ISSN 1818-0566. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12
УДК 32.019.5+323.1
Игорь Леонидович Поздеев
кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела исторических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН г. Ижевск. E-mail: [email protected]
РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ1
В статье рассмотрены особенности политической культуры студентов Удмуртской Республики, их задействованность в общественно-политической жизни региона, а также участие в протестном движении. Автор приходит к выводу, что социальная активность студенческой молодежи Удмуртии направлена на диалог с государством для защиты своих интересов через законные формы. Большинство не намерено прибегать к участию в митингах и демонстрациях, забастовках и акциях протеста. В молодежной среде достаточно высокий уровень толерантности по отношению к представителям других культур, что во многом обусловлено выработанным в региональном социуме многовековым опытом межэтнического сосуществования.
Ключевые слова: студенчество, социологические исследования, межэтнические отношения, социальная активность.
Учащаяся молодежь в Удмуртской Республике - одна из самых многочисленных групп населения, оказывающих воздействие на все регионально сообщество, в том числе и в этнополитической сфере. Студенчество как социальную группу всегда отличали особые условия жизни, общественное поведение и психология, формирующие своеобразную субкультуру. При этом необходимо учитывать, что в студенческой среде всегда существует разнообразие взглядов, образцов поведения, идей и воззрений, в том числе и нонконформистских.
В данном сообщении на основе результатов социологических исследований, проведенных отделом исторических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН в 2007-2011 гг., сделана попытка анализа политических и этнокультурных взглядов студенческой молодежи.
1 Статья выполнена по материалам Всероссийской научной конференции в г. Чердыни «Национальные и конфессиональные отношения в Урало-Поволжском регионе: проблемы, перспективы, риски», проведенной 3-5 июня 2012 г., в рамках проекта № 12-И-6-2062 «Этнополитические процессы и межэтнические отношения в Урало-Поволжском регионе Российской Федерации», выполняемого по междисциплинарным проектам научно-исследовательских работ УрО РАН.
394
Поздеев И.Л. Роль студенческой молодежи в этнополитической жизни Удмуртской Республики
Молодежь Удмуртской Республики, составляющую почти треть от числа жителей республики, отличает своеобразная политическая субкультура, характеризующаяся преобладанием оппозиционных настроений. Проведенные накануне выборов в Государственную Думу РФ 2007 г. и 2011 г. соцопросы студентов показали, что политические предпочтения молодежи (пусть даже на уровне намерений) отличаются от реальных результатов голосования в целом по республике: на выборах 2007 г. за «Единую Россию» планировали проголосовать 32% студентов, за «Справедливую Россию» - 4%, ЛДПР - 20%, КПРФ - 4%; на выборах 2011 г. -23%, 8%, 17% и 11% соответственно. Реальные результаты голосования по выборам депутатов в ГД СФ РФ по Удмуртской Республике заметно отличаются от политических предпочтений молодежи: в 2007 г. «Единая Россия» получила 60,57% голосов, «Справедливая Россия» - 8,62%, ЛДПР -10,97% и КПРФ - 10,61% [2], в 2011 г. - 45,09%, 11,18%, 16,59% и 19,55% соответственно [3]. Думается, что это вполне объяснимо, поскольку для молодежи характерно некое отрицание существующих устоев и правил.
Опросы показали, что молодежь вообще слабо задействована в общественно-политической жизни Удмуртии. К примеру, из числа опрошенных только 15% русских, 17% удмуртов и 22% татар состоят в молодежных общественных объединениях. В то же время общественные объединения - большой ресурс для воспитания личности, привития демократических ценностей, возможность для самореализации и определенный способ контроля молодежи. По мнению первого заместителя министра национальной политики Удмуртской Республики Л.Н. Бурановой, молодые люди проходят в них хорошую школу, где учатся выбирать, дискутировать, отстаивать свое мнение, борются за лидерство [1, с. 6]. Однако она также подтверждает, что молодежь слабо использует этот развивающий ресурс общественных организаций.
Несколько большая вовлеченность удмуртов и татар во многом обусловлена активностью национально-культурных общественных организаций по привлечению молодежи, а также тем, что эти объединения во многом служат площадкой для общения с носителями своей этнокультуры. Особенно важно это для молодых людей, приехавших из сел, поскольку в таких общественных организациях им проще адаптироваться к городской среде, реализовать себя. В целом, общественные организации, в том числе и национальные, являются хорошей площадкой для самовыражения молодежи, реализации творческой активности. Необходимо способствовать более полному охвату молодежи, иначе их роль возьмут на себя неформальные объединения.
За последние два года в российском обществе наблюдается рост различных форм общественной активности, в том числе в одном из наиболее ярких проявлений - уличном протестном движении. Зачастую молодежь выступает движущей силой данного движения. На этом фоне студенчество Удмуртии предпочитает законные формы отстаивания своих прав (наиболее популярный вариант ответа «обращусь в суд») и практически не готово участвовать в акциях протеста (10% русских, 12% удмуртов и 5% татар).
395
ISSN 1818-0566. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12
Изучая возможность участия молодежи в межэтнических конфликтах, респондентам было предложено ответить на вопрос о своем отношении к представителям других этносов. Об отсутствии какой-либо неприязни к членам других этносов заявило большинство студентов (63% русских, 65% удмуртов, 68% татар). Наименьшее количество негатива приходиться на представителей этносов, издавна проживающих на территории республики - русских, удмуртов и татар. Такой расклад вполне объясним сложившимся опытом совместного сосуществования, близостью культур. В то же время «разность культур» с представителями Кавказа и цыганами вызывает негативное отношение - именно их указали большинство опрошенных. Обращают на себя внимание данные по татарской группе, где к кавказцам лишь 10% относятся неприязненно. Вероятно, здесь смягчающим фактором выступает конфессиональная близость татар с большинством кавказских этносов.
Сравним полученные результаты с общероссийскими. Как отмечает В.А. Тишков, «если ранжировать ксенофобию, то на первом месте сегодня стоит именно негативное отношение к кавказцам. По подсчетам социологов, они вызывают устойчивую неприязнь почти у трети населения. На втором месте - к выходцам из Средней Азии (особенно таджикам, узбекам, киргизам). На третьем месте - к африканской расе. А четвертое занимает антисемитизм» [4]. Как видим, ксенофобские настроения молодежи в Удмуртии имеют свою специфику: большинство к выходцам из Средней Азии, африканцам и евреям относится равнодушно. Как показал опрос узбекских строителей, проведенный автором в 2012 г., за семь лет работы в Удмуртии опрошенные практически не сталкивались с негативным отношением к себе и членам своей строительной бригады со стороны местных жителей.
Среди обстоятельств, способствующих дестабилизации межэтнической обстановки, были указаны наличие в регионе различных этнических групп, национальных движений, в том числе и выходцев с Кавказа. Полиэтничный состав населения, присутствие групп с различной культурой, языком, поведением, само по себе может послужить, по мнению молодежи, почвой для межэтнических конфликтов. С этим согласны некоторые эксперты, считающие, что неоднозначное отношение к другим этносам вполне естественно: пространство (страна, республика), где существуют и взаимодействуют различные этносы, вообще редко находится в состоянии равновесия, так как по самой своей природе оно конфликтогенно [5, с. 80]. Поэтому не удивительно, что между представителями разных народов на бытовом уровне существуют межэтнические трения. Однако говорить о складывании в регионе критической ситуации было бы неверно. По мнению части студентов, в Удмуртии ситуация гораздо спокойнее, чем в Москве, а люди инертнее и пассивнее. Возможно, во многом это мнение сформировано благодаря влиянию титульного этноса республики, для ментальности которых характерна терпеливость и толерантность. Думается, эти установки оказывают общее воздействие на культуру населения Удмуртии, что способствует сохранению стабильности в социальной и политической жизни региона.
396
Поздеев И.Л. Роль студенческой молодежи в этнополитической жизни Удмуртской Республики
Таким образом, для студенческой молодежи Удмуртской Республики несмотря на некоторую оппозиционность политических взглядов характерна слабая политическая активность. Большинство студентов не намерены прибегать к жестким формам защиты своих интересов через участие в митингах и демонстрациях, акциях протеста, межэтнических конфликтах. Студенты гораздо больше озабочены вопросами учебы, формированием планов на будущее, решением проблем трудоустройства, взаимоотношений со сверстниками. Поэтому их деятельность в общественнополитической жизни региона незначительна.
Сложившаяся ситуация свидетельствует, что для наиболее полной реализации заложенного в студенческой молодежи Удмуртии ресурса общественного развития необходимо создание системы активного включения молодых людей в общественно-политическую жизнь.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Интервью с Л.Н. Бурановой // Научно-отраслевой архив УИИЯЛ УрО РАН. Рукописный фонд. Оп. 2-Н. Д. 1576. 65 л.
2. Об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва: Постановление Центр. избират. комиссии Удмурт. Республики от 3 дек. 2007 г. № 100.1-3. URL:
http://udmurt.izbirkom.ru/way/934257/sx/art/934641/cp/1/br/934260.html (проверено 02.07.2012).
3. Об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва на территории Удмуртской Республики: Постановление Центр. избират. комиссии Удмурт. Республики от 05 дек. 2011 г. № 111.1-4. URL: http://udmmtizbirkom.ru/way/945778/sx/art/948095/cp/1/br/945787.html (проверено 02.07.2012 г.).
4. Тишков В.А. Дружба с народом // Известия. URL: http://www.izvestia.ru/news/371091 (проверено 21.09.2012 г.).
5. Этнополитическая и этносоциальная ситуация в Удмуртской Республике: (Сб. ин-форм.-аналит. материалов). Ижевск: Мин-во нац. политики Удмурт. Республики, 2000. 90 с.
Материал поступил в редколлегию 04.08.2012 г.
ROLE OF YOUTH IN ETHNIC-POLITICA LIFE OF UDMURT REPUBLIC
Igor L. Pozdeev, Candidate of History, researcher, Department of Historical Research, Udmurt Institute of History, Language and Literature, Ural branch of Russian Academy of Sciences. Izhevsk. E-mail: [email protected]
Abstract: The article considers features of political culture of students of the Udmurt Republic, their involvement in social-political life in the region, as well as participation in protest movement. The author concludes that social activity of student youth of Udmurtia is aimed at a dialogue with state authorities in order to defend their interests through legal procedures. The majority of youth does not intend to take part in rallies and demonstrations, strikes and protest actions. There is rather high level of tolerance in youth environment in relation to representatives of other cultures, due to experience of inter-ethnic coexistence in the region, which is elaborated through centuries.
Keywords: students, sociological research, inter-ethnic relations, social activity.
397