УДК 37.01
О.В. Сарментова РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н И. ЛОБАЧЕВСКОГО
Система студенческого самоуправления выступает в современных условиях в качестве одной из наиболее значимых составляющих развития профессионального потенциала будущего специалиста. Площадки для самореализации студентов открывают новые возможности самореализации и освоения ряда компетенций других специальностей. В качестве эмпирической базы исследования анализируется опыт молодёжной политики Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.
Ключевые слова: студенческое самоуправление, студенческая площадка, компетентност-ный подход, молодёжная политика вуза, конкурентоспособность вуза.
Российские учебные заведения высшего образования в условиях социально-экономических и политических преобразований, развития наукоемких технологий уделяют большое внимание вопросам качества и эффективности своей деятельности. Необходимость расширения функций образовательного учреждения для удовлетворения потребностей рынка труда обусловлена растущей конкуренцией на рынке образовательных услуг. Проблемы организации студенческого самоуправления как средства повышения качества подготовки специалистов актуальны и очевидны в связи с тем, что в образовании особое значение отводится подготовке образованных, высоконравственных, способных творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и совершенствовать свое профессиональное мастерство специалистов. Создание в вузе среды, которая способствует направленному формированию ценностных ориентаций студентов, является значимой составляющей развития профессионального потенциала будущих специалистов. В качестве такой благоприятной среды можно рассматривать систему студенческого самоуправления, которая благодаря своей ценностно-ориентирующей функции, выводит студентов в сферу мировоззренческого осмысления социальной и профессиональной реальности, их отношений с окружающими людьми.
Необходимость формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов вуза объясняется различными аспектами. Выпускнику высшей школы, не имеющему опыта работы в студенческих организациях, сложно адаптироваться в новом рабочем коллективе, так как он не имеет навыка командного взаимодействия, принятия решений и несения ответственности за них; опыта проектной деятельности в социальной сфере. Одной из актуальных задач вуза является подготовка студентов - будущих выпускников к динамичным изменениям, происходящим на современном рынке труда [1]. Профессиональная компетентность выпускника существенно влияет на его адаптацию в профессиональной сфере: облегчает её и повышает конкурентоспособность [2, с. 47]. Выпускники Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, прошедшие школу студенческого актива, имеют больше возможностей и шансов успешно трудоустроиться и зарекомендовать себя в качестве лидеров в рабочих коллективах, в инновационно ориентированной сфере профессиональной деятельности в целом. В свою очередь, уровень трудоустройства выпускников отражается на имидже вуза и является одним из основных критериев, дающим право вузу рассчитывать на высокий рейтинг. Участие молодёжи в деятельности студенческого самоуправления рассматривается как необходимый элемент для ответа на вызовы, которые активно заявляют рост конкуренции и развитие новых технологий, а также для увеличения степени социальной сплоченности, предоставления равных возможностей и улучшения качества жизни [3].
Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии».
Предоставленные администрацией университета площадки для самореализации студентов, желающих заниматься студенческим самоуправлением, позволяют молодым людям проявить себя в качестве будущих специалистов и освоить ряд компетенций других специальностей. Вовлечение молодежи в деятельность студенческого самоуправления повышает уровень её компетенций в социальной, экономической, управленческой сферах деятельности и возрастает ее роль в развитии студенческого самоуправления в вузе. Студенческое самоуправление в университете является мощным ресурсом и локомотивом развития инновационных проектов по формированию различного рода компетенций у студенческой молодежи [4]. Успех деятельности студенческого самоуправления во многом зависит от целенаправленного совершенствования его структуры и принципов функционирования, правильного выбора методов формирования общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций, и технологии их внедрения [5, с. 31]. Перед вузами стоит тот же вопрос, что и перед коммерческими организациями: каким образом органы студенческого самоуправления могут работать эффективнее, экономичнее и получать результат более высокого качества [6, с. 9]. Реализация молодёжной политики на базе Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского приводит к осознанию необходимости использования современных технологий в области развития студенческого самоуправления и внедрения системных проектов, направленных на формирование у лидеров студенческого самоуправления компетенций управленца, руководителя, стратега. Выпускники университета, владеющие так называемым «проектным типом мышления» востребованы у современных работодателей, так как руководствуются в своей деятельности не только стремлением к стабильной и возрастающей карьере, но и наличием мотивированного интереса к конкретному проекту организации и получению признания среди профессионалов в той или иной сфере деятельности [7, с. 84]. Цели органов студенческого самоуправления, развернутые в проекты являются основным полем деятельности возникающих полноценных служб при вузах, ориентированных на подготовку конкурентоспособных специалистов. Внедрение инновационных технологий в сферу студенческого самоуправления, в деятельность центра содействия трудоустройству выпускников и образовательный процесс в целом является инвестицией в систему образования, в систему подготовки конкурентоспособных специалистов. Именно такая система позволит молодёжи избежать отрыва качества образования от современных требований рынка труда и будет выстраиваться на основе выявления соответствия качества подготовки потребностям рынка. Так же эта система может рассматриваться как достаточно надежный источник информации о том, как учебное заведение выводит своих выпускников на достойный рынок труда.
Принципиальный подход в формировании компетенций определяется системностью, а далее следует практика, которой следует эффективно управлять. Использование проектного подхода позволяет инициировать множество проектов и реализовать их [8, с. 7]. Можно отметить такие значимые проекты: школа студенческого актива «ДНК (Думай! Наблюдай! Координируй!) - основа жизни», имеющая целью формирование и развитие управленческих компетенций; межрегиональная школа творческого актива «СТаг!», деятельность которой направлена на развитие общекультурных компетенций. Отдел учебно-воспитательной работы ННГУ им. Н.И. Лобачевского является автором и успешно претворяет в жизнь проекты, направленные на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов и их дальнейшее развитие - межрегиональный форум «Лига», который проводится в два этапа. Этап «Лига.Зима» ставит целью развитие у студентов компетенций по управлению студенческими организациями и проектами в сфере студенческого самоуправления. Летний этап - «Лига.Лето» представляет собой межрегиональный лагерь семинар по личностному развитию, развитию управленческих компетенций для студентов старших курсов российских учреждений высшего профессионального образования.
Необходимость гармонизации российского и европейского образования подчеркивается вхождением России в Европейское образовательное пространство. В национальном исследо-
вательском университете им. Н.И. Лобачевского работу в этом направлении на уровне студенческого самоуправления проводит студенческий Совет университета в целом и студенческий Совет факультета иностранных студентов в частности. В рамках деятельности студенческого самоуправления в данном направлении осуществляется изучение культурологии, страноведения, содействие в проведении интернациональных мероприятий. Свободное владение иностранным языком, интервьюирование для студенческих СМИ университета, проведение презентаций, научно-практических конференций даёт студентам опыт в решении профессиональных задач и способствует формированию компетенций, позволяющих выходить на международный образовательный рынок [9, с. 234].
Сегодня в российских вузах большое внимание уделяется совершенствованию системы менеджмента студенческих организаций с использованием различных подходов. Среди экспертов по молодежной политике нет единого мнения о предпочтительности той или иной модели студенческого самоуправления в вузе. Очевидно, что формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций лидеров студенческого самоуправления, актива студентов может быть разработано руководством конкретного вуза совместно со студентами и при участии всего коллектива. Формирование и развитие у студентов различного рода компетенций способствует чёткому структурированию системы менеджмента органов студенческого самоуправления, которая в свою очередь преследует следующие цели:
• повышение престижа университета в целом и его привлекательности для абитуриентов;
• совершенствование процесса самоуправления и соуправления студенческих организаций, своевременное и систематическое выявление недостатков в области претворения в жизнь проектов, направленных на развитие студенческого самоуправления;
• разработку и совершенствование модели студенческого самоуправления, создание экспериментальных площадок для апробации новых направлений развития студенческих организаций;
• ориентацию на использование студентами, полученного опыта в процессе участия в деятельности студенческого самоуправления и соуправления в своей профессиональной деятельности.
Отделом учебно-воспитательной работы университета определена область применения системы менеджмента студенческих организаций - студенты вуза. Она распространяется на отделы очного и заочного обучения, все кафедры и структурные подразделения, обеспечивающие образовательный процесс в университете. Проблемы в деятельности студенческого самоуправления, с которыми мы чаще всего сталкиваемся, обусловлены сложностью координации работы различных подразделений. Можно отметить, что довольно трудно изменить образ мышления сотрудников университета и студентов таким образом, чтобы он соответствовал современному уровню развития студенческого самоуправления. Научно-педагогические работники, являясь квалифицированными в области науки, техники, методики преподавания, считают распорядок своей работы правильным и не всегда приветствуют осуществление перемен. Некоторые преподаватели и сотрудники не видят смысла в мероприятиях по развитию системы студенческого самоуправления. В результате они проявляют неявное сопротивление происходящим изменениям. Различные формы сопротивления могут привести к конфликтной ситуации вокруг инноваций, нарушить эмоциональный климат в коллективе. В процессе внедрения системы менеджмента студенческих организаций появляются сторонники, признавшие перемены. Их поддержка со стороны ректора положительно влияет на других преподавателей и структурные подразделения вуза. Для совершенствования системы менеджмента студенческих организаций необходимо сосредоточиться на следующих направлениях:
• описание проблемных процессов развития студенческого самоуправления;
• разработка положений деятельности студенческих организаций;
Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии».
• электронное сопровождение нормативной базы, касающейся деятельности студенческих организаций;
• участие студентов в проведении мониторинга качества студенческого самоуправления.
Одной из важнейших задач системы менеджмента студенческих организаций в вузе, системы студенческого самоуправления является не только развитие активной жизненной позиции, но и формирование общекультурных, профессиональных компетенций у студентов, как одной из инновационных составляющих современного менеджмента высшей школы. Опыт студенческого самоуправления, полученный в стенах Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, является апробацией проектной деятельности в профессиональной, социальной, экономической, психологической сферах. Он учит быстро анализировать информацию, принимать творческие решения в ситуации неопределённости, обладать коммуникативной компетентностью. Сформированные и развитые у студентов и выпускников университета общекультурные и профессиональные компетенции является гарантом их востребованности на современном рынке труда, так как они обладают приемами инновационного менеджмента, имеют компетенции по динамичному развитию организации, потребность в постоянном самосовершенствовании, готовность к непрерывному образованию в течение всей жизни [10, с.108].
Библиографический список
1. The Bruges Communiqué on enhanced European Cooperation in Vocational Education and Training for the period 2011-2020 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ec.europa.eu/education/ vocation-al-education/doc/bruges_en.pdf, last access (Дата обращения 01.03.2015).
2. Григораш, О.В. Система подготовки высококвалифицированных специалистов технических направлений [Текст] // Высшее образование сегодня. 2014. № 7. С. 41-49.
3. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bologna /documents/MDC/PRAGUE_COMMUNIQUE.pdf, p. 2, last access (Дата обращения 01.03.2015).
4. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов: тезисы докладов Всероссийского семинара-конференции по выполнению планов мероприятий по реализации вузами-победителями программ повышения конкурентоспособности («дорожных карт») (Москва, 14 ноября 2013) [Электронный ресурс] // Режим доступа: М1р://минобрнауки.рф/документы/3045/ файл /1673/13.02.06-поддержка^£ (Дата обращения: 02.03.2015).
5. Бундин, М.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов: учебное пособие [Текст] / М.В. Бунидин, Н.Ю. Кирюшина. - Н. Новгород: ННГУ, 2012. - 64 с.
6. Александрова, И.Б. Современные методы управления как фактор развития организации [Текст] / И.Б. Александрова, В.Г. Фролов // Общество, наука и инновации: Сб. ст. международной научно-практической конференции (Уфа, 29-30 ноября 2013г.). - Уфа, 2013. С. 6-12.
7. Сокольник, И.В. Требования рынка труда к выпускникам вузов [Текст] // Экономика и современный менеджмент: проблемы и решения: тезисы доклада международной заочной научно-практической конференции (Новосибирск, 27 февраля 2013 г.). - Новосибирск, 2013. С.81-85.
8. Хохлов, А. Проектно-ориентированный университет [Текст] / А. Хохлов, Р. Стронгин, А. Грудзин-ский // Высшее образование в России. 2002. № 2. С. 3-11.
9. Сарментова, О.В. Проектная системная работа по межнациональному сотрудничеству как инструмент гармонизации отношений в молодёжной среде [Текст] // В мире научных открытий. 2013. №11.12 (47). С.226 -248.
10.Профессиональные компетенции студентов и выпускников высших учебных заведений и их оценка на рынках труда. Сб.ст. международной научно-практической конференции (Курск, 18-19 апреля 2013) [Текст]. - Москва, 2013. - 328 с.