Роль студенческого самоуправления в инновационном управлении вузом
Марина Сергеевна Сегал
Студент
Дальневосточный Федеральный Университет
Владивосток, Россия
segal@dvfu.ru
0000-0000-0000-0000
Анастасия Витальевна Куц
Студент
Дальневосточный Федеральный Университет
Владивосток, Россия
kuts@dvfu.ru
0000-0000-0000-0000
Вадим Сергеевич Фирсов
Студент
Дальневосточный Федеральный Университет
Владивосток, Россия
firsov@dvfu.ru
0000-0000-0000-0000
Поступила в редакцию 14.08.2022 Принята 03.09.2022 Опубликована 15.10.2022
010.25726/10934-5951-6212-п
Аннотация
Студенческое самоуправление в современных высших учебных заведениях (вузах) имеет достаточно развитую структуру, многоаспектные формы выявления на разных уровнях. Органы студенческого самоуправления осуществляют свою деятельность на уровне группы, факультета, общежития, студенческого городка и высшего учебного заведения. В то же время существуют студенческие научные общества, научные кружки, клубы по интересам и другие формы студенческого самоуправления. Для понимания сущности студенческого самоуправления как элемента в системе управления учебным заведением, что имеет свои функции, субъекты и задачи и предстает надежным фундаментом, практической базой становления навыков самоорганизации, самоуправления, принятия управленческих решений важно выявить характеристики отдельных аспектов активности студенчества как личностного способа удовлетворения потребностей в соответствии с собственной позиции. В современной системе образования органы студенческого самоуправления на законодательном уровне имеют широкий спектр прав и возможностей по участию в управлении вузов, а именно: участие в ученых советах факультета и Университета, организация и проведение научных, культурно-массовых, спортивных, оздоровительных и других мероприятий, содействие трудоустройству студентов и тому подобное. В то же время, по согласованию с органами студенческого самоуправления принимаются решения об отчислении, восстановлении, переводе, поселении лиц, обучающихся в высшем учебном заведении.
Ключевые слова
управление вузом, самоуправление, студенты, исследование, анализ.
Введение
Студенческое самоуправление является полигоном для отработки студенческих инноваций в управленческой, организационной, социальной отраслях. Студенты, задействованные в работе органов студенческого самоуправления, получают возможность принимать решения, реализовывать их со студенческой общиной, отвечать за собственные неудачи. При этом важным остается активная ротация студенческих лидеров с целью привлечения к управленческой деятельности максимального количества студентов (Валиуллина, 2019).
Студенческое самоуправление как элемент в системе управления учебным заведением, имея свои функции, субъекты и задачи, реализуя свою деятельность на всех уровнях, служит надежным фундаментом и практической базой для формирования лидерской и управленческой компетенции студентов, в частности получения управленческих навыков самоорганизации, самоуправления, принятия управленческих решений.
Основным признаком деятельности студенческого самоуправления как управленческой системы является взаимодействие элементов управления, поскольку каждый субъект может выполнять роль объекта или наоборот, в зависимости от ситуации и обозначенных задач (Соколов, 2019).
Горизонтальные субъект-объектные отношения формируются между студентами, которые вовлечены в деятельность самоуправления, между лидерами актива и студентами, между лидерами и администрацией, между студентами и администрацией. Налаживание сотрудничества и позитивного взаимодействия для каждого вида взаимоотношений является залогом эффективной демократической деятельности ОСС.
Материалы и методы исследования
Для руководства образовательного состава важно быть в курсе проблем, пожеланий, событий, происходящих в студенческой среде, знать их мнение по поводу принятых решений, а связующим звеном между руководством вуза и студентами является орган студенческого самоуправления, который озвучивает насущные проблемы студенчества и помогает в их решении (Шпак, 2019).
Только равноправное сотрудничество, а не вертикальная взаимодействие приносят плодотворные результаты в работе органов студенческого самоуправления и создают благоприятные условия для участия студенческого самоуправления в управлении высшим учебным заведением.
Органы студенческого самоуправления имеют широкие возможности воздействия на формирование лидерской и управленческой компетентности студентов через обеспечение целенаправленного формирования у представителей студенческого актива необходимых для управленческой деятельности знаний и навыков, постепенное делегирование управленческих полномочий студентам-руководителям студенческого самоуправления в организации различных видов социально-общественной деятельности, презентацией участниками студенческого самоуправления достигнутых результатов в едином информационно-коммуникативном поле (Авдеева, 2022).
В то же время привлечение органов студенческого самоуправления к управлению высшим учебным заведением способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, установлению конструктивного сотрудничества между студентами и администрацией с целью перспективного развития учебного заведения.
Наиболее сложной и разветвленной является структура управления высшими учебными заведениями.
В связи с ликвидацией очагов политических организаций, которые с советских времен занимались вопросами воспитательной работы, в структуре управления высшими учебными заведениями возникли новые звенья - проректор по гуманитарному образованию и воспитанию, по социально-психологической работе, по воспитательной работе и студенческих дел, воспитательной работы; отделы (секторы) по внеучебной работы, методические центры по воспитательной работе, заместители (помощники) проректора по воспитательной работе; заместители деканов по воспитательной работе; совета наставников факультетов, семинары наставников студенческих групп; совета студенческого самоуправления общежития, факультетов (Ботирова, 2022).
Новыми для структуры управления многих вузах есть такие подразделения, как отдел маркетинга, международных связей, издательства, строительства, отделы информатизации учебного процесса. В структуре некоторых университетов возникли институты. От факультетов они отличаются большим количеством студентов и направлениями работы.
Результаты и обсуждение
Если руководители факультетов работают по совместительству, то руководители институтов по совместительству работают как преподаватели. С целью организации научного труда в университетах создают научно-исследовательские институты, лаборатории, музеи.
Размеры вуза, особенность их структуры, особенности структуры управления осложняют проблему формирования единого педагогического коллектива (Аджиенко, 2021).
Центром работы с непосредственной организацией учебно-воспитательного процесса в вузе являются факультеты. Общеуниверситетские структурные звенья выполняют преимущественно стратегические функции. Именно эта особенность должна определяет содержание управленческой деятельности представителей различных структурных звеньев.
Особенности структуры вуза и структуры управления создают условия для реализации идей синергетического подхода, идей самоорганизации. Но анализ управленческой практики свидетельствует о том, что в данный момент в большинстве вузов преобладает тенденция к централизации.
Полномочия факультетов очень ограничены, охватывают в основном текущие вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Решение проблемы оптимального соотношения централизации и децентрализации, управления и самоуправления является актуальной задачей для руководителей вузов. От этого в значительной степени зависит эффективность управления (Ефремова, 2019).
Руководители вуза должны постоянно анализировать затруднения, возникающие в деятельности учебного заведения, выяснять их причины и, в случае необходимости, вносить изменения в функционирование управляющей подсистемы или создавать новые управленческие подразделения.
В высших учебных заведениях руководители в большей степени выполняют функции менеджеров.
В современных условиях основное внимание они уделяют созданию материально-финансовых, кадровых, организационных условий для деятельности учебного заведения. Еще одной специфической особенностью деятельности руководителей большинства ВУЗОВ в последние годы является направленность на обеспечение экстенсивного развития учебного заведения за счет увеличения количества специальностей и количеству студентов (Пономарев, 2021). В последнее время обостряется проблема конкурентоспособности учебных заведений, которая зависит от многих факторов, но главным из них является качество образовательных услуг.
Эта особенность определяет необходимость переориентации деятельности руководителей на создание педагогических условий по восстановлению технологий учебно-воспитательного процесса вуза. Среди главных задач в этом направлении - компьютеризация учебного процесса, развитие дистанционного образования, пересмотр учебных планов на предмет уменьшения количества учебных дисциплин и аудиторных занятий, увеличение объема самостоятельной работы студентов, создания соответствующих условий для ее организации, привлечения студентов к научно-исследовательской работе, приближение образования к мировым стандартам (Устойчивое, 2022).
Большинство форм управленческой деятельности в вузах имеют многолетнюю традицию.
В высших учебных заведениях контроль деятельности отдельного преподавателя существенно отличается от других.
Преподаватель вуза непосредственно подчиняется заведующему кафедрой, который работает по совместительству, и хотя руководителям кафедр рекомендуют посещать занятия преподавателей, они не имеют возможности посещать более одного занятия в год на одного преподавателя.
Кроме этого, такие посещения занятий выполняют функцию не контроля, а обмена опытом. По традиции каждый преподаватель вуза готовит открытое занятие и приглашает на него коллег и
заведующего кафедрой. С одной стороны, такие подходы к управлению отражают демократические традиции деятельности ВУЗА, но, с другой - они создают возможность для нарушения прав студентов, могут способствовать деформации личности некоторых преподавателей. Преодолеть этот недостаток, не меняя демократических традиций вуза, можно, проводя регулярные опросы студентов о качестве работы преподавателя (Немова, 2019). Целесообразно выяснить, как студенты оценивают научность, доступность преподавания, требовательность преподавателя, его отношение к студентам, рациональность использования времени, результативность знаний.
Одной из основных тенденций развития современного общества становится его гуманизация. В общественном сознании утверждается понимание самоценности человека.
Главным критерием прогресса человечества является уровень гуманизации общества, то есть становление в нем личности: уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психического и социального здоровья.
Необходимость гуманизации общественной жизни обостряет проблему самореализации личности, проявления ее сущностных сил. Потребность самореализации на сегодня рассматривается как одна из главных потребностей личности.
Она выполняет функцию внутреннего стимула человеческой активности. Именно от системы образования в первую очередь зависит, на сколько будет обеспечен процесс самореализации человека.
От философских основ образования (холистско-гармонично-целостного или релятивистско-плюралистического подходов) зависит приоритет централизованной или децентрализованной системы управления.
Понятно, что централизованная система управления создает предпосылки для авторитарности управления, а децентрализованная - для его демократизации.
Личностно ориентированное образование развивается в рамках релятивистско-плюралистического подхода, поэтому его реализация возможна только при условии демократического управления учебным заведением, поскольку авторитарность определяет то, что члены коллектива вынуждены выполнять функцию объектов влияния, а не субъектов деятельности.
В связи с этим возникает необходимость построения управления на демократических принципах, что ведет к переходу от авторитарного к демократическому управлению.
В основе демократизации управления заключается идея синергетического подхода. Он дает возможность рассматривать человека как сложную, открытую систему, что умеет самоорганизовываться, саморазвиваться, которой невозможно навязать несвойственные для нее пути развития (Лунев, 2015).
Авторитарное управление является примером навязывания подчиненным целей и способов решения. Даже в случае, когда такие цели обоснованы, навязывание их не имеет смысла, потому что реализация предложенных целей зависит от подчиненных. Если последние не принимают этих целей, то их реализация не может быть эффективной.
Синергетика акцентирует внимание на том, что в управлении сложными системами главное - не мощность, а резонансность влияния. Такая особенность делает необыкновенно актуальной проблему мотивации деятельности подчиненных, поиска способов использования слабых воздействий на них.
Авторитарное управление базируется на сильных взаимодействиях, демократическое управление должно строиться на слабых влияниях. При авторитарном управлении воздействие рассматривается как средство, гарантирующее ожидаемый результат.
При демократическом управлении использованы слабые влияния-лишь средства движения субъекта к самоуправляемой деятельности. Авторитарное управление-пример подъема в абсолют каких-то одних целей и путей их решения. Синергетика обосновывает наличие нескольких альтернативных путей развития. Такое положение является одним из основ принятия управленческих решений.
Реализация синергетических идей предполагает использование не императивного монолога преподавателя, а диалогического взаимодействия, что дает возможность стимулировать субъективность сотрудников в направлении максимальной реализации их потенциальных возможностей.
Демократический стиль управления характеризуется восприятием человека и уважением к нему, проявлением высоких этических норм поведения, создания условий для личностного развития сотрудников. Требования предъявляются в форме Советов, консультаций.
Главный способ воздействия на человека - поощрение к проявлению инициативы. Руководитель-демократ поддерживает с сотрудниками и учениками отношения доверия, ведет себя откровенно и просто, в деятельности, что предусматривает контроль, не проявляет предвзятости.
Заключение
В настоящее время в России сложилась уникальная ситуация, когда экономическая база, которая характеризуется значительным по размеру промышленным капиталом, что постепенно устаревает, сочетается с высокоразвитой научной и научно-образовательной инфраструктурой.
Вследствие этого важнейшим приоритетом социально-экономического развития нашей страны является переход экономики на инновационный путь развития, что на практике означает эффективное взаимодействие вузовской науки и бизнеса, подготовку высокопрофессиональных кадров, которые будут востребованы промышленностью.
Список литературы
1. Авдеева Е.С. Особенности поведения студентов в условиях цифровой экономики и инновационной активности // Вестник Поволжского института управления. 2022. № 3. С. 50-57.
2. Аджиенко В.Л. Бережливый ВУЗ - инновационная модель управления университетом // Новые технологии. 2021. № 2. С. 111-120.
3. Ботирова Н.К. Совершенствование информационной образовательной среды для формирования профессиональных навыков обучающихся в системе профессионального образования // Технические науки. 2022. № 2 (95). С. 1-3.
4. Быкова А.В. Инновации в бизнес-процессах // Россия: тенденции и перспективы развития. 2022. № 1. С. 617-619.
5. Валиуллина Л.А., Беспалова М.Э., Хадасевич Н.Р. Интеграция принципов бережливого производства и системы менеджмента качества в организации труда учреждений социального обслуживания // Лидерство и менеджмент. 2019. № 2. С. 107-116. М: 10.18334/ео.9.3.40849
6. Ефремова П. В. Показатели оценки эффективности развития инновационной деятельности вузов // Вопр. инновац. экономики. 2019. Т. 9. № 3. С. 989-1010.
7. Колобкова А.А. Исторический экскурс становления и развития методики преподавания иностранных языков в российских университетах // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 4-1. С. 73-88.
8. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В. Методологические основы опытно-экспериментальной работы как компонента исследований проблем профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 132.
9. Немова, О.А., Медведева Т.Ю. Свобода профессионального выбора и профориентация: ренессанс дикого капитализма или шаг вперед? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. №2 (27). Т.8. С. 172-175.
10. Пономарев М В., Савельева Л.В. Университетские технопарки: универсальная модель и инструменты проектирования // Архитектура и соврем. информ. технологии. 2021. № 4. С. 377-393.
11. Соколов А.П. О новой форме развития системы управления организацией при реализации проектов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 10. № 3. С. 60-64.
12. Мохова О.Л., Башеров О.И., Санникова О.А., Терешина В.Ю. Устойчивое развитие вуза в условиях глобализационных процессов // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 1(47). С. 232-241. йО! 10.25726/о6761-0763-6252Л.
13. Шпак Г.Б., Бондаренко Т.Н. Управление современным вузом: проблемы и перспективы развития // Вестник ХГУЭП. 2019. № 3. С.5-11.
The role of student self-government in the innovative management of the university
Marina S. Segal
Student
Far Eastern Federal University Vladivostok, Russia segal@dvfu.ru
0000-0000-0000-0000
Anastasia V. Kuts
Student
Far Eastern Federal University Vladivostok, Russia kuts@dvfu.ru
0000-0000-0000-0000
Vadim S. Firsov
Student
Far Eastern Federal University Vladivostok, Russia firsov@dvfu.ru
0000-0000-0000-0000
Received 14.08.2022 Accepted 03.09.2022 Published 15.10.2022
0 10.25726/10934-5951-6212-n
Abstract
Student self-government in modern higher educational institutions (universities) has a sufficiently developed structure, multidimensional forms of identification at different levels. Student self-government bodies carry out their activities at the level of a group, faculty, dormitory, campus and higher educational institution. At the same time, there are student scientific societies, scientific circles, interest clubs and other forms of student self-government. To understand the essence of student self-government as an element in the management system of an educational institution, which has its own functions, subjects and tasks and appears as a reliable foundation, a practical basis for the formation of skills of self-organization, self-management, and managerial decision-making, it is important to identify the characteristics of individual aspects of student activity as a personal way of meeting needs in accordance with one's own position. In the modern education system, student self-government bodies at the legislative level have a wide range of rights and opportunities to participate in the management of universities, namely: participation in academic councils of the faculty and University, organization and conduct of scientific, cultural, sports, recreational and other events, assistance in the employment of students and the like. At the same time, in coordination with the student self-government bodies, decisions are made on the expulsion, restoration, transfer, settlement of persons studying at a higher educational institution.
Keywords
university management, self-government, students, research, analysis.
References
1. Avdeeva E.S. Osobennosti povedenija studentov v uslovijah cifrovoj jekonomiki i innovacionnoj aktivnosti // Vestnik Povolzhskogo instituta upravlenija. 2022. № 3. S. 50-57.
2. Adzhienko V.L. Berezhlivyj VUZ - innovacionnaja model' upravlenija universitetom // Novye tehnologii. 2021. № 2. S. 111-120.
3. Botirova N.K. Sovershenstvovanie informacionnoj obrazovatel'noj sredy dlja formirovanija professional'nyh navykov obuchajushhihsja v sisteme professional'nogo obrazovanija // Tehnicheskie nauki. 2022. № 2 (95). S. 1-3.
4. Bykova A.V. Innovacii v biznes-processah // Rossija: tendencii i perspektivy razvitija. 2022. № 1. S. 617-619.
5. Valiullina L.A., Bespalova M.Je., Hadasevich N.R. Integracija principov berezhlivogo proizvodstva i sistemy menedzhmenta kachestva v organizacii truda uchrezhdenij social'nogo obsluzhivanija // Liderstvo i menedzhment. 2019. № 2. S. 107-116. doi: 10.18334/eo.9.3.40849
6. Efremova P.V. Pokazateli ocenki jeffektivnosti razvitija innovacionnoj dejatel'nosti vuzov // Vopr. innovac. jekonomiki. 2019. T. 9. № 3. S. 989-1010.
7. Kolobkova A.A. Istoricheskij jekskurs stanovlenija i razvitija metodiki prepodavanija inostrannyh jazykov v rossijskih universitetah // Pedagogicheskij zhurnal. 2019. T. 9. № 4-1. S. 73-88.
8. Lunev A.N., Pugacheva N.B., Terent'eva I.V. Metodologicheskie osnovy opytno-jeksperimental'noj raboty kak komponenta issledovanij problem professional'nogo obrazovanija // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2015. № 1-2. S. 132.
9. Nemova, O.A., Medvedeva T.Ju. Svoboda professional'nogo vybora i proforientacija: renessans dikogo kapitalizma ili shag vpered? // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija. 2019. №2 (27). T.8. S. 172-175.
10. Ponomarev M V., Savel'eva L.V. Universitetskie tehnoparki: universal'naja model' i instrumenty proektirovanija // Arhitektura i sovrem. inform. tehnologii. 2021. № 4. S. 377-393.
11. Sokolov A.P. O novoj forme razvitija sistemy upravlenija organizaciej pri realizacii proektov // Jekonomika i upravlenie: problemy, reshenija. 2019. T. 10. № 3. S. 60-64.
12. Mohova O.L., Basherov O.I., Sannikova O.A., Tereshina V.Ju. Ustojchivoe razvitie vuza v uslovijah globalizacionnyh processov // Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika. 2022. № 1(47). S. 232-241. DOI 10.25726/o6761-0763-6252-d.
13. Shpak G.B., Bondarenko T.N. Upravlenie sovremennym vuzom: problemy i perspektivy razvitija // Vestnik HGUJeP. 2019. № 3. S.5-11.