Научная статья на тему 'Роль субкультур в социальной мобильности молодежи в постсоветских обществах'

Роль субкультур в социальной мобильности молодежи в постсоветских обществах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1166
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА / ПОСТСОВЕТСКИЕ ОБЩЕСТВА / YOUTH SUBCULTURES / SOCIAL MOBILITY / BASE CULTURE OF SOCIETY / POST-SOVIET SOCIETIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бородина Светлана Николаевна, Васильчук Евгений Олегович

В статье анализируется роль и рассматриваются модели участия субкультур в социальной мобильности молодежи в постсоветских обществах. Обращается внимание на актуальность государственной молодежной политики на современном этапе, когда возрастает значение молодежи в политико-социальных процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SUBCULTURES IN SOCIAL MOBILITY OF YOUNG PEOPLE IN POST-SOVIET SOCIETIES

The article is concerned with role and models of subcultures’ participation in social mobility of young people in post-soviet societies. The authors emphasize the timeliness of the state youth policy at the present stage when the importance of youth in political and social processes is ramping up.

Текст научной работы на тему «Роль субкультур в социальной мобильности молодежи в постсоветских обществах»

УДК 329.63 (470)

Бородина Светлана Николаевна

кандидат политических наук, доцент кафедры истории и культурологии Кубанского государственного университета тел.: (918) 467-72-08

Васильчук Евгений Олегович

Borodina Svetlana Nikolaevna

PhD in Political Sciences, Associate Professor of the History and Cultural Science Chair, Kuban State University tel.: (918) 467-72-08

Vasilchuk Evgeniy Olegovich

кандидат политических наук, преподаватель Черкасского государственного бизнес-колледжа [email protected]

РОЛЬ СУБКУЛЬТУР В СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ПОСТСОВЕТСКИХ ОБЩЕСТВАХ

PhD in Political Sciences, Lecturer of Cherkassy State Business College [email protected]

ROLE OF SUBCULTURES IN SOCIAL MOBILITY OF YOUNG PEOPLE IN POST-SOVIET SOCIETIES

Аннотация:

В статье анализируется роль и рассматриваются модели участия субкультур в социальной мобильности молодежи в постсоветских обществах. Обращается внимание на актуальность государственной молодежной политики на современном этапе, когда возрастает значение молодежи в политико-социальных процессах.

Ключевые слова:

молодежные субкультуры, социальная мобильность, базовая культура общества, постсоветские общества.

Summary:

The article is concerned with role and models of subcultures’ participation in social mobility of young people in post-soviet societies. The authors emphasize the timeliness of the state youth policy at the present stage when the importance of youth in political and social processes is ramping up.

Keywords:

youth subcultures, social mobility, base culture of society, post-soviet societies.

На возрастание значения политико-общественной роли молодежи в развитии и стабильности государственных систем в ХХ в. обращалось внимание как на уровне отдельных государств, так и на уровне международных общественных и политических организаций. Во «Всемирной программе действий, касающихся молодежи, до 2000 г. и на последующий период», отмеченной в резолюции 50-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, отмечалось, что «молодые люди во всех странах представляют собой как основной людской ресурс для целей развития, так и главный проводник социальных изменений, экономического развития и технического прогресса» [1, с. 3]. Осознание роли молодежи в общественном развитии способствовало формированию и разработке молодежной политики и программ вовлечения молодежи в социальное строительство.

Особый интерес к роли молодежи и молодежной политике на постсоветском пространстве проявляется вследствие активизации роли молодежи в ходе процессов трансформации политических, культурных и социально-экономических основ советского общества в начале 1990-х гг. Ликвидация СССР как целостного государства и последовавшие трансформации политических систем в условиях социально-экономической нестабильности и кризиса социокультурной идентичности, существенно повысили рискогенность социального самоопределения и выбора идентификационных стратегий в процессе социальной интеграции молодежи. Следствием этого явились изменения существования и функционирования различных форм объединений молодежи на постсоветском пространстве, что повлекло за собой деформацию поведения части молодого поколения в различных сферах общественной жизни. Упразднение формальных молодежных организаций, таких как комсомол и пионерская организация, являющихся государственными механизмами социализации подрастающего поколения, способствовало поиску молодежью новых сообществ, обеспечивающих выработку форм идентичности в соответствие с новыми социальнокультурными критериями. Так, в исследованиях В.В. Касьянова по проблемам государственной молодежной политики, отмечается, что «в условиях явного равнодушия государства к проблемам политической, гражданской социализации молодежи в молодежной среде едва ли не целенаправленно стали насаждаться образцы активности, свойственные далеко не лучшим социальнокультурным группам молодежи Запада» [2, с. 159]. Выпавшая из формирующейся социальнополитической системы, молодежь, не имеющая определенного положения и твердой жизненной позиции, с неопределенным статусом, пыталась самоорганизоваться, создавая небольшие peer

group или крупные молодежные неформальные объединения. Таким образом, причиной появления новых социальных групп и идентичностей, в частности молодежных субкультур, как вариантов адаптации определенной части современной молодежи к сложившимся социальным условиям существования, стала трансформация политико-социального вектора развития постсоветских обществ, в процессе которой количественно-качественным изменениям подверглась система групповых интересов, способов поведения и социальных взаимодействий. Современная молодежь, испытывающая на себе влияние процессов, происходящих в социокультурной сфере, является производителем материальных и духовных ценностей, актуальных для постсоветских обществ, которые существенно отличаются, а иногда входят в конфликт со сложившимися социокультурными стереотипами предыдущих поколений.

Интерес к теме молодежной субкультуры обуславливается возрастанием роли молодежи, формальных и неформальных молодежных организаций и сообществ в политическом пространстве государства на современном этапе. Именно молодежь явилась главной движущей силой в ряде цветных революций на постсоветском пространстве и именно ее могут сегодня использовать для дестабилизации социально-политической ситуации в обществе.

В связи с этим возрастает необходимость научной разработки причин и факторов социальной мобильности современной молодежи постсоветских обществ, что может способствовать созданию реальных возможностей для прогнозирования развития социально-политической ситуации в будущем, определяя этим актуальность выбранной темы. Это подводит к попытке проведения в данной статье анализа роли субкультур в социальной мобильности молодежи на постсоветском пространстве.

Теория социальной мобильности всесторонне началась разрабатываться П.А. Сорокиным. Сегодня интерес к проблемам, связанным с социальной мобильностью молодежи, существенно возрос и получил развитие в работах таких современных исследователей как Н. Смел-зера, А.И. Кравченко, Ю.Г. Волкова, В.Н. Лавриненко, С.С. Фролова, Т.Б. Щепаньской и др., рассматривающих социальную мобильность как перемещение индивида или социальной группы между различными позициями в системе социальной стратификации.

Различаются индивидуальная социальная мобильность, предопределяющая перемещение индивида независимо от окружающих и групповая, когда перемещения происходят коллективно в связи с повышением или понижением общественной значимости социального класса, группы и т.д. Также в структуре социальной мобильности как общественного явления выделяется организованная социальная мобильность, когда перемещения индивидов или их групп инициированы государством, и структурная, когда движение из одной социальной категории в другую обусловлено изменениями в профессиональной структуре. Причинами соответственно могут выступать деструктивные процессы в экономике, политические кризисы, научнотехнический прогресс и т.п., и обменная социальная мобильность, характеризующая социальные перемещения, которые происходят в силу личных достижений или неудач индивидов, а также появления новых возможностей, вследствие получения образования, благоприятных изменений политической ситуации и т.д.

Еще одной разновидностью социальной мобильности выступают вертикальные и горизонтальные социальные перемещения. В случае вертикального перемещения происходит переход из одной социальной категории в другую с изменением социального статуса по восходящей и нисходящей линии, вторая гарантирует переход из одной социальной группы в другую без изменения социального статуса.

Кроме того, в зависимости от взаимоотношений между поколениями различают межпоко-ленную, которая означает изменение статуса детей по сравнению со статусом их родителей, и внутрипоколенную мобильность, обеспечивающую изменение статуса индивида на протяжении жизни путем продвижения по карьерной лестнице.

Социетальный кризис, коснувшийся части постсоветской молодежи, вынудил ее к поиску новых форм идентичностей, утверждающих ее социальный статус и обеспечивающих реальную или иллюзорную коллективную защищенность, возможности для творческой, интеллектуальной, профессиональной, общественной самореализации. Одним из видов таких идентичностей является субкультура, которая может отличаться от доминирующей в обществе культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, одеждой, обычаями и т.д. Вследствие этого следует обратить внимание на следующие факторы, оказавшие определенное влияние на развитие роли социальной мобильности молодежных субкультур. Во-первых, это политическая, социальная и экономическая нестабильность обществ на постсоветском пространстве, итогом чего является маргинализация значительной части молодежи и как следствие таких социокультурных форм, как скинхеды и гопники. Во-вторых, произошли коренные изменения в каналах социальной мобильности молодежи, получившей возможность в сжатые сроки достигать престижного

экономического и социального положения. Высокий экономический и социальный статус диктует и соответствующие социокультурные формы. Третьим фактором является аномия обществ вследствие разрушения норм и ценностей, обеспечивающих социальную солидарность и социальную идентичность. В этом случае на социальную мобильность молодежи оказывают влияние региональные, конфессиональные и этнические сообщества.

Изучение молодежной культуры имеет длительную историю. Базовыми исследованиями в западной социологии могут являться работы американских исследователей Т. Парсонса, определившего понятие молодежной культуры в рамках структурно-функционального подхода и Р. Мэр-тона, в своих исследованиях рассматривавшего формирование идентификационных процессов и форм молодежных субкультур, имеющих отклонения девиантного характера. Исследованиям молодежных субкультур посвятили свое внимание также ученые Великобритании, где был создан Центр современных культурных исследований (СССS) и Франции. В основном различные формы молодежных субкультурных объединений рассматривались представителями данных научных школ как проявление классового противостояния между буржуазной и пролетарской культурой.

Исследование молодежных объединений как особой социальной группы, играющей определенную роль в социальной мобильности молодежи в России, началось еще до возникновения социологии. Однако более пристальное внимание данная проблема в исследованиях начинает получать только в 1920-х гг. Исследования были посвящены особенностям политического и социального становления городской и сельской молодежи.

Интерес к феномену молодежной субкультуры возник в отечественной науке в конце 1980-х гг. Развитие политического и культурного плюрализма привело к складыванию значительного количества методологических концепций исследования молодежных культур и их влияние на социальную мобильность. В этом аспекте обращают на себя внимание работы А.И. Шендрик, В.А. Бобахо, С.И. Левиковой, И.В. Глушко, И.В. Ковшовой и др. Среди самых последних исследований феномена молодежной субкультуры на постсоветском пространстве выделяются исследования Е.Л. Омельченко, В.А. Лукова и др. Так, по мнению И.В. Глушко, «...в основе объяснения возникновения субкультурных феноменов лежит представление о существовании культуры как относительно целостного, но внутренне дифференцированного образования.» [3, с. 15]. При этом она выделяет в ее структуре следующие компоненты: культурные ценности, общественно признанные способы и формы человеческой деятельности, нормы и правила социального поведения, наборы духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических и др.) и физических качеств, обретенных индивидом в процессе социализации. А в работе И.В. Ковшовой обращается внимание на такие виды субкультуры, как:

- совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (делинквентная культура);

- особая форма организации людей (чаще всего молодежи - это так называемые молодежные субкультуры) - автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами;

- трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску [4, с. 220].

Расширенное понимание молодежной субкультуры дает С.И. Левикова, которая определяет ее как эзотерическую, эскапистскую, урбанистическую культуру, созданную молодыми людьми для себя, считая ее «элитарной» культурой, нацеленной на включение молодых людей в общество и частичной культурной подсистемой внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющей стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение) ее носителей [5, с. 12].

Вследствие этого следует констатировать, что как феномен общественной жизни, молодежные субкультуры выполняют функции обеспечения эмоциональной поддержки, комфортных и регулируемых отношений со сверстниками, способствуя складыванию устойчивого и прочного положения среди сверстников (эрзац-статуса) до завершения процесса социализации личности. При этом происходит удовлетворение общечеловеческих и специфически молодежных потребностей в системе ориентации, объекте поклонения, стиле, нормах поведения, моде, досуге, общении и коммуникации.

Таким образом, делая промежуточные выводы, следует отметить, что молодежные субкультуры являются своеобразными каналами информации, позволяющими формировать стиль, вкусы, ценностные и поведенческие ориентации определенной части молодежи.

Анализируя степень влияния субкультур на процессы социальной мобильности молодежи, следует отметить, что представители данных социальных образований, как отмечалось выше,

выстраивают две основные модели взаимодействия с базовой культурой общества. В первой модели они взаимодействуют с культурой общества и государства, опираясь на нее и дополняя ее. Для второй модели характерно демонстративное уклонение от взаимодействия с базовой культурой общества, стараясь при этом абсурдизировать ее содержательные основы.

Поэтому, по мнению авторов данной статьи, теоретически существуют следующие возможности влияния молодежных субкультур на процесс социальной мобильности молодежи: во-первых, создавая возможности для перспективного роста, на который влияет возможности обмена информацией, передачи опыта, навыков, эмоциональной поддержки. И, во-вторых, замыкая развитие личности в пределах конкретной социальной общности (то есть конкретной молодежной субкультуры), ограничивая права индивида на обмен информацией и опытом, что со временем приводит к маргинализации и распаду личности.

С учетом выше изложенного, надлежит сделать такие выводы. Субкультуры могут играть как конструктивную, так и деструктивную роль в процессе социализации индивида и формирования его личности, оказывая влияние на процесс перемещения (то есть социальной мобильности) индивида или социальной группы между различными позициями в системе социальной стратификации с учетом традиций, обычаев, ценностных и поведенческих ориентаций, сложившихся в конкретной молодежной субкультуре.

Ссылки:

1. Культура мира и демократии. М.,1997.

2. Касьянов В.В. Государственная молодежная политика в России на рубеже ХХ-ХХ! веков. Краснодар, 2011.

3. Глушко И.В. Диалог народа и политических элит: социокультурный анализ: дисс. ... канд. филос. Наук. Зерноград, 2004.

4. Ковшова И.В. Соотношение феноменов субкультуры, контркультуры и антикультуры // Основания и парадигмы современного общественного развития: сб. науч. ст. Саратов, 2005.

5. Левикова С.И. Феномен молодежной субкультуры

(социально-философский аспект): автореф.

дисс. ... д-ра филос. наук. М., 2002.

References (transliterated):

1. Kul'tura mira i demokratii. M.,1997.

2. Kas'yanov V.V. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika v Rossii na rubezhe XX-XXI vekov. Krasnodar, 2011.

3. Glushko I.V. Dialog naroda i politicheskikh elit: sotsiokul'turnyy analiz: diss. ... kand. filos. nauk. Zernograd, 2004.

4. Kovshova I.V. Sootnoshenie fenomenov subkul'tury,

kontrkul'tury i antikul'tury // Osnovaniya i paradigmy sovremennogo obshchestvennogo razvitiya: sb.

nauch. st. Saratov, 2005.

5. Levikova S.I. Fenomen molodezhnoy subkul'tury (sotsial'no-filosofskiy aspekt): avtoref. diss. ... d-ra filos. nauk. M., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.