. Кроме того, в условиях высокой стоимости привлечения средств под инвестиционный проект на внешнем финансовом рынке использование средств ФНБ делает компанию менее подверженной валютному риску, поскольку, привлекая дополнительные финансовые ресурсы на зарубежных финансовых рынках, компании сталкиваются с существенным валютным риском: при падении цен на нефть и девальвации рубля внешний корпоративный долг увеличивается в разы.
При безусловных преимуществах использования средств ФНБ для стимулирования экономического роста в сложившихся условиях функционирования экономики Российской Федерации, по нашему мнению, существует ряд нерешенных вопросов, снижающих результативность использования средств ФНБ на инвестиционные цели, на которые следует обратить пристальное внимание правительственных структур:
• при отборе приоритетных инвестиционных проектов следует учитывать долю частного капитала, привлеченного для их реализации. Согласно действующим правовым нормам, необходимым условием является вложение в проект собственных средств инициатора и (или) привлеченного инициатором коммерческого финансирования в размере не менее 15% общей стоимости проекта, по нашему мнению, данная доля должна быть увеличена минимум до 40%, чтобы проект имел рыночную стоимость и был зримо надежным с точки зрения допустимого уровня риска и рентабельности в долгосрочной перспективе. Такая практика позволит так-
же минимизировать риск искусственного занижения (завышения) первоначальной стоимости приоритетных инвестиционных проектов для привлечения средств фонда;
• в условиях неразработанного законодательства в части использования средств ФНБ на финансирование инфраструктурных проектов через ведущие банки такие сделки имеют достаточно высокий риск несвоевременного возврата кредита и/или нереализации инвестиционного проекта;
• рост доли средств ФНБ, инвестируемых в приоритетные инфраструктурные проекты, снижает надежность российской валютной системы и международной торговли, поскольку средства ФНБ на валютных счетах Центрального банка РФ учитываются в составе золотовалютных резервов. Кроме того, это также снижает общую ликвидность средств ФНБ и возможность использовать данный фонд в качестве страховки Резервного фонда в случае исчерпания последнего;
• государство должно гарантировать стабильное финансирование одобренных инвестиционных проектов, что позволит избежать приостановления финансирования капитальных вложений в условиях экономической рецессии (спада) и невозможности их возврата в долгосрочной перспективе.
Для успешного и эффективного использования института суверенных фондов с целью развития инвестиционного потенциала российской экономики, по нашему мнению, также необходимо наличие следующих составляющих:
• утвержденной государственной промышленной программы, где определены приоритетные отрасли экономики, финансовое стимулирование которых позволит обеспечивать производство конкурентоспособной продукции, развитие промышленного потенциала и в конечном итоге стабильное социально-
экономическое развитие и безопасность Российской Федерации;
• дополнительных источников финансирования инвестиций в форме долгосрочных инвестиционных кредитов, предоставляемых Центральным банком Российской Федерации крупным коммерческим банкам, а коммерческими банками - промышленным предприятиям приоритетных отраслей экономики на приобретение основных фондов и передовых технологий;
• заинтересованности в реализации инвестиционных программ и инфраструктурных проектов со стороны частного инвестора, что предполагает рыночную оценку стоимости проектов, гарантированную доходность при допустимом уровне риска и в конечном итоге участие частного капитала в качестве соинвесто-ра. Необходимо более активно привлекать в качестве соинвесторов компании и финансовые институты тех стран, которые не присоединились к санкциям против ведущих отечественных компаний и развивать в этом направлении сотрудничество со странами БРИКС, странами Шанхайской организации сотрудничества, усилить работу с восточными финансовыми рынками [11].
Таким образом, проведенный анализ действующей практики использования средств суверенных фондов показывает, что их возможности в части стимулирования экономики, и особенно инвестиционный потенциал Фонда национального благосостояния, полностью не раскрыт. При условии совершенствования финансово-правового механизма Фонда национального благосостояния, принятия необходимых программных документов в части развития приоритетных отраслей и секторов российской экономики и внесения необходимых уточнений в нормативные правовые акты, регулирующие государственные инвестиции, суверенные фонды способны оказать положительное воздействие на социально-
экономическое развитие страны и обеспечение модернизационного развития экономики. Представляется, что сделанные выводы и предложения позволят выработать грамотные подходы к использованию средств российских суверенных фондов для реализации приоритетных инвестиционных проектов и стимулирования экономического роста в Российской Федерации. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ниязметов А.К. Государственные капитальные вложения: проблемы и решения // Финансы. - 2014. - № 9. -С. 13-20.
2. Сухарев А.Н. Резервный фонд Российской Федерации в системе государственных финансов // Финансы и кредит. - 2014. - № 9 (585). - С. 2-8.
3. Сухарев А.Н. Фонд национального благосостояния Российской Федерации: итоги функционирования и перспективы // Финансы и кредит. - 2014. -№ 7 (583). - С. 2-8.
4. Кудрин А.Л. Правила игры // КоммерсантЪ. - № 128. - 24 июля 2014. - С. 2.
5. Лебединская Е. Роль нефтегазовых фондов в России // Вопросы экономики. - 2012. - № 3. - С. 98-119.
6. Силуанов А.Г. Никто не знает, с чем мы столкнемся дальше: интервью министра финансов Российской Федерации А. Силуанова // РБК daily. -№ 200 (1975). - 27 октября 2014 г. -С. 3.
7. Сулакшин С.С. Политическое измерение мировых финансовых кризисов. Феноменология, теория, устранение / под ред. С.С. Сулакшина. - М.: Научный эксперт, 2012.
8. Кудрин А. Влияние доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов на денежно-кредитную политику России // Вопросы экономики. - 2013. - № 3. -С. 4-19.
9. Навой А.В., Шалунова ЛИ. Резервный фонд и фонд национального благосостояния России в международ-
ной системе суверенных фондов // Деньги и кредит. - 2014. - № 2. - С. 26-33.
10. Эскиндаров М.А. Не копить, а тратить: интервью с ректором Финуни-верситета М. Эскиндаровым // Российская газета. - № 6510. - 17 октября 2014 г. - С. 6.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Niyazmetov A.K. State capital investments: problems and solutions // Finance, 2014. - № 9. - P. 13-20 (in Russian).
2. Sukharev A.N. The Reserve Fund of the Russian Federation in the system of public finance // Finance and credit. -2014. - № 9 (585). - P. 2-8 (in Russian).
3. Sukharev A.N. The National Wealth Fund of the Russian Federation: results of operation and prospects // Finance and credit. - 2014. - № 7 (583) . -P. 2-8 (in Russian).
4. Kudrin A.L. Game rules // Kom-mersant. - № 128. - P. 2 (in Russian).
5. Lebedinskaya E. The role of oil-and-gas funds in Russia // Questions of
economics. - 2012. - № 3. - P. 98-119 (in Russian).
6. Siluanov A.G. No one knows what we will face: an interview with the Finance Minister of the Russian Federation // RBC daily. - № 200 (1975). - P. 3 (in Russian).
7. Sulakshin S.S. Political dimension of the global financial crisis. Phenomenology, theory, elimination // Scientific expert. - 2012 (in Russian).
8. Kudrin A. Influence of income from exports of oil and gas resources on monetary policy of Russia // Questions of economics. - 2013. - № 3. - P. 4-19 (in Russian).
9. Navoy A.V., Shalunova L.I. Reserve fund and national welfare fund of Russia in international system of sovereign wealth funds // Money and credit. - 2014.
- № 2. - P. 26-33 (in Russian).
10. Eskindarov M.A. Do not save, just spend: an interview with the rector of Financial University // Russian newspaper.
- № 6510. - P. 6 (in Russian).